Фото: Вышинский Денис/ТАСС |
В четверг Адмиралтейские верфи в Петербурге передали ВМФ РФ дизель-электрическую подводную лодку «Краснодар». Подлодки «Колпино» и «Великий Новгород» спустят на воду весной 2016 года.
Адмиралтейские верфи 5 ноября передали ВМФ России четвертую дизель-электрическую подводную лодку проекта 636.3 («Варшавянка»). Подлодка «Краснодар» вошла в состав 4-й бригады подводных лодок Новороссийской военно-морской базы. В общей сложности Черноморский флот должен получить шесть субмарин проекта 636.3 «Варшавянка».
Вторую подлодку проекта «Варшавянка» передадут ВМФ 30 декабря Новость
История
Возросшие к 1970-м годам возможности гидроакустических средств привели к лёгкому обнаружению подводных лодок по акустическому полю, ] и советские конструкторы стали уделять вопросам снижения шумности первостепенное внимание. Так как шумность подводных лодок проекта 641Б, относящихся ко второму поколению, снизить не удалось, то было принято решение содать принципиально новый корабль, в связи с чем в конструкторском бюро «Рубин» под руководством Ю. Н. Кормилицина была начата разработка проекта дизельных подводных лодок третьего поколения. В соответствии с заданием, проектирующаяся лодка должна была гарантированно выигрывать дуэльную ситуацию у любой подводной лодки данного класса, что достигалось оптимальным сочетанием малошумности, дальности средств обнаружения, быстродействия и мощности оружия.] Изначально в проект были заложены большие возможности для последующих модернизаций
.
Строительство велось двумя сериями, значительно отличающимися по характеристикам. В составе ВМФ СССР все лодки были отнесены к проекту 877, а экспортные — одна серия обозначалась как проект 877Э и 877ЭКМ, вторая — проект 636
.
В 1979 году на заводе им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре был заложен головной корабль проекта, который вступил в строй в 1982 году. Впоследствии корабли проекта 877 выпускались на судостроительных заводах в Ленинграде и Горьком
.
Представители серии
Файл:Kilo class SS.svg Схема проекта 877
Файл:Improved Kilo class SS.svg Схема проекта 636
Подводные лодки типа «Варшавянка»
, объединяющего проекты 877 и 636 и их модификации, являются основным классом неатомных подводных лодок, производимых в России. Они стоят на вооружении как российского, так и ряда зарубежных флотов. Проект, разработанный в конце 1970-х годов, считается весьма удачным, поэтому строительство серии, с рядом усовершенствований, продолжается и в 2010-х годах.
Название | Верфь | Шаблон:abbr | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | Шаблон:abbr |
Проект 636 | ||||||||
366 Yuan Zhend 66 Hao | Адмиралтейские верфи | 01616 | 16.07.1996 | 26.04.1997 | 26.08.1997 | ВМС Китая | Активна | |
367 Yuan Zhend 67 Hao | Адмиралтейские верфи | 01327 | 28.08.1997 | 18.06.1998 | 25.10.1998 | ВМС Китая | Активна | |
Проект 636М | ||||||||
368 Yuan Zhend 68 Hao | Адмиралтейские верфи | 01329 | 18.10.2002 | 27.05.2004 | 20.10.2004 | ВМС Китая | Активна | |
369 Yuan Zhend 69 Hao | Адмиралтейские верфи | 01330 | 18.10.2002 | 19.08.2004 | 05.2005 | ВМС Китая | Активна | |
370 Yuan Zhend 70 Hao | Адмиралтейские верфи | 01331 | 2004 | 04-05.2005 | 05.2005 | ВМС Китая | Активна | |
371 Yuan Zhend 71 Hao | Адмиралтейские верфи | 01332 | 2004 | 26.05.2005 | 2005 | ВМС Китая | Активна | |
372 Yuan Zhend 72 Hao | Адмиралтейские верфи | 01333 | 2004 | 26.08.2005 | 30.05.2006 | ВМС Китая | Активна | |
373 Yuan Zhend 73 Hao | Красное Сормово | 01611 | 07.1992 | 08.05.2004 | 05.08.2005 | ВМС Китая | Активна | |
374 Yuan Zhend 74 Hao | Севмаш | 01701 | 29.05.2003 | 21.05.2005 (Шаблон:abbr) | 17.11.2005 (Шаблон:abbr) | ВМС Китая | Активна | |
375 Yuan Zhend 75 Hao | Севмаш | 01702 | 29.05.2003 | 14.07.2005 (Шаблон:abbr) | 24.11.2005 (Шаблон:abbr) | ВМС Китая | Активна | |
021 Messali el Hadj | Адмиралтейские верфи | 01336 | 2006 | 20.11.2008 | 28.08.2009 | ВМС Алжира | Активна | |
022 Akram Pacha | Адмиралтейские верфи | 01337 | 2007 | 09.04.2009 | 29.10.2010 | ВМС Алжира | Активна | |
Проект 636.1 | ||||||||
HQ-182 Hà Nội («Ханой») | Адмиралтейские верфи | 01339 | 24.08.2010 | 28.08.2012 | Шаблон:abbr Шаблон:abbr | ВМС Вьетнама | Активна | |
HQ-183 Hồ Chí Minh («Хошимин») | Адмиралтейские верфи | 01340 | 28.09.2011 | 28.12.2012 | Шаблон:abbr Шаблон:abbr | ВМС Вьетнама | Активна | |
HQ-184 Hải Phòng («Хайфон») | Адмиралтейские верфи | 01341 | 23.10.2012 | 28.08.2013 | Шаблон:abbr Шаблон:abbr | ВМС Вьетнама | Активна | |
HQ-185 Khánh Hòa («Кханьхоа») | Адмиралтейские верфи | 01342 | 23.10.2012 | 28.03.2014 | Шаблон:abbr Шаблон:abbr | ВМС Вьетнама | Активна | |
HQ-186 Đà Nẵng («Дананг») | Адмиралтейские верфи | 01343 | 01.07.2013 | 28.12.2014[21] | Шаблон:abbr Шаблон:abbr | ВМС Вьетнама | Активна | |
HQ-187 Bà Rịa–Vũng Tàu («Вунгтау») | Адмиралтейские верфи | 01344 | 28.05.2014 | 28.09.2015[22] | Шаблон:abbr Шаблон:abbr | ВМС Вьетнама | Активна[23] | |
031 Ouarsenis («Уарсени») | Адмиралтейские верфи | 01346 | 2015[24] | 14.03.2017 | Шаблон:abbr Шаблон:abbr | ВМС Алжира | Активна[25] | |
032 Hoggar («Хоггар») | Адмиралтейские верфи | 01347 | 2016[24] | 29.06.2017[26] | Шаблон:abbr Шаблон:abbr | ВМС Алжира | Активна[27][28] | |
н/д | Адмиралтейские верфи | 01348 | 2018 | 2018 | ВМС Индии | Рассматривается возможность строительства[29] | ||
н/д | Адмиралтейские верфи | 01349 | 2018 | 2018 | ВМС Индии | Рассматривается возможность строительства[29] | ||
Проект 636.3 | ||||||||
Б-261 «Новороссийск» | Адмиралтейские верфи | 01670 | 20.08.2010 | 28.11.2013 | 17.09.2014 | В строю | 21.09.2015 прибыла в Новороссийск | |
Б-237 «Ростов-на-Дону» | Адмиралтейские верфи | 01671 | 21.11.2011 | 26.06.2014 | 30.12.2014 | В строю | 16.12.2015 прибыла в Новороссийск | |
Б-262 «Старый Оскол» | Адмиралтейские верфи | 01672 | 17.08.2012 | 28.08.2014 | 03.07.2015 | В строю | 01.07.2016 прибыла в Новороссийск | |
Б-265 «Краснодар» | Адмиралтейские верфи | 01673 | 20.02.2014 | 25.04.2015 | 05.11.2015 | В строю | 09.08.2017 прибыла в Севастополь | |
Б-268 «Великий Новгород» | Адмиралтейские верфи | 01674 | 30.10.2014 | 18.03.2016 | 26.10.2016 | В строю | 26.10.2016 поднят Андреевский флаг | |
Б-271 «Колпино» | Адмиралтейские верфи | 01675 | 30.10.2014 | 31.05.2016 | 24.11.2016 | В строю | 24.11.2016 поднят Андреевский флаг | |
Б-274 «Петропавловск-Камчатский» | Адмиралтейские верфи | 01614 | 28.07.2017 | 2019 | 11.2020 | ТОФ | В постройке[30] | |
Б-603 «Волхов» | Адмиралтейские верфи | 01615 | 28.07.2017 | 03-05.2020 | 11.2020 | ТОФ | В постройке[30] | |
Б-? «Магадан» | Адмиралтейские верфи | 2019 | 2020 | 2021 | ТОФ | Подписан контракт[15] | ||
Б-? «Уфа» | Адмиралтейские верфи | 2019 | 2021 | 2021 | ТОФ | Подписан контракт[15] | ||
Б-? «Можайск» | Адмиралтейские верфи | 2021 | 2022 | ТОФ | Подписан контракт[15] | |||
Б-? «» | Адмиралтейские верфи | 2022 | 2022 | ТОФ | Подписан контракт[15] |
Цвета таблицы:
Зелёный —
действующая в составе ВМФ России
Белый —
не достроена
Жёлтый —
действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно
Конструкция
Корпус
Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в «дирижабельной» форме с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и с минимумом забортных отверстий. Соотношение длины к ширине составило чуть больше 7. Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность, за счёт ухудшения мореходности в надводном положении
.
Лодка имеет традиционную для советской школы подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Лёгкий корпус ограничивает развитую носовую оконечность, в верхней части которой находятся торпедные аппараты, а нижнюю занимает развитая основная антенна гидроакустического комплекса «Рубикон-М»
.
Ограждение выдвижных устройств находится над вторым отсеком и выполняет обычные свои функции — ходовой мостик, воздухозабор, обтекание и защита перископов, антенн и прочих подъёмно-мачтовых устройств, там же находится герметичный кранец для ПЗРК «Стрела-3М»
.
Прочный корпус разделён на шесть отсеков
:
- Первый отсек делится на три палубы. Верхняя занята торпедным оружием, средняя — жилая, в нижней — первая группа аккумуляторов.
- Второй отсек также трёхпалубный. На верхней палубе — центральный пост, под ним — вторая палуба , на которой распологается рубка радиста и рубка одного из помощника штурмана. Через этот же отсек проходят все выдвижные устройства.
- Третий отсек — трёхпалубный, жилой. Две палубы заняты помещениями экипажа, а нижняя — второй группой аккумуляторной батареи.
- Четвёртый отсек — дизель-генераторный.
- Пятый отсек — электромоторный. Из этого отсека выпускается кормовой аварийный буй.
- Шестой отсек — кормовой, в нём находятся электродвигатель экономического хода и приводы рулей, кормовой люк.
Силовая установка
Подводные лодки проекта 877 имеют одновальную энергетическую установку, реализованную по принципу полного электродвижения. Два дизеля типа 4-2ДЛ42М имеют мощность по 1000 кВт при частоте вращения 700 об./мин, и работают совместно с генераторами типа ПГ-142. Гребной электродвигатель модели ПГ-101 имеет мощность 4040 кВт на 500 об./мин и дублируется электродвигателем экономического хода типа ПГ-140 (139 кВт на 150 об./мин).] Два резервных движителя типа «винт в трубе» находятся в полукольцевых тоннелях в кормовой части внутри лёгкого корпуса лодки] и приводятся во вращение резервными электродвигателями ПГ-168 (2x 75 кВт при 650 об./мин).]
Аккумуляторная батарея типа 446 состоит из двух групп по 120 элементов в каждой, и размещена на нижних палубах 1-го и 3-го отсеков. Её энергоёмкости хватает на 400 миль подводного хода при скорости 3 узла. Запас хода под РДП составляет 6000 миль на 7 узлах
.
Обитаемость
Вооружение
Лодки проекта получили автоматизированный комплекс вооружения. В состав вооружения вошли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В советское время на кораблях устанавливался оборонительный ЗРК «Стрела-3», который мог использоваться в надводном положении
.
Общие сведения
Корпус лодки двойной, с 6 водонепроницаемыми отсеками. Ракетный комплекс «Калибр» устанавливается на лодках модификаций 636M, 636.1 и 636.3.
Дальность хода:
- экономическим ходом 3 узла — 400 миль.
- в режиме РДП на скорости 7 узлов — 7500 миль.
- автономность составляет 45 суток[1].
На лодках проекта 636.1 установлен новейший инерциальный навигационный комплекс с длительным хранением параметров без коррекции, обеспечивающий выдачу информации в ракетный комплекс в подводном положении. Тем самым обеспечивается повышенная скрытность в процессе выполнения боевых задач[2].
Модернизированные подводные лодки проекта 636.3 превосходят предыдущих представителей проекта мощностью дизель-генераторов, скоростью полного подводного хода, дальностью плавания в режиме работы дизелей под водой (РДП); имеют гораздо меньший уровень подводного шума[3]. У лодки проекта 636.3 оптимальное сочетание дальности обнаружения целей и акустической скрытности; она оснащена автоматизированной информационно-управляющей системой и современным инерциальным навигационным комплексом, что обеспечивает лучшие характеристики подводной лодки среди аналогичных лодок; по данным проектировщиков, эти лодки благодаря низкому уровню шумности способны обеспечить гарантированное упреждающее обнаружение и возможность атаки кораблей противника с большой дистанции с помощью противокорабельных крылатых ракет[4].
Модификации
877ЛПМБ
Основная статья: Б-800 «Калуга»
Подводная лодка Б-800 «Калуга», построенная в 1989 году], получила экспериментальный гребной винт из особого сплава «Аврора», имеющий 7 лопастей Г-образной формы. Также на лодке был оборудован спасательный люк, позволяющий эвакуироваться из субмарины с глубины до 250 метров. Оборудование БЧ-5 было переработано, главный гребной электродвигатель и двигатель экономичного хода были более низкооборотными, а значит и более тихими, чем на двух головных лодках проекта Б-401 и Б-402. На лодке было установлено дополнительное штурманское оборудование. В результате модернизаций были несколько стеснены жилищные условия на лодке
.
Входила в боевой состав Черноморского флота, затем была переведена на Северный флот.] В ожидании ремонта подводная лодка простояла у причала предприятия «Звёздочки» 9 лет.] Ремонтные работы начались только в 2011 году.]
877В
Схема проекта 877В
Основная статья: Б-871 «Алроса»
Субмарина Б-871 «Алроса» базового проекта 877 была оснащена экспериментальным водомётным движителем вместо винта. Проект получил шифр 877В, а лодка после модернизации стала самой тихой лодкой проекта
.
877Э
Для поставки на экспорт был разработан изменённый вариант проекта, получивший шифр 877Э (Экспортный). Он отличается главным образом в части оснащения оборудованием и не комплектуется ракетами ЗРК
.
877ЭКМ
На базе экспортной модификации 877Э был разработан вариант проекта 877ЭК (Экспортный Капиталистический]), который не пошёл в производство и был доработан, получив шифр 877ЭКМ (Экспортный Капиталистический Модернизированный). Основной акцент при модернизации был сделан на обеспечение работы механизмов лодки в тропических условиях. По проекту 877ЭКМ в 1983—2000 годах было построено 18 субмарин
.
С 2004 года подводная лодка ВМС Индии «Синдукирти» проходит ремонт и модернизацию в Вишкапатнаме, возвращение в состав флота планируется в 2014—2015 годах.] Основной целью проекта является увеличение возможностей национальных компаний в проведении модернизации подводных лодок.]
08773
Доработанный для ВМС Индии проект 877ЭКМ получил шифр 08773. Отличия заключались в установке ракетной системы Club-S ASCM, системой управления ракетами Lama-ER, нового гидроакустического комплекса МГK-400ЭM (MGK-EM), усовершенствованных систем управления и обслуживания. Лодки этой и последующих модификаций получили натовское обозначение «Improved Kilo»
.
636
Основная статья: Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»
На базе проекта 877ЭКМ для китайских ВМС был разработан проект 636 «Варшавянка», отличающийся устанавливаемым оборудованием и доработками корпуса. Для проекта 636 было специально разработано около трёх десятков наименований компонентов оснащения. В результате усовершенствования проекта 636 возник проект 636М
.
Дизельная подводная лодка Проект 877 «Палтус»
(Голосов: 1)
Loading …
Зелёный сад читать дальше.
Оставить комментарий // Версия для печати // Отправить по почте знакомым
В 70-е гг. было решено пополнить флоты дизель-электрическими субмаринами следующего поколения, которым предстояло действовать против надводных и подводных кораблей, ставить мины, вести разведку. Они должны быть сравнительно небольшими, малошумными, скоростными, обладать совершенным радио, электронным, гидролокационным оборудованием. Поскольку такие корабли собирались поставлять нашим союзникам по Варшавскому договору, им, помимо обычного номера проекта 877, присвоили и имя собственное — «Варшавянка».
Их разработкой занимались конструкторы ЦКБ «Рубин» во главе с Ю.Н.Кормилицыным. Если лодки 641-го проекта традиционно были длинными и узкими, то наружный, легкий корпус «Варшавянки» выполнили веретенообразным, с отношением длины к ширине 7,3, с круглой, как у подводных атомоходов, конфигурацией носовой части. Сам корпус рассчитали так, чтобы гидродинамическое сопротивление было бы минимальным, несколько его моделей испытали и довели до совершенства на стендах и в опытовом бассейне.
Внутренний прочный корпус разделен водонепроницаемыми переборками на 6 отсеков. В 1-м, носовом, находятся торпедные аппараты, во 2-м — аккумуляторные батареи и главный командный пост. 3-й — жилой, двухпалубный, на верхнем «этаже» размещены камбуз и каюты, а на нижнем — опять аккумуляторные батареи, в 4-м стоят дизель-генераторы, в 5-м — гребные электродвигатели, а в 6-м — электромоторы экономического хода и резервная силовая установка.
Лодка получила автоматизированный комплекс вооружения. Шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, расположенные в носовом отсеке, могут снаряжаться и минами. В боекомплект входит до 18 торпед или 24 мины, при необходимости их число варьирует. Аппаратами управляют дистанционно, из главного командного пункта, — готовят к стрельбе, вводят в торпеды данные о цели, а после выстрела перезаряжают. Подводные лодки, строившиеся для советского флота, кроме того, получали оборонительный зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3», для использования в надводном положении.
В силовую установку входят два дизель-генератора. Если лодки старых типов на поверхности ходили под дизелями, экономя электроэнергию, то лодки этого проекта и над, и под водой передвигаются только под электромоторами. Их несколько — главный, мощностью 5500 л.с., экономического хода (130 л.с.) и пара 102-сильных резервных. Все они работают на один гребной винт, а он — 6-лопастной, со сниженными до 250 в минуту оборотами, поэтому издает гораздо меньше шума и, следовательно, оставляет вражеским противолодочным силам меньше шансов обнаружить субмарину с помощью шумопеленгаторов.
Лодки получили усовершенствованную навигационную систему. Для контроля за воздушной обстановкой и поиска надводных целей служит радиолокационная станция, помимо нее есть средства, обнаруживающие излучение чужих радаров. Гидроакустическая аппаратура — двух видов. Активная посылает импульсы и по эхо-сигналам определят, где находятся цели и каковы их характеристики. Однако при этом лодка в определенной степени демаскирует себя. Поэтому применяют и пассивный гидролокатор, который только вслушивается и фиксирует посылки чужих сонаров, ничем себя не обнаруживая. Сведения со всех постов и средств наблюдения поступают в многоцелевую боевую информационно-управляющую систему, перерабатываются компьютером и передаются в распоряжение командира, в главный командный пост, изолированный от других отсеков.
Большинство механизмов снабжено вибро-поглощающими покрытиями и установлено на амортизаторах, другие скомпонованы блоками на специальных платформах, что, вкупе с малошумным винтом, оптимально обтекаемым корпусом, делает лодку менее заметной, нежели субмарины других типов.
Оценивая новую советскую лодку, британские специалисты отмечали, что многие ее особенности «свидетельствуют об обычном пристрастии к двухкорпусным конструкциям. Другим же ее характерным признаком являются длинная рубка с ограждением выдвижных устройств и расположение убираемых горизонтальных рулей перед ограждением рубки. Эти лодки стали первыми русскими одновальными, тогда как прежние дизель-электроходы имели по два винта, а некоторые, к примеру, класса «Танго» — даже три».
В 1979 г. на верфи в Комсомольске-на-Амуре начали строить головной корабль проекта, в сентябре 1982 г. он вступил в строй. Позже корабли этого проекта выпускали в Ленинграде, и на . После того, как их в 1981 г. засекли иностранные наблюдатели, в НАТО им присвоили условное обозначение «Кило».
Строительство серии продолжалось для ВМФ и после 1992 года. В процессе строительства серии проект постоянно совершенствовался. Так Б-800 (проект 877ЛПМБ) имела винт, выполненный из сплава «Аврора», семилопастной саблевидный с Г-образными лопастями. Этот корабль был первым из ПЛ 877 проекта (далее все) оборудованным спасательным люком с системой позволяющей выходить из ЗПЛ с глубин до 250 метров. Другое оборудование (практически всё) в БЧ-5 было выполнено на новой элементной базе. ПЛ получила низкооборотистые ГГЭД и ДЭХ (по сравнению с Б-401 и Б-402) и другие нововведения, дополнительное акустическое оборудование входящее в ГАК МГК-400 (даже пришлось сократить каюту СПК и поселить его с замполитом), новое не входящее в навигационный комплекс штурманское оборудование и прочее.
Восемь последних кораблей серии построили по несколько измененному проекту (в некоторых источниках 877М). Благодаря увеличению корпуса на две шпации (600 мм х 2) на них смонтировали новые, более мощные (в 1,5 раза) ДГ, с усовершенствованной амортизацией платформы, низкооборотный ГЭД, якорь Холла убирающийся во внутрь (на предыдущих якорь-щит). Всего заменили около 30 единиц оборудования на новое малошумное и более ремонтопригодное. Ресурс оборудования повышен в 2 раза, улучшена ремонтопригодность кораблей.
ПЛ Б-871 была построена по проекту 877В и имела опытный водометный движитель (вместо винта).
Для союзников по Варшавскому договору (Польши и Румынии) построено по одной лодке по немного измененному проекту — 877Э.
На базе этого проекта были разработаны еще две модификации, на которых была обеспечена возможность эксплуатации механизмов и оборудования в тропических условиях: проект 877ЭК(экспортный капиталистический), а также проект 877ЭКМ(экспортный капиталистический модернизированный). Первый так и не был осуществлен, а по второму в период с 29.05.1983 г. по 2000 г. в общей сложности было построено 20 лодок. Одна из этих ДПЛ (Б-806) построена для ВМФ СССР в 1986 году и использовалась для подготовки экипажей. Базировалась на Ригу, была приписана к центру подготовки подводников.
«Варшавянка» оказалась самой современной и малошумной ДПЛ отечественного флота (за что за рубежом ей дали прозвище «черная дыра»).
На базе проекта 877ЭКМ для ВМС КНР был разработан проект 636.
Б-800, «Вологодский комсомолец», «Калуга» 5 марта 1987 года заложена на имени Жданова в городе Горький. 31 декабря 1988 года сформирован экипаж подводной лодки. 7 мая 1989 года спущена на воду в Сормовском затоне реки Волга. 15 марта — 28 июня 1989 года прием подводной лодки от промышленности на ССЗ «Красное Сормово»(104 ОБСРПЛ город Горький). 28 июня — 14 июля 1989 года переход в ТПД-2 на достроечную базу (река Волга — Волго-Донской канал — река Дон — Азовское море — Черное море — Феодосия — Севастополь). 15 июля — 30 сентября 1989 года Государственные испытания. 12 сентября 1989 года первое погружение. 30 сентября 1989 года вошла в строй, поднят флаг ВМФ. Корабль принят в состав ВМФ (с местом базирования город Полярный) с временным подчинением 153 Краснознаменной Бр.ПЛ КЧФ г.Севастополь года приказом ГК ВМФ N-0186 от 31.10. на основании приказа 1989 года КЧФ N-0399 от 21.10.1989 года. В 1989–1991 гг. служба в 153 Краснознаменной бригаде подводных лодок Краснознаменного Черноморского флота с базированием на город Севастополь, Южная бухта. По некоторым сведениям получила почетное наименование «Вологодский Комсомолец». 2–9 апреля 1990 года участие в совместных учениях ВМФ СССР, НРБ и Румынии и визит в п.Констанца. 6 мая — 5 июля 1991 года боевая служба в Средиземном море. В 1991 году переход на КСФ. Вошла в состав 161 ДПЛ КСФ с базированием на Полярный. 1 апреля — 23 мая 1992 года боевая служба в Баренцевом море и Норвежском морях. 14 октября 1994 года экипаж завоевал приз ГК ВМФ «За лучшую торпедную подготовку». В 1996–2001 годах боевая подготовка в базе. В 2002 году отбуксирована в Северодвинск для проведения ремонта. В мае 2003 года подписано соглашение о шефской помощи г. Калуга над ПЛ. Переименована в «Калуга».
Тактико-технические характеристики Проект 877 «Палтус» Водоизмещение надводное, т 2300 Водоизмещение подводное, т 3040 Длина, м 72,6 Ширина, м 9,9 Осадка, м 6,2 Скорость в надводном положении, узлов 10,0 Скорость в подводном положении, узлов 17,0 Дальность плавания подводная (при скорости хода 3 уз), миль 400 Дальность плавания подводная (при скорости хода 7 уз), миль 6500 Глубина погружения рабочая, м 240 Глубина погружения предельная, м 350 Запас плавучести, проценты 32 Автономность, суток 45 Экипаж, чел. 57
Вооружение торпедное: количество и калибр ТА, мм. 6 х 533, боезапас (тип) торпед или мин 18 (торпеды СЭТ-65Э, ТЭСТ-71М, 53–65К и УСЭТ-80К) или 24 мины ДМ-1, СУТА «Мурена». Зенитный ракетный комплекс: тип ПЗРК «Стрела-ЗМ» или «Игла-1», количество контейнеров для хранения ЗР 1 боекомплект ЗР 6. Вооружение радиоэлектронное: БИУС «Узел» (МВУ-110ЭМ), КНС «Андога», РЛК «Каскад» (МРК-50), ГАК «Рубикон-М» (МГК-400М), СОРС МРП-25, зенитный и навигационный перископ ПЗНГ-8М, перископ атаки ПК-8,5.
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”
Сравнительная характеристика
Лодки проекта 877 являются самыми малошумными российскими субмаринами, что объясняется отсутствием как шумных турбозубчатых агрегатов и мощных насосов, характерных для атомарин, так и весьма шумных дизельных двигателей надводного хода. Уменьшение шумности агрегатов дополнено выверенной обтекаемой формой и гидроакустическим покрытием корпуса. На западе «Варшавянка» получила уважительное прозвище «Чёрная дыра» за высокую скрытность. Шумность лодки на 2-5 узлах 80-90 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м]]
Иностранные визиты
В мае-июне 2001 года лодка КСФ «Вологда» пребывала с официальным визитом в Великобританию, на 100-летие базы Фаслейн. В октябре 2002 года подлодка «Могоча» из состава КТОФ в составе ОБК пребывала с официальным визитом в Японии. Участвовала в международном параде на 50-летии сил самообороны Японии
.
21-25 мая 2009 года подводная лодка Б-471 «Магнитогорск» участвовала в торжественных мероприятиях, посвященных 100-летию подводных сил Норвегии.[10]
Примечания
- Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А
. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 69. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4 - Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А
. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 71. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4 - ↑ 12Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А
. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2009. — Т. 2. — С. 232-233. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0153-7 - Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А
. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2009. — Т. 2. — С. 241. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0153-7 - ↑ 1234
Дизельная подлодка «Калуга» в 2012 году вернется в боевой состав Северного флота после модернизации. ИТАР-ТАСС (22/11/2011). Архивировано из первоисточника 3 марта 2012. Проверено 16 декабря 2011. - А. С. Николаев
Проект 877 «Палтус» (NATO – “Kilo”)..
«Штурм Глубины»
. deepstorm.ru (2002-2011). Архивировано из первоисточника 3 марта 2012. Проверено 9 августа 2011. - ↑ 12
armstass.su - пр.877/ пр.636 — KILO/ Improved KILO | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945 г.)
- https://www.armscontrol.ru/subs/snf/snf03221.htm
- Подводная лодка «Магнитогорск» Северного флота принимает участие в праздновании 100-летия подводных сил Норвегии, severnyflot.ru, 21.05.09
- Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А
. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 72. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4
Сноски и источники[править | править код]
- ↑ 12
Дизель-электрическая подводная лодка проекта 636
(неопр.)
(недоступная ссылка). Адмиралтейские верфи. Архивировано 2 февраля 2012 года. - Неатомная подводная лодка КИЛО-класса (пр. 636) (неопр.)
(недоступная ссылка). admship.ru. Дата обращения 17 декабря 2011. Архивировано 2 февраля 2012 года. - Рособоронэкспорт, обзор прессы (недоступная ссылка)
- ОАО «Адмиралтейские верфи»
- Бесшумная подлодка для Черноморского флота//Warspot.
- Четвертую подлодку для ВМС Вьетнама спустили на воду в Петербурге. 28.3.2014
- Подлодка «Новороссийск» до конца года будет передана ВМФ для несения службы в Чёрном море. 19.3.2014
- Подлодка «Новороссийск» вышла на заводские ходовые испытания. 27.5.2014
- Проект 636. «Чёрная дыра». Военная приемка // YouTube
- Б-340, 373 «Yuan Zhend 73 Hao» (ВМС Китая), проект 877, 636М, deepstorm.ru
- Нижегородский завершает производство последней в своей истории подводной лодки Архивная копия от 9 ноября 2013 на Wayback Machine, nta-nn.ru, 19.07.2004
- ОАО «Адмиралтейские верфи» заложило большую дизель-электрическую подводную лодку проекта 636.3 «Старый Оскол»
- На «Адмиралтейских верфях» приступили к сборке секций субмарины «Новороссийск», Бизнес
, Фонтанка.ру (4 февраля 2011). Дата обращения 6 февраля 2011. - Дизельная подводная лодка «Новороссийск» вошла в состав ВМФ РФ
- На подлодке «Ростов-на-Дону» подняли флаг ВМФ
- Подлодка «Старый Оскол» вошла в боевой состав ВМФ России
- На подлодке «Краснодар» поднят Андреевский флаг
- На очередной «Варшавянке» подняли Андреевский флаг
- Последняя «Варшавянка» в серии из шести подлодок для Черноморского флота передана ВМФ
- ↑ 12
«АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ» ПЛАНИРУЮТ ЗАЛОЖИТЬ ДВЕ ПОДЛОДКИ ДЛЯ ТОФ В 2019 ГОДУ - Россия передала иностранному покупателю подлодку проекта «Варшавянка» // Lenta.ru
- Госпрограмма вооружений приросла «Ясенями» и «Бореями» // kommersant.ru
- Главком ВМФ рассказал, что из себя представляет военный флот России (неопр.)
. Российская газета. Дата обращения 24 марта 2020. - СМИ: из Санкт-Петербурга ушла субмарина, построенная для Алжира (рус.). Regnum. Дата обращения 29 декабря 2020.
- Алжир получил четвертую подлодку от Адмиралтейских верфей (рус.). www.korabel.ru. Дата обращения 29 декабря 2020.
- «Адмиралтейские верфи» спустили на воду пятую субмарину для ВМС Вьетнама (неопр.)
. www.militarynews.ru (29 декабря 2014). - Российская верфь спустила на воду последнюю подлодку «черная дыра» в серии для ВМС Вьетнама (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения 26 октября 2020. Архивировано 5 марта 2020 года. - Последние две «Варшавянки» официально вошли в состав ВМС Вьетнама
- ↑ 12
ВМС Алжира получат пятую ДЭПЛ класса «Кило» в ближайшее время,
ВПК.name
. Дата обращения 29 апреля 2020. - Построенная для ВМС Алжира «Варшавянка» ушла из Петербурга (рус.). flotprom.ru. Дата обращения 15 января 2020.
- «Адмиралтейские верфи» спустили на воду ДЭПЛ для ВМС Алжира
- «Адмиралтейские верфи» передали Алжиру четвертую «Варшавянку» (рус.). flotprom.ru. Дата обращения 15 января 2020.
- Две построенные на «Адмиралтейских верфях» ДЭПЛ проекта 636.1 вошли в состав ВМС Алжира (неопр.)
. flotprom.ru. - ↑ 12
Нарендра Моди едет в Россию за «Триумфом» - Что известно о новой субмарине «Петропавловск-Камчатский»