ТАСС-ДОСЬЕ. 19 сентября 2020 года истребитель-перехватчик МиГ-31, выполнявший полет без боекомплекта, упал в лесном массиве близ города Кулебаки (Нижегородская область). Двое летчиков успешно катапультировались и были оперативно эвакуированы специалистами поисково-спасательной службы, их жизням ничего не угрожает. По предварительным данным Минобороны РФ, причиной аварии стала техническая неисправность.
МиГ-31 (по кодификации НАТО — Foxhound, с англ. «гончая») — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый советский боевой самолет четвертого поколения. Разработан в 1970-х годах коллективом Отдельного конструкторского бюро завода 155 (ныне — АО «РСК «МиГ») под руководством главного конструктора Глеба Лозино-Лозинского.
Первый полет МиГ-31 состоялся 16 сентября 1975 года, опытный образец поднял в воздух шеф-пилот завода им. Микояна Александр Федотов. Самолет был принят на вооружение 6 мая 1981 года Производился в 1975-1994 годах на авиа в Горьком (ныне — Нижний Новгород), всего было построено 519 единиц. В настоящее время самолеты этого типа находятся на вооружении Воздушно-космических сил (ВКС) РФ и Сил воздушной обороны Республики Казахстан. В начале 1990-х годов к покупке самолета проявляли интерес Сирия, Ливия и Китай, однако контрактов заключено не было.
В 2012 году в Военно-воздушных силах (ВВС, ныне — в составе ВКС) России стояли на вооружении 252 МиГ-31, при этом 80% парка нуждались в ремонте. В 2013 году число боеспособных самолетов, по сообщению Александра Зелина, занимавшего тогда должность главнокомандующего ВВС, составляло порядка 190 бортов. Более новые данные не публиковались.
История создания
Создание нового перехватчика-истребителя МиГ-31 началось в конце 60-х годов в ОКБ им. Микояна. Главным конструктором на первых этапах проектирования самолета был А. А. Чумаченко. Позже его заменил на должности Г. Е. Лозинский. Получив должность в разработке «Бурана», Глеба Евгеньевича сменил Васильченко Константин Константинович.
В ходе разработки планировалось существенно увеличить боевые возможности самолета, используя новейшее электронное оборудование, такое как РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой. Строение МиГ-31 проводилось на базе самолета МиГ-25, но предполагало вместимость экипажа из двух человек – штурмана и летчика, места для которых в истребителе размещались по схеме «тандем». Первый пробный полет нового МиГ-31 был совершен летчиком-испытателем А. В. Федотовым 16 сентября 1975 г. Полноценные испытания ходовых и боевых способностей истребителя начались 22.05. 1976 года и завершились в конце 1980 г.
На вооружение МиГ-31 с ракетами класса Р-33 был принят 6.05.1981 г.
В основе системы управления вооружения самолета МиГ-31 находится импульсно-доплеровский радиолокационный аппарат с пассивной фазированной антенной решеткой. Данный самолет стал первым на планете истребителем, оснащенным ПФАР, и оставался единственной серийной моделью с 1981 по 2000 г. до поступления на вооружения Rafal. МиГ-31 – единственный перехватчик, способный самостоятельно запускать дальнобойные ракеты. Также истребитель способен перехватывать объекты, движущие со скоростью свыше 700 км/час.
В химическом составе корпуса летательного аппарата 50% стали, 33% алюминиевых сплавов и 16% титана.
Двигатели МиГ-31
Самолет комплектуется модульными двигателями Д-30Ф6, разработанными на базе гражданского Д-30, который комплектовался в Ту-134 (1967 г.) с соплом и форсажной камерой. В форсажной камере двигателя применяется метод впрыскивания топлива «огневая дорожка». При тестировании двигателей было замечено виброгорение внутри форсажной камеры. Для устранения проблемы установили пятый объединенный коллектор. Двигатель изготовлен из сплавов никеля, железа и титана. Сухая масса двигателя – 2416 кг.
Бортовая радиолокационная система МиГ-31
Истребитель МиГ-31оснащается приборами радиоэлектронной борьбы инфракрасного и радиолокационного диапазонов. Самолет готов выполнять боевые задачи при поддержке автоматизированной наземной цифровой системы управления (АСУ «Рубеж). Система может совершать координаторскую поддержку с наведением цели и предоставление координат одновременно с 4 самолетами, при этом расстояние между истребителями может достигать до 200 км. МиГ-31 – единый в своем роде самолет, который легко перехватывает низколетящие малоразмерные крылатые ракеты. Такие способности делают МиГ-31 не рядовым перехватчиком, а постоянной боевой единицей на вооружении в штабах ВВС и ПВО.
Дальность полета
МиГ-31 укомплектован четырьмя ракетами и двумя подвесными баками, сбросом ракет на полпути и подвесных баков по окончании их выработки, способен пролететь расстояние в 3000 км за 3 часа 38 мин.
Продолжительность и дальность полета с убранной ПМК, без подвесных баков и ракет:
- не включая ракеты, 2480 км – дальность, 2 часа 44 мин. – продолжительность;
- 4 ракеты, спущенные на полпути, 2400 км – дальность, 2 часа 35 мин. – продолжительность;
- 4 ракеты, 2240 км – дальность, 2 часа 26 мин. – продолжительность.
Модификации МиГ-31
После выпуска первого МиГ-31 были произведены различные модификации истребителя:
- МиГ-31 Б – серийный самолет, оснащенный системой подзаправки в воздухе, на вооружение стал в 1990 году;
- Миг-31 БС – модернизированный до МиГ-31Б, не включая штангу подзаправки в воздухе;
- МиГ-31БМ – модернизированная модель 1998 года, современный истребитель, спроектирован специально для ВВС России. До 2020 года планируется усовершенствование радиолокации в плане обнаружения дальности цели до 320 км и одновременного сопровождения до 10 воздушных судов;
- МиГ-31Д – экспериментальная модель, может нести на себе противоспутниковые ракеты 79М6 «Контакт»;
- МиГ-31И – истребитель, который может запускать небольшие космические аппараты;
- МиГ-31М – модернизация самолета 1993 г. с усиленными РЛС, БРЭО и вооружением;
- МиГ-31Ф – универсальный фронтовой истребитель-перехватчик, предназначенный для уничтожения наземных целей (кардинально новая комплектация);
- МиГ-31 ФЭ – экспортная модель истребителя МиГ-31БМ;
- МиГ-31Э – экспортный самолет с облегченным БРЭО;
- МиГ-31ДЗ – серийный самолет, который комплектуется системой подзаправки в полете (отличается от МиГ-31Б местом расположения штанги дозаправки и некоторыми различиями в строении кабины);
- МиГ-31БСМ – модернизированный истребитель 2014 г. на базе МиГ-31БС без штанги подзаправки в воздухе.
Возможности самолета
Главная угроза миру исходит от авианосных ударных группировок НАТО, несущих к берегам какого-либо региона планеты крылатые американские ракеты «Томагавк». Эти низколетящие цели (2 м – 5 м над поверхностью моря и суши) недоступны противоракетам системы ПРО, но они по силами МиГ-31БМ, оснащённому оборудованием с видимостью в верхней и нижней полусфере. Став всевидящим и многофункциональным, перехватчик цепко держит на своих радарах 24 объекта. Неся на себе несметное вооружение (ракеты воздух-воздух, воздух-море, воздух-земля) массой до 9 т, самолёт готов поразить одновременно до 6 из них. Истребитель перехватывает гиперзвуковые цели до 6 чисел Маха.
Хорошее взаимодействие с зенитно-ракетными комплексами противовоздушной обороны (ПВО) является ещё одним важным преимуществом этого перехватчика. Помимо борьбы с объектами, находящимися на земле, на воде и в воздухе, Миг-31БМ может стать координационным командным пунктом (ККП) для остальных самолётов группы с маломощными РЛС.
В нынешних возможностях нашего МиГа – это наводка ракет, выпущенных с других истребителей, которые в режиме радиомолчания сблизились на дистанцию пуска ракеты. В результате работа группы становится наиболее эффективной
Важно ещё раз отметить, что только МиГ-31 способен побороть незаметные на дальних радарах ПВО низколетящие ракеты «Томагавк» или «ALCM», причём с первого раза. Именно эти ракеты заокеанских маньяков из Пентагона разрушили жизнь в Ираке и Ливии, эти страны не имели в составе вооружения российских перехватчиков
Эксплуатация МиГ-31
Впервые самолеты были приняты на вооружение ПВО в 1980 г. А в 1981 г. началось их серийное изготовление в Горьком. В первой серии было выпущено 2 самолета, во второй – 3, в третьей – 6. Предназначались все для осуществления летных испытаний. Новые истребители-перехватчики на вооружение ПВО поступили в 1983 г. Эти модели размещались на военных базах в Правдинске и Савалейске. МиГ-31 заменили устаревшие Ту-128 и Су-15.
Новые перехватчики в сентябре 1984 г. поступили на военные базы на Дальнем Востоке – о. Сахалин (аэродром «Сокол»).
Серийное производство МиГ-31 прекратилось в 1994 г. За это время было выпущено более 500 боевых единиц.
Самолеты МиГ-31 использовались во время второй чеченской войны над воздушным пространством Чеченской республики.
В настоящее время происходит модернизация истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ, которые находятся на вооружении, первые два сошли с конвейера в 2008 г. В этом же году закончились государственные летные испытания модернизированных самолетов. Согласно словам руководства Вооруженных Сил страны, 60 Миг-31 планируется модернизировать до версии БМ, 40 – до модификаций ДЗ и БС, 150 шт. спишут с вооружения.
В августе 2014 г. после посещения авиастроительного завода в г. Нижний Новгород вице-премьер-министром России Дмитрием Рогозиным поступило предложение возобновить изготовление легендарного истребителя.
Перспективы самолета
Учитывая уникальные летно-технические характеристики и боевые возможности Миг-31, продолжаются работы по его дальнейшей модернизации. В основном это связано с совершенствованием бортовой аппаратуры и электроники, а также возможностей двигателя. Аэродинамика самолета в сочетании с материалами, из которых изготовлен самолет, доказали свое неоспоримое преимущество даже перед более поздними конструкциями самолетов-истребителей. Некоторые характеристики Миг-31 остаются не превзойденными до сих пор. В ближайшее время предполагается модернизировать 60 истребителей 31-х мигов до уровня БМ, а в правительственных кругах и в Государственной думе России рассматриваются планы по возобновлению производства Миг-31.
Аварии и катастрофы МиГ-31
- 20.09.1979, аэродром Ахтубинск − возникновение пожара двигателей по причине утечки топлива. Самолет полностью разрушен. Экипаж в составе пилота и штурмана катапультировался.
- 1984 г, аэродром «Сокол» (Сахалин) – две аварии. Первая вызвала гибель экипажа, во время второй – удачное катапультирование на территории аэродрома.
- 20.12. 1988 г., аэродром Семипалатинск – пожар в левом двигателе и неудачная посадка в сложных метеоусловиях. Гибель всего экипажа.
- 26.09.1990 г., Мончегорск – катастрофа после взлета с гибелью экипажа.
- 12.07.1996 г, аэродром Комсомольский – во время посадки самолета с отключенным двигателем произошло столкновение с наземной системой навигации. Пилот при катапультировании погиб.
- 15.06.1996 г., аэродром Комсомольский – гибель летчика из-за потери контроля над высотой.
- 05.05.2000 г. – крушение МиГ-31 в Архангельской области.
- 01.05.2005 г., Тверская область – МиГ-31 сошел с полосы и сгорел в результате пожара. Пилот и штурман уцелели.
- 16.02.2007 г., Казахстан – крушение истребителя с летальным исходом для его экипажа.
- 10.03.2010 г., аэродром Котлас (Архангельская обл.) – во время приземления на полосу МиГ-31 перевернулся. Ущерб оценен в 86 млн. рублей. Пилот и штурман получили многочисленные травмы.
- 19.10.2010 г., Пермский край – попадание самолета в штопорное состояние из-за технических неисправностей. Место крушения – 60 км на северо-восток от аэродрома. Экипаж успешно катапультировался.
- 06.09.2011 г., аэродром Б. Савино (Пермский край) – катастрофа спустя несколько минут после взлета. Экипажу спасти жизни не удалось.
- 23.05.2013 г., Карагандинская обл. – катастрофа во время учебных полетов, причиной которой считают отказ двигателей. Экипаж смог катапультироваться.
- 14.12.2013 г. в 26 км от Владивостока разбился МиГ-31Д3. Обошлось без жертв.
- 04.09.2014 г. – в ходе тренировок не сработала система выпуска шасси. Пилот и штурман получили серьезные травмы, но остались живы.
МиГ-31 кабина
Описание конструкции
Традиционная аэродинамическая схема МиГ-31 включает в себя высокое расположение трапецеевидного крыла и хвостовое оперение из двух килей и поворотного стабилизатора. Все детали планера выполнены из сплавов титана и алюминия, что позволило значительно уменьшить вес конструкции.
МиГ-31
Трёхлонжеронное крыло с наплывами в местах сопряжения с фюзеляжем, повышает аэродинамические характеристики полёта на больших углах атаки, этому способствует и высокая механизация крыла.
Конструкция шасси сделана оригинально, в двухколёсной тележке главной опоры колесо спереди сдвинуто во внутреннюю сторону, а заднее, наоборот, в наружную, что повышает проходимость самолёта на грунтовых и ледовых ВПП.
Передняя стойка с двумя колёсами убирается назад.
МиГ-31
Воздухозаборники такие же как у МиГ-25, расположены по бокам, прямоугольного сечения, регулируемые. Семь топливных баков размещены в фюзеляже, четыре в крыльях и два в киле. Общий запас топлива составляет 17330 кг, имеется возможность подвески двух дополнительных баков общей ёмкостью 5 тыс. литров.
В кабинах самолёта, расположенных тандемом, находятся пилот и сзади штурман-оператор. У штурмана размещена основная часть приборов для работы с БРЛО. В ранних выпусках самолётов у штурмана-оператора было один большой круглый и два прямоугольных индикатора на ЭЛТ.
После модернизации обе кабины оснащены цветными ЖКИ дисплеями. В кабине-штурмана-оператора установлена телескопическая выдвижная ручка и рычаги управления двигателем. Белая полоса на доске приборов служит командиру для быстрого восстановления пространственной ориентировки в полёте по приборам.
МиГ-31 кабина плота
На МиГ-31 впервые в мире установлена РЛС с антенной фазированной решёткой. Станция СБИ-16 «Заслон» осуществляет сопровождение 10 целей и возможность одновременного захвата четырёх из них. Цели обнаруживаются на дальности до 300 км и с помощью аппаратуры передачи данных информация может быть передана на другие самолёты или наземный КП.
Тепловой пеленгатор вкупе с РЛС позволял скрытно прощупывать воздушное пространство в поисках целей незаметно для радиолокационных станций противника.
МиГ-31 взлёт
Тактико-технические характеристики дальнего истребителя-перехватчика МиГ-31:
- Размах крыла, м 13,46
- Длина самолета, м 22,69
- Высота самолета, м 6,15
- Площадь крыла, м2 61,60
- Взлетная масса, максимальная: без подвесных топливных баков, кг 41 000
- Взлетная масса, максимальная: с двумя подвесными баками, кг 45 500
- Масса нормальная взлетная, кг 36 800
- Масса пустого самолета, кг 21 820
- Масса топлива во внутренних баках, кг 15 500
- Боевая нагрузка,максимальная, кг 3000
- Скорость, максимальная, км/ч 3000 (2,83М)
- Скорость на малой высоте, км/ч 1500
- Крейсерская скорость М=2,35
- Практический потолок, м 20 600
- Дальность полета с подвесными топливными баками, км 3020
- Дальность полета перегоночная с подвесными топливными баками, но без вооружения, км 3300
- Боевой радиус действия с четырьмя управляемыми ракетами типа Р-33 (0,85М), км 1200
МиГ-31 фото
Боевые возможности и эффективность авиационных комплексов
Авиационные ракетные комплексы МиГ-31 и F-14 предназначены для решения широкого круга боевых задач по перехвату и уничтожению воздушных целей противника, при этом основными, причём, как для российского, так и для американского являются две из них:
- перехват воздушных целей в широком диапазоне высот и скоростей их полёта, применяющих манёвренное и радиолокационное противодействие;
- уничтожение истребителей противника в дальнем ракетном бою.
Одной из основных характеристик авиационного комплекса перехвата является зона возможного перехвата, отображающая возможности комплекса по перехвату воздушных целей на средних рубежах с заданной вероятностью. На основании всего изложенного выше очевидно, что модернизированный МиГ-31 имеет лучшие показатели по скоростям перехватываемых целей, особенно при атаке в заднюю полусферу, что достигается за счёт более высоких максимальных скоростей. В то же время, F-14 уже не потерял преимущества по высотам перехватываемых целей за счёт лучших перегрузочных характеристик ракеты AIM-54 Phoenix. Правда во встречном ракетном бою истребитель F-14 при полёте на больших высотах или на примерно одинаковой высоте с самолётом МиГ-31 заметно уступает последнему. Это объясняется очевидными преимуществами в эффективной зоне многоканального обстрела и разрешённой дальности пуска модернизированных управляемых ракет Р-33, которые обеспечивают МиГ-31 существенное превосходство в бою на большой и средней дистанции.
Комплексной характеристикой эффективности авиационного комплекса перехвата можно считать показатель боевого потенциала, под которым понимают соотношение численности группировок, выполняющих заданный объём боевых задач при потерях, которые не превышают заданный уровень. Другим вариантом оценки может быть соотношение количества поражённых целей к потерям за время операции между двумя типами самолётов. В соответствии с оценками 2-го ЦНИИ МО соотношение коэффициентов боевого потенциала комплексов МиГ-31 и F-14A составляет 1:0,6…0,7.
Характеристики истребителей МиГ-31 и F-14A
МиГ-31 | F-14A | ||
Двигатель | Д30Ф6 | TF30-P-412A | |
Тяга бесфорсажная | кгс | 9500 | 5600 |
Тяга форсажная | кгс | 15500 | 9480 |
Запас топлива во внутренних баках | кг | 15500 | 7460 |
Максимальная взлетная масса | т | 41…43 | 31…33 |
Тяговооруженность взлетная | 0,76 | 0,72 | |
Максимальная скорость у земли | км/ч | 1450 | 1450 |
Максимальная скорость на высоте | км/ч | 3000 | 2350 |
Минимальная скорость | км/ч | 450 | 400 |
Практический потолок | км | 20,6 | 18,5 |
Максимальная перегрузка | 5 | 7,5 | |
Рубежи перехвата без ПТБ,: | |||
форсажный | км | 720 (М=2,35) | 250 (М=1,5) |
бесфорсажный | км | 1250 (М=0,8) | 800 (М=0,8) |
Система управления вооружением | РП-31 «Заслон» | AN/AWG-9 | |
Антенна РЛС | ФАР | ЩАР | |
Углы отклонения РЛС по азимуту | ° | +70…−70 | +65…−65 |
Углы отклонения РЛС по углу места | ° | +70…−60 | +60…−60 |
Число сопровождаемых целей | 10 | 24 | |
Число одновременно обстреливаемых целей | 4 | 6 | |
Зона многоцелевого сопровождения | °² | 18200 | 420 |
Дальности обнаружения (σц=3 м²) в ППС | км | 120…130 | 130…140 |
Дальности обнаружения (σц=3 м²) в 3ПC | км | 45…60 | 60 |
Индикация СУВ у летчика | ППИ-70В, ИТО-Л | ИЛС + 2 индикатора обстановки | |
Индикация СУВ у штурмана-оператора | ИТО, обзорный индикатор | 2 индикатора на ЭЛТ | |
БЦВМ | «Аргон-15» | CDC-5400B | |
Оптико-электронная система | 8ТК | JR | |
Система управления оружием | СУО-31 | AN/ASN-92 | |
Комплекс обороны: | |||
станция предупреждения о РЛ-облучении | «Береза МЛ» | AN/ALR-45 | |
устройство разбрасывания пассивных помех | АПП-50 | AN/ALE-39 | |
система шумовых помех | – | AN/ALQ-126 | |
Радиолиния передачи данных | АПД-518, КРУ | ASW-27 | |
Вооружение: | |||
управляемые ракеты большой дальности | 4×Р-33 | 6×AIM-54A | |
управляемые ракеты средней дальности | 2×Р-40ТД | 6×AIM-7F/E | |
управляемые ракеты малой дальности | 4×Р-60М | 2×АIМ-9 | |
пушки (тип/калибр, мм/число снарядов) | ГШ-23-6/23/260 | М61А-1/20/675 |
Сравнительные оценки маневренных возможностей истребителей МиГ-31 и F-14A
М=1,4 Н=5 км | М=1,4 Н=10 км | М=2,2 Н=17 км | |||||
МиГ-31 | F-14 | МиГ-31 | F-14 | МиГ-31 | F-14 | ||
Тяговооруженность PПФ/Gрасч | 1,08 | 1,05 | 0,67 | 0,7 | 0,43 | 0,41 | |
Перегрузка установившегося виража nYуст | 4,5 | 1,7 | 2,9 | 2,2 | 1,6 | 1,27 | |
Максимальная перегрузка nYmax | 4,5 | 7,5 | 4,5 | 7,5 | 3,27 | 3,47 | |
Скорость установившегося разворота | °/с | 5,6 | 2,4 | 3,7 | 2,7 | 1,1 | 0,68 |
Максимальная скорость разворота | °/с | 5,6 | 9,3 | 5,9 | 9,9 | 2,7 | 2,9 |
Радиус установившегося разворота | км | 4,7 | 14,9 | 6,6 | 9,1 | 34,4 | 54,8 |
Удельная избыточная мощность V*y | м/с | 173 | 34 | 122 | 71 | 86 | 29 |
Максимальный угол набора высоты при М=const для крена γ=0° | ° | 23 | 53 | 17 | 10,2 | 7,6 | 2,6 |
Максимальный угол набора высоты при М=const для крена γ=45° | ° | 21,7 | 4 | 15 | 7,6 | 3 |