17.09.2019
Boeing 787 Dreamliner (самолет мечты) – широкофюзеляжный двухдвигательный пассажирский самолет. Изначально планировался к созданию как субзвуковой лайнер, то есть, летающий на околозвуковых скоростях, однако, в дальнейшем стал обычным дозвуковым реактивным самолетом. Воздушное судно является дальнемагистральным.
Имевший в начале разработки название Sonic cruiser, самолет получил кодовое обозначение 7Х7, а ближе к началу производства — существующее название 787.
История разработки пассажирского самолёта Boeing 787 Dreamliner
Sonic Cruiser
К началу XXI века корпорация Боинг поняла, что предыдущая дальнемагистральная модель — Боинг-767 — устарела. Обострилась конкуренция с концерном Airbus, выпустившим такие модели, как 330 и 340. Чтобы держаться вровень с конкурентом, Боинг задумал совершить качественный рывок в самолетострении, и в 2001 году анонсировал разработку нового лайнера — Boeing Sonic Cruiser. Согласно пресс-релизу производителя, субзвуковой Boeing будет держать скорость, близкую к звуковой, но в тоже время потреблять меньше топлива, чем «одноклассники». Однако авиакомпании заявили, что им нужна экономичность, а скорость не так принципиальна. Поэтому разработка такого сложного самолета была отменена.
Boeing 787
26 апреля 2004 года Boeing провел презентацию своего нового проекта. Кодовое название нового самолета – 7E7. Эта разработка была представлена как преемник Sonic Cruiser. Многие идеи и технологии были заимствованы у его предшественника. Зимой 2005 года Boeing объявил имя новой модели – Boeing 787.
Выкатка нового самолета состоялась летом 2007 года, однако, поставить самолет на крыло удалось только в конце 2009 года.
Летом 2011 года Боинг-787 совершил первый перелет из Сиэттла (США) в Токио. Далее, начиная с 4 июля 2011 года, самолет неделю проводил пробные рейсы между японскими городами.
Боинг-787 авиа
26 августа 2011 года самолет получил одобрение типа ВС (воздушного судна). Первый коммерческий полет прошел 26 октября 2011 года.
16 июня 2014 года был сертифицирован 787-9 с удлиненным фюзеляжем и увеличенным количеством пассажиров.
По состоянию на конец 2020 года, на самолетах модели 787 совершили полеты более 300 миллионов пассажиров. За счет увеличенной дальности было открыто 210 новых беспосадочных маршрутов.
Ссылки
- 787 Dreamliner на официальном сайте Boeing
- Boeing 787 Dreamliner на сайте newairplane.com
- Взгляд на интерьер Boeing 787 (рус.) статья-перевод на сайте Хабрахабр
- Что ощущают пассажиры Иллюстрированный рассказ об ощущениях пассажира во время полёта на Boeing 787
- Подробный фотообход Dreamliner c МАКС-2011
- Самолёт-мечта. Boeing-787 (хочу немного рассказать о Boeing-787) romadm.livejournal.com
- Как покупают самолёты Рассказ блогера Сергея Доли о преимуществах самолёта и о том, как покупают самолёты представители авиа в титане. Телесюжет от 3 сентября 2010 года
- Боинг 787-9 Dreamliner Телесюжет с авиашоу 2014 года в Фарнборо
Boeing 787 Dreamliner на Викискладе |
Описание конструкции и технические характеристики
Воздушное судно представляет собой двухдвигательный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и одним килем (рулем направления).
Боинг-787 стал первым самолетом, изготовленным с большим количеством композитных материалов. Каждый самолет содержит порядка 35 тонн композитных материалов. Композиты используются при производстве фюзеляжа, крыльев и других частей самолета. Из-за этого у производителя получилось сильно облегчить самолет.
Плоскость крыла стреловидная, законцовки с переменным изгибом, благодаря чему на 2 процента увеличилась подъемная сила, в сравнении с предыдущей моделью.
В двигателе тоже использовано большое количество композитных запчастей, поэтому уменьшилось количество вредных выбросов в атмосферу и увеличилась мощность.
«Пластиковые» крылья самолета увеличивают подъемную силу на 2% по сравнению с предыдущими моделями.
За счет новых решений интерьера объем багажного отделения увеличился на 45 % относительно Boeing 767.
Кабина пилотов
Кабина пилотов Боинга-787 «стеклянная», то есть вместо стрелочных приборов используются экраны, на которые выводится необходимая информация, в том числе схемы полета и захода на посадку. Также стоит обратить внимание, что Боинг использует для управления классический штурвал, а не ручку управления, как у Airbus.
Вид кабины пилотов Боинга-787
Конструкция[ | ]
Boeing 787-8 авиакомпании Japan Airlines
Низкоплан нормальной аэродинамической схемы, со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Два турбовентиляторных двигателя.
50 % элементов фюзеляжа изготовлены из композитных материалов на основе углерода (в модели 777 это лишь 9 %). В результате 787-й стал легче и прочнее, чем обычный лайнер с алюминиевым фюзеляжем.
Малошумный и сверхэкономичный двигатель GEnx компании General Electric — один из двух, которые устанавливаются на 787-й (второй — Trent 1000 (англ.)русск. компании Rolls-Royce).
В двигателе GEnx и корпус, и лопатки вентилятора изготовлены из композитных материалов, металлическая только ведущая кромка. В результате двигатель выходит на режим рабочей тяги при более низких температурах, что, соответственно, даёт меньшие объёмы углеводородных выбросов.[источник не указан 2605 дней
] Оба двигателя для 787 имеют одинаковый интерфейс подключения к системам самолёта, что позволяет менять тип двигателей в процессе эксплуатации самолёта[20]
Стреловидные плоскости крыла 787-й модели с переменным изгибом законцовок на 2 % увеличивают подъёмную силу, по сравнению с 767-й моделью. Эти крылья длиннее, чем у других самолётов подобного класса, что придаёт им дополнительную эластичность. В обычном полёте законцовки крыльев отклоняются на 3 метра относительно свободного положения на земле, во время статических испытаний при 150 % от максимально расчётной нагрузки законцовки отклонились на 7,6 м[21]. Механизмы закрылков, антиобледенительное электрооборудование и прочие системы смонтированы единым блоком, что облегчает их обслуживание и снижает вероятность отказов.
Багажное отделение, благодаря плоскому днищу фюзеляжа, позволяет разместить на 45 % больше багажа, чем умещалось в модели Boeing 767.
Кабина пилотов[ | ]
В кабине Boeing 787 перед пилотами смонтированы проекционные индикаторы (ИЛС). В систему управления входит так называемый «электронный план полёта» — два экрана (по одному для каждого пилота), на которые выводятся схемы руления, захода на посадку и карты местности.
Датчики в носу самолёта измеряют турбулентность и подают команду на установку углов отклонения элеронов. По заявлению Boeing эта система позволяет снизить дискомфорт пассажиров в результате турбулентности.
Диагностика
Пользуясь широкополосным каналом радиосвязи в режиме реального времени, автоматическая система диагностики отсылает данные наземной ремонтной службе. Эта система способна самостоятельно предсказывать возникновение в самолётных механизмах определённых проблем, что обещает снизить вероятность задержек и уменьшить время, затрачиваемое на диагностику и ремонт.
Пассажирский салон[ | ]
Boeing 787-8 авиа
Салон Boeing 787 на 40 см шире, чем у предшественника Boeing 767, что позволило поставить больше сидений. Увеличился размер туалетов. Теперь, развернув перегородку между ними, можно организовать доступ для людей в инвалидных колясках. Верхние багажные полки стали существенно более вместительными, и на каждую из них можно расположить по четыре чемодана с колёсиками, что значительно больше, чем у предшественников.
Высота окон составляет 46 см — это рекорд среди всех коммерческих лайнеров. Иллюминаторы снабжены регулируемым электрохромным затемнением.
С помощью бортовой беспроводной связи к мониторам на спинках сидений подаются развлекательные программы, а спутниковая система позволяет пассажирам использовать широкополосный интернет (250 кбит/с).
Система поддержания давления
Более упругий композитный корпус 787-й модели позволяет поддерживать в салоне давление на уровне, соответствующем высоте 1800 м, тогда как в салоне обычного алюминиевого пассажирского самолёта давление соответствует высоте 2400 м.
Климат-контроль
Система наддува салона организована по-новому. В отличие от других пассажирских самолётов, где воздух для подачи в салон отбирается от двигателей с температурой более 600 градусов, проходит через охладители и поступает в салон, в Dreamliner воздух подаётся в салон электрическими компрессорами непосредственно из внешней среды. При этом снимается проблема недостаточной влажности воздуха. Более влажный воздух в салоне Dreamliner обеспечивает больший комфорт для пассажиров.
Технические характеристики самолета приведены в таблице:
Вариант | 787-8 | 787-9 | 787-10 |
Экипаж | Два человека | ||
Пассажировместимость | 242 (2 класса) | 290 (2 класса) | 330 (2 класса) |
Длина | 56,69 м | 63 м | 68,27 м |
Размах крыла | 60,17 м | ||
Площадь крыла | 325 м2 | ||
Угол стреловидности крыла | 32,2 | ||
Высота | 17 м | ||
Размеры фюзеляжа | Ширина: 5,77 м Высота: 5,97 м | ||
Ширина салона | 5,49 м | ||
Грузовместимость | 138,2 м³ 28 контейнеров типа LD3 | 174,5 м³ 36 контейнеров типа LD3 | 192,6 м³ 40 контейнеров типа LD3 |
Максимальный взлётный вес | 227 930 кг | 254 011 кг | |
Максимальный посадочный вес | 172 365 кг | 192 777 кг | 201 849 кг |
Максимальный вес без топлива | 161 025 кг | 181 437 кг | 192 777 кг |
Вес пустого | 118 000 кг | 126 000 кг | Н/Д |
Двигатели | 2×General Electric GEnx-1B либо 2×Rolls-Royce Trent 1000 | ||
Тяга двигателей | 280 кН | 320 кН | 340 кН |
Расход топлива | 4800 кг/час | 5400 кг/час | 5700 кг/час |
Содержание
- 1 История 1.1 Sonic Cruiser
- 1.2 Boeing 787
- 1.3 Приостановка полётов
- 2.1 Кабина пилотов
- 3.1 Двигатели
- 4.1 Текущие варианты
Летные характеристики Boeing-787
Вариант | 787-8 | 787-9 | 787-10 |
Крейсерская скорость | 0,85 М (902 км/ч) | ||
Максимальная скорость | 0,90 М (956 км/ч) | ||
Дальность полёта | 13 620 км | 14 140 км | 11 910 км |
Длина разбега | 3100 м С модернизацией: 2600 м | 2900 м | Н/Д |
Запас топлива | 126000 л (101000 кг) | Н/Д | |
Потолок | 13 100 м |
Схема салона и расположение мест
При проектировании Боинг-787 удалось добиться увеличения салона на 40 см по сравнению с предшественниками. Это позволило расширить пространство верхних багажных полок и туалетов.
Высота иллюминаторов тоже рекордная среди всех пассажирских самолетов – 46 см.
На каждом месте в спинке впереди стоящего кресла находится монитор, на который могут демонстрироваться фильмы, музыка и другой контент, имеющийся в бортовой системе развлечений.
Пример двухклассной компоновки самолета Боинг-787 Dreamliner
Рассмотрим схему расположения мест в салоне трехклассной компоновки на примере авиакомпании United.
Внутренние элементы | United PolarisSM business class | United Economy Plus | United Economy |
Количество мест | 48 | 88 | 116 |
Номера сидений | 1A-8L | 16A-24L, 27BCJK, 29DEF | 27AL, 28A-L, 29ABCJKL, 30A-41F |
выходы | Перед салоном, 5 ряд | 27 ряд | Сзади салона |
Конфигурация сидений | 2-2-2 | 3-3-3 | 3-3-3 |
Длина сидений | 6’6″ (198 см) раскладывается в спальное место | 35″ (88 см) | 32″ (81 см) |
Ширина сиденья | 20.6″ (52.3 см) | 17.3″ (43.9 см) | 16.3″ – 17.3″ (41.4 см – 43.9 см) |
Wi-Fi | Да | Да | Да |
Розетки | Да | Да | Да |
USB порты | Да | Да | Да |
Возможность крепления люльки | 6AB, 6KL | 16ABC, 16DEF, 16JKL, 29DEF | — |
Бизнес-класс
Бизнес-класс представляет отличные возможности для комфортного перелета. Сиденья превращаются в кровать и позволяют шикарно выспаться в долгом, трансокеанском перелете. Еда от лучших шеф-поваров мира и прекрасные дорожные наборы сделают перелет незабываемым. К каждому сиденью есть отдельный проход, чтобы не мешать соседнему пассажиру.
Сиденья бизнес-класса на примере авиакомпании JAL
Премиум-класс
Сиденья премиум-класса
Премиум, иначе премиум-эконом – класс, который, конечно, уступает по комфорту бизнесу, но тем не менее предоставляет удобные кресла для дальних полетов. Угол откидывания спинки хотя и не превращает сиденье в кровать, но все-равно неплохой.
Эконом-класс
Салон эконом-класса
Эконом-класс предоставляет сиденья, улучшенные по сравнению со своим предшественником Боинг-767. С учетом Wi-Fi на борту и интегрированной системы развлечений, эконом-класс вполне удобен для пассажиров, выбравших его для перелета.
Преимущества и недостатки 787
Основным преимуществом самолета является использование большого количества композитных материалов — самолет стал гораздо легче.
За счет композитного фюзеляжа удалось добиться поддержания давления в полете на уровне 1800 м, в противовес обычным 2400 м. Для улучшения условий полета на борту, воздух компрессорами подается непосредственно из окружающей среды, а не от двигателей. Это снимает проблему сухости воздуха на эшелоне и повышает комфорт перелета. Так, например, стандартный уровень влажности воздуха в полете составляет 4 %, в 787-м влажность – 15%.
За счет применения новой формы заднего среза мотогондол («зубчиками»), удалось снизить шум самолета более, чем на 15%.
Широкополосная передача данных (ШПД) по радиоканалу позволяет борту сообщать наземным службам о параметрах полета в реальном режиме времени.
Применение автоматической системы, отклоняющей элероны при тряске, улучшило аэродинамику самолета и его поведение при турбулентности.
Однако нельзя не отметить, что авиационные власти США и Евросоюза в январе 2013 года остановили полеты самолета из-за неполадок с аккумуляторами. После разбирательства, в апреле 2013 года полеты были возобновлены.
Меры по снижению шумности
Двигатели
Boeing совместно с NASA разработали новую форму срезов гондол двигателей. Задняя кромка мотогондол имеет зубчатую форму. Зубцы были названы «шевронами». По заявлению Boeing, такое решение позволяет снизить шумность двигателя за счёт более плавного смешения реактивной струи с окружающим воздухом и сэкономить несколько сотен килограммов звукоизолирующих материалов. Разработчики также экспериментировали с шевронами изменяемой геометрии, используя сплавы, изменяющие свою форму в зависимости от температуры. Такие шевроны должны загибаться в реактивную струю на взлёте и возвращаться в исходное положение в крейсерском полёте. По заявлению разработчиков, принятые меры позволили снизить внешний и внутренний шум на 15 [22].
Другие элементы конструкции
NASA совместно с фирмой Goodrich разработали щитки, устанавливаемые между колёсами и снижающие шум во время выпуска шасси. NASA отвечало за компьютерное моделирование, изготовление оборудования и продувки в аэродинамической трубе[22].
Модификации Boeing 787
На текущий момент Боинг предлагает своим покупателям три модификации самолета. Планировалась еще четвертая — 787-300, с укороченным радиусом действия (для Японских внутренних маршрутов), но ее производство было отменено в 2010 году.
Boeing 787-8 (787-800)
Базовая версия. Первой вышла на рынок и стала поставляться покупателям. Планировалась как замена Boeing 767-200ER и Boeing 767-300ER. Модель рассчитана на перевозку 242 пассажиров на расстояние в 13600 км.
Boeing 787-9 (787-900)
Данная модель имеет удлиненный на 6,1 м фюзеляж. Крылья не изменялись. Может перевозить до 280 человек на расстояние в 14140 км.
Boeing 787-10 (787-1000)
Разработка представлена 18 июня 2013 года на авиашоу в Ле-Бурже. При перевозке 330 пассажиров на расстояние более 11000 км, этот самолет планировался как конкурент таким моделям, как Boeing 777-200, Airbus A330 и Airbus A340. Для производства этого самолета пришлось увеличить крылья, сместить их относительно фюзеляжа. Также пришлось перенести шасси для уменьшения вероятности удара удлиненного хвоста о полосу.
Самолет и его модификации в итоге получились очень удачными. Лучший микроклимат при перелете, больший комфорт предоставляется пассажирам. Самолет как бы подталкивает вас к выбору этого борта при следующем полете.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них