Некоторые виды оружия «работают» более эффективно, чем прочие. Конечно, оружие само по себе трудно назвать гуманным, но есть разработки, которые по всеобщему согласию особенно опасны и причиняют настолько ужасные страдания, что их лучше не использовать. Так было запрещено химическое и бактериологическое оружие. Уже много лет идёт кампания за запрет противопехотных мин. В былые времена сумрачный оружейный гений также производил страшные вещи. Их тоже пытались запретить, а владельцев очернить и покарать. Одним из таких достижений кузнечного искусства стал фламберг – меч с волнистым лезвием.
Солдаты удачи с большими клинками
Название фламберг происходит от старонемецкого «фламме» — пламя. Клинок меча и правда похож на извивающийся язык пламени. Первыми такой тип мечей стали широко применять как раз немцы. Особой любовью он пользовался у наёмной пехоты – ландскнехтов. Почти сразу моду переняли их итальянские коллеги – кондотьеры. Судьба не раз сводила этих солдат удачи на поле брани, и каждая сторона активно использовала фламберги. У этого оружия было несколько достоинств, за которые его весьма ценили обладатели и ненавидели противники.
Как сообщает Ричард Бертон в работе «Книга мечей», фламберг, во-первых, мог более успешно пробивать доспехи, чем прямые клинки аналогичной массы. Всё дело в форме лезвия. В момент столкновения с доспехом энергия удара передавалась на маленький участок, таким образом вырастала пробивная способность. Во-вторых, волнистое лезвие наносило страшные незаживающие раны. Лёгкого движения было достаточно, чтобы в ране появилось несколько параллельных порезов, словно оставленных пилой. Учитывая уровень средневековый медицины, воспаление почти всегда переходило в гангрену. Особенно страшными были колотые раны от фламберга.
Кроме того, волнистая заточка позволяла причинить противнику значительный урон движением, которое раньше не было боевым. После удара стоило потянуть меч на себя, как его «зубья» начинали пилить всё, что встречалось на пути. Это отлично работало против слабо экипированной пехоты.
Именно поэтому наёмные солдаты, чаще сражавшиеся за деньги, а не за идею, очень не любили противников с фламбергами. Даже небольшая рана могла поставить крест на «карьере» и жизни. Обладателей таких мечей не брали в плен, а казнили на месте, порой подвергая страшным мучениям.
Вместе с тем владение фламбергом было весьма престижным. Этот меч стоил дороже обычного из-за трудности производства, его могли позволить себе лишь многоопытные, состоявшиеся кондотьеры и ландскнехты. Кроме того, владелец меча как бы заявлял во всеуслышание, что презирает смерть и не намерен сдаваться в плен. Такая репутация дорого стоила на рынке наёмных войск.
Мечи из Рорби – изогнутые мечи из бронзового века
В материалах, опубликованных ВО, довольно много внимания удалялось истории бронзового оружия, и это не случайно. Ведь в истории человечества был целый бронзовый век, и это была эпоха первой, по сути, глобализации в истории человечества, когда у людей еще не было письменности, но… зато они торговали друг с другом через огромные расстояния, а значит, знали друг о друге. В Молдавии в «Бородинском кладе» нашли нефрит из Саян, хотя расстояние между этими пунктами на карте огромно. А олово необходимо для выплавки бронзы? Его месторождения достаточно редки, а значит, им торговали за многие и многие километры от места его добычи. Недаром наиболее ранние бронзы в качестве лигатур содержат мышьяк и серебро. Ну не хватало олова, и в дело шло все, что было под руками! Впрочем, нашелся один из читателей, заявивший, что бронза — это сплав меди с… алюминием (!), но оставим столь смелое утверждение на совести его автора (и Гугл ему в помощь!), а сами обратим внимание на другое, а именно – интересную эволюцию бронзового клинка.
Вот они – уникальные мечи из Рорби.
Мне уже доводилось здесь писать о том, что первыми мечами в Европе были длинные «рапиры» для фехтования с клинками без рукояток. Аналогичным образом делались и ножи, и кинжалы: отливался только сам клинок, который расширялся в задней части, где были отверстия для заклепок: 2, 3, 4, 5 и т.д. В деревянной рукоятке делался пропил, в который вставлялся клинок и затем закреплялся заклепками.
Новодел бронзового ножа эпохи ранней бронзы. Видимо, так экономилась ценная бронза, поскольку археологами найдено множество кладов с бракованными отливками, ломом и отдельными кусочками металла – то есть прятали все, что имело хоть какую-то ценность.
Затем металла стало больше. Но инерция мышления людей была такова, что кинжалы, например, продолжали теперь уже целиком отливать в виде старых образцов с отдельными деревянными рукоятками. Причем на них воспроизводили и расширение задней части клинка, по большей части совершенно не нужное, и заклепки – не нужные тем более, поскольку теперь они уже ничего не скрепляли и выполняли только декоративную функцию.
Бронзовых мечей и кинжалов находят очень много, что говорит о широком распространении таких изделий. И витрина в Национальном музее Дании лучшее тому подтверждение.
Однако не только мечи и кинжалы были оружием людей бронзового века, обитавших в то время на территории Дании. Посмотрите, сколько в этой витрине выставлено бронзовых топоров!
Впрочем, имелись и переходные образцы. В них отдельно отливалась рукоять, отдельно клинок, а потом все это вместе соединялось заклепками. Но такие кинжалы и мечи были характерны для раннего бронзового века. Люди быстро сообразили, что зачем клепать, когда можно отлить. Но, видимо, в силу традиции никак не могли отказаться от заклепок на месте соединения клинка с рукоятью.
Очень красивый кинжал с наборной рукоятью (так вот откуда идет традиция наборных рукояток у зэковских ножей?!) и приклепанным к ней клинком.
Удивительно красивый и совершенный цельнолитый бронзовый кинжал из одной частной коллекции. Обратите внимание, насколько он прост и одновременно эстетичен. В нем нет ничего лишнего, и в то же время тонкие линии на клинке, массивные заклепки и очень простая рукоять создают впечатление абсолютной завершенности. К нему, как говорится, нечего добавить и нечего в нем убавлять. Ну, а форма его тоже традиционна и служит лучшим доказательством инерции человеческого сознания.
Конечно, археологам очень помогает то, что люди бронзового века были язычниками и хоронили своих усопших с богатыми посмертными дарами. Вот уж где бронзы не жалели. Однако находят ценные изделия древних оружейников не только в могилах…
В болотах Дании находят не только бронзовые кинжалы, но и каменные, то есть там был каменный век точно так же, как и в других местах, но затем его сменил «век металлов».
А было так, что в 1952 году датчанин Торвальд Нильсен копал дноуглубительную канаву в небольшом болоте в местечке Рорби в западной части Зеландии. И вот там-то он и нашел орнаментированный изогнутый меч из бронзы, который застрял в дерне. Меч явно принадлежал к началу бронзового века, около 1600 г. до н.э., и был первой такой находкой в Дании. Кстати, обратите внимание, как похожи и у него, и у кинжала на приведенной выше фотографии рукояти, что говорит о том, что такая форма навершия была широко распространенной. Меч был передан в качестве экспоната в Национальный музей в Копенгагене, но история изогнутого меча на этом не закончилась. В 1957 году, когда другой датчанин по имени Торвальд Дженсен копал картошку примерно в том же месте, он обнаружил еще один такой меч. Второй кривой меч был украшен, как первый, но на нем также было изображение корабля. Это оказалось самое древнее изображение корабля в Дании!
Для археолога подарок судьбы — это не раскопанный древний курган. Как правило, это чье-то погребение, причем, обычно погребение именно бронзового века. И вот тут им с Данией очень повезло. На ее территории обнаружено около 86000 доисторических курганов, из которых около 20000, по оценкам специалистов, принадлежат эпохе бронзового века. Ну, а встречаются они на территории современной Дании повсеместно, что говорит о том, что в прошлом она была густо заселена.
Но кроме курганов в Дании есть еще и болота. И вот они-то стали настоящим кладезем сокровищ для археологов. И чего только в них не находят, например, к числу интереснейших «болотных находок» относятся…бронзовые щиты, которые были сделаны в центральной Европе в период 1100 – 700 гг. до н.э. Такие бронзовые щиты были известны от Италии на юге и до Швеции на севере, от Испании и Ирландии на западе до Венгрии на востоке. Можно считать доказанным, что щиты из такого тонкого металла не могли иметь военного предназначения. А вот в ритуальных целях – сколько угодно. Такие щиты считались солнечными символами и были тесно связаны с почитанием богов и сил природы. В скандинавских наскальных изображениях рисунки круглых щитов можно увидеть в связи с ритуальными танцами, так что их культовое предназначение несомненно. Но как их нашли? Случилось это еще в 1920 году, когда к редактору газеты местной газеты Дженсену пришли двое рабочих и принесли два бронзовых щита, которые они нашли в болоте Зёруп Moзe во время разработки торфяника. Самый большой щит был сильно поврежден ударом лопаты. О находке тут же сообщили в Национальный музей, который начал раскопки. Рабочие сообщили, что щиты находились в болоте вертикально на небольшом расстоянии друг от друга. Археологи нашли это место, но там больше ничего не было.
В разработке торфа в небольшом болоте в Свенструп в Химмерланде в июле 1948 года Кристиан Йоргенсен сделал еще одну фантастическую находку. Это был красивый бронзовый щит эпохи позднего бронзового века. Он передал щит в музей, причем получил за него хорошую награду – достаточно денег, чтобы заплатить за новую крышу для своей фермы.
Специалисты сразу заметили, что эти щиты были сделаны из очень тонкого бронзового листа. Эксперименты с копиями этих щитов показали, что они совершенно бесполезны в бою. Их толщина позволяет проколоть металл в любом месте, а если по щиту нанести удар тем же бронзовым мечом, то он разваливается почти пополам. Это говорит о том, что щиты эти использовались исключительно в ритуальных целях, но что при этом люди старались все-таки бронзу экономить. Ведь более толстый бронзовый лист требует меньше работы, чем тонкий.
Вот она, эта изысканная пряжка.
А это датская банкнота, на которой датчане поместили ее изображение и, надо заметить, что многие датские банкноты раньше были украшены именно изображениями археологических находок на территории Дании, относящихся к каменному и бронзовому веку!
Надо заметить, что древние датчане (или как там они себя в то время называли?) были мастерами литейного производства. Например, в Национальном музее Копенгагена экспонируется пластина для ремня, датируемая 1400 г. до н.э., покрытая изящными спиральными узорами. Нашли ее еще в 1879 году опять же в торфяном болоте в Северной Зеландии. Причем, работник, который ее нашел, передал свою находку хозяину, а тот, не зная ей и другим «медяшкам» настоящей цены, выбросил в мусорную кучу, где их заметил случайно заглянувший к нему полицейский. Так вот технология изготовления такой пластины была очень оригинальной: спираль из золотой проволоки вставлялась в восковую модель, по которой делалась глиняная форма. Потом она прогревалась, воск вытекал, и в нее заливалась расплавленная бронза. Все вроде бы просто. Но уж очень тонкая была эта пластинка, так что требовалось настоящее мастерство, чтобы таким вот образом сплавить золото с бронзой.
«Рогатый» шлем из Виксе.
А потом в Виксе в Зеландии один из рабочих выкопал два почти одинаковых рогатых шлемах из бронзы, изготовленные методом «потерянной формы». Они были украшены умбонами, глазами, клювами и были сделаны в начале первого тысячелетия до нашей эры. И опять-таки это не могли быть шлемы для боя. Их использовали в религиозных церемониях, а затем просто утопили в болоте в качестве жертвы неведомым нам божествам. Интересно, что один из шлемов был помещен на сохранившийся деревянный поднос, что, кстати, не удивительно, поскольку торф обладает прекрасными консервирующими свойствами.
Мумии женщин из Скрудструпфа. Как видите, благодаря торфу они неплохо сохранились.
Оба шлема из Виксе и сопутствовавшие им находки.
Правда, не совсем ясно, где были эти «шлемы из Виксе» сделаны. Возможно, на месте, там, где их и нашли, а возможно, что это было в Центральной Европе или Северной Германии. В любом случае, многочисленные наскальные изображения людей, носящих рогатые шлемы, особенно из западной Швеции, говорят о том, что культ «рогатого человека» был именно здесь очень популярен. Ну, а заканчивался «жизненный путь» предметов этого культа опять же… в болоте!
Туда же бросали и луры – огромные отлитые из бронзы трубы в виде бычьих рогов (ок. 1000 г. до н.э.), которых в той же Дании нашли 39 штук. Причем их находят только в болотах! То есть их сначала делали, расходуя ценную бронзу, затем в них какое-то время трубили, а затем вместе с щитами, шлемами и прекрасными пряжками для ремней бросали в болото, причем обязательно парой.
«Лур из Брудевальте». Вот так и выглядела это «труба», причем она была… цельнолитая!
А вот их целая витрина!
Здесь хорошо видна вся деталировка одного из этих мечей. Это явно ритуальный предмет, причем довольно массивный. И вот тут вопрос – а что он изображал? Ведь это явно меч, но очевидно и то, что такими мечами сражаться нельзя. Тогда зачем ему придали именно такую форму?
Но вернемся к мечам из Рорби. Их форма уникальна тем, что… они изначально сделаны не боевыми. Ведь вряд ли может считаться боевым меч, лишенный острия и без заточенного лезвия. Однако на них бронзу в отличие от щитов не экономили. То есть милость предков или «болотных богов» была для древних обитателей Дании важнее цены металла или же они его имели в избытке!
Бывший медный рудник на Кипре. Здесь добывали медь, и именно отсюда этим металлом снабжалась вся Европа. А вот олово добывали на Британских островах, которые древние называли Оловянными. И может быть именно поэтому в Дании, лежавшей на пути древних маршрутов торговли металлом, как раз и было бронзы так много, что изделия из нее не только укладывали в могилы усопшим, но и бросали в болота богам?
Анафема для меча
В ходе тридцатилетней войны за власть в Священной Римской империи и доминирования в Европе (1618 -1648 годы) наёмные войска играли особую роль. Основной ударной силой в те времена была тяжёлая конница, состоящая из родовой знати. Пехота в глазах благородных особ была просто сборищем черни. Но внезапно пехота стала одерживать победу за победой, а стратегическое преимущество перешло к тому, кто мог больше платить наёмникам. Часто это были не знатные, но богатые представители торгового сословия.
Стараясь настроить общественное мнение против новой политической силы, знать заручилась поддержкой церкви. Анафеме предавали целые города и наёмные армии. Прокляла церковь и меч фламберг как порождение ада, чему немало способствовала форма клинка. История не сохранила точных данных, при каком именно Папе Римском это произошло. Зато известно, что несколькими столетиями ранее Папа Иннокентий II предал анафеме другое оружие, уравнивающее в правах простолюдина и рыцаря. Тогда речь шла об арбалете, стрела которого пробивала мощную броню благородного всадника.
Впрочем, идеологическая война оказала слабое влияние на войну реальную. Эффективные арбалеты, а затем и мечи фламберги никто не собирался списывать из-за порицания церкви. Позднее, с исторической сцены их почти одновременно начало вытеснять огнестрельное оружие.
Сейчас фламберги остались только в виде церемониальных атрибутов. Кстати, несмотря на кровавое прошлое, такими мечами вооружена швейцарская гвардия, охраняющая резиденцию Папы Римского в Ватикане.
Основные преимущества
Как уже было сказано, главным достоинством нового оружия стала возможность прорубать средний и даже тяжелый доспех. Главным, но не единственным.
Опытные бойцы, нанеся удар, вырывали меч из тела противника с «потягом» – острая режущая кромка с волнистой поверхностью действовала как пила, разрезая мышцы. Некоторые кузнецы даже специально чуть разводили зубцы, чтобы увеличить тяжесть ран, наносимых оружием.
Был он очень эффективен и при нанесении колющих ударов. Наконечник не только тщательно затачивался, но и не имел волнистой поверхности, поэтому благодаря большому весу сравнительно легко пробивал доспех. А дальше вступали в действие неровности клинка. В результате раны практически не заживали. Даже сравнительно небольшая рана (в руку, ногу или в грудь по касательной) оказывалась предельно тяжелой – из тела просто вырывались куски мяса.
Наконец, меч фламберг оказался очень удобным в обороне. Подставляя клинок под удар врага, воин не получал сокрушительного толчка – удар гасился постепенно, скатываясь по неровностям меча. В результате прийти в себя и контратаковать врага стало значительно легче.
Фехтовальные школы
Возможность обходиться без щитов сразу породила целый гербарий интереснейших фехтовальных приемов.
О них мы узнаем из «фехтбухов» — руководств по фехтованию, которые оставили нам великие мастера прошлого — Иоганн Лихтенауэр, Ханс Тальхоффер и другие.
Кстати. Вот эти два рисунка сделаны одним и тем же человеком. Звали его Альбрехт Дюрер — это был не только отличный художник, но так же математик, теоретик обороны крепостей и, конечно же, боец. Его учебник фехтования и борьбы считается классическим.
Однако, не стоит путать фехтовальные школы и обучение военному ремеслу. Дело в том, что фехтование из трактатов на войне мало применимо.
В основном фехтбухи — это учебники о том, как победить в судебном поединке (кто выжил, тот и прав). Однако, на рыцарском турнире, эти знания тоже были весьма кстати.
Некоторые фехтбухи, писавшиеся специально для благородных заказчиков, посвящены бою и борьбе в доспехах на «благородных» видах оружия. В некоторых из них даже прорисованы хитрые изобретения авторов, например стреляющий топор.
Другое дело — война. Солдат учили держать строй и уничтожать стоящих в таком же строю напротив. Трактатов на эту тему автор не припомнит.
Отношение к владельцам
Во многих источниках, где приводится описание мечей фламбергов, упоминаются и люди, которые ими владели.
Зачастую это были ландскнехты, или доппельзольднеры. Дословно перевести последний термин можно как «двойные солдаты». Почему? Все просто. Потому что они всегда получали двойное жалование. Правда, каждая потраченная монета была оправдана.
Начать следует с того, что наемников (а солдаты регулярной армии практически никогда не использовали фламберги), вооруженных этим страшным оружием, всегда выставляли в первую линию перед боем. То есть основной удар приходился на них. Делали это не для того, чтобы избавиться от наемников и не платить им после боя. Просто работать с длинным фламбергом, находясь в гуще союзников, было весьма проблематично и совершенно непродуктивно. А вот рубить длинные копья, сокрушать с хорошего размаха доспехи и шлемы противника – самое то. Так как двуручный меч фламберг вес имел очень большой (для сравнения, обычный полуторный меч редко весил больше 2 килограмм), он легко перерубал толстые древки. Конечно, смертность была просто огромной. За такой риск приходилось хорошо платить.
Однако владельцев фламбергов яро ненавидели как враги, так и союзники. Просто потому, что мечи наносили так называемые подлые раны – незаживающие.
Поэтому в основном воинов, захваченных с таким оружием, вешали прямо на месте. Неудивительно, что за такими людьми закрепилась слава сорвиголов, которые не боятся ничего и никого.
А был ли яд?
Довольно часто можно услышать легенды о том, что ландскнехты специально смазывали лезвие своих фламбергов ядом, чтобы, пусть и не сразу, но наверняка убить противника.
Однако исторических доказательств этого не было найдено ни одного. Легенда же имеет вполне логичное происхождение.
При нанесении несмертельной раны фламбергом клинок рвал плоть, повреждая клетки и сосуды. Конечно, никакие антибиотики местные врачи не использовали, рану от грязи и попавшей в нее ткани и кожи от доспехов не очищали – в лучшем случае просто перематывали чистой тканью. В результате это приводило к гангрене. Человек, рана которого начинала просто гнить, умирал в ужасных муках. Это и породило легенду о яде, нанесенном на клинок.
Имеющиеся недостатки
Любое оружие, получая преимущество, приобретает вместе с ним и определенные недостатки. Фламберг вовсе не является исключением.
Одним из главных минусов является сложность изготовления. Выковать ровный меч было значительно легче, чем пламенеющий. Поэтому позволить себе такую покупку могли только люди, зарабатывающие ею себе на роскошную, пусть и не всегда длинную, жизнь – о них расскажем чуть позже. Иногда изготавливались более дешевые аналоги – лезвие обычного двуручного меча перетачивалось, чтобы на нем появились волны.
Из-за волнообразной формы серьезно страдала прочность – при сильном ударе клинок мог просто сломаться. Происходило это крайне редко, но почти всегда оборачивалось гибелью владельца.
В отличие от классических мечей, штамповавшихся в Европе тысячами и десятками тысяч, фламберги выпускались штучно и под определенного владельца. Это не только дополнительно повышало стоимость, но и затрудняло процесс создания – приходилось подбирать подходящую сталь, форму, балансировку, способ закаливания металла.