Атомные gодводные лодки проекта 949а антей

У этого термина существуют и другие значения, см. Антей (значения).

Подводные лодки проекта 949А «Антей»
К-186 «Омск»
Проект
Страна
  • СССР → Россия
Изготовители
  • → «Севмаш»
Операторы
  • ВМФ СССР → ВМФ России
Предшествующий типпроект 949
Последующий типпроект 885
Годы постройкис 1982
Годы в строюс 1986
Запланировано18
Построено12
Строится1 (достраивается по проекту 09852)
В строю8
Отменено5
Отправлено на слом2
Потери1
Основные характеристики
Водоизмещение14 700 (надводное) 23 900 т (подводное)
Длина154
Ширина18,2 м
Осадка9,2 м
Силовая установка2 × ОК-650В
Мощность2 × 190 МВт (тепловая) 2 × 49 000 л. с. (ГТЗА)
Движитель2 × ВФШ
Скорость хода15 узлов (надводная) 32 узла (подводная)
Рабочая глубина520 м[1]
Предельная глубина600 м[1]
Дальность плаванияне ограничена
Автономность плавания120 суток
Экипаж107 человек
Вооружение
Ракетное вооружение12 спаренных ПКР 949А: 24 ПКР П-700 «Гранит» 949АМ: 72 ПКР П-800 «Оникс»,«Циркон», «Калибр».
Минно-торпедное вооружение2 × 650 мм 4 × 533 мм ТА (всего до 28 торпед и ракето-торпед) ПВО — ПЗРК «Игла-1», «Верба»
Медиафайлы на Викискладе

Подводные лодки проекта 949А «Анте́й»,

по ификации НАТО —
Oscar-II
— серия советских и российских атомных ракетных подводных лодок 3-го поколения, вооружённых крылатыми ракетами 3М45 (П-700). Проект является усовершенствованной модификацией проекта 949 «Гранит».

Проект[ | ]

Задание на проектирование было выдано в 1969 году. Разработка проекта 949 стала новым этапом развития подлодок класса АПРК, на которые, в соответствии с концепцией асимметричного ответа, возлагалась задача противостояния авианосным ударным соединениям. Новые ракетные подлодки должны были прийти на смену подлодкам проектов 659 и 675 и в соответствии с техническим заданием превосходили их по всем основным параметрам — могли запускать ракеты и из надводного, и из подводного положения, имели меньшую шумность, более высокую скорость подводного хода, втрое больший боезапас, ракеты с кардинально улучшенными боевыми возможностями. Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок — «убийц авианосцев». Главный конструктор И. Л. Баранов.

Модернизация[ | ]

В декабре 2011 года стало известно, что в ЦКБ «Рубин» разработан проект модернизации. Планируется замена ракет П-700 на более современные П-800 «Оникс» или ракеты из семейства «Калибр». Планируется модификация пусковых контейнеров, без переделки корпуса. Модернизация АПЛ Северного флота будет производиться в ЦС «Звёздочка», а Тихоокеанского — на ДВЗ «Звезда»[2].

История проекта 995 «Борей»

История создания советских подводных лодок четвертого поколения началась еще в далеком 1978 году. Под руководством главного конструктора Здорнова в ЦКБ «Рубин» началась разработка проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО «Dolgorukiy» или «Borei») — советской атомной подводной лодки четвертого поколения. Новая подлодка должна была относиться к классу подводных ракетоносцев, иметь подводное водоизмещение 29 тысяч тонн, корпус длиной 170 метров, подводную скорость 29 узлов и глубину погружения до 400 метров.

АПЛ проекта 955 должны были заменить морально устаревшие корабли 941 проекта «Акула» и 667 БДРМ «Дельфин». Лодку планировали вооружить твердотопливными баллистическими ракетами, сначала для этой цели специально разрабатывалась ракета «Барк», но до стадии серийного производства ее так и не смогли довести, и было принято решение вместо нее вооружить новые лодки ракетами Р-30 «Булава». Поэтому начиная с 1998 года подводные лодки проекта 955 переделывались под новый ракетный комплекс.

Вообще, следует сказать, что судьба проекта «Борей» складывалась непросто. Изначально АПЛ проектировались под одну ракету с определенными габаритами, затем ракетный комплекс был заменен. Основным оружием ракетного подводного крейсера стратегического назначения являются именно межконтинентальные баллистические ракеты, и без них он будет как орудие без снарядов. В 1998 решили отказаться от создания ракет «Барк» и был объявлен конкурс на разработку новой твердотопливной ракеты. Победителем конкурса стал Московский институт теплотехники.

Неудачи с ракетой наложились на общую тяжелую ситуацию в стране в конце 90-х. Практически прекратилось бюджетное финансирование, строительство первого корабля проекта было почти заморожено. «Юрий Долгорукий» в тот момент представлял собой разрозненные части корпуса. Часть материалов и комплектующих поставлялись из других республик СССР, после его распада поставки были прекращены.

Например, специальные виды металлопроката изготавливал Запорожский металлургический завод, после 1991 года поставки прекратились.

Но несмотря на все трудности, строительство первой лодки проекта 955 «Борей» было возобновлено уже в 2000 году. Корабелы шли на различные ухищрения, в дело пошли даже части недостроенной многоцелевой АПЛ К-337 «Кугуар». «Юрия Долгорукого» планировали сдать в 2006 году, а в 2004 была заложена вторая атомная подводная лодка того же проекта – «Александр Невский». Параллельно строительству лодок шли работы над созданием их оружия – новой твердотопливной ракеты.

В 2005 году было закончен корпус подводной лодки, в 2006 году был заложен третий ракетоносец того проекта, «Владимир Мономах». В 2008 году «Юрий Долгорукий» был спущен на воду, был запущен его ректор, а в следующем году начались швартовые и ходовые испытания лодки. Эта субмарина стала первым реализованным российским проектом АПЛ четвертого поколения.

С 2003 года полным ходом шла подготовка двух экипажей для первой атомной подлодки проекта 955.

Конструкция[ | ]

Корпус[ | ]

Конструкция двухкорпусная, с расстоянием между лёгким и прочным корпусом 3,5 метра, что обеспечивает значительный запас плавучести, до 30 %, и даёт дополнительную защиту от подводных взрывов. За характерный внешний облик они получили прозвище «батон». Прочный корпус разделён на десять внутренних отсеков[3].

Энергетическая установка[ | ]

Главная энергетическая установка имеет блочное исполнение и включает в себя два ядерных реактора типа ОК-650Б и две паровые турбины типа ОК-9 мощностью 98 000 л. с., работающие через редукторы на гребные винты. Дополнительно, для вспомогательных функций, подводные лодки проекта 949 оснащены двумя дизель-генераторами типа ДГ-190, мощность которых составляет 8700 л. с.

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Вооружение[ | ]

Противокорабельное[ | ]

Основные статьи: П-700 «Гранит»

,
П-800 «Оникс»
и
Калибр (крылатая ракета)
На протяжении средних отсеков в боковых контейнерах вне прочного корпуса находятся 24 ракеты 3М45 комплекса 3К45 (П-700 «Гранит»), являющиеся главным оружием лодок. Контейнеры наклонены вперёд от вертикали на угол 40-45° и попарно закрываются двенадцатью крышками-обтекателями, составляющими часть лёгкого корпуса.

На модернизированных АПЛ проекта 949АМ «Антей» до 2020 года будет до 72 ракет «Калибр» или «Оникс»[4][5],а так же ПКР «Циркон»[6].

Минно-торпедное[ | ]

Торпедное вооружение представлено шестью носовыми торпедными аппаратами: двумя калибра 650 мм и четырьмя калибра 533 мм. В боезапас входят 8-12 ракето-торпед и торпед калибра 650 мм и 16 торпед калибра 533 мм.

Боевое и защитное вооружение

Практически все вооружение корабля требует дорогостоящей модернизации, что и стало одной из причин его списания

Киров атомный крейсер по вооружению рассчитан преимущественно на надводные корабли противника

Также уделено внимание и противолодочной защите, ключевую роль в данном вопросе играют три вертолета Ка-27ПЛ. ПВО корабля обеспечивается зенитной артиллерией

В итоге судно способно активно обороняться и поражать воздушные, надводные, наземные и подводные цели как в одиночку, так и в составе группы.

ПКР П-700 «Гранит»

«Киров» оснащен двадцатью противокорабельными ракетами П-700 «Гранит». Данное управляемое ракетное оружие (УРО) предназначено для крупных судов, включая авианосцы, рассчитано на поражение целей на дальних дистанциях. Применение ракет основывается на спутниковом целеуказании, что позволяет корректировать ее курс. Данный аспект обеспечивает точность поражения. Помимо надводных целей ракеты могут применяться и по наземным целям.

ЗРК «Форт»

В качестве противовоздушной обороны (ПВО) на крейсере предусмотрено 12 установок С-300Ф «Форт». Каждая имеет восемь пусковых труб барабанного типа, предназначена для поражения высокоскоростных, маневренных и небольших целей как на малых, так и на больших высотах. Интервал стрельбы — 3 секунды, боекомплект — 96 ракет.

ЗРК «Оса-М»

Дополнительная противовоздушная оборона обеспечивается зенитно-ракетными комплексами М-4 «Оса-М». Таких установок две, каждая предназначена для запуска двух ракет. Скорострельность — 2 выстрела в минуту, дальность поражения — 15 км, в высоту — 3,5-4 км. Боекомплект — 40 ракет.

«Тор-М1»

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М1», в морской версии более известный как ЗРК «Кинжал» установлен на корабле «Петр Великий» того же проекта 1144. Для крейсера «Киров» подобного вооружения не предусмотрено ввиду отказа от дальнейшей модернизации судна.

Противолодочное вооружение

Против подводных лодок крейсер оборудован пусковой установкой ПЛУР «Метелица», реактивным бомбометом РБУ-6000 на 12 труб и двумя шестиствольными РБУ-1000 «Смерч-3». Данные установки обеспечивают защиту корабля против торпедных атак. Для ответных мер имеется 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм.

Дополнительно для борьбы с подводными лодками имеются три вертолета Ка-27ПЛ. Их скорость — 270 км/ч, дальность хода — 800 км. Вооружены управляемыми глубинными бомбами и противолодочными ракетами АПР-2Е.

Артиллерийские комплексы АК-630

Комплексы АК-630 относятся к зенитной артиллерии. На крейсере имеется 8 таких установок, по 6 стволов 30-ого калибра каждый. Применяются для самообороны, по наклонной дальности поражают воздушные цели на 4 км, наземные или морские в пределах 5 км. В дополнение к данным системам имеются две одноствольные артиллерийские установки АК-100.

Строительство[ | ]

В 1982—1996 годах построено 11 кораблей из 18 запланированных, одна лодка потеряна, К-329 достраивают по проекту 09852, остальные разобраны на стапеле или отменены.

Представители проекта[ | ]

Цвета таблицы:

Белый —
не достроена или утилизирована не спущенной на воду
Зелёный —
действующая в составе ВМФ России
Синий —
находится в ремонте или на модернизации
Красный —
списана, утилизирована или потеряна

НазваниеЗав. №ЗаложенаСпущенаВ строюФлотСостояниеПримечания
К-148 «Краснодар»61722.07.198203.03.198530.09.1986Несла службу на СФ, утилизирована в 2014 году
К-173 «Красноярск»61804.08.198327.03.198631.12.1986Несла службу на ТОФ, утилизирована в 2020 году
К-132 «Иркутск»61908.05.198529.12.198730.12.1988ТОФРемонт и модернизацияПроходит ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда» до 2022 года[7]
К-119 «Воронеж»63625.02.198616.12.198829.12.1989СФВ строюВ 2011 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»[8]
К-410 «Смоленск»63709.12.198620.01.199022.12.1990СФВ строюВ 2014 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»[9]
К-442 «Челябинск»63821.05.198718.06.199028.12.1990ТОФРемонт и модернизацияПроходит ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда»[10] до 2022 года
К-456 «Тверь»64909.02.198828.06.199118.08.1992ТОФВ строюДо 20.06.1996 «Касатка», до 28.01.2011 «Вилючинск».
К-266 «Орёл»65019.01.198922.05.199230.12.1992СФВ строюВ 2020 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»[11]
К-186 «Омск»65113.07.198910.05.199315.12.1993 10.12.1993[12]ТОФВ строю29 июня 2020 года передана после ремонта Тихоокеанскому флоту[13]
К-141 «Курск»66222.03.199016.05.199420.01.1995 30.12.1994[12]Несла службу на СФ, 12.08.2000 погибла со всем экипажем в Баренцевом море, к 2002 году поднята и к 2004 году утилизирована.
К-150 «Томск»66327.08.199120.07.199630.12.1996ТОФВ строюВ 2014 году окончен ремонт на ДВЗ «Звезда»[14]
К-329 «Белгород»[12]66424.07.1992 20.12.201223.04.201912.2021[15]СФШвартовные испытанияДостраивается по специальному проекту. Станет носителем ПЛАСН проекта «Посейдон»[16]
К-135 «Волгоград»67502.09.1993Не достраивалисьВ 1998 году снята с производства и была законсервирована. В 2012 году разобрана на металл.
К-160 «Барнаул»676н/дГотовность на 2002 год составляла 49 %. В 2012 году разобрана на металл.
К-?677н/дЗакладывались по проекту 949У[17]
К-?678н/д
К-?679н/д
К-?не закладывалась

Устройство АПЛ 949

Подводные лодки типа «Антей» имеют двухкорпусную схему: легкий внешний гидродинамический корпус цилиндрической формы окружает внутренний, который отличается от наружного высокой прочностью. Толщина его стенок превышает 6 см. За счет такой двухкорпусной архитектуры АПЛ обладают следующими преимуществами:

  • Субмаринам обеспечена высокая плавучесть.
  • АПЛ защищены от подводных взрывов.
  • Подводные лодки обладают повышенным водоизмещением.

Корпус атомных подводных лодок состоит из следующих отделов:

  • Торпедного.
  • Управленческого.
  • Отсека для боевых постов и радиорубки.
  • Жилого помещения.
  • Отдела для электрооборудования и вспомогательных механизмов.
  • Реакторного.
  • Отдела ГТЗА.
  • Отсека с гребными электродвигателями.

В случае аварии атомный подводный корабль оборудован двумя зонами (носовая часть и корма), в которых экипаж может ждать спасение. Экипаж состоит из 130 человек. Согласно другим данным, численность не превышает 112. В автономном режиме субмарина может пребывать не более 120 суток.

Сравнительная оценка[ | ]

Подводные лодки проекта 949А «Антей» являются самым многочисленным классом кораблей, на вооружении которых находятся ракеты П-700, также корабли этого класса являются лидерами по количеству пусковых установок «Гранит» на одном носителе.

В настоящее время подводные лодки проекта 949А, совместно с бомбардировщиками ТУ-22М3 авиации ВМФ России, являются основным средством противодействия ВМФ России ударным авианосным группам ВМС США. Стоимость АПЛ — 226 млн рублей в середине 1980-х — около 10 % стоимости авианосца «Нимиц». При этом, в составе ВМС США на сегодняшний день находится не менее 11 атомных авианосцев, в настоящее время в строю только 3 исправных авианосца, в то время как в строю находится только 6 исправных АПЛ проекта 949А.

Описание конструкции ТАРК проекта 1144 «Киров»


Корабли проекта 1144 «Орлан»
Несмотря на значительное водоизмещение хорошо продуманная конструкция корабля, включая удлиненный полубак, обеспечивает судну оптимальные ходовые качества. Для всех кораблей проекта конструктивные характеристики остаются общими, однако определенные расхождения в показателях также имеются.

Компоновка

Компоновка крейсера «Киров» включает около 1600 помещений, размещенных в корпусе и надстройках. Из них около 140 — каюты для офицеров на одно, два и четыре места. Для матросов и старшин имеется 32 кубрика на 8-34 места каждый.

Для удобства экипажа имеется 30 душевых, две бани, сауна с бассейном 4х3. Двухъярусный медицинский блок включает лазареты-изоляторы, аптеку, рентгеновский и стоматологический кабинет, амбулаторию и операционную. Протяженность всех переходов, тамбуров и отсеков составляет около 20 км.

Водоизмещение и габариты, вес

По габаритам атомный крейсер «Киров» имеет следующие технические характеристики:

  • длина — 252 м, по ватерлинии — 230 м;
  • ширина — 28,5 м;
  • осадка — 9,1 м.

Носовая и кормовая часть

Носовая часть судна выполнена стандартно для боевого корабля и имеем острый форштевень. Впереди крейсера располагается антенна гидроакустического комплекса «Полином». Также в передней части находится основное ракетное вооружение корабля. Корма транцевая. Пространство судна позади надстроек отведено под вертолетные площадки и артиллерию. Здесь же находятся топливные резервуары и подъемники ангаров.

Броня и противоторпедная защита

Крейсер Киров имеет стандартное для кораблей проекта 1144 бронирование корпуса. Дополнительная защита обеспечивается и за счет компоновки помещений — ключевые из них находятся в глубине корабля.

Противоторпедная защита имеет две составляющие: усиленное бронирование и дублирование корпуса. Утолщение брони сделано на метр ниже ватерлинии и на два выше. Поясного бронирования крейсер не имеет, ключевые помещения защищены отдельно. Дополнительная броня предусмотрена для шахт противокорабельных ракет «Гранит», информационного и командного пункта, машинного отделения, вертолетного ангара, топливных резервуаров, складов боеприпасов.

Экипаж

Экипаж корабля составлял 727 человек, включая 97 офицеров. Первым командиром корабля в 1976-84 гг был А. С. Ковальчук. Девятым и последним в 2005-10 гг числился А. Л. Черненко.

Примечания[ | ]

  1. 12
    Проект 949A
  2. Атомные подлодки проекта «Антей» пройдут перевооружение (неопр.)
    (12 декабря 2011). Дата обращения 12 декабря 2011.
  3. Атомная подводная лодка «Курск»: от создания до трагедии // rian.ru, 13.08.2008
  4. Ридус
    . Атомные подлодки «Антей» модернизируют до уровня сверхзвуковых убийц (рус.),
    Ридус
    . Дата обращения 3 апреля 2020.
  5. Общий боезапас атомной подлодки «Антей» увеличится втрое (неопр.)
    . Военно-промышленный курьер (28 марта 2017). Дата обращения 9 июля 2020.
  6. Оружие и техника – Naked Science (неопр.)
    . naked-science.ru. Дата обращения 17 сентября 2020.
  7. До 2025 года Минобороны РФ намерено модернизировать 4 атомные подлодки для ТОФ
  8. В Северодвинске спущена на воду модернизированная подлодка «Воронеж» (неопр.)
    . Lenta.ru (26 мая 2009). Дата обращения 14 августа 2010.
  9. Атомоход «Смоленск» в 2014 году посетит Северный полюс // KP.RU
  10. Сразу три атомные подлодки отправятся с Камчатки на ремонт
  11. Атомный подводный ракетный крейсер «Орел» вернулся в состав ВМФ после ремонта
  12. 123
    ПЛАРК проекта 949, 949А и 949У на russianships.info
  13. Модернизированный атомный подводный ракетный крейсер «Омск» передан Тихоокеанскому флоту в рамках форума «Армия-2019»
  14. Накануне Дня Победы на открыта мемориальная доска посвящённая атомному подводному крейсеру «Томск»
  15. Еще полтора года: носитель «Посейдонов» проходит испытания (рус.). Газета.Ru
    . Дата обращения 10 июня 2020.
  16. Источник: первым носителем «Посейдонов» станет спецподлодка «Белгород»
  17. Крейсерские подводные лодки (неопр.)
    .
    RussianShips.info
    . Дата обращения 9 июля 2020.

Характеристики

Тип корабляПЛАРК
Обозначение проекта885 «Ясень»
Скорость (надводная), уз.16
Скорость (подводная), уз.31
Рабочая глубина погружения, м520
Макс. глубина погружения, м600
Автономность плавания, сут.100
Экипаж, чел.64
Размеры
Водоизмещение надводное, т8 600
Водоизмещение подводное, т13 800
Длина макс., м139,2
Ширина корпуса макс., м13
Средняя осадка, м9,4
Силовая установкаВодо-водяной реактор ОК-650В
Вооружение
Торпедно-минное вооружениеДесять 533-мм торпедных аппаратов. Торпеды УСЭТ-80, а в будущем — тепловые самонаводящиеся торпеды «Физик» и «Футляр».
Ракетное вооружение8х4 ПУ Оникс, Калибр и планируется Х-101 (X-102).

https://youtube.com/watch?v=eCY_YE7PB8Y

https://youtube.com/watch?v=eCY_YE7PB8Y

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Вооружение


Вооружение подводной лодки
Вооружение подводных лодок проекта 941 делят на три категории:

  • баллистические ракеты;
  • торпеды;
  • ПВО;
  • радиоэлектронные системы.

Баллистические ракетные комплексы Д-19 — стратегическое вооружение подлодки. Для стрельбы торпедами (53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80) и ракето-торпедами («Шквал», «Водопад») предусмотрено 6 пусковых аппаратов, калибр — 533 мм. Также через них допускается установка минных заграждений. Противовоздушная оборона лодки обеспечивается восемью ПЗРК «Игла-1».

Баллистический ракетный комплекс Д-19 класса Р-39 «Вариант»

Комплекс Д-19 разрабатывался специально для подводных лодок проекта 941. Состоит из 20 баллистических трехступенчатых ракет Р-39 «Вариант». Учитывая размеры и вес данных снарядов «Акула» — единственный тип подводных лодок, способный нести их на борту.

Запуск всех ракет может производится залпом, с небольшим интервалом между отдельными пусками. Допускается ведение огня с надводного положения, а также с глубины до 55 м. Погодные условия на запуски не влияют. Амортизационная ракетно-стартовая система снижает интервал между пусками и уровень производимого шума.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]