Стратегический бомбардировщик Northrop B-2 Spirit. История, описание и характеристики.

Northrop B-2 Spirit — тяжелый малозаметный стратегический бомбардировщик, выполненный по технологии «стелс». Предназначен для прорыва ПВО и уничтожения стратегически важных объектов противника.

Помимо общего названия Spirit, или «Дух», каждому самолету B-2, как и боевым кораблям, было присвоено еще и собственное имя в честь американских штатов. К примеру, самолет с бортовым номером 88-0332 получил название «Дух Вашингтона», самолет с бортовым номером 89-0129 — «Дух Джорджии» и т. д.

Особенности

Бомбардировщик B-2 Spirit является венцом развития американской программы по постройке «невидимого» боевого инструмента, способного доставлять ядерное оружие в любую точку земного шара. Первые шаги в этом направлении были реализованы в сверхзвуковом самолете-разведчике Lockheed SR-71, который, несмотря на ряд инновационных идей, по-прежнему выдавали реактивные двигатели. Кроме того, SR-71 отличался невысокой надежностью. Так, из 32 построенных самолетов 12 были потеряны в результате несчастных случаев.

Бомбардировщик B-2 Spirit представляет собой один из самых необычных самолетов в истории авиации

Следующим качественным прорывом стал одноместный тактический малозаметный ударный самолет Lockheed F-117 Nighthawk, панели которого отбивали электромагнитные импульсы в стороны от РЛС противника. Однако особенности строения корпуса F-117 не давали ему развивать сверхзвуковую скорость, и в 2008 г. дорогостоящая программа была свернута. Всего было произведено 64 таких самолета по цене 112 млн долларов США за единицу.

Вот наконец широкой общественности был представлен бомбардировщик Northrop B-2 Spirit, явившийся вершиной инженерной мысли американских конструкторов. Благодаря оригинальной форме корпуса и специальному радиопоглощающему покрытию бомбардировщик B-2 Spirit остается практически невидимым для радаров противника. Справедливости ради стоит заметить, что В-2 не является полноценной «невидимкой», так как, с одной стороны, существуют системы, способные его обнаружить, а с другой, на вооружении США стоят самолеты, обладающие лучшими характеристиками малозаметности.

Впечатляют и прочие боевые особенности американского бомбардировщика, в частности возможная дальность полета, благодаря чему базирующийся на территории США B-2 Spirit способен атаковать цели, расположенные далеко за пределами континента. Так, например, в ходе военной операции НАТО против Республики Югославия в 1999 г. бомбардировщики B-2 Spirit совершали беспосадочный перелет с базы ВВС Whiteman (штат Миссури), на которой в настоящий момент базируются все боевые и учебные самолеты В-2, в Косово и обратно.

B-2 Spirit, вид спереди. Фотореакиионные панели кабины становятся светонепроницаемыми при сильном световом воздействии, например при ядерном взрыве

Вместе с этим B-2 Spirit является и самым дорогим самолетом в истории мировой авиации. Всего был построен 21 такой бомбардировщик. Стоимость каждого — 1,5–2 млрд долларов США (с учетом инфляции цена этого самолета на 2013 г. составила бы 10 млрд долларов США). Это стало основной причиной сворачивания программы производства этих бомбардировщиков.

История

Стратегическая авиация (в т. ч. стратегическая бомбардировочная) начала полноценно развиваться с приходом холодной войны. Однако к категории стратегических бомбардировщиков можно также смело отнести тяжелые бомбардировщики периода Второй мировой войны:

  • бомбардировщики «Ланкастер» на вооружении Королевских ВВС Великой Британии.
  • B-29, B-24 и B-17 ВВС США.
  • Советские Пе-8 и Ил-4.

Эти самолеты в военное время использовались в качестве стратегических бомбардировщиков. По характеру боевого применения советский Ту-4 также относился к классу стратегических бомбардировщиков.

Во времена Второй мировой войны началось проектирование межконтинентальных бомбардировщиков. Японская и германская армии использовали такие бомбардировщики (Nakajima G10N и Amerika Bomber) для совершения налетов на территорию США. Американцы, в свою очередь, занимались проектированием межконтинентального бомбардировщика, способного осуществлять налеты на Германию в случае капитуляции Англии. Итогом дальнейшего развития событий стало появление в рядах ВВС США в начале 1940-х гг. первого полноценного стратегического бомбардировщика B-36. Этот поршневой самолет не смог составить должное сопротивление реактивным истребителям, несмотря на большую для того периода высоту полета. Однако продолжительное время бомбардировщики B-36 были основой ядерных стратегических сил США.

Далее начинается стремительное развитие этой военной техники. Спустя некоторое время стратегические бомбардировщики, укомплектованные ядерным и обычным оружием, постоянно проводили боевое дежурство, обеспечивая гарантированное уничтожение позиций противника в случае войны. В послевоенное время главное требование, которое ставилось перед конструкторами стратегических бомбардировщиков, – это возможность доставления ядерных бомб или ракет до вражеской территории и благополучное возвращение на свою базу. Основными самолетами этого класса во времена холодной войны стали Boeing B-52 Stratofortress (США) и Ту-95 (СССР).

Конструкция

Сегодня большинство характеристик бомбардировщика B-2 Spirit являются государственной тайной, в связи с чем достоверных данных о конструкции самолета немного. B-2 выполнен по аэродинамической схеме «Летающее крыло» и не имеет вертикального оперения. В конструкции планера широкое применение нашли титановые и алюминиевые сплавы, углепластики.

Силовая установка состоит из четырех высокотемпературных турбореактивных двухконтурных двигателей General Electric F118-GE-100, специально разработанных для B-2 Spirit. Двигатели установлены попарно по обеим сторонам центральной части корпуса. В целях уменьшения радиолокационной заметности сопла двигателей выполнены плоскими.

В состав БРЭО В-2 Spirit входит БРЛС AN/APQ-181 с активной фазированной антенной решеткой, система оповещения о лазерном облучении, новейшие навигационные и коммуникационные системы с малой вероятностью обнаружения сигнала. Все бомбардировщики B-2 Spirit имеют доступ к боевой информационно-управляющей системе (БИУС) Пентагона.

В воздух поднимается самый дорогой в истории авиации боевой самолет

Отдельно следует упомянуть о системе радиоэлектронной борьбы бомбардировщика. В большинстве источников указывается, что на B-2 Spirit установлен комплекс РЭБ Northrop ZSR-62, по характеристикам превосходящий все аналогичные системы современности. Однако работа над данным комплексом была прекращена еще в 1980-х гг. в связи с рядом технических проблем, решение которых требовало больших финансовых затрат. По этой причине в настоящее время на В-2 установлена пассивная оборонительная система радиоэлектронной разведки AN/APR-50 фирмы Lockheed Martin.

Ту-22М3

Фото: airwar.ru
Сверхзвуковой дальний бомбардировщик «Ту-22М3» предназначен для поражения целей по всему евразийскому континенту и в близлежащих морях. Недавно бомбардировщики прошли модернизацию и получили совершенно новую бортовую электронику. Проведенная модернизация повысила возможности бомбардировщика в прорыве ПВО типа «Иджис», еще модернизированный бомбардировщик часто называют убийцей ЕвроПро. Кроме того, одно из предназначений стратега — уничтожение авианосцев.

Фото: photofile.ru

В арсенал вооружения сверхзвукового бомбардировщика введена крылатая ракета Х-32, развивающая скорость более 4000 километров в час, обладающая дальностью полета до 1000 километров. Скорость самого бомбардировщика-ракетоносца достигает 2300 км/ч.

Кроме России самолеты семейства «Ту-22М» состояли на вооружении ВВС Украины. Однако на данный момент украинцы демонтировали все свои 60 «Ту-22М» (17 «Ту-22М2» и 43 «Ту-22М3»).

«Ту-22М3» ВВС Украины уничтожаются с помощью оборудования американской компании Raytheon Technical Services, авиабаза Полтава, 2002 год.

Вооружение

Бомбардировщик B-2 Spirit способен взять на борт как ядерное оружие, так и широкую номенклатуру тактического вооружения, что делает из него универсальную боевую машину. К примеру, В-2 может нести до 16 новейших термоядерных бомб В61-11 мощностью 340 кт каждая или такое же количество бомб В-83 либо AGM-131 SRAM II.

Тактическое вооружение бомбардировщика В-2 может быть представлено высокоточными управляемыми авиационными бомбами GBU-27, AGM-154 JSOW или JDAM, обычными бомбами Mk. 82 или Mk. 84, кассетными бомбами CBU-87 или CBU-89, а также крылатыми ракетами AGM-158 JASSM.

С целью сохранения высоких показателей малозаметности самолета В-2 все вооружение располагается внутри корпуса. Максимальная боевая нагрузка бомбардировщика В-2 составляет 27 т.

«Ту-95МС»

Фото: russianengineering.narod.ru
Он старый, медленный, турбовинтовой и очень шумный. Его может засечь любой радар на большой дальности, но «Ту-95МС» это нисколько не смущает — самолет вооружен крылатыми ракетами Х-55 с ядерной боевой частью, которые могут поражать цели на дистанции в 3000 км (модификация СМ). Поэтому входить в зону ПВО противника «Медведю» не обязательно.

Фото: sdelanounas.ru

Тихоходный — всего 830 км/ч — бомбардировщик «Ту-95МС» обладает высокой дальностью полета (порядка 11 тыс. км и потолком в 12 тыс. метров). За 17 часов полета «Медведь» расходует 96 тонн авиационного керосина.

Фото: wikimedia.org

А еще «Ту-95МС» своими частыми появлениями у границ НАТО довольно дорого обходятся союзникам. Дело в том, что запас прочности устаревшего планера «Медведя» просто огромный, его лет на 20 хватит, а вот у распространённого истребителя НАТО F-16 этот показатель составляет 8000 часов, для F-18 — 6000 часов.

Rockwell B-1 Lancer

Фото: topwar.ru

Rockwell B-1 Lancer — единственный находящийся на вооружении ВВС США самолет с изменяемым стреловидным крылом. В конструкции бомбардировщика использованы композитные материалы, снижающие эффективную площадь рассеяния. Из композитов изготовлены передние горизонтальные поверхности, кромки крыла, стабилизатора и воздухозаборников, а также створки бомбоотсеков.

Фото: aircraftinformation.info

Стыки обшивки планера заклеены специальной лентой, которая затем покрывается краской. По заявлению создателей, В-1 обладает уникальными характеристиками начальной выживаемости, превосходя по некоторым критериям В-52 в 2−3 раза. Бомбардировщик Rockwell B-1 В Lancer может развивать скорость в 1328 км/ч и нести 56 тонн бомб или ракет.

Примечания[править | править код]

  1. Архивированная копия (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 20 июля 2020. Архивировано 9 июня 2020 года.
  2. B-2 Bomber: Cost and Operational Issues (Letter Report, 08/14/97, GAO/NSIAD-97-181)
  3. PASSIVE MULTISTATIC RADARS IN ANTI-STEALTH AIR DEFENCE. By Lieutenant Colonel Paul E. Hudson, BSc, CD1 // Canadian Forces College (англ.) (недоступная ссылка)
  4. B-2A Spirit (Проверено 5 июня 2013)
  5. Radar cross section: The measure of stealth // Military Embedded Systems
  6. 123
    Program Acquisition Costs by Weapon System. Department of Defense Budget for Fiscal Year 1993. — January 29, 1992. — P. 22 — 124 p.
  7. «Air Force names final B-2 bomber ‘Spirit of America’.» fas.org
    , 14 July 200. Retrieved 16 June 2010.
  8. B-2 Spirit (fas.org)
  9. Pace 1999, p. Appendix.
  10. «B-2.» fas.org
    . Retrieved 16 June 2010.
  11. Lenta.ru: Наука и техника: Оружие: США восстановили повреждённый пожаром бомбардировщик B-2
  12. «Northrop Grumman Adding Mobile Targets to B-2 Bomber Capabilities.» Northrop Grumman
    , 7 February 2008. Retrieved: 13 September 2009.
  13. «B-2 radar modernization program contract awarded.» US Air Force
    , 30 December 2008. Retrieved: 13 September 2009.
  14. «USAF Awards B-2 Radar Upgrade Production.» (недоступная ссылка с 14-08-2013 [2521 день] — история
    ,
    копия
    )
    Aviation Week
    , 30 December 2008. Retrieved: 13 September 2009.
  15. 123
    Mayer, Daryl. Northrop Grumman and USAF Verify Proper Fit of 30,000lb Penetrator Weapon on B-2 Bomber Архивировано 21 августа 2009 года.
    defpro.com
    , 22 July 2009. Retrieved: 13 September 2009.
  16. Бомбардировщик B-2 избавят от 20-летней неполадки
  17. Бомбардировщик B-2 завершил испытания над Северным полюсом
  18. Бомбардировщики B-2 получили новые радары
  19. 123
    B-2 SPIRIT (af.mil)
  20. B-2 Bomber: Cost and Operational Issues (Letter Report, 08/14/97, GAO/NSIAD-97-181)
  21. GlobalSecurity.org — B-2 Production (англ.).
  22. Myers, Dominique (2002), Acquisition Reform-Inside The Silver Bullet, Acquisition Review Journal
    Т. IX, no. 2 (Fall 2002): 312–322, <https://www.dau.mil/pubs/arq/2002arq/MyersFL02.pdf>. Проверено 1 сентября 2007. Архивная копия от 26 сентября 2007 на Wayback Machine
  23. Air Force Magazine — Bombers over Libia (англ.). Архивировано 3 июня 2012 года.
  24. Wired Magazine — Two Bombers, 24 Hours, 100 Libyan Targets Destroyed (англ.). Архивировано 3 июня 2012 года.
  25. ВЗГЛЯД / Разбился уникальный самолет (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 23 февраля 2008. Архивировано 6 ноября 2014 года.
  26. Лента новостей — PDA.AVIA.RU — Авиационные новости
  27. 12
    23 февраля 2008 года: капельки воды привели к трагедии Архивировано 3 февраля 2014 года.
  28. When You’ve Only Got 20 B-2 Bombers
  29. The $105M resurrection of a B-2 stealth bomber
  30. Northrop Grumman — B-2 Spirit Weapons (англ.). Архивировано 3 июня 2012 года.
  31. 12
    Летно-технические характеристики Ту-95
  32. 123
    Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ. 1996. — 272 с. Том 1. С. 68 ISBN 5-89327-004-5
  33. North American Aircraft Rockwell International: B-1B — Книга фактов, с. 12, таблица A-1a. (англ.). Архивировано 24 июня 2012 года.
  34. Управление Конгресса США по бюджету: Бомбардировщик B-1B и возможности его улучшения, с. 85/111, таблица А-1 (англ.). Архивировано 24 июня 2012 года.
  35. Национальный музей ВВС США: NORTH AMERICAN XB-70 VALKYRIE — Страница фактов (англ.). Архивировано 28 ноября 2012 года.
  36. Национальный музей ВВС США: B-1B LANCER — Страница фактов.
  37. «Tu-160 Blackjack (Tupolev).» globalsecurity.org. Retrieved 3 August 2009.
  38. Ту-160
  39. B-1B (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 30 апреля 2020. Архивировано 2 апреля 2020 года.
  40. 123The International Institute For Strategic Studies IISS.
    The Military Balance 2010. — Nuffield Press, 2010. — С. 40, 227, 228. — 492 с. — ISBN 9781857435573.
  41. The Military Balance 2010. p.-40
  42. Mehuron, Tamar A., Assoc. Editor. «2007 USAF Almanac — Equipment.» Архивировано 1 декабря 2007 года. AIR FORCE MAGAZINE
    , Journal of the Air Force Association, Vol. 90, Issue 5, May 2007,
    p. 62.
    ISSN: 0730-6784.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]