Есть только МиГ-31: Тихий океан закроет эскадрилья перехватчиков


МиГ-41: истребитель Судного дня

Автор Александр Артамонов

03.11.2017 12:42

Авторские

Новый истребитель МиГ-41, разработка которого идет в России, может выйти на испытания уже в 2020 годах. При этом стоящие сейчас на вооружении перехватчики МиГ-31 успешно справляются с задачами и не устареют до 2030-х годов.

38 поделились

МиГ- 41: самый секретный проект ВПК

26 октября истребители-перехватчики дальнего радиуса действия МиГ-31БМ прикрыли ракетоопасные направления на учениях в небе Приполярного Урала. В воздушных маневрах приняли участие экипажи двух авиаполков, дислоцированных в Пермском и Красноярском краях.

Более 40 самолетов также выполняли дозаправку в воздухе на большой высоте. Такое упражнение входит в число сложнейших для пилотов боевой техники, так как предполагает возможность удержать самолет на расстоянии 10-15 метров от заправщика Ил-78, несмотря на аэродинамические возмущения и очевидную угрозу столкновения.

МиГ-31 находится на боевом дежурстве чуть меньше полувека, а точнее, с 1975 года. Увидевший тогда свет в конструкторском бюро имени Микояна истребитель сразу стал уникумом по ряду параметров: он первым был оснащен фазированной антенной решеткой, позволяющей ему «держать» до 24 целей, при активном сопровождении, как минимум восьми. Кроме того, он получил хорошее вооружение — ракету класса «воздух-воздух» дальнего радиуса действия. Это сделало его убийцей ряда целей, включая даже спутники на низкой околоземной орбите. Другой внушающей уважение характеристикой ветерана ВВС является его запредельные скорость и дальность полета.

Но предел есть всему. Поэтому еще в 1990-е годы руководство военным авиапромом приняло решение о создании принципиального нового самолета, развивающего ЛТХ МиГ-31. Будущая машина получила условное название «проект 701». Но в эпоху Ельцина Россия не нуждалась в новых машинах для защиты собственного воздушного пространства, поэтому проект был заморожен.

И вот теперь МиГу-41 снова дан ход. Любопытно, что заказ поступил от руководства страны, а не является творческим предложением конструкторов КБ имени Микояна. Также сразу привлекает внимание жесткая фиксация сроков исполнения оборонного заказа: ожидается, что машину примут на вооружение уже в 2025 году.

Проект давно реанимирован, так как около месяца назад стало известно о его состоявшемся переходе с научно-исследовательской стадии в фазу опытно-конструкторских работ. Для перехода на этот этап в КБ должны были быть уже готовы все необходимые расчеты и предварительные чертежи.

Пока новая конфигурация машины неизвестна, но с большой долей вероятности можно утверждать, что, в итоге, мы получим развитие старого доброго МиГ-31. Остается открытым вопрос о том, будет ли новый аппарат беспилотником или будет пилотируемым.

Можно также отметить, что МиГ-41 призван стать проектом не только ОКБ имени Микояна, но и ряда смежных ведомств. Это доказывает срочность ввода в строй новой машины. В свою очередь, сама спешка порождает вопрос: чем она вызвана? В последний раз руководство страны так торопилось с программой перевооружения накануне Великой Отечественной войны.

Обсудить (2)

Темы самолет истребитель

С прицелом на космос

Одним из преимуществ нового самолета, которые будут отличать его от уже имеющихся на вооружении российских военных, Тарасенко назвал возможность работы в космосе.

Прежде всего стоит понимать, что под «космосом» глава МиГа, скорее всего, имел в виду стратосферу. Это обусловлено тем, что теоретический предел высоты для работы прямоточного турбореактивного двигателя составляет 45 км. На данный момент рекорд высоты полета принадлежит предшественнику МиГ-31 — МиГ-25М — и составляет 37,8 км.

Кроме того, именно сама Россия активно выступает против размещения вооружений в космосе (так как это нанесло бы сильный удар по возможностям ядерного сдерживания США): по международным нормам космическое пространство начинается за линией Кармана — выше 100 км.

Но зачем самолету подниматься так высоко?

Ответов напрашивается всего два: уничтожение спутников и баллистических ракет, а также, возможно, оперативный вывод спутников на орбиту. Попытки применять МиГ-31 для этих целей уже предпринимались и, вероятно, предпринимаются до сих пор. Судить об эффективности этой работы по открытым источникам ввиду крайней деликатности темы не представляется возможным.

Космические войны

Известно, что с МиГ-31Д испытывали тяжелые ракеты, которые в СМИ называли «30П6 Контакт» и «Ишим». Их дальность выведения, по имеющейся в СМИ информации, составляет приблизительно 500−600 км. То есть на пределе дальности такие ракеты теоретически могут поражать некоторые разведывательные спутники США, к примеру системы радиоэлектронного наблюдения Lacrosse, которые, как считается, используются для отслеживания районов боевого дежурства российских мобильных ракетных комплексов стратегического назначения, под угрозу также могут попасть американские низкоорбитальные спутники связи системы Iridium.

Еще одной крайне полезной функцией, которая могла бы оправдать высокие затраты на ПАК ДП, является перехват межконтинентальных баллистических ракет (МБР). При входе боевых блоков в атмосферу их скорость составляет более 6 км/с, и их перехват путем прямого попадания представляет собой крайне сложную задачу.

При этом МБР практически беззащитна на космическом этапе полета. Считается, что апогей траектории американских ракет Minuteman составляет около 1000 км. То есть поражение ракеты еще до отделения боевых блоков является вполне реалистичной задачей.

Основные характеристики ТТХ самолета МиГ-27

Электроника

Одна из лучших модификаций воздушного корабля являлась система ПрНК-23. Модификации системы были следующие:

  • датчики воздушных параметров;
  • лазерный дальномер «Фон»;
  • оптическая визирная головка С-17ВГ;
  • навигационный комплекс КН-23;
  • новая цифровая вычислительная машина.

Число выполняемых команд новой системой равнялось 11. Бомбометание вне зоны видимости земли, выполнение разнообразных маневров, в том числе и предпосадочного, полет по запланированному маршруту. Возврат на аэродром, с которого был произведен вылет, внесенные данные о трех запасных аэродромах. Перед взлетом в цифровую вычислительную машину вносились 43 параметра. К ним относились метеоусловия, координаты аэродрома, данные о вооружении и их баллистические характеристики, указывался маршрут движения с шестью точками и многое другое.

Вооружение

  • шестиствольный автомат АО-18 калибра 30 мм.
  • пушка ГШ-6-30А. Скорость стрельбы 5500-6100 выстрелов в минуту. В своем классе пушка занимала лидирующие позиции. За рубежом применялись орудия калибра 20 мм, которые значительно уступали по всем характеристикам нашему орудию;
  • благодаря БДЗ-УМК (балочные держатели), самолет мог переносить до семи 500 кг, девяти 250 кг авиабомб или 22 бомбы массой 100 кг;
  • реактивное оружие представлялось серией ракет. Ракета Р-3с – была предназначена для борьбы с вертолетами и тяжелыми самолетами и борьбы с истребителями. Обладала очень большой дальностью. Ракета Х-23 – предназначалась для уничтожения наземных целей. Ракета Х-28. Предназначалась для защиты самолета от ЗРК врага. Была громоздкой, но весьма эффективной;
  • бортовые тепловые ракеты. Предназначались для защиты самолета от атак реактивных снарядов. Представляли собой кассеты с тепловыми ловушками и патронами с радиолокационными помехами.

Над вулканами

Принято принципиальное решение о размещении на Камчатке дополнительной эскадрильи МиГ-31, рассказали «Известиям» источники в Минобороны. После модернизации самолеты поступят на вооружение 317-го смешанного авиационного полка Тихоокеанского флота (ТОФ), который базируется на аэродроме Елизово в Петропавловске-Камчатском.

В мае командующий ТОФ адмирал Сергей Авакянц отметил, что истребители морской авиации осваивают в регионе новаторские приёмы боевой подготовки. В частности, в ходе учений МиГ-31 перехватил крылатую ракету, выпущенную бомбардировщиком Ту-95МС. А пара истребителей сбила сверхзвуковую противокорабельную ракету «Москит», летящую на предельно малой высоте.

Морские звезды: авиация ВМФ завершает первый этап реформирования

Летчики активно работают в тесной связке с береговыми, сухопутными войсками, боевыми кораблями и подводными лодками

Базирующиеся на полуострове машины будут прикрывать огромную часть территории России, отметил военный историк Дмитрий Болтенков.

— С их дальностью и скоростью полета перехватчики смогут контролировать пространство от Северного полюса до юго-восточных границ страны, рассказал он «Известиям». — Эти самолёты способны выполнять широкий круг задач — сопровождать бомбардировщики над Тихим океаном, перехватывать самолёты противника, а также крылатые ракеты.

На Камчатке базируются ядерные силы российского ТОФ, подчеркнул эксперт.

— В последние годы оборона Камчатки серьёзно укрепляется, — рассказал историк. — Этот удалённый регион имеет большое стратегическое значение. Там развернуты подразделения морской пехоты, береговых ракетных войск, подводные корабли. И МиГ-31 обеспечивают прикрытие всей группировки.

Модификации

  • МиГ-1 (И-200 № 01, № 02, № 03, изд.61)
    — предшественник. Первый вылет 5 апреля 1940 г.
  • МиГ-3 (И-200 № 04, изд.61)
    с мотором АМ-35А — Собственно, МиГ-3. Улучшенная модификация скоростного истребителя И-200 с мотором АМ-35А. Первый вылет состоялся 29 октября 1940 г.
  • МиГ-3уд
    — серийная модификация, в которой фюзеляж якобы был удлинён до 8,45 м, благодаря чему, как утверждалось, удалось достичь повышения статической продольной устойчивости и небольшого улучшения аэродинамики. Современными исследователями существование такой модификации оспаривается[6].
  • МиГ-3
    с мотором АМ-38 — самолёт № 3595 для испытаний
  • МиГ-9 (И-210)
    — вариант со звездообразным мотором М-82
  • МиГ-9Е (И-211)
    — варианты со звездообразным мотором М-82Ф
  • МиГ-3У (И-230)
    с мотором АМ-35А — улучшенный вариант, построенный по Постановлению ГОКО от 26 февраля и приказом НКАП от 27 февраля 1943 г. МиГ-3У (Д-01) совершил первый полёт в мае 1943 г. По заказу ПВО построено 6 экземпляров: Д-01, Д-02, Д-03, Д-04, Д-05 и Д-06.
  • МиГ-3 34 серии
    Модификация вооруженная 2 пушками ШВАК. Выпущенно 52 машины.

Миг-23 БМ

Как отдельная модель самолет МиГ-27 появился не сразу. Под руководством конструктора Седова Г. А. появляется новая на то время модель самолета МиГ 23 БМ (модернизированный). Было построено две опытные модели на базе МиГ-23 Б. Они имели двигатели АЛ-21Ф-3. Характерной особенностью во время работы над этой моделью самолета было то, что конструкторами была сделана не одна модернизация. Это было не в духе конструкторов того времени, которые старались внедрять в самолет одну разработку – проверенную и протестированную.

Взяв к сведению все слабые места всей линейки 23-х Мигов и их модификации, МиГ-23 БМ претерпел ряд изменений:

  • Изменение конструкции шасси и воздухозаборников.
  • Разработали новые модификации, касающиеся ходовой части самолета (значительно была усиленна стойка шасси и амортизаторы).
  • Установлен ПрНК-23 – прицельно-навигационный комплекс. Этот комплекс имел широкое применение – вел контроль над бомбометанием, пуском ракет, стрельбой из пушек по наземным и воздушным целям, решал навигационные задачи.
  • Увеличилось количество и масса вооружения. Установили модифицированную корабельную шестиствольную пушку АО-18 Грязева В. П. и Шипунова А. Г. Использовались новые ракеты Х-23, Р-3с. Против ЗРК врага была разработана противорадиолокационная ракета Х-28.

В новом самолете кабина пилота имела ряд модификаций. Был установлен лазерный дальномер «Фон». В закабинном отсеке расположили систему СУВ-2, которая управляла всем бортовым вооружением. Первый полет новой модели состоялся 17 ноября 1972 года под управление летчика-испытателя Меницкого В. Е. После нескольких доработок модель самолета утвердили на серийный выпуск. До 1978 года выпустили 360 самолетов этой модели. Как известно – пройдя ряд испытаний и доработок, в 1975 году самолет приняли на вооружение, дав ему название МиГ-27.

Тактико-технические характеристики

Схема самолёта.
Приведены данные государственных испытаний модификации МиГ-3

.
Источник данных: Медведь, Хазанов, 2007, с. 48; Шавров, 1988.
Технические характеристики

  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 8,25 м
  • Размах крыла: 10,2 м
  • Высота: 3,325 м
  • Площадь крыла: 17,44 м²
  • Профиль крыла: Кларк YH
  • Коэффициент удлинения крыла:
    5,97
  • Масса пустого: 2699 кг
  • Нормальная взлётная масса: 3355 кг с пулемётами под крылом:
    3510 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 463 кг
  • Объём топливных баков:
    640 л
  • Силовая установка: 1 × жидкостного охлаждения АМ-35А
  • Мощность двигателей: 1 × 1350 л. с. (1 × 993 кВт (взлётная))
  • Воздушный винт: трёхлопастной ВИШ-22Е
  • Диаметр винта: 3 м
  • Лётные характеристики

    • Максимальная скорость: у земли:
      495 км/ч
    • на высоте:
      640 км/ч на 7800 м
  • Посадочная скорость:
    144,5 км/ч
  • Практическая дальность: 820—857 км на 7860 м
  • Практический потолок: 11 500 м
  • Нагрузка на крыло: 192 кг/м²
  • Тяговооружённость: 284 Вт/кг
  • Длина разбега: 347 м
  • Длина пробега: 410 м
  • Время набора высоты:
      5000 м за 6,5 мин
  • 8000 м за 10,28 мин
  • Время виража:
    25—26 с на 4000 м
  • Вооружение

    • Стрелково-пушечное: 1 × 12,7 мм пулемёт с 300 патронов
    • 2 × 7,62 мм пулемёта ШКАС с 750 патронов на ствол
    • 2 × 12,7 мм пулемёт под крылом (дополнительно)

    Существовала также пушечная модификация с двумя синхронными 20мм авиапушками ШВАК

    • Боевая нагрузка: 200 кг
    • Неуправляемые ракеты: 6 × РС-82
    • Бомбы: 2 × 50 кг или
      100 кг бомбы

    Планер МиГ-27

    Планер самолета состоит из следующих конструктивных частей:

    1. носовая часть фюзеляжа;
    2. головная часть фюзеляжа вместе с топливными баками, закабинными отсеками спецоборудования, неподвижной частью крыла и боковыми воздухозаборниками;
    3. фонарь кабины;
    4. подвижные крыльевые консоли с интерцепторами, закрылками, управляемыми носками и топливными баками;
    5. хвостовая часть с рулем поворота, килем, топливным баком и стабилизатором.

    Фюзеляж в самолете МиГ-27 выполнен по типу полумонокока, имеет сварную и клепаную конструкцию. Клепаная часть сделана из листового алюминиевого сплава, силовые элементы штампованы из алюминиевого сплава и стали. Сварная часть выполнена из отдельных панелей на аргонно-дуговой или контактной сварке. Люки, которые часто открывали для обслуживания агрегата, сделали для удобства откидными.

    Хозяин неба

    МиГ-41 — это не просто истребитель, а истребитель-перехватчик. Он предназначен по большей части для уничтожения вражеских бомбардировщиков и крылатых ракет. Перехватчики вооружены управляемыми ракетами с инфракрасными и радиолокационными головками наведения, скорострельными пушками.

    В настоящее время существует пять поколений истребителей, каждое из них обладает собственным набором технических характеристик. Последнее на сегодняшний день поколение представлено американским F-35C, российским Су-57 (начало его боевой эксплуатации ожидается в этом году), а также китайскими и прочими аналогами.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]