Упавший в океан истребитель Су-33 будет уничтожен глубоководными бомбами


Описание конструкции Су-17

Истребитель-бомбардировщик Су-17 – это цельнометаллический моноплан, выполненный по классической аэродинамической схеме со средним расположением крыла. Самолет оснащен одним двигателем, имеет шасси с тремя стойками и крыло, которое может менять свою стреловидность в диапазоне от 30 до 63°. Машина пилотируется одним летчиком.

Су-17 предназначен для уничтожения наземных, воздушных и надводных целей, а также для ведения разведки.

Шасси Су-17 – трехстоечное, с одинарным баллоном на всех колесах. Для уменьшения длины пробега Су-17 оснащен тормозным парашютом.

Разные модификации истребителя-бомбардировщика отличались своим бортовым оборудованием. На Су-17МЗ (одна из самых массовых модификаций) устанавливался прицельно-навигационный комплекс КН-23, состоящий из лазерного дальномера «Клён-ПС», стрелково-бомбардировочного прицела АСП-17БЦ-8 и радиовысотомера РВ-5.

На Су-17 устанавливался турбореактивный двигатель с форсажной камерой (ТРДФ): АЛ-21Ф3 или Р-29БС-300.

Самолеты всех модификаций Су-17 вооружались двумя 30-мм пушками НР-30, которые были установлены в центроплане. Также имелось шесть пилонов для подвески ракетно-бомбового вооружения: два под крыльями, и четыре – под фюзеляжем. Модификация Су-17М4 имела десять пилонов для подвески ракет и бомб. Ее боевая нагрузка составляла 4250 кг.

Модификации Су-17 и Су-17М имели бомбоприцел ПБК-2 и стрелковый прицел АСП-5НД-7. На Су-17М2 был установлен более современный стрелковый прицел АСП-17.

Краткое техническое описание палубного истребителя Су-33

Самолет Су-33 построен по интегральной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением.

Фюзеляж технологически расчленен на головную (до шп. №18), среднюю (между шп. №№18-34) и хвостовую (за шп. №34) части, а также воздухозаборники (в зоне шп. №№18-28) и средние части мотогондол (в зоне шп. №№28-34), образующие воздушные каналы двигателей.

Головная часть фюзеляжа (ГЧФ) начинается обтекателем антенны БРЛС и включает в себя: носовой отсек оборудования, в котором размещены блоки прицельных комплексов и выдвигаемая штанга дозаправки топливом, кабину летчика, подкабинный и закабинный отсеки оборудования и нишу передней опоры шасси. В закабинном отсеке размещен также патронный ящик с боекомплектом пушки. Сама пушка ГШ-301К расположена в правом наплыве крыла в зоне шп. №№14-18.

Средняя часть фюзеляжа (СЧФ) делится на передний топливный бак-отсек №1, расположенный между шп. №№18-28; центроплан – топливный бак-отсек №2 (шп. №№28-34) и гар- грот. На торцевых нервюрах центроплана имеются гребенки для пристыковки консолей крыла. Нижняя поверхность СЧФ оснащена узлами крепления основных опор шасси и средних частей мотогондол, на верхней поверхности установлен отклоняемый на 60° тормозной щиток площадью 2,6 м2

, который может выпускаться на приборных скоростях менее 1000 км/ч.

Хвостовая часть фюзеляжа (ХЧФ) состоит из центральной балки фюзеляжа, двух хвостовых балок и расположенных между ними двух мотоотсеков. В мотоотсеках (шп. №№34-45) установлены двигатели и выносные коробки самолетных агрегатов. На хвостовых балках закреплено вертикальное (шп. №38 и №42) и горизонтальное (шп. №45) оперения. Центральная балка фюзеляжа состоит из отсека оборудования, заднего топливного бака-отсека №4, законцовки и боковых «ласт». На ее нижней поверхности закреплен тормозной гак с механизмами подтягивания и демпфирования. Для уменьшения габаритов самолета при размещении на корабле предусмотрено складывание штанги ПВД и законцовки центральной хвостовой балки.

Воздухозаборники – регулируемые, прямоугольного поперечного сечения. Каждый из них оснащен трехступенчатым клином, управляемым с помощью автоматической системы регулирования воздухозаборника АРВ-40А. На нижней поверхности воздухозаборника имеются створки подпитки воздухом, на боковых – перфорация для перепуска пограничного слоя. С целью предотвращения попадания в двигатель посторонних предметов на взлетно-посадочных режимах воздухозаборник перекрывается защитным устройством, представляющим собой титановую панель с большим числом отверстий размером 2,5×2,5 мм. В полете эта панель прижата к нижней поверхности воздушного канала. Выпуск и уборка защитных устройств происходит автоматически в зависимости от обжатия основных опор шасси.

Крыло самолета для уменьшения габаритов при хранении на корабле выполнено складным. Гидроцилиндры складывания расположены в неподвижных частях консолей. Угол стреловидности крыла по передней кромке 42,5°. Консоли набраны из профилей П44М с относительной толщиной от 4,9% (в корне) до 4,0% (на законцовке). Кессоны складываемых частей крыла образуют топливный бак №3, а кессоны неподвижной части объединены с фюзеляжным баком №2. Крыло оснащено флаперонами (зависающими элеронами) площадью 2,4 м2

, двухсекционными двухзвенными щелевыми закрылками площадью 6,6 м
2
и трехсекционными поворотными носками площадью 5,4м
2
. Углы отклонения флаперона в полете +15°…-20°, во взлетно-посадочной конфигурации (угол зависания -14°) +15°…-25°. Угол выпуска носового звена закрылка 15°, хвостового 25°. Угол отклонения носка до 30°. Зависание флаперонов и отклонение носков возможно при маневрировании на приборных скоростях не более 860 км/ч.

Горизонтальное оперение – цельноповоротное дифференциально отклоняемое. Угол стреловидности консоли стабилизатора по передней кромке 45°, профиль С-9С с относительной толщиной от 5% (в корне) до 3% (на законцовке). Углы отклонения стабилизатора +15°… -20°, дифференциальное отклонение консолей возможно с «ножницами» до 10°. Консоли стабилизатора выполнены складными на половине размаха.

Переднее горизонтальное оперение служит для повышения несущих свойств планера и улучшения характеристик на больших углах атаки. Оно состоит из двух цельноповоротных консолей площадью 2,99 м2

. Угол стреловидности консоли по передней кромке 53,5°, профиль П44М, углы отклонения +3,5°…-51,5°.

Вертикальное оперение двухкилевое, площадью 15,1 м2

. Кили имеют профиль УЗ и угол стреловидности по передней кромке 40°. В законцовках и носках килей размещены антенны. Площадь рулей направления – 3,49 м
2
, углы отклонения ±25°. Для улучшения противоштопорных характеристик и повышения путевой устойчивости на хвостовых балках установлены два гребня площадью 2,47 м
2
.

Шасси самолета трехопорное с телескопическими стойками. Основная опора оснащена одним тормозным колесом размером 030×350 мм, передняя опора – двумя нетормозными колесами размером 620×180 мм. Передняя опора управляемая, угол ее поворота в режиме управления ±45°, в режиме буксировки (с амоориентирования) ±70°. Для посадки на корабль самолет оборудован тормозным гаком.

Силовая установка включает два двухконтурных форсажных двигателя АЛ-31Ф серии 3, системы: топливную, контроля, пожаротушения, охлаждения, ПОС, дренажа и суфлирования, а также выносные коробки агрегатов В (А-99 с турбостартерами ГТДЭ-117-1 и приводами электрогенераторов и гидронасосов.

Двигатель АЛ-31Ф сер. 3 развивает стендовую тягу 12500 кгс на режиме «полный форсаж» и 7670 кгс – на режиме «максимал». С целью экономии ресурса предусмотрен т.н. учебный режим эксплуатации двигателя, при котором тяга составляет, соответственно, 11400 кгс и 7100 кгс. Отличительной особенностью двигателя 3-й серии является дополнительный «чрезвычайный» режим работы (тяга повышается до 12800 кгс), используемый для взлета с палубы при полной боевой нагрузке или экстр энного ухода на второй круг. Ресурс двигателя до первого ремонта составляет 500 ч, назначенный – 1000 ч.

Топливная система включает четыре внутренних бака, полный запас топлива в которых – 12 100 л (около 9500 кг). Топливо – авиационные керосины марок РТ, ТС-1 или их смеси. Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете по схеме «конус-штанга». Для приема топлива используется выдвижная штанга-топливоприемник с головкой ГПТ-1 (для заправки от унифицированного подвесного агрегата УПАЗ-1) либо унифицированной головкой ГПТ- 2Э-1, отвечающей стандарту НАТО STANAG 3447. Темп перекачки топлива до 2000 л/мин. Дозаправка может осуществляться на высотах 2000-6000 м при скорости 450-550 км/ч.

Гидросистема состоит из двух независимых систем (первой и второй) закрытого типа, питаемых каждая от своего плунжерного насоса НП-112. Рабочее давление – 280 кгс/см2

, рабочее тело – гидрожидкость АМГ-10. Насосы первой и второй гидросистем установлены на коробках агрегатов ВКА-99, соответственно, левого и правого маршевых двигателей. Обе гидросистемы совместно питают рулевые привода всех поверхностей управления. Кроме того, первая гидросистема обеспечивает выпуск и уборку шасси и створок ниш шасси, стартовое и аварийное торможение колес основных опор и их затормаживание при уборке, управление передней опорой, а также левым воздухозаборником, складывание крыла, ГО и хвостового кока. Вторая гидросистема – основное торможение колес, управление правым воздухозаборником, уборку и выпуск тормозного щитка, посадочного гака и штанги системы дозаправки.
Основные летно-технические характеристики истребителей Су-33 и Су-27
* В сложенном положении

** Ракеты «воздух-воздух»: 8 х Р-27Э и 4 х Р-73 для Су-33 6 х Р-27Э и 4 х Р-73 для Су-27

Пневмосистема является резервной и в случае отказа гидросистемы обеспечивает, в частности, аварийный выпуск шасси, посадочного гака и штанги дозаправки. Кроме того, пневмосистема служит для открытия и закрытия фонаря кабины. Рабочее тело – азот под давлением 210 кгс/см2

.

Система электроснабжения состоит из системы переменного трехфазного тока с частотой 400 Гц и напряжением 115/200 В и системы постоянного тока с напряжением 27 В. Система переменного тока имеет два независимых канала, основными источниками энергии в которых являются приводы-генераторы переменного тока ГП-21 номинальной мощностью 30 кВА, установленные на ВКА двигателей. Резервными источниками переменного тока являются аккумуляторные батареи и два статических преобразователя (по одному на канал) мощностью по 800 ВА. Система постоянного тока также имеет два автономных канала. Основные источники энергии в каждом из них – выпрямительные устройства мощностью по 6 кВт. Резервные источники – две никель-кадмиевые аккумуляторные батареи 20НКБН-25 номинальным напряжением 24 В и емкостью 25 Ач каждая. Они используются также для запуска стартеров ГТДЭ-117-1 при отсутствии аэродромного питания.

Светотехническое оборудование включает две посадочные и одну рулежную фары на стойке передней опоры шасси, две выдвижные фары по обоим бортам ГЧФ для освещения штанги и конуса при дозаправке, АНО на законцовках крыла и левом киле и внутрикабинное освещение.

Система управления образована системой электродистанционного управления (СДУ), механической частью системы управления (МЧСУ) и системой автоматического управления (САУ), входящей в состав пилотажно-навигационного комплекса. В состав СДУ входят вычислители, датчики положения и параметров полета, приводы носков крыла, поверхностей управления и ограничителя предельных режимов (ОПР) полета. Система сохраняет работоспособность после двух последовательных отказов. МЧСУ включает ручку управления и педали с механизмами загрузки и триммирования, а также механическую проводку в каналах управления носками крыла и ПГО. В состав САУ входят вычислители, датчики и исполнительный механизм автомата тяги. Управление самолетом осуществляется в ручном (перемещение ручки и педалей преобразуются в сигналы управления приводами рулевых поверхностей) и автоматическом (по сигналам САУ) режимах.

САУ обеспечивает: стабилизацию угловых положений самолета, его приборной скорости и высоты полета, приведение по команде летчика к горизонтальному полету, наведение и атаку воздушной цели по командам пунктов наведения или сигналам бортовой системы управления вооружением, полет по маршруту и автоматический заход на посадку на аэродром (до высоты 50 м) или корабль (до входа в зону действия корабельных светотехнических систем посадки).

Системы жизнеобеспечения поддерживают нормальные условия для жизнедеятельности летчика и работы оборудования на всех режимах полета. Система кондиционирования воздуха, которая предназначена для вентиляции и наддува кабины, а также охлаждения РЭО, и система наддува блоков радиооборудования питаются воздухом, отбираемым от седьмой ступени компрессора каждого двигателя. Для охлаждения наиболее теплонапряженных элементов в электронных блоках организована система жидкостного охлаждения. Кислородная система обеспечивает подачу в маску летчика кислородно-воздушной смеси на высотах до 8000 м либо чистого кислорода на больших высотах. Защитное снаряжение летчика включает противоперегрузочный или высотный компенсирующий костюмы, а при полетах над морем – высотный морской спасательный комплект ВМСК

Система аварийного покидания – катапультное кресло К-ЗбДМ 2-й серии и пиромеханическая система управления сбросом фонаря и катапультированием. Система обеспечивает безопасное катапультирование на разбеге и пробеге при скорости не менее 75 км/ч, в горизонтальном полете на высотах от 0 до 20 км и приборных скоростях от 0 до 1300 км/ч (2,5М), а также при маневрировании с перегрузкой от -2g до +4g и на углах: атаки – до 30°, скольжения – до 20° и крена – до 180°. Кресло оснащено кислородной системой, автоматическим радиомаяком «Комар-2М» (Р-855УМ) и носимым аварийным запасом НАЗ-7М с надувным плотом ПСН-1.

Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10К обеспечивает автономное вычисление координат самолета в пространстве по данным инерциальной навигационной системы, автоматическую коррекцию вычисленных координат на основе информации системы ближней навигации и спутниковой навигационной системы, полет по маршруту и возвращение на корабль (аэродром) по кратчайшему пути, определение местоположения корабля, вычисление дальности по расходу и остатку топлива, предпосадочный маневр, заход на посадку и посадку, встречу и сближение с самолетом-заправщиком. В состав ПНК-10К входят: информационный комплекс высотно-скоростных параметров ИК-ВСП-2-10, система воздушных сигналов СВС- 2Ц-2, радиовысотомер РВ-21, система автоматического управления САУ-10К, информационный комплекс вертикали и курса ИК-ВК-80-6, система ближней навигации, захода на посадку и посадки на корабль «Резистор-К42-Борт», доплеровский измеритель скорости и угла сноса Ш013-АС, автоматический радиокомпас АРК-22 «Сура», радиотехническая система ближней навигации А-317 и маркерный радиоприемник А-611. Дополнительно на самолет устанавливается спутниковая система навигации А-737 как элемент первого этапа модернизации его оборудования.

Бортовой комплекс связи служит для двусторонней радиотелефонной связи самолета с командно-диспетчерским пунктом и между самолетами в воздухе. Комплекс включает УКВ- радиостанцию P-800Л, КВ-радиостанцию Р-864Л и аппаратуру телекодовой связи. Последняя обеспечивает двухуровневый обмен тактической информацией в объединенной авиагруппе, включающей до 16 Су-33 (4 группы по 4 самолета).

Бортовой комплекс обороны предназначен для предупреждения летчика об облучении самолета радиолокационными станциями противника и постановки пассивных и активных помех. На самолете используются станция предупреждения об облучении СПО-15ЛМ «Береза» и устройство выброса ложных тепловых целей и дипольных отражателей АПП-50, блоки которого расположены на верхней поверхности ХЧФ между мотогондолами и снаряжены 48 патронами калибром 50 мм. На законцовках крыла могут размещаться два контейнера станции активных радиолокационных помех JI005 «Сорбция». В рамках первого этапа модернизации оборудования на Су-33 устанавливается станция радиотехнической разведки Л-150.

Система управления вооружением СУЗ-27К обеспечивает обнаружение, сопровождение и поражение воздушных, наземных ж морских целей днем и ночью в любых метеоусловиях. В режиме «воздух-воздух» эта система, позволяет’ применять управляемые ракеты и бортовую пушку, а в режиме «воздух-поверхность»- – неуправляемое бомбардировочное и ракетное вооружение. В состав СУВ входят: радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27К, оптико- электронная прицельная система ОЭПС-27К, запросчик системы государственного опознавания, а также системы управления оружием, единой индикации и объективного контроля.

РЛПК-27К предназначен для всепогодного всеракурсного обнаружения, сопровождения и обеспечения поражения воздушных и радиоконтрастных наземных (надводных) целей. Основу комплекса составляет импульсно-доплеровская РЛС Н001К с механическим сканированием по азимуту и углу места. Станция обеспечивает поиск воздушных целей, сопровождение до 10 наиболее опасных целей с сохранением обзора пространства и ранжированием целей по степени опасности, атаку наиболее опасной цели или цели, выбранной летчиком, а также позволяет захватывать и сопровождать визуально видимую цель в ближнем маневренном бою, обнаруживать радиоконтрастные цели на суше и море.

ОЭПС-27К отличается большей точностью и лучшей помехозащищенностью, но работает только в простых метеоусловиях. Она позволяет обнаруживать и сопровождать воздушные цели по их инфракрасному излучению, определять координаты линии визирования на цель, измерять дальность и решать задачи прицел ивагия по воздушным и наземным целям. В состав ОЭПС-27К входят: оптико-локационная станция ОЛС-27К, которая представляет собой комбинацию обзорно-следящего теплопеленгатора и лазерного дальномера, цифровой вычислитель ЦЮ0 и нашлемная система целеуказания «Щель-ЗУМ-1». Последняя позволяет производить целеуказание головкам самонаведения ракет и сканирующему устройству ОЛС путем поворота головы летчика в зоне ±60° по азимуту и -15°…н-60° по углу места.

Система единой индикации СЕИ-31-Ю обеспечивает отображение пилотажно-навигационной и прицельной информации от РЛС и ОЛС на двух индикаторах в кабине: ИЛС-31 (индикатор на лобовом стекле) и индикаторе тактической обстановки ИПВ (индикатор прямого видения).

Вооружение Су-33 включает встроенную одноствольную 30-мм пушку ГШ-301 с боекомплектом 150 снарядов, управляемые ракеты «воздух-воздух» и неуправляемое ракетно-бомбардировочное вооружение. Максимальный темп стрельбы пушки – 1500-1800 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда – $60 м/с, эффективная дальность стрельбы по воздушным целям – до 800 м, по наземным – до 1800 м. Ресурс орудия – 3000 выстрелов. Для подвески ракет и бомб предусмотрено 12 пилонов, два из которых могут крепиться по оси самолета между гондолами двигателей, два – на средних частях мотогондол и восемь – на консолях крыла (два – на неподвижных частях, четыре – на складывающихся и два – на законцовках). Управляемое ракетное вооружение включает УР средней дальности типа Р-27Р или Р-27ЭР с полуактивными радиолокационными головками самонаведения (до шести ракет) и УР с тепловыми головками самонаведения (две ракеты Р-27Т или Р-27ЭТ и четыре-шесть ракет ближнего маневренного боя Р-73). Для ударов по наземным и морским целям самолет может вооружаться неуправляемыми ракетами типа С-8 (4 блока Б-8М1 по 20 НАР), С-13 (4 блока Б-13Л по 5 НАР) или С-25-ОФМ (4 ракеты в пусковых устройствах 0-25), а также фугасными и осколочно-фугасными бомбами и РБК калибром до 500 кг, зажигательными баками ЗБ-500. Максимальная масса ракетно-бомбардировочного вооружения – 6500 кг.
Основные ЛТХ самолета Су-27КУБ
* Возможна установка двигателей АЛ-31ПФ

Оглавление

История создания

Су-39 в небе
Разработка «громовержца» Су 39 тесно связана с работами по модернизации Су-25. Данный штурмовик проектировался с середины 1970-х, активно начал применяться с 1981. Самолеты прошли боевые испытания в Афганистане и показали востребованность штурмовиков в локальных конфликтах.

Постепенно самолет штурмовик модернизировался и к новым разработкам были предъявлены дополнительные требования. Среди них — возможность проведения операций в любое время суток, установка современной авионики и вооружения, способного поражать бронированную технику противника.

В контексте данных требований появилась модификация Су-25Т, ориентированная на противодействие ударным танкам. Позже на ее базе разработан модернизированный вариант Су-25ТМ, который и получил индекс Су-39. Работы по данной модернизации начались в 1986, первые полеты опытных образцов состоялись в 1991.

Первоначально производство новых штурмовиков планировалось наладить на авиазаводе в Тбилиси. Однако распад СССР не позволил реализовать данный проект. Производство перенесли в Улан-Удэ. Первый Су-25ТМ предсерийного производства совершил полет в 1995. Тогда же ему был присвоен индекс Су-39.

Экспериментальные самолёты

  • Т-10 — прототип.
  • Т-10С – усовершенствованный прототип.
  • Су-27 – предсерийный вариант, оборудованный двигателями АЛ-31.
  • Су-27ИБ — прототип двухместных истребителей-бомбардировщиков Су-34 и Су-32ФН, в котором сидения находятся рядом. Необходим для стрельбы по надводным или наземным объектам с высокой степенью защищенности в любое время суток. Всепогодный. Первый полет выполнен весной 1990 года.
  • П-42 (Т-10-15) – переоборудованы из Су-27. Во второй половине 80-х на них было совершен 41 мировой рекорд высоты полета и скороподъемности, зарегестрированный Международной авиационной федерацией. Довольно сильно уменьшен вес (наибольшая взлетная масса – 14,1 т), к тому же появились форсированные двигатели.
  • Су-27М (Т-10М) (Flanker-E) — многоцелевой истребитель. Увеличена мощность ПГО и радара. На экспорт поставлялся под обозначением Су-35. У Су-35 несколько изменены состав оборудования и конструкция в зависимости от конкретного заказчика.
  • Су-35УБ (Т-10УБМ) — учебно-боевой самолёт, основанный на Су-27М, Су-30 и Су-37. Произведен в одном экземпляре.
  • Су-37 (Т-10М-11) (Flanker-F) — многоцелевой истребитель с двигателями, оборудованными системой управления вектором тяги или, сокращенно, УВТ б/н 711. Основан на Су-27М с ПГО. Произведен один самолет.

Особенности эксплуатации истребителя Су-33

Данный самолет имеет возможность взлета с палуб разной длины разбега. Стандартные авианосцы имеют три взлетные полосы, длина которых отличается: две из них имеют 105 метров, а еще одна 195 метров. Заходом самолета на посадку руководит команда специалистов на мостике корабля, она управляет траекторией и движением самолета. После того как самолет произведет касание палубы, он своим гаком цепляется за трос на палубе, который должен произвести остановку самолета. При такой посадке пилот испытывает большую перегрузку. После того как самолет коснется палубы, пилот должен включить двигатели на максимум мощности. Это делается для того, чтобы при обрыве троса аэрофинишера или незацеплении гака пилот имел возможность взлететь с палубы авианосца и произвести вторую попытку посадки.

Су-33 (Су-27К, Т-10К) истребитель корабельного базирования

История создания

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ.

Самолет Су-33 создан на базе многоцелевого истребителя Су-27 и выполнен по схеме «продольный триплан». На нижней поверхности центральной балки размещены узлы крепления тормозного гака. Для уменьшения стояночных габаритов законцовка центральной балки может откидываться вверх. Стреловидное крыло оснащено трехсекционным носком, зависающими элеронами и двухсекционным двухщелевым закрылком. Цельноповоротное ПГО установлено в зоне замыкающего шпангоута головной части фюзеляжа. Консоли крыла и горизонтальное оперение выполнены складывающимися (посредством гидравлического привода, поворот осуществляется на угол 135 град.), что значительно уменьшает габариты самолета при стоянке на палубе или в ангаре. Складной является и штанга ПВД. В отличие от Су-27, консоли цельноповоротного основного горизонтального оперения могут отклоняться на всех скоростях полета только совместно (на угол — 7/+70 град.). Приняты меры по увеличению коррозионной стойкости самолета. Конструкция основных элементов планера, двигатели, бортовые системы и оборудование выполнены во всеклиматическом варианте с учетом условий корабельного базирования (солевой туман, высокие температуры, влажность и т.п.). Несколько уменьшена высота вертикального оперения самолета. По сравнению с Су-27 на корабельном самолете усилено шасси. Основные опоры оснащены колесами уменьшенного диаметра (1030×350 мм), носовая опора имеет два колеса (620×180 мм) и может поворачиваться на угол +/-60 град, обеспечивая повышенную маневренность самолета на палубе. Давление в пневматиках, по сравнению с Су-27, повышено. В кабине самолета установлено усовершенствованное катапультное кресло К-36К, спинка которого наклонена на угол 30 град., что позволяет летчику легче выдерживать перегрузки при ведении маневренного воздушного боя.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА.

На истребителе установлено два ТРДДФ АЛ-31К (на режиме «чрезвычайный форсаж» — 2×13300 кгс). Су-33 может оснащаться подвесными топливными баками. Убирающаяся в нерабочем положении «Г»-образная штанга дозаправки топливом в полете расположена в передней части фюзеляжа, слева от кабины летчика. Роль самолета-заправщика может выполнять другой истребитель Су-33 с подвесным контейнером УПАЗ (способен передать в воздухе до 6000 кг топлива).

БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

Из-за необходимости обеспечения складывания консолей крыла дифференциальное отклонение флаперонов обеспечено за счет системы дистанционного управления (СДУ). Полностью устранена механическая проводка к элеронам и рулям направления, существующая на Су-27. Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10К обеспечивает автоматическое управление по всем трем каналам. Он включает систему автоматического управления с автоматом тяги двигателей, обеспечивающую полет с коррекцией координат от систем спутниковой навигации и дальней радионавигации, возвращение к кораблю и за- ход на посадку в автоматическом режиме с использованием корабельной системы «Резистор-К-42» (возможна посадка при метеоминимуме 30×400 м, а также полностью автоматический заход на посадочную полосу вплоть до касания). Обеспечена выставка гироскопов ИНС и ввод полетного задания в условиях «подвижного основания». Самолет оснащен БРЛС Н001 (аналогичной применяемой на Су-27) и усовершенствованной оптиколокационной станцией ОЛС-27К, отличающейся от ОЛС-27 новыми алгоритмическим и программным обеспечением.

ВООРУЖЕНИЕ

истребителя включает пушку ГШ-301 (30 мм, 150 патронов). Су-33 может брать на борт до 12 УР класса «воздух-воздух». Для ведения дальнего ракетного боя могут использоваться ракеты Р-27Р и Р-27Т (соответственно с радиолокационным полуактивным самонаведением и ТГС), УР увеличенной дальности Р-27ЭР и Р-27ЭТ, а также усовершенствованные ракеты Р-27ЭМ, способные поражать малоразмерные противокорабельные ракеты, летящие на высотах до 3 м. Для ведения ближнего маневренного боя используются ракеты малой дальности с ТГС Р-73. Для поражения надводных целей самолет предполагалось оснастить оперативно-тактическими сверхзвуковыми ракетами типа «Оникс» («Яхонт»), способными поражать различные цели (в том числе и авианосные группы) на удалении до нескольких сотен километров. Для действия по наземным и морским целям самолет может нести бомбы калибром до 1500 кг и НАР. Под фюзеляжем допускается подвеска контейнера системы дозаправки в воздухе УПАЗ. Общая масса боевой нагрузки на внешних узлах подвески 6500 кг. Тактический радиус Су-33 — более 1000 км. На удалении 250 километров от своего авианосца он способен барражировать в заданной зоне, выполняя задачи ПВО и ПРО свыше двух с половиной часов.

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Взлет Су-33 с палубы корабля производится с трех стартовых позиций: двух, обеспечивающих дистанцию разбега 105 м, и одной — 195 м. Заход на посадку происходит по управлению со специального посадочного мостика, где команда офицеров посадки ведет управление движением самолета по траектории захода. Самолет фиксируется корабельной РЛС и после входа в начальную часть глиссады снижения управляется посадочным радиолокатором. Кроме того, летчик визуально регулирует траекторию снижения истребителя, основываясь на наблюдении цветных огней посадочной системы «Луна-3». Посадка истребителя на палубу осуществляется практически без выравнивания при снижении по посадочной глиссаде с углом 4 град. После касания палубы истребитель цепляется посадочным гаком за трос аэрофинишера и тормозится с продольной перегрузкой -3…-4.5 на дистанции 90…100 м. При касании палубы летчик переводит двигатели на режим «максимал» для того, чтобы в случае незацепления гака или обрыва троса иметь возможность взлететь с посадочной палубы и уйти на второй круг.

  • Фотогалерея
Описание
РазработчикОКБ П.О.Сухого
ОбозначениеСу-33 (Су-27К)
Кодовое наименование НАТОFlanker-D
Типпалубный истребитель
Экипаж, чел.1
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета (со штангой ПВД), м21,19
Высота самолета, м5,85
Размах крыла, м14,70
Размах крыла со сложенными консолями, м7,40
Площадь крыла, кв.м67,80
Масса перегрузочная взлетная, кг33000
Масса нормальная взлетная (с полной заправкой внутренних баков), кг29940
Масса пустого самолета, кг18500
Максимальная посадочная масса(при посадке на палубу), кг22300
Масса топлива во внутренних баках, м9400
Силовая установка
Число двигателей2
ДвигательДТРДФ АЛ-31К
Тяга двигателя, кгс (кН)макс. бесфорсажная2 х 7 600 (2 х 74,53)
на режиме «чрезвычайный форсаж»2 x 13300 (2 х 130,39)
Летные данные(расчетные)
Практическая дальность полета без ПТБ, км3000
Максимальная скорость полета, км/ч (М)на высоте2300 (2,17)
у земли1400
Скорость захода на посадку, км/ч240
Скорость отрыва при взлете с трамплина, км/ч140
Практический потолок, м17000
Максимальная эксплуатационная перегрузка9,0
Разбег, м650-700
Пробег (с тормозным парашютом), м620-700
Вооружение
Максимальная боевая нагрузка, кг6500
Пушка30 мм ГШ-301 (1500 выстр/мин, 150 патронов)
УР «воздух-воздух» (до 12)Р-27Р, Р-27Т2
Р-27ЭР, Р-27ЭТ, Р-27ЭМ6
Р-73до 4
Бомбы калибром до 1500 кг и НАР

Источники информации:

  1. Истребитель корабельного базирования Су-33 / Ю.Иванов, «Вестник авиации и космонавтики» №3 2000 г. /
  2. Морская авиация на службе России / под ред.Г.С.Панатова, — М.: Рестарт+, 2000 /
  3. «Гордость России» / CD-ROM, «Лана-Пресс», 1997 /

Примечания

  1. Су-27К/Су-33 в первоначальном варианте представлял собой специализированный перехватчик ПВО, способный применять против наземных целей только неуправляемое оружие.
  2. Су-27М (фирменное обозначение Т-10М
    ) — разрабатывавшийся с конца 1980-х годов самолёт, развивающий конструкцию исходного Су-27. В 1990-е годы был известен также под названиями «Су-35» и «Су-37» (последний — модификация Су-35 с управляемым вектором тяги). К настоящему времени индекс «Су-35» (или Су-35С) присвоен принятому на вооружение ВКС России самолёту с фирменным обозначением
    Т-10БМ
    . В отличие от первого Су-35, современный Су-35С является скорее глубокой модернизацией исходного Су-27, чем новой машиной.

Характеристики Су-33КУБ

длина 21,2 м размах 15,9 м высота 5,7 м площадь крыла 71,4 кв.м

двигатели АЛ-31Ф третьей серии, 2 * 12800 кгс АЛ-31ПФ

максимальная взлетная масса 38800 кг боевая нагрузка 6500 — 8000 кг

максимальная скорость 2120 км/ч у земли 1300 км/ч практический потолок 17000 м практическая дальность 3200 км максимальная перегрузка + 8,5

БРЛС » СОКОЛ» ( ЖУК-МСФ)

На базе бортовой радиолокационной станции «Жук-МЭ» корпорацией «Фазотрон-НИИР» создается семейство радаров, предназначенных для установки не только на истребители МиГ-29, но и на Су-30, сообщил «Интерфаксу-АВН» заместитель генерального директора, первый заместитель генерального конструктора корпорации Юрий Гуськов. «Разрабатываемый для самолета Су-30МК3 радар «Жук-МСЭ» отличается от базового радара «Жук-МЭ» большим диаметром антенны. (у «Жук-МСЭ он увеличен с 624 мм до 980 мм — ИФ-АВН). Проведенные в этом году испытания показали что новый радар полностью подтверждает заявленные характеристики. С его помощью можно обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 200 км и получать радиолокационные карты с разрешением превосходящим все имеющиеся и находящиеся в разработке самолетные отечественные радары», — сказал Ю. Гуськов. По его словам, проводимые в настоящее время работы позволят довести разрешение на радиолокационной карте до 1х1 м. «Такое разрешение позволяет распознавать обнаруженные наземные объекты по их физической конфигурации», — сказал Ю. Гуськов. «На базе радара «Жук-МЭ» мы разрабатываем еще один радар — «Жук-МСФЭ» с фазированной антенной решеткой, т.е. имеющий антенну с электронным сканированием луча», — сказал Ю. Гуськов. Он сообщил, что над этим радаром корпорация работает уже около 6 лет. Созданная «Фазотроном-НИИР» фазированная антенная решетка отличается большим углом сканирования (отклонения луча антенны) до 70 градусов и отсутствием дифракционных «паразитных» лепестков в диаграмме направленности. Говоря о радаре «Жук-МЭ» Ю. Гуськов сообщил, что этим радаром оснащаются истребители МиГ-29СМТ и палубные самолеты МиГ-29К. По словам собеседника агентства, зарубежные заказчики высоко оценивают возможности радара «Жук-МЭ». «На истребителе МиГ-29СМТ с радаром «Жук-МЭ» выполняли полеты летчики индийских ВВС, Венесуэлы и Алжира. Все они очень высоко оценили работу радара в воздухе в режимах «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», сказал он. (Москва. 09.06.2004) Для новейших самолетов разработки ОКБ «Сухой» корпорация «Фазотрон-НИИР» предлагает свою новинку — систему управления вооружением и обороной (СУВО) самолета, состоящую из многофункциональной прицельной БРЛС передней полусферы «Сокол» с ФАР, прицельной БРЛС защиты задней полусферы «Фараон» с ФАР и РЛС кругового оповещения об угрозе, совместное использование которых создает эффективную систему круговой обороны самолета. ЖУК – МСФ наиболее современный радарный проект ОКБ «Фазатрон». Радар будет иметь диаметр антенны 980 мм и весить 275 кг. Одновременно сопровождая 24 цели и автоматически обстреливает от 6 до 8 из них.

Источник paralay.com

Летно-технические характеристики

  1. Пилотирование осуществляет один человек.
  2. Длина — 21 м.
  3. Высота — 5,7 м.
  4. Размах крыльев — 14,7 м.
  5. Ширина (с убранными крыльями) – 7,4 м.
  6. Площадь крыльев — 67,8 квадратного метра.
  7. Сила, действующая на крыло (стандартная) – 383 кг/м.
  8. Сила, действующая на крыло (максимальная) – 486 кг/м.
  9. Основа шасси СУ-33 — 5,9 м.
  10. След шасси — 4,44 м.
  11. Вес (без нагрузки) – 19,6 тонны.
  12. Вес (со стандартной заправкой и боекомплектом) – 30 тонн.
  13. Вес (максимальный взлетный) – 33 тонны.
  14. Вес топлива (стандартная заправка) – 5,4 тонны.
  15. Вес топлива (наибольшая заправка) – 9,4 тонны.
  16. Объем баков с топливом – 1 кубометр.
  17. Вес (посадочный стандартный) – 22,4 тонны.
  18. Вес (посадочный наивысший) – 26 тонн.
  19. Тяга (стандартная) – 76,6 кг/м.
  20. Тяга (форсированная) — 125 кг/м.
  21. Тяга (модернизированная) — 135 кг/м.
  22. Вес двигателя – 1,5 тонны.
  23. Максимальная скорость (посадочная) – до 250 километров в час.
  24. Максимальная скорость (в зените) – 2300 километров в час.
  25. Максимальная дальность полета (у поверхности) — до 1000 километров.
  26. Максимальная дальность полета (в зените) — до 3000 километров.
  27. Время барражирования (удаление до 255 километров) — 2 часа.
  28. Высота полета (предельная) — 17 километров.
  29. Тяговооруженность (стандартная, форсажная) – 0,96.
  30. Тяговооруженность (максимальная, форсажная) – 0,76.
  31. Взлетный разбег – 105 метров.
  32. Посадочный пробег – 90 метров.

Описание палубного истребителя Су-33

Данная модель изготовлена как продольный триплан, точно так же, как и Су-27. Для посадки на палубу корабля эта машина имеет тормозной гак, который крепится к нижней части центральной балки. Крыло имеет стреловидную форму, оно состоит из трех секций и двух щелевых закрылок. Для уменьшения габаритов самолета на палубе авианосцев он оснащен складными крыльями, которые поворачиваются к углу в 135 градусов, все повороты крыла осуществляет гидравлическая система.

Данный тип конструкции крыла значительно уменьшает занимаемое место самолетом как в ангаре, так и на палубе. Из-за использования самолета в достаточно суровых климатических условиях была увеличена стойкость конструкции к коррозии. Также конструкторы продумали защиту всех бортовых систем от перепада температур и от влажности.

В новой машине Су-33 были учтены все недостатки, которые были в предыдущей модели палубного истребителя. Во-первых, была значительно уменьшена высота оперения по вертикали, а также использовали усиленное шасси, которое позволяет производить более эффективную посадку на палубу. Что касается шасси, то тут тоже были произведены изменения. Колеса в этой машине стали меньше, чем у его предшественника. Передняя стойка шасси имеет двойное колесо, которое может поворачиваться на 60 градусов. Такой поворот колес повысил маневренность самолета на палубе авианосца. Также было увеличено давление в колесах истребителя. При аварийных ситуациях предусмотрено катапультное кресло, оно тоже было улучшено по сравнению с Су-27. Оно помогает летчику выдерживать большие перегрузки при маневрах.

Мой Су — 033 по мотивам ALов

Хотел бросить заниматься авиамоделями, да не тут -то было! Заняться долгими ,зимними вечерами просто нечем… Невольно мысли возвращаются к авиамоделям… Сколько их — непостроенных, манящих… А ведь все началось не очень давно, когда я «слепил» свою первую модельку Су -27, которая так и не взлетела, всего два года назад!

Потом было много всяких моделей, среди которых большое место заняли модели по мотивам известного вам Сергея Александрова. Их было довольно много. Теперь я решил создать эдакий гибрид из трех моделей Сергея. AL -601 ,AL607 и незавершенный вариант AL -601 Короче, мой Су — 033 вышел на старт.! Что из этого получится вы увидите сами. Пока только маленький чертежик с размерами.

Моя модель будет создана в двух вариантах, одна на импеллере, другая с толкающим винтом. Практически моя модель (одна из двух) будет почти копией AL-601 с импеллером , но хвостовое оперение будет с килями и с УВТ, как на AL-607. Вторая тоже по конфигурации будет, как AL601, но с толкающим винтом и всеракурсным УВТ и дополнительным РН, как на AL -607. Начало сделано. Примерка.

Потихоньку каркас модели приобретает форму. Первый вариант с толкающим винтом. Прислушался к советам Сергея. Изменилась геометрия элевонов, задняя часть корневой нервюры и входное сопло.

Вот такие получились кили. Примерил мотор. Задал вопрос Сергею. Какую функцию выполняет нижний выступ? Дальнейший процесс постройки замедлится. Жду посылку с ретрактами. Пока займусь установкой сервомашинок на РН, элероны и РН на них. (всеракурсный УВТ) Это пока еще не обработанные кромки и нет окраски…

Модель получается очень красивой . Все больше влюбляюсь!

Я постараюсь не испортить модель, хотя она и не будет ничьей копией. А если честно, то очень трудно (сложно) делать модель без чертежей, руководствуясь одними фотографиями и основными габаритами! Зато интересно!

Нужен ли РН на Су -шке, при всеракурсном УВТ? Ведь совместные рули нужны были при варианте с импеллером, а этот вариант с винтом. Ретрактов пока нет , примерил стойки шасси. Думаю, что их ставить вообще не буду , для облегчения модели. Пустая тушка с мотором весит 350 г. С шасси не взвешивал. Так еще и ретраки вес добавят. Будут съемные. Только для презентации. РН на килях пока тоже решил не делать. Посмотю , как будет себя вести с всеракурсным УВТ. Смотрится пока неряшливо, требует зачистки и обклейки.

Поставил сервы на РН, тяги еще не подсоединял. Теперь ставлю сервы на элевоны. С окраской закончил, остались двуглавые орлы на килях ,нет чернил для принтера, куплю, сделаю и приклею. Вот такой мой Су — 033… Отсек с нижней стороны еще не делал, берут сомнения, нужен ли он. Прочности достаточно, всю начинку совершенно свободно можно поместить в фюзеляж. Красавец! Как я и предполагал, шасси будут на этом варианте модели только для презентации. При взлете винт будет цеплять за полосу… Уменьшать размер винта -уменьшать тягу. Несколько слов об электронике и размерах . Длина — 1170 мм. Размах — 880 мм. Полный вес — 750 г. Мотор — D2826/6 2200 , винт буду подбирать. Регулятор — 30А , Аккумуляторы 2200 3S и 1500 3s тоже буду подбирать. На этом пока все. Заложен следующий вариант модели Су — 034 с импеллером. Предварительные размеры: длина — 1490 мм. Размах — 1080 мм. Вес — около 1200 г. Кому было интересно, подробности тут — https://forum.rcdesign.ru/f81/thread347310.html После окончания постройки второй модели их облет будет производить Сергей Александров, как он и хотел, но это будет еще не скоро! Весной! Да и постройка второй модели на импеллерах с выпуском шасси тоже займет много времени. Так, что на этом прощаюсь. До встречи !

Особенности Су-33

Су-33 приспособлен для действий с палубы авианосца и, в сравнении со своим прототипом Су-27, имеет следующие особенности конструкции:

  • складывающиеся крылья для компактности машины и возможности размещения на борту большего числа самолетов;
  • конструкция крыла усовершенствована для повышения летных характеристик;
  • конструкционное решение с передним горизонтальным оперением повышает подъемную силу и устойчивость самолета;
  • для наращивания боевого радиуса машины и времени полета предусмотрена штанга дозаправки в воздухе;
  • оснащен специальными навигационными системами, предназначенными для маневров при посадке на палубу;
  • усиленные шасси повышают возможности маневрирования на палубе;
  • применена специальная антикоррозионная защита элементов конструкции машины с целью увеличения срока эксплуатации;
  • способен взять большое количество ракет типа «воздух-воздух» в один боевой вылет.

Кроме того, Су-33 оснащен специальным контейнером, позволяющем ему производить дозаправку в полете других самолетов.

Палубный истребитель Су-33 в полёте.

Палубный истребитель Су-33, фото с авиасалона МАКС-2005.

Авионика

РЛС: РЛПК-27К

Антенна: — Тип: Н001К — Диаметр: 1075 мм

Зона обзора: — по высоте: ±50° — по азимуту: ±60°

Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР = 3 м²: — навстречу: 100 км — вдогон: 40 км

Количество одновременно сопровождаемых целей: 10

ОЭС: ОЭПС-27К

Тип: ОЛС-27К («46Ш»)

Зона обзора: — по высоте: -15°/+60° — по азимуту: ±60°

Поле обзора: 120×75°

Угол обзора: 60×10°, 20×5°, 3×3°

Дальность сопровождения теплоконтрастной воздушной цели: — навстречу: 40 км — вдогон: 100 км

Диапазон измеряемых дальностей: 6 км

Нашлемная система целеуказания:«Щель-3УМ-1»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]