Правообладатель иллюстрации AFP Image caption 24 февраля 2012 года Ан-148 совершил вынужденную посадку из-за отвалившегося колеса на левой основной стойке шасси После крушения самолета Ан-148 «Саратовских авиалиний» под Москвой 11 февраля в российской прессе и на авиационных форумах появилось немало негативных откликов об этом авиалайнере: якобы у самолета были «детские болезни», излечить которые удалось лишь частично.
Так, например, газета «Ведомости» назвала Ан-148 «одним из политических проектов периода российско-украинской дружбы», а издание Dailystorm со ссылкой на анонимного представителя бывшего эксплуатанта этого лайнера — — заявил, что этот самолет по надежности сильно отстает от конкурентов — SSJ 100, CRJ и лайнеров производства Boeing и Airbus.
Судьба Ан-148, первого авиалайнера, созданного на постсоветском пространстве после развала СССР, оказалась и правда непростой. Однако многие эксперты не видят в нем больших недостатков — причина его неудач, по их мнению, скорей в конфликте между Москвой и Киевом.
- Причиной крушения Ан-148 в Подмосковье назвали отказ датчиков скорости
- Что известно о «Саратовских авиалиниях» и претензиях к ним
- «Я летала на этом самолете злосчастном»: как Орск переживает крушение Ан-148
Ан-148 считается украинским самолетом, потому что головным разработчиком было государственное предприятие «Антонов», но в создании самолета принимали участие и российские компании. На странице Ан-148 официального сайта ГК «Антонов» говорится, что самолет украинцы создавали совместно с 214 предприятиями из 15 стран мира.
Строили самолет на двух предприятиях — в Киеве на серийном и в России на воронежском ВАСО, причем из Украины в Россию поставлялись только консольные части крыльев и части фюзеляжа.
В ответ на запрос Украинской службы Би-би-си в «Антонове» сообщили, что всего было изготовлено 36 самолетов Ан-148, три из них находятся в реестре Украины, 29 самолетов зарегистрированы в России. Остальные поставлены в другие страны.
Правообладатель иллюстрации AFP Image caption В «Саратовских авиалиниях» говорят, что довольны этим авиалайнером
Сворачивание производства Ан-148 в России обычно связывают с разрывом отношений с Украиной, причем обе стороны винят в этом друг друга.
Гендиректор ВАСО Дмитрий Пришвин в интервью «Коммерсанту» говорил в прошлом году, что значительная часть проблем связана, по его мнению, с правительственными структурами Украины. В свою очередь, в «Антонове» Би-би-си заявили, что это «российской стороной было принято решение о сворачивании программы».
В последние годы воронежский завод поставлял Ан-148 для министерства обороны России. Кроме военных этими самолетами пользуются МЧС и специальный летный отряд «Россия» управления делами президента.
Историческая справка
Создатель самолета нового поколения ан 148 – АНТК имени Антонова, ведет свою историю с 1946 г., когда приказом Министерства авиапромышленности СССР ознаменовалось создание опытно-конструкторского бюро (ОКБ) № 153 в Новосибирске, на местном авиационном заводе. Возглавил его О.К. Антонов, чьим именем впоследствии назовут авиаконцерн. В 1952 г. бюро перебазировалось в Киев, где и находится в настоящее время. ОКБ имени Антонова (сегодня оно носит название Государственное предприятие (ГП) «Антонов») было одним из ведущих создателей самолетов во времена СССР. После развала Советского Союза оно продолжило работу как авиапредприятие Украины. Вплоть до последних лет работы по созданию авиалайнеров семейства Ан-148 велись совместно украинскими и российскими авиаконструкторами.
За годы существования коллектив авиаконструкторов разработал свыше 100 видов и модификаций самолетов:
- пассажирских;
- транспортных;
- специального назначения.
Всего было выпущено свыше 22000 машин. Визитной карточкой антоновцев по праву считаются такие гигантские транспортники, как «Руслан» и «Мрия», поставившие 270 мировых рекордов.
Семейство Ан-148
Самолет А 321: схема салона
В настоящее время ГП «Антонов» сотрудничает со многими авиаконцернами (214 авиапредприятий) из 15 стран мира, при их участии была создана линейка авиалайнеров Ан-148. Это ближнемагистральные узкофюзеляжные самолеты, оснащенные двумя двигателями. Все модификации этой модели соответствуют запросам современных авиаперевозчиков, предъявляемым к лайнерам этого класса.
В начале 90-х гг. был создан прототип – Ан-74. В результате произведенных проектных работ он стал грузопассажирским, но для перевозки людей был не очень удобным. Поэтому работы над проектом продолжились, и в результате появилась новая модель – Ан-74-68. В 2002 г. проект был уже готов, и началась подготовка к производству опытного образца, который был произведен в 2004 г. В декабре 2004 г. он совершил свой первый полет уже под новым названием – Ан-148, а в 2005 г. был отправлен в серийный выпуск. Использование авиалайнера на коммерческих авиарейсах началось в декабре 2009 г. Среди авиакомпаний, сделавших предварительный заказ на поставку авиалайнера Ан-148, были:
- «Аэросвит»;
- «Аэрофлот»;
- «Россия»;
- «Красноярские авиалинии».
Основной моделью при создании линейки авиалайнеров была выбрана база в виде самолета модификации ан 148 100.
Перед выпуском с производства
На сегодняшний день существует уже 11 модификаций базовой модели:
- Ан-148-100А – пассажирский лайнер на 70-85 посадочных мест, с максимальной дальностью полета до 2100 км;
- Ан-148-100B – самолет рассчитан на 70-85 человек, способный на перелет в 3500 км;
- Ан-148-100Е – лайнер такой же пассажирской вместимости и способный на перелет в 4400 км;
- Ан-148-100ЕА – авиалайнер, дополненный специальным салоном для пассажиров VIP-класса;
- Ан-148-100ЕМ – специализированная модификация, используемая для нужд МЧС, оборудованная передвижным госпиталем;
- Ан-148-200 – пассажирский авиалайнер с вместимостью 89 человек;
- Ан-148C – транспортно-пассажирский самолет, оснащенный боковым грузоподъемным люком;
- Ан-158 – лайнер с удлиненным фюзеляжем на 99 пассажиров и с максимальной дальностью полета 2500 км;
- Ан-168 – авиалайнер, рассчитанный на максимальную дальность полета до 7000 км;
- Ан-168МП – специализированные борта, предназначенные для патрулирования;
- Ан-178 – грузотранспортный самолет, созданный на базе Ан-158.
Оборудование
Современное навигационное, пилотажное и радиосвязное оборудование, а также применение электронной дистанционной системы управления полетом аэробуса и многофункциональных индикаторов позволяют использовать эти самолеты на любых воздушных трассах, в том числе и на маршрутах с довольно высокой интенсивностью полетов, днем и ночью, как в простых, так и в сложных метеоусловиях. В Ан-148-100 обеспечено как ручное, так и автоматическое самолетовождение. Автопилот позволяет программировать необходимые маршруты, автоматический заход на посадку в соответствии с нормами I, II и III А категорий ICAO, горизонтальную и вертикальную навигацию, взлет и посадку по схемам STAR и SID. Оборудование осуществляет автоматический контроль состояния всех систем в полете и на земле с последующей выдачей информации техническому персоналу и экипажу самолета.
Основные особенности модели
Самолет Эмбраер 190: характеристики
Базовая модель Ан-148 была оснащена двумя двигателями ТРДД Д436-148, размещенными под крыльями. Эта особенность дает дополнительную защиту от попадания посторонних предметов, а также дополнительную стабилизацию крыльев.
Современная навигационная система, чутко реагирующая на все изменения окружающих показателей, позволяет поднимать в воздух и сажать авиалайнер на любых аэродромах даже в сложных метеоусловиях и при слабой видимости.
Приборная панель в кабине пилотов
Что касается пассажирского салона, то он разработан с учетом всех потребностей и способен предоставить максимальный комфорт во время полета. Отличительной особенностью является технологическое решение, при котором значительно увеличена звукоизоляция салона.
Салон Ан-148
Проектирование Ан-148 велось с использованием методов 3D-моделирования с помощью CALS-технологий и согласно стандартам ISO 9000/9001-2000. Применение этих технологий помогло улучшить следующие факторы:
- сокращение затрат на производство;
- облегчить процесс обслуживания лайнера;
- унификация проектно-сметной документации.
Также отличительной чертой нового проекта явилась цель максимальной универсальности основных составляющих и модулей, с целью их применения при разработке различных разновидностей:
- фюзеляж;
- силовая установка;
- прочее оборудование.
В настоящее время специалисты называют конкурентом Ан-148 только Sukhoi Superjet-100.
Авиаэксперты сулили лайнеру отличные перспективы на будущее и стабильный спрос. Так, в 2010 г. предприятию-изготовителю поступило около 200 заявок на Ан-148. В настоящее время самолеты Ан-148 производятся на авиазаводах в Харькове и Воронеже.
Крушение пассажирского Ан-148 в Подмосковье. Что известно о трагедии
5154
Также с самолетами этого типа случались серьезные инциденты и ранее. В 2020 году у RA-61706 при наборе высоты отказал один из двигателей, самолет совершил аварийную посадку в Саратове, а у RA-61711 при наборе высоты один из двигателей загорелся, самолет вернулся в аэропорт вылета (Талакан).
Так, в 2010 году RA-61701 начал резко пикировать с сильным креном на правый борт из-за короткого замыкания в электродистанционной системе управления. В 2012 году у него же при взлете отвалилось колесо шасси.
Технические характеристики Ан-148
Самолет ATR 72 и его основные характеристики
Для описания основных технических параметров модификации Ан-148 можно привести следующие характеристики:
- длина – 29,13 м;
- высота – 8,19 м;
- собственный вес – 22,5 тн;
- максимальная взлетная масса – от 38,55 до 43,70 тн;
- грузоподъемность – от 9,68 до 10,10 тн;
- размах крыла – 28,91 м;
- площадь крыла – 87,32 м2;
- крейсерская скорость – 840 км/ч;
- максимальная скорость – 875 км/ч;
- максимальная высота полета – 12400 м;
- максимальная дальность полета – в диапазоне 1570-7000 км;
- расход топлива – от 1550 до 1650 кг за час;
- мест для пассажиров – 45-99 (в зависимости от модификации);
- экипаж авиалайнера – 2 человека.
Следует отметить, что все модификации предназначены для эксплуатации при температурном режиме от -55 до +45 градусов Цельсия, срок эксплуатации – не менее 30 лет. Для обслуживания (прием и отправка лайнера) необходима взлетно-посадочная полоса длиной от 1560 до 1885 м (в зависимости от модификации самолета).
Максимально возможное количество полетов согласно спецификации составляет от 30 до 60 тысяч часов, а максимальное количество летных часов составляет 80000.
Что касается мер безопасности на борту, то с учетом современных реалий, связанных с терактами и попытками захвата воздушного судна, разработчики предусмотрели следующее:
- бронированные пуленепробиваемые переборки и двери в кабине пилотов;
- специальный отсек для оружия в кабине пилотов;
- система радио,- и видеосвязи с отсеком бортпроводников;
- пассажирский салон оснащен системой видеонаблюдения;
- специальный отсек для изоляции подозрительных предметов.
Пассажирский салон
В зависимости от модификации, вместимость пассажирских салонов варьируется от 45 до 99 пассажиров. В настоящее время производятся лайнеры, в которых салон разделен на бизнес и эконом-класс. Бизнес-салон рассчитан либо на 8, либо на 10 посадочных мест. В салоне 2 ряда кресел, по 2 кресла по каждому борту.
Салон бизнес-класса
Важно! С точки зрения комфортности мест, все места в бизнес-классе удобны, разница лишь в том, что 4 места в первом ряду имеют наибольшее пространство для ног.
Салон эконом-класса имеет менее широкий проход между рядами, т.к. пассажирские кресла размещаются по схеме 2-3 – с левого борта по 2 места в ряду, с правого – по 3. Пассажирские места соответствуют требованиям международных стандартов по комфортности и безопасности для пассажиров.
Ан 148: схема самолета
Так же, как и в бизнес-классе, самыми удобными для пассажиров будут кресла в первом ряду, имеющие больше места для ног.
Дополнительная информация. В первых рядах пассажиры могут вставать с места и ходить по салону, не тревожа соседей, – широкое пространство до переборки позволяет свободно передвигаться.
При этом наименее удачными в этом случае будут места с краю, рядом с проходом, в силу того, что проход достаточно узкий. Но худшими местами в салоне считаются кресла в последнем ряду, т.к. они находятся рядом с туалетом, и здесь всегда будут ходить пассажиры. Также в этом конце находится буфет и места для обслуживающего персонала. Приобретать билеты на эти места стоит лишь в крайнем случае, когда другие уже заняты.
Пассажирские кресла эконом-класса
В остальном пребывание в пассажирском салоне авиалайнера будет комфортным. Для ручной клади оборудованы объемные багажные отсеки – 4,2 м³, это рекордный показатель для ближнемагистральных лайнеров.
В соответствии с современными требованиями, на борту монтируется оборудование, позволяющее пассажирам пользоваться мобильными телефонами и интернетом во время полета. Также, при необходимости, в салоне устанавливается развлекательная система, включающая в себя возможность просмотра фильмов и прослушивания музыки.
Самолет оборудован достаточно объемным багажным отделением, предполагающим к перевозке до 14,6 м³ груза.
Схема салона и лучшие места
Существует две компоновки салона Ан-148: одно- и двухклассная. Оба варианта исполнения авиалайнера эффективно используют Авиакомпании.
При одноклассовой компоновке в салоне может размещаться такое количество мест для пассажиров:
- 75;
- 80;
- 85 кресел.
В салоне для транспортировки 75 пассажиров расстояние между рядами кресел составляет 81 см. Также в самолете размещено 2 туалета и 2 кухонных помещения. При такой компоновке лучшими местами считаются кресла, расположенные в первом ряду. Расстояние между креслами позволяется разложить спинку сиденья, и при этом не мешать соседу.
В салоне для перевозки 80 пассажиров кресла размещены с шагом в 76 см. Как и в предыдущем варианте компоновки в самолете находятся 2 санитарных комнаты и 2 кухонных отделения.
Салон в Ан-148
В салоне, где предусмотрено 85 пассажирских мест, расстояние между их рядами составляет 76 см. Увеличение количества кресел произошло за счет модернизации салона. Конструкторы оставили в самолете 1 санитарную комнату и 2 кухни.
Двухклассовая компоновка Ан-148: бизнес- и экономкласс. В салоне размещено 68 кресел, 2 туалета и 2 кухонных помещения. Отделение повышенной комфортности находится ближе к носовой части воздушного судна. В нем лучшими местами считаются сиденья, находящиеся во втором ряду. Схема расположения кресел: 2+2 с центральным проходом. Расстояние между рядами достигает 1 м.
В экономклассе сиденья размещены по схеме 3+2. Между ними проход для обслуживания пассажиров. Расстояние между рядами около 75 см. Полноценно разложить спинку сиденья не получиться. Лучшие места в этом классе находятся в первых рядах отсека.
В каждой компоновке салона для перевозки ручной клади предусмотрены специальные полки. Они находятся над рядами кресел. Под салоном для пассажиров размещено 2 багажных отделения.
Особенность Ан-148. Самолет может быть переоборудован в «мобильный медицинский госпиталь». В его салоне имеется необходимое медоборудование. С помощью воздушного судна могут транспортировать до 6 больных.
Сложности в эксплуатации
Проблема лайнеров линейки Ан-148 в том, что при достаточно малой вместимости по сравнению, например, с Airbus A319, они способны летать лишь на небольшие расстояния, т.к. при продолжительных перелетах (4 часа) пассажиры жаловались на дискомфорт и неудобства. Попытки авиа улучшить ситуацию в этом направлении потерпели неудачу. Также перевозчику пришлось отказаться от эксплуатации Ан-148 на маршруте Москва – Санкт-Петербург, т.к. спрос на авиабилеты позволил поставить на маршрут более вместительные авиалайнеры – тот же А319.
После подобных проблем несколько заказчиков, в том числе и «Аэрофлот», начали отказываться от покупки Ан-148. Также немаловажную роль сыграло существенное увеличение цены на самолеты по сравнению с изначально заявленными 14 миллионами долларов США. По состоянию на сегодняшний день, руководством Воронежского авиазавода, собирающего Ан-148 в России, производство самолетов будет отменено с 2020 г. Что будет с производством, в свое время переориентированным на выпуск именно модификаций Ан-148, пока не ясно, вопрос находится в стадии обсуждения на уровне администрации президента РФ.
Те борта, что уже поступили на баланс авиа, будут переоборудованы под нужды МЧС и переданы в их ведение. Однако руководство ГП «Антонов» и Харьковский авиазавод считают, что у семейства Ан-148 есть будущее, и авиалайнеры имеют перспективы на будущий коммерческий успех. А пока украинский президент выбрал Ан-148 в качестве борта № 1.
Производство и заказчики[ | ]
Производство Ан-148 было развёрнуто на мощностях киевского авиа на Украине и Воронежского самолётостроительного общества (ВАСО) в России.
Россия
Строительство серийных Ан-148 в Воронеже началось по украинской лицензии[1]. Первый самолёт воронежской постройки, получивший регистрационный номер RA-61701, совершил свой первый полёт, продолжительностью 41 минуту, 19 июля 2009 года[29]. После окончания цикла приёмо-сдаточных испытаний самолёт 1 октября 2009 года был передан заказчику. Сообщалось, что «Ильюшин Финанс Ко.» («ИФК») сформировала портфель заказов на 110 самолётов Ан-148 различных модификаций, включая 56 твёрдых договоров и 54 опциона. Также «ИФК» заключило твёрдый договор на приобретение у «ВАСО» 34 Ан-148 различных модификаций[30].
После отказа «Аэрофлота» от покупки дополнительных девяти пассажирских самолётов Ан-148 для дочерней авиа среди заказчиков осталась только коммерческая авиа, а также подразделения МЧС и Управление делами президента[31]. По заявлению генерального директора ВАСО Дмитрия Пришвина газете «Аргументы недели», по состоянию на август 2020 года завод вёл переговоры с Анголой и Казахстаном о приобретении Ан-148[32]. Кроме этого, Дмитрий Пришвин сообщил в сентябре 2020 года, что велись переговоры об поставках на Кубу[33]. 22 февраля 2020 года представители Министерства обороны РФ сообщили, что планируется закупка Ан-148 для замены Ту-134[34]. 6 июня 2020 года начальник авиации войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-лейтенант Александр Афиногентов сообщил, что «Военно-промышленной комиссией Российской Федерации одобрены контрольные цифры для планирования государственной программы вооружений на 2018—2025 годы, в том числе по вопросам закупки новой авиационной техники». Предлагается закупить самолёты … Ан-148 …
[35]. По состоянию на июнь 2020 года в Воронеже заканчивалась сборка двух последних Ан-148, после чего производство предполагалось прекратить, несмотря на то, что ранее поставлявшиеся Украиной, но попавшие под эмбарго комплектующие удалось заместить деталями российского производства[36]. На следующий же день ВАСО опровергло сообщения СМИ о планах прекратить выпуск самолёта: «Будет ли продолжен выпуск Ан-148, зависит от того, будут ли на самолёт данного типа заказчики или нет», — пояснил производитель[37].
По состоянию на ноябрь 2020 года на предприятии оставалось как минимум два самолета на финальной стадии готовности в ожидании поставок украинских комплектующих[38]. По сообщению в финансовом отчете ВАСО за III квартал 2020 года, программа по производству и реализации самолетов Ан-148 будет закрыта. Кроме того, предприятие указало, что себестоимость производства Ан-148 за январь-сентябрь 2018 года составила 1,4 млрд рублей, превысив выручку от их продаж на 23%[39].
Украина
На Украине произведено три прототипа Ан-148 на «АНТК»; в рамках мелкосерийного производства на киевском авиа произведено не менее четырех бортов Ан-148[40], последний из них — для государственного северокорейского перевозчика Air Koryo в январе 2020 года[41].
Заказчики[ | ]
Заключённые соглашения о поставках | |||||
Покупатель | Тип | Заказано | Примечание | Поставлено | Салон* |
МАУ | Ан-148-100В | 3 | лизинг | 3 | 8Б/60Эк |
Россия | Ан-148-100В | 6[42] | лизинг[43] | 6 | 8Б/60Эк |
Air Koryo | Ан-148-100В | 2 | лизинг | 2[44] | 8Б/65Эк |
Ангара | Ан-148-100Е | 5 | лизинг | 5[45] | 75Эк |
Полёт | Ан-148-100Е | 2 | лизинг[46] | 2[47] | 8Б/60Эк |
Министерство обороны Российской Федерации | Ан-148-100Е | 15 | покупка | 14 | 75Эк |
ФСБ России | Ан-148-100ЕА | 4 | покупка | 3[48] | 2VIP/8Б/25Эк |
СЛО «Россия» | Ан-148-100ЕА | 6 | покупка | 6[49] | 2VIP/12Б/25Эк |
Министерство обороны Украины | Ан-148-100ЕА | 2[50] | покупка | 0 | 2VIP/12Б/25Эк |
Cubana | Ан-148-100ЕА | 1[51] | лизинг | 0 | 2VIP/12Б/25Эк |
МЧС России | Ан-148-100ЕМ | 2 | покупка[52] | 2[53] | 2VIP/8Б/6 мед. модулей |
Syrian Arab Airlines [54] | Ан-148 | 10[55] | Контракт одобрен правительством Сирии (поставка заморожена) | 0 | компоновка неизвестна |
Итого | 58 | 41 |
*На момент поставки заказчику