повышение мастерства вождения Лучшие цены, опытные инструктора, которые обучат правильному вождению. Курси по вождению в Москве.

ВМФ получит торпеды и АПЛ нового поколения


Назначение

Универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда (УГСТ) предназначена для поражения подводных лодок, надводных кораблей и судов, а также стационарных целей.

Состав

  • аппаратурный модуль;
  • боевое зарядное отделение;
  • резервуарное отделение;
  • силовое отделение;
  • хвостовое отделение;
  • катушка телеуправлении.

Особенности

Торпеда УГСТ может выстреливаться из торпедных аппаратов калибра 533 мм размещаемых на ПЛ и НК. Базовая модификация торпеды длиной 7,2 м может быть включена в состав боекомплекта носителей с торпедными аппаратами российского стандарта, а модификация длиной 6,05 м — с торпедными аппаратами стандарта НАТО. Совместимость бортовых систем торпеды с системами носителя производится путем программной настройки системного блока в процессе привязки к данному проекту корабля. Для размещения на некоторых модернизируемых носителях существуют решения с поставкой специального переходного пульта предстартовой подготовки для введения данных в торпеду перед стрельбой.

Практическая торпеда, используемая для обучения личного состава и подготовки флота, переоборудуется из боевой путем замены боевого зарядного отделения (БЗО) на практический отсек.

Отличительной особенностью торпеды УГСТ является ее модульная конструкция с многоуровневым потенциалом модифицируемости (от перепрограммирования аппаратуры базовой модели торпеды до замены в ней двигателя или резервуарного отделения), в результате чего появляется возможность оперативного комплексирования торпеды под требования, учитывающие конкретные особенности применения.

Энергосиловая установка торпеды УГСТ базируется на аксиально-поршневом двигателе, работающем на жидком однокомпонентном топливе. Малошумный водометный движитель напрямую, без редуктора, связан с двигателем. Особенностью гидродинамической схемы торпеды являются двухплоскостные рули: выдвигаемые за калибр торпеды после ее выхода из трубы торпедного аппарата.

Боевое зарядное отделение представляет собой отсек с вкладной капсулой, в которой размещено взрывчатое вещество. Модификации БЗО отличаются между собой по составу взрывчатого вещества и его весу.

В головном отсеке УГСТ размещен аппаратурный модуль (АМ), включающий в себя системы самонаведения (ССН), телеуправления, управления движением и другие электронные системы. В ССН активно-пассивного типа применена плоская приемо-излучающая антенная решетка с регулируемым сектором обзора.

Основой архитектуры AM является создание на борту торпеды единого мощного перепрограммируемого вычислительного ядра, объединяющего информационные части бортовых систем в единое информационное пространство по технологии интегрированных систем управления.

Ядерные торпеды и глубинные бомбы ВМС США

В 1963 г. на вооружение ВМС США была принята дальноходная высокоскоростная бесследная противолодочная торпеда Мк-45 «Astor». В 1976 г. была снята с вооружения в связи с поступлением в ВМС торпеды Мк-48 в обычном снаряжении.

В 1952 г. в США была разработана авиационная ядерная глубинная бомба Мк-90 «Betty». Бомба предназначалась для использования в качестве противолодочного оружия ВМС США. Она оснащалась ядерным зарядом W7 мощностью 32 кт, её вес составлял 509 кг, длина – 3,1 м, диаметр – 0,8 м. В 1959 г. самолет с бомбой Мк-90 (не оснащенной ядерным зарядом) совершил аварийную посадку в Тихом океане, бомба была потеряна и не найдена. К 1960 г. все бомбы Мк-90 были сняты с вооружения.

В целях противолодочной обороны в 1950-х годах была создана авиационная глубинная бомба Мк-101 «Lulu». Она оснащалась ядерным зарядом W34, мощность которого составляла 11 кт. Габариты бомбы составляли: длина – 2,3 м, диаметр – 0,45 м, вес – 544 кг. Производство бомб (в 5 модификациях) велось с июня 1958 г. по сентябрь 1962 г. (всего было изготовлено 600 бомб), а развертывание в ВМС США – с 1958 по 1971 гг. Бомба Мк-101 снята с вооружения в 1965 г.

Читать: Конструкция револьвера «Ruger» GP 100

Примерно в те же годы была создана еще одна бомба – Мк-105 «Hotpoint», также оснащавшаяся ядерным зарядом W34. Она была разработана для авиации ВМС США и была первой бомбой, которая обеспечивала подрыв с временной задержкой (Laydown) после падения на грунт, что позволяло применять её с малых высот (в последующем такой режим подрыва обеспечивался системой автоматики авиационных ядерных бомб Мк-43, Мк-41, Мк-53). Для обеспечения режима Laydown бомба оснащалась 12,5-дюймовым парашютом, а использование таймера обеспечивало как воздушный, так и подводный взрыв. Это была также первая бомба модульного типа. Модульная конструкция бомбы позволяла изменять её габаритные размеры, что давало возможность применять её с различных типов самолетов как с внешней, так и с внутренней подвески.

Бомбы Мк-105 первой модификации были приняты на вооружение в 1958 г., второй модификации – в 1960 г. Все модификации этих бомб были сняты с вооружения в 1964 г.

Возможно вам будет интересно:

  • Противолодочные ракеты США
  • Ядерные мины (фугасы) США
  • Ядерные вооружения тяжелых бомбардировщиков США
  • Ракетное авиационное ядерное вооружение США
  • Зенитные ракетные комплексы и противоракетные комплексы США
  • Американская водородная бомба Mk 53 (B53)

Подписывайтесь на
наш канал в Яндекс.Дзен

Боевое применение

Данный вид торпед показал себя эффективным оружием, одного попадания было достаточно, чтобы корабль класса крейсер вывести из строя как минимум на полгода, две торпеды означали очень тяжёлые повреждения или гибель, три — не оставляли практически никаких шансов кораблю уцелеть[1]. Всего за годы войны этими торпедами было потоплено 23 корабля союзников, в том числе 1 авианосец, 11 крейсеров и 11 эсминцев. Ещё 13 были тяжело повреждено и надолго оказались в ремонте[2].

Бой в проливе Бадунг:

  • Нидерландский эсминец «Пит Хейн» 19 февраля 1942 года потоплен торпедами эсминца «Асасио».

Сражение в Яванском море:

  • Нидерландские лёгкие крейсера «Де Рёйтер» и «Ява» 27 февраля 1942 года добиты торпедами крейсеров «Хагуро» и «Нати».
  • Нидерландский эсминец «Кортенар» 27 февраля 1942 года потоплен торпедами крейсера «Хагуро». Бой в Зондском проливе: Австралийский лёгкий крейсер «Перт» потоплен 1 марта 1942 года торпедами крейсеров «Могами» и «Микума».
  • Американский тяжёлый крейсер «Хьюстон» потоплен 1 марта 1942 года торпедами крейсеров «Могами» и «Микума».

Второе сражение в Яванском море:

  • Британский крейсер «Эксетер» потоплен 1 марта 1942 года торпедами эсминца «Икадзути».

Бой у острова Саво:

  • Австралийский тяжёлый крейсер «Канберра» и американский «Куинси» 9 августа 1942 года добиты торпедами крейсеров «Аоба», «Како», «Кинугаса» и «Фурутака».

Сражения за Соломоновы острова:

  • Американский эсминец «Блю» потоплен 22 августа 1942 года торпедами эсминца «Кавакадзэ».

Бой у островов Санта-Крус:

  • Американский авианосец «Хорнет» 26 октября 1942 года добит торпедами эсминцев «Акигумо» и «Макигумо».

Морское сражение за Гуадалканал:

  • Американский лёгкий крейсер «Атланта» 13 ноября 1942 года добит торпедами эсминца «Акацуки».
  • Американские эсминцы «Бартон», «Лэффи», «Уолк» и «Бенхэм» 13 ноября 1942 года потоплены торпедами эсминцев.

Бой у Тассафаронга:

  • Американский тяжёлый крейсер «Нотрхэмптон» 30 октября 1942 года добит торпедами эсминца «Оясио»

Битва в заливе Кула:

  • Американский эсминец «Стронг» потоплен 5 июля 1943 года торпедами эсминцев.
  • Американский лёгкий крейсер «Хелена» потоплен 5 июля 1943 года торпедами эсминцев «Судзукадзэ» и «Таникадзэ»

Битва при Коломбангара:

  • Американский эсминец «Гуин» 12 июля 1943 тяжело повреждён попаданием торпеды и позже затоплен.

Бой у острова Велья-Лавелья:

  • Американский эсминец «Шевалье» 6 октября 1943 года потоплен эсминцем «Югумо»

Битва в Ормокском заливе:

  • Американский эсминец «Купер» 3 декабря 1944 года потоплен эсминцем «Такэ»[3]

Торпеды и торпедные аппараты

Торпеды и торпедные аппараты

Торпеды, которые использовали американские эсминцы в годы Второй Мировой войны, были сложным оружием. Использовались различные модели, но самой лучшей в начале войны была 533-мм парогазовая торпеда. Она весила 2215 фунтов и стоила около 10000 долларов.

После запуска сложные механизмы удерживали торпеду на заданной глубине, и она самостоятельно шла к цели. 533-мм торпеда могла пройти 4500 ярдов со скоростью 46 узлов. Ее можно рассматривать как миниатюрную самоуправляющуюся подводную лодку, которая несет заряд из 500 фунтов ТНТ. В более поздних моделях заряд был увеличен до 1100 фунтов торпекса. У этого замечательного средства уничтожения имеется лишь один недостаток. Оно слишком часто проходит мимо цели.[8]

В начале войны американские подводные лодки и эсминцы обнаружили, что механизм установки глубины слишком часто дает сбои, которые заставляют торпеду идти глубже, чем требуется. Когда этот недостаток был устранен, появилась проблема отказа взрывателей. Флот принял на вооружение и передал на эсминцы в конце 1941 года неконтактный магнитный взрыватель. Предполагалось, что взрыв будет происходить под килем вражеского корабля или прямо под булями под воздействием магнитного поля цели. Такой взрыв должен был причинить гораздо более тяжелые повреждения, чем прямое попадание в борт.

Но, к несчастью, магнитный взрыватель оказался слишком сырым. Обладая высокой чувствительностью, он часто срабатывал, не доходя до цели, не причиняя при этом никаких повреждений вообще. Кроме того, негерметичная конструкция позволяла воде проникать внутрь взрывателя, и он вообще не срабатывал. Тонкие настройки взрывателя часто сбивались, когда торпеда, вылетев из аппарата, ударялась о воду. Интересно, что фашисты, которые первыми приняли на вооружение магнитные взрыватели, еще в 1939 году отказались от них как от ненадежных и вернулись к обычным контактным. После нескольких месяцев болезненных неудач американский флот отказался от магнитного взрывателя. (24 июля 1943 года адмирал Нимиц, главнокомандующий Тихоокеанским флотом, приказал снять все магнитные взрыватели с торпед.)

В других отношениях американские торпеды тоже не выделялись. Японцы совершили большой скачок в области развития торпедного оружия. В 1933 году их инженеры создали торпеду, которая использовала обогащенное кислородом горючее. А потом японцы перешли на торпеды с чистым кислородом. Во время войны они использовали 610-мм торпеду, которая могла пройти 6000 ярдов со скоростью 49,2 узла. Она имела заряд 1210 фунтов взрывчатки — вдвое больше, чем американская 533-мм торпеда. К концу войны японцы создали торпеду, которая имела дальность хода 22000 ярдов. Эти кислородные монстры были практически бесследными.[9]

По сравнению с ними американские торпеды выглядели жалко. Но моряки миноносных сил американского флота делали все, что могли. До конца войны Бюро вооружений создало электрическую торпеду, начались работы над акустическими самонаводящимися торпедами. Эти модели оказались очень ценными для подводников, но активные действия эсминцев завершились до того, как они были созданы. После битвы за Лейте американские эсминцы уже не имели возможностей провести торпедную атаку. Причиной этому было отсутствие целей. К этому времени Тихий океан был выметен, что называется, начисто. До и сам эсминец изменился. Он создавался как носитель торпедного оружия, а теперь начал исполнять более важные функции охотника за подводными лодками и корабля ПВО.

Стандартный торпедный аппарат американских эсминцев представлял собой пакет из нескольких труб, установленный на палубе в средней части корпуса. На старых эсминцах аппараты стояли побортно, но на новых они были расположены в диаметральной плоскости. Современный аппарат имел 5 труб. Установка вращалась автоматически, наводилась с центрального поста, оттуда же производился выстрел. Торпеды можно было выпускать по отдельности или залпом. Имея 2 таких аппарата, эсминец мог дать залп 10 торпедами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]