Rafale | |
Тип | многоцелевой истребитель |
Разработчик | Dassault Aviation |
Производитель | Dassault Aviation |
Первый полёт | 4 июля 1986 (Rafale A) |
Начало эксплуатации | 18 мая 2001 года |
Статус | в производстве, эксплуатируется |
Эксплуатанты | ВВС Франции[1][2] ВМС Франции[2] |
Единиц произведено | более 165 (на июль 2020 года) |
Стоимость единицы | 85-124 млн в зависимости от комплектации (на 2012 год)[3] |
Изображения на Викискладе |
Материалы конструкции планера самолета Rafale. Сверху вниз: алюминий-литиевые сплавы; титановые сплавы; органопластики на основе «кевлара»; термопластичные углепластики
Сопловые устройства двигателей М88-2. Расположенный в основании киля отсек обнаружительного приёмника бортового комплекса обороны Thales SPECTRA снизу закрыт экраном-створкой из жаропрочного материала.
Дассо «Рафаль»
(фр. Dassault Rafale, букв. «Шквал») — французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный французской [4].
Совершил первый полёт 4 июля 1986 года. Принят на вооружение ВМС и ВВС Франции в 2004 и 2006 году соответственно[5].
Содержание
- 1 Конструкция 1.1 Двигатель
- 5.1 Поставки на экспорт
- 8.1 Технические характеристики
Конструкция
Выполнен по традиционной для истребителей фирмы Dassault Aviation аэродинамической схеме «утка»[6] с дополнительным высокорасположенным передним горизонтальным оперением (т. н. канарды
), среднерасположенным треугольным в плане крылом с корневыми наплывами и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа.
Переднее поворотное горизонтальное оперение расположено впереди крыла для увеличения маневренности самолета (максимальная эксплуатационная перегрузка — 9 g). Однокилевой. Силовая установка двухдвигательная. Может эксплуатироваться с ВПП длиной 400 м.[7]
На истребителе установлена ОПС, РЛС с ФАР/АФАР RBE/RBE2 (с 2012 года). Оборудован системой предупреждения Thales SPECTRA, она включает: предупреждение о лазерном облучении, о радиолокационном облучении, систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG (с 2012 года), состоящей из 2 пассивных ИК-датчиков на киле. Система DDM-NG позволяет получать сферическую картинку в ИК-диапазоне.[8]
Каналы воздухозаборников выполнены S-образно и экранируют лопатки компрессора, обеспечивая тем самым снижение ЭПР самолёта.
Двигатель
Первые Rafale проходили испытания на двигателях F404, затем разработка собственного двигателя M88-2 была начата с 1987 года и стоила около 8,5 млрд франков или около 1,5 млрд евро. Серийно производится с 1996 года. Двигатель M88 относится к 5-му поколению двигателей. Конструктивные требования для 5-го поколения включают ступени: 3 КНД, 5-6 КВД, 1 ТВД, 1 ТНД, противовращение роторов[9].
Тип двигателя: двухвальный двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой, состоит из 3-ступенчатого компрессора низкого давления (КНД), лопатки выполнены из титановых сплавов, компрессор высокого давления (КВД) 6-ступенчатый, кольцевая камера сгорания с керамическим напылением, температура газов перед турбиной +1580 °C, турбины высокого давления (одноступенчатая), одноступенчатой турбины низкого давления, форсажной камеры, сопла. Система управления FADEC. Коробка агрегатов расположена снизу. Монокристаллические лопатки турбины и диски, выполненные методом порошкового литья.
Конструкция[править | править код]
Выполнен по традиционной для истребителей фирмы Dassault Aviation аэродинамической схеме «Утка»[7] с дополнительным высокорасположенным передним горизонтальным оперением (т. н. канарды
), среднерасположенным треугольным в плане крылом с корневыми наплывами и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа.
Переднее поворотное горизонтальное оперение расположено впереди крыла для увеличения маневренности самолета (максимальная эксплуатационная перегрузка — 9 g). Однокилевой. Силовая установка двухдвигательная. Может эксплуатироваться с ВПП длиной 400 м.[8]
На истребителе установлена ОПС, РЛС с ФАР/АФАР RBE/RBE2 (с 2012 года). Оборудован системой предупреждения Thales SPECTRA, она включает: предупреждение о лазерном облучении, о радиолокационном облучении, систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG (с 2012 года), состоящей из 2 пассивных ИК-датчиков на киле. Система DDM-NG позволяет получать сферическую картинку в ИК-диапазоне.[9]
Каналы воздухозаборников выполнены S-образно и экранируют лопатки компрессора, обеспечивая тем самым снижение ЭПР самолёта.
Двигатель[править | править код]
Первые Rafale проходили испытания на двигателях F404. Разработка собственного двигателя M88-2 была начата в 1987 году и стоила около 8,5 млрд. франков (около 1,5 млрд евро). Серийно производится с 1996 года. Двигатель M88 относится к 4-му поколению двигателей. Конструктивные требования для 4-го поколения включают ступени: 3 КНД, 5-6 КВД, 1 ТВД, 1 ТНД, противовращение роторов[10].
Тип двигателя: двухвальный двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой, состоит из 3-ступенчатого компрессора низкого давления (КНД), лопатки выполнены из титановых сплавов, компрессор высокого давления (КВД) 6-ступенчатый, кольцевая камера сгорания с керамическим напылением, температура газов перед турбиной +1580 °C, турбины высокого давления (одноступенчатая), одноступенчатой турбины низкого давления, форсажной камеры, сопла. Система управления FADEC. Коробка агрегатов расположена снизу. Монокристаллические лопатки турбины, диски, выполненные методом порошковой технологии. Двигатель обеспечивает Rafale крейсерскую сверхзвуковую скорость с 2 ракетами и подвесным топливным баком без включений форсажного режима.[11][12]
Варианты
Rafale B. 2007 год
По состоянию на февраль 2012 года компания предлагает следующие версии самолёта: Rafale C, Rafale M и Rafale B[10].
Rafale A Опытно-демонстрационный. Rafale B Двухместный, наземного базирования. Rafale C Одноместный, наземного базирования. Rafale D Первоначальное название Rafale C (переименован в 1990 году). Rafale M Одноместный, авианосного базирования.
Первый прототип одноместного многоцелевого палубного самолета Rafale М, созданного по проекту АСМ (Avion de Combat Marine), совершил первый полет 12 декабря 1991 года. Основное отличие этой модификации — увеличенная на 750 кг масса конструкции, усиленные стойки шасси Messier-Bugatti. Другие отличия включают — 13 узлов подвески вместо 14, и уменьшенная на 2000 кг максимальная взлетная масса (19500 кг). Rafale М модификации Standart F1 введен в строй в декабре 2000 года и достиг полной боевой готовности в 2004 году.
С середины 2006 года на вооружение авиации ВМФ Франции стали поступать самолеты модификации Standart F2. Они, как и машины ВВС Франции, применялись в ходе операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане[11].
Rafale N Двухместный, авианосного базирования. Rafale BM Первоначальное название Rafale N. Носитель ядерного оружия. Rafale DM Двухместный для ВВС Египта. Rafale EM Одноместный для ВВС Египта. Rafale DH Двухместный для ВВС Индии. Rafale EH Одноместный для ВВС Индии.
Многоцелевой истребитель Rafale (Франция)
Многоцелевой истребитель Rafale предназначен для всепогодных атак наземных целей с преодолением ПВО противника на малой высоте, выполнения задач ПВО и завоевания превосходства в воздухе. Способен действовать как на малых, так и на больших удалениях от аэродрома вылета. Самолет Rafale задумывался в качестве экспериментального передового боевого самолета пятого поколения (АСХ — Advanced Combat Experimental) для отработки новейших технологий, которые могли бы быть использованы впоследствии для создания аппарата, призванного заменить самолет ВВС Франции «Ягуар» и ВМС Франции «Крусейдер» и «Супер Этандар». Первый опытный образец, оснащенный двумя турбовентиляторными двигателями Дженерал Электрик.
4 июля 1986 г. в первом же полете превысил скорость звука. Через 2 года опытный экземпляр продемонстрировал серию посадок на авианосец «Клемансо». В апреле 1989 г. самолет был временно поставлен на ремонт для установки в левую гондолу форсированного турбовентиляторного двигателя SNECMA М88-2. В таком варианте он поднялся в воздух 27 февраля 1990 г. В дальнейшем двигатель М88 был выбран для установки на серийные самолеты Rafale.
Самолет Rafale выполнен по схеме «утка», с треугольным крылом и воздухозаборниками двигателей, расположенными под фюзеляжными наплывами. Система управления полетом электродистанционнная. Имеется система уменьшения нагрузок при воздействии порывов ветра и при движении по ВПП с неровной поверхностью. Крыло снабжено автоматически отклоняемыми трехсекционными предкрылками и трехсекционными элевонами по всему размаху с одновременным и дифференциальным отклонением. В конструкции широко используются новые материалы (их масса составляет 35% от общей массы планера самолета). Так, из композиционных материалов изготовлены носовая и хвостовая части фюзеляжа, передние управляющие поверхности, киль, руль направления, элевоны и большинство деталей крыла.
Средняя часть фюзеляжа и панели воздухозаборников выполнены из алюминиево-литиевого сплава, предкрылки — из титанового. Специалисты утверждают, что шасси самолета рассчитано на посадку с вертикальной скоростью 4 м/с. Силовая установка состоит из двух ТРДДФ F404 американского производства тягой по 7800 кгс. Сообщается, что на серийных машинах эти двигатели будут заменены более мощными ТРДДФ М88 собственного производства.
Самолет рассчитан на маневрирование при ведении воздушного боя. Чтобы уменьшить перегрузки пилота, наклон спинки кресла летчика увеличен до 30-40°. Самолет имеет уменьшенный запас статической устойчивости и оснащен электродистанционной системой управления полетом с четырехкратным резервированием по всем каналам. Она работает в комплексе с системой управления силовой установкой и связана с системой управления оружием.
Установлены 2 двигателя модульной конструкции с тягой на форсаже 7440 кгс. Начиная с 2005 г. планируется установка более мощного варианта двигателя с форсированной тягой 8870 кгс.
Самолет обладает пониженным запасом статической устойчивости. Электронно-дистанционная система управления обеспечивает хорошую управляемость на больших углах атаки с автоматической защитой от выхода на критические режимы, уменьшение воздействия турбулентности в полете с большой скоростью на малой высоте, а также автоматическое регулирование тяги двигателей при заходе на посадку.
Целевое оборудование самолета включает РЛС RBE2, ИК-датчики пусков противником УР, ИНС SAGEM «Улис» 52Х с лазерными гироскопами, а также аппаратуру помехоустойчивой скрытной связи и каналам «воздух-воздух» и «воздух-земля» и систему опознавания принадлежности. Дополнительно используется автоматическая система следования рельефу местности, оборонительная радиоэлектронная система SPECTRA, оптоэлектронная система переднего обзора. OSF нашлемный индикатор, речевая система управления.
Rafale A — прототип самолета Rafale. Он был несколько больше и тяжелее, чем самолет Rafale C/M и оснащен двумя двигателями F404-GE-400 тягой 6800 кг, на базе которых был разработан двигатель М88.
Rafale B — опытный экземпляр, заказанный как двухместный учебно-тренировочный вариант самолета Rafale C, но сохранивший все функциональные возможности.
Rafale C — два опытных экземпляра, заказанные как одноместные многоцелевые боевые самолеты. Первый самолет, заказанный в апреле 1988 г., совершил полет в феврале 1991 г. Первоначально имел обозначение Rafale D — французский термин для самолета-невидимки технологии «стелс», но в 1990 г. был переименован в Rafale C. ВВС Франции затребовали 250 самолетов в одноместном и двухместном вариантах.
Rafale M —два опытных экземпляра, заказанные для ВМС Франции как палубный одноместный многоцелевой самолет с обозначением Rafale M. Схож с самолетом Rafale C, но оснащен посадочным крюком и модифицированной носовой стойкой изменяемой длины. ВМС затребовали 86 машин.
На самолете Rafale A испытывалась речевая система управления Крузе EVA II с дешифратором слитной речи. Словарь системы составляет около 100 слов, представляющих собой команды для изменения формата отображения информации на индикаторах, переключения диапазонов радиосвязи и режима работы систем. Проведены также испытания системы речевой аварийной сигнализации.
Вооружение включает пушку GIAT М791В калибра 30 мм на боку левого воздухозаборника; 14 внешних узлов навески, на которых могут размещаться ракеты класса «воздух-воздух» «Мика», APACHE, ракеты класса «воздух-поверхность» «Экзосет» или AS.30L, неуправляемые или с лазерным наведением бомбы; подвесные контейнеры с разведывательным оборудованием, средствами электронной разведки ELINT или постановщиками помех.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Экипаж, чел. 1-2 Скорость, км/ч: максимальная на высоте около 10 км 2100 максимальная на высоте до 3 км 1390 Практический готолок, м 20000 Дальность перегоночная, км 4000 Масса, кг: максимальная взлетная 19500 нормальная взлетная 14000 пустого самолета 9060 Максимальная боевая нагрузка, кт 6800 Длина разбега (при нормальной взлетной массе), м 400 Длина пробега (при нормальной посадочной массе), м 300 Габариты самолета, м: размах крыла 10,90 длина 15,3 высота 5,34 Двигатель: ТРДДФ SNECMA М 88-2, кгс 2 по 5000/7500
На вооружении
Страны эксплуатанты Dassault Rafale
- Франция Франция — 152 Rafale, по состоянию на 2020 год. Заказано 180 шт[14]. ВВС Франции — 52 Rafale B и 48 Rafale С по состоянию на 2020 год.[15].
- ВМС Франции — 44 Rafale М, по состоянию на 2020 год.[15]
Поставки на экспорт
- Катар Катар — 24 ед. (2015)[14], 12 ед. (2017)[17].
- Египет Египет — 24 ед.(2015)
- Индия — 36 ед. (2016)[18][19]
31 января 2012 стало известно, что компания Dassault Aviation стала победителем индийского тендера MRCA (англ.)русск. на поставку 126 многофункциональных истребителей для ВВС Индии. Французская компания Dassault Aviation настаивала на 10,5 миллиарда евро. В мае цена была снижена до 7,8 миллиарда. Согласно условиям тендера, победитель должен будет впоследствии реинвестировать в индийскую промышленность 50 % от стоимости контракта.
Индия рассматривает возможность производства истребителей «Грипен» для замены МиГ-21
Решение Индии закупить 36 истребителей Rafale прямой поставкой из Франции всколыхнуло волну спекуляций, кто же восполнит пробел, если Нью-Дели не сделает заказ на все 126 самолетов, как предполагалось ранее (из них 108 по контракту лицензионного производства), сообщает business-standard.com 18 апреля. Министр обороны Индии Манохар Паррикар (Manohar Parrikar) прямо заявил, что ВВС нуждаются в легких истребителях для замены парка МиГ-21. «Рафаль» не предназначен для замены МиГ-21, для этой цели подходит наш истребитель Tejas или иностранный, который будет производиться в Индии», сказал он.
Боевое применение
- Война в Афганистане (с 2001) — в марте 2007 года произошло первое боевое применение «Дассо Рафаля».
- Война в Ливии — с марта по октябрь 2011 года небольшие группы «Рафалей» (наряду с Mirage 2000) патрулировали воздушное пространство Ливии, а также наносили точечные удары по войскам и военным объектам Муаммара Каддафи. На аэродроме Мисураты ими были уничтожены по крайней мере пять истребителей МиГ-23 и два ударных вертолёта Ми-35[20].
- Военная операция против «Исламского государства» — в 2015—2016 годах, в составе сил коалиции, с борта авианосца Шарль де Голль наносил удары по силам ИГИЛ в Ираке (и Сирии?)[21].
Происшествия
- 6 декабря 2007
истребитель модификации
Рафаль B
(сер. номер 316, истребительной эскадрильи 1/7 «Прованс» (фр. l’escadron de chasse 1/7 «Provence») ВВС Франции)[22], взлетевший с военно-воздушной базы Сен-Дизье, разбился в 18:30 по местному времени, вблизи населенного пункта Невик, в центральной части Франции. Самолёт выполнял тренировочный полёт. Причина — сбой в электродистанционной системе управления полётом. Пилот — капитан Эммануэль Морьюзе (фр. Le capitaine Emmanuel Moriuser) погиб. - 24 сентября 2009
два истребителя модификации
Рафаль M
(сер. номера 22 и 25, 12-й флотилии ВМС Франции)[23], упали в Средиземное море в 30 км от города Перпиньян, в результате столкновения. Катастрофа произошла в 18:10 по местному времени, при возвращении самолётов на авианосец «Шарль де Голль». Согласно информации из Бюро расследований происшествий при министерстве обороны (фр. Bureau enquetes accident de la Defense), причиной катастрофы явился человеческий фактор. Пилот одного из истребителей, капитан 3-го ранга Жан Бофиль (фр. Capitaine de corvette Yann Beaufils) катапультировался. Пилот второго истребителя, капитан 2-го ранга Франсуа Дюфло (фр. Capitaine de fregate François Duflot) погиб. - 28 ноября 2010
истребитель модификации
Рафаль M
(сер. номер 18, 12-й флотилии ВМС Франции) упал в Аравийское море, возвращаясь на авианосец «Шарль де Голль» после выполнения боевого задания по поддержке коалиционных сил в контртеррористической операции в Афганистане. Авария произошла в 100 км от побережья Пакистана. Причина — техническая неисправность. Пилот катапультировался и был подобран спасательным вертолётом. - 2 июля 2012
— французский палубный истребитель Rafale разбился во время учений. Инцидент случился в Средиземном море с самолетом, базировавшимся на авианосце «Шарль де Голль». Пилот успел катапультироваться и остался в живых, спустя некоторое время его подобрал американский вертолёт. В Средиземноморье проходили совместные учения авианосцев Франции и США.
Происшествия[править | править код]
- 6 декабря 2007
истребитель модификации
Рафаль B
(сер. номер 316, истребительной эскадрильи 1/7 «Прованс» (фр. l’escadron de chasse 1/7 «Provence») ВВС Франции)[26], взлетевший с военно-воздушной базы Сен-Дизье, разбился в 18:30 по местному времени, вблизи населенного пункта Невик, в центральной части Франции. Самолёт выполнял тренировочный полёт. Причина — сбой в электродистанционной системе управления полётом. Пилот — капитан Эммануэль Морьюзе (фр. Le capitaine Emmanuel Moriuser) погиб. - 24 сентября 2009
два истребителя модификации
Рафаль M
(сер. номера 22 и 25, 12-й флотилии ВМС Франции)[27], упали в Средиземное море в 30 км от города Перпиньян, в результате столкновения. Катастрофа произошла в 18:10 по местному времени, при возвращении самолётов на авианосец «Шарль де Голль». Согласно информации из Бюро расследований происшествий при министерстве обороны (фр. Bureau enquetes accident de la Defense), причиной катастрофы явился человеческий фактор. Пилот одного из истребителей, капитан 3-го ранга Жан Бофиль (фр. Capitaine de corvette Yann Beaufils) катапультировался. Пилот второго истребителя, капитан 2-го ранга Франсуа Дюфло (фр. Capitaine de fregate François Duflot) погиб. - 28 ноября 2010
истребитель модификации
Рафаль M
(сер. номер 18, 12-й флотилии ВМС Франции) упал в Аравийское море, возвращаясь на авианосец «Шарль де Голль» после выполнения боевого задания по поддержке коалиционных сил в контртеррористической операции в Афганистане. Авария произошла в 100 км от побережья Пакистана. Причина — техническая неисправность. Пилот катапультировался и был подобран спасательным вертолётом. - 2 июля 2012
— французский палубный истребитель
Рафаль M
(сер. номер 24, 12-й флотилии ВМС Франции) разбился во время учений. Инцидент случился в Средиземном море с самолетом, базировавшимся на авианосце «Шарль де Голль». Пилот успел катапультироваться и остался в живых, спустя некоторое время его подобрал американский вертолёт. В Средиземноморье проходили совместные учения авианосцев Франции и США.[28]
Тактико-технические характеристики
Dassault Rafale
Технические характеристики
- Экипаж:
1—2 человека - Длина:
15,30 м[24] - Размах крыла:
10,90 м - Высота:
5,30 м - Площадь крыла:
45,7 м² - Масса пустого:
10 000 кг - Нормальная взлетная масса:
14 710 кг - Максимальная взлётная масса:
24 500 кг - Масса полезной нагрузки:
9500 кг - Масса топлива во внутренних баках
4700 кг[25] - Масса топлива в ПТБ:
6700 кг - Двигатель:
2 × двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой SNECMA M88-2-Е4 сухая масса двигателя: 897 кг - максимальная тяга: 2×5100 кгс
- тяга на форсаже: 2×7500 кгс
- температура газов перед турбиной: +1577 °C (1850 K)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость на большой высоте:
~ 1915 км/ч (=1,8)[25] - Радиус:
1800 км - Боевой радиус:
1389 км в варианте подвески: 3 ПТБ, 2 УР MICA, 2 УР Мeteor, 6 LGB/PGM, 1 Navigation POD. - Практический потолок:
15 240 м[24] - Скороподъёмность:
>305 м/с (18 300 м/мин)[25] - Нагрузка на крыло:
326 кг/м² - Тяговооружённость:
1,03 - Максимальная эксплуатационная перегрузка:
−3,2/+9,0 g[25]
Вооружение
- Пушечное:
1×30 мм Nexter DEFA 791B (темп стрельбы 2500 выстр/мин), боезапас — 125 патронов типа OPIT (бронебойно-зажигательный трассирующий) с донным взрывателем. - Ракеты:
«воздух—воздух»: MICA, AIM-9, AIM-120, AIM-132, MBDA Meteor, «Мажик» II - «воздух—поверхность»: ASMP с ядерной боевой частью, «Апач», AM-39, Storm Shadow, AASM.
Двигатель
- Форсированная тяга: 7440 кгс
- Удельный расход топлива Без форсажа: 0,875 кг на кгс в час
- На форсаже: 1,75 кг на кгс в час
В начале 2001 г. выяснилось, что двигатели самолётов «Рафаль», предназначенных для базирования на авианосце, требуют технической профилактики каждые 150 часов налёта[26], тогда как в походных условиях такая профилактика не могла проводиться чаще, чем через 500 часов. В результате вся партия самолётов «Рафаль» была забракована[уточнить
].
Аналоги[править | править код]
- Mitsubishi F-2 — японский истребитель на базе F-16;
- AIDC F-CK-1 — тайваньский лёгкий истребитель;
- HAL Tejas — индийский лёгкий истребитель;
- Chengdu J-10 — китайский истребитель
- Chengdu FC-1 Xiaolong — китайско-пакистанский истребитель
Таблица: сравнительные характеристики самолётов, принимавших участие в индийском тендере MMRCA
Название | Dassault Rafale [32] | Eurofighter Typhoon[33][34] | F-16IN Super Viper[35][36] | F/A-18E/F Super Hornet[37][38][39][40] | JAS 39 NG(IN)[41][42][43] | МиГ-35[44][45][46][47][48] |
Страна | ||||||
Производитель | Dassault Aviation | Eurofighter GmbH | Lockheed Martin | Boeing Defense, Space & Security | Saab AB | РСК «МиГ» |
Длина | 15,30 м | 15,96 м | 15,03 м | 18,31 м | 14,10 м | 17,32 м |
Размах крыла | 10,90 м | 10,95 м | 10,00 м | 13,62 м | 8,40 м | 12,00 м |
Площадь крыла | 45,7 м² | 50,0 м² | 27,9 м² | 46,5 м² | 30,0 м² | 42,0 м² |
Масса пустого | 10 000 кг | 11 000 кг | 9979 кг[49] | 14 552 кг[40] | 7100 кг | 11 000 кг |
Масса топлива (без ПТБ) | 4700 кг | 4996 кг[50] | 3265 кг | 6780 кг | 3360 кг[43] | 4800 кг |
Боевая нагрузка | 9500 кг | 7500 кг | 7800 кг | 8050 кг | 5300 кг[51] | 7000 кг |
Узлов подвески вооружения | 14 (5 для тяжёлого вооружения) | 13 | 11 | 11 | 10 | 10 |
Максимальная взлётная масса | 24 500 кг (нормальная — 14 700) | 23 500 кг | 21 800 кг | 29 937 кг[40] | 14 300 кг[52] | 23 500 кг |
Двигатель | 2 × Snecma M88[en] | 2 × Eurojet EJ200[en] | 1 × GE F110-132 | 2 × GE F414-400[en] | 1 × GE F414G[en] | 2 × РД-33МКВ |
Максимальная тяга | 2 × 50,0 кН | 2 × 60,0 кН | 1 × 84,0 кН | 2 × 62,3 кН | 1 × 62,3 кН | 2 × 53,0 кН |
Максимальная тяга на форсаже | 2 × 75,0 кН | 2 × 90,0 кН | 1 × 144,0 кН | 2 × 98,0 кН | 1 × 98,0 кН | 2 × 88,3 кН |
Максимальная скорость на высоте | =1,8+[53] | =2,25[54] | =2,0 | =1,8 | =2,0[55] | =2,25 |
Боевой радиус | 1389 км (с 3-мя ПТБ) | 1390 км[56] | 550 км | 722 км | 800 км | 1000 км |
Практический потолок | 15 240 м | 19 812 м | 18 000 м | 15 000 м | 15 240 м | 17 500 м |
Скороподъёмность | 305 м/с | 315 м/с | 254 м/с | 228 м/с | 255 м/с | 330 м/с |
Тяговооружённость | 1,03 | 1,18 | 1,10 | 0,93 | 1,18 | 1,10 |
Управляемый вектор тяги | нет | есть | нет | нет | нет | есть |
БРЛС с АФАР | есть | есть | есть | есть | есть | есть |
Первый полёт | 4.07.1986 | 27.03.1997 | 2.02.1974 | 29.11.1995 | 9.12.1988 | 24.11.2016 |
Начало эксплуатации | 2001 | 2003 | 1984 | 2000 | 1997 | до 2020 |
Стоимость (2011 год) | 85—124 млн[57] | $120 млн[58] | $50,0 млн[59] | $55,0 млн[60] | $48,0 млн | ~$45,0 млн |
Аналоги
- Mitsubishi F-2 — японский истребитель на базе F-16;
- AIDC F-CK-1 — тайваньский лёгкий истребитель;
- HAL Tejas — индийский лёгкий истребитель;
- Chengdu J-10 — китайский истребитель
- Chengdu FC-1 Xiaolong — китайско-пакистанский истребитель
Таблица: сравнительные характеристики самолётов, принимавших участие в индийском тендере MMRCA
Название | Dassault Rafale [27] | Eurofighter Typhoon[28][29] | F-16IN Super Viper[30][31] | F/A-18E/F Super Hornet[32][33][34][35] | JAS 39 NG(IN)[36][37][38] | МиГ-35[39][40][41][42][43] |
Страна | ||||||
Производитель | Dassault Aviation | Eurofighter GmbH | Lockheed Martin | Boeing Defense, Space & Security | Saab AB | РСК «МиГ» |
Длина | 15,30 м | 15,96 м | 15,03 м | 18,31 м | 14,10 м | 17,32 м |
Размах крыла | 10,90 м | 10,95 м | 10,00 м | 13,62 м | 8,40 м | 12,00 м |
Площадь крыла | 45,7 м² | 50,0 м² | 27,9 м² | 46,5 м² | 30,0 м² | 42,0 м² |
Масса пустого | 10 000 кг | 11 000 кг | 9979 кг[44] | 14 552 кг[35] | 7100 кг | 11 000 кг |
Масса топлива (без ПТБ) | 4700 кг | 4996 кг[45] | 3265 кг | 6780 кг | 3360 кг[38] | 4800 кг |
Боевая нагрузка | 9500 кг | 7500 кг | 7800 кг | 8050 кг | 5300 кг[46] | 7000 кг |
Узлов подвески вооружения | 14 (5 для тяжёлого вооружения) | 13 | 11 | 11 | 10 | 10 |
Максимальная взлётная масса | 24 500 кг (нормальная — 14 700) | 23 500 кг | 21 800 кг | 29 937 кг[35] | 14 300 кг[47] | 23 500 кг |
Двигатель | 2 × Snecma M88[en] | 2 × Eurojet EJ200[en] | 1 × GE F110-132 | 2 × GE F414-400[en] | 1 × GE F414G[en] | 2 × РД-33МКВ |
Максимальная тяга | 2 × 50,0 кН | 2 × 60,0 кН | 1 × 84,0 кН | 2 × 62,3 кН | 1 × 62,3 кН | 2 × 53,0 кН |
Максимальная тяга на форсаже | 2 × 75,0 кН | 2 × 90,0 кН | 1 × 144,0 кН | 2 × 98,0 кН | 1 × 98,0 кН | 2 × 88,3 кН |
Максимальная скорость на высоте | =1,8+[48] | =2,25[49] | =2,0 | =1,8 | =2,0[50] | =2,25 |
Боевой радиус | 1389 км (с 3-мя ПТБ) | 1390 км[51] | 550 км | 722 км | 1300 км | 1000 км |
Практический потолок | 15 240 м | 19 812 м | 18 000 м | 15 000 м | 15 240 м | 17 500 м |
Скороподъёмность | 305 м/с | 315 м/с | 254 м/с | 228 м/с | 255 м/с | 330 м/с |
Тяговооружённость | 1,03 | 1,18 | 1,10 | 0,93 | 1,18 | 1,10 |
Управляемый вектор тяги | нет | есть | нет | нет | нет | есть |
БРЛС с АФАР | есть | есть | есть | есть | есть | есть |
Стоимость (2011 год) | 85—124 млн[52] | $120 млн[53] | $50,0 млн[54] | $55,0 млн[55] | $48,0 млн | ~$45,0 млн |
Производство[править | править код]
В 2009 году Министерство обороны Франции заказало дополнительно 60 истребителей[15].
7 декабря 2011 года министр обороны Франции Жерар Лонге заявил, что производство «Рафаль» будет свернуто (после того, как компания выполнит оплаченный заказ для ВВС Франции на 180 самолётов), если не появятся иностранные заказы на истребитель[16], несмотря на то, что перспективной замены «DR» пока что нет.
31 января 2012 стало известно, что компания Dassault Aviation стала победителем индийского тендера MMRCA (англ.)русск. на поставку 126 многофункциональных истребителей для ВВС Индии. Французская компания Dassault Aviation настаивала на 10,5 миллиарда евро. В мае цена была снижена до 7,8 миллиарда. Согласно условиям тендера, победитель должен будет впоследствии реинвестировать в индийскую промышленность 50 % от стоимости контракта.
Примечания
- OrBat France — MilAvia Press.com: Military Aviation Publications
- ↑ 12
Франция усовершенствует истребители Rafale для ВМС - Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер Архивировано 3 февраля 2012 года.
- Елисейский дворец приветствует победу «Рафалей» в индийском тендере
- Контракт на поставку истребителей «Рафаль» ВВС ОАЭ может быть подписан в ноябре
- Булат, Павел.
На пути к пятому и шестому поколению. Часть VI (недоступная ссылка) - Rafale page, Federation of American Scientists site, accessed February 14, 2010
- [1] Архивировано 2 июля 2013 года. // MBDA — e-catalogue
- Иноземцев А. А., Сандрацкий В. Л. Газотурбинные двигатели. Пермь, 2006, ОАО «Авиадвигатель», стр. 121
- Optimized airframe Архивировано 6 декабря 2009 года.
- Мировая авиация. Полная энциклопедия. Выпуск 103: Dassault Rafale. Файл 1010, лист 09
- Французские вооружённые силы получат еще 60 истребителей Rafale. Lenta.ru (13 ноября 2009 года). Проверено 12 августа 2010. Архивировано 2 марта 2012 года.
- Производство Rafale закроют из-за отсутствия заказов
- ↑ 12
2015 Results Presentation - ↑ 12
The Military Balance 2017 - Egypt receives first single-seat Rafales
- Qatar signs on to buy 12 Rafale fighter jets from France (рус.). The Washington Post
(December 7 2017). Проверено 8 декабря 2020. - Индия и Франция подписали контракт на поставку 36 истребителей Rafale
- контракт между подписан в Нью-Дели. Сделка оценивается в 8 млрд евро
- THE LIBYAN UPRISING: AN UNCERTAIN TRAJECTORY, p.31
- Как французский авианосец бомбит «Исламское государство» // BBC (видео)
- В центральной части Франции разбился истребитель «Рафаль»
- ВМС Франции: разбившиеся над Средиземным морем истребители столкнулись
- ↑ 12
Specifications and performance data Архивировано 28 января 2012 года. - ↑ 1234
Aircraft Characteristics Архивировано 28 января 2012 года. - https://www.dassault-aviation.com/wp-content/blogs.dir/1/files/2012/08/Fox_Three_nr_2.pdf
- Official Rafale specifications
, FR: Dassault, <https://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1> . - Official Typhoon Specifications
, Eurofighter, <https://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp> . - Eurofighter Typhoon
, DE: Luftwaffe, <https://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp> . - F-16C/D Factsheet. US Air Force
- F-16 Specifications. Lockheed Martin
- F/A-18E/F Super Hornet page. Boeing
- Super Hornet Overview. Boeing (PDF)
- Aircraft Museum — F/A-18E/F Super Hornet. Aerospace Web. Retrieved 2011-02-01.
- ↑ 123
, Blogspot, <> - Official Gripen IN Technical Specifications
, SE: Saab, <https://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/> . - Pressbrief Gripen NG
, NL, 8 Aug, <https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011. . - ↑ 12Saab NG presentation
, JSF Nieuws, с. 5, <https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf> . - MiG-35
, RU: MiG Aravia, <https://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm> . - MiG-29M2 specifications. RAC MiG (the MiG-29M2 is similar to the MiG-35).
- MiG-35
, Deagel, <https://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx> . - MiG-35 specifications. Airforce technology. (Ferry range with three external fuel tanks 3,100 km).
- Aero India 2007 Brochure
, Bharat-Rakshak, <https://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html> . - F-16 Versions — F-16E/F. F-16.net. Retrieved on 2011-02-01.
- Technische Daten Eurofighter Austria
, AT: Air Power, <https://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm> . - «Gripen Dimensions». Saab
- https://www.saabgroup.com/Global/Documents%20and%20Images/Air/Gripen/Gripen%20product%20sheet/Gripen_Dimensions.pdf
- «Fox Three.» dassault-aviation.com
. - Austrian Airforce
- Gripen Supercruises
- EFA-2000 Eurofighter. Fas.org. Retrieved on 2011-02-01.
- Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
- Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
- Report on U.S. Competitiveness in the Fighter Aircraft Export Market. CSIS
- Capaccio, Tony
. Lockheed F-35 Program Faces $1 Billion Cut in U.S. Senate Spending Measure (16 December 2010). Проверено 12 сентября 2011.
Примечания[править | править код]
- OrBat France — MilAvia Press.com: Military Aviation Publications (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения 21 ноября 2009. Архивировано 4 мая 2011 года. - ↑ 12
Франция усовершенствует истребители Rafale для ВМС - Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер Архивировано 3 февраля 2012 года.
- Military Watch «French Rafale Deliveries Continue at Snail’s Pace»
- Елисейский дворец приветствует победу «Рафалей» в индийском тендере
- Контракт на поставку истребителей «Рафаль» ВВС ОАЭ может быть подписан в ноябре
- Булат, Павел.
На пути к пятому и шестому поколению. Часть VI Архивная копия от 11 августа 2011 на Wayback Machine - Rafale page, Federation of American Scientists site, accessed February 14, 2010
- [1] Архивировано 2 июля 2013 года. // MBDA — e-catalogue
- Иноземцев А. А., Сандрацкий В. Л. Газотурбинные двигатели. Пермь, 2006, ОАО «Авиадвигатель», стр. 121
- Air defense mission for flotille F12 (неопр.) // Fox Three. — Rafale International, 2005. — Т. 8. — С. 8. Архивировано 22 ноября 2007 года.
- M88 – 2 E4: Advanced New Generation Engine for Rafale Multirole Fighter // AIAA/ICAS International Air and Space Symposium and Exposition: The Next 100 Years (англ.) / Desclaux, Jacques; Serre, Jacques. — Dayton, Ohio: American Institute of Aeronautics and Astronautics, 2003. — ISBN 978-1-56347-601-3.
- Optimized airframe Архивировано 6 декабря 2009 года.
- Мировая авиация. Полная энциклопедия. Выпуск 103: Dassault Rafale. Файл 1010, лист 09
- Французские вооружённые силы получат еще 60 истребителей Rafale (неопр.)
. Lenta.ru (13 ноября 2009). Дата обращения 12 августа 2010. - Производство Rafale закроют из-за отсутствия заказов
- name=»mu1″р 2020 Results Presentation
- ↑ 12
The Military Balance 2017 - ↑ 12
World Air Forces 2020 - First Indian Air Force Rafale Handover to the Government of India
- Индия и Франция подписали контракт на поставку 36 истребителей Rafale
- контракт между подписан в Нью-Дели. Сделка оценивается в 8 млрд евро
- Qatar signs on to buy 12 Rafale fighter jets from France (рус.). The Washington Post
(7 декабря 2017). Дата обращения 8 декабря 2020. - THE LIBYAN UPRISING: AN UNCERTAIN TRAJECTORY, p.31
- Как французский авианосец бомбит «Исламское государство» // BBC (видео)
- В центральной части Франции разбился истребитель «Рафаль»
- ВМС Франции: разбившиеся над Средиземным морем истребители столкнулись
- Accident Dassault Rafale M 24, 02 Jul 2012
- ↑ 12
Specifications and performance data Архивировано 28 января 2012 года. - ↑ 1234
Aircraft Characteristics Архивировано 28 января 2012 года. - Défense — Dassault Aviation (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения 14 января 2020. Архивировано 2 ноября 2014 года. - Official Rafale specifications
, FR: Dassault, <https://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1> . - Official Typhoon Specifications
, Eurofighter, <https://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp> . - Eurofighter Typhoon
, DE: Luftwaffe, <https://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp> . - F-16C/D Factsheet. US Air Force
- F-16 Specifications. Lockheed Martin
- F/A-18E/F Super Hornet page. Boeing
- Super Hornet Overview. Boeing (PDF)
- Aircraft Museum — F/A-18E/F Super Hornet. Aerospace Web. Retrieved 2011-02-01.
- ↑ 123
, Blogspot, <> - Official Gripen IN Technical Specifications
, SE: Saab, <https://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/> . - Pressbrief Gripen NG
, NL, 8 Aug, <https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011. . - ↑ 12Saab NG presentation
, JSF Nieuws, с. 5, <https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf> . - MiG-35
, RU: MiG Aravia, <https://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm> . - MiG-29M2 specifications. RAC MiG (the MiG-29M2 is similar to the MiG-35).
- MiG-35
, Deagel, <https://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx> . - MiG-35 specifications. Airforce technology. (Ferry range with three external fuel tanks 3,100 km).
- Aero India 2007 Brochure
, Bharat-Rakshak, <https://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html> . - F-16 Versions — F-16E/F. F-16.net. Retrieved on 2011-02-01.
- Technische Daten Eurofighter Austria
, AT: Air Power, <https://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm> . - «Gripen Dimensions». Saab
- https://www.saabgroup.com/Global/Documents%20and%20Images/Air/Gripen/Gripen%20product%20sheet/Gripen_Dimensions.pdf
- «Fox Three.» dassault-aviation.com
. - Austrian Airforce
- Gripen Supercruises
- EFA-2000 Eurofighter. Fas.org. Retrieved on 2011-02-01.
- Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
- Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
- Report on U.S. Competitiveness in the Fighter Aircraft Export Market. CSIS
- Capaccio, Tony
. Lockheed F-35 Program Faces $1 Billion Cut in U.S. Senate Spending Measure (16 December 2010). Дата обращения 12 сентября 2011.
Ссылки
- ОАЭ найдут альтернативу истребителям Rafale на открытом рынке // ноя 2011
Самолёты Дассо Ависьон (Dassault Aviation) | |
Числовое обозначение | MD.303 · MD.311 · MD.312 · MD.315 · MD.316 · MD.320 · MD.410 · MD.415 · MD.450 · MD.452 · MD.453 · MD.454 · MD.455 · MD.550 |
Военные | Alpha Jet · Balzac V · Étendard II · Étendard IV · Flamant · Mirage III · Mirage IIIV · Mirage IV · Mirage 5 · Mirage 50 · Mirage F1 · Mirage F2 · Mirage G · Mirage 2000 · Mirage 4000 · Mystère I · Mystère II · Mystère III · Mystère IV · nEUROn · Ouragan · Rafale · Spirale · Super Étendard · Super Mystère |
Гражданские | Communauté · Hirondelle · Mercure · Mystere 10 · Mystere 20 · Falcon 10 · Falcon 20 · Falcon 30 · Falcon 50 · Falcon 100 · Falcon 200 · Falcon 900 · Falcon 2000 · Falcon 7X · |