Русский танк «Вездеход» мог опередить английский Mark I


В современных военных конфликтах танки играют важную роль в достижении победы над противником. Эти боевые машины начали активно использовать в начале прошлого века.

В данной статье мы рассмотрим самые первые танки в мире, отличающиеся по форме, типу передвижения и количеству боевых единиц. Любителям различных изобретений и всего самого-самого будет интересно.

Первые в мире танки разительно отличались от тех танков, которые мы привыкли видеть. На начальном этапе своего развития они представляли собой боевые колесницы.

После этого были сконструированы передвижные башни и вагенбурги – полевые укрепления из повозок. Однако все эти конструкции перемещались за счет тяговой силы животных, которые могли быть просто убиты на поле боя.

По этой причине, люди задумались над созданием укреплений, способных перемещаться без помощи лошадей или слонов.

Знакомство

Танк КВ-1С (фото боевой единицы можно увидеть ниже) является одной из моделей тяжелой бронетехники, выпускаемой оборонной промышленностью СССР. Советские тяжелые танки, производимые с 1940 по 1943 г., обозначаются аббревиатурой КВ. Что же означает в танке «Клим Ворошилов» 1С? Данный индекс свидетельствует о том, что боевая единица является скороходной и первой моделью из всей серии танков.

М10 Wolverine

На первой американской ПТ с башней, «Росомахе», недобрые предчувствия, которые начинают посещать игрока еще на Т40, полностью оправдываются. Поприветствуем орудия М1А1 и М1А2 — вы ведь соскучились по ним со времен Шермана М4А3Е8, правда? И вроде ж пушки неплохие — скорострельные, достаточно точные и все, что нужно, пробивают… Но вот цифры наносимого урона совершенно не радуют: 115 единиц — это, как ни крути, маловато. Особенно учитывая, что М10 все-таки не М4А3Е8, закружить тяжелый танк, засыпая его снарядами, на ней не выйдет.

M4A2E4 — единственный «Шерман» с плохой пушкой.

Впрочем, на «Росомахе» есть одна отдушина — 105mm AT SPH M4 L/23. Орудие, приспособленное для стрельбы фугасными снарядами, может огорошить почти кого угодно — главное, исхитриться и все-таки попасть. Но с ним можно играть, как и полагается порядочной ПТ-САУ, — сидеть в засаде, дождаться, когда враг подъедет сам, и уничтожить его парой выстрелов. А если это будет нечто вроде Т-28, хватит и одного попадания.

НА ЗАМЕТКУ:
вторая из доступных М10 башен не дает видимого преимущества (не считая небольшого увеличения прочности самоходки). Самое важное в окне исследования не отражено — она увеличивает скорострельность орудия.

Башня на ПТ-САУ, с одной стороны, — большой плюс. С ней можно сопровождать цель, не боясь случайно довернуть корпус и выдать свое местоположение. Да и позиции можно выбирать получше — если для других противотанковых самоходок камни и невысокие стены были неприятной помехой, то «Росомаха» из-за высокого расположения орудия, наоборот, любит прятаться за стеночкой так, чтобы из-за нее виднелась только башня.

Но с другой стороны — от этой вертящейся штуковины одни расстройства. И главное: башня М10 открыта сверху, а значит, фугасные заряды почти наверняка наносят ей полный урон — особенно фугасы, прилетающие сверху, от артиллерии, — контузив экипаж и частенько взрывая боеукладку. Кроме того, есть и психологический фактор: присутствие башни просто-таки подбивает играть на этой машине как на среднем танке с совершенно закономерным, печальным, финалом…

По этому чешскому танку хорошо видно, как впечатлила немцев советская «тридцатьчетверка».

Начало создания

Уже к 1942 году военные обратили внимание на то, что танки КВ не идеальны. Из-за большой массы эксплуатировать их было затруднительно, что отрицательно сказывалось на боевой оперативности техники. Также танк не работал на полную мощность двигателя. Причиной тому — проблемы в системе, охлаждающей мотор. В результате, чтобы предотвратить перегрев силового агрегата, его приходилось использовать в низкоскоростном режиме. Кроме того, танк не был оборудован командирской башенкой, что существенно ограничивало круговой обзор. Военных не устраивало и неудобное расположение смотровых приборов. Некоторые узлы в дизельном двигателе имели дефекты. Об этих недостатках известили Госкомитет Обороны, который в феврале 1942 г. издал постановление № 1334сс. Согласно данному документу, перед конструкторами ЧТЗ (Челябинский тракторный завод) стояла задача – спроектировать танк массой 45 т и с двигателем, мощность которого должна составить 560 лошадиных сил. Через три дня Народным комиссариатом обороны был подписан указ № 0039 о начале работ по созданию танка КВ-1С.

Изначально допустимый вес в 45 т решили снизить, уменьшив ширину трака до 60 см, толщину брони в днище и в лобовой части. Кроме того, изменения должны были коснуться боекомплекта — его решили сократить до 90 снарядов. Танк КВ-1С (фото модели есть в статье) выпускался без дополнительных топливных баков.

Танк Леонардо да Винчи

В конце 15 века великому Леонардо да Винчи (см. интересные факты о Леонардо да Винчи) удалось спроектировать танк, выполненный из дерева и металла. По форме он напоминал юлу.

По периметру окружности изобретатель разместил пушки. Такая необычная машина должна была приводиться в движение посредством сложных механизмов. Это позволяло танку эпохи Возрождения передвигаться по поверхности в автономном режиме.

Однако идеи Леонардо настолько опережали время, в котором он жил, что проект остался только на бумаге. Интересен факт, что в 2009 г. американские инженеры смогли воссоздать танк по чертежам великого итальянца.

О производстве

Проектировочные работы велись в конструкторском бюро тракторного завода в городе Челябинске. Вскоре был готов опытный образец танка с двигателем В-2К на 650 л. с. и новыми бортовыми передачами. Однако в ходе тестирования оказалось, что силовой агрегат неэффективен. Обратная ситуация наблюдалась с бортовыми передачами, которые решено было оставить. Позже было налажено их серийное изготовление. В апреле испытывали новую коробку передач, рассчитанную на 8 скоростей, и мотор на 700 л. с. Как утверждают специалисты, до конца двигатель протестировать не удалось, а коробкой передач вскоре начали оснащать танк КВ-1С. Всего советской оборонной промышленностью было выпущено 1120 боевых единиц.

T25 AT

Выбор вооружения тут тоже невелик, но не это главное. Пушка 105mm AT Gun T5E1 (помните ее на Т29, да?) вполне подходит для самоходки седьмого уровня. А к пушке прилагаются отменная маневренность — база от среднего танка Т23 способствует — и неплохое бронирование с наклонными листами брони, от которых вражеские снаряды с хорошей периодичностью рикошетят. Кроме того, в плюсах Т25 и такое свойство, как широкие углы вертикального наведения орудия. Садившиеся на нее самоходчики неожиданно обнаруживали, что могут вести огонь практически из-за гребней холмов, — это «профильное» свойство американских танков на САУ большая редкость.

У этой самоходки много общего с немецкой «Ягдпантерой», но американец все же чуть лучше.

О конструкции

Советский тяжелый танк КВ-1С является модернизацией первой оригинальной модели, которая значится как КВ-1. Основная цель, которую преследовали конструкторы, заключалась в том, чтобы новую боевую единицу сделать надежнее и быстроходнее. В результате, в отличие от своего аналога, танк КВ-1С за счет ослабленной брони имеет менее массивный корпус, оборудован новыми, более совершенными башней и коробкой передач. Вооружение и моторную группу челябинские конструкторы решили не менять. Советский танк КВ-1С шел с классической компоновкой, характерной для тяжелых и средних моделей, выпускаемых в то время советской оборонной промышленностью. Машина состоит из трех отделений: управленческого, боевого и моторно-трансмиссионного. В первом отведено место для механика-водителя и стрелка-радиста, второе — для членов экипажа. Боевое отделение объединили со средней частью корпуса и башней.

Здесь же место для основного орудия, боеприпасов к нему и баков с топливом. Корму танка КВ-1С оснастили двигателем и трансмиссией.

Е-75

Этот тяжелый танк девятого уровня издали можно принять за «Королевского тигра». Но не стоит — «семьдесят пятый» может обидеться и больно ужалить выстрелом «топового» орудия 12,8cm KwK 44 L/55 — того же, что ставилось и на VK4502 Ausf. B, и на «Маус». По сравнению с поршевским «тапком» Е-75 потерял тридцать единиц жизни и десять миллиметров лобовой брони. Зато нарастил двадцать миллиметров бортовой, что должно было бы радовать, если б не одно «но»: в случае удачного выстрела снаряд проходит мимо этих 120 мм и впивается в нижнюю часть корпуса, где брони всего 14 миллиметров. Особенно страшно, когда так делает фугас, который никак иначе не смог бы пробить броню Е-75… Впрочем, разработчики уже признали этот факт ошибкой в модели танка и пообещали исправить.

Е-75 в атаке — прекрасное зрелище. Или страшное. Смотря с какой стороны ствола вы находитесь.

Кроме разницы в очках жизни и бронировании, у Е-75 есть и еще одно преимущество перед VK4502 Ausf. B — чисто конструктивного характера. Его башня не смещена назад, как у поршевского прототипа, а значит, пересаживаясь на него с КТ, не придется настолько сильно менять стиль игры, как раньше.

О броневой защите и танковой башне

В производстве скоростного танка «Клим Ворошилов» (фото данной боевой единицы можно увидеть в статье) использовались катаные броневые плиты, толщина которых составляла 2, 3, 4, 6 и 7,5 см. Машина с дифференцированной противоснарядной бронезащитой. Башня в танке имеет сложную обтекаемую форму и изготавливалась путем отливки. С целью повысить ее снарядостойкость, конструкторы борта башни расположили под углом 75 градусов в вертикальной плоскости. Борта, как утверждают специалисты, имели самую большую толщину – 75 мм. В лобовой башенной части разместили и амбразуру для пушки. Данную часть отливали отдельно. Затем соединяли с остальными бронированными деталями методом сварки. Орудийная маска изготавливалась на базе катаной бронированной плиты, которая гнулась и оснащалась тремя отверстиями под пушку, спаренный пулемет и прицел. В итоге получилось изделие в виде цилиндрического сегмента толщиной 8,2 см. Башню расположили на крышке в боевом отделении на погон, диаметр которого составил 153,5 см. Чтобы она не свалилась при сильном крене танка, ее надежно зафиксировали специальными захватами.

Т82

Значок этой ПТ-САУ в списках команд поначалу вызывал обильные комментарии в боевом чате. Прозвищ у самоходки на базе легкого «Стюарта» множество; два самых характерных — «Тяни-толкай» и «Котопес».

Но смех смехом, а когда легкий танк, пытаясь закружить Т82, неожиданно понимает, что то, что он считал кормой, на самом деле — передняя часть, из которой в него уже летит 105-миллиметровый фугас, улыбка куда-то исчезает сама собой. Именно так: 105 мм на танке третьего уровня — это не шутка, это очень серьезно.

Учтите, там, где пушка, — там перед. И с той стороны лучше не подъезжать — укусит.

Но если точности короткоствольной «фугасницы» вам окажется все же недостаточно, ее можно сменить на 57mm Gun M1 L/50, у которой к тому же средняя бронепробиваемость равна 110 мм и скорострельность около 30 выстрелов в минуту. Урон, правда, всего 75 единиц, но для уровня этой самоходки — вполне достаточно.

Кроме вооружения и силуэта, Т82 радует и скоростью: свои 48 км/ч она набирает охотно и прекрасно маневрирует, позволяя и занимать выгодные позиции, и отступать в случае опасности.

Внутри советского скоростного танка

Рабочее место механика-водителя – передняя часть корпуса в центре. Стрелок-радист – слева от него. Боевой экипаж численностью три человека размещались в башне. Слева от пушки сидели наводчик и командир машины, справа – заряжающий. Командир располагал литой наблюдательной башенкой, броня которой имела толщину 6 см. Для посадки и выхода боевого экипажа в танке были предусмотрены два люка круглой формы. Один из них был под заряжающим, второй – в верхней крышке корпуса над стрелком-радистом. Кроме того, КВ-1С оборудовали днищевым аварийным люком. Ремонт узлов и агрегатов машины осуществлялся через дополнительные маленькие технические лючки. Через них можно было добраться к топливным бакам, а также погрузить в танк боекомплект.

Т40

И сам танк М3 Lee, и САУ на его базе пока что особо не впечатляли. М3 частью игроков искренне ненавидим, частью — искренне любим; сказываются отсутствие башни и странно закрепленное в правой части корпуса орудие. В общем, узнав, что Т40 собрана именно на основе М3, я покупал ее с опасением…

Вот так выглядит правильный М3 Lee. А на него еще зачем-то башню пытались нацепить…

…Совершенно неоправдавшимся опасением. Хотя и прозвенел первый звоночек, предупреждавший о будущих трудностях: лучшая из доступных пушек 76 mm AT Gun M1A1 — старая знакомая, памятная по «Шерманам» и Т1 heavy, нацепившая для виду индекс АТ, означающий самоходный вариант. Но, во-первых, для ПТ-САУ четвертого уровня это орудие прекрасно подходит и по урону, и по бронепробиваемости. А во-вторых, углы горизонтального наведения у Т40 таковы, что им позавидует, пожалуй, даже Marder II, и заставляют водителя этой машины забыть обо всем остальном, расслабиться и получать удовольствие от процесса. Скорость и маневренность тоже хороши — на ней вполне можно «закаруселить» КВ-2.

О вооружении

Бой на танке КВ-1С велся из 76,2-миллиметровой пушки ЗИС-5. Оружие устанавливалось на цапфы. Наводка осуществлялась в вертикальной плоскости от -5 до 25 градусов. Стрельба производилась механическим и электрическим спусками. Из основного орудия можно было сделать 114 выстрелов. Боеприпасы к нему лежали в башне вдоль бортов. Кроме того, поразить противника можно было посредством трех пулеметов ДТ калибра 7,62 мм. Один из них был спаренным с ЗИС-5, второй – курсовым, а третий разместили на корме танка на специальную шаровую установку. Боевой комплект стрелкового оружия был представлен патронами в количестве 3 тыс. штук. Монтаж пулеметов ДТ выполнили так, что экипаж мог в любой момент их снять и стрелять отдельно от КВ-1С. Также экипаж располагал несколькими ручными гранатами Ф-1. Командиру танка полагался сигнальный пистолет.

Тяжелый танк КВ

Серийный тяжелый танк КВ-1 со сварной башней и пушкой Л-11. 1940 г.

Танк прорыва. Разработан в 1939 г. в СКБ-2 Кировского завода (г Ленинград) как однобашенный вариант опытного танка СМК. Принят на вооружение Красной Армии постановлением КО при СНК СССР № 443сс от 19 декабря 1939 г. Производился на Кировском заводе, Челябинском тракторном и Челябинском Кировском заводах. С февраля 1940-го по октябрь 1943 года изготовлена 4771 единица.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

КВ-1 обр. 1940 г. – первый серийный вариант. Корпус и башня – сварные. коробчатой формы На части танков устанавливались литые башни. Боевая масса 47 т. Габариты 6675x3320x2710 мм. двигатель В-2К. Вооружение: 76-мм пушка Л-11 и 4 пулемета ДТ (1 запасной). Боекомплект 111 выстрелов. 3024 патрона. Бронирование 30…75 мм. Часть танков имела экранированную броню. Экипаж 5 чел. Изготовлено 142 единицы.

Серийный танк КВ-1 выпуска 1941 г. с пушкой Ф-32. Судя по прямоугольным дополнительным топливным бакам на надгусеничной полке, эта машина изготовлена после начала войны

Колонна отремонтированных танков КВ-1 по пути на фронт. Ленинград, весна 1942 г.

КВ-1 обр. 1941 г. – 76-мм пушка Ф- 32 с длиной ствола 31,5 калибра, С октября 1941г. – 76-мм пушка ЗИС-5 С длиной ствола 41.5 калибр. Дополнительные топливные баки на надгусеничных полках. На части танков башни упрощенной конструкции, экранированная броня, карбюраторные моторы М-17.

КВ-2 – сварная коробчатая башня большого размера. У первых 46 машин отличалась по форме от последующих. Боевая масса 52 т. Габариты 6950x3320x3250 мм Вооружение: 152-мм гаубица М-10 и три пулемета ДТ. Боекомплект 36 выстрелов раздельного заряжания и 3087 патронов Экипаж 6 чел. Изготовлено 213 единиц.

КВ-1С – литая башня обтекаемой формы с командирской башенкой. Снижена масса агрегатов силовой передачи и ходовой части. Уменьшена толщина брони. Введена новая коробка передач Изготовлено 1048 единиц.

Танк КВ-1 с упрощенной башней, изготовленный на Кировском заводе в Ленинграде осенью 1941 г.

Экипаж экранированного танка КВ-1 получает боевую задачу, Северо-Западный фронт, 1941 г.

KB-8S (объект 239) – КВ- 1С с новой башней и 85-мм пушкой Д-5Т. Башня – литая, обтекаемой формы, с командирской башенкой. Боекомплект 70 выстрелов и 3276 патронов. Ликвидирована шаровая установка курсового пулемета. Боевая масса 46 т. Габариты: 3493x3250x2800 мм. Экипаж 4 чел. Изготовлено 148 единиц.

По состоянию на 1 июня 1941 г. в войсках имелось 504 танка КВ. Из этого количества большая часть находилась в Киевском Особом военном округе – 278 машин. Западный Особый военный округ располагал 116 танками КВ, Прибалтийский Особый – 59, Одесский – 10. В Ленинградском военном округе имелось 6 танков КВ, в Московском – 4, в Приволжском – 19, в Орловском – 8, в Харьковском – 4. Из этого количества в эксплуатации находилось 75 КВ-1 и 9 КВ-2 (из них 2 и 1 соответственно требовали среднего ремонта). С 1 по 21 июня в войска с завода был оправлен еще 41 танк КВ.

В первые же дни Великой Отечественной войны в полной мере проявились как очевидные достоинства, так и недостатки новых тяжелых танков, равно как и все недочеты в боевой подготовке и организационной структуре танковых войск Красной Армии. В 1941 г. КВ мог поразить любой танк гитлеровского Вермахта, оставаясь при этом практически неуязвимым. Наиболее эффективным средством борьбы с ним были 88-мм зенитные пушки и авиация. Значительное количество этих боевых машин было оставлено на поле боя из-за поломок технически несовершенной трансмиссии.

Тяжелый танк КВ-2 (предсерийный образец У-7 с первой башней МТ-2) перед испытаниями. Сентябрь 1940 г.

В июле-сентябре 1941 г. наибольшее количество танков КВ имелось на Ленинградском фронте, так как он получал тогда почти все КВ, выпускаемые Кировским заводом. Действительно, ни один фронт не мог позволить себе в то время иметь отдельные батальоны танков КВ. в то время как под Ленинградом их было несколько, не считая КВ в составе других танковых частей. Например, 11 сентября в состав 42-й армии прибыли батальон майора Житнева, в котором имелось 29 танков КВ и 51-й танковый батальон (16 КВ, 1 Т- 34, 12 БТ, 9 Т-26). Тем не менее кардинально изменить ситуацию они не смогли – в конце сентября 1941 г. Ленинград оказался в блокадном кольце. Боевые действия приняли здесь позиционный характер.

На других участках советско-германского фронта действия КВ были еще менее активными, так как количество потерянных в боях танков росло быстрее, чем поступление их с заводов промышленности – Кировский завод был в блокаде а выпуск КВ в Челябинске еще только разворачивался.

Первые челябинские танки КВ-1 с пушками ЗИС-5 приняли участие в боях под Москвой осенью 1941 г. Учитывая тяжелую обстановку на подступах к столице. Ставка ВГК приняла решение направлять большую часть новых тяжелых танков дли обороны Москвы. Согласно существовавшим штатам, в составе танковых бригад имелась рота тяжелых танков КВ – семь или десять машин. Кроме того, в составе отдельных танковых батальонов имелась рота танков КВ – десять машин.

Помимо танковых бригад и батальонов, танки КВ направлялись непосредственно в распоряжение командующих бронетанковыми и механизированными войсками фронтов для пополнения частей, уже ведущих боевые действия. Например, в мае 1942 г. для пополнения войск было отгружено 128 танков КВ – 28 Брянскому, 20 Калининскому, 30 Крымскому фронтам и 40 Юго-Западному направлению. В начале июля 1942 г. началось формирование отдельных танковых батальонов КВ по 15 машин и отдельных танковых рот по 10 машин в каждой.

Танк КВ-1 с литой башней и корпусом, выпускавшимся заводом №200. Весна 1942 г.

Танк КВ-1 с литой башней производства УЗТМ. Пушкинская площадь в Москве, январь 1942 г.

Неудачным оказалось применение КВ весной 1942 г. на Крымском фронте и под Харьковым. В распутицу тяжелые танки в больших количествах выходили из строя из-за поломок коробок передач. Вместе с тем как танк поддержки пехоты КВ не имел себе равных – толстая броня и большой силуэт позволяли пехотинцам надежно укрываться за танком в ходе атаки. Кроме того, при движении на первой передаче скорость КВ была такой же, как у шедших в атаку солдат.

К концу 1942 г. большая часть танков КВ-1 была потеряна. Они довольно долго сохранялись в составе частей на стабильных участках советско-германского фронта – Ленинградском, Волховском и Карельском фронтах. Небольшое количество КВ-1 участвовало в боях на Курской дуге летом 1943 г., а отдельные танки воевали до осени 1944 г.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА КВ-1 обр. 1941 г.
БОЕВАЯ МАССА, т: 47,5.

ЭКИПАЖ, чел : 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 6900, ширина – 3352, высота – 2710, клиренс – 450.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка ЗИС-5 обр.1941 г. калибра 76 мм, 4 пулемета ДТ обр.1929 г. калибра 7,62 мм,

БОЕКОМПЛЕКТ: 114 выстрелов, 3024 патронов. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТМФД-7, перископический панорамный прицел ПТ-4-7.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб и борт корпуса – 75, корма – 60. ,75, крыша и днище – 30,..40, башня – 75.

ДВИГАТЕЛЬ: В-2К, 12-цилиндровый, четырехтактный, дизельный, V- образный, жидкостного охлаждения; мощность 500 л.с. (368 кВт) при 1800 об/мин, рабочий объем 38 880 см

ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, планетарные бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть опорных катков с внутренней амортизацией на борт, три обрезиненных поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо заднего расположения со съемным зубчатым венцом (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 87 – 90 траков шириной 700 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 34.

ЗАПАС ХОДА, км: 250.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 36, ширина рва, м – 2,7, высота стенки, м – 0,87, глубина брода, м – 1,6.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71-ТК-З, переговорное устройство ТПУ-4 бис.

Танки КВ-1 116-й танковой бригады. Западный фронт, апрель 1942 г. У танка «Щорс» башня литая, а у танка «Багратион» – сварная

Танк КВ-1 в Выборге. Ленинградский фронт, 26-й гвардейский танковый полк прорыва, 23 июня 1944 г.

Танки КВ-1С стали поступать в войска в ноябре – декабре 1942 г. Ими комплектовались специальные танковые части – гвардейские танковые полки прорыва имевшие 214 человек личного состава и 21 танк КВ-1С или «Черчилль». Звание «гвардейский» присваивалось этим полкам сразу, согласно директиве Ставки ВГК. Полки эти придавались стрелковым и танковым соединениям и предназначались для прорыва обороны противника.

Боевое крещение полки прорыва приняли на Донском и Воронежском фронтах в конце 1942 г. Активно использовались танки КВ-1С и в летней кампании 1943 г. Например, 6-й гвардейский танковый полк прорыва в мае-июне 1943 г. действовал в составе войск Северо-Кавказского фронта. Несколько полков участвовало и в сражении на Курской дуге. Так в составе Центрального фронта насчитывалось 70 танков КВ, а в составе Воронежского – 105, что составляло всего 5% от общей численности танков этих двух фронтов. Так что заметного вклада в разгром врага в Курской битве танки КВ не внесли. В прорыве так называемого «Миус-фронта» в июле – августе 1943 г. принимал участие 1-й гвардейский танковый полк прорыва, понесший в первый день наступления тяжелые потери, составившие до 50% боевых машин – два танка КВ сгорели, два были подбиты и шесть подорвались на минах.

С сентября 1943 г, на вооружение гвардейских танковых полков прорыва начали поступать тяжелые танки КВ-85.

Тяжелый танк КВ-1С выпуска конца 1942 г. на полигоне в Кубинке

Последний гвардейский танковый полк прорыва был сформирован в январе 1944 г., а к осени все эти полки были расформированы или переформированы в гвардейские тяжелые танковые полки, получавшие танки ИС. Оставшиеся в строю КВ-1С и КВ-85 передавали в другие полки прорыва и в обычные танковые полки, в составе которых они принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до середины 1944 г, а отдельные машины – до мая 1945 г.

Кроме того, КВ-1С использовались в качестве командирских машин в тяжелых самоходно-артиллерийских полках.

Танки КВ послужили базой для создания самоходно-артиллерийских установок и огнеметных танков. В 1944 г. часть машин была переоборудована в эвакуационные тягачи.

Танки КВ-1 в атаке. Калининский фронт, январь 1943 г.

КВ-1С из танковой колонны «Советский полярник» перед боем. 5-й гвардейский танковый полк прорыва, Донской фронт, декабрь 1942 г.

Тяжелый танк КВ-85. 1943 г.

На марше – КВ-1С 6-го гвардейского танкового полка прорыва. Апрель 1943 г.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА КВ-1 С
БОЕВАЯ МАССА, т: 42,5.

ЭКИПАЖ, чел.: 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 695Q, ширина – 3250, высота – 2640, клиренс – 450.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка ЗИС-5 обр.1941 г. калибра 76 мм, 4 пулемета ДТ обр.1929 г. калибра 7,62 мм

БОЕКОМПЛЕКТ: 114 выстрелов, 3087 патронов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел 10Т, перископический панорамный прицел ПТ-4-7.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб и борт корпуса – 75, корма – 40…75, крыша и днище – 30,..40, башня – 82.

ДВИГАТЕЛЬ: В-2К, 12-цилиндровый, четырехтактный, дизельный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 500 л.с. (368 кВт) при 1800 об/мин, рабочий объем 38 880 см #179;.

ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором (8+2), бортовые фрикционы, планетарные бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть опорных катков на борт, три поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо заднего расположения со съемным зубчатым венцом (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 88 – 89 траков шириной 608 мм,

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 43.

ЗАПАС ХОДА, км: 200.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 36, ширина рва, м – 2,7, высота стенки, м – 1, глубина брода, м -1,6.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 9Р или 10Р, переговорное устройство ТПУ-4 бис.

Оглавление

О силовом агрегате

Танк использовал четырехтактный V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2К. Мощность мотора составила 600 лошадиных сил. Для запуска агрегата имелся стартер СТ-700 (15 л. с.). Также для этой цели применяли сжатый воздух, содержащийся в двух 5-литровых резервуарах в боевом отсеке. Объем основных топливных баков составил 600 и 615 литров. Местом их расположения стали боевое и трансмиссионное отделения. Дополнительно на танке было еще четыре наружных топливных бака, не связанных с общей системой. Каждая емкость рассчитана на 360 л горючего.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • мощная 152 мм гаубица, способная уничтожить любое укрепление;
  • удачный дизельный двигатель В-2, который в последствии устанавливали на все танки;
  • надежная броневая защита, не имеющая аналогов у противника.

Недостатки:

  • слабая, не соответствующая боевой массе ходовая часть;
  • низкая скорострельность по причине раздельного заряжания гаубицы;
  • несовершенная, тяжелая в эксплуатации трансмиссия;

Тяжелый танк КВ-2 стал заметным этапом в развитии советского танкостроения. Он был далек от совершенства, даже по критериям тех лет. Но это результат настойчивого поиска, новых разработок, труда сотен конструкторов, инженеров, рабочих.

Многое из этого он сохранил и «передал» преемнику — танку ИС-2, который оказался настолько удачным, что оставался на вооружении советских (российских) бронетанковых войск вплоть до 1995 года.

О трансмиссии

КВ-1С оборудовали трансмиссией, которая состояла из следующих компонентов:

  • Многодискового главного фрикциона сухого трения.
  • Четырехступенчатой коробки передач, использующей демультипликатор (8 передач передних и 2 задние).
  • Двух многодисковых бортовых фрикционов.
  • Двух бортовых планетарных редукторов.

Танк с механическими управленческими приводами. Как утверждают специалисты, существенный недостаток боевых машин «Клим Ворошилов» заключался в том, что трансмиссия была недостаточно надежной. С новой коробкой передач данный изъян удалось исправить. Позже ее решили использовать и в модели ИС-2.

М36 Slugger

А вот на этой САУ с орудиями совсем грустно: или базовая М1А2, или 90mm AT Gun M3. Все-таки американские конструкторы чересчур увлеклись стандартизацией вооружения и совершенно не подумали о будущих игроках «Мира танков»!

Но шутки шутками, а 90-миллиметровое орудие «Made in USA» с поставленными задачами вполне справляется. Урон, конечно, маловат, но терпеть можно. Тем более что М36 уже более или менее адекватно бронирован — пусть только спереди, но и это хорошо. По крайней мере, на всякую мелочь можно не обращать внимания, а при доле удачи и правильной постановке танка — добиваться «непробилов» и из орудий немецкого «Тигра».

Специализированные истребители танков с вращающимися башнями — чисто американское изобретение. Крышку на башню придумали те, кому пришлось на этом воевать.

Остается еще проблема открытой башни, но и она решается — улучшенная башня Slugger уже снабжена «крышей». Правда, при ее установке на орудии откуда ни возьмись появляется дульный тормоз, что должно сильнее демаскировать машину при выстреле, но на деле оказывается, что эта прибавка не настолько велика, чтобы о ней беспокоиться.

О ходовой части

В проектировании данного узла разработчики использовали ходовку от КВ-1. Однако с целью снизить общую массу боевой машины, размеры некоторых деталей все же пришлось уменьшить. КВ-1С шел с индивидуальной торсионной подвеской, предусмотренной для каждого цельнолитого двускатного опорного катка. Всего их — по 6 штук с каждого борта. Диаметр катка составил 60 см. Оборонная промышленность СССР выпускала катки двух типов: с круглыми отверстиями и треугольными. Первый тип был самым распространенным. Каждый каток оснащался ограничителем хода, который приваривали к бронированному корпусу.

Ходовая танка — с цевочным зацеплением и съемными венцами. Натяжение гусеницы осуществлялось посредством специального винтового механизма. Гусеницу оборудовали 86 одногребневыми траками. В отличие от базовой модели, ширина трака в скоростном танке составила 60 см.

История создания КВ-2

Деление боевых машин на легкие, средние и тяжелые, принятое во всех основных странах, производящих бронетанковую технику, тоже связано с основными характеристиками: боевая масса, толщина брони, вооружение, дальность стрельбы, максимальная скорость, проходимость и преодоление препятствий.

1920-30-е годы. Межвоенный период был особо благоприятным для танкостроителей США, Англии и Франции. Германия, имея ограничения по Версальскому договору, включилась в этот процесс позже. СССР, по мере возможности, копировал некоторые модели танков (например, французский танк «Reno»). Но уже в 30-х стали появляться отечественные модели. Началась история создания КВ-2, она писалась советскими инженерами.

Середина—конец 1930-х гг.на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) ведется разработка модели тяжелого танка КВ, названного в честь Климента Ефремовича Ворошилова. Одновременно на 185 заводе был разработан 58-тонный, двухбашенный танк Т-100. Еще один вариант появился тоже на ЛКЗ. Танк «СМК» — получивший имя Сергея Мироновича Кирова. Весил он 55 т. Все три модели для практического испытания были отправлены в Карелию, где шли боевые действия против финнов.

1939

в конце этого года принято решение о серийном производстве боевой машины классификации КВ 2

В конце 1939 г. было принято решение о серийном производстве танка КВ. 76 мм танковую пушку на КВ заменили на 152 мм танковую гаубицу М-10Т. Новая боевая машина получила классификацию КВ 2. Танк КВ стал именоваться КВ 1.

Февраль 1940—июль 1942 г. Ленинградский Кировский завод серийно выпустил 204 танка КВ-2. За годы Великой Отечественной войны было разработано еще несколько модификаций танков серии КВ. Отдельные из них даже выпускались в небольших количествах.

1943 год. История танка КВ-2 обрывается. Цепочка усовершенствований КВ-1 — КВ-85 — ИС-85 — ИС-1 — ИС-2 привела к принятию на вооружение и постепенной замене всех тяжелых танков новой моделью. ИС — Иосиф Сталин появился на фронте как противовес немецким Тиграм. В таблице представлены основные характеристики танков, следующих в истории друг за другом.

Смотрите также статью Немецкий танк «Тигр» и его история создания

О средствах для наблюдения и прицелах

Как утверждают специалисты, из всех крупносерийных советских танков скоростной КВ-1С считается первым, в котором использовалась командирская башенка, оборудованная смотровыми щелями. Всего их было 5 штук, и прикрывались они с помощью защитных стекол. Механик-водитель располагал смотровым прибором. Для защиты триплекса имелась специальная броневая заслонка. Местом размещения данного прибора стал люк-пробка в лобовой части танка. В небоевой обстановке водитель для обзора большей площади мог этот люк выдвинуть немного вперед. В КВ-1С использовались два орудийных прицела: телескопический ТОД-6, который обеспечивал ведение огня по прямой наводке, и перископический ПТ-6. Его эксплуатировали, если стрелять нужно было из закрытой позиции. ПТ-6 был защищен посредством специального броневого колпака. Благодаря приборам подсветки, которыми оснастили шкалы прицелов, ведение огня было возможным и в ночное время. К курсовому и кормовому пулеметам ДТ прилагались прицельные устройства, используемые в снайперских винтовках. Каждый такой прицел обеспечивал трехкратное увеличение.

Т18

Прозванная за характерную форму рубки «телевизором» (иногда употребляется и прозвище «рояль»), ПТ-САУ второго уровня замечательна совершенно «непрофильной» вещью: лобовой броней в 51 мм. Для сравнения: у легенды низкоуровневых машин, «Гочкисса», в самом толстом месте, на лбу башни, 45 мм. Пробить Т18 в лобовом столкновении смогут немногие танки, даже на уровень-два выше.

Маленький премиумный чех затаился в тени дерева. Может быть, он поджидает добычу, а может, мимикрирует, спасаясь от САУ.

Вооружение начальной ПТ-САУ американского дерева хоть и не выдающееся, но вполне подходит для роли «истребителя танков». В зависимости от стиля игры можно взять либо «фугасницу» 75 mm Howitzer M1A1 — пушку со слабыми бронепробиваемостью и точностью, но высоким уроном, либо английскую «двухфунтовку» с низкими повреждениями от каждого выстрела, но скорострельностью 33,33 выстрела в минуту (почти пулемет!), способную пробивать в среднем 67 мм брони, чего более чем достаточно для боев, в которые попадает Т18.

О средствах связи

Для связи боевого экипажа с командованием КВ-1С оборудовали радиостанцией 9Р и переговорным устройством ТПУ-4-БИС. Он мог использоваться четырьмя абонентами. Танки также оснащались радиостанциями 10Р или 10РК. В комплекте прилагался передатчик, приемник и умформер. Последний представлял собой одноякорный мотор-генератор, посредством которого осуществлялось питание станций от бортовой электросети в 24 В. Как утверждают специалисты, в телефонном режиме связь обеспечивалась на дальности от 20 до 25 тыс. м. Во время движения танка дальность связи была ниже. Для переговоров внутри танка применяли ТПУ-4-Бис. Если обстановка была слишком зашумлена, экипаж мог воспользоваться шлемофонной гарнитурой, которая также была связана и с внешней радиосвязью.

ТТХ

КВ-1С обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • Боевой массой – 42,5 т.
  • Экипаж танка состоял из пяти человек.
  • Длина корпуса составила 690 см, ширина — 325 см, высота – 264 см.
  • На ровной поверхности КВ-1С двигался со скоростью 42 км/ч, по пересеченной местности – 15 км/ч.
  • Показатель удельной мощности 14,1 с./т.
  • Танк преодолевал подъемы не более 36 градусов и 80-сантиметровые стенки.
  • Машина могла пересекать рвы, размеры которых не превышали 270 см.
  • Показатель удельного давления на грунт составил 0,79 кг/см2.

Т28 и Т95

Два стальных монстра, завершающих линейку американских ПТ-САУ, похожи друг на друга и внешне, и по использованию в бою, да и вообще, по сути, это две стадии одного и того же проекта, разнесенные в игре по разным уровням.

Обе могут гордо предъявить врагу толстенную лобовую броню и мощную пушку. Однако для того, чтобы «предъявить», придется либо долго тащиться до врагов, либо ждать, когда они приедут сами. Максимальная скорость Т28 — 18 км/ч, а у Т95 и того меньше — 13.

Естественно, такая слабодвижущаяся цель, к тому же немаленькая, не может не привлекать внимания артиллерии. И если уж вы попали под обстрел на эдаких черепахах, единственная надежда — экранная броня на бортах. Если повезет, часть урона рассеется на ней, но если генератор случайных чисел вас сегодня не любит… СУ-26 уничтожает Т95 примерно за минуту.

Конечная машина в ветви американских ПТ-САУ идеально подходит для вползания в кадр. И уничтожения всего остального в кадре.

После того как прошел первый шок от встречи с новой техникой, оказалось, что обе самоходки прекрасно пробиваются в командирскую башенку, заметно выступающую над «крышей» и доступную для обстрела даже при встрече лоб в лоб. Тем не менее, если поймать врага на таком расстоянии, чтобы он не смог точно поражать уязвимые места Т95, урон нанести он сможет только фугасами — и то не сильно. После введения в игру этих самоходок даже появилась шутливая концепция «абсолютной защиты» на городских картах: на узкой улочке ставим Т95, а за ней Т30 так, чтобы от него виднелась одна башня. Все, по этой улице враг уже не пройдет!

Мнение специалистов

Как утверждают военные эксперты, проектирование КВ-1С стало ответным шагом на неудачи в первом этапе войны. Сразу же после того, как был налажен серийный выпуск, танки перебросили на фронт. В ходе боевых действий командование РККА отметило, что брони в скоростных КВ-1 недостаточно для того, чтобы выдерживать стандартные снаряды, используемые Т-3 и Т-4. Эти танки пробивали КВ-1С с дистанции 200 м.

Кроме того, проходимость этой боевой машины по пересеченной местности оставляла желать лучшего. Имелись также нарекания относительно надежности трансмиссии. Если рассматривать огневую мощь КВ-1С, то ее хватало, чтобы уничтожить фашистский танк с дистанции 200 м. Улучшение на фронте наблюдалось до тех пор, пока немцы не начали производить «Тигры» и «Пантеры». Конечно, КВ-1С мог уничтожить подобный танк, однако из-за незначительного калибра основного орудия для этого советскому экипажу приходилось приближаться к фашистской бронетехнике почти вплотную. Снаряд из КВ-1С пробивал «Тигров» и «Пантер» с расстояния меньше 200 м.

VK4502(P) Ausf. A

Первый вариант VK4502(P) в дереве находится на одном уровне с «Королевским тигром», но проигрывает ему почти во всем — прочности меньше, брони меньше, только и радости, что одинаковое вооружение и на десять км/ч выше максимальная скорость (очень «важное» для тяжелого танка качество). Нет, ездить можно и на этом, причем даже результативно: все-таки хорошая пушка — далеко не последнее качество… Но пока что, по впечатлениям, VK4502(P) Ausf.A — это такой увеличенный VK3001(P), которому скорость нужна, чтобы побыстрее забраться в укрытие и надеяться оттуда кого-нибудь подстрелить.

Впрочем, чего только не стерпишь, чтобы в конце концов добраться до «Мауса». Ведь эту мобильную крепость больше никак не добыть…

Судьба VK4502(P) Ausf. A — сражаться с ПТ-САУ за место в кустах…

Американские противотанковые САУ ждали одновременно с надеждой и опасением — почему-то появление «ПТ с башней» некоторым казалось едва ли не чудом. Когда эта ветвь наконец появилась в игре, закономерно оказалось, что чуда не произошло. Добавление башни не настолько отразилось на боевых качествах машин, как небогатая в общем-то американская номенклатура орудий.

Тем не менее САУ получились «с характером» — кому-то от них никакой радости и сплошное расстройство, а другим — сплошное удовольствие. Нужно просто понять их особенности и максимально использовать к своей выгоде.

О виртуальной боевой единице

Сегодня советским скоростным танком можно «повоевать» в компьютерных играх. С модернизированным КВ-1 знакомы любители World of Tanks. Танк КВ-1С в WOT Blitz, судя по многочисленным отзывам геймеров, считается первым серьезным образцом бронетехники на 6 уровне.

Любителями виртуальных сражений высоко оценены неплохие скоростные характеристики. В «Блиц» танки КВ-1С могут нанести сопернику значительный разовый урон. Для этого достаточно использовать в топовом орудии Д2-5Т вместо базового 175-миллиметрового снаряда премиумный на 217 мм. При точном попадании противник лишится прочности как минимум в 390 единиц. В течение одной минуты можно произвести до 14 выстрелов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]