Парогазовая торпеда на колесах


Сохранившиеся экземпляры

Сверху вниз: английская Mark IX, немецкая G7e, американская Mk 18
Благодаря массовому производству, множество торпед G7 сохранились на местах базирования подлодок и были сняты с сдавшихся подлодок всех типов при . Сейчас торпеды G7 различных модификаций можно найти во многих военных и профильных музеях всех стран:

  • Музей Мирового Океана, Калининград, Россия ();
  • Museum of Science and Industry, Chicago ();
  • Музей подводного флота в Балаклаве ();
  • Музей Краснознаменного Черноморского Флота СССР, г.Севастополь ();
  • Wisconsin Maritime Museum ().

Иные данные

  • На базе торпеды G7e была построена человекоуправляемая торпеда «Neger».
  • На безе захваченной американцами торпеды G7e методом реверсного инжиниринга была сконструирована .
  • В союзных документах торпеды «Zaunkonig» и «Zaunkonig-II» фигурировали как GNAT — German Navy Acoustic Torpedo.

Первые пусковые торпедные установки

В 1866 году во время испытаний первых образцов своих торпед Роберт Уайтхед (англ. Robert Whitehead

) использовал максимально упрощенную пусковую установку, которая представляла из себя наклонный желоб, в который устанавливалась торпеда и после пуска двигателя происходил ее сброс в воду. Такая конструкция могла быть использована во время испытаний и экспериментов, но была слишком ненадежна для применения в боевых условиях. Поэтому Уайтхед параллельно с работами над самой торпедой был вынужден заниматься разработкой торпедных пусковых устройств. В 1870 году, во время демонстрации своих торпед в Великобритании, Уайтхед оснастил колесный пароход
Oberon
тремя типами пусковых установок: одним рамочным и двумя трубными, для подводного и надводного пусков. Рамочная пусковая установка представляла из себя пространственную конструкцию, к которой подвешивалась торпеда. Для пуска освобождались замки крепления торпеды, которая погружалась в воду и с помощью фала происходил запуск двигателя. Трубные пусковые установки были спроектированы на основе систем пневматического сброса морских мин. Они представляли собой трубы, снабженные передней и задней крышками и курковым зацепом. Торпеда перед пуском помещалась в трубу, в случае использования устройства для подводного пуска труба затапливалась забортной водой. Для пуска в казенную часть трубы подавался сжатый воздух, который выталкивал торпеду. Перед пуском было необходимо произвести раскрутку гироскопа торпеды, который обеспечивал курсовую устойчивость при автономном ходе. В 1881 году американский изобретатель Джон Эрикссон (англ.
John Ericsson
), ранее сконструировавший метательную мину, разработал пороховое пусковое устройство. Благодаря использованию устройства Эрикссона безмоторная мина могла выбрасываться более чем на 250 метров по поверхности и на 40 метров в подводном положении. Помимо пороховых и воздушных пусковых устройств, были разработаны паровые и механические трубчатые устройства для пуска торпед. К началу ХХ века установки для пуска торпед приобрели современный вид и их конструктивные особенности и принцип действия стали определяться параметрами самих торпед и особенностями несущих кораблей.

Предпосылки к созданию

Немецкая торпеда, что была разработана в 1922 году на базе торпед времен Первой мировой войны , на 1938 год уже устарела как технологически, так и морально, однако новых проектов и идей не было. Именно поэтому адмиралтейство Kriegsmarine

решило переделать G7 с торпеды диаметром в 500 мм в торпеду 533.3мм — 22 дюйма — для большей стандартизации и усиления боевой мощи. В дальнейшем, торпеда G7 получила разделение на две основные ветки — G7a — парогазовая и G7e — электрическая. Второй тип был разработан в 1939 году для противодействия основному минусу парогазовых торпед — пузырьковому следу, который выдает как торпеду, так и положение подводной лодки в момент пуска. 1940 год — торпедный кризис, который решается новыми модификациями взрывателей.

Боевое применение

Во время Второй мировой войны, торпеда G7 и ее модификации была основной торпедой, принятой на вооружение Kriegsmarine

:
1940г
. — Подлодки оснащаются в основном торпедами типа G7a (TI) и малым количеством G7е (TII). Все произведенные до 1940 года торпеды заменяются и перерабатываются как ненадежные.
1942г
. — В связи с появлением торед G7е (TIII), подлодки начинают укомплектовываться электрическими и парогазовыми торпедами поровну.
1943г
. — На вооружение входят торпеды FaT. Развитие электрических торпед позволяет им практически полностью вытеснить парогазовые.
1944г
. — Появление торпед G7e с системами «Falke», «Zaunkonig», «Zaunkonig-II» и торпед системы LuT меняет рисунок боя подлодок, что позволяет им стрелять торпедами с любой точки — торпеда сама дойдет до местонахождения противника и поразит его.

Применение торпед на подводной лодки начиналось с обнаружения цели. Далее, по командам наводчика, обербоцманнмаат вводил в счётно-решающий прибор «форхальтерехнер» курс цели, дистанцию к ней, скорость и ее видимую длину. Прибор же, дополнительно, в автоматическом режиме получает данные о курсе самой подлодки, ее скорости и считываемый с перископа угол наведения на цель. После получения всех данных, «форхальтерехнер» за короткое время программирует торпеду и она запускается с стойки управления стрельбой. Пуск торпед в Kriegsmarine

, в отличие от других флотов проводился двумя способами:

  • подводный — торпеда выталкивается со скоростью 10 м/с пневматическим поршнем, на который подается давление в 20-24 атмосферы. Сам воздух, благодаря системе клапанов, не выходит наружу и пуск выходил чистым — без пузырьков на воде. Обратно же поршень возвращался сам под действием наружного давления воды, после отключения поршня от внутреннего источника давления;
  • надводный — обычный пуск, когда торпеда выталкивается сжатым воздухом.

Средства противодействия

Броненосец Евстафий с противоторпедными сетями.

Проектируемые корабли стали оборудоваться специальными системами пассивной защиты. С внешней стороны бортов устанавливались противоторпедные були, которые представляли собой частично заполненные водой узконаправленных спонсоны. При попадании торпеды энергия взрыва поглощалась водой и отражалась от борта, снижая повреждения. После Первой Мировой войны также использовался противоторпедный пояс, который состоял из нескольких легкобронированных отсеков, расположенных напротив ватерлинии. Этот пояс поглощал взрыв торпеды и сводил к минимуму внутренние повреждения корабля. Разновидностью противоторпедного пояса являлась конструктивная подводная защита системы Пульезе, использованная на линкоре Giulio Cesare.

Реактивный комплекс противоторпедной защиты кораблей «Удав-1» (РКПТЗ-1)

Для борьбы с торпедами, использующими различные типы самонаведения, корабли и подводные лодки оборудуются имитаторами и источниками помех, усложняющими работу различных систем управления. Кроме того, принимаются различные меры, снижающие физические поля корабля. Современные корабли оборудуются активными системами противоторпедной защиты. К таким системам относится, например, реактивный комплекс противоторпедной защиты кораблей «Удав-1» (РКПТЗ-1), в котором используются три вида боеприпасов (снаряд-отводитель, снаряд заградитель, глубинный снаряд), десятиствольная автоматизированная пусковая установка со следящими приводами наведения, приборов управления стрельбой, устройств заряжания и подачи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]