Многоцелевой истребитель четвертого поколения EF2000 «Тайфун»


Что творится!

Странные пришли времена. В США количество истребителей пятого поколения скоро перевалит за пять сотен. В Китае и России пятое поколение летает и потихоньку становится на вооружение. Свой проект есть у Японии и даже Ирана (только не гуглите его на ночь глядя!). И лишь Европа молчит. Да, в 2012 году SAAB обмолвился о Flygsystem 2020, но с той поры ни слуху ни духу.

Как это так — страны, недавно претендовавшие на место в зале славы лучших военных авиапроизводителей, отстают уже на несколько лет?

И что теперь делать? Впрочем, неважно. Давайте лучше посмотрим на остатки былой роскоши — проекты четвёртого поколения, созданные в Европе, и устроим контрольную закупку этих летательных аппаратов

Основные материалы, которые были использованы в конструкции

Использованных материалов множество, причем традиционных для авиации сплавов алюминия не так уж и много. Так, более 40 % от всей массы планера составляет углепластик. Количество сплавов лития и алюминия доходит до 20%, на чисто алюминиевые сплавы приходится 18%. Высокопрочные материалы на основе титана занимают 12 %, а на долю стеклопластика приходится 10%. Поверхность самолета на 70 % закрывает углепластик, 12 % занимают материалы на основе стеклопластика.

Еще при первоначальном планировании конструкции самолета в техническое задание было заложено условие о том, что вес пустого самолета не должен превышать 9999 килограммов. Кроме того, конструктивно заложена возможность использования в конструкции новых сплавов на основе магния и алюминия. Ресурс планера составляет не менее шести тысяч часов. Таким образом, истребитель «Тайфун» заметно выигрывает у американского F-35, у которого этот показатель колеблется в пределах 2-4 тысяч часов.

Первый раунд: выбор специалистов

Франция: «Дассо-Рафаль»

Двухдвигательный лёгкий многоцелевой истребитель, главная надежда французов в воздушном бою. Поднявшись на крыло в 2001 году, уже через три года он начал поступать на вооружение французских военных, вытесняя предыдущую разработку — «Дассо-Мираж» 2000.

Этот самолёт не может серьёзно похвастаться и выделиться из рядов конкурентов. Тяговооружённость не самая большая, управляемого вектора тяги нет. Есть бортовая радиолокационная станция с активной фазированной решёткой, но кого сейчас этим удивишь. Выгодно отличается лишь боевая нагрузка, составляющая солидные 9500 килограммов, что больше не только европейских, но и американских «коллег».

«Дассо Рафаль»

Ещё создатели активно рекламируют большое количество углепластика (карбона, если по-нашему, дворовому) в конструкции самолёта. Однако хвастаться этим как-то слабовато. Хотелось бы сказать о выгодно отличающей его авианосной версии, но и тут вышла промашка. Оказалось, что двигатели истребителей требуют техобслуживания каждые 150 часов полёта. Причём в условиях авианосца такие работы не провести — нужно возвращаться в порт. Когда это выяснилось, военные моряки громко кричали и жестикулировали, самолёты забраковали, а с двигателями решили разобраться позднее.

Германия, Италия, Испания и Великобритания: «Еврофайтер Тайфун»

Едва ли не главная надежда Европы девяностых годов, «Еврофайтер Тайфун» рванул ввысь в 1994 году, и вплоть до начала эксплуатации в 2003-м говорили о нём с придыханием и нежностью. Тут все веяния последних лет: даже снижение радиозаметности, чтобы играть в «почти стелс». «Почти» — потому что внутренних отсеков для вооружения не предусмотрели, всё крепится снаружи, по старинке.

Топливо льют не только в фюзеляж, но и в крылья.

Горючка находится в кессонах консолей крыла. Отчасти благодаря этому удалось обеспечить боевой радиус в 1390 километров; впрочем, с теми же тремя подвесными баками, что и у «Рафаля».

«Еврофайтер Тайфун» (фото: David Ellins)

Отклоняемого вектора тяги тут нет, но в будущем — если клиенты дадут денег на разработку — можно будет получить и его. Двигатели модульные, как сейчас модно — время замены всего около 45 минут.

Швеция: SAAB JAS-39 «Грипен»

Шведское небо раскрыло объятья первому «грифону» в далёком 1988 году. Эксплуатация же этих самолётов началась почти на десять лет позже, в 1997. Шведские военные, составляя техническое задание для инженеров «Сааб», проставили крестики во всех возможных графах: низкая радиозаметность, возможность использовать истребитель как разведчик и перехватчик, укороченный взлёт, эксплуатация с неподготовленных аэродромов, дешевизна и простота.

Инженеры не подкачали. Пусть двигатель всего один, размеры небольшие, а боевая нагрузка почти в два раза меньше чем у Rafale, зато остальные пункты выполнили — получите и распишитесь.

SAAB JAS-39 «Грипен» (фото: Tuomo Salonen)

Самолёт дешёвый, простой и может похвастаться кокпитом, удивительно похожим на приборную панель автомобиля SAAB 9000 (фирма-то почти та же самая). Особых чудес швед не показывает, но и не теряется. Отдельно стоит отметить и неплохую тяговооружённость.

Оценки:

Dassault Rafale — 4,5

Eurofighter Typhoon — 4,5

JAS 39 Gripen — 3,5

Распределение средств для производства

Всего запланировано было произвести 620 машин этого типа. Так как изначально было четыре государства, которые изъявили желание участвовать в программе, самолеты были распределены между ними, в соответствии с имеющимися производственными мощностями.

Так, заводы Великобритании обязались собрать 232 «Тайфуна», в Германии собирали 180 единиц, на долю Италии достался 121 самолет. Испанцам, из-за плохих производственных условий, доверили собирать только 87 истребителей. Первые самолеты начали поступать уже в 2003 году. Великобритания также получила первые истребители этой модели в то же время, причем часть из них сразу же пошла на формирование 17 эскадрильи. В ней самолеты самым тщательным образом тестировались. Как ни странно, официально в ВВС Евросоюза самолеты поступили только 1 июля 2005 года. В первой партии было поставлено 148 штук истребителей, причем все из них до сих пор в строю.

Уже в 2002 году правительство Австрии выразило заинтересованность в приобретении 18 единиц техники, вложив в производство сразу 2,55 млрд долларов. Однако уже в июне 2007 года из-за приближающегося кризиса договор был пересмотрен: согласно новым условиям, австрийцы хотели получить уже 15 самолетов, причем в более «куцей» комплектации. На сегодняшний день аналогичные договоры заключены с ОАЭ и еще рядом заказчиков. Сообщается, что заводы ЕС должны поставить по ним сразу 707 истребителей.

Соглашение о начале производства второй партии было подписано 14 декабря 2004 года. Впервые самолет этого транша поднялся в воздух в 2008 году. Каждый многоцелевой истребитель «Тайфун» (фото машин есть в статье) полностью сопровождается производителем от выпуска и до конца гарантийного срока.

Второй раунд: народное голосование

В этом раунде все просто. Голосуют другие страны, используя рубли, доллары, франки или другую валюту. Больше продаж — больше очков. Впрочем, есть нюансы.

Франция: «Дассо-Рафаль»

Стоимость этого истребителя — 85-124 миллиона долларов. Да, недёшево, но продажи удалось разогнать за счёт победы в «матери всех тендеров» — индийском MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft, «средний многофункциональный боевой самолёт». — Прим. ред.). 36 штук пропихнули Катару и 24 — Египту. Ну и сама Индия вроде как уже раскачалась на 36 французских «шквалов» (планировалось, правда, 126, но это уже детали).

«Дассо Рафаль» (фото: Gauthier Bonnet)

Германия, Италия, Испания и Великобритания: «Еврофайтер Тайфун»

Цена кусается: где-то на уровне 120 миллионов за тушку. Однако купец нашёлся и на этот товар. Помимо участвовавших в создании стран (тут правило железное: участвовал в готовке — будешь есть) «тайфуны» приобрели Австрия, Саудовская Аравия и Оман. Также запущен процесс поставки в Катар и Кувейт. В общей сложности более шестисот самолётов порадуют своих хозяев.

SAAB JAS-39 «Грипен» (фото: Tony Osborne)

Швеция: SAAB JAS-39 «Грипен»

Несмотря на очень сладкую цену в 48 миллионов долларов, покупателей не так много. И покупатели тут другие: из карманов достают последнее, торгуются, надеются на скидку. Венгрия, Чехия, ЮАР и Таиланд доверили своё небо шведским машинам, но стоит учитывать, что некоторые купить не смогли и договорились взять самолёты в лизинг. Хотела завести у себя «грифонов» и Швейцария, но народное голосование оказалось против.

Зато дальше дела пошли лучше: выиграли бразильский тендер, по которому скоро могут начаться поставки. Несколько штук приобретёт Болгария.

Оценки:

Dassault Rafale — 3,5

Eurofighter Typhoon — 4,5

JAS 39 Gripen — 3,5

Бомбовая нагрузка

Смотреть галерею

Если планируется выполнение ударных операций на местности, то на семи внешних узлах подвески можно разместить вплоть до 6500 килограмм бомб, а также не менее шести управляемых ракет класса «воздух-воздух». Радиус боевого действия может превышать тысячу километров. Наименьшей высотой боя для этого истребителя считается отметка 325 метров, максимальной — километр. С полным вооружением истребитель-бомбардировщик «Тайфун» (фото его есть в этом материале) может выполнять боевые задачи на протяжении трех с половиной часов.

Самолет-«невидимка»

Чтобы снизить заметность машины для радаров, передняя кромка переднего же оперения выполнена из материала, поглощающего радиоволны. Хоть официально истребитель «Тайфун» не относится к категории машин, выполненных по технологии «стелс», при его производстве активно используются технологии и материалы, которые способны эффективно рассеивать радиоизлучение. Вообще-то, такая задача и ставилась перед конструкторами изначально: сделать самолет как можно более незаметным с передней части для современных средств радиолокационного обнаружения.

Что было сделано для достижения этой цели? Во-первых, воздухозаборники максимально утопили в корпус, входные каскады двигателей замаскировали особыми устройствами. Все несущие плоскости крыла и передние кромки стабилизаторов и оперения покрыли с переднего края материалами, поглощающими излучение радаров. Кроме того, подвески управляемых ракет также максимально приблизили к корпусу, что также дает возможность скрывать их от излучения радаров противника.

Здесь нужно упомянуть, что в настоящее время «Тайфун» — истребитель-бомбардировщик многоцелевого назначения, а потому обеспечить его полную незаметность невозможно в принципе (да оно и не так нужно).

Примечания[ | ]

  1. Power to progress, Flight International
    , Reed Business Publishing (10 апреля 1991). Проверено 5 июля 2007.
  2. (недоступная ссылка). Проверено 8 мая 2011.
  3. Richardson, Doug. Stealth Warplanes: Deception, Evasion and Concealment in the Air. London: Salamander, 2001. р. 113.
  4. . eurofighter.at
    . Проверено 3 ноября 2020.
  5. “AirForces Monthly”. 2004.
  6. . Проверено 4 февраля 2013.
  7. , FR: Dassault, https://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1>.
  8. , Eurofighter, https://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp>.
  9. , DE: Luftwaffe, https://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp>.
  10. ↑ , Blogspot, https://3.bp.blogspot.com/_qrjFeNOsuEY/TS0pRdh1k2I/AAAAAAAAAGU/1Nao6ZHY2_Q/s1600/page0022.jpg>
  11. , SE: Saab, https://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/>.
  12. , NL, 8 Aug, https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011..
  13. ↑ , JSF Nieuws, с. 5, https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf>.
  14. , RU: MiG Aravia, https://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm>.
  15. , Deagel, https://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx>.
  16. , Bharat-Rakshak, https://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html>.
  17. , AT: Air Power, https://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm>.
  18. (англ.). bbc.com
    . BBC (16 February 2017). Проверено 7 июля 2020.
  19. Gunther Oswald, Nina Weissensteiner.
    (нем.).
    derStandard.at
    (7. Juli 2017). Проверено 7 июля 2020.
  20. М.А. Левин, В.Е. Ильин.
    «Современные истребители». — Москва: «ХОББИКНИГА», 1994. — С. 15—18. — 288 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85561-014-4.

Кабина и органы управления

«Еврофайтер Тайфун» управляется одним пилотом, размещающемся в кабине.

На рабочем месте пилота преобладает индикатор на лобовом стекле (ИЛС, Head-up-Display). Под ним размещена базовая панель управления каналом передачи данных (Data Link Control Panel, DLCP), а ниже три многофункциональных дисплея (Multifunction Head Down Displays, MHDD). С левой стороны находится еще одна консоль для ввода и изменения данных, с правой стороны — дисплей для организации связи.

Общий вид кабины «Еврофайтер Тайфун»

Информация о полете, данные от датчиков, тактические данные и системная информация предоставляются пилоту на трех многофункциональных экранах AMLCD размером 159×159 мм и разрешением 1024×1024 пикселей. Экраны автоматически подстраиваются под преобладающие условия освещения в кабине с помощью фотоэлемента. Экраны управляются 17 кнопками, прямым голосовым вводом (Direct Voice Input, DVI) или курсором. Для перемещения курсора служит XY контроллер? который находится на рычаге газа и регулируется указательным пальцем левой руки. Экранные кнопки не имеют постоянной надписи, но могут быть любым символом по мере необходимости.

Обычно перед стартом определяется стандартная настройка для каждого монитора. Далее «Тайфун» автоматически выбирает соответствующий дисплей в зависимости от ситуации и статуса миссии. Обычно в центре отображаются тактические данные на карте (Pilot-Awareness-Format, РА). Слева представляется формат атаки, где отображаются только соответствующие тактические данные. «Картинка» правого дисплея выбирается в зависимости от ситуации: индикатор дальность-высота (RHI-Scope), сопровождение цели, информация от системы самозащиты (Defense Aids Sub System, DASS), вооружение, топливо и т. д. В форматах атаки и PA всегда отображается общая картина ситуации.

Формат РА (карта) на среднем мониторе кабины

В верхней части кабины, справа от DLCP, находится искусственный горизонт, слева от которого расположены дополнительные кнопки. Рядом с правым коленом находится панель предупреждающих сообщений. Поворотные переключатели на консольных кронштейнах слева и справа необходимы для поднятия и опускания систем самолета и в чрезвычайных ситуациях и в обычном полете не используются.

Бортовая РЛС CAPTOR

Бортовой радар «Еврофайтер Тайфун», получивший обозначение «Кэптор» (CAPTOR, рус. – похититель), является дальнейшей разработкой РЛС Blue Vixen производства консорциума «ЕвроРАДАР» (EuroRADAR). При разработке аппаратуры за основу брался итальянский проект РЛС ECR-90. Дополнительно, в качестве ориентира служила американская РЛС AN/APG-65.

РЛС AN/APG-65

РЛС CAPTOR размещается в носу самолета и закрыта радиопрозрачным колпаком (см. часть 1). Станция состоит из антенны с механическим управлением и шести линейных сменных блоков. Антенна имеет диаметр 0,7 м, изготовлена из углепластика и включает 61 сменный элемент. Общий вес системы 193 кг. Радар работает в диапазоне частот от 8 до 12 ГГц и имеет вдвое большую мощность передачи, чем американская РЛС AN/APG-65.

Для управления антенной используются высокоточные сервомоторы с высоким крутящим моментом. Механика устройства позволяет добиваться высоких скоростей сканирования. Антенна способна поворачиваться на ± 60 ° по высоте и азимуту.

Принципы работы

В отличие от других РЛС НАТО система использует три канала обработки данных. Первый служит для поиска целей, второй – для их отслеживания и идентификации, а третий – для обнаружения и преодоления помех.

Переключения между низкой, средней и высокой частотой повторения импульсов происходит автоматически. Частота повторения составляет от 1 тыс. до 200 тыс. импульсов в секунду. Адаптивное сканирование данных (Data Adaptive Scanning, DAS) минимизирует движение антенны при отслеживании воздушных целей.

Установленная на самолеты первого транша РЛС CAPTOR-C имеет различные режимы «воздух-воздух» и «воздух-земля». Переключение между ними происходит автоматически, или пилот выбирает нужный режим голосом.

В режиме многофункциональной РЛС (Track-while-scan, TWS) в процессе сканирования отслеживается до 20 воздушных целей и возможен обстрел шести из них. Дальность обнаружения по цели «истребитель» составляет около 185 км, по цели «транспортный самолет» – до 300 км.

В режиме поиска (Range-while-search, RWS) дальность обнаружения цели увеличивается, однако, точность снижается и становится недостаточной для применения оружия. В режиме пассивного опознавания «свой-чужой» (Non-Cooperative-Target-Identification, NCTI) распознавание типа неизвестных целей происходит по характеристикам радиолокационного отражения и их сравнением с базой данных. С целью предотвращения увеличения объема данных, загружаются только радиолокационные изображения угроз, ожидаемые в оперативной зоне. В режиме «радар с синтезированной апертурой» (Synthetic Aperture Radar) РЛС картографирует местность с разрешением в один метр.

РЛС CAPTOR-E с АФАР

Модернизация

Модернизированный радар для самолетов транша 2 обеспечивает разрешение при сканировании местности до 0,3 м. РЛС получила обозначение CAPTOR-D или CAPTOR-M. Открытая информация о количестве отслеживаемых целей в режиме TWS и каналах управления оружием отсутствует. Предполагается, что они также возросли.

Проектирование модели CAPTOR-E с технологией активной фазированной решетки (АФАР) консорциум EuroRADAR начал 1 июля 2010 г. Официально контракт на разработку новой РЛС заключен 19 ноября 2014 г. В серийном варианте изделие стало доступно для потребителя с 2020 г. РЛС CAPTOR-E устанавливается на самолеты транша 3. Сообщается, что CAPTOR-E имеет сектор поиска ± 100 °, расширенные возможности для электронной поддержки, электронных контрмер и кибервойны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]