Этапы диагностики двигателя: от чего зависит последовательность работ

11.05.2019

(Нет голосов)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Зачем нужна диагностика двигателя автомобиля
  • Когда следует проводить диагностику двигателя
  • Каковы основные этапы диагностики двигателя автомобиля
  • Во сколько обойдется такая работа

Двигатель – это механизм, который превращает энергию какого-либо топлива в механическую. Основным узлом автомобиля, определяющим его важнейшие характеристики, является именно ДВС. Увы, но даже у заботливого хозяина с мотором автомобиля рано или поздно возникают какие-либо проблемы. Очень важно вовремя локализовать неисправность, для чего существуют определенные этапы диагностики двигателя.

Зачем нужна диагностика двигателя автомобиля

Автомобильный двигатель устроен достаточно сложно, поэтому его надежная работа возможна только в случае качественного ухода и обслуживания. Убедиться в исправности всех узлов и агрегатов мотора можно только с помощью его диагностики, которую проводят в несколько этапов. Также это нужно делать в целях профилактики через определенные интервалы, отсчитываемые либо календарно, либо пробегом машины.

Психология большинства людей такова, что обращаются они за медицинским обследованием только в случае серьезных проблем. Очень часто случается, что для результативного лечения заболевания уже слишком поздно. На мелкие недомогания – покалывание, легкую боль – стараются не обращать внимания и ждут, пока само пройдет. Однако такие симптомы могут быть свидетельством серьезных процессов, происходящих в организме. И только полное обследование может дать развернутую картину состояния здоровья человека.

Аналогично и силовой агрегат авто постепенно изнашивается, только сообщить об этом своему хозяину не может. Современные машины снабжены развитыми устройствами самодиагностики. Вся информация о состоянии автомобиля доступна на дисплее бортового компьютера. Однако такими системами комплектуются в основном дорогостоящие автомобили. Также пользователю выводится далеко не вся собираемая самодиагностикой информация. Основная масса владельцев бюджетных автомобилей вынуждены проводить диагностику мотора самостоятельно. Состоит она из ряда этапов, каждый из которых важен для оценки ситуации.

Рекомендуем

«Восстановление автомобиля после ДТП: этапы, выбор СТО, нюансы» Подробнее

Компьютерная диагностика двигателя

Компьютерная диагностика двигателей легковых автомобилей необходима, чтобы узнать:

  • насколько мотор изношен;
  • как сделать его работу максимально эффективной;
  • как устранить поломку, чтобы силовой агрегат работал нормально.

При проведении компьютерной диагностики на станции технического обслуживания мастер использует сканер, ридер либо стенд, чтобы считать коды ошибок. После этого проводится анализ полученных данных. Затем после консультации с механиком владелец авто выбирает наиболее подходящий способ для устранения возникших поломок. Также компьютерная диагностика двигателя автомобиля позволяет предотвратить появление неисправностей в будущем.

На некоторых автомобилях, чаще всего недорогих, настройки выполняются не совсем корректно на заводе в момент производства машины. Например, программное обеспечение может мешать полному раскрытию потенциала авто, делая его эксплуатацию более сложной. К счастью, это легко исправить. Прежде всего проводится компьютерная диагностика двигателя автомобиля, в ходе которой выявляются заводские недочеты. Также с помощью диагностического прибора можно сделать чип-тюнинг, то есть перепрограммировать установленные производителем параметры автомобиля.

Например, есть возможность заново настроить центральный электронный блок, чтобы оптимизировать его под выбранную комплектацию. С помощью чип-тюнинга можно подкорректировать режим холостого хода, а также отрегулировать систему питания. Добавка плагинов позволит запрограммировать электронику, чтобы она соответствовала интерфейсу авто из нового семейства (даже если выпуска такой машины еще не было, и он только планируется на ближайшее время).

Автоматически в системе определяются отличия, то есть корректировать параметры вручную не придется.

Все электронные системы для диагностики двигателя автомобиля подразделяются на 2 вида в зависимости от таких параметров:

  • исполнение;
  • функциональные возможности.

К первому виду относятся независимые сканеры. Это небольшие устройства с дисплеем, а также портом. Такие приборы можно напрямую подключить к автомобилю и сразу же считывать данные. Сюда же относятся адаптеры, которые могут функционировать вместе с компьютером, связанным с электронным блоком управления (или датчиками машины при помощи кабеля).

Рекомендуем

«Можно ли смешивать охлаждающие жидкости и какова цена риска» Подробнее
Ко второму виду электронных диагностических систем относятся:

  1. Устройства, используемые в дилерских центрах. Их изготавливают производители авто. Такие приборы обладают 100%-ной совместимостью с вашей машиной, не важно, какая это марка и модель. С их помощью можно запрограммировать электронный блок управления так, как вам нужно.
  2. Марочные приборы. Производятся сторонними фирмами и предназначены для конкретной марки либо модели авто.
  3. Мультимарочное оборудование. Его можно использовать для любого авто (также в продаже можно встретить приборы, которые подходят только для американских, немецких, японских, корейских и так далее машин).

Конечно, функционал дилерского оборудования для компьютерной диагностики чрезвычайно широк. Однако даже при помощи даже самого обычного электронного сканера можно получить всю информацию о том, в каком состоянии находится силовой агрегат.

Компьютерную диагностику двигателя автомобиля важно провести на каждой машине. Самое главное, что такое тестирование обладает множеством плюсов по сравнению со стандартным анализом. Приведем основные достоинства данного способа диагностики:

  • Высокая точность и оперативность. Чтобы полностью продиагностировать машину, потребуется всего 30 минут. А на тестирование одного узла компьютер потратит 2-3 минуты. При этом он соберет данные обо всех сбоях и поломках. То есть владелец авто получит полную информацию о состоянии своего авто после того, как полученные данные расшифрует сотрудник автосервиса. Затем подбирается план ремонтных работ. Диагностика двигателя дизельного автомобиля (или бензинового) позволяет перенастроить бортовую электронику. Например, можно настроить холостой ход, отрегулировать параметры в топливной системе, оптимизировать машину под выбранную комплектацию, установить новое программное обеспечение и тому подобное.
  • Предупреждение возможных сбоев. Благодаря компьютерной диагностике двигателя автомобиля можно узнать как об уже случившихся поломках, так и о проблемах, с которыми вы столкнетесь в будущем. Изучив полученные в ходе диагностики данные, вы сможете исключить серьезные траты на капитальный ремонт. Сделать это просто: сразу же замените износившуюся деталь. Такое тестирование снижает риск внезапной поломки автомобиля во время движения. Только компьютерная диагностика двигателя автомобиля позволит обнаружить и устранить неполадки, которые есть в вашем авто. В каких случаях проведение этой процедуры обязательно:
  • Вы собираетесь путешествовать на машине. Если в ближайшее время вам предстоит долгая поездка по новым маршрутам, следует отправиться на станцию технического обслуживания для диагностики двигателя автомобиля. В ходе тестирования станет ясно, какие элементы необходимо заменить, есть ли поломки, требующие срочного устранения. Только так вы сможете обезопасить себя от внезапной поломки автомобиля на трассе, где нет ни одного автосервиса.
  • Планируете приобрести бывшее в употреблении авто. Затраченные на диагностику двигателя автомобиля средства быстро окупятся. Ведь нередки случаи, когда, продавая транспортное средство, владелец не говорит об имеющихся неполадках.


    Только компьютерное тестирование позволит выявить все неисправности. И вполне возможно, что вы откажетесь приобретать такую машину. Мастер на станции технического обслуживания проведет проверку всех агрегатов транспортного средства и сообщит вам о поломках. Также такая диагностика покажет, участвовал ли автомобиль в серьезных дорожно-транспортных происшествиях, какие поломки уже есть, а какие могут появиться в ближайшем будущем.

  • Для профилактики. Даже если вам кажется, что транспортное средство исправно, профессионалы советуют регулярно проводить диагностику двигателя автомобиля. Ведь тестирование позволит узнать, какие элементы авто износились и могут привести к дорожно-транспортному происшествию. Чтобы быть уверенным в своем автомобиле, следует проводить диагностику двигателя не реже, чем один раз в полгода.

Отличия диагностики дизельного двигателя

Диагностика двигателя дизельного автомобиля либо его агрегатов — мероприятие более длительное по сравнению с таким же тестированием силовой установки, работающей на бензине. Потребуется не только специальное устройство, но и мастер с большим опытом. Кроме того, необходимо использовать особые методы диагностики.

Почему проведение диагностики двигателя дизельного автомобиля считается более сложным? Дело в том, что у бензинового мотора системных параметров немного, и автомеханик сразу определяет причину поломки. К примеру, состав топливной смеси у дизельного мотора намного шире. Значит, определить, бедная смесь или богатая, в выбранном режиме будет достаточно сложно. Специалисту, который проводит диагностику, придется проанализировать множество показателей. Эта процедура похожа на действия детектива, который среди нескольких подозреваемых выявляет настоящего преступника.

Сложнее всего обнаружить поломки, возникающие время от времени, только в одном режиме работы. Когда никаких зацепок нет, рекомендуется обратиться к специалисту по проведению диагностики дизельного двигателя автомобиля с большим опытом, только он сможет помочь в данной ситуации. Используемый прибор для сканирования также должен быть профессиональным. Идеальный вариант, когда спустя пару поездок мастер-диагност сравнит ключевые рабочие параметры систем мотора и выявит неисправность. Однако нередки случаи, когда специалист вынужден применять сразу несколько приемов, чтобы обнаружить поломку.

Продиагностировать другие системы дизельного авто будет не так сложно. Однако для этой работы потребуются специальные приборы. Например, прежде чем приступить к откручиванию и осмотру свечей предпускового подогрева, необходимо произвести замеры и узнать напряжение и сопротивление. Какое приспособление понадобится в этом случае? Лучше всего использовать датчик тока. Его подсоединяют, а затем замеряют компрессию.

Чаще всего за управление свечами отвечает отдельный блок. Датчик прикрепляют к его питающему проводу, а затем определяют общее потребление электрического тока. Если потребление резко упало, значит, несколько свечей вышло из строя. Приступаем к следующему шагу: проверяем эти свечи.

Вакуумная система на дизельных авто сложнее по сравнению с такой же системой на бензиновых автомобилях. Чтобы удостовериться в том, что она герметичная, придется использовать дым-машину. Если дым просачивается, значит, есть утечка. С помощью дым-машины можно проверить, герметичный ли впускной тракт системы наддува.

Управляющую часть системы наддува вакуумного типа проверяют, применяя сразу несколько способов диагностики. Сначала используют вакуумметр, который подсоединяется к системе в нескольких местах. Затем полученные данные сравнивают с показаниями сканера об управляющем воздействии на соленоид, а также давлении наддува.

Датчик дифференциального давления позволяет узнать, нормально ли функционирует сажевый фильтр. Бортовая диагностика дизельного автомобиля данного узла достаточно развита. Поэтому полученная информация будет 100%-ной точности. Если противодавление окажется повышенным, значит, пришло время установить новый фильтр.

Несложно продиагностировать и функционирование клапана системы рециркуляции отработавших газов (Exhaust Gas Recirculation). Каждый электрический клапан оснащен специальным датчиком положения, у которого есть обратная связь. Учитывается также и то, какой объем воздуха расходует силовой агрегат. Мастер, используя сканер, определяет, нормально ли работает клапан, есть ли неисправности.

Рекомендуем

«Какая присадка для двигателя лучше: рейтинг 2021 года по отзывам автолюбителей» Подробнее
Поскольку мотор, работающий на дизельном топливе, достаточно шумный, определить, что есть посторонние звуки, непросто. Повышенная шумность такого двигателя возникает из-за специфики сгорания топлива в цилиндре. Когда топливная смесь сгорает неправильно (например, по той причине, что форсунка пришла в негодность), то звук становится сильнее.

Чтобы прояснить ситуацию, мастер отключает каждую форсунку по очереди, выявляя цилиндр, издающий наиболее громкий звук. Когда шумящий цилиндр будет отключен, громкость дизельной силовой установки станет нормальной. Однако данный способ не подойдет, если неисправно работают 2-3 цилиндра одновременно.

Когда и как часто следует проводить диагностику двигателя

Не стоит недооценивать влияние мелких неисправностей на работу двигателя – уже на этапе их появления надо принимать меры. Если не обращать на них внимание, то очень скоро придется столкнуться с ремонтом силового агрегата. Ремонт этого узла – дорогое удовольствие. Перечислим признаки, при которых обязательно нужно провести диагностику мотора:

  • Существенно вырос расход топлива. Тип топлива не имеет значения.
  • Приходится часто и много доливать масло.
  • Весомый повод для тревоги – падение мощности автомобиля.
  • Возникают трудности с переключением передач, включение происходит рывками.
  • Появление необычных звуков при старте двигателя.

Благодаря диагностике можно узнать, какой объем ремонта мотора предстоит и какова будет его стоимость. Для дизельных автомобилей необходимо диагностировать работу двигателя раз в полгода. Кроме того, нужно проводить специальную подготовку машины к зимнему и летнему сезонам. Профессиональные автомеханики советуют делать диагностику ДВС не только при подозрении на неисправности, но и регулярно в целях профилактики. Часто таким методом удается предупредить серьезные поломки силового агрегата.

Основные этапы диагностики двигателя автомобиля

Диагностика мотора – процесс, включающий не один этап. Однако пренебрегать каждым из шагов не стоит, поскольку все они очень важны для понимания ситуации. Перечислим эти этапы:

  1. Проверить наличие следов рабочих жидкостей.
  2. Одной из самых часто встречающихся проблем является утечка рабочих составов. Работа ДВС немыслима без машинного масла. Именно поэтому на этом этапе в первую очередь обращают внимание на следы масла на моторе. Наличие масляных подтеков на двигателе свидетельствует о его негерметичности. Определив масштаб и причины масляных пятен, производят необходимый ремонт.

  3. Проверить масло.
  4. Следующий этап – контроль уровня и качества моторного масла. Если уровень недостаточный, то, вполне возможно, мотор имеет весомые проблемы. Иногда неисправность устраняется заменой уплотнителей, но случается и более серьезный ремонт.

  5. Проверить работу мотора на посторонние шумы.
  6. Исправный силовой агрегат во время работы не издает лишних шумов. Если работа или запуск мотора сопровождается необычными звуками, то без помощи профессионалов уже не обойтись. Этап можно назвать слуховой диагностикой.

    Посторонние звуки, издаваемые работающим двигателем, указывают на износ или повреждение его отдельных деталей.

  7. Осуществить проверку вибрации.
  8. Современные двигатели работают тихо, без лишних рывков и вибраций. Если ДВС вдруг начал вибрировать во время работы, вероятнее всего, проблема в одном из цилиндров. Некоторые более серьезные повреждения моторов тоже сопровождаются скачками вибрации. При возникновении таких симптомов необходимо прибегнуть к компьютерной диагностике агрегата.

  9. Проверить подушки крепления.
  10. Крепление двигателя играет огромную роль. Оно гасит вибрации агрегата, помогает синхронизировать его работу с коробкой передач. Следует поэтапно проверить надежность и целостность каждой подушки крепления мотора. Только исправные крепления могут обеспечить работу машины в номинальном режиме.

  11. Проверить выхлопную систему.
  12. Надежная работа двигателя невозможна без правильного отвода выхлопных газов. При нарушении целостности системы выхлопа мотор не только теряет мощность, но и значительно повышается концентрация вредных веществ в выхлопных газах, так что этот этап важен еще и с точки зрения влияния на окружающую среду.

  13. Проверить систему питания.
  14. Быстрота пуска двигателя зависит от качества зарядки аккумуляторной батареи. Полнота и скорость зарядки батареи напрямую связаны с исправностью генератора. На этапе диагностики системы электропитания двигателя обязательно нужно проконтролировать степень натяжения и состояние ремня привода генератора. Также важно проверить систему зажигания.

Если диагностика показала наличие вышеперечисленных неисправностей, нужно провести углубленное изучение проблемы до выяснения первопричин. Одним из этапов такого обследования должна быть компьютерная диагностика, она особенно очень помогает в случае приобретения автомобиля. В результате такой процедуры можно сэкономить время и финансы на обслуживание машины.

Рекомендуем

«Как обманывают в автосервисе и что можно предпринять для своей защиты» Подробнее

Методы проведения диагностики двигателя

Перечень применяемых инструментов и методик при диагностике силовых агрегатов весьма велик. Каждая методика состоит из строго последовательного набора этапов. Некоторые из них доступны для самостоятельного использования, другие же доступны только в профессиональных автомастерских. Перечислим основные способы диагностики двигателя.

1. Визуальная диагностика

Некоторые проблемы видны невооруженным глазом. Осмотрев двигатель, уже можно сделать определенные выводы о его состоянии.

Самые распространенные примеры:

  • Пятна и подтеки масла указывают на износ прокладки, слабое крепление крышки клапанов, а также могут быть следствием более серьезных проблем.
  • У бензиновых двигателей сильная вибрация, троение двигателя иногда свидетельствует о неисправности свечей зажигания. Свечи выкручивают и осматривают. Наличие нагара на свече позволяет с высокой долей вероятности определить виновника проблемы.
  • Механические повреждения датчиков и обрыв их проводов можно обнаружить при визуальном осмотре подкапотного пространства автомобиля.

Таким образом, визуальный осмотр двигателя есть первейший и самый доступный этап его диагностики. Такой способ еще называют безразборной проверкой. Также работу двигателя проверяют на слух – не должно быть посторонних стуков, скрежета и других шумов. Если необычные звуки сопровождают работу ДВС, то это чревато как минимум регулировкой зазоров клапанов, а в особо запущенных случаях может вылиться в проведение капитального ремонта мотора.

2. Самодиагностика системы

Автомобили, выпускаемые в настоящее время, имеют развитые системы диагностики. Данные системы предоставляют данные обо всех ошибках блока электронного управления. Анализ этих сбоев позволяет определить состояние двигателя. Ошибки выводятся на экран бортовой компьютерной системы или зашифрованы с помощью последовательности миганий индикатора Check Engine.

Каждый производитель автомобилей по-своему организует доступ к системе самодиагностики двигателя. В одном случае нужно соединить между собой определенные контакты диагностического разьема OBDII и проехаться, в другом произвести повороты ключа зажигания в несколько этапов и нажатие педалей. Такая информация по конкретной модели автомобиля доступна на различных тематических форумах в сети Интернет.

3. Компьютерная диагностика

Этап компьютерной диагностики требует наличия специального сканера. Данный девайс опрашивает ЭБУ и считывает все ошибки двигателя, которые когда-либо были зафиксированы. Такие сканеры могут еще определить настоящий пробег машины, если скрутка километража произведена дилетантом. Опытные специалисты знают все нюансы фиксации пробега в каждом конкретном авто и проведут отмотку километров так, что обнаружить это не сможет уже никто.

Торговая сеть сегодня предлагает большой выбор сканеров. При ограниченном бюджете можно вполне найти недорогую модель. Она позволит выполнить хорошую диагностику двигателя. Но некоторые проблемы такие сканеры все же не могут обнаружить.

Более дорогие и качественные автосканеры снабжены функцией мотор-тестера. С помощью данной опции производится диагностика мотора в разных режимах работы, что позволяет выполнить более тонкий и всесторонний анализ.

На некоторых этапах диагностики применяются также автомобильные осциллографы. Эти приборы, например осциллограф Постоловского, позволяют проверить сигналы с различных датчиков и по их форме вскрыть возможные неисправности двигателя.

4. Диагностика с помощью специальных инструментов

Инструментальную диагностику двигателя можно выполнить самостоятельно. Для этого необходимо наличие следующих приборов:

  • Стробоскоп. Дает возможность проверять и корректировать углы опережения зажигания.
  • Компрессометр. Помогает определить значение компрессии в каждом цилиндре.
  • Эндоскоп. Этот инструмент дает возможность заглянуть в места, скрытые от глаз. Таким образом облегчается безразборная диагностика мотора и других узлов и агрегатов машины.
  • Микрометры и щупы, предназначенные для определения зазора клапанов.
Рекомендуем

«Проверка компрессии двигателя: почему она так важна? » Подробнее

Мотортестеры

Это совершенно другой тип диагностического оборудования.

В отличие от сканера, мотор-тестер представляет собой измерительный прибор. Предоставляемая им информация снимается непосредственно с двигателя и позволяет найти неисправности, недоступные сканеру.

Это формы напряжения и тока датчиков и исполнительных механизмов, это осциллограммы высокого напряжения, давления в цилиндре, давления топлива. Это возможность проверить баланс цилиндров, померить стартерный ток, УОЗ и многое другое.

Каковы области применения мотортестера?

В цилиндрах двигателя под воздействием искры происходит воспламенение и сгорание топливно-воздушной смеси. Наблюдать и оценивать этот процесс непосредственно (например, зрительно) невозможно. Но оценить его косвенно очень даже легко. Для этого в мотортестерах предусмотрена возможность снятия осциллограмм вторичного напряжения.

На форму этих осциллограмм влияет буквально все: состояние катушки зажигания, высоковольтных проводов, свечных наконечников, свечей, компрессии, состояние клапанов, состав смеси и даже исправность ЭБУ.

Как научиться извлекать ценнейшую информацию из формы вторичного напряжения читайте следующих статьях.

Еще один очень информативный график, предоставляемый мотортестером, — давление в цилиндре при работе двигателя. Для этого свечной наконечник интересующего нас цилиндра подключается на разрядник, свеча выворачивается, а на ее место устанавливается датчик давления.

Полученный в результате измерений график позволяет сделать заключение:

  1. О правильности установки фаз ГРМ. Речь идет не только о ремне, но и, например, о разбитых шпонках коленчатого и распределительного валов, провернутом шкиве коленвала.
  2. О состоянии цилиндропоршневой группы и клапанов.
  3. О наличии подсоса воздуха во впускной тракт.
  4. О высоком противодавлении выпускного тракта (разрушение сот катализатора, перегородок глушителя).
  5. О реальном угле опережения зажигания.

Согласитесь, список внушительный. Чего стоит одна только правильность установки фаз. Вручную эта операция делается долго и трудно, а с помощью мотортестера все решается без усилий в течение пяти минут.

С этой же самой помощью можно определить, не имеет ли места обрыв или межвитковое замыкание форсунок. Можно померить стартерный ток и сделать вывод о состоянии аккумулятора и стартера. Форма осциллограмм напряжения генератора тоже позволяет сделать вывод о его исправности.

Мотортестер позволяет проверить работоспособность датчиков

Например, снимаем осциллограмму сигнала с датчика массового расхода воздуха при подаче на него питающего напряжения. По форме переходного процесса можно сразу же, не заводя двигатель, сделать вывод о работоспособности датчика.

Как это сделать, подробно рассказано в наших обучающих курсах.

Если вы убедились в необходимости приобретения такого прибора, дело осталось за выбором конкретной модели. К сожалению, из трех вышеназванных типов мотортестер — самое дорогое удовольствие. Выбор фирм и моделей достаточно велик. Конечно, покупать супердорогой фирменный мотортестер не стоит, но и совсем уж простенькие приборы тоже не нужны.

Газоанализаторы

Здесь важны две вещи.

Во-первых, на современном диагностическом участке газоанализатор должен быть только четырехкомпонентный. Двухкомпонентные приборы, как и карбюраторы, — достояние истории.

Во-вторых, газоанализатор служит не для «регулировки СО», а как источник диагностической информации.

Как пользоваться этой информацией для диагностики двигателя? Читайте статью Газоанализ и диагностика.

Краткий итог

Все три типа описанных приборов имеют совершенно разный принцип работы, дают нам разную информацию и ни в коем случае не подменяют друг друга.

Да, где-то получаемые с их помощью данные перекликаются, а где-то у каждого прибора они уникальны. В принципе, можно обойтись без любого из этих приборов, а есть «спецы», которые вообще обходятся одной отверткой. Речь не об этом. Речь о том, что грамотный поиск дефекта основан на анализе информации. На измерениях, с коих, как известно, начинается наука.

Остальное оборудование носит в основном вспомогательный характер, хотя его наличие более чем желательно:

  • Топливный манометр
  • Установка для очистки форсунок,ультразвуковая с проверочным стендом (очень полезная вещь) или жидкостная
  • Стенды для проверки свечей зажигания, модулей зажигания
  • Качественный мультиметр, желательно специализированный, приспособленный для работы с двигателями
  • Хороший набор инструмента, желательно фирменный
  • Всевозможные пробники, хитрые приспособления, изготавливаемые мастером

И последнее, без чего не обходится диагностический участок, — это информация.

Ее мастер должен получать всеми доступными способами: Интернет, книги, публикации в автомобильных журналах.

Необходимо иметь постоянно обновляемые базы данных: Autodata, Mitchell и подобные.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]