Т-90 «Владимир» — это основной боевой танк, созданный в конце 1980-х годов. Является по сути практически полной модернизацией Т-72Б, и даже изначально назывался «Т-72Б усовершенствованный».
В первое десятилетие XXI века был самым продаваемым в мире новым основным боевым танком.
Описание
Средства наблюдения и связи
Установлена новая башня, оснащённая системой управления огнём «Калина» с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена.
Панорамный прицел командира содержит двухплоскостную независимую стабилизацию поля зрения, лазерный дальномер, телевизионный и тепловизионный каналы. В многоканальном прицеле оператора-наводчика «Сосна-У» наличествует двухплоскостная независимая стабилизация поля зрения, визирный, тепловизионный каналы, лазерный дальномер и лазерный канал управления комплексом управляемого вооружения.[10]
Вооружение и броня
Установлен новый автомат заряжания и модернизированная пушка 2А46М-5, а также дистанционно управляемая 7,62-мм зенитная установка «УДП Т05БВ-1». Особое внимание было уделено улучшению возможностей командира по поиску целей и управлению огнём, которые теперь одинаково эффективны и днём и ночью.[11]
Боекомплект размещается в 2 группах укладки: 1 внутри танка и 1 снаружи, 22 выстрела находятся в автомате заряжания, в нижней части корпуса, ещё 8 в немеханизированной укладке у перегородки моторно-трансмиссионного отделения, остальные выстрелы и заряды к ним расположены в бронированном коробе, размещённом на корме башни.
Активную защиту имеет только Т-90АМ. В ней частично используются узлы комплекса активной защиты «Афганит», который в полной комплектации устанавливается на перспективный танк Т-14. В экспортном варианте танка — Т-90МС — по желанию заказчика может устанавливаться КАЗ «Арена-Э». У нее тот же принцип действия, но более ограниченная функциональность.[12]
Установлена динамическая защита «Реликт» вместо «Контакт-5». Убран антинейтронный надбой и заменён на огнестойкий противоосколочный материал типа кевлар, а также улучшена система пожаротушения.[11]
Двигатель и управление
В двигателе В-92С2Ф установлены новые насос и форсунки, усиленные шатуны и пальцы, усилена конструкция картеров, улучшено качество литья. При производстве коленчатого вала стало использоваться азотирование. Улучшенный воздухоочиститель с увеличенным ресурсом. Обновлена система защиты и оповещения экипажа при нештатной работе двигателя. В-92С2Ф запускается при минимальной температуре холодного пуска −20 °С. Амплитуда запуска в промежутке от −50 °С до +50 °С. Максимальная высота эксплуатации — до 3000 метров над уровнем моря. Масса двигателя — 1,07 тонны. Удельная мощность 0,72 кВт/кг (0,98 л. с./кг). Выхлопная система расположена в надгусеничном патрубке для уменьшения температуры корпуса и заметности танка для систем ИК-наведения. В отличие от прежних дизелей В-46, В-84 и В-92 с отдельной механической трансмиссией, новый двигатель выполнен в едином унифицированном блоке с автоматической трансмиссией.[13][14]
Впервые в российском основном танке применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную.[11] Для улучшения подвижности и манёвренности на модернизированном танке установлен новый комбинированный прибор ночного видения водителя и телекамера заднего обзора.
История создания Т-90
В 1989 году на нижнетагильском УКБТМ был создан проект глубокой модернизации Т-72Б, который получил заводское обозначение «Объект 188». В этом же году танк передали на испытания, которые он прошел весьма успешно.
Параллельно с объектом 188 разрабатывался более совершенный объект 187. Однако последний доработать не успели – Объект 188 приказали принять на вооружение в конце марта 1991 года, и работу над 187-м свернули.
После нескольких улучшений в октябре 1992 года танк было решено принять на вооружение, присвоив ему имя Т-90.
История
Довоенное время
18 июля 1929 года РВС СССР принял «Систему танко-тракторного и авто-броневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
I. Утвердить на вторую пятилетку следующую систему бронетанкового вооружения РККА: Основные танки
— 5 типов:
- Разведывательный танк — основной танк
службы обеспечения всех механизированных соединений. Средство боевой разведки и боя пехоты. Основные требования: быстроходность, вездеходность (в том числе — плавучесть), маневренность, низкий габарит, дешевизна и массовость производства.- Общевойсковой танк — основной танк
количественного усиления ТРГК, он же танк общевойсковых соединений.- Оперативный танк — танк самостоятельных механизированных соединений. Танк должен быть быстроходным, вездеходным (в том числе плавучим) и мощно вооружённым.
- Танк качественного усиления ТРГК — танк качественного усиления ТРГК для преодолевания сильно укреплённых оборонительных полос. Основные требования: сильные ударное вооружение и бронезащита, быстроходность, позволяющая его применить также в операции совместно с мехсоединениями.
- Мощный танк особого назначения — танк качественного, добавочного усиления ТРГК при прорыве особо сильно и заблаговременно укреплённых полос. Основное требование — тяжёлое ударное вооружение и сильная бронезащита, защищающая от мелкокалиберных снарядов. Способность разрушать бетонные сооружения.
Специальные танки
— 7 типов. ….
— Постановление № 71сс/о Совета Труда и Обороны о системе танкового вооружения РККА, 13 августа 1933 г.
Такое обилие запланированных типов танков по их видам как боевых
и специальных, с одной стороны показывает то, что существовали различные мнения у специалистов военного дела того времени и они их все включили в «Систему танко-тракторного и авто-броневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии», а также и насколько большую ставку делал тогда СССР на танки как
основные
, так и специальные вообще и другие боевые машины, с другой стороны, несовершенство танков и танкостроения СССР и всего мира в то время. Также на момент издания указанного постановления термины
«основной танк»
и «специальный танк» были уже определены в СССР в отличие от западноевропейских государств[
источник не указан 1096 дней
].
К основным танкам
по типам в РККА соответствовали следующие марки машин:
- разведывательный танк — Т-37;
- общевойсковой танк — Т-26;
- оперативный танк — ;
- танк качественного усиления ТРГК (танк резерва главного командования) — Т-28;
- мощный танк особого назначения — Т-35.
Вторая мировая война
Во второй мировой войне наиболее востребованными по массе оказались средние и тяжёлые танки. При этом тактические функции каждого из двух типов танков по массе варьировались в зависимости от военной доктрины той или иной страны. Например если в СССР и Германии танки к началу Второй мировой войны делились на классы по боевой массе (лёгкие, средние и тяжёлые) или по стратегическим или тактическим задачам, то, например, в Великобритании танки делились на типы по тактическому назначению родов оружия (так называемые пехотные и кавалерийские). Из специальных танков некоторое распространение получили перед войной химические (позже, огнемётные) танки, а во время войны арттанк (САУ) различных моделей. Например некоторые из модификаций Т-34 были огнеметными танками.[5].
Лёгкие танки, обладая высокой подвижностью и проходимостью и минимальной заметностью, имели тогда уже недостаточные огневую мощь и защищённость (например несли лёгкую броню, способную защитить от снаряда калибром не более 20-мм.) Естественно наиболее востребованным во Второй мировой войне лёгкие танки оказались в качестве разведывательных машин, для которых качества наиболее массовых лёгких танков были оптимальны. Яркий пример таких танков советские .
Средние танки уступая лёгким по подвижности, всё же обладали достаточной подвижностью вместе с хорошей защищённостью и относительно большой огневой мощью. При этом средний танк сравнительно дёшев и прост в производстве и эксплуатации (в сравнении с тяжёлыми танками). Т-34 как технически самый удачный танк, безусловно стал классикой средних танков Второй мировой войны. Совокупность тактико-технических качеств позволила Т-34 применять как в качестве общевойскового (пехотного) танка так и оперативного, для массированного глубокого наступления крупными силами. Естественно в Великой отечественной войне Т-34 стал самыми массовым танком в РККА, фактически став своеобразным прообразом ОТ
.
Мощные танки особого назначения или тяжёлые танки самые медлительные, но вместе с тем высокозащищённые и обладающие самой большой после тяжёлых САУ огневой мощью. Но также тяжёлые танки самые дорогостоящие и сложные в производстве и эксплуатации. (Например достаточно совершенные тяжёлые танки — сначала ИС-1 и затем ИС-2 — советская промышленность создала лишь в 1943-м, когда уже эвакуированные заводы и на новых местах уже год как работали на полную мощность и превысили довоенный объём производства). Это естественным образом определило боевое применение таких боевых машин: либо в качестве противотанкового средства, как это было с германскими «Тиграми», либо, как это было с советскими ИС-2, в качестве средства усиления, где огневой мощи и защищённости среднего танка было недостаточно (например для разрушения артиллерийский дотов). Естественно тяжёлые танки были сравнительно немногочисленны[источник не указан 1096 дней
].
Послевоенное время
Средние и тяжёлые танки как типы боевых машин по массе продолжают существовать и после Второй мировой войны, а вот по родам оружия, оперативного и тактического применения грани классификации стали стираться. Яркие примеры наиболее удачных послевоенных тяжёлых танков — послевоенные танки ИС. Однако к 1960-м годам прогресс в двигателестроении, артиллерийском вооружении танков, а также в технологии изготовления брони сделали возможным создание основного танка
, совмещающего высокую подвижность, манёвренность и сравнительную дешевизну производства и эксплуатации среднего танка и защищённость и огневую мощь тяжёлого танка по массе и задачам. То есть в результате грань между средним и тяжёлым танком того времени и задачам их применения фактически стерлась. К этому добавились: новые гладкоствольные танковые орудия, способные стрелять как артиллерийскими так и реактивными снарядами (последнее сделало ненужными специализированные ракетные танки), и прогресс бортового радиоэлектронного оборудования и, в частности, оснащение танков лазерным прицельно-дальномерным оборудованием. Собственно с этого времени начинается летопись сокращения в СССР моделей по предназначению
ОТ (ОБТ)
.
Впоследствии по мере совершенствования противотанковых средств, основные танки
стали оснащать активной и динамической защитами, также совершенствуемыми с дальнейшим развитием противотанковых средств. В частности в настоящее время активно ведутся работы по созданию так называемой электрической брони[
источник не указан 217 дней
].
Модификации
- Т-90АМ «Прорыв» — базовый вариант, разработанный для ВС России
- Т-90АМК «Прорыв» — командирский вариант танка Т-90АМ «Прорыв» с дополнительным связным и навигационным оборудованием, разработанный для ВС России
- Т-90СМ «Тагил» — экспортный вариант танка Т-90АМ «Прорыв», разработанный для поставок за рубеж
- Т-90СМК «Тагил» — экспортный вариант танка Т-90АМК «Прорыв» с дополнительным связным и навигационным оборудованием, разработанный для поставок за рубеж
Примечания
- Барятинский М. Б.
Все танки СССР. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, Эксмо, 2012. — 512 с. — ISBN 978-5-699-62615-1. - Постановление № 71сс/о Совета Труда и Обороны о системе танкового вооружения РККА, 13 августа 1933 г.
- Колёса или траки?
- Барятинский М. Б. Все танки СССР. Самая полная энциклопедия
М. Яуза, Эксмо 2012 512 с.: ил. — (Новая танковая энциклопедия). — ISBN 978-5-699-62615-1 - ОТ-34 (рус.) // Википедия. — 2018-07-09.
Основной боевой танк Т-90 (Россия)
Основным недостатком танка Т-72БМ по сравнению с другими машинами советского и зарубежного производства тех лет было отсутствие автоматизированной СУО. В связи с этим было принято решение провести глубокую модернизацию Т-72. Эта работа проходила в рамках темы «Совершенствование Т-72Б», заданной постановлением Совмина СССР от 19 июня 1986 года. При разработке новой машины, получившей обозначение «объект 188», основной упор сделали на повышение боевой эффективности с целью довести её до уровня танка Т-80У. В январе 1989 года четыре опытных образца «объекта 188» были представлены на государственные испытания, в ходе которых машину полтора года обкатывали в Московской, Кемеровской и Джамбульской областях, а также на полигоне Урал-вагон class=»aligncenter» width=»600″ height=»254″[/img]27 марта 1991 года совместным решением министерств обороны и оборонной промышленности танк был рекомендован к принятию на вооружение под индексом Т-72БУ. Он так и значился в документах «танк Т-72Б усовершенствованный». Однако принять его на вооружение Советской Армии не успели: перестали сушествовать и Советский Союз, и Советская Армия. Тем временем, учитывая опыт операции «Буря в пустыне», в УКБТМ решили повысить зашишенность танка за счет установки комплекса оптико-электронного подавления ТШУ-1 «Штора». В итоге вновь начались испытания. Тем не менее, 30 сентября 1992 года заводские цеха покинул первый «объект 188» установочной партии, а 5 октября 1992 года постановлением Правительства Российской Федерации танк был принят на вооружение Российской Армии под индексом Т-90. Спустя месяц началось его серийное производство.
Корпус Т-90 по конструкции идентичен корпусу Т-72Б. Он сварной, со штампованным днищем. Верхняя лобовая деталь — многослойная, со встроенной динамической зашитой. Башня — литая, в лобовой части на курсовых углах до 35″ влево и вправо от продольной оси танка имеет комбинированную броню. Лобовая часть и крыша башни также прикрыты динамической зашитой. В ее лобовой части смонтированы семь блоков и один контейнер КДЗ, еще 20 блоков установлены на крыше башни. Прямоугольные стальные экраны с элементами встроенной динамической зашиты устанавливаются и на бортовые резинотканевые экраны.
Встроенная динамическая зашита «Контакт-5» обеспечивает значительное повышение противоснарядной стойкости танка. Она прикрывает более 50% наружной поверхности лобовых деталей, бортов и крыши корпуса и башни и обеспечивает снижение бронепробиваемости кумулятивных боеприпасов на 50-60%, а бронебойно-подкалиберных снарядов на 20%.
С целью противорадиационной защиты членов экипажа корпус и башня машины в районах их рабочих мест прикрыты подбоем из водородосодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца. Место механика-водителя дополнительно прикрыто надбоем из того же материала.
Основным вооружением танка является 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-4. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ (или ПКТМ). На командирской башенке смонтирована зашитно-пулеметная установка с дистанционным электромеханическим управлением. В ней применен 12.7-мм пулемет НСВТ-12,7 или 6П49 КОРД. Боекомплект танка Т-90 состоит из 42 артвыстрелов, 2000 патронов к спаренному и 300 патронов к зенитному пулеметам.
Установленный на Т-90 комплекс управления огнем 1А45Т «Иртыш» обеспечивает наводчику ведение эффективного прицельного огня днем и ночью с места и в движении из пушки и спаренного пулемета, а совместно с аппаратурой комплекса управляемого вооружения — стрельбу управляемыми пакетами. В состав комплекса 1А45Т входят: автоматизированная система управления огнем 1А42; ночной прицельный комплекс Т01-К01 с ночным прицелом ТПН 4-49 «Буран ПА» или тепловизионный комплекс Т01-П02Т «Агава-2»; прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С.
В свою очередь автоматизированная СУО 1А42 включает в себя стабилизатор вооружения 2Э42-4 «Жасмин» и информационно-вычислительный дневной прицельный комплекс 1А43, состоящий из лазерного прицела-дальномера/прибора наведения 1Г46, баллистического вычислителя 1В528-1, блока переключателей и комплекта автоматических датчиков условий стрельбы (крена оси цапф пушки, ветра, скорости танка и курсового угла относительно цели). Прицельный комплекс автоматически учитывает и вводит поправки на изменение дальности до цели, углы прицеливания и боковые упреждения, на боковую составляющую скорости ветра, угол крена оси цапф пушки, температуры заряда и воздуха, износ канала ствола и тип снаряда.
На танке Т-90 установили комплекс управляемого вооружения (КУБ) 9К119 «Рефлекс», аналогичный применяемому на танке Т-80У. КУВ «Рефлекс» имеет полуавтоматическую систему управления с телеориентированием ракеты в лазерном луче. Комплекс 9К119 обеспечивает стрельбу по неподвижным и движущимся со скоростями до 70 км/ч целям на дальностях 100-5000 м при скорости танка до 30 км/ч. Это выгодно отличает его от КУВ 9К120, установленного на танке Т-72Б, который мог вести стрельбу ракетами только с места и с коротких остановок.
Выстрел 3УБК20 комплекса «Рефлекс» состоит из управляемой ракеты 9М119М и метательного устройства. Ракета 9М119М состоит из отсека управления, маршевого двигателя, боевой части, хвостового отсека и поддона. Аппаратура, размещенная в отсеке управления, преобразует электрические сигналы, поступающие с приемника измерительной системы координат, связанной с танком, в исполнительную и преобразование этих сигналов в механическое перемещение рулей. Рули раскрываются автоматически после вылета ракеты из ствола пушки.
На Т-90 установлен комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-1-7 «Штора-1». Этот комплекс в 3-4 раза снижает вероятность прицельного попадания в танк ПТУР с полуавтоматической системой наведения, а также создает помехи системам управления оружием противника с лазерным целеуказанием и лазерным дальномером. Комплекс состоит из станции оптико-электронного подавления (СОЭП), системы постановки завес (СПЗ) и системы управления. СОЭП состоит из двух осветителей ОТШУ-1-7, установленных в передней части башни и излучающих закодированный ИК-сигнал, препятствующий точному наведенню ПТУР противника. СПЗ регистрирует облучение танка лазером противника, определяет направление на источник облучения, выбирает один из двенадцати гранатометов, установленных на башне для постановки аэрозольных завес, выдает электрический сигнал пропорциональный углу, на который необходимо довернуть башню с гранатометами, и вырабатывает команду на отстрел гранаты, образующей аэрозольную завесу на удалении 5.5 м от танка. Таким образом, обеспечивается зашита от противотанковых боеприпасов противника с лазерным наведением.
В СПЗ применены пусковые установки системы 902В «Туча», из которых возможен отстрел не только аэрозолеобразуюших гранат 3Д17, но и дымовых гранат 3Д6.
Как и Т-72Б, танк Т-90 оборудован системой защиты от напалма «Сода», системой ППО 3ЭЦ13-1 «Иней», встроенным оборудованием самоокапывания и т.д.
На Т-90 установлен 12-цилиндровый миоготопливный У-образный дизель жидкостного охлаждения В-84МС мощностью 840 л.с. при 2000 об/мин. Силовая передача и ходовая часть остались почти неизменными по сравнению с Т-72Б. Опорные катки Т-90 на 10 мм шире, чем у его предшественника. Движение танка ночью обеспечивается установкой ночного прибора механика-водителя ТВН-5.
На танке установлены УКВ-радиостанция Р-163-50У и УКВ-радиостанция Р-163-УП. Внутреннюю связь между членами экипажа и связь с десантом обеспечивает аппаратура внутренней связи и коммутации Р-174.
Модификации Т-90 (объект 188, 1992 г.) — первая серийная модификация. Изготовлено около 120 (по другим данным до 200) единиц.
Т-90К (Объект 188К, 1994 т.) — командирский вариант Т-90. Танк оснащен дополнительной радиостанцией Р-163-50К, танковой навигационной аппаратурой ТНА-4-3 и автономным агретатом питания АБ-1-П28.
Т-90А (объект 188А1, 2004 г.) — электронно-оитический перископический ночной прицел ESSA с интегрированной тепловизионной камерой Catherine-FC производства французской фирмы Thales, усиленная сварная башня с габаритом брони до 950 мм, двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с., новыми элементы динамической зашиты и т.д. С 2009 г. — электронно-оптический перископический ночной прицел ESSA с интегрированной тепловизионной камерой Catherine-XG.
Т-90С (объект 188С. 1992 г.) — экспортный вариант Т-90 с несколько сниженным уровнем бронезащиты. С 1996 г. — новые гусеницы с параллельным РМШ, с 1998 г. — двигагель В-92С2, с 2002 г. — сварная башня.
Т-90СК — командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
Т-90СА — экспортная модификация Т-90А для Алжира, Ливии, Индии и др. Танк оснащен системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения. Установлена также система кондиционирования. В серийном производстве с мая 2005 года.
Т-90СКА — командирский вариант Т-90СА. с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
Танк состоит на вооружении Российской Армии. Указать точное количество танков Т-90, поступивших в войска не представляется возможным по причине отсутствия полной и достоверной информации.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-90 БОЕВАЯ МАССА, т; 46,5. ЭКИПАЖ, чел.: 3. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 9.530. ширина — 3780, высота (по крыше башни) — 2230, клиренс — 490 (426 — по выштамповке). ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 2А46М-2 калибра 125 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7 мм, 12 пусковых установок калибра 81 мм для пуска дымовых гранат. БОЕКОМПЛЕКТ: 43 выстрела. 300 патронов калибра 12,7 мм. 2000 патронов калибра 7,62. АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ: АЗ-185, электромеханический с постоянным углом заряжания. СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: 2Э42-4 «Жасмин», двухплоскостной электрогидравлический по вертикали, электромеханический по горизонтали. КОМПЛЕКС УПРАВЛЯЕМОГО ВООРУЖЕНИЯ: 9КП9 «Рефлекс» с ТУР 9МП9 и 9М119М, с помехозашишенноИ полуавтоматической системой управления с телеориентированием ракеты в лазерном ЛУче. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: КУО 1А45Т «Иртыш», включаюший в себя СУО 1А42 (лазерный прицел-дальномер 1Г46 со встроенным блоком автоматики 9С517 и электронным баллистическим вычислителем 1В528-1), прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С и активно-пассивный ночной прицел ТПН-4-49 «Буран-ПА». БРОНИРОВАНИЕ, мм: противоснарядное комбинированное плюс комплекс встроенной динамической зашиты «Контакт V». ДВИГАТЕЛЬ: В-84МС, 12-цилиндровый, четырехтактный, У-образный. миоготопливный дизель с жидкостным охлаждением и приводным центробежным нагнетателем; мошность 840 л.с. (618 кВт) при 2000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ; гитара, две планетарные семискоростные коробки передач с фрикционным включением и гидроуправлением, планетарные бортовые передачи. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три одинарных поддерживающих катка с внутренней амортизацией, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические телескопические амортизаторы на подвесках 1-, 2- и 6-го опорных катков; в каждой гусенице с РМШ 96 траков шириной 580 мм. шаг трака 137 мм. СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: 60. ЗАПАС ХОДА, км; 700. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 30; ширина рва, м — 2,8; высота стенки, м — 1; глубина брода, м — 1.2 (с ОПВТ — 5 м). СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-163-50ПУ и радиоприемник Р-163-УП.