Есть только МиГ-31: Тихий океан закроет эскадрилья перехватчиков


МиГ-15бис
Тип: Истребитель
Разработчик: ОКБ 155
Производитель: Авиазаводы № 1 (Куйбышев), № 21 (Горький), № 31 (Тбилиси), № 126 (Комсомольск-на-Амуре), № 153 (Новосибирск), № 292 (Саратов), Aero Vodochody (Чехословакия), PZL (Польша)
Первый полёт: 22 июля 1949
Начало эксплуатации: 1945 год
Статус: Снят с вооружения
Основные эксплуатанты: ВВС СССР, ВВС КНДР, ВВС КНР
Годы производства: 1950 — 1952
Единиц произведено: 8354
Базовая модель: МиГ-15

МиГ-15бис (по кодификации НАТО: Fagot, Фэгет — англ. Вязанка) — советский истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича, развитие МиГ-15.

Содержание

  • 1 История создания МиГ-15бис 1.1 МиГ-15 «СЛ» и двигатель ВК-1
  • 1.2 МиГ-15бис «СД»
  • 1.3 Истребитель сопровождения МиГ-15Сбис «СД-УПБ»
  • 1.4 Разведчик МиГ-15Рбис «СР-1»
  • 2 Варианты
      2.1 МиГ-15бис «СЯ» с крылом повышенной жёсткости
  • 2.2 МиГ-15бис «СА» с системой слепой посадки ОСП-48
  • 2.3 Перехватчик МиГ-15Пбис «СП-1»
  • 3 Тактико-технические характеристики
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки
  • Ссылки

    • Ударные МиГ-23 • МиГ-27
      Разведывательные МиГ-15Рбис • МиГ-21Р • МиГ-25Р
      Учебно-тренировочные МиГ-9УТИ • МиГ-15УТИ • МиГ-21У, УС, УМ • МиГ-23УБ • МиГ-25ПУ, РУ • МиГ-29УБ • МиГ-АТ
      Экспериментальные Е-150 • Е-152 • Е-8 • И-75 • И-270 • И-320 • И-350 • МиГ-8 «Утка» • МиГ-105 • Т-101 «Грач»
      Проекты МиГ 1.44 МФИ • МиГ-110 • МиГ-125 • БПЛА «Скат» • ПАК ДП (МиГ-41) • Р-500

    История создания МиГ-15бис[ | ]

    МиГ-15бис в американском музее. Самолёт имеет опознавательные знаки ВВС Северной Кореи.

    МиГ-15 «СЛ» и двигатель ВК-1[ | ]

    В 1946 году моторостроительное ОКБ В. Я. Климова занялось разработкой усовершенствованного варианта двигателя РД-45Ф, который являлся копией британского Нин II. Разработанный Климовым ТРД ВК-1 при практически тех же габаритах и массе что и РД-45Ф, имел на 20% большую тягу. Заводские и государственные испытания двигателя были проведены на четырёх серийных МиГ-15, которые получили . В начале 1949 года госиспытания двигателя были завершены, а 14 мая, постановлением Совета Министров СССР № 1887-697 двигатель ВК-1 со 100 часовым ресурсом был запущен в серийное производство.

    МиГ-15бис «СД»[ | ]

    В соответствии с приказом МАП № 386 от 20 мая 1949 года, ОКБ-155 поручалось модифицировать МиГ-15 под двигатель ВК-1. На государственные испытания самолёт должен был быть предъявлен летом 1949 года, однако из-за задержки с получением серийного МиГ-15 для модификации, на госиспытания самолёт был предъявлен только в начале осени.

    МиГ-15 № 105015 оснащенный ТРД ВК-1 получил . Хоть размеры РД-45Ф были и похожи, но из-за большего диаметра удлинительной трубы, пришлось незначительно изменить конструкцию хвостовой части. Так же была усилена конструкция крыла, а по задней кромке крыла была приклепана полоска «нож» шириной 40 мм (от «валежки»), на правом элероне такой же «нож» шириной 30 мм. На самолёте «СД» был установлен гидроусилитель БУ-1 в управлении элеронами, в носке левой консоли крыла. Компенсация рулей высоты была увеличена на 22%, носки рулей высоты и поворота были утолщены.

    Ещё одним серьёзным изменением было новое вооружение, пушки НС-23КМ были заменены на НР-23, имевшие более высокую скорострельность. Установка этих пушек была отработана ещё на МиГ-15 «СВ». Как и на поздних сериях МиГ-15, на истребителе «СД» стоял прицел АСП-3Н. На самолёт можно было подвешивать две бомбы по 50 или 100 килограмм или два 250 литровых ПТБ.

    Заводские испытания истребителя «СД» прошли с 22 июля по 9 сентября 1949 года. После их завершения, самолёт был отправлен в ГК НИИ ВВС. Государственные испытания начались 14 сентября, но вскоре после начала испытаний выявилась склонность двигателя к помпажу и «зуду» — высокочастотной тряске, которые возникали на боевых режимах, на высоте более 8000 метров. Испытания прерывались трижды для установки нового двигателя и государственные испытания были успешно завершены только с четвёртым ВК-1, хотя выявленная проблема так и не была окончательно решена.

    Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1950 года был утверждён Акт по результатам госиспытаний и запуск истребителя в серию под обозначением МиГ-15бис.

    Истребитель сопровождения МиГ-15Сбис «СД-УПБ»[ | ]

    ВВС СССР требовался истребитель сопровождения для бомбардировщиков, в связи с этим, ОКБ-155 получило задание создать вариант МиГ-15бис с дальностью полёта не менее 2200 километров.

    В ОКБ Микояна, для решения этой задачи доработали серийный МиГ-15бис № 53210114, усилив крыло и поставив более мощные держатели, благодаря чему истребитель мог нести два подвесных бака увеличенной ёмкости, по 600 литров каждый. Доработанный самолёт был обозначен «СД-УПБ». Из-за существенно возросшей взлётной массы было увеличено давление в пневматиках, а в связи с увеличившимся временем полёта, был добавлен дополнительный двухлитровый кислородный бак.

    14 сентября 1950 года начались государственные испытания «СД-УПБ». С одной стороны конструкторы добились необходимой дальности для истребителя, с другой при полёте с подвесными баками существовал ряд ограничений для истребителя, и что самое главное максимально допустимая скорость с ПТБ ограничивалась 650 км/ч. Это не позволяло сопровождать бомбардировщики Ил-28 и Ту-14. После сброса баков, характеристики «СД-УПБ» не отличались от характеристик серийного МиГ-15бис.

    В конце 1950 года, в ОКБ-155 была проведена доводка аэродинамической формы баков, что позволило повысить приборную скорость полёта до 820 км/ч. После некоторой доработки, в начале 1951 года, «СД-УПБ» был предъявлен в ГК НИИ ВВС на контрольные испытания. В новом виде истребитель удовлетворил ВВС, и приказом МАП № 849 от 1 сентября 1951 года, он был запущен в серийное производство под обозначением МиГ-15Сбис.

    Разведчик МиГ-15Рбис «СР-1»[ | ]

    Постановлением Совета Министров № 1706-663 от 25 апреля 1950 года и приказом МАП от 28 апреля, ОКБ-155 было получено разработать и предъявить в июле на государственные испытания истребитель МиГ-15бис оснащенный фотоаппаратом для плановой съёмки АФА-БА/40.

    МиГ-15бис № 53210120 был переделан в вооружённый фоторазведчик, одна пушка НР-23 была снята, под кабиной пилота был установлен требуемый фотоаппарат. Кроме того ОКБ внесло ряд доработок в конструкцию гермокабины, изменена система наддува и система обогрева, установлен одностекольный фонарь и фильтр ГФ-1103, предотвращающий загрязнение воздуха кабины. Рабочее давление гидросистемы было снижено, для снижения износа агрегатов и шлангов. Самолёт получил обозначение «СР» и с небольшой задержкой, в середине августа он был передан в ГК НИИ ВВС.

    Государственные испытания начались 15 августа, а завершились 16 сентября, с неудовлетворительными результатами. ВВС не устроили практически все изменения внесённые в самолёт, фотооборудование по их мнению было неудобно в эксплуатации и недостаточно эффективно, как и новая система наддува, а также фильтр. Запотевание и обмерзание на новом фонаре так и не были до конца устранены. Вместе с тем было отмечено что самолёт «СР» сохранил скоростные и маневренные характеристики МиГ-15бис, а также большую часть вооружения, что позволяло самолёту не только выполнять роль разведчика, но и успешно вести воздушный бой. Таким образом, боевой радиус «СР» при ведении 10 минутного воздушного боя и 10% резерве топлива составлял более 500 километров с использованием ПТБ.

    В начале августа Совет Министров отметил неудовлетворительное обеспечение ВВС разведывательными самолётами, и под его давлением под обозначением МиГ-15Рбис, самолёт «СР» был принят на вооружение и запущен в серийное производство на заводе № 21 в Горьком.

    Отрывок, характеризующий МиГ-15бис

    Окончив свой второй стакан пунша, Наполеон пошел отдохнуть пред серьезным делом, которое, как ему казалось, предстояло ему назавтра. Он так интересовался этим предстоящим ему делом, что не мог спать и, несмотря на усилившийся от вечерней сырости насморк, в три часа ночи, громко сморкаясь, вышел в большое отделение палатки. Он спросил о том, не ушли ли русские? Ему отвечали, что неприятельские огни всё на тех же местах. Он одобрительно кивнул головой. Дежурный адъютант вошел в палатку. – Eh bien, Rapp, croyez vous, que nous ferons do bonnes affaires aujourd’hui? [Ну, Рапп, как вы думаете: хороши ли будут нынче наши дела?] – обратился он к нему. – Sans aucun doute, Sire, [Без всякого сомнения, государь,] – отвечал Рапп. Наполеон посмотрел на него. – Vous rappelez vous, Sire, ce que vous m’avez fait l’honneur de dire a Smolensk, – сказал Рапп, – le vin est tire, il faut le boire. [Вы помните ли, сударь, те слова, которые вы изволили сказать мне в Смоленске, вино откупорено, надо его пить.] Наполеон нахмурился и долго молча сидел, опустив голову на руку. – Cette pauvre armee, – сказал он вдруг, – elle a bien diminue depuis Smolensk. La fortune est une franche courtisane, Rapp; je le disais toujours, et je commence a l’eprouver. Mais la garde, Rapp, la garde est intacte? [Бедная армия! она очень уменьшилась от Смоленска. Фортуна настоящая распутница, Рапп. Я всегда это говорил и начинаю испытывать. Но гвардия, Рапп, гвардия цела?] – вопросительно сказал он. – Oui, Sire, [Да, государь.] – отвечал Рапп. Наполеон взял пастильку, положил ее в рот и посмотрел на часы. Спать ему не хотелось, до утра было еще далеко; а чтобы убить время, распоряжений никаких нельзя уже было делать, потому что все были сделаны и приводились теперь в исполнение. – A t on distribue les biscuits et le riz aux regiments de la garde? [Роздали ли сухари и рис гвардейцам?] – строго спросил Наполеон. – Oui, Sire. [Да, государь.] – Mais le riz? [Но рис?] Рапп отвечал, что он передал приказанья государя о рисе, но Наполеон недовольно покачал головой, как будто он не верил, чтобы приказание его было исполнено. Слуга вошел с пуншем. Наполеон велел подать другой стакан Раппу и молча отпивал глотки из своего. – У меня нет ни вкуса, ни обоняния, – сказал он, принюхиваясь к стакану. – Этот насморк надоел мне. Они толкуют про медицину. Какая медицина, когда они не могут вылечить насморка? Корвизар дал мне эти пастильки, но они ничего не помогают. Что они могут лечить? Лечить нельзя. Notre corps est une machine a vivre. Il est organise pour cela, c’est sa nature; laissez y la vie a son aise, qu’elle s’y defende elle meme: elle fera plus que si vous la paralysiez en l’encombrant de remedes. Notre corps est comme une montre parfaite qui doit aller un certain temps; l’horloger n’a pas la faculte de l’ouvrir, il ne peut la manier qu’a tatons et les yeux bandes. Notre corps est une machine a vivre, voila tout. [Наше тело есть машина для жизни. Оно для этого устроено. Оставьте в нем жизнь в покое, пускай она сама защищается, она больше сделает одна, чем когда вы ей будете мешать лекарствами. Наше тело подобно часам, которые должны идти известное время; часовщик не может открыть их и только ощупью и с завязанными глазами может управлять ими. Наше тело есть машина для жизни. Вот и все.] – И как будто вступив на путь определений, definitions, которые любил Наполеон, он неожиданно сделал новое определение. – Вы знаете ли, Рапп, что такое военное искусство? – спросил он. – Искусство быть сильнее неприятеля в известный момент. Voila tout. [Вот и все.] Рапп ничего не ответил. – Demainnous allons avoir affaire a Koutouzoff! [Завтра мы будем иметь дело с Кутузовым!] – сказал Наполеон. – Посмотрим! Помните, в Браунау он командовал армией и ни разу в три недели не сел на лошадь, чтобы осмотреть укрепления. Посмотрим! Он поглядел на часы. Было еще только четыре часа. Спать не хотелось, пунш был допит, и делать все таки было нечего. Он встал, прошелся взад и вперед, надел теплый сюртук и шляпу и вышел из палатки. Ночь была темная и сырая; чуть слышная сырость падала сверху. Костры не ярко горели вблизи, во французской гвардии, и далеко сквозь дым блестели по русской линии. Везде было тихо, и ясно слышались шорох и топот начавшегося уже движения французских войск для занятия позиции. Наполеон прошелся перед палаткой, посмотрел на огни, прислушался к топоту и, проходя мимо высокого гвардейца в мохнатой шапке, стоявшего часовым у его палатки и, как черный столб, вытянувшегося при появлении императора, остановился против него. – С которого года в службе? – спросил он с той привычной аффектацией грубой и ласковой воинственности, с которой он всегда обращался с солдатами. Солдат отвечал ему. – Ah! un des vieux! [А! из стариков!] Получили рис в полк? – Получили, ваше величество. Наполеон кивнул головой и отошел от него. В половине шестого Наполеон верхом ехал к деревне Шевардину. Начинало светать, небо расчистило, только одна туча лежала на востоке. Покинутые костры догорали в слабом свете утра. Вправо раздался густой одинокий пушечный выстрел, пронесся и замер среди общей тишины. Прошло несколько минут. Раздался второй, третий выстрел, заколебался воздух; четвертый, пятый раздались близко и торжественно где то справа. Еще не отзвучали первые выстрелы, как раздались еще другие, еще и еще, сливаясь и перебивая один другой. Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась. Вернувшись от князя Андрея в Горки, Пьер, приказав берейтору приготовить лошадей и рано утром разбудить его, тотчас же заснул за перегородкой, в уголке, который Борис уступил ему. Когда Пьер совсем очнулся на другое утро, в избе уже никого не было. Стекла дребезжали в маленьких окнах. Берейтор стоял, расталкивая его. – Ваше сиятельство, ваше сиятельство, ваше сиятельство… – упорно, не глядя на Пьера и, видимо, потеряв надежду разбудить его, раскачивая его за плечо, приговаривал берейтор. – Что? Началось? Пора? – заговорил Пьер, проснувшись. – Изволите слышать пальбу, – сказал берейтор, отставной солдат, – уже все господа повышли, сами светлейшие давно проехали. Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы. Гул пушек яснее слышался на дворе. По улице прорысил адъютант с казаком. – Пора, граф, пора! – прокричал адъютант. Приказав вести за собой лошадь, Пьер пошел по улице к кургану, с которого он вчера смотрел на поле сражения. На кургане этом была толпа военных, и слышался французский говор штабных, и виднелась седая голова Кутузова с его белой с красным околышем фуражкой и седым затылком, утонувшим в плечи. Кутузов смотрел в трубу вперед по большой дороге. Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого то драгоценного желто зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде – спереди, справа и слева – виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, – это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам ее. Над Колочею, в Бородине и по обеим сторонам его, особенно влево, там, где в болотистых берегах Во йна впадает в Колочу, стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него. К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света – то по воде, то по росе, то по штыкам войск, толпившихся по берегам и в Бородине. Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое где крыши изб Бородина, кое где сплошные массы солдат, кое где зеленые ящики, пушки. И все это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству. Как в этой местности низов около Бородина, покрытых туманом, так и вне его, выше и особенно левее по всей линии, по лесам, по полям, в низах, на вершинах возвышений, зарождались беспрестанно сами собой, из ничего, пушечные, то одинокие, то гуртовые, то редкие, то частые клубы дымов, которые, распухая, разрастаясь, клубясь, сливаясь, виднелись по всему этому пространству. Эти дымы выстрелов и, странно сказать, звуки их производили главную красоту зрелища. Пуфф! – вдруг виднелся круглый, плотный, играющий лиловым, серым и молочно белым цветами дым, и бумм! – раздавался через секунду звук этого дыма. «Пуф пуф» – поднимались два дыма, толкаясь и сливаясь; и «бум бум» – подтверждали звуки то, что видел глаз. Пьер оглядывался на первый дым, который он оставил округлым плотным мячиком, и уже на месте его были шары дыма, тянущегося в сторону, и пуф… (с остановкой) пуф пуф – зарождались еще три, еще четыре, и на каждый, с теми же расстановками, бум… бум бум бум – отвечали красивые, твердые, верные звуки. Казалось то, что дымы эти бежали, то, что они стояли, и мимо них бежали леса, поля и блестящие штыки. С левой стороны, по полям и кустам, беспрестанно зарождались эти большие дымы с своими торжественными отголосками, и ближе еще, по низам и лесам, вспыхивали маленькие, не успевавшие округляться дымки ружей и точно так же давали свои маленькие отголоски. Трах та та тах – трещали ружья хотя и часто, но неправильно и бедно в сравнении с орудийными выстрелами. Пьеру захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки. Он оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота (chaleur latente) чувства, которое Пьер замечал вчера и которое он понял совершенно после своего разговора с князем Андреем. – Поезжай, голубчик, поезжай, Христос с тобой, – говорил Кутузов, не спуская глаз с поля сражения, генералу, стоявшему подле него. Выслушав приказание, генерал этот прошел мимо Пьера, к сходу с кургана. – К переправе! – холодно и строго сказал генерал в ответ на вопрос одного из штабных, куда он едет. «И я, и я», – подумал Пьер и пошел по направлению за генералом. Генерал садился на лошадь, которую подал ему казак. Пьер подошел к своему берейтору, державшему лошадей. Спросив, которая посмирнее, Пьер взлез на лошадь, схватился за гриву, прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, чувствуя, что очки его спадают и что он не в силах отвести рук от гривы и поводьев, поскакал за генералом, возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него. Генерал, за которым скакал Пьер, спустившись под гору, круто повернул влево, и Пьер, потеряв его из вида, вскакал в ряды пехотных солдат, шедших впереди его. Он пытался выехать из них то вправо, то влево; но везде были солдаты, с одинаково озабоченными лицами, занятыми каким то невидным, но, очевидно, важным делом. Все с одинаково недовольно вопросительным взглядом смотрели на этого толстого человека в белой шляпе, неизвестно для чего топчущего их своею лошадью. – Чего ездит посерёд батальона! – крикнул на него один. Другой толконул прикладом его лошадь, и Пьер, прижавшись к луке и едва удерживая шарахнувшуюся лошадь, выскакал вперед солдат, где было просторнее. Впереди его был мост, а у моста, стреляя, стояли другие солдаты. Пьер подъехал к ним. Сам того не зная, Пьер заехал к мосту через Колочу, который был между Горками и Бородиным и который в первом действии сражения (заняв Бородино) атаковали французы. Пьер видел, что впереди его был мост и что с обеих сторон моста и на лугу, в тех рядах лежащего сена, которые он заметил вчера, в дыму что то делали солдаты; но, несмотря на неумолкающую стрельбу, происходившую в этом месте, он никак не думал, что тут то и было поле сражения. Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, перелетавших через него, не видал неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видал убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него. С улыбкой, не сходившей с его лица, он оглядывался вокруг себя. – Что ездит этот перед линией? – опять крикнул на него кто то. – Влево, вправо возьми, – кричали ему. Пьер взял вправо и неожиданно съехался с знакомым ему адъютантом генерала Раевского. Адъютант этот сердито взглянул на Пьера, очевидно, сбираясь тоже крикнуть на него, но, узнав его, кивнул ему головой. – Вы как тут? – проговорил он и поскакал дальше. Пьер, чувствуя себя не на своем месте и без дела, боясь опять помешать кому нибудь, поскакал за адъютантом. – Это здесь, что же? Можно мне с вами? – спрашивал он. – Сейчас, сейчас, – отвечал адъютант и, подскакав к толстому полковнику, стоявшему на лугу, что то передал ему и тогда уже обратился к Пьеру. – Вы зачем сюда попали, граф? – сказал он ему с улыбкой. – Все любопытствуете? – Да, да, – сказал Пьер. Но адъютант, повернув лошадь, ехал дальше. – Здесь то слава богу, – сказал адъютант, – но на левом фланге у Багратиона ужасная жарня идет. – Неужели? – спросил Пьер. – Это где же? – Да вот поедемте со мной на курган, от нас видно. А у нас на батарее еще сносно, – сказал адъютант. – Что ж, едете? – Да, я с вами, – сказал Пьер, глядя вокруг себя и отыскивая глазами своего берейтора. Тут только в первый раз Пьер увидал раненых, бредущих пешком и несомых на носилках. На том самом лужке с пахучими рядами сена, по которому он проезжал вчера, поперек рядов, неловко подвернув голову, неподвижно лежал один солдат с свалившимся кивером. – А этого отчего не подняли? – начал было Пьер; но, увидав строгое лицо адъютанта, оглянувшегося в ту же сторону, он замолчал. Пьер не нашел своего берейтора и вместе с адъютантом низом поехал по лощине к кургану Раевского. Лошадь Пьера отставала от адъютанта и равномерно встряхивала его. – Вы, видно, не привыкли верхом ездить, граф? – спросил адъютант. – Нет, ничего, но что то она прыгает очень, – с недоуменьем сказал Пьер. – Ээ!.. да она ранена, – сказал адъютант, – правая передняя, выше колена. Пуля, должно быть. Поздравляю, граф, – сказал он, – le bapteme de feu [крещение огнем]. Проехав в дыму по шестому корпусу, позади артиллерии, которая, выдвинутая вперед, стреляла, оглушая своими выстрелами, они приехали к небольшому лесу. В лесу было прохладно, тихо и пахло осенью. Пьер и адъютант слезли с лошадей и пешком вошли на гору. – Здесь генерал? – спросил адъютант, подходя к кургану. – Сейчас были, поехали сюда, – указывая вправо, отвечали ему. Адъютант оглянулся на Пьера, как бы не зная, что ему теперь с ним делать. – Не беспокойтесь, – сказал Пьер. – Я пойду на курган, можно? – Да пойдите, оттуда все видно и не так опасно. А я заеду за вами. Пьер пошел на батарею, и адъютант поехал дальше. Больше они не видались, и уже гораздо после Пьер узнал, что этому адъютанту в этот день оторвало руку. Курган, на который вошел Пьер, был то знаменитое (потом известное у русских под именем курганной батареи, или батареи Раевского, а у французов под именем la grande redoute, la fatale redoute, la redoute du centre [большого редута, рокового редута, центрального редута] место, вокруг которого положены десятки тысяч людей и которое французы считали важнейшим пунктом позиции. Редут этот состоял из кургана, на котором с трех сторон были выкопаны канавы. В окопанном канавами место стояли десять стрелявших пушек, высунутых в отверстие валов. В линию с курганом стояли с обеих сторон пушки, тоже беспрестанно стрелявшие. Немного позади пушек стояли пехотные войска. Входя на этот курган, Пьер никак не думал, что это окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении. Пьеру, напротив, казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых незначительных мест сражения. Войдя на курган, Пьер сел в конце канавы, окружающей батарею, и с бессознательно радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него. Изредка Пьер все с той же улыбкой вставал и, стараясь не помешать солдатам, заряжавшим и накатывавшим орудия, беспрестанно пробегавшим мимо него с сумками и зарядами, прохаживался по батарее. Пушки с этой батареи беспрестанно одна за другой стреляли, оглушая своими звуками и застилая всю окрестность пороховым дымом. В противность той жуткости, которая чувствовалась между пехотными солдатами прикрытия, здесь, на батарее, где небольшое количество людей, занятых делом, бело ограничено, отделено от других канавой, – здесь чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление. Появление невоенной фигуры Пьера в белой шляпе сначала неприятно поразило этих людей. Солдаты, проходя мимо его, удивленно и даже испуганно косились на его фигуру. Старший артиллерийский офицер, высокий, с длинными ногами, рябой человек, как будто для того, чтобы посмотреть на действие крайнего орудия, подошел к Пьеру и любопытно посмотрел на него. Молоденький круглолицый офицерик, еще совершенный ребенок, очевидно, только что выпущенный из корпуса, распоряжаясь весьма старательно порученными ему двумя пушками, строго обратился к Пьеру. – Господин, позвольте вас попросить с дороги, – сказал он ему, – здесь нельзя.

    Варианты[ | ]

    МиГ-15бис «СЯ» с крылом повышенной жёсткости[ | ]

    После начала массового выпуска МиГ-15 и МиГ-15бис и их эксплуатации в войсках, в 1950 году проявила себя проблема «валёжки», впервые обнаруженная на «С-3» но всё ещё не до конца устранённая. «Валёжка» представляла собой непроизвольное кренение самолёта при больших приборных скоростях и числах М. Возникало это явление вследствие недостаточной жёсткости корневой части крыла, ослабленной нишей для шасси, при большом скоростном напоре крыло деформировалось, из-за чего подъёмная сила крыльев становилась разной, что в свою очередь и приводило к крену.

    Для МиГ-15бис, проблема «валёжки» стояла более остро, чем для МиГ-15, так как МиГ-15бис оснащался более мощным двигателем и имел большую скорость, при этом крыло у самолётов было практически одинаковым. Первоначально с «валёжкой» боролись при помощи приклёпанных «ножей» к задней кромке крыла, однако их эффективность была явно недостаточной.

    Для решения возникшей проблемы, на двух серийных МиГ-15бис (№№ 122040 и 122067) было усилено крыло за счёт введения фестонов под обшивку и усиления заднего стрингера крыла, что утяжелило крыло на 30 килограмм. Модернизированные машины получили шифр «СЯ-1» и «СЯ-2». В сентябре 1950 года эти два самолёта и ещё один МиГ-15бис имевший только «ножи» на старом крыле, были предъявлены в ГК НИИ ВВС на госиспытания. Государственные испытания прошли с 26 сентября по 9 октября 1950 года. По их результатам было установлено, что до конца преодолеть асимметричное деформирование не удалось. Максимальная скорость, на которой не возникал крен, увеличилась на 30-60 км/ч, однако ВВС требовали полного устранения проблемы.

    На самолёте «СЯ-3» (серийный МиГ-15бис № 122058) было применено ещё более жёсткое крыло. Его усилили путём существенного утолщения обшивки и усилением каркаса крыла, в результате чего крыло «СЯ-3» потяжелело на 60 килограмм. Испытания в ГК НИИ ВВС проведённые с по 28 ноября 1950 года показали что новое крыло предотвращает «валёжку» во всём диапазоне скоростей в пределах установленных ограничений по скоростному напору и числу М. В итоге, в конце 1950 года заводы выпускающие МиГ-15бис перешли на производство истребителей с крылом самолёта «СЯ-3».

    МиГ-15бис «СА» с системой слепой посадки ОСП-48[ | ]

    Ввиду необходимости иметь на вооружении истребители способные к полётам в любых метеоусловиях и в тёмное время суток, было решено начать работы по оснащению серийных МиГ-15бис системой слепой посадки. Постановлением Совета Министров СССР от 16 января 1950 года и приказом МАП от 24 января ОКБ Микояна получило задание оборудовать два серийных МиГ-15 для круглосуточного использования.

    Самолёты получившие и «СА-2» были оборудованы системой слепой посадки ОСП-48 включавшей в себя следующие приборы:

    • Автоматический радиокомпас АРК-5 «Амур».
    • Маркерный радиоприёмник МРП-48 «Дятел»
    • Радиовысотомер малых высот РВ-2 «Кристалл»
    • Гиромагнитный компас ЭДГМК-3 с датчиком дистанционного компаса ПДК-48

    Кроме того на самолёте были установлены ответчик системы распознавания СРО-1 «Барий-М» и ультракоротковолновая радиостанция РСИУ-3. В связи с увеличившейся номенклатурой оборудования потребовалась значительная перекомпоновка самолёта, а также доработка приборной панели, для размещения на ней дополнительных приборов.

    Так же самолёты серии «СА» получили более мощные двигатели ВК-1. Для размещения этих двигателей они были переоборудованы аналогично самолётам серии «СЛ», использованным для отработки этих двигателей, но с некоторыми усовершенствованиями. Впоследствии технические решения, примененные при установке ТРД ВК-1 на МиГ-15, были использованы в конструкции истребителя МиГ-15бис.

    прошли с 4 февраля по 10 марта, а госиспытания 29-31 марта и 6-19 апреля 1950 года. Перерыв в государственных испытаниях был обусловлен необходимостью проведения регламентных работ на двигателе и замене его удлинительной трубы. За время испытаний было проведено 24 полёта, в том числе 3 ночных. По результатам испытаний была отмечена удовлетворительная работа системы, однако требовалось доработать приборную панель, а также более оптимально разместить оборудование во внутренних объёмах самолёта и внешние антенны системы ОСП-48. Кроме этого был найден ряд менее значительных недостатков, таких как недостаточный аварийный запас электроэнергии, ненадёжная работа датчика компаса и т. п.

    Доработка МиГ-15бис с системой ОСП-48 была завершена на самолётах «СА-3» и «СА-4», основным отличием этих самолётов от предшественников и друг от друга была компоновка оборудования. В итоге, для ускорения работ по соглашению с ВВС, в вариант «СА-3» было переоборудовано 15 строевых истребителей для проведения войсковых испытаний, а «СА-4» в итоге стал эталонным истребителем для производства МиГ-15бис с системой ОСП-48.

    Перехватчик МиГ-15Пбис «СП-1»[ | ]

    В декабре 1948 года ОКБ Микояна получило задание создать всепогодный перехватчик на базе МиГ-15 с РЛС «Торий-А», которая в это время разрабатывалась в НИИ-17. К переоборудованию планировался один из первых пяти серийных МиГ-15 выпущенных в конце 1948 года, а предъявить его на государственные испытания надлежало в июле 1949 года. В начале 1949 года на опытном заводе ОКБ Микояна, начались работы по перехватчику, самолёт получил . В конструкцию МиГ-15 были внесены следующие изменения связанные с установкой РЛС:

    • Над воздухозаборником был размещён радиопрозрачный обтекатель РЛС.
    • Изменены обводы носовой части фюзеляжа, для размещения РЛС.
    • Изменена форма козырька фонаря.
    • Сняты обе пушки НС-23КМ, для освобождения необходимого РЛС пространства в носовой части.
    • Боекомплект пушки Н-37 был увеличен до 60 снарядов.
    • Из-за перекомпоновки вооружения, была изменена конструкция передней стойки шасси.
    • Ввиду возросшего потребления энергии, на «СП-1» был установлен более мощный генератор ГСК-6000.

    Кроме этого, на перехватчик был установлен опытный двигатель ВК-1, в связи с чем пришлось несколько изменить конструкцию хвостовой части фюзеляжа. Увеличена площадь и изменена форма тормозных щитков. Был увеличен угол поперечного V крыла, а в системе управления элеронами был установлен бустер Б-7. Состав оборудования включал систему слепой посадки ОСП-48, радиостанцию РСИУ-3 и коллиматорный прицел ПКИ-1.

    23 апреля 1949 года начались заводские испытания, которые провели лётчики-испытатели А. Н. Чернобуров и Г. А. Седов. Из-за задержек связанных с доводкой РЛС «Торий-А» заводские испытания затянулись и закончились только 20 января 1950 года. 31 января, «СП-1» был передан в ГК НИИ ВВС для государственных испытаний, завершившихся 20 мая. На перехватчике «СП-1» в различных метеоусловиях летали лётчики-испытатели Супрун, Калачев, Пикуленко, Благовещенский, Антипов, Дзюба и Иванов. Мишенями для имитации перехвата выступали бомбардировщики Ту-4 и Ил-28.

    Самолёт в отличие от РЛС нареканий не вызывал, лётные данные, несмотря на некоторое их снижение связанное с выросшим весом самолёта и ухудшившейся аэродинамикой носовой части, оставались на достаточно высоком уровне и были близки к лётным данным МиГ-15бис. Сама же РЛС «Торий-А» подверглась критике:

    • Частые отказы при падении оборотов двигателя ниже 7600-8000 об/мин.
    • Нарушение регулировки РЛС при стрельбе в воздухе.
    • Неудобство управления станцией из-за ручного сопровождения цели.

    В итоге разработка перехватчика МиГ-15 с РЛС «Торий» закончилась выпуском малой серии из пяти перехватчиков под обозначением МиГ-15Пбис.

    Миг-15 (фронтовой истребитель)

    • Описание самолета
    • Тактико-технические характеристики
    • Вооружение
    • Модификации
    • Боевое применение

    Описание самолета

    МиГ-15 — первый советский массовый реактивный истребитель. Его проектирование началось в 1946 г., первый опытный образец И-310 (С-01) совершил первый полет 30 декабря 1947 г. Первый серийный самолет впервые поднялся в воздух 30 декабря 1948 г., первые самолеты поступили в части зимой 1948 — 1949 гг., и первые строевые подразделения были сформированы в 1949 г. Постройка самолета осуществлялась на восьми российских заводах. На первом опытном самолете С-01 установлен закупленный в Великобритании двигатель Rolls-Royce Nene I (21,9 кН ), на опытных самолетах С-02 и С-03 — двигатель Rolls-Royce Nene II (22,3 кН, 2270 кгс). На серийных МиГ-15 установлен ТРД РД-45Ф, представляющий собой копию двигателя «Нин» II.

    МиГ-15бис (СД) — усовершенствованный серийный вариант, отличающийся установкой двигателя ВК-1 вместо РД-45Ф, пушек НР-23 вместо НС-23, несколько измененной конструкцией планера и улучшенным оборудованием. Первый полет опытного образца состоялся в сентябре 1949 г., серийное производство началось в 1950 г.

    В СССР было построено 11 073 самолета МиГ-15. Они широко экспортировались в страны Варшавского Договора, Китай, КНДР и другие развивающиеся страны, в частности в страны Ближнего Востока (Египет, Сирию). Производство одноместных вариантов МиГ-15 по лицензии было организовано в Чехословакии фирмой Аэро под обозначением S102/S103 (1473 самолета) и в Польше под обозначением Lim-1/Lim-2 (примерно 1000 самолетов), двухместного варианта — в Чехословакии под обозначением CS102 (2012 самолетов). Таким образом, во всех странах-производителях всего было построено около 15560 самолетов МиГ-15.

    На первых МиГ-15 установлены гироскопический автоматический стрелковый прицел АСП-1Н с оптическим дальномером, на МиГ-15бис — прицел АСП-ЗН, обеспечивающие дальность прицельной стрельбы от 180 до 800 м при размерах цели от 10 до 35 м (АСП-1Н) или от 7 до 45 м (АСП-ЗН). На всех модификациях самолета используется фотопулемет С-13, установленный вверху носовой части фюзеляжа. На МиГ-15, кроме того имеется фотоаппарат АФА-ИМ.

    Пилотажно-навигационное оборудование на МиГ-15бис включало электродистанционный гиромагнитный компас ДГМК-З, комбинированный указатель скорости КУС-1200, вариометр ВАР-75, высотомер ВД-15, указатель числа М типа М-46, комбинированный авиагоризонт АГК-47, радиополукомпас с отметчиком РПКО-10М. Вместо РПКО-10 на части самолетов МиГ-15бис используется оборудование для слепой посадки ОСП-48, установленное впервые на советском истребителе и включающее автоматический радиокомпас АРК-5 «Амур», радиовысотомер малых высот РВ-2 «Кристалл» и маркерный радиоприемник МРП-48 «Хризантема». Система ОСП-48 была установлена также на МиГ-15УТИ в модификации СТ-2, где она размещалась в носовом отсеке вместо пушки НР-23 и использовалась для обучения летчиков посадке по приборам. МиГ-15бис оснащен также радиолокационным ответчиком «Барий М» системы опознавания госпринадлежности.

    МиГ-15 оборудован приемно-передающей КВ радиостанцией РСИ-6К, которая на более поздних МиГ-15бис заменена станцией РСИУ-3 «Клен». С 1952 г. в кабине МиГ-15бис устанавливался перископ заднего обзора ТС-25 или ТС-27. На МиГ-15Сбис вооружение включало лишь одну пушку НР-23, вместо двух других пушек был установлен фотоаппарат АФАБ-40.

    Тактико-технические характеристики

    Размах крыла — 10,08 м. Длина самолета — 10,10м. Длина фюзеляжа — 8,08 м. Высота самолета — 3,7 м. Площадь крыла — 20,60 кв.м. Масса пустого самолета — 3680 кг. Масса топлива — 1173 кг. Взлетная масса, кг: — нормальная — 5044. — максимальная — 5380. — с двумя ПТБ по 260 л — 5510. — с двумя ПТБ по 300 л — 5575. — с двумя ПТБ по 600 л — 6105. Тип двигателя — 1ТРД ВК-1 ОКБ В.Я.Климова. Максимальная тяга — 26.5 Кн (2700 кгс). Максимальная скорость, км/ч: — у земли — 1076. — на высоте 5000 м — 1044. Посадочная скорость — 178 км/ч. Практический потолок — 15500 м. Практическая дальность, км: — на высоте 12000 м без ПТБ — 1330. — с двумя ПТБ по 260 л — 1860. — с двумя ПТБ по 300 л — 1975. — с двумя ПТБ по 600 л — 2520. Длина разбега — 475 м. Длина пробега — 670 м. Максимальная эксплуатационная перегрузка — 8.

    Вооружение

    Три пушки в носовой части фюзеляжа :

    — одна Н-37Д (калибр 30 мм, боезапас 40 патронов, 400 выстр./мин),

    — две НР-23КМ (калибр 23 мм, 2х80 патронов, 800-900 выстр./мин).

    Для МиГ-15 УТИ — один пулемет УБК-Э (калибр 12,7 мм, боезапас 150 патронов, 800-1000 ыстр./мин) и одна пушка HP-23.

    На двух подкрыльевых пилонах вместо ПТБ возможна подвеска бомб калибра 100 и 50 кг на бомбодержателях-замках БД2-48 МиГ.

    Модификации

    МиГ-15 — исходный серийный истребитель с двигателем РД-45Ф.

    МиГ-15 (СВ) — исходный серийный фронтовой истребитель: двигатель РД-45Ф, два ТБ по 260 л, пушки HP-23, прицел АСП-ЗН. Строился до начала 1950 г.

    МиГ-15ПБ — первоначальное обозначение варианта с двумя крыльевыми ПТБ;

    МиГ-15УТИ — двухместный учебно-тренировочный вариант (1949 г.);

    МиГ-15П УТИ(СТ-7) — учебно-тренировочный самолет с РЛС РП-1 «Изумруд» (1952 г.);

    МиГ-15Сбис (СД-УПБ) — истребитель сопровождения с двумя ПТБ по 600 л;

    МиГ-15Рбис (СР) — фоторазведчик с двумя ПТБ;

    МиГ-15бис (СДК-5) — беспилотный самолет-мишень (в этот вариант модифицировались пилотируемые варианты с выработанным ресурсом).

    МиГ-15У (СУ) — с ограниченно подвижной пушечной установкой В-1-25-Ш-3;

    И-320 (Р-1/Р-2/Р-3) — двухместный двухдвигательный всепогодный перехватчик;

    МиГ-15бис (СЕ, ЛЛ) с увеличенным килем и элеронами и усиленным крылом;

    МиГ-15Пбис (СП-1) — всепогодный перехватчик с РЛС «Торий»;

    МиГ-15Пбис (СП-5) для испытаний РЛС РП-1 «Изумруд-1″;

    МиГ-15бис Бурлаки — истребитель сопровождения с системой буксировки за бомбардировщиком Ту-4;

    МиГ-15бис (СД-21) — с НАР С-21 класса воздух — земля калибром 210 мм;

    МиГ-15бис (СД-57) — для испытаний НАР АРС-57 калибром 57 мм;

    МиГ-15бис (ИШ) — истребитель-штурмовик;

    МиГ-15бис (СДК-5с, СДК-7) беспилотные самолеты-снаряды с системой самонаведения для отработки ракеты КС-1.

    Боевое применение

    Несмотря на то, что МиГ-15 неоднократно публично демонстрировался в 1949г. (в частности, участвовал в воздушном параде в июле 1949г. в Тушино), его высокие характеристики и использование в больших количествах в Корее во время войны 1950-1953гг. стали, по свидетельству зарубежных историков, неожиданностью для американцев. В Корее применялись МиГ-15 и МиГ-15бис китайских и советских В ВС и использовались они главным образом для прикрытия объектов КНДР от воздушных налетов. Одной из первых в Северный Китай для противовоздушной защиты объектов КНДР прибыла 324-я дивизия, которой командовал И.Н. Кожедуб. Первые МиГ-15 с опознавательными знаками КНДР появились в корейском небе 8 ноября 1950г. Вначале они сталкивались в воздушных поединках с американскими истребителями Локхид F-80 «Шутинг Стар» (первый реактивный истребитель ВВС США) и Рипаблик F-84 «Тандерджет», значительно уступавшими МиГу-15 по характеристикам. Американцы срочно ввели в действие свои новейшие по тому времени реактивные истребители Норт Америкен F-86 «Сейбр», которые (в вариантах F-86А и F-86E) использовались для сопровождения групп бомбардировщиков и стали основным воздушным противником МиГов. Первое столкновение МиГ-15 и F-86 в воздухе произошло 17 декабря 1950г. — это был первый воздушный бой истребителей со стреловидным крылом.

    Боевое применение МиГ-15 в Корее показало преимущества его мощного трехпушечного вооружения: F-86 был весьма уязвим для огня из пушек калибра 23 мм и 37 мм (например, протектированные баки F-86A не обеспечивали защиту от снарядов такого калибра). Значительно более слабое вооружение «Сейбров» (шесть 12,7-мм пулеметов) зачастую было способно лишь повредить МиГ-15. Американцам, несмотря на предпринятые усилия по разработке пушечного вооружения, не удалось его доработать в сжатые сроки, и пушки (четыре М39 калибра 20 мм) на F-86 были установлены уже после окончания войны в Корее. МиГ-15 был значительно легче, чем F-86, и при близкой удельной нагрузке на крыло (МиГ-15 — 262, МиГ-15бис — 296, F-86A — 275, F-86E — 302 кг/м для максимальной взлетной массы с ПТБ) существенно превосходил истребитель F-86 в тяговооруженности (МиГ-15 — 0,42, МиГ-15бис — 0,44, F-86A — 0,32, F-86E — 0,29). Это обусловило преимущество МиГ-15 на вертикальных маневрах благодаря лучшим характеристикам разгона и набора высоты. Высотность и предельные маневренные характеристики у МиГ-15 также были лучше (практический потолок МиГ-15 — 15 200 м, МиГ-15бис — 15 500 м, максимальная эксплуатационная перегрузка — 8, тогда как у F-86 соответственно 14 630 м и 7).

    К преимуществам F-86 относится его более совершенное оборудование и, в частности, прицел с радиолокационным дальномером, автоматически вносившим поправки по дальности, тогда как на МиГ-15 прицел автоматически строил лишь углы упреждения, а данные о дальности летчик фактически вводил в прицел вручную, обрамляя цель в поле зрения прицела даль-номерным кольцом. F-86 быстрее набирал скорость при пикировании и имел меньшую, чем МиГ-15, «просадку» при выводе из пикирования. При пикировании в воздушном бою F-86 и МиГ-15 часто выходили на околозвуковые скорости, где F-86 обладал большей устойчивостью, тогда как МиГ-15 мог столкнуться с «валежкой». «МиГ» несколько уступал самолету F-86 в горизонтальной маневренности (из-за применения на F-86 предкрылков) и в радиусе действия с ПТБ.

    В воздушной войне над Кореей успех остался за советскими летчиками. Самым результативным «реактивным» асом стал Е. Пепеляев, который одержал 23 воздушных победы (это фактический результат с учетом 19 побед согласно записям в летной книжке и четырех побед, «отданных» на счет ведомого) при 108 боевых вылетах (число побед на один вылет — 0,21). На счету Пепеляева 12 истребителей F-86, четыре F-84, шесть F-80, один F-94. Н. Сутягин одержал 21 победу, совершив 150 вылетов, по 15 сбитых самолетов на счету Л. Щукина и А. Сморчко-ва, еще семь российских летчиков имеют в активе по 10-14 побед. 22 летчика были удостоены звания Героя Советского Союза. По подсчетам американцев, летчики «МиГов» применяли свыше 30 тактических приемов. В ходу были и «косая петля», «карусель», «горка к солнцу», «ловушка», «пасть», которые были отработаны с участием И. Кожедуба еще в Великой Отечественной войне. Из американских летчиков самым результативным стал Дж. Макконнел, который в 106 боевых вылетах на F-86 сбил 16 самолетов (число побед на один вылет — 0,15). На втором месте среди американцев Дж. Джабара, одержавший 15 побед. Итоговые цифры также говорят в пользу российской боевой техники. Советские летчики, по данным г. Лобова, в воздушных боях над территорией Китая и Северной Кореи сбили более 1 300 самолетов противника (включая бомбардировщики и истребители других типов, помимо F-86), потеряв при этом 345 «МиГов». Статистики по применению в Корее авиации КНР и КНДР, к сожалению, не имеется.

    За рубежом существуют разные оценки результативности применения МиГ-15 и F-86 в Корее, большинство из которых основаны на тенденциозной американской статистике. Например, соотношение потерь МиГ-15 и F-86 за все время военных действий в Корее указывается равным 14:1 (818 сбитых МиГ-15 против 58 сбитых F-86) или 10:1 (792 МиГ-15 против 78 F-86). В то же время за рубежом в последнее время признается преимущество МиГ-15 в летных характеристиках и вооружении по сравнению с F-86A/E и главной причиной столь сногсшибательного соотношения потерь называются лучшие подготовка американских летчиков и используемые ими тактические приемы, а также большая «агрессивность» в воздушном бою. Не вдаваясь в обсуждение столь натянутых объяснений, отметим, что приведенные цифры явно не соответствуют действительности. Укажем также, что для советской авиации главная задача состояла в прикрытии объектов КНДР от воздушных налетов и главной целью были американские ударные самолеты, роль же «чистых» боев между истребителями была второстепенной.

    МиГ-15 широко использовались в 1956г. в ходе боевых действий между Египтом и коалицией, образованной Израилем, Великобританией и Францией. Парк истребителей МиГ-15бис, составлявших основу ВВС Египта, насчитывал ПО машин советского и чехословацкого производства (т.е. 41% из 270 боевых самолетов, имевшихся у Египта). Египетские МиГ-15 использовались в основном для прикрытия ударных самолетов Де Хэвилленд «Вампир» и Глостер «Метеор», штурмовавших позиции израильских парашютно-десантных подразделений, высаженных в тылу египетских войск. Их основными воздушными противниками были израильские истребители Дассо «Мистэр»IV и MD-450 «Ураган» французского производства, имевшие близкие к МиГ-15 скоростные и маневренные характеристики. Преимущество в воздушных боях в целом было на стороне израильской авиации, что объясняется более высоким уровнем подготовки летного и командного состава израильских ВВС. Всего в ходе военных действий, по израильским данным, было сбито 18 самолетов ВВС Израиля, причем египетской авиацией был сбит лишь один связной и разведывательный самолет Пайпер «Каб» (остальные поражены огнем зенитной артиллерии). По египетским данным, противник понес более значительные потери (но итоговые цифры не приводятся). Общие потери египетских ВВС составили, по западным данным, более 260 самолетов, в том числе восемь самолетов МиГ-15бис. Применялся МиГ-15 также во многих других мелких военных конфликтах в различных регионах мира.

    Долгое время МиГ-15 успешно использовался для обороны границ СССР. Например, в начале апреля 1955г. МиГ-15бис, взлетевший с аэродрома на Камчатке, сбил американский разведчик RB-47, нарушивший воздушное пространство СССР и шедший на высоте 10 000 м со скоростью 850-870 км/ч. Были и потери: 18 ноября 1951г. один МиГ-15 был сбит в воздушной схватке с нарушителями воздушной границы в районе мыса Гамов.

    В начало !!!

    Тактико-технические характеристики[ | ]

    Приведены данные выпущенного заводом № 155 в 1949 году МиГ-15бис сер. № 105015 с двигателем № 94-291.
    Источник данных: Gordon, 2001, pp. 121, 114-116; Арсеньев, Крылов, 1999, стр. 78.
    Технические характеристики

    • Экипаж: 1 пилот
    • Длина: 10,11 м
    • Размах крыла: 10,08 м
    • Высота: 3,7 м
    • Площадь крыла: 20,6 м²
    • Угол стреловидности по передней кромке:
      37°
    • Коэффициент удлинения крыла:
      4,85
    • Коэффициент сужения крыла:
      1,61
    • Профиль крыла: ЦАГИ С-10C у корня крыла, ЦАГИ СР-3 — законцовки
    • Средняя аэродинамическая хорда:
      2,12 м
    • База шасси:
      3,475 м
    • Колея шасси:
      3,81 м
    • Масса пустого: 3582 кг
    • Нормальная взлётная масса: 4960 кг
    • Объём топливных баков:
      1400 л (+ 2 × 250 л
      или
      300 л
      или
      400 л
      или
      600 л ПТБ)
    • Силовая установка: 1 × ТРД ВК-1
    • Тяга: 1 × 2700 кгс (26,5 кН)

    Лётные характеристики

    • Максимальная скорость: у земли: 1076 км/ч
    • на высоте 5000 м: 1045 км/ч
    • на высоте 10000 м: 987 км/ч
  • Скорость отрыва:
    227 км/ч
  • Посадочная скорость:
    170 км/ч
  • Практическая дальность: 1200 км / 1976 км с ПТБ
  • Практический потолок: 15 500 м
  • Скороподъёмность:
      у земли: 50,0 м/с
  • на высоте 5000 м: 35,2 м/с
  • на высоте 10000 м: 20,8 м/с
  • Время набора высоты:
      5000 м за 1,95 мин
  • 10000 м за 4,9 мин
  • Время / радиус виража:
      на высоте 2000 м: 20,7 с / 460 м
  • на высоте 5000 м: 34,0 с / 845 м
  • на высоте 10000 м: 63,7 с / 1840 м
  • Набор высоты за разворот:
      на высоте 5000 м: 3090 м
  • на высоте 11400 м: 1450 м
  • Нагрузка на крыло: 240,8 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,544
  • Длина разбега: 475 м
  • Длина пробега: 670 м
  • Вооружение

    • Стрелково-пушечное: 1 × 37 мм пушка Н-37 с 40 патр.
    • 2 × 23 мм пушки НР-23 с 80 патр. на ствол
  • Точки подвески: 2
  • Бомбы: 2 × 50 кг или
    100 кг
  • Литература[ | ]

    • Арсеньев, Е., Крылов Л.
      Истребитель МиГ-15. — М.: ЭксПринт НВ, 1999. — (Армада Вып. № 10). — ISBN 5-85729-019-8.
    • Беляков Р. А., Мармен Ж.
      Самолёты «МиГ» 1939—1995. — М.: АВИКО ПРЕСС, 1996. — С. 76-107. — ISBN 5-86309-033-2.
    • Шавров, В. Б.
      История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988. — 568 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-00477-0.
    • Gordon Yefim.
      Mikoyan-Gurevich MiG-15. The Soviet Union’s Long-lived Korean War Fighter. — Hinckley, England: Midland Publishing, 2001. — 158 p. — (AeroFax). — ISBN 1-85780-105-9.
    • Gunston B., Gordon Y.
      MiG Aircraft since 1937. — London, GB: Putnam, 1998. — P. 55-77. — 288 p. — ISBN 0-85177-884-4.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]