Советская 122-мм дивизионная гаубица М-30 1938 года – основное огневое средство советских стрелковых дивизий


Глазами фронтовиков: 122-мм гаубица М-30

Долгое время на вооружении Красной армии 122-мм полевые гаубицы были представлены артсистемами «царского режима», то есть орудиями и «Шнейдер». Несмотря на проведенную модернизацию, к 1930-м годам эти орудия считались уже устаревшими, и руководство Главного артиллерийского управления Красной армии поставило задачу по созданию новой дивизионной гаубицы. Удачной оказалась не первая попытка, но всё же в 1938 году разработанная под руководством Ф.Ф. Петрова в КБ Мотовилихинского завода гаубица вышла на первые испытания, в следующем году была принята на вооружение, а с 1940 года началось её серийное производство. Как оценивали новое орудие его расчёты?

Удачный выбор и его недостатки

Штатное, а тем более, реальное количество 122-мм гаубиц в стрелковой дивизии КА в зависимости от потерь матчасти и производства менялось в ходе всей Великой Отечественной войны. К 22 июня их было 32 штуки, после потерь в начале войны число 122-мм гаубиц уменьшили до 8, а 152-мм орудия вообще убрали из дивизионного звена и сняли с производства. Таким образом, именно 122-мм гаубицы М-30 стали самыми крупнокалиберными орудиями советской дивизионной артиллерии и оставались таковым до победного мая 1945 года.


Батарея гаубиц М-30 на улицах Берлина

Можно уверенно сказать: произошло это именно потому, что созданная Ф.Ф. Петровым гаубица оказалась очень удачной артиллерийской системой. Как во время войны, так и в ходе проведенных после победы опросов большинство фронтовиков отмечали её высокие боевые и эксплуатационные качества. Многие писавшие отчёты указывали, что М-30 является одним из лучших образцов артиллерийских орудий.

В частности, было указано, что система дает очень малое рассеивание даже при стрельбе на предельную дистанцию — проблемы начинались лишь при большом износе ствола или при стрельбе нештатными выстрелами от 122-мм гаубицы образца 1910/1930 гг. Также отмечалась хорошая разрушительная сила 122-мм осколочно-фугасного снаряда. В этом смысле предвоенное решение руководства ГАУ КА выбрать 122-мм калибр дивизионной гаубицы, а не переходить на меньшие, пусть и обещающие большую мобильность артсистемы, оказалось полностью оправданным.

В документах отдельно указывалось, что снаряды, изготовленные в военное время и снаряженные «не тротилом, а другими взрывчатыми веществами»

давали худший эффект при стрельбе на фугасное и замедленное действие. Кроме того, в боекомплект, по опыту войны, попросили добавить шрапнель и увеличить количество осколочно-дымовых снарядов, поскольку
«потребность в последних в бою была больше, нежели обеспеченность»
. Также артиллеристам хотелось иметь и зажигательный 122-мм снаряд.

Тем не менее, при всех похвалах в адрес 122-мм гаубицы артиллеристы, прокатившие её от Бреста до Москвы и обратно до Берлина, причем зачастую на ручной тяге, нашли немало слов и про недостатки системы. Значительная часть замечаний относилась к механизированной тяге и последствиям перехода на неё с гужевой.

Появление в СССР мощных ленд-лизовских грузовиков значительно увеличило возможности советской артиллерии. В документах отдельно указывалось:

«Как средство тяги для гаубицы вполне оправдали себя автотягачи, в частности, автомашина «Студебекер», которая обладает большой грузоподъемностью (обеспечивает поднятие одного боекомплекта), манёвренностью и скоростью
Лучшим видом тяги для данной системы является американская машина-тягач марки «Студебекер»».

По этому поводу даже предлагали убрать зарядные ящики, поскольку возимый запас снарядов всё равно находился в кузове грузовика.

Расчёт гаубицы М-30 ведёт огонь по вражеским позициям на улице Будапешта

Однако для полной реализации возможностей заморской техники советским гаубицам явно требовалась переделка колёс и механизма подрессоривания — при больших скоростях выходили из строя рессоры, отлетал каучук колёсных скатов. Также часто рессоры ломались при попытке возить гаубицу по неровной местности. Кроме того, даже когда рессора не ломалась, а просто проседала, штырь механизма подрессоривания закусывался в отверстии боевой оси, после чего крайне тяжело входил и выходил. В другом отчете список поломок при возке орудий включал тяги станин, подшипники передков, пружины Бельвиля под верхним станком, стрелы передков и тормоза колёс. Кроме того, было также отмечено, что при раздвижении станин стопора не включаются автоматически, как должны, а винт стяжки крепления «по-походному» задерживает раздвижение станин.

Для исправления этих недостатков предлагалось увеличить качество материала рессор или хотя бы число листов, а также произвести замену гидравлических амортизаторов «по типу применяемых в импортных автомашинах»

. Подшипники передка рекомендовали заменить подшипниками от орудия ЗиС-3.

Перекур на станине гаубицы на улице поверженного Берлина

Имелись также и нарекания к неисправностям, возникающим при стрельбе. Часть из них явно относилась к особенностям производства военного времени. Например, отмечалось, что запасные сальниковые набивки и воротники очень плохого качества, что приводит к большой утечке жидкости. Часто ломались пластинчатые пружины инерционного предохранителя. Наблюдалась при стрельбе течь жидкости через заднюю крышку цилиндра тормоза отката. У хоботовой части станины в местах сварки появлялись трещины.

Часть замечаний можно причислить и непосредственно к конструктивным недостаткам.

«Слабая пружина тормоза отката и несовершенное устройство плавающего поршня компенсаторов приводит к тому, что поршень, отойдя от нормального положения вследствие нагрева жидкости, при охлаждении её не возвращается обратно. Быстро изнашиваются гнезда экстракторов, в результате чего автоматическое экстрагирование гильзы не происходит, что затягивает изготовление к производству следующего выстрела
Слишком часто загрязняется открытая часть бронзовой матки поворотного механизма. Необходимо устройство какого-либо предохранительного кожуха».

О проблемах с экстракцией также указывалось при обсуждении гильз. Если к латунным гильзам вопросов не возникало, то железная гильза быстро ржавела, начинала пропускать влагу и, как о

.

Расчёт гаубицы М-30 ведёт бой на улицах Вены

В одном из рапортов отмечалась недостаточная толщина щита, прикрывающего расчет от осколков.

Довольно сложным оказался вопрос о необходимости введения дульного тормоза для орудия. Некоторые высказывались «за», надеясь на меньший износ деталей гаубицы. В других отчётах наоборот, считали, что данная деталь орудию не нужна, поскольку будет сильно демаскировать позицию при стрельбе, повышать воздействие на расчёт и так далее.

Проблемы зачастую возникали не только из-за несовершенства орудий и снарядов, но и наоборот, из-за их высоких данных, неудачно совмещённых с низкой подготовкой личного состава. Например, в 1942 году на фронте у 122-мм гаубиц образца 1938 года участились случаи разрыва снарядов. Проведенное ГАУ расследование выявило, что это происходит при использовании взрывателей ГВМЗ (головной взрыватель мгновенного и замедленного действия), при этом взрывы происходят в момент выхода головной части гранаты или при встрече с посторонним предметом в канале ствола. Часто взрыватель срабатывал о ветки маскировки, в 837-м гаубичном артиллерийском полку Волховского фронта и 89-м артиллерийском полку Юго-Западного фронта с орудий перед стрельбой не сняли дульные чехлы и т.д. При этом инструкции ГАУ особенно подчёркивали, что «из всех взрывателей, состоящих на вооружении, взрыватель ГВМЗ является наиболее чувствительным»

, и от войск требовалась тщательная очистка траектории выстрела от средств маркировки.

Позиция гаубицы М-30 под Будапештом

Тем не менее, жалобы на то, что взрыватель ГВМЗ опасен в обращении и при перевозке из-за обрыва мембраны, всё равно продолжали поступать.

Противотанковые 122 миллиметра

В завершение рассказа о 122-мм гаубице М-30 необходимо сказать и о применении этого орудия в качестве ПТО. Вообще, идея применения 122-мм гаубицы для нужд противотанковой обороны, хотя и практиковалась в течение всей войны, но эффективность орудия с раздельным заряжанием и наводкой, а также низкой начальной скоростью снаряда вызывала у личного состава обоснованные сомнения: «Возможность второго выстрела в случае промаха почти совершенно исключается, т.к. танк обладает большей маневренностью и скорострельностью, чем это орудие»

.

Интересно, что в одном отчёте было написано: «Прямой выстрел данной системы по борьбе с танками «королевского типа» не удовлетворяет (малый прямой выстрел, малая начальная скорость)».

Судя по выделению красным карандашом в тексте, это замечание вызвало живой интерес проверяющего офицера из ГАУ. Учитывая, что документ был составлен в 4-м артиллерийском корпусе прорыва РГК, возможно, его заинтересовало, когда именно расчеты 122-мм гаубиц этого соединения могли получить опыт борьбы с танками «королевского типа».

Расчёт гаубицы М-30 ведёт огонь по врагу на подступах к Вене

Тем не менее, «случаи на войне разные бывают», а мощи 122-мм снаряда вполне хватало, чтобы доставить проблемы любому немецкому танку начального периода войны. Во второй половине войны гаубицы получили еще более эффективное средство — кумулятивные снаряды. Впрочем, к этому моменту в Красной армии хватало и специализированных противотанковых систем, так что применить эти снаряды по бронетехнике мало кому удалось. Зато во многих отчетах было зафиксировано «хорошее действие по зданиям»

.

Наиболее полный отчет о применении 122-мм кумулятивных снарядов по танкам автор встретил в отчёте 77-й гаубичной артбригады. 30 августа 1944 года с немецкими танками вёл бой 305-й гаубичный артиллерийский полк. 4 октября того же года на Наревском плацдарме роль противотанкистов выпала на долю расчётов 229-го гвардейского гаубичного артиллерийского полка, по итогам заявившего 11 подбитых танков противника.

В докладе штаба бригады сообщалось, что наилучшая дальность стрельбы «бронепрожигающими» снарядами составляет 400–600 метров. При этом на дальности свыше 600 метров лобовая и башенная броня «Тигров» не пробивалась, поскольку снаряды рикошетили. Однако при этом оговаривалось, что при попадании в башню её заклинивает, и танк теряет боеспособность. Бортовую броню «Тигра» снаряды брали на дистанции до 800 метров и от 1000 до 1200 метров допускалась стрельба по гусеницам и вооружению. Зато броню среднего танка 122-мм кумулятивный снаряд пробивал на дистанции до 800–900 метров, а про бронетранспортёры в отчёте записали так: «Выходит из строя при выстреле на любую дальность»

.

Расчёт гаубицы М-30 готовит орудие к бою

Тем не менее, в сборнике задач для изобретателей и рационализаторов на 1945 год имелось пожелание разработать новый взрыватель для 76-мм и 122-мм кумулятивных снарядов, обладающий большей чувствительностью — для безотказной работы при встрече с любым грунтом.

Общий итог опросов артиллеристов относительно 122-мм гаубицы М-30 был вполне однозначен: «На вооружении артиллерии Красной Армии данную систему необходимо оставить, т.к. она оправдала себя боевыми качествами в период Отечественной войны»

.

Описание конструкции

122-мм пушка обр. 1931 г. в Артиллерийском музее, Санкт-Петербург. Характерные противооткатные устройства

Колёсный ход у того же орудия
Орудие имело вполне современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол орудия состоял из трубы, кожуха и навинтного казённика. Все орудия выпуском с 1936 года имели стволы со свободной трубой, более ранние орудия — скреплённые стволы. Затвор поршневый, устройство аналогично затвору 152-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. (с 1937 года в конструкцию затвора были внесены некоторые изменения). Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Противооткатные устройства расположены в корытообразной люльке под стволом. Длина отката переменная, при откате противооткатные устройства оставались неподвижны

.

Подъёмный механизм совмещён с уравновешивающим механизмом пружинного типа. Поворотный механизм винтового типа. Станины раздвижные, клёпаные. Орудие имело подрессоривание пластинчатого типа. Автоматического отключения подрессоривания при разведении станин не было. Колёса металлические, с 10 спицами и резиновыми грузошинами (некоторые поздние орудия имели металлические колёса со сдвоенными пневматическими шинами от лафета гаубицы-пушки МЛ-20. Для защиты расчёта орудие имело щит. Передок подрессоренный, от опытной 152-мм гаубицы-пушки МЛ-15.]

Первоначально, орудие планировалось перевозить как раздельно (ствол отдельно на специальной повозке, лафет отдельно), так и нераздельно. В 1936 году, по результатам испытаний было решено отказаться от раздельной возки и перемещать орудие только нераздельно, механической тягой. Орудие буксировалось тягачами С-2 «Сталинец-2», «Коминтерн», с 1943 года — тягачами Я-12

.

Характеристики и свойства боеприпасов

Орудие имело раздельно-гильзовое заряжание, к нему полагались четыре метательных заряда — полный, № 1, № 2 и № 3, размещавшихся в металлической гильзе длиной 785 мм. Заряд № 1 представлял собой основной пучок, заряд № 2 — основной пучок и пучок № 3, заряд № 3 — основной пучок, пучок № 3 и один равновесный пучок, полный заряд — основной пучок, пучок № 3 и два равновесных пучка. Для стрельбы использовались как специальные пушечные, так и гаубичные снаряды, но последними, по причине меньшей прочности, нельзя было стрелять полным зарядом; также была категорически запрещена стрельба чугунными гаубичными снарядами 53-ОФ-460А и 53-ОФ-462А, поскольку они при выстреле раскалывались в стволе.[11]

Номенклатура боеприпасов
][11]
Тип Индекс ГАУВес снаряда, кгВес ВВ, кгНачальная скорость, м/сДальность табличная, м
Калиберные бронебойные снаряды
Бронебойный остроголовый (АРНЕ)53-БР-47125, 00, 1568004000
Бронебойный тупоголовый (АРНЕВС), с начала 1945 года53-БР-471Б25, 0?8004000
Осколочно-фугасные снаряды
Пушечный с привинтной головкой53-ОФ-471Н25, 03, 880019 800
Пушечный53-ОФ-47125, 03, 680019 800
Гаубичный53-ОФ-46221, 73, 67765 (заряд № 1)16 600
Пушечный53-ОФ-471В????
Пушечный53-ОФ-472????
Бетонобойные снаряды
Пушечный53-Г-47125, 02, 280020 400
Химические снаряды
Осколочно-химический пушечный53-ОХ-47125, 0?80019 800
Химический гаубичный53-Х-46221, 8?705 (заряд № 2)19 800
Таблица бронепробиваемости для 122-мм пушки обр. 1931 г. (А-19
)]
Тупоголовый калиберный бронебойный снаряд 53-БР-471Б
Дальность, мПри угле встречи 60°, ммПри угле встречи 90°, мм
500125155
1000120145
1500110135
2000100125
300085105
Остроголовый калиберный бронебойный снаряд 53-БР-471
Дальность, мПри угле встречи 60°, ммПри угле встречи 90°, мм
500120150
1000105130
150095115
200080100
30006575
Приведённые данные относятся к советской методике расчёта пробивной способности. Следует помнить, что показатели бронепробиваемости могут заметно различаться при использовании различных партий снарядов и различной по технологии изготовления брони, а также различных методик расчёта.

Боевое применение

Впервые А-19 (неясно, какой модификации) в небольшом количестве приняли участие в боях на реке Халхин-Гол, при этом потерь орудия этого типа не понесли.] Орудия этого типа участвовали также в советско-финской войне 1939—1940 годов. На 1 марта 1940 года на фронте находилось 127 пушек А-19 обеих модификаций, потери за войну составили 3 орудия. На июнь 1941 года имелось, по разным источникам, 1300] или 1257 (1236 в армии и 21 в составе ВМФ)] таких пушек. В западных округах находились 583 122-мм пушки.] В 1941 году потери 122-мм пушек составили не менее 900 орудий, многие из которых были обр. 1931 г.] Оставшиеся орудия использовались до конца войны. Основными целями 122-мм пушек были скопления живой силы и техники, колонны на марше, артиллерийские батареи, полевые склады, штабы и узлы связи, хорошо укреплённые оборонительные позиции. В случае острой необходимости (например, в Курской битве) 122-мм пушки привлекались для борьбы с тяжёлыми танками противника. Хотя баллистика орудий позволяла им успешно бороться с бронетехникой, их использование в данной роли являлось скорее жестом отчаяния — как противотанковое орудие, А-19 имела большие габариты, высокую стоимость, низкие скорости вертикальной и горизонтальной наводки

.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]