Airbus A320 | |
Airbus A320-211 авиакомпании Lufthansa | |
Тип | Узкофюзеляжный реактивный пассажирский самолёт |
Разработчик | Airbus |
Производитель | Airbus |
Первый полёт | 22 февраля 1987 года |
Начало эксплуатации | апрель 1988 года |
Статус | производится, эксплуатируется |
Эксплуатанты | American Airlines (394) Lufthansa (168) United Airlines (162) British Airways (130) Аэрофлот (109) Turkish Airlines (100) Air Canada (96) |
Годы производства | 1987 — н. в. |
Единиц произведено | 8419 [1](30 сентября 2020 года) |
Стоимость единицы | A318: $71,9 млн.[2] A319: $85,8 млн. A320: $93,9 млн. A321: $110,1 млн. |
Варианты | Airbus A320neo Airbus A318 |
Изображения на Викискладе |
Airbus A320
— семейство узкофюзеляжных самолётов для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанных европейским консорциумом «Airbus S.A.S». Выпущенный в 1988 году, он стал первым пассажирским самолётом, на котором была применена электродистанционная система управления (ЭДСУ, англ. fly-by-wire).
По состоянию на 3 июля 2020 имеется заказов на 10813 самолётов семейства A320 при 7911 проданных машин, из которых эксплуатируется 6401 самолёт[3]. Главным конкурентом семейства Airbus A320 является семейство Boeing 737.
Содержание
- 1 Аэродинамическая схема
- 2 История 2.1 Разработка
- 2.2 Особенности
- 2.3 Производство
- 2.4 Эксплуатация
- 2.5 Конкуренция
- 5.1 A318
История
Разработка
После успеха Airbus A300 консорциум Airbus начал разработку нового самолёта, призванного заменить самый популярный в то время самолёт — Boeing 727 и ранние варианты Boeing 737. Предполагалось создать самолёт аналогичных размеров, но более совершенный с точки зрения экономии и с различными вариантами пассажировместимости. Цифровые технологии дали бы A320 преимущество перед основными конкурентами — Boeing 727 и 737.
Особенности
Кабина пилотов Airbus A319
Основная опора шасси A320
Особенностью Airbus A320 является передовая по технической оснащённости (по меркам 1980-х годов) кабина пилотов и электродистанционная система управления. Вместо механических стрелочных приборов, информация о положении самолёта и состоянии его двигателей и вспомогательных систем выводится на шесть электронно-лучевых экранов (после начала выпуска A318 — на LCD), занимающих большую часть приборной доски. Кроме того, классические самолётные штурвалы заменены боковыми ручками (сайдстиками, sidestick), расположенными по бокам кабины, таким образом, сайдстик пилота, сидящего слева (командир воздушного судна) расположен слева от его сидения, а сайдстик пилота, сидящего справа (второй пилот), расположен справа от его сидения. Эти ручки не связаны с плоскостями управления напрямую; любое движение сайдстика обрабатывается бортовыми компьютерами и информация передаётся по проводам к гидравлическим приводам, которые приходят в действие и совершают необходимые движения рулевых плоскостей (технология fly by wire). Высокий уровень автоматизации управления самолётом и его системами позволил ограничить число членов экипажа двумя пилотами.
По сравнению с другими авиалайнерами сходных размеров, серия A320 отличается просторным пассажирским салоном с большими полками для ручной клади, большой грузовместимостью нижней (грузовой) палубы и широкими люками для загрузки багажа. После выпуска A318 на остальных самолётах семейства A320, в основном выпущенных после 2000 года, были также применены новшества (Enhanced version) введенные при производстве A318, такие как: замена облицовочных панелей салона; более вместительные полки для ручной клади (внутренний объём вырос на 11 %); новая Flight Attendant Panel (FAP) с сенсорным дисплеем; индивидуальное освещение над каждым пассажиром (Reading lights) на основе светодиодов; возможность регулировки яркости основного освещения в салоне от 0 до 100 %; ЖК-дисплеи в кабине пилотов вместо электронно-лучевых. Были также заменены некоторые компьютеры, логика компьютеров, изменения в механизмах и многое другое. По этим и другим причинам (включая сравнительно низкую стоимость обслуживания) A320 пользуется большой популярностью во всем мире.
Уровень шума взлетающего Airbus A320 — 82 децибела.
Характерная внешняя особенность A320 — чуть скошенная передняя стойка шасси.
Производство
До февраля 2008 года сборка A320 производилась только в Тулузе, однако с марта 2008 года, из-за большого спроса, сборку также развернули на заводе в Гамбурге-Финкенвердер.[4]. Все остальные версии A320 производились и производятся в Гамбурге-Финкенвердер. Кроме этого, в Китае была открыта линия монтажа самолётов семейства A320 с расчётной производительностью четыре машины в месяц (в 2011)[5].
Компоненты с различных заводов концерна Airbus перевозят для окончательной сборки в Гамбург (A318, A319, A321) и Тулузу (A320). Практически все перевозки выполняются на самолёте A300-600ST «Белуга».
В ходе экономического оздоровления концерна Airbus в 2007 году немецким менеджерам удалось добиться переноса производства A320 из Франции в Германию. Планируется повысить число выпускаемых самолётов до 42 в месяц с 4-го квартала 2012 года[6].
Кроме того производство авиалайнеров типа A320 налажено в Китайской Народной Республике. Планировалось с 2010 года, что китайские заводы концерна будут выпускать до пятидесяти самолётов в год. Также, Иркутский авиационный завод в России выпускает компоненты для авиалайнеров типа A320.
A320 помогает Airbus Industrie компенсировать потери, связанные с проблемами в производстве самолёта-гиганта A380. Портфель заказов формируют азиатские авиакомпании и лизинговые предприятия.
Самой большой проблемой для Airbus SAS остаётся низкий курс доллара. Оплата за самолёты производится в долларах, тогда как большая часть производства размещена в еврозоне.
Эксплуатация
Официально программа самолёта A320 началась в марте 1984 года. Первый полёт опытный самолёт A320 с двигателями CFM56-5A1 совершил 22 февраля 1987 года. В конце февраля 1988 года самолёт был сертифицирован в Европе, а в декабре — в США. В марте 1988 года авиа получила первый самолёт. Самолёт A320 является первым в мире пассажирским самолётом с электродистанционной системой управления (ЭДСУ) или FBW (Fly by wire), кабиной экипажа, оснащённой боковыми рукоятками управления вместо обычных штурвальных колонок, и горизонтальным оперением, изготовленным полностью из композитных материалов. 150-местный самолёт A320 послужил основой для разработки самолётов A321 (170-местный, 1994), A319 (116-местный, 1996) и A318 (99-местный, 2003).
Airbus A320 имеет дальность полёта до 4900 км, крейсерская скорость — 840 км/ч. Вместимость — 140—180 пассажиров.
Аварии на ранних стадиях эксплуатации, в том числе катастрофа одного из первых серийных A320 «Air France» 26 июня 1988 года, серьёзно подпортили имидж самолёта и его компьютеризированной системы управления. Причина аварии так и не была окончательно определена, хотя в официальном заключении комиссии указывается на ошибку пилота. Тем не менее, существует мнение[чьё?
], что виной всему компьютерные системы и ранее выявленные недостатки самолёта.
Конкуренция
Главным конкурентом для семейства A320 являются самолёты семейства Bombardier СS 300 и Boeing 737NG. Boeing 757 конкурирует с A321, обладая несколько большей дальностью и несколько большей пассажировместимостью, однако его производство было прекращено в 2005 году. Для моделей A318 и A319 соперничающими моделями могут быть устаревшие модификации, такие как снятый с производства Boeing 717.
Советский ТУ-154, обладая близкими параметрами, тратит на перевозку каждого пассажира больше керосина даже в последней модификации ТУ-154М, и потому не выдерживает коммерческой конкуренции. Более новая модель Туполева — 204/214 — в целом сопоставима с А321 по коммерческой эффективности, однако выпущена в незначительном количестве (менее ста машин) и к настоящему времени фактически снята с производства, поэтому также не может рассматриваться в качестве серьезного конкурента.
В 2014 году фирма Airbus планирует начать выпуск нового поколения A320 neo. Ввод в эксплуатацию первого самолёта планируется в 2020 году.
Модификации
Сравнительные размеры трёх модификаций A350, включая A350-800 — не пошедший в серию
A350 разрабатывался в трёх вариантах: A350-800 — не пошёл в серию; A350-900 введён в эксплуатацию с 2014 года; A350-1000 введён в эксплуатацию с 2015 года.
A350-800
A350-800 с тремя классами комфортности по проекту был способен перевозить 270 пассажиров на расстояние до 15 700 км. В сентябре 2014 года было заявлено о закрытии проекта в пользу А330neo. 16 предзаказанных А350-800, после переговоров с заказчиками, Airbus заменил либо на А350-900 либо на Airbus A330neo.
A350-900
A350-900 введён в эксплуатацию в 2014 году и может перевозить до 314 пассажиров при трёх классах комфортности. Максимальная дальность полёта — 15 000 км. По заявлениям Airbus, A350-900 на 30 % экономичнее в расчёте на одно место и имеет на 25 % меньшую стоимость эксплуатации по сравнению с Boeing 777-200ER. Часовой расход топлива А350-900 составляет 5800 кг/час по сравнению с 6700 кг/час у Boeing 777-200ER.
A350-900 Ultra Long Range
A350-900ULR компании Singapore Airlines
Сверхдальнемагистральная версия A350-900 получила название A350-900ULR (англ. u
ltra-
l
ong
r
ange). Вес сверхдальнемагистральной версии A350-900ULR увеличился до 280 тонн, а его запас топлива вырос с 141 тонны до 165 тонн, что позволяет осуществлять рейсы без дозаправок длительностью до 19 часов полета с дальностью до 18 000 км, по сравнению с 15 часами полёта A350-900.
Первый A350 XWB с увеличенной дальностью полета (A350-900 Ultra Long Range) был собран 28 февраля 2020 года на заводе Airbus в Тулузе. Это самая новая модификация семейства A350 XWB, стартовым эксплуатантом которой стала авиакомпания Singapore Airlines. Первые модели A350-900ULR были поставлены Singapore Airlines 23 сентября 2018 года. В общей сложности Singapore Airlines по первому заказу получила семь самолётов A350-900 Ultra Long Range. С октября 2018 года самолёты A350-900ULR обслуживают самый длинный в мире коммерческий рейс «Сингапур — Нью-Йорк».
Первый A350-1000 был представлен в июле 2020 года на заводе Airbus в Blagnac. Эта самая большая модель из семейства A350 может перевозить 350 пассажиров при трёх классах комфортности. Максимальная дальность полёта — 14 800 км. Площадь крыла A350-1000 увеличена примерно на 4 % по сравнению с модификациями A350-800/900. А350-1000 имеет трёхосные основные стойки шасси, как и Boeing-777. Самолёт впервые поднялся в воздух с аэродрома компании Airbus в Тулузе 24 ноября 2020 г.. Первым эксплуатантом стала компания Qatar Airways.
New Engine Option
Несмотря на то, что свой первый полёт A320 совершил тридцать лет назад, самолёт постоянно модернизируется в соответствии с требованиями времени. В настоящее время Airbus работает над установкой новых двигателей для семейства A320. Программа получила название New Engine Option (новые варианты двигателей, NEO)
.[7][8][9] Заказчикам будут предложены двигатели CFM International LEAP-X и Pratt & Whitney PW1000G.[7] Новые двигатели на 16 % экономичнее, однако реальная экономия после установки на самолёт будет немного меньше, поскольку 1—2 % экономии обычно теряется при установке двигателей на существующую модель. Новые двигатели позволят повысить дальность (на 950 км) или грузоподъемность (на 2 тонны).[10] A320neo также получит модифицированное крыло с концевыми шайбами типа «акулий плавник».[11]
Генеральный директор Airbus заявил, что при установке двигателей Pratt & Whitney’s PW1000G можно с уверенностью ожидать снижения эксплуатационных расходов на 20 % по сравнению с существующими двигателями.[7] Первые самолёты планируется поставить заказчикам в 2016 году, а всего, по планам Airbus, в течение последующих 15 лет будет поставлено около 4000 самолётов A320neo. Главным заказчиком новой модели стала авиакомпания Virgin America, оформившая «твёрдый» (то есть оплаченный) заказ на 30 самолётов A320neo в рамках договора на поставку 60 самолётов, заключённого 17 января 2011 года.[12] В январе 2011 года авиакомпания IndiGo заключила предварительный контракт на поставку 150 самолётов A320neo и 30 A320.[13][14]
На авиасалоне в Ле Бурже 2011 года Airbus объявил о получении заказов от Scandinavian Airlines System и лизинговой компании Air Lease[15], а также от индийской бюджетной авиакомпании IndiGo.[16] 23 июня 2011 года Airbus объявил о получении заказа на 200 A320neo от Малайзийской бюджетной авиакомпании AirAsia. Этот заказ стал самым крупным в истории авиации.[17] Всего в Ле Бурже Airbus получил рекордные 667 заказов на A320neo на сумму 60,9 миллиардов долларов. Всего с декабря 2010 года заказано 1029 самолётов этой модели, что сделало её самым популярным пассажирским самолётом в мире. 20 июля 2011 года авиакомпания American Airlines заказала 130 A320neo и 130 самолётов существующей модели A320. До этого American Airlines эксплуатировала исключительно самолёты Boeing. В январе 2012 года норвежская авиакомпания Norwegian Air Shuttle ASA (NAS) разместила рекордно крупный заказ, где помимо других, указано 100 самолётов A320neo.
В России первым заказчиком и пользователем A320neo стала авиакомпания S7 Airlines, которая на 2020 год обладала уже двумя самолетами A320neo. Также у компании был подписан контракт на получение двух самолетов A321neo до конца 2020 года.
Расположение мест в Аirbus А319 S7 Аirlines
У этой модели всего 134 места — 8 в Бизнес-классе и 126 — в Эконом-классе.
Таким образом, первые ряда предоставлены пассажирам, путешествующим Бизнес-классом, а остальные 23 — для тех, кто выбрал Эконом.
Схема салона.
Бизнес-класс
1-ый ряд
тут не слишком удобен, так как упирается в перегородку гардероба впереди. Конечно, места для ног предостаточно, но не очень интересно целый полет смотреть в стенку.
Кроме этого, перед первым рядом находятся кухня с туалетом, а значит запахи разного рода будут беспокоить вас все время перелета.
Если вы выбрали Бизнес-класс, то тогда выбирайте 2-ой ряд
. Между креслами там есть место для ног. Они дальше от кухни и туалетов.
Технологии
Airbus A320 c законцовками крыльев на Берлинском авиашоу, 2012 год
Самолёт оснащён цифровым комплексом авионики EFIS производства французской , состоящим из шести цветных многофункциональных дисплеев для вывода пилотажно-навигационной информации, а также данных о работе бортовых систем и предупреждений об отказах. Вся авионика соответствует стандарту ARINC 700.
В конструкции самолёта — обширное применение композитных материалов (около 20 %). В основном используется Glass-fiber reinforced plastic (пластик, армированный стекловолокном), Carbon-fiber reinforced plastic (пластик, армированный углеродным волокном), honeycomb core (сотовый заполнитель). Практически вся механизация крыла выполнена из композитных материалов (предкрылки, закрылки, панели спойлеров, лючки, носовой обтекатель), а вертикальное оперение полностью изготовлено из композита. Передняя кромка горизонтального стабилизатора также композитная. 26 апреля 2012 года был выпущен первый самолёт семейства A320 с изменёнными винглетами.
Историческая справка
Аэробус А319 был разработан в конструкторском бюро французского концерна Airbus Industry. Основой для создания воздушного судна нового типа послужил аэробус А320. Для этого модель укоротили и разместили на ней 120 пассажирских кресел (убрали 7 рядов). Тогда новая модификация получила индекс А320М-7. Позже ей присвоили индекс А319.
Испытания начали проводиться в 1990 году. Однако официально программа по разработке нового типа самолета началась только в мае 1992. После проведенных исследований на рынке сбыта воздушных судов в 1993 приступили к работе конструкторы. Первый прототип А319 аэробуса был построен в 1995, а в августе этого же года он поднялся в воздух. В марте следующего года концерн получил сертификат типа воздушного судна. Первый в своем роде А319 был приобретен швейцарским авиаперевозчиком SwissAir.
В настоящее время большинство ведущих авиакомпаний Европы, Северной Америки и Азии эксплуатируют данный тип самолетов. С 2003 А319 начали числиться в авиапарке «Аэрофлота» — российского национального перевозчика. В этом же году концерн Airbus Industry подписал договор с Иркутским и Нижегородским авиазаводами о производстве элементов А319.
Всего с 1996 года было произведено около 2 тысяч единиц самолетов типа А319. Стоимость одной единицы составляет около 86 миллионов долларов.
Варианты
A318
A318 авиакомпании Air France
A318, рассчитанный на перевозку 107 пассажиров в типовой двухклассной компоновке или до 132 пассажиров в компоновке одного класса, был введён в эксплуатацию в июле 2003 года. Он может выполнять полёты на расстояние до 5950 км. A318 может эксплуатироваться на более коротких ВПП, чем другие самолёты аналогичной размерности.
Помимо этого, в 2007 году A318 был сертифицирован на выполнение посадок с более крутой траекторией снижения. Благодаря этим качествам в сочетании с низким уровнем создаваемого шума, A318 становится пригодным для эксплуатации с аэропортов, расположенных в черте городов.
На A318 был внедрён ряд улучшенных бортовых систем, которыми сейчас оснащаются и другие модели семейства A320, что позволяет повысить надёжность самолётов в эксплуатации и сократить затраты на техобслуживание и закупку запасных частей. В их числе внутрисалонная информационно-управляющая система с интерактивным экраном, размещённом на панели управления оборудованием салона (Cabin Intercommunication Data System).
A318 Elite
— самый маленький и молодой из корпоративных самолётов Airbus. Цена самолёта — около $50 млн[18]. Был продемонстрирован на выставке Jet Expo 2007 во «Внуково-3» осенью 2007 года.
A319
Модификация A320 с укороченным фюзеляжем за счёт уменьшения количества пассажирских кресел на два ряда. Благодаря выпуску вариантов с разной дальностью полёта и вместимостью, эксплуатанты этого типа самолёта получают весомые преимущества. Помимо базовой модели, рассчитанной на перевозку 116 пассажиров на дальность до 6650 км, заказчикам предлагается вариант с увеличенной вместимостью до 158 кресел.
Airbus также предлагает две модификации A319:
- A319CJ
— бизнес-самолёт с увеличенной дальностью полёта. - A319LR
— модификация Airbus A319 с дополнительными топливными баками, увеличивающими дальность полёта до 8300 км. - A319ACJ (Airbus Corporate Jet)
— бизнес-самолёт, перевозящий 39 пассажиров на расстояние до 12000 км.
A320
A320 — это узкофюзеляжный самолёт с одним центральным проходом в салоне, четырьмя пассажирскими входами и четырьмя аварийными выходами. В Airbus A320 могут максимально разместиться 180 пассажиров. В типичной 2-классовой компоновке 2+2 в бизнес-классе и 3+3 кресла в экономклассе) в салоне размещаются до 150 пассажиров. В грузовом отсеке могут поместиться семь контейнеров AKH — три в передней части, четыре в задней. A320 является моделью-основоположницей семьи A320. Крейсерская скорость 910 км/час. Средняя дальность полёта 4600 км. В зависимости от комплектации салона, с дополнительным топливным баком способен преодолевать расстояние в 5500 км.
A321
A321 авиакомпании Alitalia
Лайнеры A321, введённые в эксплуатацию в начале 1994 года, являются самыми крупными в семействе A320. Типовая компоновка A321 предусматривает размещение 170 пассажиров в двух классах или до 220 пассажиров в одном классе для чартерных и бюджетных перевозок, при этом дальность полёта составляет до 5600 км.
Схема посадочных мест в Airbus A319 авиакомпании Аэрофлот
Бизнес-класс.
Как видно на схеме, первые пять рядов – места бизнес-класса. Кресла в этом отсеке салона очень удобные, спинка кресел может наклоняться довольно сильно. Надо отметить, что расстояние между рядами не такое большое, как например в Airbus A330, но гораздо больше чем в эконом-классе. В первом ряду пространства для ног гораздо больше, и никто, естественно, перед вами не откинет спинку своего кресла. У стенки перед первым рядом есть крепление для детских люлек, однако мало кто ими пользуется.
Эконом-класс.
6-ой ряд. Перед вами стенка. Места для ног достаточно. Никто не откинет перед вами спинку. Однако стенки перед первым рядом оборудованы детскими люльками, что тоже надо учитывать. Из минусов – сидения немного уже, так как откидные столики находятся в фиксированных подлокотниках.
7-ой ряд. Так как данный ряд находится перед аварийным выходом, кресла в этом ряду не откидываются, чтоб не заблокировать аварийный выход. Это безусловно является минусом.
Надо отметить, что преимуществом передних рядов эконом-класса является то, что питание подается начиная с этих рядов, следовательно, питание вы получите раньше. Кроме того, чем дальше к хвосту, тем меньше будет выбор еды и напитков.
8-ой ряд. Тут находятся лучшие места эконом-класса — так называемые, «места повышенной комфортности» (на схеме окрашены темным цветом). Эти места комфортные, так как перед вами достаточно пространства для ног. Однако кресла у окна не очень удобные, из-за аварийного выхода они немножко скошены. Кроме того, в этих местах иногда бывает холодновато из-за непосредственной близости к аварийному выходу. В 8-ом ряду нельзя размещаться с детьми или животными, пожилым людям, а также людям с ограниченными возможностями. В этом ряду также запрещается размещать ручную кладь в ногах и под передними креслами.
Последние ряды. Места в последних двух рядах не очень предпочтительны из-за близости к туалету (особенно последний ряд и места непосредственно у прохода в предпоследнем ряду). А кресла в последнем ряду из-за стены еще и имеют ограничения в откидывании спинки.
Поставки
Заказы | Поставки | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тип | Всего | Невыполненные | Всего | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990 | 1989 | 1988 |
A318 | 80 | 80 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 6 | 13 | 17 | 8 | 9 | 10 | 9 | ||||||||||||||||||
A319 | 1472 | 17 | 1455 | 2 | 24 | 34 | 38 | 38 | 47 | 51 | 88 | 98 | 105 | 137 | 142 | 87 | 72 | 85 | 89 | 112 | 88 | 53 | 47 | 18 | ||||||||
A320 | 4761 | 519 | 4242 | 110 | 282 | 306 | 352 | 332 | 306 | 297 | 221 | 209 | 194 | 164 | 121 | 101 | 119 | 116 | 119 | 101 | 101 | 80 | 58 | 38 | 34 | 48 | 71 | 111 | 119 | 58 | 58 | 16 |
A321 | 1684 | 400 | 1284 | 73 | 184 | 150 | 102 | 83 | 66 | 51 | 87 | 66 | 51 | 30 | 17 | 35 | 33 | 35 | 49 | 28 | 33 | 35 | 22 | 16 | 22 | 16 | ||||||
Всего | 7997 | 936 | 7061 | 185 | 491 | 490 | 493 | 455 | 421 | 401 | 402 | 386 | 367 | 339 | 289 | 233 | 233 | 236 | 257 | 241 | 222 | 168 | 127 | 72 | 56 | 64 | 71 | 111 | 119 | 58 | 58 | 16 |
Данные по состоянию на конец мая 2020 г.[19]
Аварии и катастрофы
По состоянию на октябрь 2020 года в общей сложности 41 самолётов семейства Airbus 319/320/321 были потеряны в результате катастроф и серьёзных аварий[20]. Airbus 319/320/321 пытались угнать 16 раз, при этом 1 человек погиб. [21] Всего в этих происшествиях погибло 1393 человек. Крупнейшая по числу жертв катастрофа произошла 31 октября 2020 года на Синае: в ней погибли 224 человека.
Дата | Бортовой номер | Место | Жертвы | Описание происшествия |
26.06.1988 | F-GFKC | Абсайм | 3/136 | Врезался в лесной массив во время показательного полёта на малой высоте. Ошибка экипажа. |
14.02.1990 | VT-EPN | Бангалор | 92/146 | Разбился при заходе на посадку из-за ошибки пилотов. |
20.01.1992 | F-GGED | Страсбург | 87/96 | Разбился при снижении, экипаж неверно задал параметры автопилота. |
14.09.1993 | D-AIPN | Варшава | 2/70 | При посадке выкатился за пределы ВПП из-за ошибок экипажа. |
10.03.1997 | A4O-EM | Абу-Даби | 0/115 | Прерванный взлёт. |
22.03.1998 | RP-C3222 | Баколод | 3+0/130 | При посадке один двигатель забыли перевести на реверс. |
11.04.2000 | F-OHMD | Минатитлан | 0/0 | Сгорел при заправке. |
23.08.2000 | A4O-EK | Бахрейн | 143/143 | Разбился в море при заходе на второй круг. Ошибка пилота. |
07.02.2001 | EC-HKJ | Бильбао | 0/143 | Грубая посадка. |
24.07.2001 | 4R-ABA | Коломбо | н.д. | Атака «Тамильских тигров» на аэропорт. |
28.08.2002 | N635AW | Финикс | 0/159 | Грубая посадка. |
19.01.2003 | N313NB | Нью-Йорк | 0/2 | Врезался в стену при движении к терминалу, ошибка техников. |
21.03.2003 | B-22603 | Тайнань | 0/175 | Грубая посадка. |
03.05.2006 | EK-32009 | Сочи | 113/113 | Разбился в море при уходе на второй круг, ошибка КВС. |
05.05.2006 | EK-32001 | Брюссель | 0/0 | Сгорел в ангаре. |
05.05.2006 | EK-32010 | Брюссель | 0/0 | Сгорел в ангаре. |
05.05.2006 | SX-BVB | Брюссель | 0/0 | Сгорел в ангаре. |
18.07.2007 | PR-MBK | Сан-Паулу | 12+187/187 | При посадке сошёл с ВПП и врезался в склад ГСМ. |
26.10.2007 | RP-C3224 | Бутан | 0/154 | Выкатился за пределы ВПП и врезался в деревья. |
30.05.2008 | EI-TAF | Тегусигальпа | 2/124 | Выкатился за пределы ВПП и развалился на части. |
27.11.2008 | D-AXLA | Перпиньян | 7/7 | Обледенение датчиков системы сваливания. |
15.01.2009 | N106US | Гудзон | 0/155 | В двигатели попали птицы. Аварийная посадка на воду. |
28.07.2010 | AP-BJB | Исламабад | 152/152 | Разбился при заходе на посадку в сложных метеоусловиях. |
24.09.2010 | EI-EDM | Палермо | 0/129 | Грубая посадка до торца ВПП. Списан. |
25.08.2011 | 5A-ONK | Триполи | 0/0 | Поврежден в ходе боев в аэропорту, сгорел во время новых столкновений в 2014 году. |
05.05.2012 | JA8384 | Сендай | 0/108 | Задел хвостом ВПП при уходе на второй круг. Списан. |
06.02.2013 | TS-IMB | Тунис-Карфаген | 0/83 | Посадка с убранной передней стойкой. Списан. |
16.03.2013 | N620SC | Джакарта | 0/0 | Повреждён на стоянке во время грозы. |
03.07.2013 | JY-PTA | Триполи | 0/1 | Пожар в кабине пилотов, во время техобслуживания взорвался кислородный баллон. |
27.07.2014 | 5A-LAI | Триполи | 0/0 | Хвостовая часть разрушена при артиллерийском обстреле аэропорта. |
28.12.2014 | PK-AXC | Яванское море | 162/162 | Упал в море из-за неполадок бортового компьютера и ошибочных действий экипажа по их устранению. |
24.03.2015 | D-AIPX | Французские Альпы | 150/150 | Второй пилот намеренно направил самолёт в горный массив. |
29.03.2015 | C-FTJP | Галифакс | 0/137 | Грубая посадка до торца ВПП, зацепил крылом ЛЭП. Травмы получили 23 пассажира[22]. |
14.04.2015 | HL7762 | Хиросима | 0/82 | При посадке зацепил антенну РЛС, сошел с ВПП. Списан. |
31.10.2015 | EI-ETJ | Синайский полуостров | 224/224 | Взрыв в хвостовой части после взлёта. Взрыв самодельного взрывного устройства в хвостовой части. |
02.02.2016 | SX-BHS | Могадишо | 1/81 | Взрыв на борту, совершил экстренную посадку. Списан. |
19.05.2016 | SU-GCC | Средиземное море | 66/66 | Упал в море незадолго до посадки. Взрыв в кабине пилота. Расследование продолжается. |
08.12.2017 | A7-AIB | Доха | 0/н.д. | Сгорел на стоянке, списан. |
Технические характеристики
Модель | A318-100 | A319-100 | A320-100/-200 | A321-100/-200 |
Длина: | 31,44 м | 33,84 м | 37,57 м | 44,51 м |
Размах крыла: | 34,1 м | |||
Диаметр фюзеляжа: | 3,95 м | |||
Ширина салона: | 3,70 м | |||
Высота: | 12,51 м | 11,76 м | 11 м | 11,76 м |
Площадь несущих поверхностей: | 122,6 м² | |||
Макс. взлётный вес: | 68 000 кг | 75 000 кг | 77 000 кг | 93 500 кг |
Минимальная полоса при максимальной взлётной массе: | 1355 м | 1950 м | 2090 м | 2180 м |
Крейсерская скорость: | 840 км/ч или 0,78 М | |||
Пассажировместимость: | 107 до 132 | 116 до 156 | 140 до 180 | 170 до 220 |
Дальность полёта: | 5950 км | 6850 км | 6150 км | 5950 км |
Запас топлива: | 24 210 л | от 24 210 л до 30 190 л | от 24 210 л до 30 190 л | от 24 050 л до 30 030 л |
Пассажирских дверей: | 4 | 4 | 4 | 8 |
Аварийных выходов: | 2 | 2 | 4 | 4 |
Практический потолок: | 12 000 м | |||
Расход топлива: (на рабочей высоте в час)[23] | 2400 л | 2600 л | 2700 л | 2900 л |
Двигатели: | 2 CFMI CFM56-5B каждый 105,9 кН или 2 Pratt & Whitney PW6000A каждый 96 кН | 2 CFMI CFM56-5B каждый 104,5 кН или 2 IAE V2500-A5 каждый 104,5 кН | 2 CFMI CFM56-5B каждый 118 кН или 2 IAE V2500-A5 каждый 118 кН | 2 CFMI CFM56-5B каждый 142,3 кН или 2 IAE V2500-A5 каждый 146,8 кН |
Первый полёт: | 15 января 2002 | 25 августа 1995 | 22 февраля 1987 | −100: марта 1993 / −200: 1996 |
Особенности конструкции самолета
Авиалайнер А319 (аэробус) представляет собой узкофюзеляжный двухмоторный свободнонесущий низкоплан. При изготовлении цельнометаллического корпуса самолета применяются композитные материалы.
В конструкции предусмотрено убирающееся трехопорное шасси. Имеется носовая стойка. Хвостовое оперение стандартного типа. Турбовентиляторные реактивные двигатели располагаются под плоскостью крыльев. Крылья имеют стреловидную форму. Тип фюзеляжа – полумонокок с круглым сечением, составляющим в диаметре 3,95 м.
Воздушное судно оснащено цифровой авионикой EFIS, так же как и модификация А320. В конструкции информационных полей кабины пилотов применяются цветные многофункциональные дисплеи (всего их 6).
Галерея
- Airbus A318-111 авиакомпании Air France
- Airbus A318-111 авиакомпании Frontier Airlines
- Airbus A319-114 авиакомпании Lufthansa
- Airbus A319-114 авиакомпании Россия
- Airbus A320-212 авиакомпании Донбассаэро в ливрее компании Аэросвит
- Airbus A320-232 авиакомпании Air Astana в Актау
- Airbus A320-214 авиакомпании Croatia Airlines
- Салон экономкласса Airbus A320-233 авиакомпании SilkAir
- Airbus A321-231 авиакомпании British Airways
- Airbus A321-214 VP-BWI А. Глазунов авиакомпании Аэрофлот
Схема посадочных мест в Airbus A319 авиакомпании S7
Прочтите, пожалуйста, информацию о посадочных местах A319 авиакомпании Аэрофлот. Характеристика мест и рекомендации по их выбору в основном повторяются. Как видно на схеме, у S7 салон бизнес-класса укороченный — всего два ряда, соответственно 8 мест. А остальные места принадлежат к эконом-классу. Межрядовое расстояние в 3 — 8 рядах немного больше, чем в остальных рядах эконом-класса.
3-ий ряд. 3-ий ряд является первым рядом эконом-класса, находится сразу за стеной и имеет те же характеристики, что и 6-ой ряд в A319 Аэрофлота.
8-ой ряд. 8-ой ряд соответствует 7-ому ряду A319 Аэрофлота. Этот ряд находится перед аварийными люками, поэтому кресла не откидываются или откидываются мало.
9-ый ряд. Это ряд «повышенной комфортности». Перед 9-ым рядом находятся аварийные люки, поэтому тут достаточно свободного пространства для ног. Подробнее об этих местах можете прочесть в описании посадочных мест A319 Аэрофлота (9-ый ряд соответствует 8-ому ряду A319 Аэрофлота).
Примечания
- orders & deliveries A220/A320
- Airbus Aircraft 2014 Average Price List Архивировано 3 февраля 2014 года.
- Семейство A320 как xls, ~ 860 кБ
- Hamburger Abendblatt: Airbus baut erstmals den A320 in Hamburg
, 26. März 2008 - Vier Flugzeuge der A320-Familie werden in Zukunft pro Monat in China endmontiert (недоступная ссылка)
- FlightGlobal: Airbus raising monthly A320 production to 42 next year
, 18 May 2011 - ↑ 123
A320 NEO to have $7—8 million price premium Flightglobal - SINGAPORE 2010: Airbus targets early A320 re-engining decision, 2015 debut Flightglobal
- Airbus to Deploy Superjumbo, Military Engineers for A320 NEO Bloomberg
- TAM becomes first A320neo customer in Latin America | INTERNATIONAL AVIATION NEWS. Aviationnews.eu (28 февраля 2011). Проверено 26 июня 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
- Airbus A320 Aircraft family. Airbus.com (25 June 2011). Проверено 26 июня 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
- [1]. Virgin America Press Release
- Wall, Robert.
IndiGo Becomes First A320NEO Customer With Huge Order. Aviation Week (12 January 2011). Проверено 9 июня 2011. - Ranson, Lori.
IndiGo’s potential A320neo order heats up engine competition. Air Transport Intelligence news via Flightglobal.com (11 January 2011). Проверено 9 июня 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года. - Airbus secures 80 orders for A320NEO. Airbus official website.
- «PARIS: IndiGo firms A320 MOU».
- «Airbus gets biggest plane order ever to handily outpace Boeing in race to industry’s top spot». Washington Post, 23 June 2011.
- «Cessna представляет „малютку“ Citation Mustang» Архивировано 25 сентября 2007 года. Корр: Лаура Магомедова «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) 20 августа 2007 года
- Airbus Orders and Deliveries. Airbus
(31 May 2016). Проверено 7 июня 2020. Детальная таблица - Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > Airbus 319/320/321 > Accident list: Airbus 319/320/321
- Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > Airbus 319/320/321 > Airbus 320 Statistics
- Air Canada AC624 touched down 335 metres short of runway, TSB says
- Источник для расхода: Helmut Kreuzer: Moderne Verkehrsflugzeuge und Business Jets
, ISBN 3-9805934-0-1