Возвращение российских корветов
Морской сборник № 4 2004
А.Мозговой
В прошлом году на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге был заложен корвет «Сообразительный» — второй в серии проекта 20380. Почему Россия начала обновление своего флота именно со строительства кораблей данного класса?
На первый взгляд, только специфическим английским чувством юмора, да еще усугубленным невеселыми обстоятельствами войны, можно объяснить, почему эти нескладные кораблики стали именовать «корветами». Они совсем не походили на изящные и стремительные парусные и парусно-паровые корветы XVIII — XIX вв., предназначавшиеся для разведки, посыльной и крейсерской службы. Но тогда британцам было не до юмора. Экономика островного государства дышала «на ладан» из-за жестокой блокады Британии немецкими подводными лодками. Потери судов, следовавших к Туманному Альбиону, росли катастрофически. Существенного улучшения не принесло и введение системы конвоев. Для их охранения просто не хватало эсминцев. И вот тогда фирма Smith’s Dock предложила строить эскортные корабли на базе китобойных судов «Southern Pride». Так появились знаменитые корветы типа «Flower». Их водоизмещение составляло около тысячи тонн, скорость хода в ясную погоду едва дотягивала 17 уз. Зато они отличались простотой конструкции и дешевизной, имели хорошую мореходность и могли принимать изрядное количество глубинных бомб, то есть, как нельзя лучше годились для конвойной службы. Не в последнюю очередь, благодаря «цветам» и более совершенным корветам последующих серий, Британии и ее союзникам удалось выиграть битву за Атлантику. Иначе говоря, «цветы» принесли осязаемые плоды.
Из Российского Императорского флота парусно-паровые корветы «исчезли» в 1892 г., когда часть из них за ветхостью списали, другие перевели в разряд учебных и только корвет «Рында» переквалифицировали, выражаясь современным языком, в крейсер. Однако на заре XXI в. у России появилась потребность в корветах.
Среди причин, вызвавших возрождение данного класса кораблей в ВМФ России, пожалуй, главная схожа с той, что привела к появлению «цветов» в британском флоте во время Второй мировой войны. Причина эта — экономическая. В 90-гг. минувшего столетия происходило не только массовое списание боевых кораблей основных классов некогда могущественного советского Военно-морского Флота, но и физическое и моральное старение остающихся в строю. Очевидно, что в настоящее время из-за недостаточности оборонного бюджета Россия пока не может позволить себе строить для своего ВМФ крейсера, эсминцы, сторожевые корабли океанской зоны (фрегаты) сколько-нибудь крупными сериями. Кроме того, не только в России, но и во всем мире происходит переосмысление взглядов на характер и способы ведения боевых действий на море. И взгляды эти еще не устоялись. Поэтому со строительством дорогих крупных боевых кораблей можно и повременить. А вот потребность в относительно дешевых корветах ощущается остро.
Собственно, корабли проекта 20380, к которым относятся строящиеся в Санкт-Петербурге «Стерегущий» и «Сообразительный», именуются корветами лишь в обиходе. По ныне существующей официальной классификации они «многоцелевые сторожевые корабли ближней морской зоны». Однако говорить о новых российских корветах только как о «сторожевых, кораблях» было бы неправильно, поскольку сама линия развития данного класса в отечественном ВМФ отличается своеобразием.
Сторожевики типа «Ураган» (проект 2) — кстати, первые крупные надводные корабли, строившиеся для Красного флота после гражданской войны и периода разрухи, — вовсе не походили на эскортные или патрульные корабли. Фактически они были миноносцами (torpedoboats), предназначенными для совместных действий с эсминцами типа «Новик» в «закрытых» Балтийском и Черном морях. Последовавшие за «Ураганами» СКР типа «Ястреб» (проект 29), заложенные до начала второй мировой войны и вошедшие в строй после ее окончания, явились продолжением миноносной линии. В 1950-х гг. строились сторожевики типа «Сокол» (проект 42). По водоизмещению, вооружению, скорости хода они были ближе к эсминцам начала Второй мировой войны, нежели к классическим патрульно-эскортным кораблям.
Этапным для Советского ВМФ стал сторожевой, корабль типа «Горностай» (проект 50). «Полтинники», как их именовали моряки, внешне походили на «соколов», но имели меньшее водоизмещение (1200 т против 1600) при одинаковой с ними скорости и практически том же составе вооружения.
Они располагали тремя универсальными 100-мм артиллерийскими установками, двумя спаренными 37-мм зенитными автоматами, торпедными аппаратами, глубинными бомбами, обычными и реактивными бомбометами, могли принимать до 26 мин. Технологичные и дешевые «полтинники» строились большой для мирного времени серией в 68 единиц. Противолодочные операции и борьба с надводным противником, охрана коммуникаций и прилегающих к портам и военно-морским базам акваторий, постановка минных заграждений и артиллерийская поддержка высадки морских десантов — вот далеко не полный перечень задач, которые решали на учениях эти «рабочие лошадки» флота. И не только Советского.
«Полтинники» входили в состав ВМС Болгарии, ГДР, Индонезии и Финляндии. В Китае СКР этого проекта строились по лицензии и вместо торпедных аппаратов оснащались пусковыми установками противокорабельных ракет «Hai Ying 2».
В начале 1960-х гг. в Советском флоте появились и узкоспециализированные сторожевые корабли проекта 159 («Petya») — по классификации НАТО), а затем и проекта 35, предназначенные для противолодочной обороны. С классическими зарубежными корветами их объединяли и задачи и водоизмещение — около 1000 т, — а отличала скорость — более 30 уз. К таким же скоростным корветам можно отнести и малые противолодочные корабли типа «Альбатрос» проекта 1124. При водоизмещении чуть меньше тысячи тонн они имеют по сравнению с СКР проектов 159 и 35 даже более эффективное оружие ПВО — зенитный ракетный комплекс «Оса-М».
Большая часть этих кораблей давно отслужила свое. К началу 1990-х гг. списали «полтинники», за ними последовали СКР проектов 159 и 35. Значительно уменьшилось количество «альбатросов». К тому же последние никак нельзя отнести к кораблям многоцелевым, так как они не имеют ударного ракетного и артиллерийского вооружения. Если называть все своими именами, то после сдачи на слом последнего «полтинника» Российский флот остался без универсальных боевых кораблей ближней морской зоны.
Но как раз то, что корветы проекта 20380 относятся к кораблям ближней морской зоны, больше всего вызывает гнев противников реализации программы их строительства. Мол, России прежде всего нужен океанский флот. Кто бы спорил? Но, как уже отмечалось, экономических условий для возрождения полноценного океанского флота у страны пока нет. Какими задачами занимаются сегодня немногочисленные боевые корабли океанской зоны Российского фло та? Преимущественно охраной позиций атомных подводных крейсеров стратегического назначения и обеспечением выхода в океан многоцелевых подводных атомоходов. Согласитесь: не царское это дело, когда тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» исполняет роль, с которой с тем же успехом справится скромный сторожевик.
Оппоненты проекта 20380 утверждают также, что корветы типа «Стерегущий» являют собой «заурядный европейский фрегат 1980-х гг.» со слабым ударным потенциалом и низкой боевой устойчивостью, поскольку средства их ПВО недостаточны. Попробуем разобраться с этими аргументами.
Уже то, что критики корвета «подтягивают» его до фрегата, свидетельствует о нерядовых качествах корабля. Полное водоизмещение «Стерегущего» — 2100 т. — и, действительно, приближается к фрегатному. Противокорабельный ракетный комплекс «Уран» ничуть не хуже американского «Наrрооn» или французского «Exocet», которые составляют основу ударного оружия современных зарубежных фрегатов и корветов. А вот универсальная автоматическая 100-мм артиллерийская установка АК- 190 с системой управления огнем «Пума» значительно превосходит 76-мм артустановку «ОТО-Breda», используемую в качестве главного калибра на большинстве аналогичных кораблей западной постройки.
Но лучше продолжим тему, сравнением «Стерегущего» с корветами типа К-130, строящимися для ВМС ФРГ. Это тоже универсальный корабль водоизмещением 1650 тонн. И номенклатура его вооружения близка к той, что у проекта 20380.
Первоначально К-130 планировалось вооружить перспективными малозаметными противокорабельными ракетами NSM норвежской фирмы Kongsberg. Однако вскоре стало ясно, что доводка NSU потребует еще много времени и к сроку ввода в строй головного К-130 эта ракета не поспеет. Тогда на корвет решили установить американские ПКР «Нагрооп». Но в итоге, похоже, остановили выбор на шведской ПКР Saab RBS – 15 Mk-3.
Пока не ясно окажутся ли в арсенале первых кораблей типа К-130 ракеты ближнего действия «Polyphem-S», управляемые по оптоволоконному кабелю (fibre optic-guided missile) и предназначенные для поражения наземных целей на дистанции до 60 километров. Немецкие конструкторы при создании этого оружия столкнулись с трудностями. Еще далеко до готовности и нового беспилотного вертолета, призванного выполнять на корвете функции разведчика и служить для целеуказания противокорабельным ракетным комплексам.
ЦМКБ «Алмаз» — разработчик проекта 20380 — имеет печальный опыт создания кораблей с еще недоведенными до кондиции системами оружия. До сих пор не достроен заложенный в 1997 г. и в свое время широко разрекламированный фрегат «Новик». На затягивание сроков повлияли не только неудовлетворительное финансирование собственно строительства корабля, но и отсутствие готовых систем оружия для него, которые в лучшем случае не вышли из стадии испытаний.
Вот почему проектанты корвета 20380 решили не рисковать и разместили на нем хорошо освоенный противокорабельный комплекс «Уран». В качестве сружия ПВО будет использоваться один боевой модуль зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик/ Каштан» с боезапасом 64 ЗУР и две автоматические 30-мм шестиствольные установки АК- 530М. Кстати, на К-130 две установки ракетного комплекса ПВО ближнего действия RAM 21 вряд ли обеспечат лучшую оборону этому корвету нежели «Кортик» к АК-630М «Стерегущему». А вот по авиационным средствам наш корабль выглядит явно предпочтительнее. Вертолет Ка- 27 способен выполнять более широкий круг задач по сравнению даже с самым продвинутым корабельным беспилотником: вести разведку и патрулирование, осуществлять целеуказание, участвовать в спасательных операциях. И, разумеется, он незаменим для противолодочной борьбы, значение которой на Западе в последнее время недооценивают. А на «Стерегущем» противолодочные средства — весьма убедительные. Из двух двухтрубных торпедных аппаратов корабль способен атаковать подводного противника 16 торпедами или ракетами комплекса «Водопад». На корвете проекта 20380 имеются развитые гидроакустические средства — ГАС с подкильной антенной и с буксируемой.
Конструкторы позаботились и об усилении в перспективе вооружения корабля. На корвете зарезервированы объемы и энергетические мощности для размещения модулей универсальных вертикальных пусковых установок противокорабельных ракет «Оникс»/ «Яхонт», зенитных ракет комплекса «Полимент» и противолодочных ракет «Медведка». Экспортный вариант корвета (проект 20382) предполагает размещение по желанию заказчика не только российских систем оружия, но и оружия зарубежного производства.
На «Стерегущем» главная энергетическая установка — дизельная, которая позволит развивать скорость до 28 уз. Но ГЭУ может быть и дизель-газотурбинной (CODOG), и тогда полный ход составит более 30 уз.
На тщательную отработку корабельных элементов конструкторы затратили серьезные усилия. В результате продолжительных исследований, опытов и испытаний в ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова корпусу удалось придать форму, значительно снижающую сопротивление движению. Особенное внимание уделено уменьшению заметности и повышению живучести. Широкое применение на корабле найдут технологии Stealth. Борта корпуса и стенки надстроек выполняются из сэндвичевых композитов с радиопоглощающим покрытием и имеют наклоны к диаметральной плоскости, что позволит снизить радиолокационное отражение. Комплекс мер даст также возможность уменьшить акустическую, инфракрасную и магнитную заметность. Так для снижения шумности используются амортизированные платформы, на которых размещаются двигатели в одном пакете с редукторами, дизель-генераторы «подвешиваются» ко второй палубе.
На новую элементную базу опирается электронная начинка корабля. Разнообразные средства командных и боевых постов интегрированы в единую автоматизированную систему, позволяющую оценивать обстановку и принимать решения в реальном масштабе времени. Внедрение широкой автоматизации при- вело к сокращению численности экипажа до 100 чел. (на «полтиннике» их было 168), а значит и к улучшению обитаемости, то есть повышению качества жизни личного состава. Поэтому говорить о корветах проекта 20380 уничижительно, как о кораблях «заурядных» по меньшей мере нетактично.
Без их постройки и освоения вряд ли реально появление в составе Российского флота новых современных фрегатов, крейсеров и авианосцев.
Ссылки на то, что корветами пополняются лишь малые флоты, тоже не состоятельны. Сейчас среди американских компаний проводится конкурс на лучший проект так называемого «литорального боевого корабля» (littoral combat ship — LCS), призванного вести борьбу с боевыми кораблями и подводными лодками противника в прибрежной морской зоне государств, которые по тем или иным причинам Соединенные Штаты намерены «наказать». По своим характеристикам «литоральные боевые корабли» близки к корветам: те же водоизмещение, номенклатура вооружения и стелсовские технологии.
Сама американская доктрина использования флота у чужих берегов инициирует разработку в других странах средств, способных сдерживать намерения США. И среди этих средств не последнее место занимают корветы, способные нести ударное и оборонительное оружие, и при этом не очень дорогие.
Учитывая конъюнктуру, российские конструкторские бюро предлагают заказчикам богатый ассортимент кораблей класса «корвет». Так, по проекту Зеленодольского ПКБ строятся корветы типа «Гепард» (проект 11661). Первый из них «Татарстан» — передан Каспийской флотилии Российского ВМФ в 2002 г. В соответствии с требованиями театра он вооружен преимущественно ракетными (ПКР «Уран») и артиллерийскими системами (одна 76-мм универсальная пушка АК-176 и два автомата АК-630М). Но состав вооружения «гепардов» может быть иным. Зеленодольское ПКБ разработало несколько вариантов оснащения этих корветов ударным, противолодочным и зенитным оружием в зависимости от требований заказчика.
Проекты сразу двух корветов созданы санкт-петербургским Северным ПКБ. Корвет типа С-1800 водоизмещением 1800 тонн предназначен для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, отражения атак средств воздушного нападения, защиты судов на переходе морем, контроля за морской экономической зоной и территориальными водами. Главное его оружие — универсальный ракетный комплекс «Club-N» с противокорабельными и противолодочными ракетами в вертикальных пусковых установках. Впервые в таких же подпалубных установках размещаются ЗРК «Штиль» средней дальности. Для стрельбы по надводным, береговым и воздушным целям предназначены 100-мм артиллерийская установка АК-190 и два автомата АК-630М. Противолодочные средства усилены торпедными аппаратами калибра 400-мм и вертолетом. В качестве маршевых двигателей на корвете предполагается использовать дизели, работающие на два винта фиксированного шага. Газотурбинная установка обеспечит форсированный ход в 27 узлов. Дальность плавания корвета экономической скоростью 3500 миль.
Младший брат этого корабля водоизмещением 1350 т имеет примерно ту же специализацию. Но вместо ЗРК «Штиль» и автоматов АК-630М он будет располагать двумя модулями ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан». А скорость полного его хода возрастет до 30 уз. Увеличится и дальность плавания до 4000 миль.
Оба корвета Северного ПКБ будут иметь малую заметность за счет внедрения разнообразных элементов технологий stealth. То есть они отвечают самым современным требованиям.
Увлечение корветной тематикой не обошло стороной ведущую российскую научно-исследовательскую организацию в области кораблестроения — ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова. Помимо заказов Северного ПКБ, ЦМКБ «Алмаз» и Зеленодольского ПКБ по тем или иным направлениям работ по корветам этих конструкторских бюро в ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова создано целое семейство собственных проектов корветов водоизмещением от 1000 до 2000 т. «Ноу-хау» этих кораблей — принципиально новая форма корпуса. Она позволяет снизить сопротивление воды движению на скорости в 30 уз. приблизительно на 25%. Это дает возможность использовать менее мощную, а, следовательно, и более легкую энергетическую установку. За счет облегчения ГЭУ на кораблях образуются резервные объемы для размещения оружия. Так на корвете варианта XXI — водоизмещением 2000 т наряду с противокорабельными и противолодочными ракетами комплекса «Club-N» или «Яхонт» в вертикальных пусковых установках размещаются 16 ракет ЗРК большой дальности «Риф-М», то есть корвет способен участвовать в обеспечении зональной ПВО и ПРО соединения кораблей. Во всех вариантах корветов предусмотрена реализация новейших достижений stealth-технологий, уменьшающих среднюю по кругу эффективную поверхность рассеивания почти в три раза, в связи с чем вероятность наведения на корабли противокорабельных ракет снижается с 0,5 до 0,1.
Как видим, возвращение российских кораблей класса «корвет» выглядит многообещающе. По ряду тактико-технических характеристик и вооружению они превосходят зарубежные аналоги, в том числе и перспективные. Остается надеяться, что разработки отечественных конструкторов будут по достоинству оценены потребителями.
Начало
Закладка корвета «Совершенный» была проведена в 2006 году. Однако в 2013-м, в связи с завышением цены от завода до 7 млрд рублей, строительство решено было приостановить. Сооружение корвета «Совершенный» было превращено в долгострой. Одновременно с этим кораблем выполнялись работы по другому судну данного проекта под названием «Громкий». В 2014 году Министерство обороны подписало с Объединенной судостроительной корпорацией новый договор, по которому стоимость двух корветов проекта 20380 составляла 13 млрд рублей. Производство осуществлялось на АСЗ в городе Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край).
Управление огнем
Корвет оснащен системой управления огнем (СУО) «Пума-02». С ее помощью радиотехническое вооружение может осуществлять одновременно сопровождение четырех целей, две из которых выделяются как самые опасные. Затем стрелком выбирается место, куда должен попасть снаряд, и режим огня. Он может быть как одиночным, так и серийным. Для того чтобы выпустить большое количество снарядов по кораблю противника, стрелку на «Совершенном» нужно нажать педаль и некоторое время удерживать ее в таком положении.
Что обеспечивает навигацию судна?
Контроль за осуществлением стрельбы и запуском ракет осуществляется на боевом посту радиотехнического вооружения (РТВ). Данный пост оборудован жидкокристаллическими мониторами, на которых отображаются цели. Для облегчения корректировки стрельбы РТВ использует оптический канал сопровождения. В результате цели противника подаются на экраны как реальные видеоизображения. Корабль оснащен многофункциональным телевизионным комплексом МТК-201. Система выхватывает сигнал на дистанции до 45 км. Постовому достаточно только захватить на экран цель, данные о которой сразу же автоматически поступают к стойкам оружейных комплексов. Наводка орудий осуществляется также при помощи автоматики.
Для корвета разработали боевую информационно-управляющую систему «Сигма», которая является программным обеспечением и операционной системой «Совершенного». Она связана с другими кораблями, береговыми пунктами и авиацией. Сюда поступает и обрабатывается информация о целях. Используя сигналы, исходящие от корабля противника, командир «Совершенного» может определить, какому государству принадлежит судно. При помощи сигналов легко устанавливаются бортовые номера, классы и даже названия кораблей. После того как вся информация о противнике будет собрана, МТК выбирает самые эффективные средства для его уничтожения.
Обнаружить вражеские цели в воздухе командир корвета может при помощи радиолокационной системы «Фурке-2». Данная РЛС способна выявлять угрозу на дистанции до 110 км. В результате экипаж корабля надежно защищен от ударов с воздуха.
Введение в эксплуатацию
В марте этого года были успешно проведены первые морские испытания корвета «Совершенный». Местом для артиллерийских стрельб стали морские полигоны Тихоокеанского флота. Боевое вооружение корвета «Совершенный» тестировалось в начале лета 2017-го. Государственные испытания заключались в ракетной стрельбе из главного корабельного ракетного комплекса «Уран». В качестве мишени был использован морской корабельный щит. Кроме того, из российского катера «Р-79» была выпущена крылатая ракета-мишень, которую корвет успешно поразил, используя для этого 100-миллиметровую артустановку А-190. В июле 2017-го государственные морские испытания были успешно закончены. На вооружение ВМФ России корвет «Совершенный» поступил 23 июля 2020 года.
Устройство корпуса
«Совершенный» оснащен стальным гладкопалубным корпусом. Сотрудниками АСЗ выполнена качественная обводка его подводной части. Благодаря этому удалось снизить сопротивляемость воды до 25 %. Нижняя часть судна под ватерлинией выпуклой эллипсоидной формы. В судостроении подобная конструкция называется «носовым бульбом». Благодаря ему поток воды планомерно распределяется вдоль всего корпуса корвета, что позволяет экономить топливо, а также увеличивать скорость и дальность плавания.
Строительство и выпуск корабля
Корвет «Совершенный» проекта 20380 разработан сотрудниками центрального конструкторского бюро Санкт-Петербурга. В апреле 2014 года АСЗ заключил государственный контракт с Тульским машиностроительным заводом на изготовление для корвета «Совершенный» двух артиллерийских установок АК-630М-06.
В мае 2020 года судно было спущено на воду. В ноябре 2020 года на корвете производились швартовые испытания и размагничивание. В январе 2017-го были проведены заводские ходовые испытания, после которых корабль вышел в море.
Предназначение
Уникальность обоих корветов проекта 20380 заключается в том, что данные корабли при необходимости можно модернизировать. Усовершенствованные корветы способны, кроме своих сторожевых задач, осуществлять еще и обнаружение вражеских подлодок, надводных целей, истребителей, крылатых ракет и торпед с дальнейшим их уничтожением. Кроме того, планируется использование «Совершенного» для оказания мощной огневой поддержки путем нанесения ракетных и артиллерийских ударов при высадке российского десанта.
ГЭУ
Корвет оснащен двухвальной главной дизельной энергетической установкой. Ее основу составляют два дизельных агрегата ДДА 12000. В одном таком агрегате имеются:
- Дизели 16Д49 (две штуки), которые изготавливаются на Коломенском заводе.
- Две редукторные передачи.
- Один суммирующий реверс-редукторный агрегат, изготавливаемый на ОАО «Звезда».
Вырабатывается энергия четырьмя дизель-генераторами 22-26ДГ. Мощность одного генератора составляет 630 кВт.