Малозаметный тактический ударный самолет Lockheed F-117A Nighthawk


Аварии и катастрофы[править | править код]

За всю историю эксплуатации самолётов F-117, по официальным данным, было потеряно 7 машин (чуть более 10 % от общего числа построенных), в том числе один F-117 был сбит в ходе боевых действий. «Найтхоки» налетали в общей сложности около 220 000 часов, то есть налёт на одну потерю составил около 31 000 часов.

  • 20 апреля — F-117A (сер. номер 80-0785), подполковник Боб Райденауэр (Bob Ridenhauer
    ) «Бандит 102». Самолёт разбился на взлёте из-за неправильно настроенной на заводе системы управления полётом. Пилот не успел катапультироваться, получил тяжёлые травмы и был списан с лётной работы.
  • 11 июля — F-117A (сер. номер 81-0792), майор Росс Малхэйр (Ross Mulhare
    ) «Бандит 198». Самолёт столкнулся с землёй в районе Бейкерсфилд, Калифорния, во время ночного полёта. Причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Майор Малхэйр погиб.
  • 14 октября — F-117A (сер. номер 83-0815), майор Майкл Стюарт (Michael Stewart
    ) «Бандит 231». Самолёт столкнулся с землёй в районе Тонопы во время ночного полёта. Причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Майор Стюарт погиб.
  • 4 августа — F-117A (сер. номер 85-0801), капитан Джон Миллз (John Mills
    ) «Бандит 402». Самолёт загорелся во время ночного вылета возле авиабазы Холломэн и взорвался в воздухе. Причина — ошибка наземного технического персонала при обслуживании. Капитан Миллз благополучно катапультировался.
  • 10 мая — F-117A (сер. номер 85-0822), капитан Кеннет Левенс (Kenneth Levens
    ) «Бандит 461». Самолёт столкнулся с землёй в районе Зуни, Нью-Мексико, во время ночного полёта. Предполагаемая причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Капитан Левенс погиб.
  • 14 сентября — F-117A (сер. номер 81-0793), майор Брайан Найт (Bryan Knight
    ) «Бандит 437». Самолёт разрушился в воздухе и врезался в здание во время авиационного шоу в Чесапик, Мэриленд. Авария произошла по технической причине, которая привела к утрате пилотом управления. На земле пострадали 4 человека. Майор Найт благополучно катапультировался.

Боевое применение[править | править код]

F-117 в Кувейте, 1998 год

  • Вторжение США в Панаму (1989)
  • Война в Персидском заливе (1991) См. также Бомбардировка бомбоубежища Амирия
  • В первую ночь войны уничтожили почти весь парк иракских дальних бомбардировщиков Ту-22 [источник не указан 789 дней
    ].
  • Операция «Лиса пустыни» (1998)
  • Война НАТО против Югославии (1999)
  • Иракская война (2003)
  • Потериправить | править код

    Обломки сбитого F-117 в Белградском музее

    27 марта 1999 года — F-117A (серийный № 82-0806), подполковник Дэйл Зелко (Dale Zelko). Самолёт сбит в районе деревни Буджановцы в ходе военной операции НАТО против Югославии. Пилот благополучно катапультировался и был эвакуирован поисково-спасательной группой. Согласно сербской версии, F-117 был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125 (ракета 5В27Д производства завода им. XX партсъезда (ныне АВИТЕК) 1976 года) 3-й батареи 250-й бригады ПВО (командир батареи — Золтан Дани). Цель была поражена двумя ракетами (первая оторвала крыло, а вторая попала в сам самолёт), через 17 секунд после команды «огонь».

    Существовали версии об участии ЗРК «Куб» или истребителей МиГ-29 и МиГ-21: по утверждению некоторых источников (в частности, российского автора Владимира Ильина и аргентинского Диего Зампини), F-117 был сбит истребителем МиГ-29, пилотировавшимся подполковником Гвозденом Дюкичем (в то же время сербская газета «Политика» сообщает, что «Гвозден Джюкич» (Gvozden Đukić

    ) — это боевой псевдоним, использовавшийся Золтаном Дани в ходе войны). Пилотом F-117 иногда ошибочно указывается капитан Кен Двили, поскольку он летал на этой машине в США и на её фюзеляже было написано его имя.

    30 апреля 1999 года — был повреждён F-117A, зенитно-ракетным комплексом С-125.

    Примечания[ | код]

    1. По курсу 1990 года, из них около 2 млрд. на НИОКР, 4,27 млрд. на закупки, 295,4 млн. на создание наземной инфраструктуры
    2. Aronstein and Piccirillo 1997, стр. 267
    3. Журнал «Авиация и Время» № 01 2002 год.
    4. ↑ (англ.) .См. Figure 1.
    5. Flying Safety Magazine, January/February 2009, p. 39.
    6. Машиностроительное предприятие «АВИТЕК» // Энциклопедия земли Вятской / отв. В. Ситников. — Киров: «О-Краткое», 2008. — Т. 10. Книга вторая. Промышленность. Энергетика. Строительство. Транспорт. — 560 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-91402-040-5.
    7. Александр Гасюк.

      . Российская газета (24-03-2014). Дата обращения 24 марта 2014.

    8. (недоступная ссылка). Дата обращения 13 марта 2020.
    9. (недоступная ссылка). Дата обращения 15 марта 2008.
    10. (недоступная ссылка). Дата обращения 25 апреля 2008.
    11. (недоступная ссылка). Дата обращения 15 апреля 2020.

    Снятие с вооружения

    ВВС США собирались эксплуатировать F-117 по крайней мере до 2018 года, однако нехватка денег на закупку новых многоцелевых истребителей F-22 заставила их начать процесс снятия «Найт Хока» с вооружения гораздо раньше. Официально об этом было объявлено осенью 2006 года. В том же году была закрыта школа подготовки пилотов F-117, её последний выпуск состоялся 13 октября 2006 года.

    Первые десять F-117 были сняты с вооружения в декабре 2006 года. К марту 2008 года ВВС США продолжали эксплуатировать 15 самолётов этого типа. Формально процедура снятия с вооружения завершилась 22 апреля того же года, когда четыре F-117 в последний раз поднялись в воздух, совершив перелёт на авиабазу Тонопа.

    Снятые с вооружения самолёты по состоянию на 2014 год находятся на хранении в специальном «хранилище 1000» и поддерживаются в полётопригодном состоянии. В 2020 году Конгресс США принял решение отправить имеющиеся F-117 на авиабазу Девис-Монтен в штате Аризона для хранения на открытой площадке. В феврале 2020 года в соседнем штате Невада наблюдались полёты четырёх самолётов этой модели.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]