Модификации[править | править код]
Тайфун К-63968[править | править код]
Основная статья: КАМАЗ-63968
Бескапотный многофункциональный модульный автомобиль. В модификации для перевозки личного состава может перевозить до 10 или 16 человек. Высадка десанта может осуществляться как с помощью рампы, так и через дверь. Лоб кабины обладает усиленным бронированием, которое обеспечивает защиту от 30-миллиметровых снарядов; возможна установка бронещита, закрывающего лобовое стекло. По другим сведениям, броня рассчитана только на попадание пуль калибра 7,62 мм, что соответствует 3-й категории по STANAG. Противоминная защита соответствует категории 3b. Отсек десанта оборудован триплексами, а также мониторами, отображающими информацию с внешних видеокамер. В настоящее время производится серийно.
Тайфун К-63969[править | править код]
Бронетранспортер с колёсной формулой 6х6 и дистанционно управляемой пушкой.[11] Однообъёмный бронемодуль (кабина и кузов — единая конструкция)[12][13]. Впервые был публично показан в июне 2013 г. в цеху на этапе сборки. Имеет круговое бронирование, рассчитанное на противостояние пулям калибра 14,5 и 12,7 мм (соответствует уровню 4 по STANAG 4569). Противоминная защита соответствует уровню 3b. Масса машины в снаряжённом состоянии — 19,7 т, полезная нагрузка — 4 тонны. Серийно не производится[14].
Тайфун К-53949 «Тайфун 4х4»[править | править код]
Тайфун К-53949 на параде Победы в 2020 году.
- Медиафайлы на Викискладе
Многоцелевой бронеавтомобиль повышенной проходимости, армейский автомобиль-внедорожник с колесной формулой 4х4[15]. На нём установлена комбинированная защита из керамической брони, под ней — броневая сталь. Полная масса — более 15 тонн, максимальная скорость — 105 км/ч.
Применение: охрана и сопровождения колонн, санитарная перевозка, ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, разведывательная и командно-штабная машина, машина огневой поддержки. Автомобиль впервые представлен на Дне инноваций ЮВО в октябре 2020 года[16].
Тайфун К-4386 («Тайфун-ВДВ»)[править | править код]
4-колёсный бронеавтомобиль для ВДВ. На данный момент проходит испытания.
Урал-63095 «Тайфун-У»[править | править код]
Основная статья: Урал-63095
Внутри бронекапсулы Урал-63099
Капотный многофункциональный модульный автомобиль (трёхместная бронированная кабина и сменный кузов-бронемодуль)[17].
Урал-63099 «Тайфун-У»[править | править код]
Капотный однообъёмный автомобиль для перевозки личного состава. Может перевозить до 12 человек, высадка десанта осуществляется через дверь.[18][неавторитетный источник?
].
Широкая кооперация
Создание семейства автомобилей повышенной защищённости «Тайфун» началось после принятия в 2010 году «Концепции развития военной автомобильной техники Вооружённых сил Российской Федерации на период до 2020 года». Главным образом документ предполагал списание устаревшей ВАТ и создание унифицированных перспективных образцов.
Комментируя концепцию на страницах газеты «Военно-промышленный курьер», начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны генерал-майор Александр Шевченко заявил, что в современных условиях востребованы «высокоскоростные транспортные средства различной грузоподъёмности и назначения, обеспечивающие мобильность боевых частей и подразделений тыла».
- Бронеавтомобиль К-53949 «Тайфунёнок» во время проведения тактико-специальных учений
- © Виталий Тимкив/РИА Новости
По его мнению, ВАТ нового поколения должна обладать высокой проходимостью «в сложных дорожных условиях», плавностью хода, устойчивостью и управляемостью на повышенных скоростях, быть малозаметной для технических средств разведки противника. Также, как отметил Шевченко, необходимо уделить внимание защищённости экипажа.
В рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) над проектом «Тайфун» отечественные предприятия разработали единую унифицированную автомобильную платформу, дизельный двигатель нового поколения, автоматическую гидромеханическую коробку передач, управляемую подвеску, бронированный функциональный модуль, каркасно-панельную кабину, боестойкие шины регулируемого давления, средства противопульной и противоминной защиты, а также боевую информационную систему управления (БИУС).
Участие в реализации ОКР «Тайфун» приняли более 120 предприятий РФ.
Была выстроена достаточно сложная кооперационная цепочка, включавшая Уральский автомобильный завод (Миасс), КамАЗ (Набережные Челны), ЗАО «Ремдизель» (Набережные Челны), НИИ стали (Москва), ФГУП «Федеральный ядерный центр» (Саров), (Гусь-Хрустальный) и МГТУ им. Баумана (Москва).
Первым широкой публике (на параде 9 мая 2014 года) был представлен «Тайфун-К» (КамАЗ-63968) — универсальный шестиколёсный бронированный автомобиль, предназначенный для перевозки от 10 до 16 военнослужащих. Масса машины — 21 тонна, мощность двигателя ЯМЗ-5367 — 450 лошадиных сил, максимальная скорость — 105 км/ч, запас хода — 1,2 тыс. км.
В 2020 году на Красной площади появился рамный автомобиль «Тайфун-У» (Урал-63095) массой 24,5 тонны. Он способен перевозить до 16 военнослужащих или грузы весом до 4 тонн. Скорость машины по шоссе составляет 100 км/ч, запас хода — 1,4 тыс. км. Оба «Тайфуна» оснащаются видеокамерами, приборами ночного видения и средствами дистанционного управляемого вооружения.
Сейчас Минобороны рассматривает возможность установки на «Тайфуне-К» боевого модуля с дистанционным управлением (БМДУ) «Арбалет-ДМ» разработки и Ковровского электромеханического завода. Комплекс позволяет экипажу машины вести огонь из 12,7-мм пулемёта 6П49 «Корд» во всех направлениях. Дальность распознавания целей в зависимости от условий местности составляет 1,5—2,5 км.
К настоящему времени в войска были поставлены несколько сотен «Тайфунов». Их основными эксплуатантами являются подразделения общевойсковой разведки, Сил специальных операций, инженерных войск и военной полиции. В 2020 году КамАЗ-63968 и Урал-63095 были переброшены в Сирию для транспортировки грузов и военнослужащих. В частности, на «Тайфунах» передвигались сапёры и военные полицейские.
Помимо автомобилей массой свыше 20 тонн семейство «Тайфун» представлено двумя четырёхколёсными машинамми — К-4386 «Тайфун-ВДВ» («Росомаха») и КамАЗ-53949 «Тайфунёнок». Мощность 6-цилиндрового двигателя обоих образцов составляет 350 лошадиных сил. Машины могут перевозить до 10 десантников или двух тонн грузов.
Железный марш: бронемашины «Тайфун» для спецназа
Боевые машины с многослойной броней, просторным салоном и скоростью за сотню по шоссе — некогда призрачная мечта российских военных. Однако сегодня эта мечта сбывается — с конца прошлого года в российской армии эксплуатируется почти сотня бронеавтомобилей семейства «Тайфун». Мы же попытаемся разобраться, для чего понадобится эта техника российским военным.
Боевой опыт
Колесные бронемашины повышенной противоминной защищенности, к которым относится семейство «Тайфун», впервые стали применяться в Африке, в ходе войны за независимость Намибии. Позднее эти автомобили, получившие обозначение MRAP (от англ. Mine Resistant Ambush Protected — устойчивый к минам и защищенный от нападения из засады), стали появляться и в других зарубежных армиях.
Например, США стали массово поставлять их на снабжение коалиционной группировки после вторжения в Ирак в 2003 году. Использование бронемашин MRAP было обусловлено боевой обстановкой — после рассеяния иракской армии и появления множества разрозненных банд, по иракской земле в отдельных случаях стало безопасней передвигаться не только под защитой брони, но и на большой скорости.
И если хорошо вооруженные бронетранспортеры не могли обеспечить быстроту перемещения, то прыткие Humvee, не говоря уже об обычных армейских грузовиках, были совершенно беззащитны перед минами и огнем крупнокалиберных пулеметов.
В нашей стране с необходимостью транспорта, аналогичного MRAP, военные столкнулись в период второй чеченской кампании. После подписания в 1996 году хасавюртовских соглашений территория Чеченской республики превратилась в рассадник бандитизма и радикального исламизма, что всего через три года вылилось в очередное противостояние федеральных сил и боевиков. На этот раз характер боевых действий от прямых столкновений перешел в формат партизанской войны.
Однако имеющиеся транспортные средства не отвечали условиям защиты от внезапных нападений и нашим военным приходилось изобретать новую технику «на коленке».
С начала 2000-х в теленовостных сюжетах из Чечни можно было видеть грузовые ЗИЛы и «Уралы», обшитые бронелистами, иногда в кузова грузовиков на подложку из мешков с песком устанавливали бронекапсулы на несколько человек. Такими «самоделками», например, стали боевая машина «Батяня» на базе ЗИЛ-131 иУрал-4320 «Маруся» со стальным коробом в кузове. В 2002 году один такой «Урал» подорвался на фугасе, но самодельная защита сохранила жизни пассажирам.
ЗИЛ-131
Автоэкзотика для армии
Обеспечением сухопутных войск бронированными автомашинами повышенной защищенности в Минобороны озаботились только к началу второго десятилетия ХХI века. В 2010 году была утверждена «Концепция развития военной автомобильной техники ВС РФ до 2020 года», где в числе прочего была прописана необходимость развития «высокоунифицированных семейств бронеавтомобилей».
Уже в следующем году руководству оборонного ведомства были представлены первые образцы — модульные (бронированный грузовик с кабиной, изолированной от кузова) КАМАЗ-63968 и Урал-63095, а также однообъемныйУрал-63099.
Если верить информации из открытых источников, то новые «Тайфуны» имеют целый ряд преимуществ по сравнению с имеющейся в Вооруженных силах легкой бронетехникой.
Это и V-образное днище, рассекающее ударную волну взрыва мины, и мультиплексные стекла, выдерживающие попадание бронебойных пуль калибром 14,5 мм, и комбинированная бронезащита («чешуя» из высокопрочной керамики под листовой сталью), выдерживающая попадание указанных выше боеприпасов.
Вместо традиционных рессор на новых машинах внедрена система гидропневматических демпферов на сжатом азоте, жидкокристаллические мониторы на торпеде теснят стрелочную индикацию, а на случай поражения бронестекол до полной потери видимости «Тайфуны» снабжены системой видеокамер.
Кроме того, пассажирские салоны «Тайфунов» отличаются большим объемом.
Если в БТР-80 или БМП рослый боец в полной экипировке только что не «подпирает коленками уши», то в кузовах новых бронемашин человек может привстать.
КАМАЗ-63968. ФОТО: ВИТАЛИЙ КУЗЬМИН
Куда ставить?
Пока-что все модификации семейства предназначены для перевозки личного состава. Разработчики заявляют, что модульные машины помимо пассажирских бронекапсул могут нести на себе различные виды вооружений, а также выполнять функцию подвоза боеприпасов на позиции пушечной артиллерии, использоваться для охраны и сопровождения колонн, санитарной перевозки, ведения инженерной и радиационной, химической и биологической разведки. Рассматривается возможность их применения в качестве разведывательных и командно-штабныхмашин, машин огневой поддержки.
Еще вопрос: какой производитель — КАМАЗ или авто — в итоге окажется приоритетным поставщиком модульных трехосных бронемашин.
Например КамАЗ-63968, выполненный по бескапотной схеме, обладает кузовом большей вместимости, в нем можно перевозить до 16 человек. Для водителя предусмотрены многоточечные ремни безопасности и система автоматического открывания двери в кабину.
Однако «Тайфуны» Урал-63095 при прочих равных обладают чисто конструктивным преимуществом, которое не раз подтверждалось в военных конфликтах — капотом.
Даже у обычных грузовиков их называли «полтора метра жизни», когда при наезде на мину взрывную волну и осколки принимал на себя двигательный отсек, становясь своеобразным щитом для водителя.
Бескапотные КАМАЗы в случае подрыва водительской кабины шанса на спасение не оставляли.
УРАЛ-63095. ФОТО: ВИТАЛИЙ КУЗЬМИН
Очевидно, что «Тайфуны» не займут нишу бронетранспортеров — в Вооруженных силах все большее распространение получают БТР-82А, а в перспективе, по словам зампреда Военно-промышленной комиссии РФ Олега Бочкарева — с 2020 года, начнутся серийные поставки транспортеров на унифицированной колесной платформе «Бумеранг».
Сейчас наиболее вероятным представляется снабжение «Тайфунами» подразделений спецназа, предназначенных для борьбы с незаконными вооруженными формированиями и диверсионными группами.
В пользу этого говорят как описанные выше скорость, противоминная защита и противопульное бронирование, так и география распространения этой техники.
В конце 2014 года партия из 30 «Тайфунов» производства КАМАЗа, поступила в соединения специального назначения Южного военного округа, в январе года нынешнего спецназ ЮВО получил еще двадцать бронеавтомобилей, а в апреле их количество было доведено до 80 единиц. Учитывая специфику регионов, которые входят в Южный военный округ, в частности Крым и республики Северного Кавказа, поступление новой техники, наиболее приспособленной для использования в контртеррористических операциях и противодиверсионной борьбе выглядит закономерным.
Для десантников готовят «летающий» броневик «Тайфун»
Российские десантники вскоре получат новый бронированный внедорожник «Тайфун-ВДВ» – защищенный автомобиль специального назначения, умеющего десантироваться парашютным способом.
Разработанное в АО ЦНИИ «Буревестник» изделие является аналогом легкого колесного танка и обладает высокой огневой мощью. Базой для создания бронемашины «Тайфун-ВДВ» стал автомобиль КамАЗ-53949 (4×4) семейства «Тайфун». В разработке первого прототипа «Тайфуна-ВДВ», а также в сборке первого опытного образца была задействована группа студентов высших учебных заведений Татарстана. Основной задачей конструкторов было гарантировать возможность десантирования машины из военно-транспортных самолётов. Важным критерием эффективности новинки для ВДВ выступил уровень защищенность бойцов при перевозке по бездорожью.
Публика первые смогла ознакомиться с уникальной «летающей» бронемашиной для «крылатой пехоты» на Международном военно-техническом форуме «Армия» в августе 2020 года. До прохождения «Тайфуном-ВДВ» государственных испытаний, его точные характеристики все еще держатся в секрете, но кое-что уже известно. Бронемашина имеет высокие характеристики подвижности: 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия и двигатель мощностью 350 л.с. разгоняет 11-тонную боевую машину до 100 км/ч. Запас хода будет насчитывать рекордные 1200 км. Грузоподъёмность «Тайфуна» составит 3 т. Автомобиль сможет преодолевать брод глубиной до 1,9 м, его обеспечат комбинированной баллистической защитой обитаемых отсеков по 3-му уровню STANAG 4569. Броневик также получит легкобронированный моторный отсек.
Для снижения массы машины разработчики были вынуждены отказаться от рамной конструкции: десантируемый «Тайфун» выполнен по схеме «несущий бронекорпус». За счет данного решения конструкторам удалось повысить грузоподъемность броневика. Помимо этого, появилась возможность установки необитаемого боевого модуля с автоматической 30-миллиметровой пушкой. Боекомплект для пушки из 300 патронов (200 осколочно-фугасных и 100 бронебойно-трассирующих боеприпасов) изолирован от обитаемого отделения машины, запас патронов для пулемета составляет 1200 штук. Дальность поражения целей – 2 км.
Благодаря современному комбинированному прицелу с телевизионным и тепловизионным каналами с лазерным дальномером «Тайфун-ВДВ» может выполнять боевые задачи и в темное время суток. Броневик способен выдержать взрывы мощностью до шести килограммов в тротиловом эквиваленте под колесом и до четырёх килограммов – под днищем.
Таким образом, «Тайфун-ВДВ» выступает в качестве универсального защищенного транспортного средства. Этот не имеющий аналогов «колесный танк», способный обеспечить беспрецедентно высокий уровень безопасности при перевозке грузов и личного состава. Кроме того, бронеавтомобиль становится опасной боевой единицей при условии комбинирования с различными видами вооружений.
Согласно последним данным, в Минобороны РФ уже завершили разработку защищенного автомобиля спецназначения К4386 «Тайфун-ВДВ». Теперь броневик ждут госиспытания, которые закончатся в этом году, что в дальнейшем позволит запустить полноценную серию с передачей техники ВДВ. Планируется, что «Тайфун-ВДВ» начнет поступать на вооружение российской армии уже в 2020 году.
Модификации
Тайфун К-63968
Основная статья: КАМАЗ-63968
Бескапотный многофункциональный модульный автомобиль. В модификации для перевозки личного состава может перевозить до 10 или 16 человек. Высадка десанта может осуществляться как с помощью рампы, так и через дверь. Лоб кабины обладает усиленным бронированием, которое обеспечивает защиту от 30-миллиметровых снарядов; возможна установка бронещита, закрывающего лобовое стекло. По другим сведениям, броня рассчитана только на попадание пуль калибра 7,62 мм, что соответствует 3-й категории по STANAG. Противоминная защита соответствует категории 3b. Отсек десанта оборудован триплексами, а также мониторами, отображающими информацию с внешних видеокамер. В настоящее время производится серийно.
Тайфун К-63969
Бронетранспортер с колёсной формулой 6х6 и дистанционно управляемой пушкой.[11] Однообъёмный бронемодуль (кабина и кузов — единая конструкция)[12][13]. Впервые был публично показан в июне 2013 г. в цеху на этапе сборки. Имеет круговое бронирование, рассчитанное на противостояние пулям калибра 14,5 и 12,7 мм (соответствует уровню 4 по STANAG 4569). Противоминная защита соответствует уровню 3b. Масса машины в снаряжённом состоянии — 19,7 т, полезная нагрузка — 4 тонны. Серийно не производится[14].
Тайфун К-53949 «Тайфун 4х4»
Тайфун К-53949 на параде Победы в 2020 году.
- Медиафайлы на Викискладе
Многоцелевой бронеавтомобиль повышенной проходимости, армейский автомобиль-внедорожник с колесной формулой 4х4[15]. На нём установлена комбинированная защита из керамической брони, под ней — броневая сталь. Полная масса — более 15 тонн, максимальная скорость — 105 км/ч.
Применение: охрана и сопровождения колонн, санитарная перевозка, ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, разведывательная и командно-штабная машина, машина огневой поддержки. Автомобиль впервые представлен на Дне инноваций ЮВО в октябре 2020 года[16].
Тайфун К-4386 («Тайфун-ВДВ»)
4-колёсный бронеавтомобиль для ВДВ. На данный момент проходит испытания.
Урал-63095 «Тайфун-У»
Основная статья: Урал-63095
Внутри бронекапсулы Урал-63099
Капотный многофункциональный модульный автомобиль (трёхместная бронированная кабина и сменный кузов-бронемодуль)[17].
Урал-63099 «Тайфун-У»
Капотный однообъёмный автомобиль для перевозки личного состава. Может перевозить до 12 человек, высадка десанта осуществляется через дверь.[18][неавторитетный источник?
].