Танк —уникальная боевая машина, кардинально изменившая в своё время лицо войны. С момента своего первого появления на поле боя и по сегодняшний день изменился и сам облик танка. Школа танкостроения не стоит на месте, а вместе с ней эволюционирует и само её детище. В разные эпохи эти стальные «колесницы смерти» выглядели по-разному, воплощая идеи и потребности своего времени.
В первой половине ХХ века, среди конструкторов ведущих держав была популярна идея о многобашенных танках. Танкостроителям казалось, что большее количество башен должно колоссально повысить огневую мощь боевой машины. Однако дальнейший опыт использования таких «стальных монстров» показал, их малую эффективность и поэтому современных танков такой конструкции нет. Но в определённый момент времени разработки подобных «мобильных крепостей» активно велись во многих странах. Какие-то из них оставались прототипами, а какие-то даже были приняты на вооружение и участвовали в боевых действиях. СССР, как и многие другие страны, так же не обошла стороной мода на «многобашенность».
Представляем вашему вниманию ТОП 5 советских серийных и экспериментальных многобашенных танков по версии сайта slovodel.com.
5-е место: Т-29
ru. wikipedia.org
Танк Т-29 сочетал в себе многобашенность и ещё одну популярную идею танкостроения того времени, а именно колёсно – гусеничную базу. Многим знакомы лёгкие советские быстроходные танки серии БТ на аналогичном по концепции шасси. Но данная боевая машина проектировалась на базе другого колёсно – гусеничного танка: плавающего ПТ-1.
Т-29 средний трёхбашенный колёсно – гусеничный танк классической компоновки с противопульным и противоосколочным бронированием, конструкция которого во многом повторяла взятый за основу Т-28.
Центральная главная башня, расположенная на втором ярусе, представляла собой немного изменённую башню от Т-26-4, в которую устанавливалась пушка КТ-28, так же были попытки установить пушку ПС-3, но в конечном итоге было принято решение установить 76-мм орудие Л-10. С передней и тыльной стороны башни в шаровых установках располагались 7,62-мм пулемёты ДТ.
В двух дополнительных башнях, расположенных в передней части корпуса первым ярусом, так же были установлены пулемёты ДТ.
Т-29 обладал хорошими ходовыми характеристиками. Он был довольно быстрым и манёвренным. Максимальная скорость на колёсном ходу (по шоссе) составляла около 80 км\ч, на гусеничном – около 50 км\ч (по шоссе и пересечённой местности).
Разрабатывалась данная боевая машина в 1930-х годах. В период с 1934 года по 1937, было построено 5 опытных образцов, довольно успешно прошедших испытания. Танк планировалось принять на вооружение РККА, однако в серию всё же данный танк не пошёл ввиду сложной конструкции.
Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5
Бронемашина была создана на базе другого легкого танка БТ-2, характеристики которого начали устаревать. При этом модернизированная техника в ходе испытаний показала себя с лучшей стороны, и в конце 1938 г. было принято решение о ее серийном производстве.
Легкий танк БТ-5
Уже через несколько месяцев после старта производства бронемашины поступили на службу в танковые бригады и корпуса. В сравнении с предшественником БТ-2, обновленный танк отличался высокими боевыми характеристиками и повышенной надежностью, ввиду чего он продолжительное время стоял на вооружении армии СССР.
4-е место: Т-100
ru.wikipedia.org
Т-100 — тяжёлый экспериментальный двухбашенный танк классической компоновки, разрабатываемый уже «на закате» популярности подобных конструкций. Фактически был одним из последних проектов многобашенных советских танков.
Башни танка располагались одна за другой и так образовывали два яруса. На первом находилась вспомогательная башня с 45-мм пушкой 20-К, которая была предназначена для поражения бронетехники.
За ней, образуя второй ярус, устанавливалась основная башня, оснащённая пушкой Л-10 калибром в 76-мм для поражения живой силы и укреплений противника.
Так же на вооружении боевой машины имелись три 7,62-мм пулемёта ДТ: два в башнях и один в командирской башенке.
Кроме огневой мощи, Т-100 так же был неплохо бронирован для своего времени. Он имел в основном по кругу 60 мм брони, как в корпусе, так и в башнях. Такая броня позволяла довольно достойно «держать удар».
Данный танк был изготовлен в единичном экземпляре в 1939 году и до 1940 проходил испытания. Несмотря на то, что это был прототип, он всё же успел поучаствовать в боевых действиях. Наряду с ещё несколькими экспериментальными танками, Т-100 использовался в боях на «Линии Маннергейма» в ходе Финской войны. Танк показал положительные результаты, но в серию его так и не запустили. Комиссия отдала предпочтение более перспективному танку КВ-1, отказавшись от идеи сложной многобашенной конструкции.
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Раздельно-агрегатная гидравлическая система включает:
- три шестерёнчатых насоса общей производительностью 500 л/мин при оборотах двигателя 1900 об/мин
- два золотниковых распределителя, обеспечивающих: подъём и перекос отвала, подъём и изменение угла наклона зуба рыхлителя, гидравлическая система сервоуправления дистанционно управляет золотниками.
- бак с фильтрами, гидроцилиндры
- максимальное давление срабатывания предохранительного клапана – 20 МПа (200 кгс/см2)
Секции золотников | Положение золотников распределителя | Число цилиндров | Диаметр цилиндра х Ход поршня, мм х мм |
Подъем отвала | подъем, нейтраль (удержание), опускание, плавающее | 2 | 160 x 1400 |
Перекос отвала | вправо, нейтраль, влево | 1 | 220 x 360 |
Подъем рыхлителя | подъем, нейтраль, опускание | 2 | 220 x 560 |
Изменение угла резания рыхлителя | бесступенчатое регулирование угла резания | 2 | 220 x 500 |
3-е место: СМК
commons.wikimedia.org
Бронзу забирает ещё один двухбашенный «тяжеловес» советской танковой промышленности, которого постигла та же печальная участь, что и предыдущий образец, который разрабатывался параллельно с СМК и проходил вместе с ним бок о бок боевые испытания.
СМК являлся тяжёлым танком с двумя башнями классической компоновки. Башни боевой машины располагались так же двумя ярусами: вспомогательная — на первом спереди, основная находилась на втором ярусе за ней.
Во вспомогательной малой башне находилась так же, как и на Т-100 40-мм пушка 20-К. Главная башня оснащалась уже 76-мм орудием Л-11, представлявшим собой модернизированную танковую пушку Л-10, которую можно было встретить на многих советских танках тех лет, в том числе и на конкурирующей «сотке».
Кроме того, СМК был вооружён четырьмя 7,62-мм пулемётами ДП и одним крупнокалиберным пулемётом ДШК, калибром в 12,7-мм.
В плане бронирования данный образец превосходил хорошо защищённый Т-100. В башнях СМК так же имел 60 мм брони, а вот в корпусе у данного танка было уже 75 мм.
СМК разрабатывался так же в конце 1930-х годов. Как и Т-100, он был изготовлен в количестве одной единицы и был отправлен на «Линию Маннергейма» проходить испытания в боевых условиях. В целом боевая машина отвечала оперативно-тактическим требованиям, но, как и конкурент, СМК был отвергнут комиссией по тем же самым причинам, кроме того танк обладал слишком большой массой и габаритами.
Модификации и варианты исполнения (комплектации), аналоги
- Т-35.01 К(Я) – с радиатором Оренбургского завода, жидкостным подогревателем «ПЖД-600», с постоянным приводом вентилятора, фильтром грубой очистки топлива, объёмом топливного бака 800 л, резисторным датчиком уровня топлива поплавкового типа «БМ-162», гидравлическим управлением движением трактора (с механическими тягами и рычагами), полужёсткой ходовой системой, гидрораспределителем производства ОАО «Промтрактор» с механическим управлением золотника подъёма-опускания отвала, конструкцией бульдозерного оборудования с винтовым раскосом и гидрораскосом.
- Т-35.02 К(Я) – с блоком радиаторов «AKG» (Германия), жидкостным подогревателем «Гидроник-35» (Германия), с регулируемым приводом вентилятора, с фильтром грубой очистки топлива «Fleet-guard» (США) – с функцией подогрева топлива и отделения воды, объёмом топливного бака 960 л, точным датчиком уровня топлива «УКУТ-3502» , г. Ковров, электрогидравлическим управлением движением трактора, усилением главной передачи за счёт установки подшипников с большей грузоподъёмностью, кареточной ходовой системой, модернизированными гидрораспределителями, гидравлическое пропорциональное управление – джойстиками , конструкцией бульдозерного оборудования с двумя гидрораскосами.
Рекомендуем прочитать: МТЗ 1025: Технические характеристики
Буквы указывают на тип двигателя: Я – ярославский; К – «Камминз».
В комплектации «Т-35.01ЯБР-1» предусмотрены: двигатель «ЯМЗ-850.10», полусферический отвал, однозубый рыхлитель.«Т-35.01ЯБР-2» – двигатель «ЯМЗ-850.10», сферический отвал, рыхлитель однозубый. «Т-35.01КБР-1» – двигатель «Cummins QSK19-C525», полусферический отвал, рыхлитель однозубый. «Т-35.02КБР-1» – двигатель «ЯМЗ-850.10»,полусферический отвал, рыхлитель трёхзубый. «Т-35.01КБР-2» – «Cummins QSK19-C525»,сферический отвал, рыхлитель однозубый.
Импортными аналогами бульдозера «Четра Т-35» являются модели«Катерпиллар D6T» и «Коматцу D63E-12».
2-е место: Т-28
ru.wikipedia.org
На втором месте у нас располагается танк 30-х годов ХХ века Т-28, первый в СССР средний танк, запущенный в массовое производство.
Т-28 средний трёхбашенный танк поддержки пехоты классической компоновки с противопульным бронированием. Прообразом данной боевой машины послужил британский танк «Виккерс 16-тонный», вдохновившись которым после визита в Великобританию, советские танкостроители начали разрабатывать собственный аналог.
Конструктивно он схож уже с упомянутым Т-29, прародителем, которого он и являлся. Башни расположены таким же образом: две пулемётные спереди на первом ярусе и главная пушечная – на втором.
В двух малыш башенках, располагавшихся спереди на первом ярусе, были установлены по одному 7,62-мм пулемёту ДТ, которые позволяли эффективно бороться с наступающей живой силой противника в двух направлениях.
Основная башня была доработанной версией от башни другого многобашенного танка Т-35. Изначально её оснащали короткоствольной 76-мм пушкой КТ-28, которая являлась модификацией полковой пушки образца 1927 года. Начиная с 1938 на танк уже устанавливалась более современная танковая пушка Л-10 с аналогичным калибром, которая превосходила по характеристикам старую КТ-28. Так же в башне были установлены два пулемёта ДТ.
Производился танк с 1933 года по 1940. Т-28 было выпущено большое количество: 503 единицы. На момент своего создания он был самым сильным танком в мире. Первое боевое применение состоялось в ходе Зимней войны, в результате которой боевую машину было решено экранировать дополнительной бронёй, начиная, с 1940 года было модифицировано 111 штук. Данная модификация получила индекс Т-28-Э.
Данный танк применялся и на начальный этапах Великой Отечественной Войны, однако к тому времени уже морально устарел и большинство боевых машин было потеряно в первые месяцы.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Подвеска бульдозера Четра Т35, бульдозера Т 3501, трактора Т-35.01: трёхточечная полужёсткая с вынесенной осью качания тележек обеспечивает высокие тягово-сцепные свойства, уменьшение ударных нагрузок на ходовую систему, улучшение условий труда. Опорные, поддерживающие катки и направляющие колёса с одноразовой смазкой на весь срок службы с самоподжимными уплотнениями типа «двойной конус».
Число опорных катков ( с каждой стороны ) | 7 |
Число поддерживающих катков (с каждой стороны) | 2 |
Последний легкий танк страны советов — Т-80
В конце 1942 г. заканчивались полевые испытания последнего отечественного легкого танка Т-80, после которых он сразу был отправлен на поле боя, где показал себя с лучшей стороны.
Т-80 — последний легкий танк СССР
Несмотря на хорошие показатели надежности и боеспособности, всего было выпущено 85 таких бронемашин. После появления у противника более совершенных «Пантер» и «Тигров» Т-85 полностью сняли с производства.
Танк «на испуг»
С началом войны для обороны Одессы остро не хватало бронетехники. И чтобы хоть как-то исправить ситуацию, комитет обороны принял решение о создании секретного танка…
Танк или бронированный трактор?
Чтобы взять врага «на испуг» на ХТЗ был разработан специальный трактор, обшитый бронированными стальными листами, которые собрали с подбитых танков Т-26. Увы, но не на всех машинах были орудия. На большинстве тракторов-танков стояли их муляжи.