Ка-32 – советский многоцелевой транспортный вертолет


Ка-32
Вертолёт Ка-32С
ТипТранспортный вертолёт
ОАО «КумАПП»
Первый полёт1980 год
Начало эксплуатации1986 год[1]
Единиц произведено160+
Базовая модельКа-27
Изображения на Викискладе

Ка-32
— средний транспортный вертолёт соосной схемы с двумя турбовальными двигателями и неубирающимися шасси.

Ка-32 является гражданским развитием поисково-спасательного вертолёта Ка-27ПС, разработанным ОКБ им. Н. И. Камова с учётом успешной эксплуатации семейства вертолётов Ка-25 и Ка-27 с палубы кораблей.

С 1985 года вертолёты Ка-32 серийно производятся ОАО «КумАПП». По состоянию на 2013 год выпущено более 160 вертолётов Ка-32 в различных модификациях.

В 2013 году заключено соглашение с корпорацией «Итун» (Китай) о возможности сборки вертолётов Ка-32А11BC в Китае.[2]

Содержание

  • 1 История
  • 2 Лётно-технические характеристики 2.1 Основные размеры
  • 2.2 Весовые характеристики
  • 3 Тактико-технические характеристики
  • 4 Мировые рекорды
      4.1 Рекорды скороподъёмности
  • 4.2 Рекорды максимальной высоты полёта
  • 4.3 Рекорды подъёма груза
  • 5 Модификации
  • 6 Авиационные происшествия
  • 7 Эксплуатанты
      7.1 Состоит на вооружении
  • 8 Изображения
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • История

    Началом разработки вертолёта Ка-32 следует принимать, как и для вертолёта Ка-27, 1969 год.

    Первоначально в качестве основного назначения Ка-32 предполагалось его использование для разведки ледовой обстановки в экстремальных северных условиях Арктики днём и ночью, однако позже было решено разрабатывать вертолёт для многоцелевого всепогодного применения: для поисковых и спасательных работ, транспортных перевозок, разгрузки судов и обслуживания буровых платформ, крановых работ при монтаже оборудования, вывозке пакетов ценной древесины, патрульной службы и других целей.

    Вертолёт было решено оборудовать совершенным пилотажно-навигационным комплексом с бортовой ЭВМ, обзорной РЛС, противообледенительными системами и специальным оборудованием. Отсутствие на вертолёте вооружения и поискового противолодочного оборудования и связанных с ним систем позволило использовать внутренние объёмы для размещения топливных баков и различного оборудования для гражданского применения и обеспечило увеличение грузоподъёмности вертолёта.

    Первый полёт опытного вертолёта Ка-32 состоялся 24 декабря 1973 года (лётчик-испытатель Е. И. Ларюшин). Первый полёт серийного вертолёта Ка-32 — в 1980 году.

    На опытном вертолёте Ка-32 впервые в истории освоения Арктики в конце 1978 года осуществлена проводка атомного ледокола «Сибирь» с караваном судов в условиях полярной ночи.

    В 1981 году вертолёт Ка-32 впервые был продемонстрирован зарубежным специалистам в г. Минске на конференции по применению гражданской авиации в народном хозяйстве, а в 1985 году — на Парижской авиационно-космической выставке и позже на многих других выставках.

    Морская душа

    Не каждый вертолет способен выполнять задачи на море. Разумеется, речь идет не о полетах вдоль линии берега с базированием на наземных площадках, а о том, чтобы машина обслуживалась в корабельных условиях, стояла на открытой платформе (в кормовой части судна) и обслуживала текущие требования по разведке и оповещению флотского командования. Технический регламент в этом случае серьезно усложняется, брызги соленой воды и суровые атмосферные воздействия могут пагубно влиять на работу механизмов, узлов и агрегатов. Советская военная доктрина конца сороковых в плане возможных океанских операций находилась в состоянии разработки, поэтому бюро Камова с момента своего создания работало в двух направлениях. Во-первых, машины, разрабатываемые здесь, должны быть пригодны для использования на авианесущих кораблях. Во-вторых, их назначение, в силу неопределенности будущих намерений, предполагалось широкое, то есть многоцелевое. Этим требованиям соответствовали Ка-8, Ка-15, Ка-25, Ка-26 и особенно Ка-32 — вертолет, в наибольшей степени подходящий морякам, пожарным, строителям-монтажникам и многим другим мирным труженикам, работающим в самых сложных условиях, в том числе и во влажном климате, от полярных широт до тропиков.

    Лётно-технические характеристики

    Основные размеры

    • диаметр несущих винтов: 15,9 м
    • высота вертолёта: 5,45 м
    • длина вертолёта (со сложенными лопастями): 12,217 м
    • ширина вертолёта (со сложенными лопастями): 3,805 м
    • угол наклона вала несущих винтов: +4°30′ (вперёд)

    Габариты фюзеляжа с оперением не выходят за границы площади, ометаемой несущими винтами.

    Весовые характеристики

    • Минимальная взлётная масс вертолёта: 7 200 кг
    • Максимальная взлётная масса вертолёта: 11 000 кг
    • Максимальная полётная масса с грузом на внешней подвеске: 12 700 кг
    • Максимальная масса груза в грузовой кабине:

    Ка-32С: 3 300 кг Ка-32Т: 3 500 кг Ка-32А и более поздние модификации: 3 700 кг

    • Максимальная масса груза на внешней подвеске: 5 000 кг

    Что может Ка-32?

    Для авиационных специалистов стали сюрпризом те возможности, которыми обладает небольшой Ка-32. Характеристики впечатляют, при длине фюзеляжа чуть более 12 метров, в нем легко помещается груз массой свыше 3,7 тонн. При использовании внешней подвески этот параметр можно увеличить до 5 тонн. Эта машина поднимает почти столько же, сколько вести сама с вертикальной скоростью в 15 м/с. Груз она может доставлять в любую точку в радиусе 900 км. Пассажировместимость – 16 человек. Скорость кому-то может показаться небольшой, «всего-то» 230 крейсерская и 260 км/ч максимальная, но ведь и создавался аппарат не для гонок, и даже изначальная военно-противолодочная версия Ка-27 имела целью обнаружение субмарин, что требует определенной неспешности. Зато потолок в 6 000 метров обеспечивает безопасность, даже в случае серьезных атмосферных проблем.

    Тактико-технические характеристики

    Источник данных: Уголок неба

    Технические характеристики

    • Экипаж: 2 человека
    • Пассажировместимость: 13 человек
    • Грузоподъёмность: 5000 кг
    • Длина: 11,30
    • Диаметр несущего винта: 15,90 м
    • Высота: 5,40 м
    • Масса пустого: 6000
    • Нормальная взлётная масса: 11000 кг
    • Силовая установка: 2 × ТВ3-117ВМА
    • Мощность двигателей: 2 × 2200 л. с.

    Лётные характеристики

    • Максимальная скорость: 260 км/ч
    • Крейсерская скорость: 240 км/ч
    • Практическая дальность: 800 км
    • Практический потолок: 6000 м
    • Статический потолок: 3500 м

    Мировые рекорды

    На вертолёте Ка-32 были установлены несколько мировых рекордов, зарегистрированных Международной федерацией аэронавтики в подклассе E-1 (Helicopters). Все они были выполнены женскими экипажами и относятся к женским мировым рекордам[3].

    Рекорды скороподъёмности

    Время подъёма на высоту 6000 м — 4 мин 46,5 с 11 мая 1983 года, Т. И. Зуева, Н. И. Ерёмина

    Время подъёма на высоту 3000 м — 2 мин 11,1 с 12 мая 1983 года, Н. И. Ерёмина, Т. И. Зуева

    Рекорды максимальной высоты полёта

    Максимальная высота в горизонтальном полёте — 6552 м (улучшен в 1985 г.) 11 мая 1983 года, Т. И. Зуева, Н. И. Ерёмина

    Максимальная высота полёта — 8250 м Максимальная высота в горизонтальном полёте — 8215 м 29 января 1985 года, Т. И. Зуева, Н. И. Ерёмина

    Рекорды подъёма груза

    Высота подъёма с коммерческим грузом 1000 кг — 7305 м Высота подъёма с коммерческим грузом 2000 кг — 6400 м 29 января 1985 года, Н. И. Ерёмина, Т. И. Зуева

    Ка-32 на экспорт

    Удачность конструкции машины подтверждается тем успехом, которым она пользуется на мировых авиасалонах, на которых выставлялся и демонстрировался вертолет Ка-32. Фото винтокрыла с южнокорейскими, канадскими, малазийскими или швейцарскими распознавательными знаками никого не удивляют. Особенностью этого образца советской и российской авиастроительной школы традиционно является надежность, легкость управления и простота обучения иностранных пилотов.

    Модификационный и модернизационный потенциал у машины высокий, на нее можно устанавливать самую современную авионику по мере ее появления, что обеспечивает Ка-32 долгую небесную жизнь.

    Модификации

    С 2010 года производятся только вертолёты модификаций Ка-32А и Ка-32А11ВС. С 2011 года выпускаются только Ка-32А11ВС.

    Название моделиКраткие характеристики, отличия.
    Ка-32Общее обозначение. Под ним чаще всего подразумеваются вертолёты модификации Ка-32Т или Ка-32С. Исторически происходит с времён, когда других модификаций не существовало.
    Ка-32АМодификация вертолёта Ка-32Т в целях выполнения сертификационных требований. Является более глубокой модификацией по сравнению с Ка-32АО. От Ка-32АО модификация отличается составом приборного оборудования, обеспечивающим выполнение полётов по ППП днём и ночью; усовершенствованной системой полного и статического давления для повышения точности измерений; а также молниезащитой блоков радиооборудования. Вертолёт имеет сертификат типа транспортной категории и послужил основой для появления новых однотипных вертолётов.
    Ка-32А1Модификация вертолёта Ка-32А для противопожарной службы г. Москвы. Разработана в 1993 году. Вертолёт предназначается для эвакуации людей и тушения пожаров различной степени сложности, в том числе в высотных зданиях. От базовой версии вертолёт отличается дополнительным связным оборудованием, специализированной системой пожаротушения, установкой двух прожекторов и громкоговорителя системы внешнего оповещения. Для борьбы с пожарами вертолёт оборудован переносными огнетушителями, аэрозольными гранатами и горизонтальной гидравлической пушкой. Противопожарное оборудование может быть дополнено водосливным устройством (подвесным баком ёмкостью до 5000 литров). Для эвакуации людей из горящих зданий применяются различные транспортно-спасательные кабины, устанавливаемые на внешней подвеске. Беспарашютное десантирование пожарных расчётов на режиме висения вертолёта осуществляется с помощью спусковых устройств. Вертолёт имеет характерную красно-белую окраску.
    Ка-32А2Модификация вертолёта Ка-32А для правоохранительных структур. Разработана в 1994 году в интересах ГУВД г. Москвы. Вертолёт предназначался для перевозки служебного персонала, поиска преступных групп и десантирования личного состава спецподразделений. От базовой версии вертолёт отличается изменённой топливной системой, дополнительным связным оборудованием, установкой прожекторов и двух громкоговорителей системы внешнего оповещения. В топливной системе вертолёта отсутствуют топливные баки № 5 (по бортам фюзеляжа), имеющиеся топливные баки оснащены пенополиуретановым заполнителем. Внешнее светотехническое оборудование дополнено двумя прожекторами: в носовой части фюзеляжа и на на подвижной ферме в проёме грузовой двери по левому борту. Беспарашютное десантирование личного состава спецподразделений на режиме висения вертолёта осуществляется через дверной проём транспортной кабины с помощью спусковых устройств. Для возможности применения личным составом оружия вертолёт оборудован шкворневыми установками для автоматов или пулемётов. Вертолёт имеет окраску в виде пятнистого камуфляжа. Был построен один вертолёт. Впоследствии он обратно переоборудован в гражданский Ка-32А.
    Ка-32А4Модификация вертолёта Ка-32С для ВС Республики Корея. Корейское обозначение вертолёта HH-32A
    . Вертолёт дополнительно оснащён метеолокатором, бортовым компьютером с МФИ, прожектором, системами ближней навигации и посадки VOR/ILS, зарубежными радиостанциями[4]. Вертолёт разработан на ОАО «КумАПП» совместно с израильскими фирмами.
    Ка-32А6Проект пассажирского вертолёта на базе Ка-32А. Проект отличался увеличенным фюзеляжем (транспортной кабиной), приспособленным для перевозки пассажиров. Вертолёты по данному проекту не строились.
    Ка-32А11BCМодификация вертолёта Ка-32А по результатам сертификации в Канаде в 1998 году. Отсюда буквы «BC» в обозначении модификации — от British Columbia.[5] Вертолёт отличается двухкамерной рулевой системой (блоком гидроусилителей системы управления), обновлённым составом оборудования и цветовой маркировкой приборов в соответствии с требованиями зарубежных норм. Вертолёт выпускается в двух основных вариантах приборного оборудования: с аналоговыми приборами в кабине экипажа и с МФИ. До 2011 года модификация вертолёта отличалась увеличенными ресурсами и сроками службы основных компонентов. Вертолёт активно применяется для транспортировки грузов на внешней подвеске, в том числе для трелёвки древесины, строительно-монтажных работ и пожаротушения. Имеется возможность установки различного опционального оборудования российского и зарубежного производства. До 2011 года вертолёт поставлялся только на экспорт. Вертолёт этой модификации сертифицирован в Австралии, Бразилии, Европе, Канаде, Китае, Южной Корее и Японии.
    Ка-32А12Исполнение вертолёта Ка-32А11BC для Швейцарии. До 2011 года вертолёт считался самостоятельной моделью, созданной на основе Ка-32А11ВС. С 2011 года Ка-32А12 рассматривается как модификация (отдельное исполнение) Ка-32А11ВС и входит в единый с ним сертификат типа. Модификация отличается изменённым составом приборного оборудования, разработанным совместно с эксплуатантом Heliswiss. Было выпущено 3 вертолёта. Вертолёты имеют красно-белую фирменную окраску эксплуатанта.
    Ка-32АМОбозначение проекта вертолёта Ка-32А с увеличенной до 7000 кг грузоподъёмностью.
    Ка-32АОРаннее обозначение модели: Ка-32А-О
    . Часто встречается неверное обозначение
    Ка-32А0
    . Модификация вертолёта Ка-32Т в целях выполнения сертификационных требований. На вертолёт устанавливаются сертифицированные основные двигатели ТВ3-117ВМА (ТВ3-117ВМА серии 02). Дополнительно установлены: ответчик УВД и термоустойчивый противоударный магнитофон. Под основные и вспомогательный двигатели установлена защита из титановых листов. Электросистемы вертолёта разделены на системы правого и левого борта. Система внешней подвески дополнительно оснащена механизмом аварийного сброса. На шкалы приборов в кабине экипажа наносится цветовая разметка. Вертолёт сертифицирован АР МАК и имеет сертификат типа ограниченной категории для перевозки грузов при условии выполнения визуальных полётов днём. От обозначения категории произошла буква «О» в обозначении вертолёта.
    Ка-32КВертолёт представляет собой специализированный вариант Ка-32Т для выполнения сложных строительно-монтажных работ («летающий кран»). Данная модификация отличается дополнительной полувыдвижной кабиной оператора, расположенной в задней части фюзеляжа. Вертолёт оборудован принципиально новой электродистанционной системой управления (ЭДСУ), позволяющей осуществлять пилотирование как из основной кабины пилотов, так и дополнительной кабины оператора. Имеется автоматическая система гашения колебаний троса с грузом на внешней подвеске и система автоматического выдерживания постоянного угла натянутого троса, соединённого с расположенным на земле грузом. Для наблюдения за грузом вертолёт оборудован телевизионной системой, которая состоит из двух телекамер: подвижной в продольной плоскости, установленной под хвостовым оперением, и неподвижной, размещённой вертикально внутри фюзеляжа вблизи троса внешней подвески. Обе телекамеры имеют регулируемые диафрагмы и фокусные расстояния. В пилотской кабине — два телеэкрана: у командира вертолёта и у второго пилота. На каждый телеэкран можно вывести изображение с любой из телекамер. Был построен один опытный экземпляр вертолёта этой модификации. Первый полёт состоялся 28 декабря 1991 года. Вертолёт впервые был показан на авиационно-космической выставке в Берлине в 1992 году.
    Ка-32СМодификация вертолёта для применения на судах для ледовой разведки и поисково-спасательных работ, транспортировки грузов на внешней подвеске, перевозки пассажиров. Вертолёт может обслуживать буровые вышки и платформы на шельфе, осуществлять разгрузку судов. В качестве поисково-спасательного, вертолёт оснащается дополнительным спасательным, санитарным и осветительным оборудованием. Вертолёт является однотипным с Ка-32Т.
    Ка-32СИОбозначение вертолёта Ка-32С, предназначенного для проведения экологического исследования водных поверхностей. Вертолёт был оборудован геолого-экологическим комплексом ГЭВК-1 и топливной системой увеличенной ёмкости (с дополнительными баками № 7). В 1993 году был оборудован один вертолёт Ка-32С RA-31584 (заводской номер 8706). Впоследствии из-за закрытия программы геолого-экологический комплекс был демонтирован с вертолёта. Вертолёту было оставлено обозначение Ка-32С.
    Ка-32ТТранспортная модификация вертолёта для транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске, перевозки людей и грузов в транспортной кабине. От Ка-32С отличается отсутствием локатора «Осьминог» и его обтекателя в носовой части. Также на вертолёте не устанавливается поисково-спасательное оборудование. Вертолёт является однотипным с Ка-32С.
    Ка-32Т/СУниверсальное обозначение однотипных вертолётов Ка-32Т и Ка-32С.
    • Ka-32А
    • Ka-32A1
    • Ka-32А11ВС
    • Ka-32А12
    • Ka-32К
    • Ka-32Т

    Конструкция Ка-32

    Двухвинтовой вертолет соосной схемы с наличием двух ГТД и шасси четырехопорного типа. Полумонококовый фюзеляж создан из алюминиевых сплавов. Кабина экипажа двухместная, расположена в носовой части. Грузовой отсек отделен от кабины экипажа перегородкой, имеет в наличии 16 откидных мест вдоль бортов. Входы в кабины осуществляются таким образом: к экипажу с двух бортов, а в грузовой отсек по левому борту через дверь сдвижного типа. Для крепления разных, но малогабаритных грузов в кабине установлены швартовочные узлы. Внешняя подвеска вмонтирована в ферму в грузовом отсеке. Имеет весоизмерительное устройство.

    Прямоугольной формы стабилизатор с установленными двумя килевыми шайбами представляет хвостовое оперение. На шайбы установлены большие рулевые направления – обеспечивает путевую устойчивость. Конструкция шайб и стабилизатора каркасная, сделана из композитных материалов и алюминиевого сплава.

    Четырехопорное шасси не убирается. Представлено в форме пирамиды с наличием двухкамерных масляно-воздушных амортизаторов с низким и высоким давлением. Самоориентирующиеся передние опоры находятся под давлением 0,58 Мпа. Главная опора – 1,08 Мпа. Некоторые модели модифицируются установленными лыжами или аварийными надувными баллонетами.

    Трехлопастные винты соосной схемы шарнирно крепят к вертолету лопасти (способны складываться). Лопасти модифицированы по профилю NACA 230, представлены в форме прямоугольника. Лонжероны изготовлены из КМ стеклопластиковой основы, которые усилены углеродными волокнами. Лопасти оборудованы регулирующими триммерами. А благодаря титановым втулкам уровень вибрации и колебания сведены к минимуму на разных скоростях.

    Силовая установка представлена двумя ГТД с турбиной ТВЗ-117 и системой автоматической регулировки двигателей. Контроль режимов и общей работы двигателей осуществляется указателем режимов на доске приборов. В случае отказа запуск производится автоматически благодаря вспомогательной установке. Главный редуктор двухступенчатый, планетарного образца, с двумя муфтами свободного хода. Снабжен тормозом несущего винта и системой охлаждения.

    Ка32 — транспортный средний вертолёт соосной схемы с двумя турбовальными моторами и неубирающимися шасси.

    Ка-32 — гражданское развитие спасательного поискового вертолёта Ка-27ПС, который разработан ОКБ им. Камова Н. И., учитывая успешную эксплуатацию семейства вертолётов Ка-25 и Ка-27 с палубы кораблей.

    Вертолет Ка-32 фото.

    Вертолёты Ка32 с 1985 производятся серийно ОАО «КумАПП». По состоянию на 2013 произведено более 160 вертолётов Ка32 в разных модификациях.

    Вертолет Ка-32 фото кабины.

    В 2013 заключается соглашение с китайской корпорацией «Итун» о возможности монтажа вертолётов Ка32А11BC в Китае.

    Авиационные происшествия

    • 4 июня 1987 года Ка-32Т Мурманская область, Кольский район, близ пос. Териберка, погибло 4 человека. Причина — обрыв груза на внешней подвески, вследствие чего лопнувший трос срезал стабилизатор и намотался на несущие винты.[6]
    • 17 августа 1990 года Ка-32С Мурманская область, 6 км западнее Ловозеро, погибло 11 человек. Причина — поломка редуктора.[7]
    • 27 марта 1991 года Ка-32С разбился в Ленинградской области. Причина — разрушение лопасти нижнего несущего винта.[8]
    • 15 мая 1991 года Ка-32Т упал в море в Приморском крае.[9]
    • 7 октября 1992 года Ка-32С разбился в Красноярском крае, погибло 4 человека.[10]
    • 11 июня 1999 года Ка-32С разбился в Индонезии, 1 человек погиб. Причина — падение оборотов несущих винтов.[11]
    • 4 сентября 2003 года Ка-32 разбился в Краснодарском крае, 9 человек погибло.[12]
    • Апрель 2004 года Ка-32 разбился в Малайзии, 1 погиб, 2 ранены.[13]
    • 4 сентября 2005 года Ка-32 разбился в Малайзии, трое погибли.
    • 23 октября 2005 года Ка-32 разбился в Азербайджане, полностью сгорел, 5 человек погибло.[14]
    • 28 августа 2006 года Ка-32 потерпел аварию в Турции.[15]
    • 6 ноября 2009 года Ка-32А, принадлежавший южнокорейской частной , потерпел крушение на одном из склонов горы Чомбонсан (1424 м) из-за плохих погодных условий. Оба пилота погибли. Вертолёт использовался в подразделении Корейской электрической корпорации (KEPCO), занимающимся монтажом опор [ЛЭП]. В день крушения вертолёт должен был перевезти груз древесины.[16]
    • 23 ноября 2009 года Ка-32А, находившийся в эксплуатации южнокорейской Лесной службы, разбился во время тренировочного полёта в провинции [Чолла-Намдо]. Погибли пилот вертолёта и два стажёра. Вертолёт столкнулся с поверхностью озера Йонам под углом 70 градусов. Следственная группа пришла к выводу о том, что крушение произошло при имитировании забора воды из озера для тушения лесного пожара. Основными версиями крушения на стадии расследования считались ошибка пилота или отказ оборудования.[17]
    • 26 сентября 2010 года Ка-32C (RA-31584) потерпел катастрофу в районе «Лунная Поляна», г. Сочи, Краснодарского края. Катастрофа произошла из-за самовыключения обоих двигателей по причинам применения некондиционного топлива и производственного дефекта регулятора частоты вращения свободной турбины правого двигателя. Погибло 2 человека, 1 пострадал.[18]
    • 26 апреля 2012 года Ка-32 (ER-KGD) потерпел катастрофу в районе села Остров в Румынии. Вертолёт летел в Турцию для тушения пожаров. Все 5 человек находившиеся на борту погибли.[19]
    • 26 июля 2012 года из-за отказа двигателя Ка-32АО (RA-31579) совершил грубую посадку в районе г. Сочи Краснодарского края. Вертолёт получил незначительные повреждения, жертв нет.[20]
    • 9 августа 2012 года Ка-32Т (RA-31596) в 15:20 (по местному времени) потерпел катастрофу в районе села Карачам в провинции Мугла в Турции. Все 5 человек находившиеся на борту погибли[21].
    • 3 сентября 2012 года в районе населённого пункта Мемориа (Memoria) (Португалия) при выполнении полёта по тушению пожаров Ка-32А11ВС (CS-HMO) в результате отказа двигателя, во время забора воды, с последующим разгоном со снижением зацепился внешней подвеской за ограждение и упал. Вертолёт получил значительные повреждения.[22]
    • 4 августа 2013 года вертолёт Ка-32А11BC (C-JKHL) совершил грубую посадку в районе населённого пункта Белла Кулла (Bella Coola) (Канада).[23] Вертолёт получил повреждения. Пострадавших нет.
    • 11 ноября 2014 года вертолёт МЧС РФ Ка-32 в ходе выполнения планового учебно-тренировочного полёта совершил жёсткую посадку в районе населённого пункта Сухая Падина Ставропольского края. Ка-32 получил повреждение и загорелся, четыре человека получили различные травмы, позже один скончался в больнице погиб командир воздушного судна.[24][25]
    • 3 июля 2020 года вертолёт Ка-32С, принадлежащий , совершил вынужденную посадку на воду. На борту находились 3 члена экипажа. Никто не пострадал.[26][27]

    Камов и его стиль

    На базе опытного авиазавода, имеющего ничего не говорящий непосвященному номер 290, в 1948 году создается КБ, с тоже маловыразительным названием «№ 5». Ничего удивительного во всех этих индексах нет, в сталинские годы и менее важные предприятия могли быть засекречены, а тут, как выяснилось намного позже, строили автожиры, почти забытые в наши дни летательные аппараты. Союзные войска в ходе совсем недавно отгремевшей Второй мировой уже использовали винтокрылые машины, геликоптеры, пока не очень широко, но достаточно для того, чтобы И.В. Сталин понял перспективность нового вида летающей техники. Авиацию «отец народов» любил, она находилась под его неусыпным контролем. Руководить бюро поручили Н.И. Камову, уже в 1940 году сумевшему спроектировать и построить А-7, автожир.

    С самого начала КБ установило собственный стиль, по которому вертолеты Камова легко узнаются и сегодня. Главным их признаком можно считать соосную схему, при которой оба несущих винта вращаются встречно, взаимно компенсируя крутящий момент. Рулевой пропеллер в этом случае не нужен.

    Эксплуатанты

    • Россия Россия
    • Республика Корея Республика Корея: 63 Ка-32Т/С и Ка-32А, из которых 9 состоят на вооружении морской полиции и 7 на вооружении ВВС как поисково-спасательные вертолёты. 31 Ка-32 эксплуатируются как противопожарные вертолёты в Лесной службе Кореи. Помимо них 15 Ка-32 применяются различными гражданскими компаниями и ведомствами[28].
    • Украина Украина
    • Болгария Болгария
    • Азербайджан Азербайджан: 6 Ка-32 для МЧС[29]
    • Канада Канада
    • Испания Испания: 10 противопожарных вертолётов Ка-32А11ВС.[30]
    • Португалия Португалия: 6 противопожарных вертолётов Ка-32А11ВС[31]
    • Швейцария Швейцария
    • Япония Япония: 1 Ка-32А11ВС[30]
    • Казахстан Казахстан: 2 Ка-32А11ВС приобретены для Министерства чрезвычайных ситуаций[32].
    • Бразилия Бразилия
    • * КНДР КНДР

    Состоит на вооружении

    • Республика Корея Республика Корея: 7 вертолётов Ка-32А4 поставлено, 32 заказано.[33]

    Устройство

    Традиционная для камовских моделей двухвинтовая соосная схема пригодилась и для Ка-32. Вертолет легко управляем, газотурбинные двигатели (их два) по 2 200 лошадиных сил достались в наследство от «боевого прошлого», как и шарнирная система крепления лопастей, позволяющая их складывать для уменьшения парусности в случае бури и уменьшения занимаемого объема. Три двери обеспечивают быстроту занимания экипажем своих мест и легкость погрузочно-разгрузочных работ. Шасси состоит из четырех опор, на которые можно крепить особые баллоны при необходимости сесть на воду. Пол Ка-32 имеет швартовочные устройства, предназначенные для крепления груза массой до четырех тонн внутри грузового отсека. В целом же, как и многие машины камовского КБ, схема позволяет полезно использовать все пространство позади пилотской кабины до самой хвостовой части и ниже силовой установки.

    Примечания

    1. Российские вертолёты — Город.томск.ру
    2. «УТКА ПО-ПЕКИНСКИ» готова к употреблению
    3. Е. И. Ружицкий
      Мировые рекорды вертолётов. Казань: Изд-во «Вертолёт», 2005. ISBN 5-901821-04-1
    4. Сайт ОАО «КумАПП» — Ка-32А4 (недоступная ссылка)
    5. Ввиду того что в обозначении модели вертолёта используются латинские буквы, оно пишется одинаково на русском — Ка-32А11BC
      , и английском языке —
      Ka-32A11BC
      . Иногда встречающаяся транслитерация
      Ka-32A11VS
      является неверной.
    6. Катастрофа Ка-32Т Ленинградского УГА в Мурманской области (борт СССР-31004), 04 июня 1987 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР…
    7. Катастрофа Ка-32С Ленинградского УГА близ Ловозеро (борт СССР-31026), 17 августа 1990 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и Р …
    8. Авария Ка-32С Ленинградского УГА в Ленинградской области (борт СССР-31023), 27 марта 1991 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР …
    9. Авария Ка-32Т ДВ УГА в морском порту Владивостока (борт СССР-31037), 15 мая 1991 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России …
    10. Катастрофа Ка-32С Мурманского ОАО в р-не мыса Челюскин (борт СССР-31016), 07 октября 1992 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР …
    11. Катастрофа Ка-32С а/к Владивостокавиа в Индонезии (борт RA-31029), 11 июня 1999 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России …
    12. Lenta.ru: В России: Найден второй бортовой самописец разбившегося на горе Фишт Ка-32 Архивная копия от 5 марта 2020 на Wayback Machine
    13. Lenta.ru: В мире: В Малайзии разбился российский вертолёт Ка-32
    14. Lenta.ru: б. СССР: Российский КА-32 разбился из-за технической неполадки
    15. Среди членов экипажа разбившегося в Анталье Ка-32 россиян не было | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
    16. 인제 점봉산에 민간헬기 추락…조종사 2명 사망 (кор.)
    17. — 해양경찰청 노후헬기도 안심 못한다 (кор.)
    18. Катастрофа Ка-32С RA-31584 26.09.2010 — Расследование МАК Архивная копия от 16 мая 2012 на Wayback Machine
    19. A helicopter crashed in eastern Romania, killing all five people on board.
    20. Южное МТУ ФАВТ Минтранса России — Донесение об АП с вертолётом Ка-32АО RA-31579
    21. Команда разбившегося в Турции вертолёта тушила лесные пожары
    22. МАК — Ка-32А11ВС 03.09.2012 Архивная копия от 13 декабря 2012 на Wayback Machine
    23. Авиапроисшествие Ка-32А11BC C-JKHL — Информация МАК Архивная копия от 3 ноября 2013 на Wayback Machine
    24. Пострадавших при крушении Ка-32 отправили на лечение в Москву
    25. Пострадавший в крушении Ка-32 сотрудник МЧС скончался в больнице
    26. Работавший в Турции российский вертолет совершил экстренную посадку на воду. Проверено 24 ноября 2020.
    27. ntv.ru.
      Вертолет с россиянами рухнул в воду в Турции (англ.). НТВ. Проверено 24 ноября 2020.
    28. Южная Корея может закупить новую партию российских вертолётов Ка-32
    29. Азербайджан закупил у России новые вертолёты: Общество, 30 августа 2010
    30. 12
      Ходы проверенным винтом //«Жуковские вести»
    31. Португалия закупила у России партию противопожарных вертолётов
    32. МЧС Казахстана переданы два вертолёта российского производства (недоступная ссылка)
    33. Сеул потратит миллиард долларов на закупку российских вертолётов

    Описание конструкции

    Вертолет Ка-62 выполнен по нехарактерной для ОКБ Камова схеме с одним несущим и одним рулевым винтом. Рулевой винт расположен в вертикальном оперении (так называемый фенестрон). Вертолет имеет два газотурбинных двигателя и убирающееся трехопорное шасси.

    В конструкции Ка-62 активно использованы композитные материалы, они составляют около 50% от массы всей конструкции.

    Фюзеляж вертолет имеет форму с хорошими аэродинамическими характеристиками, его обшивка практически полностью состоит из композитных материалов. В передней части фюзеляжа находится двухместная кабина пилотов, за ней расположена грузопассажирская кабина, над которой находится силовая установка с трансмиссией и несущим винтом. В задней части вертолета находится хвостовая балка с оперением и рулевым винтом.

    Кабина экипажа имеет значительную площадь остекления и обеспечивает отличный обзор для пилотов. Двери кабины открываются наружу вперед.

    Среднюю часть фюзеляжа занимает грузопассажирская кабина, которая имеет размеры 3,3 х 1,75 х 1,3м, и большую раздвижную грузовую дверь.

    На хвостовой балке расположен неуправляемый стабилизатор прямоугольной формы с концевыми шайбами. Рулевой винт находится в профилированном канале, расположенном в хвостовой балке. Над ним установлен вертикальный киль несимметричного профиля.

    Шасси вертолета трехопорное, убирающееся с хвостовой опорой. Главные опоры шасси убираются вперед и вбок, а задняя опора – в хвостовую балку. Опоры шасси оснащены амортизаторами, которые способны значительно смягчать удар при аварийной посадке.

    На опорах шасси можно установить баллонеты для посадки на воду.

    Несущий винт с четырьмя лопастями, втулка имеет разъемный корпус, выполненный из стеклопластика. Лопасти винта цельнокомпозитные, оснащены противообледенительной системой.

    Рулевой винт имеет жесткое крепление лопастей с осевыми шарнирами. Носовая часть каждой лопасти защищена титановой оконцовкой.

    Топливная система вертолета состоит из четырех мягких баков, расположенных под полом грузопассажирской кабины. Их общая емкость – 1100 литров.

    Трансмиссия состоит из двухступенчатого главного редуктора и одноступенчатого хвостового редуктора.

    В состав гидросистемы входят две автономные подсистемы, одна из которых обеспечивает работу рулевых приводов, а вторая – систему уборки шасси.

    Ка-62 оснащен современным навигационно-пилотажным комплексом. Все данные о работе систем вертолета и полетная информация выводится на жидкокристаллические мониторы, установленные в кабине пилотов.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]