Предтеча нового поколения советских танков: Т-44

Когда говорят о передовом вооружении, то в первую очередь подразумевают мощь оружия, способного нанести противнику сокрушительное поражение. Легендарный танк Т-34 стал олицетворением победы Советского Союза во Второй мировой войне. Но есть менее значимые составляющие, например, танковый двигатель В-2, без которого легенда не могла бы существовать.

Военная техника работает в самых тяжелых условиях. Моторы конструируются с учетом использования некачественного топлива, минимального обслуживания, но при этом они должны сохранять изначальные характеристики на протяжении долгих лет. Именно такой подход был воплощен в создании дизельного двигателя танка Т-34.

Прообраз двигателя

В 1931 году Советское правительство взяло курс на совершенствование военной техники. Тогда же Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна получил задание на разработку нового дизельного двигателя для танков и самолетов.

Новизна разработки должна была заключаться в принципиально новых характеристиках мотора. Номинальная частота вращения коленвала дизелей того времени составляла 260 об/мин. Тогда, как в задании было оговорено, что новый двигатель должен выдавать 300 л.с, при частоте вращения 1600 об/мин. А это уже предъявляло абсолютно иные требования к методам разработки узлов и агрегатов. Технологий, которые бы позволяли создать подобный двигатель в Советском Союзе, не существовало.

Конструкторское бюро переименовали в Дизельное, и началась работа. После обсуждения возможных вариантов конструкции, остановились на V-образном 12-ти цилиндровом двигателе, по 6 цилиндров в каждом ряду. Он должен был запускаться от электрического стартера. На тот момент не было топливной аппаратуры, которая могла бы обеспечивать топливом подобный двигатель. Поэтому в качестве топливного насоса высокого давления, было решено установить ТНВД фирмы Bosch, который впоследствии планировалось заменить на насос собственного производства.

До создания первого испытательного образца прошло два года. Поскольку двигатель планировалось использовать не только в советском танкостроении, но и в самолетостроении на тяжелых бомбардировщиках, то специально оговаривался малый вес мотора.

Фарм

Несмотря на то, что танк голдозависим на нем вполне можно фармить. Напоминаю, что цена премиумного кумулятивного снаряда составляет 5600 кредитов (14 голды), что довольно дорого.

Да, можно ездить на фулл голде, но тогда это будет уже не фарм а фан, а можно зарядить десяток кумулятивных снарядов для особо толстокожих танков и стрелять бронебойными. Я выбрал второй вариант.

Дело все в том, что наша хрупкая броня не предназначена для лобовой атаки, следовательно мы должны постоянно маневрировать, чтобы сохранять свое HP и обстреливать слабо защищенные места танков противника.

Пробития базовым бронебойным снарядом вполне хватит для большинства танков с которыми мы сталкиваемся в рандоме. Так что в среднем можно вывозить 50.000 кредитов и больше за бой чистыми с учетом премиум аккаунта.

Доработка мотора

Двигатель пытались создать из материалов, которые ранее не применялись для постройки дизелей. Например, блок цилиндров делали из алюминия, и он, не выдерживая испытаний на стенде, постоянно трескался. Большая мощность заставляла легкий несбалансированный мотор сильно вибрировать.

Танк БТ-5, на котором проводились испытания дизеля, так и не дошел своим ходом до полигона. Дефектовка мотора показала, что был разрушен блок картера, подшипники коленчатого вала. Для того чтобы конструкция, воплощенная в бумаге, перекочевала в жизнь, нужны были новые материалы. Оборудование, на котором делались детали, также не годилось. Не хватало класса точности изготовления.

В 1935 году Харьковский паровозостроительный завод пополнился опытными цехами по производству дизелей. Устранив какое-то количество недоработок, мотор БД-2А был установлен на самолете Р-5. Бомбардировщик поднимался в воздух, но низкая надежность двигателя не позволяла его использовать по назначению. Тем более что к тому времени подоспели более приемлемые варианты авиационных двигателей.

Подготовка дизеля к установке на танк шла с трудом. Приемную комиссию не устраивала высокая дымность, которая была сильным демаскирующим фактором. Кроме того, большой расход топлива и масла был неприемлем для военной техники, которая должна отличаться большим запасом хода без дозаправки.

Неповторимый: легендарному танку Т-34 исполнилось 80 лет

В 1945 году журналисты спросили у британского премьера, какое оружие только что завершившейся войны он считает лучшим. Уинстон Черчилль ответил, не задумываясь: «Три. Английская пушка (имелась в виду, очевидно, Ordnance QF 17-pounder, в просторечии «17-фунтовка», способная будто бы пробивать любую броню. – Авт.). Немецкий самолёт Messerschmitt. Русский танк Т-34». И добавил: «Однако, если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой танк…»

Упомянутая Черчиллем пушка не была принята на вооружение даже ближайшим союзником англичан американцами. Да и век орудия оказался относительно недолог: к концу 1940-х она была вытеснена более совершенной, впитавшей в себя лучшие технологии… поверженного Третьего рейха.

В параде 7 ноября 1941 года приняли участие 40 танков Т-34, сразу же после завершения его ушедшие на фронт.

Самолёт Messerschmitt обеспечивал преимущество Германии в воздухе до лета 1943 года. Он состоял на вооружении 10 европейских государств, Японии и Израиля. От первого полёта 28 мая 1935 года до полного списания в утиль прошло 23 года, от начала эксплуатации в 1937-м – чуть больше 20 лет.

Совсем иная картина с танком Т-34. В бронетанковых войсках страны, его создавшей, он оставался в строю около 50 лет, не потеряв своей боеспособности вплоть до снятия с вооружения в сентябре 1997 года. Танков Т-34 с модификациями было выпущено больше, чем любых других, где-бы то ни было: 65909 (включая лицензионные). Он состоял на вооружении 46 стран мира, расположенных во всех часовых поясах; использовался во всех климатических зонах – от Заполярья до экваториальной Африки; в некоторых африканских, азиатских и других странах (на Кубе, к примеру) его до сих пор хранят в танковых парках, и он по-прежнему готов к выполнению боевых задач. И это далеко не единственные достижения в списке рекордов танка Т-34.

Опытные танки А-32 (слева) и А-20, предшественники Т-34.

Он – чемпион в области военной стратегии, ибо германское политическое и военное руководство не имело к началу войны достоверных разведданных о нём, хотя на 22 июня 1941 года на вооружении Красной армии находилось 1066 танков Т-34. Боевое крещение они приняли в сражениях у Алитуса и Гродно (22-23 и 24-25 июня 1941 года соответственно). Узнав о существовании таких боевых машин, Гитлер будто бы сказал своему высшему командованию: «Если бы мне было известно о таких танках у русских, возможно, я не начал бы эту войну».

Командование вермахта до поры до времени не разделяло пессимизма фюрера. Командующий 2-й танковой группой генерал-полковник Хайнц Гудериан сначала скептически отнесся к новинке – пока 300 его танков не сошлись в поединке с 50 тридцатьчетвёрками 4-й танковой бригады полковника М.Е. Катукова в боях под Мценском, где те показали полное превосходство в вооружении, броне и маневренности. За эту победу полковник стал генералом и был награждён орденом Ленина. Бригада первой в танковых частях РККА была удостоена звания гвардейской. А три с половиной года спустя, в мае 1945-го, гвардейцы маршала Катукова первыми ворвутся в логово зверя, почти поверженный Берлин.

Командующие танковыми соединениями Х.В. Гудериан и М.Е. Катуков, впервые испытавшие свои машины в крупном танковом бою.

На этом примере можно говорить о целом ряде преимуществ танка Т-34: его универсальности; оптимальном сочетании огневой мощи, защищённости и подвижности; самом мощном пушечном вооружении на каждом из этапов войны; самой рациональной форме противоснарядного броневого корпуса; наибольшей быстроходности среди танков подобного типа (55 км/ч), наибольшем запасе хода по топливу (до 420 километров на одной заправке); экономичности – благодаря уникальному быстроходному танковому дизелю В-2, потреблявшему сравнительно мало топлива, и в то же время крайне неприхотливому к его качеству.

В подтверждение того, что Гитлер таки действительно понял преимущества танка Т-34, свидетельствует и тот факт, что в августе 1941-го, когда до Москвы оставалось всего около трёхсот километров, он приказал 2-й танковой группе упомянутого генерал-полковника Хайнца Гудериана повернуть на юг – на Харьков, чтобы захватить завод, разработавший и производивший тридцатьчетвёрки. Полноценного производства немцам развернуть не удалось, но свыше 300 повреждённых на полях сражений танков Т-34 им удалось отремонтировать и поставить в строй панцерваффе. Они были распределены по 11 танковым дивизиям, включая элитные гренадёрскую «Великая Германия» и дивизию СС «Дас Рейх».

После осмотра захваченных Т-34 и КВ фюрер приказал конструкторам создать как минимум такие же боевые машины, вплоть до копирования их. Но немцам это не удалось. Они не смогли раскрыть секрет русской легированной стали, технологий изготовления литых корпусов башен, сварки косых бронированных листов корпусов под флюсом и много чего другого. Хуже всего обстояло дело с копированием дизеля В-2: ничего даже близко похожего у них не вышло.

Поединок (танки «Тигр» и «Т-34»). Художник Валерий Петелин.

Асимметричным ответом немецких танкостроителей стало появление танков «Пантера», во многом повторявшего абрисы Т-34, «Тигр», а также «Королевский тигр». Ответ получился мощным, но неправильным: последняя из названных машин весила более чем вдвое танка Т-34, две другие машины были полегче, но всё равно это были тяжёлые танки, им более соответствовали ИС-2 и КВ-2. Но что любопытно: танк «Королевский тигр», впервые в этот день примененный противником на советско-германском фронте, был уничтожен 12 августа 1944 года экипажем танка Т-34 младшего лейтенанта А.П. Оськина. Успех был неслучайным и неединичным: за два дня боёв только этим экипажем были сожжены три «Королевских тигра», один повреждён, а ещё три были захвачены целёхонькими в деревне Оглендув (Польша).

В умелых руках тридцатьчетвёрка была неподражаемо грозным оружием. Из пушки танка Т-34 А.М. Фадиным, впоследствии Героем Российской Федерации, был сбит немецкий самолёт, курсирующий низко над землёй. А экипаж танка «Т-34» старшего лейтенанта Д.Ф. Лавриненко (Герой Советского Союза посмертно) с 6 октября по 18 декабря 1941 года уничтожил 52 танка противника.

Одни из лучших танкистов Великой Отечественной войны, сражавшихся на Т-34 А.П. Оськин (слева) и А.М. Фадин.

Танк Т-34 – настоящее русское чудо, и поэтому не одному Черчиллю было не понять, «как появился такой танк…». Слишком уж много «случайностей» было собрано воедино, чтобы он состоялся. Потребовалось, чтобы успешный директор Вятской кондитерской фабрики, перешедший на партийную работу и быстро растущий по должностной лестнице, Михаил Ильич Кошкин вдруг решил «бросить всё» и по протекции С.М. Кирова смог поступить в технический вуз. Чтобы он был «замечен» наркомом тяжёлой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе и назначен в Харьков, на ХПЗ имени Коминтерна (завод № 183) на должность руководителя танкового КБ-190. Кошкину нужно было безошибочно уловить тенденцию правильного развития танкостроения и вопреки утверждённому колёсно-гусеничному опытному танку «А-20» инициативно построить чисто гусеничный А-32, ставший прообразом Т-34. Преодолеть мощное сопротивление могучего противника этой машины заместителя Наркома обороны СССР маршала Г. И. Кулика и «через его голову» заручиться поддержкой Наркома обороны СССР маршала К. Е. Ворошилова и лично И.В. Сталина. Воплотить танк в металле и маршем провести его по осенней распутице в Москву, набрав нужный для испытаний километраж пробега, после чего «с иголочки» представить руководству страны на Ивановской площади в Москве.

Создатели танка Т-34 М.И. Кошкин (слева) и А.А. Морозов.

Танк Т-34 был принят на вооружение РККА 19 декабря 1939 года: в день Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых святых на Руси (случайность ли?) Однако этим не закончился его тернистый путь в войска. Машина высокой проходимости, казалось, намертво завязла в бюрократической тине всевозможных согласований, технологических неувязок, технических трудностей: план выпуска её в 1940-м и первой половине 1941-го был выполнен менее чем на 30 процентов. Из запланированных 3400 машин армия получила лишь 1100. В 1940 году не стало и главного конструктора танка: пробег Харьков – Москва – Харьков подорвал его здоровье, простуда и переутомление привели к пневмонии, не помогло и удаление лёгкого с усиленным курсом реабилитации: 26 сентября в санатории М. И. Кошкин скончался.

Руководящий состав завода № 183 им. Коминтерна, создателя танка Т-34 в 1940 году.

Его несомненная заслуга – в создании концепции этой необыкновенной машины, имевшей практически неисчерпаемый ресурс для модернизации, и создании коллектива, способного далее повести этот трудный процесс. Главным конструктором и руководителем КБ стал его заместитель А. А. Морозов. Все дальнейшие модернизации этой машины – несомненное достижение Александра Александровича и возглавляемого им коллектива. В условиях войны, не снижая темпов производства, танкостроители постоянно совершенствовали боевую машину. Так были достигнуты наиболее рациональная форма противоснарядного броневого корпуса; приспособленность к серийному выпуску на различных заводах, даже не предназначенных изначально для производства танков; возможность проведения ремонта в полевых условиях. Конструкторская мысль постоянно опережала время: уже в 1940-м году, параллельно с преодолением бюрократических преград, был создан танк Т-34М, более совершенный (производство которого пришлось свернуть в пользу прежней, более отлаженной для серийного выпуска модели); позже появились Т-44, Т-64 и прочие, «генеалогия» которых прослеживается вплоть до нынешней «Арматы», и целое семейство боевых и инженерных машин, созданных на базе легендарной тридцатьчетвёрки.

Создатель двигателя В-2 для танка Т-34 К.Ф. Челпан (слева) и пушечного вооружения – В.Г. Грабин.

Под бронёй танка, как известно, скрыт «пламенный мотор»: этот совершенный 500-сильный двигатель В-2 был создан КБ дизельного отдела Харьковского паровозостроительного завода под руководством К. Ф. Челпана, репрессированного в 1937 году; его дело продолжили заместители Константин Фёдорович Я. Е. Вихман и И. Я. Трашутин. Огневую мощь Т-34 обеспечили сначала 76,2-мм танковые пушки (для Т-34-76), а потом 85-мм (для Т-34-85), разработанные под руководством талантливого конструктора В.Г. Грабина, из которых было набито много больше фашистского зверья в роде «Тигров» и «Пантер», чем из хвалёной английской «17-фунтовки».

Танк Т-34 — любимый персонаж не только отечественных, но и зарубежных художников. Здесь представлены картины канадского художника Винсента Вэя «Т-34“идут в атаку» (слева) и «Красная армия в предместье Берлина».

«Т-34» действительно «самый-самый»: самый любимый танк ветеранов-танкистов, самый частый персонаж книг и фильмов о Великой Отечественной войне, самый распространённый символ Победы, возведенный на пьедесталы памятников воинской доблести. Это самый экспонируемый образец вооружения и военной техники в музеях мира – и единственный в мире образец вооружения, которому посвящен персональный музейный комплекс (деревня Шолохово, Московская область). Из всех своих собратьев он чаще всего изображаем на художественных картинах и плакатах, конвертах и открытках, почтовых марках и медалях, грамотах и памятных знаках, в масштабных моделях и в качестве призов на соревнованиях по военно-техническим видам спорта и на армейских состязаниях. Потому что он – наша слава и гордость. Потому что уникален. И неповторим.

Т-34 на параде в Донецке

… В 2014 году ополчение Донбасса сняло Т-34 с постаментов, на которых танки стояли как памятники советским танкистам, освобождавшим города и посёлки шахтёрского края. Оказалось, что машины можно поставить на ход, и они стали участниками парадов Победы в республиках.

А в 2016-м стреляющий Т-34 попал на видеокамеру в далёком Йемене.

На заглавном фото: Т-34 в Берлине

Основные трудности позади

В 1937 году коллектив конструкторов доукомплектовали военными инженерами. Тогда же дизелю было присвоено название В-2, под которым он вошел в историю. Однако работы по усовершенствованию не были закончены. Часть технических задач были делегированы Украинскому институту авиадвигателестроения. Команду конструкторов дополнили сотрудниками Центрального института авиационных моторов.

В 1938 году проводились государственные испытания второго поколения дизелей В-2. Было представлено три мотора. Ни один не прошел тестов. У первого заклинил поршень, у второго растрескался блок цилиндров, а у третьего потек картер. Кроме того, плунжерный насос высокого давления не создавал достаточной производительности. Ему не хватало точности изготовления.

В 1939 году мотор был доработан и прошел испытания.

Впоследствии на танк Т-34 двигатель В-2 был установлен в этом виде. Дизельный отдел был реформирован в завод по производству танковых моторов, целью которого, был выпуск 10 000 единиц в год.

Новейший российский танк Т-14 «Армата» за границу пока поехать не сможет

Странные события происходят с нашим новейшим танком Т-14 «Армата».

Совсем недавно производители этой боевой машины сообщили народу, что им удалось устранить ее «детские болезни», а некоторые министры пообещали, что серийное производство и поставки танка в армию начнутся лишь в 2021 году, а тут вот в СМИ выпорхнула почти что сенсация — «Армата» получила паспорт: российский танк идет на экспорт».

И это полуправда. Паспорт есть, но никуда за границу машина пока не идет. Да еще и неизвестно, когда пойдет. Тут стоит вспомнить, что еще в то время, когда Владимир Путин был премьером правительства, вышло постановление, в соответствии с которым новую боевую технику продавать за кордон запрещается до полного удовлетворения нужд Российской армии. А нужды у нашей армии грандиозные. Еще в 2020 году глава Уралвагонзавода (производителя Т-14) Олег Сиенко «открыл карты»:

— Есть решение, согласно которому мы должны поставить армии более 2000 единиц.

Сейчас же «Арматы» проходят войсковые опытные испытания и пока речи о тысячах новых боевых машин не идет, — пока мелькают сообщения то о сотне с небольшим, то даже о десятках. Заказчик (Минобороны) очень въедливо и осторожно «берет на зуб» новое изделие, дабы не купить его в «сыроватом» виде. Тем более, что пока машину не будут выпускать массовыми сериями, цена за единицу у нее очень кусучая. Тот же Олег Сиенко говорил, что при массовом производстве новейшего российского танка он будет стоить 250 млн руб.

Это – при массовом. И понятно, что чем меньше партия боевых машин, тем она дороже – иногда чуть ли не в 2 раза.

При действующем курсе 250 млн рублей — это примерно 3,5 млн долларов. «Круто», — скажете вы. Ну тогда даю вам для сравнения: американский «Абрамс», французский «Леклерк» или же израильский «Меркава» оцениваются в среднем от 8 до 10 млн долларов. То есть в 3 раза дороже. И это при том, что наша машина по многим ключевым параметрам (боевым тактико-техническим характеристикам) уникальна. Потому иностранные покупатели уже толкаются в очереди за ней. В их числе Китай, Индия, Египет и многие другие страны. Конечно, у Т-14 довольно высокие перспективы для экспорта. Тем более, что и цена для иностранных покупателей подходящая. Даже несмотря на то, что на экспорт она будет идти с пониженными боевыми характеристиками. Но в любом случае должно быть понятно, что «до полного удовлетворения нужд» Российской армии в Т-14 о его экспорте речи быть не может. Конечно, у наших экспортеров боевой техники и ее производителей есть большой соблазн выгодно торгануть «Арматой» за кордон и получить жирный «навар», но государственные интересы (интересы нашей армии) должны быть выше бизнес-расчетов.

Окончательный вариант

В начале Второй мировой войны завод был срочно эвакуирован в Челябинск. ЧТЗ уже имел производственную базу для выпуска танковых моторов.

За некоторое время до эвакуации, дизель был опробован на тяжелом танке КВ.

Еще долгое время В-2 подвергался модернизациям и усовершенствованиям. Уменьшались и недостатки. Достоинства двигателя танка Т-34, позволяли судить о нем, как о непревзойденном образце конструкторской мысли. Даже военные эксперты считали, что замена в 60-70 годах В-2 новыми дизелями, была вызвана тем, что мотор устарел лишь с моральной точки зрения. По многим техническим параметрам он превосходил новинки.

Можно сравнить некоторые характеристики В-2 с современными двигателями, чтобы понять насколько он был прогрессивен для того времени. Запуск обеспечивался двумя способами: от ресивера со сжатым воздухом и электростартера, что обеспечивало повышенную “живучесть” двигателю танка Т-34. Четыре клапана на цилиндр повышали эффективность работы газораспределительного механизма. Блок цилиндров и картер были выполнены из алюминиевого сплава.

Сверхлегкий мотор выпускался в трех модификациях, отличавшихся мощностью: 375, 500, 600 л.с, для техники различного веса. Изменение мощности достигалось за счет форсирования — уменьшения камеры сгорания и повышения степени сжатия топливной смеси. Даже был выпущен мотор мощностью 850 л. с. На нем был применен турбонаддув от авиадвигателя АМ-38, после чего дизель был испытан на тяжелом танке КВ-3.

Уже в то время наметилась тенденция к разработке военных моторов, работающих на любом углеводородном топливе, что в условиях войны упрощает снабжение техники. Двигатель танка Т-34 мог работать как на солярке, так и на керосине.

Вооружение

Артиллерия. Тут, вне всякого сомнения, Т-34 лидирует с огромным отрывом и от немецких, и от любых современных ему средних танков других держав. Оснащение новейшего советского среднего танка 76,2 мм артсистемами Л-11 и, впоследствии, Ф-34 с достаточно высокой для 1940 г. начальной скоростью снаряда, составлявшей 612 и 655-662 м/сек соответственно, стало огромным шагом вперед для мирового танкостроения.

В сущности, речь шла о том, что именно Т-34 получил универсальную артсистему, пригодную для борьбы почти со всеми возможными целями танка: вражеской бронетехникой, полевой артиллерией, ПТО, пехотой, а также ряда полевых укреплений. В то же время в артвооружении немецких танков даже и в начале Великой Отечественной сохранялась еще известная специализация. Так, 37-мм и 50-мм пушки, устанавливаемые на Т-3 в силу малого веса снаряда, и, соответственно, малого содержания ВВ в нем, не слишком хорошо подходили для поражения пехоты и артиллерии противника и представляли по больше части противотанковое средство.

Ненадежный дизель

Несмотря на требование наркома В. А. Малышева, дизель так и не стал надежным. Скорее всего, дело было не в недостатках конструкции, а в том, что производство, эвакуированное на ЧТЗ в Челябинске, нужно было разворачивать в огромной спешке. Материалы, которые требовались в соответствии со спецификациями, отсутствовали.

Два танка с двигателями В-2 были отправлены в Соединенные Штаты для изучения причин, приводящих к преждевременному выходу из строя. После проведения годовых испытаний Т-34 и КВ-1, было дано заключение, что воздушные фильтры совершенно не задерживают частицы пыли, и они проникают в двигатель, приводя к износу поршневой группы. Из-за недоработки технологии, масло, содержащееся в фильтре, вытекало через контактную сварку в корпусе. Пыль, вместо того, чтобы оседать в масле, беспрепятственно проникала в камеру сгорания.

На протяжении войны работа над надежностью двигателя танка Т-34 велась постоянно. В 1941 году моторы 4-го поколения едва могли отработать 150 моточасов, тогда как требовалось 300. К 1945 году срок службы двигателя смогли увеличить в 4 раза, а количество неисправностей сократилось с 26 до 9 на каждую тысячу километров.

Производственных мощностей ЧТЗ “Уралтрак” было недостаточно для военной промышленности. Поэтому было принято решение о строительстве заводов по выпуску двигателей в Барнауле и Свердловске. Они производили тот же самый В-2 и его модификации для установки не только на танки, но и на самоходные машины.

ЧТЗ “Уралтрак” также выпускал моторы для разнообразной техники: тяжелых танков серии КВ, легких танков БТ-7, тягачей тяжелой артиллерии “Ворошиловец”.

Предтеча нового поколения советских танков: Т-44

Т-44 не был выпущен в больших количествах, как БТ, или Т-34, не прошел всю войну. Не стал основным танком для армии. Но все равно является достойным представителем советского танкостроения.
К его созданию приступили в конце 1943 года, в Конструкторском бюро Уральского танкового завода, под руководством А. А. Морозова.

В создании Т-44 были широко использованы наработки трёх танков, знаменитого Т-34, Т-34М и Т-43.

Т-34М

Т-34М начали разрабатывать в 1940 году, параллельно с Т-34. Ему планировали установить более мощную 60 мм лобовую броню, 600-сильный двигатель, 8-ми скоростную коробку передач. Ходовую часть с 6-ю опорными 3-мя поддерживающими катками. Двигатель хотели разместить поперёк корпуса, развернув его на 90 градусов, смогли бы уменьшить длину машины и увеличить боекомплект 76 мм пушки до 100 снарядов (у Т-34 — 77). Этот танк обещал превзойти Т-34 по всем статьям (бронирование, огневая мощь, подвижность). Но в итоге, военное командование, не поддержало инноваций конструкторов, видимо не хотели распылять силы, сосредоточившись на Т-34, и проект свернули. Конструкторам поручили другое задание – проектирование Т-43.

Заодно было прервано создание танков массой 30, 40, 50 тонн, с лобовой бронёй 75, 90, 120 мм, пушками калибра 57, 76 и 107 мм. А ведь встреча немцев летом 1941 года с Т-34 и КВ стала, по их же воспоминаниям весьма неприятным «сюрпризом». Думается встреча с Т-34М, их бы тоже не обрадовала.

Т-43

Танк Т-34 был несколько раз модернизирован, в ходе войны и дошел до своего потолка. РККА требовалась новая машина класса средний танк. Проектирование Т-34 было завершено к июню 1943 года. Главное требование к нему было – максимум защиты, при минимуме увеличения массы танка.

Корпус имел круговое 75 мм бронирование, лобовая часть башни – 90 мм (для сравнения, у Т-34 — 45 мм). Но длину моторно-трансмиссионного отделения уменьшить не удалось, поэтому боевое отделение получилось меньше. Чтобы обеспечить экипажу больше места, конструкторы впервые на среднем танке поставили торсионную подвеску, более миниатюрную, чем свечная, с вертикальными пружинами, как на Т-34.

Т-43 превзошел по бронезащите Т-34, приблизился по огневой мощи к КВ, но сильно увеличил удельное давление на грунт, что плохо сказывалось на подвижности и запасе хода. Да и его конструкция вышла предельной. Исключая возможности большой модернизации. Поэтому, когда Т-34 оснастили 85 мм пушкой, надобность в Т-43 отпала.

Но опыт его создания не пропал, например: его испытательный пробег в 3 тыс. км, наглядно показал правильность установки торсионной подвески. Стало ясно, что нужна принципиально новая машина – ее назвали Т-44.

Т-44

На нём также применили поперечное расположение двигателя, но и ряд новых технических новинок, в итоге конструкция Т-44 на несколько десятилетий определила развитие танков, в СССР.

Высота МТО была уменьшена, перенеся воздухоочиститель нового типа из развала цилиндров V-образного двигателя к борту. Дизельный мотор В-44 оснастили улучшенной топливной аппаратурой, что позволило поднять мощность с 500 до 520 л. с., при том же объёме цилиндров, что и на В-34. На месте вентилятора, который выступал за габариты картера, поставили компактный маховик. Это позволило установить дизель на низкой, жесткой и легкой мотораме. Таким образом, высоту корпуса уменьшили до 300 мм. Вентилятор сместили в к кормовому листу, это улучшило охлаждение агрегатов трансмиссии.

Водяной и масленый радиаторы поставили горизонтально (на Т-34 стояли вертикально), под крышкой трансмиссионного отдела, в однородном воздушном потоке, поэтому система охлаждения стала эффективней.

Двигатель был соединен с новой 5-ти ступенчатой коробкой передач, повышающим редуктором с передаточным числом 0,7. Бортовые фрикционы и передачи взяли с Т-34.

Новая схема МТО позволила сместить башню с пушкой 85-мм (как и на модернизированном Т-34) в центр корпуса, где экипаж меньше подвергался угловым колебаниям, а пушка не подвергалась риску воткнуться в землю. При передвижении по пересечённой местности увеличилась и точность стрельбы.

Лобовую броню корпуса довели до 120 мм, люк механика-водителя перенесли на крышу корпуса, убрали шаровую установку курсового пулемета. А на освободившемся месте установили топливный бак.

Т-44 успешно прошел все испытания и был принят на вооружение Красной Армии.

В конце 40-х годов была разработана новая башня с 100 мм пушкой Д-10Т, или ЛБ-1 («Лаврентий Берия», т. к. он был заместителем председателя ГКО и ведал вооружениями). На крыше люка заряжающего установили турель с зенитным пулеметом ДШК, борта и ходовая часть были прикрыты 6 мм кумулятивными экранами. Эта модернизация получила название Т-44-100.

С появлением Т-54, Т-44 не был снят с вооружения, в 1961 году агрегаты двигателя, силовой передачи, ходовой части были унифицированы с теми, что были установлены на Т-54. Были установлены приборы ночного видения. В 1966 году установили стабилизатор вооружения в двух плоскостях. Он оставался на вооружении Советской армии до конца 70-х годов.

В боевых действиях не участвовали, кроме участи в операции по подавлению мятежа в Венгрии в 1956 году. Участвовал в съемках эпопеи Озерова «Освобождение» — в роли немецких «Тигров»

На основе Т-44 выпускали артиллерийские, танковые тягачи, инженерные машины. Всего было создано 1823 танка этого типа, танк выпускали до 1947 года.

ТТХ среднего танка Т-44

Масса, т – 31,5 Вооружение – 85 мм пушка ЗИС-С-53, 2-ва пулемета ДТМ Бронирование, мм, корпус – 120-45, башня 90-75 Двигатель – дизель В-44 мощность 520 л. с. Макс. Скорость по шоссе, км в час – 55 Запас хода, км – 235 Длина с пушкой, мм – 7650 Длина корпуса, мм – 5850 Ширина, мм – 3100 Ширина корпуса, мм – 2000 Высота, мм – 2400 Клиренс, мм – 430 Экипаж – 4

Масса модернизированного Т-44М достигла 32 т, максимальное бронирование 120 мм, скорость — 57 км в час.

Масса Т-44-100 достигла 34 т, скорость 55 км в час. Вооружение 100-мм пушка ЛБ-1, или Д-10Т, зенитный пулемет ДШК, два пулемета ДТМ, или ГВГ.

Танковый двигатель в мирной жизни

Карьера двигателя танка Т-34 не завершилась с окончанием войны. Доработка конструкции продолжалась. Она легла в основу для множества модификаций танковых V-образных дизельных двигателей. В-45, В-46, В-54, В-55 и др. — все они стали прямыми потомками В-2. У них была такая же V-образная, 12-цилиндровая концепция. Различные углеводородные смеси могли служить им топливом. Корпус выполнялся из алюминиевых сплавов и отличался легкостью.

Кроме этого, В-2 послужил прототипом для множества других моторов, которые не имели отношения к военной технике.

Гражданские суда “Москва” и “Москвич” получили такой же двигатель, какой стоял на танке Т-34, с небольшими изменениями. Эта модификация называлась Д12. Кроме этого, для речного транспорта выпускались дизели, которые представляли собой 6-ти цилиндровые половинки В-2.

Дизелем 1Д6 оснащались маневровые локомотивы ТГК-2, ТГМ-1, ТГМ-23. Всего этих агрегатов было выпущено свыше 10 тыс. единиц.

Карьерные самосвалы МАЗ получили дизель 1Д12. Мощность мотора составляла 400 л. с. при частоте вращения 1600 об/мин.

Интересно, что после доработок значительно вырос потенциал двигателя. Теперь назначенный моторесурс до капитального ремонта составлял 22 тыс. моточасов.

УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДУЮЩЕГО БРОНЕТАНКОВЫМИ И МЕХАНИЗИРОВАННЫМИ ВОЙСКАМИ КРАСНОЙ АРМИИ Для служебного пользования «УТВЕРЖДАЮ» — Зам. н-ка ГБТУ Красной Армии генерал-лейтенант инженерно-танковой службы И.Лебедев 7 июня 1944 г. ТАНК Т-34 РУКОВОДСТВО ВТОРОЕ ИСПРАВЛЕННОЕ ИЗДАНИЕ ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ МОСКВА — 1944 В составлении настоящего Руководства приняли участие инженеры эксплоатационного отдела и конструкторского бюро завода №183 им.Коминтерна тт.: Каганер Б.А., Левчук Е.К., Митник А.Я., Нечаев Л.Н. и инженер-майор ГБТУ Красной Армии Качур И.С. Рукопись полготовлена к изданию офицерами Редакционно-издательского отдела ГУФ и БП БТМВ Красной Армии инженер-подполковником Горюшиным Н.Х., инженер-подполковником Чуфаровским Б.И., инженер-капитаном Котляр С.И. и старшим техником-лейтенантом Сытиным Б.М. Редактор инженер-подполковник Горюшин Н.Х. Технический редактор Стрельникова М.А. Корректор Курашов А.А. ГЛАВА ПЕРВАЯ ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТАНКА Танк Т-34 — боевая гусеничная машина с вращающейся башней, обеспечивающей круговой обстрел из пушки и спаренного с ней пулемёта. Танк вооружён 76-мм пушкой Ф-34 или 85-мм пушкой С-53 и двумя пулемётами (один спарен с пушкой, другой устанавливается в носовой части танка). Экипаж танка Т-34: 4 человека. Основные части танка: · броневой корпус и башня (в них помещается экипаж, а также размещаются вооружение, боеприпасы, приборы наблюдения и связи, электрооборудование и механизмы танка); · двигатель: дизель-мотор марки В-2-34, V-образный, водяного охлаждения; · механизмы трансмиссии: главный фрикцион, коробка перемены передач, бортовые фрикционы, тормозы, бортовые передачи; · приводы управления: рычаги бортовых фрикционов, педали главного фрикциона и ножного тормоза, механизм переключения передач; · ходовая часть: ведущие колёса, гусеничные цепи, направляющие колёса (ленивцы), опорные катки с балансирами, подвеска; · оборудование и снаряжение. Внутри корпус танка делится на четыре отделения: управления, боевое, моторное, трансмиссионное. Отделение управления находится в носовой части танка. В нём размещены сиденья механика-водителя и стрелка-радиста, приводы управления механизмами танка, приборы, контролирующие работу двигателя и электрооборудования, пулемёт ДТ в шаровой установке, часть боекомплекта, радиостанция, два баллона с сжатым воздухом для воздушного запуска двигателя, запасные части, инструмент и принадлежности. Боевое отделение находится в средней части танка. Над ним установлена на шариковой опоре башня, в которой размещены вооружение, часть боекомплекта, приборы наблюдения, а также сиденья командира танка и башенного стрелка. В вентиляционном люке башни установлен мотор-вентилятор. Основную часть боекомплекта укладывают в боевом отделении — на полу и около бортов. За железными съёмными листами фальшбортов, между шахтами подвески, расположены баки для горючего. Моторное отделение находится в средней части танка, за боевым отделением, от которого оно отделено перегородкой. В этом отделении установлены: двигатель, два водяных радиатора, два масляных бака и четыре аккумуляторные батареи — попарно, на кронштейнах, между нижней половиной картера двигателя и радиаторами. Трансмиссионное отделение находится в кормовой части танка. В нём расположены главный фрикцион с центробежным вентилятором, коробка перемены передач, бортовые фрикционы с тормозами, электростартер, бортовые передачи и два топливных бака. БОЕВАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНКА Общие данные Тип машины Средний гусеничный танк Боевой вес 30 т Размеры танка Т 34 Длина 6070 мм Ширина 2950 » Общая высота 2604 » Высота без башни 1697 » Ширина колеи (расстояние между серединами гусеничных цепей) 2450 » Клиренс 400 » Длина опорной поверхности по тракам 3840 » Расчётные скорости движения при 1700 об / мин вала двигателя ( в км / час ) Скорости движения округлены Пятискоростная коробка передач: Четырехскоростная коробка передач На 1-й передаче 6,65 7,40 На 2-й » 14,25 15,45 На 3-й » 20,00 25,60 На 4-й » 30,50 48,30 На 5-й » 48,30 — На передаче заднего хода 7,50 6,90 Расход горючего и смазки и запасхода Расход горючего на 1 км пути: по грунтовой дороге 2,3 л по шоссе 1,6 » Расход горючего на 3 час работы двигателя: по грунтовой дороге со средней скоростью в 25 км/час. 50 » по шоссе со средней скоростью в 30 км/час 48 » Запас хода по горючему (учитывая только основные баки): по грунтовой дороге ок. 250 км по шоссе ок. 300 » Расход масла на 1 км пути: по грунтовой дороге 0,10 л по шоссе 0,05 » Расход масла на 1 час работы двигателя: по грунтовой дороге со средней скоростью в 25 км/час 2,00 л по шоссе со средней скоростью в 30 км/час 1,50 л Вооружение Пушка марка Ф-34, С-53 калибр 76-мм, 85-мм горизонтальный угол обстрела 360° 360° угол возвышения 28° 22…25° угол снижения 5° 5° Пулемёты количество 2 марка ДТ размещение один спарен с пушкой, другой расположен в носовой части танка горизонтальный угол обстрела пулемета, установленного в башне 360° горизонтальный угол обстрела пулемёта, установленного в носовой части танка ±-12° максимальный угол возвышения пулемёта, установленного в носовой части танка 16° максимальный угол снижения пулемёта, установленного в носовой части танка 6° Пистолет-пулемёт (укладывается в башне) марка ППД или ППШ количество 1 Возимый боевой комплект при пушке Ф-34, С-53 снарядов для пушки 100, 56 пулемётных дисков 50 (3150 патронов) 31 (1953 патрона) патронов для пистолета-пулемёта 4 диска 4 диска ручных гранат Ф-1 25 20 Двигатель танка Т34 марка двигателя В-2-34 расположение цилиндров V-образное под углом в 60° порядок нумерации цилиндров от боевого отделения к трансмиссионному (отдельно по каждой группе цилиндров) число цилиндров 12 диаметр цилиндра 150 мм ход поршня: левый ряд 180 мм правый ряд 186,7 мм рабочий объём всех цилиндров 38,88 л степень сжатия 14 — 15 направление вращения коленчатого вала по часовой стрелке (если смотреть из боевого отделения) Мощность двигателя: номинальная при 1750 об/мин 450 л.с. эксплоатационная при 1700 об/мин 400 л.с. максимальная при 1800 об/мин 500 л.с. минимально-устойчивые обороты на холостом ходу 600 об/мин максимально допустимое число оборотов на холостом ходу 2050 об/мин удельный расход топлива на нормальном и эксплоатационном режимах 160-175 г/л.с. час Газораспределение Клапан впуска число клапанов в цилиндре 2 открытие до ВМТ в градусах поворота коленчатого вала. 20±3 закрытие после НМТ в градусах поворота коленчатого вала 48±3 продолжительность всасывания в градусах поворота коленчатого вала 248 максимальный подъём клапана 13 мм зазор между тарелкой стержня клапана и затылком кулачка распределительного валика 2,34±0,1 мм 2 22° — при широком погоне, 25° — при узком погоне. Клапан выпуска число клапанов в цилиндре 2 открытие до НМТ в градусах поворота коленчатого вала 48±3 закрытие после ВМТ в градусах поворота коленчатого вала 20±3 продолжительность выпуска в градусах поворота коленчатого вала 248 максимальный подъем клапана 13 мм зазор между тарелкой стержня клапана затылком кулачка распределительного валика 2,34±0,1 мм Порядок работы цилиндров 1 л — 6 п. 5 л — 2 п. 3 л — 4 п. 6 л — 1 п. 2 л — 5 п. 4 л — 3 п. Система питания двигателя применяемое топливо дизельное топливные баки: основные бортовые 6 основные кормовые 2 дополнительные наружные 3 ёмкость основных баков 570…580 л ёмкость дополнительных баков 270 л Система подачи топливным насосом Топливоподкачивающая помпа тип коловратная БНК-12Б число помп 1 отношение числа оборотов помпы к числу оборотов коленчатого вала 0,786 давление топлива, подаваемого топливоподкачивающей помпой на эксплоатационном режиме, замеренное, После топливного фильтра 0,5…0,7 кг/см2 Топливный насос тип НК-1 число насосов один 12-плунжерный порядок нумерации секций насоса от боевого отделения к трансмиссионному секции, обслуживающие левый блок четные секции, обслуживающие правый блок нечётные порядок работы секций 2 — 11 — 10 — 3 — 6 — 7 — 12 — 1 — 4 — 9 — 8 — 5 постоянный угол опережения подачи топлива топливным насосом в градусах поворота коленчатого вала (муфты опережения нет) 30…33 направление вращения против часовой стрелки если смотреть на двигатель со стороны боевого отделения) отношение числа оборотов топливного насоса к числу оборотов коленчатого вала 0,5 Форсунка тип закрытый затяжка пружины форсунки 200 кг/см2 Регулятор тип центробежный Система смазки двигателя применяемое масло авиамасло: летом — МК зимой— МЗ баки для масла количество баков 2 заправочная ёмкость 80 л система смазки комбинированная циркуляционная система «сухого картера» маслонасос шестеренчатый трехсекционный одна секция нагнетающая, две отсасывающие отношение числа оборотов масляного насоса к числу оборотов коленчатого вала 1,725 давление масла на эксплуатационном режиме после прохождения через масляный фильтр 6…9 кг/см2 давление масла после прохождения через фильтр при установившихся минимальных оборотах двигателя не ниже 2 кг/см2 температура масла при выходе из двигателя не выше +105°С удельный расход масла на эксплоатационном режиме не более 13 г/л.с.час. производительность масляного насоса при 1600 об/мин коленчатого вала 3750 л/час Система охлаждения двигателя тип водяной, принудительный Радиаторы тип трубчатый поверхность охлаждения (обоих радиаторов) 107,36 м2 заправочная ёмкость 80 л. Водяной насос тип центробежный отношение числа оборотов водяного насоса к числу оборотов коленчатого вала 1.5 производительность водяного насоса при 2550 об/мин крыльчатки 500 л/мин температура выходящей воды не выше +1050С Система пуска двигателя основная система пуска электростартером дополнительная (запасная) система пуска сжатым воздухом максимальное давление воздуха в баллонах 150 кг/см2 давление воздуха, поступающего в воздухораспреде- литель не выше 90 кг/см2 и не ниже летом — 45 кг/см2, зимой — 65 кг/см2 момент начала подали воздуха — до ВМТ по такту сжатия в градусах поворота коленчатого вала 6±3 Привод к тахометру тип привода гибкий валик отношение числа оборотов гибкого валика к числу оборотов коленчатого вала 0,5 направление вращения валика привода по часовой стрелке (если смотреть сверху мотора) Трансмиссия танка Главный фрикцион тип многодисковый сухой материал дисков сталь количество ведущих дисков 11 количество ведомых дисков 11 количество пружин 16 механизм выключения фрикциона шариковый с наклонными канавками в отжимных кольцах максимальное усилие, необходимое для выключения фрикциона 25 кг соединение с коробкой перемены передач через зубчатую муфту Коробка перемены передач Тип трехходовая пятискоростная или трёхходовая четырёхскоростная Число передач пятискоростная коробка перемены передач пять передач вперёд и одна назад четырёхскоростная коробка четыре передачи вперёд и одна назад Передаточные отношения Пятискоростная коробка перемены передач Четырехскоростная коробка перемены передач на конической паре 1,859 1,859 на первой передаче 5,570 5,000 на второй передаче 2,600 2,390 на третьей передаче 1,855 1,450 на четвёртой передаче 1,215 0,756 на пятой передаче 0,756 — на передаче заднего хода 4,950 5,350 смазка разбрызгиванием Бортовые фрикционы и тормозы тип фрикционов многодисковый, сухой материал дисков сталь общая толщина набора дисков 137,6±1 мм количество ведущих дисков от 17 до 21 (в зависимости от их толщины) количество ведомых дисков от 18 до 22 (в зависимости от их толщины) количество пружин 18 механизм выключения бортовых фрикционов шариковый с наклонными канавками в отжимных кольцах максимальное усилие на рукоятку рычага, необходимое для выключения бортовых фрикционов 20 кг тип тормозов ленточные с чугунными колодками (плавающего типа) наружный диаметр ведомого барабана 500 мм ширина ленты 200 мм Бортовые передачи тип одноступенчатый понижающий редуктор передаточное отношение 5,7 смазка разбрызгиванием Ходовая часть танка Ведущие колеса тип зацепления гребневое, при помощи роликов расположение на шлицах валов бортовых передач наружный диаметр 634 мм Гусеничная цепь тип мелкозвенчатая зацепление гребневое количество траков в каждой цепи 72, из них 36 с гребнем и 36 без гребня соединение траков пальцами, имеющими головку и без шплинтовки (головки обращены к корпусу) забивание пальцев на место при выходе их в сторону корпуса «кулаками», укреплёнными на крышке бортовой передачи шаг трака 172 мм ширина трака 500 мм способ натяжения гусеничной цепи поворотом кривошипа направляющего колеса способ поворота кривошипа червячной парой Направляющие колеса (ленивцы) обода колёс стальные установка на кривошипе наружный диаметр 500 мм Опорные катки тип с наружной амортизацией (обрезиненные бандажи) или с внутренней амортизацией и стальными ободами (только для 2, 3 и 4-го катков) количество по пяти катков на каждую сторону диаметр катков с наружной амортизацией 830 мм с внутренней амортизацией 830 мм ширина обрезиненного.бандажа 150 мм ширина диска катка с внутренней амортизацией 100 мм Подвеска тип пружинная, индивидуальная расположение подвесок наклонное количество пружин в каждой подвеске 2 расположение пружин у передних катков концентрическое расположение пружин у 2, 3, 4.и 5-го опорных катков одна над другой ход катка: вверх 140 мм вниз у переднего катка — 75 мм, у 2, 3, 4 и 5-го катков — 115 мм Электроборудование система проводки однопроводная (аварийное освещение— двухпроводное) напряжение в сети 24 и 12 В Источники электроэнергии Электрогенератор марка ГТ-4563-А мощность 1000 Вт напряжение 24 В отношение числа оборотов вала генератора к числу оборотов коленчатого вала 1,5 тип привода невыключающаяся фрикционная муфта направление вращения по часовой стрелке (если смотреть со стороны привода) начало зарядки аккумуляторной батареи при 665 об/мин коленчатого вала двигателя реле-регулятор РРА-24 Ф Аккумуляторные батареи марка 6-СТЭ-128 тип кислотные Емкость 128 Ачас количество батарей 4 напряжение 12 В начало зарядки при 665 об/мин коленчатого вала Потребители электроэнергии Электростартер марка СТ-700 мощность 15 л.с. напряжение 24 В Электромотор поворотного механизма башни марка МБ-20А тип сериесный, четырёхнолюсный мощность 1350 Вт. Напряжение 20 В число оборотов (максимальное) 5800 об/мин потребляемая сила тока 90…120 А передаточное отношение от вала якоря к погону башни 1257 Электромотор вентилятора марка МВ-12 мощность 19 Вт число оборотов 1500 об/мин напряжение 12 В потребляемый ток 3,8 А Осветительные приборы фара 1 (слева) с двумя лампами в 25 и 5 Вт сигнальный фонарь 1 (сзади) с лампой в 5 Вт освещение щитка контрольных приборов 1 лампа в 5 Вт освещение щитка электроприборов 1 лампа в 5 Вт внутреннее освещение 2 плафона с лампами по 10Вт освещение передатчика 1 лампа в 5 Вт освещение артприборов 3 лампочки по 0,15 Вт освещение шкалы угломера 1 лампочка в 10 Вт Электросигнал тип ГФ-4702 потребляемая мощность 60 Вт Радиостанция 9-Р потребляемая мощность 150 Вт умформеров радиостанции два: один РУ-45В, на 47 Вт для питания анодных цепей передатчика и один РУ-11В на 35 Вт — для питания анодных цепей приемника. Средства наблюдения и связи в люке водителя 2 смотровых перископических прибора в башне 2 смотровые щели приборы для прицеливания и наблюдения ТМФД-7 и ПТ-4-7, спаренные с пушкой Внешняя связь тип радиостанции 9-Р радиус действия 18 км во время стоянки, при заглушенном двигателе— до 25 км. Внутренняя связь тип прибора ТПУ-3Р количество приборов 3 место установки телефонный аппарат №1 у водителя телефонный аппарат №2 у стрелка-радиста телефонный аппарат №3 у командира танка
ГЛАВА ПЕРВАЯ ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ГЛАВА ВТОРАЯ БРОНЕВОЙ КОРПУС ГЛАВА ТРЕТЬЯ ВООРУЖЕНИЕ ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ДВИГАТЕЛЬ В-2-34 СИСТЕМА ПИТАНИЯ СИСТЕМА СМАЗКИ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ГЛАВА ПЯТАЯ ТРАНСМИССИЯ ГЛАВНЫЙ ФРИКЦИОН КОРОБКА ПЕРЕДАЧ БОРТОВЫЕ ФРИКЦИОНЫ ГЛАВА ШЕСТАЯ ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА СЕДЬМАЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ИСТОЧНИКИ ТОКА ПОТРЕБИТЕЛИ ТОКА ГЛАВА ВОСЬМАЯ СВЯЗЬ ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЗАПРАВКА ТАНКА ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ СМАЗКА ТАНКА ЗИМНЯЯ и ЛЕТНЯЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТАНКА ПУШКА С-53 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ

Танковые сражения в 1-й мировой войне и во 2-й мировой войне ТТХ танков 1-й мировой войны и 2-й мировой войны

Опознавательные знаки

Танковые асы СССР: список, фотогалереи (1) , (2)

Война окончена главная страница

URL SP1-REAL 6.8 for Steel Panthers I ver.1.2

Мобильные зенитные установки СССР

Характеристики различных модификаций советских танков

Ilya Muromets Russian bombers in World War I and Russian Civilian War

Aces of Spanish Civil War

Характеристики и конструкция двигателя танка Т-34

Быстроходный, бескомпрессорный дизель В-2 имел водяное охлаждение. Блоки цилиндров располагались по отношению друг к другу под углом 60 градусов.

Работа мотора осуществлялась следующим образом:

  1. Во время такта всасывания через открытые впускные клапаны подается атмосферный воздух.
  2. Клапаны закрываются, и происходит такт сжатия. Давление воздуха увеличивается до 35 атм, а температура поднимается до 600 °C.
  3. В конце такта сжатия через форсунку топливный насос подает топливо под давлением 200 атм, которое воспламеняется от высокой температуры.
  4. Газы начинают резко расширяться, увеличивая давление до 90 атм. Происходит рабочий такт двигателя.
  5. Выпускные клапаны открываются, и отработанные газы выбрасываются в выхлопную систему. Давление внутри камеры сгорания понижается до 3-4 атм.

Затем цикл повторяется.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]