На Камчатке развернут дополнительную эскадрилью тяжелых истребителей-перехватчиков МиГ-31. Пополнение получит смешанный полк морской авиации Тихоокеанского флота. С современным вооружением эти машины смогут перехватывать крылатые и гиперзвуковые ракеты, а также беспилотники. Согласно принятой в ВКС классификации, летательные аппараты массой больше 30 т относят к категории «воздушных кораблей». МиГ-31 получил неформальное название «боевой воздушный корабль» — его взлетная масса превышает 40 т. По мнению экспертов, эти самолеты смогут контролировать огромные территории Дальнего Востока и Арктики. А в случае необходимости прикроют ядерные силы флота, расположенные на полуострове.
Над вулканами
Принято принципиальное решение о размещении на Камчатке дополнительной эскадрильи МиГ-31, рассказали «Известиям» источники в Минобороны. После модернизации самолеты поступят на вооружение 317-го смешанного авиационного полка Тихоокеанского флота (ТОФ), который базируется на аэродроме Елизово в Петропавловске-Камчатском.
В мае командующий ТОФ адмирал Сергей Авакянц отметил, что истребители морской авиации осваивают в регионе новаторские приёмы боевой подготовки. В частности, в ходе учений МиГ-31 перехватил крылатую ракету, выпущенную бомбардировщиком Ту-95МС. А пара истребителей сбила сверхзвуковую противокорабельную ракету «Москит», летящую на предельно малой высоте.
Морские звезды: авиация ВМФ завершает первый этап реформирования
Летчики активно работают в тесной связке с береговыми, сухопутными войсками, боевыми кораблями и подводными лодками
Базирующиеся на полуострове машины будут прикрывать огромную часть территории России, отметил военный историк Дмитрий Болтенков.
— С их дальностью и скоростью полета перехватчики смогут контролировать пространство от Северного полюса до юго-восточных границ страны, рассказал он «Известиям». — Эти самолёты способны выполнять широкий круг задач — сопровождать бомбардировщики над Тихим океаном, перехватывать самолёты противника, а также крылатые ракеты.
На Камчатке базируются ядерные силы российского ТОФ, подчеркнул эксперт.
— В последние годы оборона Камчатки серьёзно укрепляется, — рассказал историк. — Этот удалённый регион имеет большое стратегическое значение. Там развернуты подразделения морской пехоты, береговых ракетных войск, подводные корабли. И МиГ-31 обеспечивают прикрытие всей группировки.
История создания нового штурмовика МиГ 27
В ходе эксплуатации новых истребителей-бомбардировщиков были выявлены существенные недостатки, которые нужно было устранить. Модернизацию машины решили осуществлять по трём основным направлениям: улучшение конструкции самолёта, внедрение нового целевого оборудования и усиление бортового вооружения. Прототипом МиГ-27 стал модернизированный МиГ-23БМ. Отличия нового самолёта состояли в новом двигателе Р-29Б-300 и прицельно-навигационном комплексе ПрНК-23. Лётчик-испытатель В.Е. Меницкий в ноябрьские дни 1972 года впервые поднял в воздух прототип МиГ-27.
МиГ-23БМ
Облегчённый и уже нерегулируемый воздушный заборник несколько изменил внешний вид машины. На МиГ-23БМ установили крыло «тип 3» с новым механизмом изменения стреловидности, усилили шасси из-за роста массы боевой нагрузки до 4 тыс. кг. Изменился и состав вооружения – появилась 30-мм шестиствольная пушка ГШ-6-30А и новое бортовое радиолокационное оборудование.
ГШ-6-30А
Испытывали новую машину опытнейшие лётчики-испытатели Федотов, Меницкий, Орлов и Фастовец. Несмотря на серьёзные отказы оборудования и неисправности двигателей, но благодаря самоотверженности лётчиков, испытания нового штурмовика продолжались, и в начале 1975 года под обозначением МиГ-27 машина была выпущена в серию.
Воздушный корабль
МиГ-31 — единственный истребитель в российских ВС, командира которого официально называют капитаном корабля. Такой привилегией обладают пилоты самолетов взлетной массой более 43 т. Полностью заправленный и вооруженный двухместный перехватчик превосходит эту планку и по весу соответствует пассажирскому лайнеру Ту-134.
Сейчас на вооружение поступают модернизированные варианты истребителя, созданного в конце 1970 годов. МиГ-31БМ получил полное обновление бортовой электроники и усовершенствованный радар. Дальность обнаружения воздушных целей возросла до 320 км. Перехватчик может поражать их на расстоянии до 280 км. Пока самолет остается единственным в ВКС, который оснащён ракетами «воздух-воздух» такой дальности.
«Кинжальная» ватага: в Сибири появится полк с гиперзвуковыми ракетами
Аэродром базирования МиГ-31 с уникальными боеприпасами прикроют С-350 и «Панцири»
Как ранее писали «Известия», для МиГ-31 разрабатывают и более дальнобойные боеприпасы — они будут способны перехватывать, в том числе, и гиперзвуковые цели.
— Сегодня ни в одной стране в мира нет перехватчика, который летал бы на таких скоростях и высотах, как МиГ-31, и при этом был оснащен подобными ракетами, — рассказал «Известиям» заслуженный летчик испытатель полковник Игорь Маликов. — Главное их предназначение в регионе — отгонять самолеты противника. МиГ-31 очень эффективен в работе по воздушным целям. Я много ракет с него запускал, и могу сказать, что они «подранков» не делают. Боеприпасы настолько мощные, что разбивают мишень вдребезги. Ни самолёты-разведчики, ни другие летательные аппараты от такого истребителя не уйдут.
Контракт на модернизацию 60 перехватчиков в варианте МиГ-31БМ был подписан летом 2011 года. Осенью 2014-го договор заключили на партию из еще 54 воздушных кораблей. По оценке разработчиков, боевая эффективность модернизированного варианта возросла в 2,6 раза по сравнению с базовой моделью.
На базе перехватчика ранее были подготовлены проекты противоспутникового комплекса и «летающего космодрома» для запуска на орбиту Земли небольших космических аппаратов. Уникальные характеристики истребителя позволили оснастить его современнейшим оружием. В 2020 году был представлен вариант МиГ-31К, вооруженный гиперзвуковой ракетой «Кинжал». Боеприпас позволяет самолету наносить удары по целям на расстоянии свыше тысячи километров.
Основные модификации
Первый вариант МиГ-19, выпущенный партией около 50 машин, представлял собой прототип СМ-9/1, оснащавшийся вооружением из трёх 23-мм пушек НР-23. Кроме того, эти самолёты получили подкрыльевые пилоны для подвески вооружения и ПТБ.
В серийных МиГ-19С литера «С» означала наличие цельноповоротного стабилизатора вместо того же устройства с рулями высоты. Под фюзеляжем для увеличения путевой устойчивости смонтирован вертикальный гребень. Истребитель также оснащался тремя 30-мм пушками НР-30.
Версия перехватчика, оснащаемая аппаратурой «Горизонт-1».для передачи данных и наведения с наземного командного пункта. Это оборудование позволяло использовать ракеты Р-3С класса «воздух-воздух».
МиГ-19СВ
Истребитель-перехватчик высотных целей ориентировался на перехват британских самолётов-разведчиков Canberra. Представлял собой облегчённый серийный МиГ-19С с более мощными двигателями, а также уменьшенным углом отклонения закрылков и увеличенной на 2 кв. м площадью крыла. Крыльевые пушки в этих машинах не устанавливались, но фюзеляжная в конструкции сохранялась. Строился малой серией. Для летчиков этих машин был разработан высотно-компенсирующий костюм с гермошлемом. В декабре 1956 года в ходе летных испытаний МиГ-1 9СВ им была достигнута высота 20,7 км.
Перехватчики МиГ-19ПМ/ПМУ, оснащенные системой наведения с земли «Лазурь», иногда обозначались МиГ-19ПМЛ. На них было установлено цельноповоротное горизонтальное оперение, а также впервые именно эта модификация получила в оснащение ракеты К-5М. Пушечное вооружение отсутствовало, а вместо К-5М допускалась подвеска неуправляемых ракет разного типа и калибра.
Боевое применение
Боевое применение истребителя МиГ-21 началось в 1966 году во Вьетнаме. Небольшой, маневренный, с высокой скоростью полета МиГ-21 стал очень серьезной проблемой для новейшего американского истребителя F-4 Phantom II. За полгода воздушных боев ВВС США потеряли 47 самолетов, сумев сбить только 12 МиГов.
Американцы для своих пилотов были вынуждены начать курсы тактики ведения боя против МиГа.
За время вьетнамского конфликта было потеряно 70 истребителей МиГ-21, они совершили 1300 боевых вылета и одержали 165 побед. Следует отметить, что цифры отличаются у разных источников. Однако бесспорным является тот факт, что в той войне американский F-4 Phantom проиграл советскому истребителю.
Кстати, Голливуд не выпустил ни одного фильма, посвященного американским пилотам во Вьетнаме, ибо в этой войне им гордиться было особо нечем.
Следующим серьезным военным конфликтом, в котором принимал участие МиГ-21, стала война между Индией и Пакистаном в 1971 году. На тот момент различные модификации МиГ-21 были основой истребительной авиации ВВС Индии. Им противостоял китайский истребитель J-6 (модификация МиГ-19), французский Мираж III и F-104 Старфайтер.
По данным индийской стороны, в ходе конфликта были потеряны 45 самолета и уничтожены 94 самолета противника.
В 1973 году начался очередной арабо-израильский конфликт, который получил название войны Судного дня. В этом конфликте МиГам различных модификаций сирийских и египетских ВВС противостояли израильские пилоты на самолетах Мираж III и F-4E Фантом II.
Особенно опасным противником был Мираж III. По многим характеристикам они были очень похожи. МиГ имел несколько лучшую маневренность, но уступал противнику по характеристикам РЛС и имел худший обзор из кабины.
Война Судного дня заставила летчиков вспомнить о таком тактическом приеме, как ближний групповой воздушный бой. Его не практиковали со времен Мировой войны.
Сирийские истребители за время кампании провели 260 боев и сбили 105 самолетов противника. Их потери оценивались в 57 самолетов.
МиГ-21 принимал участие во время войны между Ливией и Египтом, его активно использовали в ирано-иракской войне, а также в ходе ряда других локальных конфликтов.
Этот истребитель применялся советскими войсками в Афганистане. После ухода советских войск из этой страны часть самолетов попала к моджахедам. Они участвовали в нескольких воздушных боях с самолетами Северного Альянса.
После появления машин четвертого поколения МиГ-21 начал терять свое превосходство в воздухе. Во время воздушных боев над Ливаном в 1979-1982 гг. израильские F-15A существенно превосходили МиГ по большинству характеристик. ВВС Ирака безрезультатно пытались использовать МиГ-21 против авиации многонациональных сил в Ираке в 1991 году.
История создания
В конце 1940-х — начале 1950-х годов ведущие конструкторы истребителей всего мира стремились освоить выход на сверхзвуковые скорости полёта. Скорость звука достигалась в пологом пикировании уже многими самолётами, включая советские МиГ-17, но полноценным сверхзвуковым истребителем этот рубеж должен был преодолеваться и в горизонтальном полёте. Прирост скорости старались достичь как за счёт совершенствования аэродинамики, так и путём установки более мощных двигателей.
Началом истории разработки МиГ-19 считается 30 июля 1950 года, когда И.В. Сталин поставил задачу создания нового типа истребителей с радиусом действия большим, чем у МиГ-15 и МиГ-17. Уже в следующем году был создан первый двухдвигательный прототип нового самолёта СМ-1, на котором начали испытывать более мощные и компактные моторы. В течение 1952 года появился лётный прототип СМ-2, который стал опытным полигоном для достижения стабильных сверхзвуковых скоростей полёта. На нём были опробованы крылья большей стреловидности, а также наиболее оптимальное расположение хвостового оперения.
В 1953 году в ОКБ А.А. Микулина удалось создать ещё более мощный двигатель АМ-9Б с тягой на форсаже 3250 кгс в тех же габаритах, что и моторы для разрабатываемых МиГов, что позволило в минимальные сроки доработать прототипы новых самолётов. Опытные образцы истребителя-перехватчика (СМ-7) и фронтового истребителя (СМ-9) с двумя двигателями успешно прошли лётные испытания, в то время как характеристики ещё одного варианта — однодвигательного истребителя И-370 — оказались неудовлетворительными.
В января 1954 года уже по итогам первых полётов на предсерийной модели СМ-9 лётчик-испытатель Г.А. Седов оценил истребитель как «лёгкий в управлении» и способный стабильно превышать скорость звука. Вскоре главнокомандующий ВВС маршал авиации П.Ф. Жигарев одобрил принятие СМ-9 на вооружение с присвоением ему наименования МиГ-19. Кроме того, советское военно-политическое руководство приняло решение о целесообразности запуска самолета МиГ-19 в серийное производство, не ожидая окончания полной программы заводских и государственных испытаний, которые продолжались в течение всего 1954 года.
Первые серийные МиГ-19 строились по чертежам ОКБ Микояна и Гуревича и начали поступать в строевые авиаполки с марта 1955 года. Уже 3 июля того же года 48 новейших истребителей были показаны публике на воздушном параде в Тушино. В их числе на МиГ-19 выступала пилотажная четвёрка, возглавляемая командующим авиацией ПВО СССР дважды Героем Советского Союза генерал-полковником Е.Я. Савицким. После этого парада машина получила в НАТО кодовое обозначение Farmer-A. С 1958 года в воинские части стали поступать перехватчики на базе МиГ-19 с ракетным вооружением.
Участники разработки проекта
В проектировании воздушного судна принимали участие сотрудники Центрального аэрогидродинамического института. Кроме них, в проекте участвовали специалисты разных профессий конструкторского бюро Сухого. Также разрабатывали проект сотрудники КБ Микояна и Гуревича, которые выиграли конкурс. Однако проект оказался настолько дорогостоящим, что его пришлось разделить на два: тяжелый и легкий перспективный истребитель. Было решено проектирование первого варианта самолета поручить специалистам КБ Сухого, а второго — сотрудникам института Гуревича и Микояна.
1974 год был ознаменован началом проектирования легкого истребителя с рабочим названием МиГ-29А. Его впервые протестировали в полете в 1977 году. Месяц спустя, его сфотографировали американские разведывательные спутники.
МиГ-29ОВТ на МАКС-2005
Серийное производство
Вообще, данная отсрочка связана с крушением двух самолетов. Первые истребители массового производства появились на базе «Кубинка» год спустя. А еще через год машины впервые прошли массовые испытания. Затем инструкторский авиаполк Центра боевого применения тоже получил свои истребители. Первый истребительный полк, куда тоже поступили «МИГИ», дислоцировался в Ивано-Франковске. Благодаря высокой квалификации пилотов, все эти авиаполки быстро достигли оперативной готовности.
Когда были поставлены первые самолеты, руководство авиаполков распределило задачи между легкими и тяжелыми и машинами. Тяжелая модель обладала повышенным радиусом действия, поэтому могла заниматься поиском воздушных и наземных целей на достаточно больших расстояниях. В обязанности пилота тяжелого истребителя входило обнаружение и уничтожение авиационной «натовской» техники.
МиГ-29М/ОВТ — всеракурсный