Тяжелый атомный ракетный крейсер типа «Петр Великий» пр. 1144.2

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» — единственный находящийся в строю корабль поколения «Орлан» и самый большой в мире ударный боевой корабль этой серии. Его основное предназначение — бескомпромиссное уничтожение авианосных групп противника. Это флагманский корабль Северного флота, первый из кораблей отечественного ВМФ, удостоенный в мирное время высокой награды — ордена Нахимова.


Осенью 2020 года «Петр Великий» в составе корабельной авианосной группы, возглавляемой авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» вместе с БПК «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» и судами обеспечения, отправился в дальний поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Вернулся крейсер в родную гавань только в феврале 2020 года, пройдя за это время 18 тысяч морских миль.

О том, каково это — называться и быть «Великим», на что способен этот корабль в море и каким станет обновленный, модернизированный крейсер аналогичного проекта, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».

Рекорды «Петра Великого»

Больше этого корабля по габаритам — разве что авианосцы. Правда, они не обладают таким же солидным набором вооружения. На сегодня этот российский крейсер является обладателем статуса «самый мощный ракетный ударный корабль в мире».

Но это еще не все рекорды, достойные упоминания в Книге Гиннесса. Как отмечает командир крейсера капитан 1 ранга Владислав Малаховский, «Петр Великий» может обойти земной шар по экватору не один, не два — целых 50 раз подряд! Запаса хода хватит крейсеру именно на такое расстояние, на такое количество миль. При этом махина высотой с двадцатиэтажный дом будет постоянно идти по морской поверхности со скоростью 32 узла в час.

Крейсеру того же проекта, что и «Петр Великий», получившему имя «Адмирал Нахимов», еще только предстоит стать в строй российского ВМФ. Правда, этот корабль уже бороздил просторы морей, сегодня же он подвергается серьезной реновации. Его размеры впечатляют так же, как и у «собрата». Высота — 59 метров, длина — 251 метр (два с половиной футбольных поля).

Ближайшие «одноклассники» этих российских кораблей «нервно курят» в сторонке. Так, крейсера ВМС США «Вирджиния» и «Лонг Бич» меньше российских соответственно в два с половиной и в полтора раза. При этом, как заявляют наши кораблестроители, дальность плавания «Нахимова» будет практически не лимитирована, а единственным ограничением по автономности станет запас продуктов питания для экипажа.

На крейсере, который предстоит ввести в эксплуатацию, будет установлен новый зенитно-ракетный комплекс, применена новая система жизнеобеспечения, внедрены новые средства управления.

…История «Петра Великого» — словно слепок с новейшей истории страны. На его борту не раз бывали первые лица государства, но самое главное, что этот корабль постоянно привлекался к выполнению важнейших задач. Именно он обеспечивал безопасность вывоза химического оружия из Сирийской Арабской Республики в 2014 году.

На борту российского крейсера тогда проходило рабочее совещание Организации по запрещению химического оружия. «Присутствовали представители России, США, Великобритании, Китая, Дании, Сирии», — вспоминает Владислав Малаховский.

А еще крейсер принимал участие в стычках с настоящими пиратами! Было это в 2009 году, в Индийском океане. Российские морские пехотинцы, находившиеся тогда на борту «Петра Великого», захватили оружие флибустьеров XXI века, их приспособления для абордажного захвата судов, средства связи.

Конструкция[ | ]

Это самый большой в мире действующий не авианосный ударный боевой корабль по состоянию на 2020 год[4][5].

Основные ТТХ[ | ]

  • Длина: 250,1 м.
  • Ширина: 25 м. (по ватерлинии)
  • Высота от уровня основной плоскости: 59 м.
  • Осадка: 10,3 м (по носовому бульбу)
  • Водоизмещение стандартное: 23 750 тонн.
  • Водоизмещение полное: 25 860 тонн.
  • Энергетическая установка: 2 ядерных реактора типа КН-3 (300 МВт), 2 вспомогательных котла, две турбины по 70 тыс. л. с. (всего 140 тыс. л. с.), 4 электростанции суммарной мощностью 18 тыс. кВт, 4 паротурбогенератора мощностью 3000 кВт, 4 газотурбогенератора по 1500 кВт, два гребных вала.
  • Скорость: 32 узла (около 60 км/час).
  • Автономность плавания — 60 суток по продовольствию и запасам, 3 года по топливу.

Конструкция корпуса и надстройки[ | ]

Длина 49 коридоров корабля — более 20 километров. Корабль имеет 6 палуб, 8 ярусов. Высота фок-мачты от уровня основной плоскости — 59 метров.

Энергетическая установка[ | ]

Мощная ядерная энергетическая установка крейсера позволяет ему развивать скорость в 32 узла (60 км/час) и рассчитана на эксплуатацию в течение 50 лет[4]. Для сравнения: крейсер «Пётр Великий» способен обеспечить электричеством и теплом город на 150—200 тысяч жителей[4].

Экипаж[ | ]

Экипаж крейсера — 1035 человек (105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов). Они размещены в 1600 помещениях корабля, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 8—30 человек каждый), 220 тамбуров. Экипаж располагает 15 душевыми, двумя банями, сауной с бассейном 6×2,5 м, двухуровневым медицинским блоком с лазаретами-изоляторами, аптекой, рентгеновским и стоматологическими кабинетами, амбулаторией, операционной, спортзалом, оборудованным тренажерами, тремя кают-компаниями для мичманов, офицеров и адмиралов, салоном для отдыха с бильярдом и роялем. Есть также внутрикорабельная телестудия и 12 бытовых телевизоров в каютах и кубриках, не считая 30 мониторов для просмотра передач, которые транслируются по кабельным сетям корабля.

Бескомпромиссный «Гранит»

Бывший командир БЧ-5 крейсера «Адмирал Нахимов», а ныне сотрудник «Севмаша», капитан 1 ранга запаса Виктор Канишевский гордится ходовой рубкой уникального корабля. Стекло здесь выдерживает попадание пули, а от артснарядов защищает броневая заслонка.

По сути, рубка является укрепленным капониром, бункером, отмечает Виктор. Это настоящий командный пункт. И не только для командира крейсера — для командующего дивизией, эскадрой и даже флотом.

Впечатляют и возможности боевого информационного центра корабля. Командир радиотехнической боевой части «Петра Великого» капитан 3 ранга Евгений Бобровский обращает внимание на то, что сюда в режиме реального времени стекается информация обо всех видах обстановки: воздушной, надводной, подводной.

Для классификации целей используются данные радиотехнической разведки: установленные координаты той же ракеты позволяют уничтожить ее еще на подлете. «Петр Великий» способен засечь и самолет АВАКС, причем сделает он это раньше, чем самолет обнаружит его. Не менее четко отслеживается подводная обстановка — за это отвечают три акустические антенны, расположенные в носовой части, под килем и на корме.

Основная палуба корабля — ракетная. Здесь расположены пусковые шахты крылатых ракет, а также средства ПВО. Основное вооружение крейсера — противокорабельный комплекс «Гранит», 20 пусковых установок. Длина каждой ракеты — 10 метров, вес — 7 тонн.

Боевая часть может быть фугасной или ядерной. Залп «Гранита» гарантировано уничтожает авиационную ударную группировку противника. Схема нанесения удара построена оригинально: в залпе взлетает 7-8 ракет, одна из которых идет выше цели и отслеживает обстановку.

Остальные идут ниже, причем, если «ракету-командира» сбивают, то управление принимает на себя следующая. Таким способом группа ракет гарантированно доходит до объекта поражения и наносит свой удар.

Тяжелый атомный ракетный крейсер типа «Петр Великий» пр. 1144.2

Тяжелый атомный ракетный крейсер пр.1144.2 (шифр «Орлан») разработан Северным ПКБ под руководством Б.И. Купенского, а затем В.А. Перевалова и является усовершенствованной модификацией ТАРКР пр.1144. В 1984 году появился второй корабль пр.1144 (первый по пр.1144.2) – «Фрунзе (Адмирал Лазарев)», в 1988 году третий – «Калинин (Адмирал Нахимов)» и «Юрий Андропов (Пётр Великий)» в 1998 году — на данное время флагман Северного флота.

По конструкции корпуса и механизмов корабль полностью повторяет прототип. Все различия коснулись вооружения. В соответствии с первоначальным проектом он должен был нести два ЗРК «Кинжал» (в каждом по две ПУ, включающих в себя по 4 барабана, вместо ЗРК «Оса-МА»), 6 боевых модулей ЗРАК «Кортик» (вместо ЗАК АК-630М), одну спаренную 130мм АУ (вместо двух 100мм АУ) и ПЛРК «Водопад» с РТПУ (вместо ПЛРК «Метель» и 533мм ТА). Однако из-за задержек с разработкой и поставкой на вступавшие в строй корабли устанавливались имевшиеся тогда системы вооружения. ТАРКР «Фрунзе» передали флоту с ЗАК АК-630М без обоих ЗРК «Кинжал» и шести боевых модулей ЗРАК «Кортик». При этом был сохранен ЗРК «Оса-МА». На ТАРКР «Калинин» вместо ЗАК АК-630М установили ЗРАК «Кортик», а вместо РБУ-1000 – комплекс противоторпедной защиты «Удав-1». ТАРКР «Юрий Андропов» предполагали ввести в строй уже со штатным составом вооружения. К моменту его спуска на воду ЗРК С-300Ф «Форт» модернизировали в ЗРК С-300ФМ «Форт-М» с СУО и ЗУР нового поколения. В середине 1990-х годов эту модификацию ЗРК решили установить вместо носового ЗРК «Форт». Также крейсер вооружили только одним (кормовым) ЗРК «Кинжал». Таким образом, в настоящее время ни один из крейсеров данного типа не несет вооружения, предусмотренного первоначальным проектом. Тем не менее, на кораблях для него зарезервированы объемы и энергетические мощности, так что в случае необходимости корабли могут быть быстро довооружены.

Основу вооружения крейсера составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты «Гранит» П-700 (3М-45). При стартовом весе 7 тонн ракета развивает скорость 2,5 М и может доставить фугасную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд мощностью до 500 кт на расстояние 600 км. Боевая головка — моноблок в ядерном, обычном (750 кг ВВ) снаряжении или топливно-воздушный боезаряд (объемного взрыва). Система наведения инерциальная с радиокомандной системой корректировки траектории полета и боеголовкой с активной радиолокационной системой самонаведения на конечном участке (с удалением от цели в 37 км). Зенитное ракетное оружие представлено тремя ЗРК: С-З00Ф (С-З00ФМ), «Кинжал» и «Кортик». Они создают тpехэшелонную систему ПВО-ПРО. В ближней (последней) зоне ПВО-ПРО наш корабль пpикpывается «стволами» 30-мм МЗАК. В дополнение к зенитным средствам для самообороны от низколетящих противокорабельных ракет крейсер оснащен универсальным артиллерийским комплексом АК-130, обеспечивающим скорострельность от 20 до 86 выстрелов в минуту. Его спаренная 130-мм артустановка (АУ) позволяет также обстреливать морские и береговые цели, поддерживать огнем десанты. Боекомплект имеет унитарные выстрелы нескольких типов, например, осколочно-фугасные с ударным, дистанционным и радиовзрывателями.

В целом отечественный атомный кpейсеp пp.1144.2 значительно превосходит свои зарубежные (хотя и построенные раньше, но спpоектиpованные почти одновременно) аналоги — АРКР типов «Virginia» и «California» — абсолютно по всем основным тактико-техническим и военно-экономическим показателям. Если исключить из pассмотpения совершенно специфичные HК — АВ — и выведенные в pезеpв на пределе физического возраста (свыше 50 лет) американские линкоры, то без преувеличения можно утверждать, что наши ТАРКР пр.1144 и 1144.2 являются самыми мощными и защищенными БHК не только в отечественном флоте, но и в мире. Следует добавить, что в серии из 4 кораблей пр. 1144 (1144.2) «Петр Великий» является самым совершенным. Уникальность корабля усиливается еще и тем, что на нем установлен единственный в отечественном ВМФ ЗРК С-З00ФМ — других кораблей с таким ЗРК во флоте нет, и в ближайшие годы их поступление не предвидится. В целом, «Петр Великий» — самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. По оценке главкома ВМФ России адмирала Куроедова, боевая эффективность Северного флота с вводом в строй крейсера XXI века «Петр Великий» выросла на 17 процентов.

НАТО рассматривало советские эскадры во главе с крейсерами проекта 1144.2 как весьма опасных соперников для своих авианосных соединений. На теоретических учениях для уничтожения такой эскадры выставлялись группировки из четырёх авианосцев, из которых предполагалось оставаться на плаву только одному. Авиагруппы трёх авианосцев предполагалось почти полностью потерять.

Конструкция

Это самый большой в мире действующий не авианосный ударный боевой корабль по состоянию на 2020 год[4][5].

Основные ТТХ

  • Длина: 250,1 м.
  • Ширина: 25 м. (по ватерлинии)
  • Высота от уровня основной плоскости: 59 м.
  • Осадка: 10,3 м (по носовому бульбу)
  • Водоизмещение стандартное: 23 750 тонн.
  • Водоизмещение полное: 25 860 тонн.
  • Энергетическая установка: 2 ядерных реактора типа КН-3 (300 МВт), 2 вспомогательных котла, две турбины по 70 тыс. л. с. (всего 140 тыс. л. с.), 4 электростанции суммарной мощностью 18 тыс. кВт, 4 паротурбогенератора мощностью 3000 кВт, 4 газотурбогенератора по 1500 кВт, два гребных вала.
  • Скорость: 32 узла (около 60 км/час).
  • Автономность плавания — 60 суток по продовольствию и запасам, 3 года по топливу.

Конструкция корпуса и надстройки

Длина 49 коридоров корабля — более 20 километров. Корабль имеет 6 палуб, 8 ярусов. Высота фок-мачты от уровня основной плоскости — 59 метров.

Энергетическая установка

Мощная ядерная энергетическая установка крейсера позволяет ему развивать скорость в 32 узла (60 км/час) и рассчитана на эксплуатацию в течение 50 лет[4]. Для сравнения: крейсер «Пётр Великий» способен обеспечить электричеством и теплом город на 150—200 тысяч жителей[4].

Экипаж

Экипаж крейсера — 1035 человек (105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов). Они размещены в 1600 помещениях корабля, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 8—30 человек каждый), 220 тамбуров. Экипаж располагает 15 душевыми, двумя банями, сауной с бассейном 6×2,5 м, двухуровневым медицинским блоком с лазаретами-изоляторами, аптекой, рентгеновским и стоматологическими кабинетами, амбулаторией, операционной, спортзалом, оборудованным тренажерами, тремя кают-компаниями для мичманов, офицеров и адмиралов, салоном для отдыха с бильярдом и роялем. Есть также внутрикорабельная телестудия и 12 бытовых телевизоров в каютах и кубриках, не считая 30 мониторов для просмотра передач, которые транслируются по кабельным сетям корабля.

История строительства

Ракетный крейсер «Петр Великий» спроектирован Северным проектно-конструкторским бюро. Работы по строительству начались на Балтийском заводе в 1986 году. На начальных этапах сборки корабль назывался «Юрий Андропов» и «Куйбышев». Пущен на воду весной 1989 года. Наименование «Петр Великий» приобрел в 1992 году, а в 1998 – вошел в состав Северного флота. Бортовой номер судна – 099. За 11 лет существования выполнял морские рейсы без отправки на заводской ремонт – на крейсере регулярно работают сотрудники сервиса промышленных предприятий. Несмотря на длительный срок службы, у «Петра Великого» — надежный корпус, отличные качества хода и маневренность, большое водоизмещение. В дальнейшем судно может пройти модернизацию. Тем более, что корабль в составе Северного флота не имеет аналогов в мире.

Тяжелый атомный ракетный крейсер Петр Великий

Командиры крейсера[править | править код]

Посещение американской делегацией корабля «Пётр Великий» во время визита начальника штаба ВМС США Гари Рафхеда (первый ряд, крайний слева) в Североморск, апрель 2011. В первом ряду выполняют воинское приветствие адмирал Рафхед и врио командующего КСФ контр-адмирал Воложинский. На заднем плане БПК «Адмирал Левченко»

  • Добрышев Евгений Николаевич — капитан 1 ранга (Первый командир крейсера согласно Историческому журналу, под его руководством прошло формирование экипажа во Владивостоке, достройка корабля в Санкт-Петербурге и переход на Северный флот).
  • Васильев Сергей Игоревич — капитан 1 ранга (под его руководством были пройдены государственные испытания и поднят флаг).
  • Касатонов Владимир Львович — контр-адмирал (март 2000 — июль 2005), ныне вице-адмирал, заместитель Главнокомандующего Военно-морским флотом.
  • Якушев Владимир Анатольевич (2005—2008) — капитан 1 ранга, ныне контр-адмирал, командующий Приморской флотилией разнородных сил Тихоокеанского флота.
  • Меньков Феликс Владимирович — капитан 1 ранга.
  • Малаховский Владислав Владимирович — капитан 1 ранга.
  • Никитин Игорь Александрович — капитан 1 ранга.[источник не указан 542 дня
    ]
  • Кузьмин Владимир Вячеславович, капитан 1 ранга
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]