Крейсер «Варяг»: удивительные факты о легенде русского флота

В историю русско-японской войны крейсер «Варяг», который вступил в неравную схватку с намного превосходившими вражескими силами, вписал свою героическую страницу. Его подвиг, а также подвиг «Корейца» навсегда останется в сердцах людей.

Русские моряки выдержали неравный бой с японцами, не сдались врагу, потопив свой корабль и не спустив флага. Этот легендарный бой с шестью крейсерскими судами и восемью миноносцами противника произвел неизгладимое впечатление не только в России, но и за ее пределами. Об истории крейсера «Варяг» мы и поговорим сегодня.

Предыстория

Рассматривая историю крейсера «Варяг», целесообразным будет обратиться к предшествующим ей событиям. Война России и Японии (1904 – 1905 гг.) велась между двумя империями за контроль над территориями Манчжурии, Кореи, а также над Желтым морем. После длительного перерыва она стала первым большим военным конфликтом, в котором применялось такое новейшее оружие, как дальнобойная артиллерия, броненосцы и миноносцы.

Вопрос Дальнего Востока на тот момент был для Николая II на первом месте. Главным препятствием к доминированию русских в этом регионе была Япония. Николай предвидел неизбежное столкновение с ней и готовился к нему как с дипломатической стороны, так и с военной.

Но в правительстве все же существовала надежда на то, что Япония, испытывая страх перед Россией, воздержится от прямого нападения. Однако ночью 27.01.1904 г. без объявления войны флот Японии неожиданно напал на русскую эскадру у Порт-Артура. Здесь находилась военно-морская база, которую Россия арендовала у Китая.

В результате несколько сильнейших кораблей, принадлежащих к русской эскадре, вышли из строя, что обеспечило высадку в феврале японских военных в Корее без всяких препятствий.

Крейсер «Акаси»

Заметного участия в бою при Чемульпо этот корабль не принимал. В силу своего расположения за весь бой с «Варягом» с «Акаси» было выпущено лишь два 152-мм снаряда и крейсер, наряду с миноносцами, в большей степени выполнял роль статиста.

Крейсер «Акаси». Источник: a0z.ru

Правда, позднее корабль активно использовался в ходе осады Порт-Артура, поддерживая действия японских войск. Ночью 27 ноября 1904 г. «Акаси» подорвался на русской мине и едва не погиб. Корабль был исключен из состава флота в 1923 г., а семь лет спустя потоплен на учениях авиацией.

Отношение в обществе

Известие о том, что началась война, никого в России не оставило равнодушным. На первом ее этапе в народе преобладающим было патриотическое настроение, осознание необходимости дать отпор агрессору.

В столице, а также в других больших городах проходили невиданные манифестации. Даже революционно настроенная молодежь присоединилась к этому движению, исполняя гимн «Боже, Царя храни!». Некоторые круги оппозиции на время войны решили приостановить свои действия и не выдвигать требования правительству.

Прежде чем перейти к повествованию о подвиге крейсера «Варяг», поговорим об истории его строительства и характеристиках.

Под японским флагом

В доинтернетовскую эпоху, пожалуй, только архивисты знали, что на затоплении «Варяга» его история еще не окончилась. В том месте, где он был затоплен, глубина оказалась не слишком большой, поэтому можно было проводить водолазные работы. А уровня развития техники начала XX века вполне хватило для того, чтобы японцы уже через год смогли поднять «Варяг» из пучины. Каково же было их изумление, когда они поняли, что японской эскадре успешно противостоял неисправной корабль!

Первым делом японцы заменили на «Варяге» паровые котлы. А потом подлатали его на верфи в японском Сасебо и ввели в состав ВМФ Японии. Трофейный корабль получил новое название «Сойя». Он стал учебным судном, на котором учили матросов и будущих офицеров, и в этом качестве крейсер многократно совершал дальние морские походы в Тихом океане. Под японским флагом он прослужил семь лет, а потом еще три года простоял в резерве.

Строительство и испытания

Корабль заложили в 1898 году и построили в Соединенных Штатах, в Филадельфии. В 1900 году бронепалубный крейсер «Варяг» передали в русский военно-морской флот, и с 1901-го он находился в строю. Корабли такого типа были распространены на рубеже XIX-XX веков. Защиту их механизмов, а также орудийных погребов составляла броневая палуба – плоская или выпуклая.

Эта палуба представляла собой перекрытие корабельного корпуса, расположенное горизонтально в виде настила из броневых плит. Она предназначалась для защиты от бомб, снарядов, обломков и осколков, падающих сверху. Такие корабли, как бронепалубный крейсер «Варяг», составляли самую многочисленную часть крейсерского состава большинства морских держав на рубеже веков.

Базой корабля был Порт-Артур. Хотя некоторые исследователи утверждали, что он имел неудачную конструкцию котлов и другие дефекты, возникшие при строительстве, которые привели к значительному снижению скорости, испытания показали иное. На испытаниях, проведенных в 1903 году, корабль развил высокую скорость, почти равную скорости на первоначальных испытаниях. Котлы же исправно прослужили много лет на других кораблях.

Модернизации и переоборудования

Ракетный крейсер «Варяг» прошёл модернизацию по проекту 58М в 1976-1980 годах. Проект 58М — это вариант модернизации кораблей проекта 58 с усилением ракетного, зенитного и радиотехнического вооружения.

Автоматическая корабельная артиллерийская установка АК-630

Технический проект предусматривал модернизацию комплекса П-35 под усовершенствованную ракету 3М44 «Прогресс», модернизацию комплекса М-1 «Волна», установку четырёх АК-630 ближнего радиуса действия с 2 СУ МР-123 «Вымпел», второй РЛС навигации «Дон» и новейших средств радиолокации, опознавания и радиоэлектронной борьбы.

Корпус крейсера подвергся переделкам. Значительно изменилась конфигурация носовой надстройки в связи с установкой 4 шестиствольных 30-мм артустановок АК-630М по две с каждого борта и 2 РЛС управления их стрельбой. В районе между мачтами, на палубе полубака, была создана новая небольшая надстройка для размещения системы дальней связи. На ней же расположили две 45-мм салютные пушки, ранее стоявшие на рострах у грот-мачты. Там, где раньше стояли 45-мм салютные пушки, смонтировали закрытые помещения для размещения аппаратуры системы приёма данных и целеуказания от вертолётов и самолётов «Успех-У», которая использовалась для радиолокационного наведения корабельных крылатых ракет 3М44 «Прогресс».

4 шестиствольных 30-мм автоматов АК-630М с длиной ствола 54 калибра, расположенные попарно, побортно на банкетах у первой дымовой трубы, должны были обеспечить оборону от появившихся в 1970-е годы на вооружении флотов НАТО противокорабельных ракет. АК-630 представляет собой артустановку башенного типа с вращающимся блоком стволов в кожухе с продольно-поршневым затвором, обеспечивающим принудительную досылку выстрела и экстракцию гильзы. Скорострельность установок составляет 4000-5000 выстрелов в минуту. Охлаждение блока стволов происходит путем прогонки дистиллированной воды или антифриза между кожухом и стволами. Угол вертикального наведения от −12 до +88°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание автоматов ленточное, лента на 2000 патронов расположена в круглом магазине. Расчёт орудия включает 2 человека. Масса установки составляет 1,92 тонны. Автоматы имеют систему дистанционного управления от 2 РЛС МР-123 «Вымпел» или с помощью автономного визирного прицельного устройства «Колонка».

Состояние войны

В 1904 году, в начале февраля, в порт Сеула, столицы Кореи, прибыли с дипломатической миссией два корабля из России. Это были крейсер «Варяг» и «Кореец», канонерская лодка.

Японский адмирал Уриу послал извещение русским о том, что Япония с Россией находятся в состоянии войны. Крейсером командовал Руднев В.Ф., капитан 1-го ранга, а лодкой – капитан второго ранга Беляев Г.П.

Адмирал потребовал, чтобы «Варяг» удалился из порта, а иначе бой будет дан прямо на рейде. Оба корабля снялись с якорей, через несколько минут они дали боевую тревогу. Чтобы прорваться сквозь блокаду японцев, русским морякам было необходимо с боем миновать узкий фарватер и выйти в открытое море.

Эта задача была почти невыполнимой. Японские крейсера передали предложение о сдаче на милость победителя. Но этот сигнал был русскими проигнорирован. Вражеская эскадра открыла огонь.

Повреждения, полученные в ходе боя и человеческие потери[17]

В ходе боя крейсер «Варяг» получил такие повреждения:

  • разбита дальномерная станция №1;
  • подбиты 6-дюймовые орудия №3, IX, XII, 75-мм орудие №21, 47-мм орудия №27 и №28;
  • уничтожена дальномерная станция №2;
  • подбиты орудия №31 и №32;
  • пришли в негодность все 47-мм орудия;
  • повреждены пять 6-дюймовых орудий;
  • семь 75-мм орудий повреждены в накатниках и компрессорах;
  • перебита труба, в которой проходят все рулевые приводы;
  • почти снесён боевой грот-марс;
  • найдены 4 подводные пробоины;
  • разрушено верхнее колено третьей дымовой трубы;
  • разбиты все вентиляторы;
  • разрушено командирское помещение;
  • многочисленные мелкие повреждения.

Человеческие потери:

  • Убит дальномерный офицер мичман граф Нирод и 38 нижних чинов;
  • ранены 3 офицера (тяжело — мичман Губонин, легко — мичманы Лабода и Балк) и 70 нижних чинов ;
  • контужен и ранен в голову командир капитан 1-го ранга Руднев.

Поэтому на общем собрании офицеров крейсера было принято решение затопить корабль, чтобы тот не попал в руки врага.

«Варяг» после сражения

После эвакуации команды на корабли нейтральных стран «Варяг» был 9 февраля (по новому стилю) в 18 часов 10 минут затоплен: старший и трюмный механики совместно с хозяевами отсеков открыли клапана и кингстон. «Кореец» взорван. Также был затоплен российский пароход «Сунгари»[18][19][20].

После русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга»[21] и наградило Руднева орденом Восходящего солнца[22].

Жестокий бой

Сражение крейсера «Варяг» с японцами было жестоким. Несмотря на ураганную атаку, которую вели суда, один из которых относился к тяжелым, а другие пять – к легким (а еще – восемь миноносцев), русские офицеры и матросы вели по врагу огонь, закладывали пробоины и гасили пожар. Командир крейсера «Варяг» Руднев, вопреки ранению и контузии, не прекращал руководства боем.

Игнорируя большие разрушения и шквальный огонь, экипаж «Варяга» не останавливал прицельный огонь из тех орудий, которые еще оставались целыми. При этом «Кореец» не отставал от него.

Как сказано в рапорте Руднева, русские потопили 1 миноносец и повредили 4 крейсера японцев. Потери экипажа «Варяга» в бою были следующими:

  • Убито было: офицеров – 1 человек, матросов – 30.
  • Среди тех, кого ранили или контузили, офицеров – 6, матросов – 85.
  • Легкие ранения были приблизительно еще у 100 человек.

Критические повреждения, нанесенные крейсеру «Варяг», вынудили его через один час возвратиться на рейд бухты. После того, как была произведена серьезность повреждений, те орудия и оборудование, которые остались после боя, по возможности были уничтожены. Сам корабль затопили в бухте. «Кореец» же человеческих потерь не понес, но был взорван его экипажем.

Далее рассмотрим подробнее, как проходил этот бой, приведший к гибели крейсера «Варяг».

«Варяг» на Дальнем Востоке

Осенью 1901 года крейсер отправился в дальнее плавание по маршруту Петербург – Шербур – Кадис – Алжир – Палермо – Крит – Суэцкий канал – Аден – Персидский залив – Карачи – Коломбо – Сингапур – Нагасаки – Порт-Артур. На переходе стали сказываться технические несовершенства конструкции крейсера. Котлы, вокруг установки которых было столько споров, позволяли кораблю идти с малой скоростью. Лишь короткое время «Варяг» мог идти 20-узловым ходом (последующие попытки, уже на Дальнем Востоке, исправить положение привели к дальнейшему снижению скорости. На момент боя в Чемульпо, корабль не мог двигаться быстрее 16 узлов).

Совершив значительное количество заходов в иностранные порты, обогнув Европу и Азию, 25 февраля 1902 года «Варяг» прибыл на рейд Порт-Артура. Здесь крейсер был осмотрен начальником Эскадры Тихого океана вице-адмиралом Н.И. Скрыдловым и командующим морскими силами Тихого океана адмиралом Е.И. Алексеевым. Корабль вошел в состав эскадры Тихого океана и приступил к напряженной боевой учебе.

За один лишь первый год службы на Тихом океане крейсер прошел почти 8000 морских миль, проведя около 30 учебных артиллерийских стрельб, 48 торпедных стрельб, а также множество учений по постановке мин и сетевых заграждений.

Однако все это было не «благодаря», а «вопреки». Комиссия, оценившая техническое состояние корабля, поставила ему тяжелый диагноз: «Крейсер не сможет выходить на скорость выше 20 узлов без риска получить тяжелые повреждения котлов и машин».

Вице-адмирал Н.И. Скрыдлов так охарактеризовал техническое состояние корабля и усилия его экипажа: «Стоическое поведение экипажа похвально. Но молодёжи не пришлось бы мобилизовывать все силы для преодоления простой учебной программы, если бы проклятая судьба в лице одного американца не поставила их в такие условия своей некомпетентностью в вопросах инженерного дела».

Крейсер «Варяг» и эскадренный броненосец «Полтава» в Западном бассейне Порт-Артура. 21 ноября 1902 г. Фото А. Динесса. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/ по лицензии Creative Commons Attribution

Капитан В.Ф. Руднев. Фото: Портал «Старый Владивосток»

Под руководством талантливого командира крейсер продолжил участие в деятельности флота. При проведении артиллерийских стрельб В.Ф. Руднев обнаружил, что почти четверть снарядов крупного калибра не взрывается. Он доложил об этом командованию, и добился полной замены боезапаса. Но результаты стрельб остались прежними.

Крейсер продолжал исправно нести службу в составе Эскадры Тихого океана. Частые аварии машин «Варяга», а также его низкая скорость заставили направить крейсер в корейский порт Чемульпо в качестве стационера. Чтобы лишний раз не нагружать машины крейсера, в качестве курьера ему была придана канонерская лодка «Кореец».

Канонерская лодка «Кореец». Фото: Портал «Старый Владивосток»

Кроме «Варяга» в Чемульпо стояли корабли и других стран: Англии, США, Франции, Италии и Японии. Последняя, практически не таясь, вела подготовку к войне. Ее корабли были перекрашены в маскировочный белый цвет, а береговые гарнизоны значительно усилены. Порт Чемульпо был наводнен множеством плавательных средств, приготовленных для десантирования, а по улицам города ходили тысячи японцев, маскирующихся под местное население. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев докладывал о приближении начала боевых действий, но в ответ получал заверения, что все это лишь демонстрация японцами своей силы. Понимая, что война неизбежна, он проводил с экипажем напряженные тренировки. Когда японский крейсер «Чиода» покинул порт Чемульпо, капитану 1 ранга В.Ф. Рудневу стало очевидно, что начало боевых действий является вопросом считанных дней, если не часов.

Бой при Чемульпо, начало

На рейде у корейского города Чемульпо (ныне – Инчхон) находились суда итальянцев, англичан, корейцев, а также русские – «Варяг» и «Кореец». Еще там был пришвартован крейсер японцев – «Чиода». Последний 7 февраля, ночью, снялся с рейда без включения опознавательных огней и отправился в открытое море.

Около 16 часов 8 февраля «Кореец», выйдя из бухты, встретился с японской эскадрой, в которой насчитывалось 8 миноносцев и 7 крейсеров.

Один из крейсеров, под названием «Асама», перекрыл путь нашей канонерке. При этом миноносцами было выпущено в нее 3 торпеды, из которых 2 пролетели мимо, а третья утонула в нескольких метрах от борта русской лодки. Капитаном Беляевым была дана команда идти в нейтральную гавань и скрыться в Чемульпо.

Прохождение службы

В свой первый поход крейсер «Варяг» отправился из порта Филадельфии 20 марта 1901 года. Ему предстояло пересечь Атлантический океан и добраться до Кронштадта – главной базы Балтийского флота. Протяженность этого маршрута составила 5083 мили. Этот переход поначалу проходил вполне благополучно, несмотря на сильный ветер и значительное волнение – мореходные качества корабля оказались почти безупречными.

Тем не менее уже вскоре выяснилось, что расход угля несколько превышает установленные нормативы. Из-за этого крейсер вынужден был сделать внеплановую остановку на Азорских островах, задержавшись там на пять дней из-за сильного шторма. Следующим пунктом на маршруте стал Шербур. В этом порту на борт «Варяга» поднялся французский инженер Никлосс, изобретатель установленных на корабле котлов. Его, как и прибывшую в тот же день комиссию британского парламента, интересовало состояние этого оборудования после длительного перехода через океан.

Проведенные проверки не выявили никаких неисправностей, однако команда «Варяга» всё же выполнила переборку основных механизмов и лишь затем корабль продолжил своё путешествие. В Кронштадт он прибыл 3 мая.

Фотография, сделанная во время ходовых испытаний «Варяга» в Атлантическом океане

5 августа того же 1901 года «Варяг» отправился к месту прохождения службы, на Дальний Восток. На первом этапе этого перехода крейсер сопровождал яхту «Штандарт», на борту которой находился Николай II-й. 16 сентября корабль покинул последний по маршруту европейский порт Шербур и направился в Средиземное море, откуда проследовал через Суэцкий канал в Индийский океан. Во время этого похода котлы новой для русского флота конструкции впервые по-настоящему «напомнили о себе». Во время каждой из остановок их пришлось ремонтировать. После прибытия в Порт-Артур в конце февраля 1902 года силовую установку крейсера изучила специально созданная для этого комиссия, которая пришла к выводу о том, что «Варягу» нельзя развивать скорость более 20 узлов, а на длинных дистанциях необходимо ограничиться шестнадцатью узлами.

На протяжении всего марта и апреля 1902 года «Варяг» стоял на ремонте. Команда проводила учения без выхода в море. В мае корабль отправился в «крейсерский» поход, на протяжении которого «Варяг» перемещался главным образом вдоль берегов Квантунского полуострова.

В августе 1902 года котлы вновь пришлось ремонтировать. Починка отняла около двух месяцев. Затем был совершен кратковременный поход в Корею, после которого корабль оставался в у причальной стенки вплоть до апреля следующего года.

После двух коротких переходов весной 1903 года, «Варяг» опять оказался в вооруженном резерве. Причиной послужили как с очередными поломками, так и плановая «ротация» экипажа. К октябрю 1903 года выяснилось, что полностью починить «Варяг» на месте его постоянной службы невозможно – для этого требовался сухой док.

Вид на полубак крейсера «Варяг»

О. В. Старк (в то время он руководил Тихоокеанским флотом), направил в Главный штаб ВМФ донесение, в котором предложил отправить «Варяг» в Кронштадт для последующего капитального ремонта. Поддержки эта инициатива не получила. Представители Морского министерства посчитали, что крейсер должен прослужить хотя бы еще один год. Правда, одновременно во Владивосток отправили целый ряд деталей для починки силовой установки, но эта «посылка» к началу войны 1904-1905 года не успела добраться до получателя.

Примерно за два месяца до нападения Японии корабль, в связи с его ограниченной боеспособностью (максимальную скорость пришлось снизить до 17 узлов), «переключили» на выполнения дипломатических миссий. В ходе одной из них «Варяг» оказался в порту Чемульпо (ранее он уже наносил туда кратковременные визиты). Рядом с ним на рейде находился еще один небольшой российский корабль – «Кореец», представлявший собой тихоходную канонерскую лодку с устаревшим вооружением.

Развитие событий

Изучая историю крейсера «Варяг», дадим развернутую картину событий 9 февраля по часам:

  • 7.30. Как уже было упомянуто выше, командующий эскадрой японцев Уриу отправляет телеграмму стоящим в бухте судам о состоянии войны между русскими и японцами, где было указано, что нейтральная бухта будет им вынужденно атакована в 16 часов, если русские к 12 часам не появятся в открытом море.
  • 9.30. О телеграмме становится известно Рудневу, который находился на борту корабля англичан «Талбот». Здесь происходит короткое совещание и принимается решение о том, чтобы, покинув бухту, дать бой японцам.
  • 11.20. «Кореец» и «Варяг» выходят в море. При этом на судах иностранных держав, соблюдавших нейтралитет, были выстроены их команды, которые приветствовали русских, идущих на верную смерть криками «Ура!».
  • 11.30. Крейсера японцев находились у острова Ричи в боевом строю, прикрывая выходы в море, за ними располагались миноносцы. «Чиода» и «Асама» положили начало движению навстречу русским, за ними шли «Ниитака» и «Нанива». Уриу предложилрусским сдаться и получил отказ.
  • 11.47. Вследствие точных ударов японцев на «Варяге» горит палуба, но ее удается потушить. Повреждена часть орудий, есть раненые и убитые. Руднева контузило и тяжело ранило в спину. В строю остается рулевой Снигирев.
  • 12.05. На «Варяге» повреждены рулевые механизмы. Принимается решение, сдать полный назад, не прекращая при этом огонь по кораблям противника. У «Асамы» была выведена из строя кормовая башня и мостик, начались ремонтные работы. Еще на двух крейсерах повреждены орудия, затоплен 1 миноносец. У японцев было убито 30 человек.
  • 12.20. У «Варяга» две пробоины. Принимается решение о возвращении в бухту Чемульпо, исправлении повреждений и продолжении боя.
  • 12.45. Надежды на исправление большей части корабельных орудий не оправдываются.
  • 18.05. По решению команды и капитана русский крейсер «Варяг» затоплен. Канонерская лодка, будучи повреждена взрывами, была также затоплена.

Офицеры и чиновники крейсера

  • Командиры: 02.01.1901-01.03.1903 — капитан 1-го ранга Бэр, Владимир Иосифович
  • 01.03.1903-27.01.1904 — капитан 1-го ранга Руднев, Всеволод Фёдорович
  • Старшие офицеры:
      02.01.1902-24.10.1902 — лейтенант (с 06.12.1901 капитан 2-го ранга) Крафт, Евгений Карлович
  • 13.10.1902-27.01.1904 — лейтенант (с 01.01.1904 капитан 2-го ранга) Степанов, Вениамин Васильевич
  • Старшие минные офицеры:
      02.01.1901-29.01.1903 — лейтенант Долгобородов, Сергей Степанович (переведён на миноносец «Беспощадный»)
  • 28.01.1903-27.01.1904 — лейтенант Берлинг, Роберт Иванович, лейтенант (переведён с эскадренного броненосца «Севастополь»)
  • Младшие минные офицеры:
      29.08.1901-21.03.1902 — лейтенант Берлинг, Роберт Иванович (переведён с крейсера «Светлана», а затем — на эскадренный броненосец «Севастополь»)
  • 22.03.1902-15.05.1902 — лейтенант Зенилов, Николай Исхакович (переведён с крейсера «Рюрик», а затем обратно)
  • xx.07.1902-xx.xx.1902 — лейтенант Прокопович, Всеволод Константинович
  • 02.03.1903-20.04.1903 — лейтенант Муравьёв, Пётр Владимирович (переведён с миноносца «Боевой»)
  • 06.06.1903-22.07.1903 — лейтенант Елчанинов, Фёдор Михайлович (переведён с миноносца «Грозовой»)
  • Старшие артиллерийские офицеры:
      02.01.1901-10.03.1901 — капитан КМА Петров, Владимир Иванович
  • 12.07.1901-09.11.1901 — лейтенант Пышнов, Александр Михайлович
  • 09.11.1901-06.12.1902 — лейтенант Рихтер, Оттон Оттонович
  • 06.12.1902-27.01.1904 — лейтенант Зарубаев, Сергей Валерианович (переведён с канонерской лодки «Отважный»)
  • Младшие артиллерийские офицеры:
      02.01.1901-05.06.1901 — лейтенант Рихтер, Оттон Оттонович
  • 29.09.1901-07.10.1902 — лейтенант Зарубаев, Сергей Валерианович (переведён на канонерскую лодку «Отважный»)
  • Старшие штурманские офицеры:
      02.01.1901-11.12.1902 — лейтенант Свербеев, Сергей Дмитриевич (переведён на эскадренный броненосец «Петропавловск»)
  • xx.12.1902-27.06.1903 — лейтенант Рклицкий, Георгий Михайлович
  • 30.06.1903-06.07.1903 — лейтенант Беренс, Михаил Андреевич (переведён с канонерской лодки «Отважный», а затем на канонерскую лодку «Гиляк»)
  • 24.07.1903-29.08.1903 — лейтенант Беренс, Михаил Андреевич (переведён с канонерской лодки «Гиляк»)
  • 29.08.1903-13.09.1903 — лейтенант Беренс, Евгений Андреевич (переведён с крейсера 2-го ранга «Забияка», а затем на крейсер «Паллада»)
  • 19.09.1903-27.01.1904 — лейтенант Беренс, Евгений Андреевич (переведён с крейсера «Паллада»)
  • Младшие штурманские офицеры:
      02.01.1901-01.06.1901 — мичман Екимов, Анатолий Петрович (переведён в вахтенные начальники)
  • 26.07.1901-16.08.1902 — мичман Черниловский-Сокол, Николай Иванович (переведён с минного крейсера «Посадник», потом назначен и. д. ревизора)
  • 01.01.1903-27.01.1904 — мичман граф Нирод, Алексей Михайлович (переведён из вахтенных начальников)
  • Вахтенные начальники:
      02.01.1901-28.06.1901 — лейтенант Назимов, Иван Иванович (переведён на крейсер «Генерал-адмирал»)
  • 02.01.1901-11.06.1902 — мичман Кованько, Александр Владимирович (переведён на минный транспорт «Енисей»)
  • 02.01.1901-14.03.1903 — лейтенант Постельников, Анатолий Юрьевич (переведён на на канонерскую лодку «Отважный»)
  • 07.05.1901-xx.xx.1902 — лейтенант Твермес, Людовик Карлович (переведён на крейсер «Громобой»)
  • 01.06.1901-08.01.1903 — мичман Екимов, Анатолий Петрович (переведён из младших штурманских офицеров, а затем на минный транспорт «Енисей»)
  • 18.07.1901-03.03.1902 — лейтенант Хмелёв, Сергей Леонидович (переведён на миноносец № 51, а затем на минный крейсер «Всадник»)
  • 03.04.1902-01.05.1902 — лейтенант Хмелёв, Сергей Леонидович (переведён с минного крейсера «Всадник», а затем на миноносец №205)
  • 07.06.1902-19.08.1902 — лейтенант Хмелёв, Сергей Леонидович (переведён с миноносца №205, а затем на миноносец «Бдительный»)
  • 14.10.1902-01.01.1903 — мичман граф Нирод, Алексей Михайлович (переведён в младшие штурманские офицеры)
  • 21.10.1902-03.07.1903 — мичман Соймонов, Василий Михайлович (переведён на миноносец «Сердитый»)
  • 22.10.1902-11.12.1902 — мичман Кованько, Александр Владимирович (переведён с минного транспорта «Енисей»)
  • 01.01.1903-20.04.1903 — мичман Де-Ливрон, Андрей Андреевич (переведён с миноносца «Бесшумный»)
  • 08.01.1903-20.04.1903 — мичман Рубец, Георгий Иванович (переведён с эскадренного броненосца «Пересвет»)
  • 28.01.1903-15.04.1903 — мичман Коптев, Евгений Дмитриевич
  • 22.05.1903-10.06.1903 — лейтенант Беренс, Евгений Андреевич (переведён с миноносца «Властный», затем — на крейсер 2-го ранга «Забияка»)
  • 22.05.1903-01.09.1903 — лейтенант Кашерининов, Александр Александрович (переведён с миноносца «Внушительный», а затем — на миноносец «Внимательный»)
  • 11.06.1903-30.07.1903 — мичман Пышнов, Яков Михайлович (переведён с канонерской лодки «Бобр»)
  • 21.06.1903-11.10.1903 — мичман Пилкин, Алексей Константинович (перевдён с миноносца «Внимательный», затем на крейсер 2-го ранга «Разбойник»)
  • 15.10.1903-27.01.1904 — мичман Губонин, Пётр Николаевич
  • 15.10.1903-27.01.1904 — мичман Эйлер, Дмитрий Павлович
  • 21.10.1903-27.01.1904 — мичман Шиллинг, Александр Николаевич (переведён с миноносца «Грозовой»)
  • 28.10.1903-27.01.1904 — мичман Балк, Василий Александрович
  • 16.11.1903-27.01.1904 — мичман Лобода, Александр Александрович
  • Старший судовой механик:
      02.01.1901-27.01.1904 — помощник старшего инженер-механика Лейков, Николай Генрихович
  • Младшие судовые механики:
      02.01.1901-01.07.1901 — младший инженер-механик Роднин, Владимир Николаевич (переведён в минные механики)
  • 21.07.1901-08.01.1903 — младший инженер-механик Сейпель, Генрих Фридрихович (переведён с броненосца береговой обороны «Не тронь меня», а затем на эскадренный броненосец «Петропавловск»
  • 15.02.1903-23.02.1903 — младший инженер-механик Пиоульский, Владислав Владиславович (переведен на крейсер «Рюрик»)
  • 19.10.1903-27.01.1904 — младший инженер-механик Спиридонов, Сергей Сергеевич
  • Минные механики:
      01.07.1901-11.06.1902 — младший инженер-механик Роднин, Владимир Николаевич (переведён из младших судовых механиков, а затем на портовое судно «Силач»
  • 11.07.1902-19.05.1903 — младший инженер-механик Куличенко, Михаил Андреевич (переведён на канонерскую лодку «Гремящий»)
  • 16.11.1903-27.01.1904 — младший инженер-механик Зорин, Николай Владимирович
  • Трюмный механик:
      02.01.1901-27.01.1904 — младший инженер-механик Солдатов, Яков Саввич
  • Старшие судовые врачи:
      02.01.1901-21.05.1903 — коллежский советник Зорт, Август Августович
  • 16.06.1903-27.01.1904 — коллежский советник Храбростин, Михаил Николаевич
  • Младшие судовые врачи:
      02.01.1901-17.06.1901 — лекарь (с 25.01.1901 коллежский асессор) Жук, Александр Александрович
  • 01.07.1901-14.11.1903 — титулярный советник Андреев, Владимир Андреевич
  • 01.11.1903-27.01.1904 — лекарь Банщиков, Михаил Лаврентьевич (переведён с крейсера «Диана»)
  • Шкиперы:
      02.01.1901-xx.xx.1902 — титулярный советник Ладанов, Константин Михайлович
  • 01.03.1903-27.01.1904 — титулярный советник Барсуков, Дмитрий Сергеевич
  • Комиссар:
      02.01.1901-27.01.1904 — коллежский секретарь Денисов, Андрей Филимонович
  • Машинный содержатель
      02.01.1901-27.01.1904 — титулярный советник Маркелов, Фёдор Андрианович
  • Священнослужители
      02.01.1901-06.10.1902 — иеромонах о. Вассиан
  • 06.10.1902-27.01.1904 — священник Руднев, Михаил Иванович
  • Рапорт капитана Руднева

    Представляется, что интересным будет ознакомиться с содержанием отрывков из рапорта Руднева, смысл которых сводится к следующему:

    • Первый выстрел был сделан с крейсера «Асама» из 8-дюймового орудия. За ним последовал огонь всей эскадры.
    • После того как была произведена пристрелка, открыли огонь по «Асаме» с расстояния, равного 45 кабельтовым. Один из первых японских снарядов разрушил верхний мостик и произвел пожар в рубке штурмана. При этом дальномерный офицер граф Нирод — мичман, а также остальные дальномерщики 1-й станции были убиты. После боя нашли руку графа, которая держала дальномер.
    • После осмотра крейсера «Варяг», убедившись, что в бой вступить невозможно, на собрании офицеров решили потопить его. Оставшуюся команду и раненых свезли на иностранные суда, которые выразили полное согласие в ответ на просьбу об этом.
    • Японцами были понесены большие людские потери, имелись аварии на судах. Особенно сильно был поврежден «Асама», ушедший в док. Крейсер «Такачихо» также пострадал, получив пробоину. Он взял на борт 200 раненых, но по дороге в Сасебо у него лопнул пластыри, сломались переборки, и он затонул в море, тогда как миноносец – в бою.

    В заключение капитан посчитал своим долгом доложить о том, что суда морского отряда, который был ему вверен, исчерпали все возможные средства для прорыва, воспрепятствовали японцам в одержании ими победы, нанесли неприятелю много убытков, поддержав с достоинством честь Российского флага. Поэтому он ходатайствовал о награждении команды за доблестное исполнение долга и проявленную при этом беззаветную храбрость.

    История создания корабля

    В 1897 году правительство Российской Империи утвердило ряд дополнений к основной программе по строительству военно-морского флота. Причиной этого решения стала нарастающая активность Японии. Долгое время её недооценивали, считая отсталой и слабой, однако игнорировать быстрое усиление японского военного потенциала со временем стало невозможно. Особенную тревогу вызывало постоянно увеличивающееся количество современных боевых кораблей. Было вполне очевидно, что в ближайшие годы Япония станет обладательницей самого мощного флота на Дальнем Востоке.

    В рамках реализации обновленной программы кораблестроения Россия в 1898 году заключила контракт с американской . Это соглашение предусматривало строительство нового бронепалубного крейсера, водоизмещение которого должно было составить шесть тысяч тонн. В первоначальном варианте договора никаких других требований к будущему кораблю не устанавливалось.

    Можно сказать, что уже одно только это более чем странное «техническое задание» стало впоследствии одной из причин гибели «Варяга». Договор определял лишь сроки строительства крейсера (20 месяцев) и стоимость выполнения работ – около четырех с половиной миллионов рублей.

    Бронепалубный крейсер «Диана», который первоначально рассматривался как возможный прототип для «Варяга»

    В соглашении, кроме того, указывалось, что спецификацию корабля предстоит точно определить в ходе его изготовления на заводе — по итогам консультаций между заказчиком и исполнителем.

    Чарльз Крамп не упустил случая воспользоваться столь свободным форматом договора. Когда в июле 1898 году в США прибыла российская комиссия, возглавляемая капитаном первого ранга А.А. Данилевским, сразу же выяснилось, что «американская сторона» не склонна прислушиваться к запросам заказчика. В частности, Крамп настоял на увеличении проектного водоизмещения корабля и повышении мощности силовой установки.

    https://youtube.com/watch?v=9ykGVZKXDJ8

    Этим «капризам», ко всему прочему, потакал морской атташе Российской Империи Д. Ф. Мертваго – невзирая даже на то, что он всё время находился в Вашингтоне, а крейсер строился на верфях в Филадельфии (кроме того, там был заложен еще и эскадренный броненосец). Если бы подобное происходило сегодня, то журналисты, вероятно, уже говорили бы про «откаты» в пользу высокопоставленных чиновников.

    Дальнейшие разногласия между российской комиссией и Чарльзом Крампом происходили по следующим основным вопросам:

    1. Максимальная проектная скорость. Комиссия настаивала на том, что она должна была составить 23 узла, что казалось Крампу завышенным требованием;
    2. Внешний облик корабля. Американцы хотели сделать «Варяг» похожим на японский «Касаги», в то время как в России предпочли бы получить крейсер, построенный по образцу «Дианы» (то есть такого же типа, как всем известная сегодня «Аврора»);
    3. Состав вооружения. Комиссия настаивала на оснащении корабля орудиями калибра 203 мм, но в полагали, что в этом случае не удастся сделать крейсер достаточно лёгким.

    Японский крейсер «Касаги» — еще один несостоявшийся прототип «Варяга»
    Поскольку российское правительство не пожелало поддержать в полной мере собственную комиссию, американцам удалось настоять на своём по большинству спорных моментов. Из-за этого главным калибром «Варяга» стали шестидюймовые (152 мм) орудия, а основой силовой установки – так называемые котлы Никлосса. Правда, требование комиссии о необходимости оснащения главных механизмов корабля электрическими приводами было выполнено, но за это пришлось доплачивать отдельно.

    Построили крейсер лишь к 22 сентября 1900 года – в поставленные сроки не уложилась. За несколько месяцев до этого были проведены ходовые испытания корабля, в ходе которых он двигался на скорости в 24,6 узла, то есть даже быстрее, чем хотел заказчик. После подписания акта приёмки на борт поднялся российский экипаж, включавший в себя 21 офицера, 9 кондукторов и 550 матросов («нижних чинов»). Первым командиром крейсера стал В.И. Бэр, капитан первого ранга.

    3 мая 1901 года «Варяг» прибыл в Кронштадт, где его осмотрел Николай II и некоторые члены семьи самодержца. Императору новый крейсер понравился – до такой степени, что он полностью одобрил принятое ранее решение не накладывать штрафные санкции на за нарушение условий договора. Вскоре корабль отправился к месту своей постоянной службы – на Дальний Восток. На этом несколько затянувшаяся история создания крейсера «Варяг», даже краткое содержание которой требует упоминания о целом ряде технических аспектов, закончилась.

    Оказание почестей

    После боя русских матросов приняли иностранные корабли. С них было взято обязательство о том, что они не будут участвовать в дальнейших боевых действиях. Через нейтральные порты моряки возвратились в Россию.

    В 1904 году, в апреле, экипажи добрались до Петербурга. Царь Николай II приветствовал моряков. Всех их пригласили во дворец на торжественный обед. Специально к этому событию подготовили обеденные приборы, которые затем вручили морякам. А также царь подарил им именные часы.

    Бой у Чемульпо ярко продемонстрировал чудеса героизма людей, способных идти на неминуемую гибель для того, чтобы честь и достоинство были сохранены.

    В честь этого отважного и в то же время отчаянного шага российских моряков была учреждена специальная медаль. Подвиг моряков с годами не был забыт. Так, в 1954 году, в 50-ю годовщину боя у Чемульпо, Кузнецов Н. Г., командующий военно-морскими силами Советского Союза, наградил 15 его ветеранов медалями «За отвагу».

    В 1992 году командиру крейсера Рудневу был установлен памятник в селе Савине, которое находится в Заокском районе Тульской области. Именно там он был похоронен в 1913 году. В городе Владивостоке в 1997 году установили памятник героическому крейсеру «Варяг».

    В 2009 году, после того как успешно закончились продолжительные переговоры с представителями Кореи, в Россию были доставлены реликвии, связанные с подвигом двух русских судов. Раньше они хранились в Ичхоне, в музейных запасниках. В 2010 году мэр Ичхона в присутствии Дмитрия Медведева, бывшего на тот момент президентом Российской Федерации, передал нашим дипломатическим работникам гюйс (носовой флаг) крейсера «Варяг». Эта торжественная церемония происходила в столице Южной Кореи, в посольстве России.

    Примечания

    * — При водоизмещении 6500 т ** — При водоизмещении 6400 т *** — При водоизмещении 7100 т †† — После ремонта в Порт-Артуре 16.10.1903 ‡‡ — После ремонта во Владивостоке 15.05.1906?

    1. 12Мельников Р. М.
      Глава IV «Варяг» на плаву. Как был устроен «Варяг» // Крейсер «Варяг».
    2. На испытаниях 13.07.1900
    3. 12
      На 12-ти часовых испытаниях 21.09.1900
    4. Катаев В. И.
      Крейсер «Варяг». — Приложение журнала «Моделист-конструктор».
    5. Спиридонова Л.И.
      Подвиг крейсера «Варяг»
      (неопр.)
      .
      Rgavmf.ru
      .
    6. 31 октября 1899 года был спущен на воду легендарный крейсер «Варяг» (рус.). телеканал «Звезда» (31 октября 2017). Проверено 3 ноября 2020.
    7. Варяг (рус.). Энциклопедия журнала «Вокруг света». Проверено 3 ноября 2020.
    8. Tucker v. Alexandroff
    9. Мельников Р. М.
      Крейсер Варяг
    10. Чорновил Н.
      Обзор боя у Чемульпо Архивная копия от 9 июня 2009 на Wayback Machine // АБАКУС
    11. Полутов, 2009, с. 138.
    12. Историческая комиссия, 1912, с. 288—289.
    13. Полутов, 2009, с. 162—190.
    14. Полутов, 2009, с. 202—208.
    15. Историческая комиссия, 1912, с. 171—172.
    16. Полутов, 2009, с. 239—240, 243, 250.
    17. В.Д. Доценко.
      Крейсер «Варяг» — неизвестные страницы истории
      (неопр.)
      .
      История в историях
      .
    18. Полутов, 2009, с. 369—371.
    19. Катаев, 2008, с. 68.
    20. Историческая комиссия, 1912, с. 170—173.
    21. Отечественная история с древнейших времён до 1917 года.— М.: Изд-во Большая российская энциклопедия, 1994.— Т.1.— с.341.
    22. «Варяг» — крейсер загадочной судьбы
    23. Доценко В. Д.
      Погибаю, но не сдаюсь! // Морские битвы России XVIIII-XX веков. — Спб: Полигон, 2002.
    24. Сюжет о подвиге крейсера «Варяг» // Россия-24, 23.01.2010
    25. Птицы, горы и стихии: названия кораблей японского императорского флота (неопр.)
      . // Флотомастер, 2005-05. Проверено 13 ноября 2013.
    26. Варяг // Энциклопедия «Япония от А до Я».
    27. 1234Денисов А.
      Сенсация: найдено место гибели легендарного «Варяга»
      (неопр.)
      . // Вести недели (13.07.2003). Проверено 27 июля 2009. Архивировано 22 августа 2011 года.
    28. Постановление Президиума ЦК КПСС «О награждении моряков крейсера „Варяг“»
    29. 1234
      Депутат от ЛДПР предложил учредить День подвига крейсера «Варяг»
      (неопр.)
      . // РИА Новости (28 ноября 2013). Проверено 17 января 2014.
    30. В Москву из Южной Кореи доставили флаг легендарного «Варяга» (неопр.)
      . // Вести.ру, 13.07.2009. Проверено 17 января 2014.
    31. 123Кирьянов О.
      РФ продлевает аренду флага «Варяга» (рус.). // Российская газета (21 августа 2012). Проверено 17 января 2014.
    32. С воинскими почестями встретили реликвии легендарного крейсера «Варяг» в Эрмитаже // ИТАР-ТАСС (недоступная ссылка с 19-01-2014 [1806 дней])
    33. С.Попов.
      Прикосновение к памяти. Заметки об уникальном выставочном проекте
      (неопр.)
      .
      CenterBereg
      (28.03.2016 г.).
    34. Южная Корея передала России флаг легендарного крейсера «Варяг» // РБК, 11.11.2010.
    35. Памятник нижним чинам экипажа крейсера «Варяг» (неопр.)
      .
      2R. ЖИВАЯ КАРТА.Мультимедийный информационный ресурс
      .
    36. Памятник В. Ф. Рудневу в Туле (неопр.)
      .
      RuTraveller
      .
    37. Eduard.
      Памятник В. Ф. Рудневу в г.Новомосковск
      (неопр.)
      .
      Шукач
      (8 декабря 2020 г.).
    38. Музей командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева (неопр.)
      .
      ГУК ТО Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей»
      .
    39. Штефан Е.
      В Корее отметили 100-летие героической гибели «Варяга» (рус.). // Сеульский Вестник (11 февраля 2004). Проверено 17 января 2014.
    40. «Варяг» и «Кореец» вернулись на место гибели (рус.). // Коммерсантъ (11 февраля 2004). Проверено 17 января 2014.
    41. Кирьянов О.
      Россия сможет вернуть флаги легендарных кораблей (рус.). // Российская газета (26 февраля 2008). Проверено 17 января 2014.
    42. Памятник крейсеру «Варяг» откроют у берегов Шотландии (неопр.)
      . // РИА Новости (7 сентября 2007). Проверено 17 января 2014.
    43. Афанасий Никитин.
      Вятские моряки — Чествование героя крейсера «Варяг»
      (неопр.)
      .
      «Родная Вятка». Краеведческий портал
      (25.07.2017 г.).
    44. Ян — От героев былых времен
    45. Фото: Открытие памятника
    46. Бековский район: В селе Вертуновка установили памятник матросу крейсера «Варяг» (рус.) (31 июля 2018). Проверено 18 августа 2018.
    47. В селе Вертуновка увековечили память моряка с крейсера «Варяг» — Бековский вестник (неопр.)
      . www.vestibek.ru. Проверено 18 августа 2020.
    48. Зал 3. Русско-японская война 1904–1905 гг. Бой крейсера «Варяг» (неопр.)
      .
      Центральный военно-морской музей
      .
    49. Крейсер «Варяг»
    50. Симфония «Варяг» (неопр.)
      .
      YouTube
      (8 июня 2018).
    51. Крейсер «Варяг». Фильм Алексея Денисова (рус.). // Вести.ру (25 июля 2009). Проверено 17 января 2014.
    52. В Москве вручили ТЭФИ-2004 (рус.). // Грани.ру (25 сентября 2004). Проверено 17 января 2014.

    Речь Николая II, обращенная к героям Чемульпо

    Царь Николай II произнес в Зимнем дворце проникновенную речь в честь героев. В ней, в частности, было сказано о следующем:

    • Он назвал моряков «братцами», объявив, что счастлив видеть их благополучно возвратившимися на родину и здоровыми. Отметил, что они, пролив свою кровь, тем самым совершили поступок, достойный подвигов наших предков, отцов и дедов. Вписали новую героическую страницу в историю российского флота, оставив в ней навечно имена «Варяга» и «Корейца». Их подвиг станет бессмертным.
    • Николай выразил уверенность в том, что каждый из героев до самого конца своей службы будет достоин полученной награды. А также подчеркнул, что все жители России читали о подвиге, совершенном под Чемульпо, с трепетным волнением и любовью. Царь от всей души поблагодарил моряков за поддержание чести Андреевского флага, а также достоинства Великой и Святой Руси. Он поднял бокал за будущие победы славного флота и за здоровье героев.

    Ошибки при строительстве

    В 1898 году в России была принята судостроительная программа. Из-за загруженности русских заводов часть заказов была размещена на американских верфях. Один из контрактов предусматривал постройку бронепалубного крейсера водоизмещением 6 000 тонн и скоростью 23 узла. Николай II распорядился присвоить строящемуся крейсеру имя «Варяг» в честь парусно-винтового корвета, участвовавшего в американской экспедиции 1863 года.

    Строительство сопровождалось скандалами и жаркими спорами о том, каким должен быть будущий корабль. В поисках компромисса между судоверфью Крампа, наблюдающей комиссией и морскими чиновниками в Петербурге и Вашингтоне важные технические аспекты неоднократно пересматривались. Некоторые из этих решений впоследствии дорого обошлись экипажу крейсера, сыграв роль в его судьбе. К примеру, по настойчивому требованию судостроителей были установлены котлы, не позволившие кораблю развивать проектную скорость. Для облегчения массы корабля было решено отказаться от броневых щитов, защищающих орудийные расчеты.

    Крейсер «Варяг» на судоверфи Крампа. США. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/ по лицензии Creative Commons Attribution

    Русский флот пополнился замечательным кораблем. Длина крейсера по ватерлинии составляла 127,8 метров, ширина – 15,9 метров, осадка — около 6 метров. Паровые машины крейсера, состоявшие из 30 котлов, обладали суммарной мощностью 20 000 л.с. Множество корабельных механизмов имели электрический привод, что значительно облегчало жизнь экипажа, но повышало расход угля. Рубки, каюты, посты, погреба, машинные отделения и другие служебные помещения корабля были связаны телефонной связью, что было на тот момент новшеством для русских кораблей. «Варяг» был удивительно хорош своей архитектурой, отличавшейся четырьмя трубами и высоким полубаком, что улучшало мореходные качества корабля.

    Крейсер получил мощное вооружение: двенадцать 152-мм орудий, двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм орудий, два 37-мм орудия, два 63,5-мм орудия Барановского. Кроме артиллерии, на крейсере были установлены шесть 381-мм торпедных аппаратов и два 7,62-мм пулемета. Для управления артиллерийской стрельбой корабль был оснащен тремя дальномерными станциями. Борта и боевая рубка крейсера были усилены солидной броней.

    Для укомплектования крейсера предполагалось 21 офицерская должность, 9 кондукторов и 550 нижних чинов. Сверх этого штата, с первого выхода в море и до последнего боя, на борту присутствовал еще и священник. Командование новым кораблем доверили капитану 1 ранга Владимиру Иосифовичу Бэру, наблюдавшему за постройкой крейсера в Филадельфии с момента закладки до момента передачи русскому флоту. Бэр был опытным моряком, прошедшим за 30 лет все необходимые карьерные ступени от вахтенного начальника до командира. Он имел блестящее военное образование и владел тремя иностранными языками. Однако современники вспоминали о нем, как о жестком командире, державшем экипаж в исключительной строгости.

    Совершив трансатлантический переход, крейсер «Варяг» прибыл в Кронштадт. Здесь новый корабль был удостоен посещения императором. Вот, как эти события описаны в воспоминаниях очевидцев: «Внешне он был похож скорее на океанскую яхту, нежели на боевой крейсер. Явление «Варяга» Кронштадту было обставлено как эффектное зрелище. Под звуки военного оркестра на Большой рейд вошел изящный крейсер в ослепительно белой парадной окраске. И утреннее солнце отразилось в никелированных стволах орудий главного калибра. 18 мая знакомиться с «Варягом» прибыл сам Император Николай II. Царь был пленен – он даже простил строителю некоторые сборочные недочёты».

    «Варяг» по праву считался красивейшим кораблем Российского Императорского флота. Так он выглядел в июне 1901 года. Фото Е. Иванова. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/ по лицензии Creative Commons Attribution

    Дальнейшая судьба корабля

    В 1905 году крейсер «Варяг» японцы подняли со дна бухты и использовали его в учебных целях, назвав судно «Соя». В период 1-й мировой войны Япония и Россия являлись союзниками. В 1916 году корабль выкупили и включили в состав военно-морского флота Российской империи под предыдущим названием.

    В 1917-м «Варяг» отправился в Великобританию на ремонт. Там его конфисковали британцы, так как вновь образованное советское правительство не стало оплачивать ремонт. После этого судно перепродали в Германию на слом. Во время буксировки оно попало в шторм и затонуло у берегов Ирландского моря.

    В 2003 году удалось отыскать место гибели крейсера «Варяг». Рядом с ним, на берегу, в 2006-м установили мемориальную доску. А в 2007-м учредили фонд поддержки военно-морского флота, дав ему название «Крейсер «Варяг». Одной из его целей стал сбор денежных средств, необходимых для строительства и установки памятника в Шотландии, посвященного легендарному кораблю. Такой памятник был открыт в городе Ленделфут в 2007 году.

    Общая оценка проекта

    Крейсера типа «Диана», вступившие в строй перед началом Русско-японской войны, морально устарели и уже не отвечали совре­менным требованиям. «Диана», «Паллада» и «Аврора» отличались неплохой надежностью механизмов, но по всем параметрам проигрывали современным бронепа­лубным крейсерам зарубежной постройки.

    «Варяг» и бронепалубный крейсер «Аскольд», по сути являлись опытными кораблями типа крейсеров с водоизмещением в 6000 т. «Варяг» был сконстру­ирован более продуманно и компактно, чем корабли типа «Диана». Вынужденное размещение артиллерии в оконечностях избавило его от тесных погре­бов вдоль бортов. Корабль обладал хоро­шей мореходностью, на нём весьма удачно располагались шлюпки и катера. Машинно-котельные отделения были просторными, их оснащение и система вентиляции заслужи­вали самой высокой оценки.

    Во время проведения заводских испытаний на максимальную скорость, «Варяг» показал выда­ющиеся результаты. Так, 12 июля 1900 г. «Варяг» развил ход 24,59 узла. Во время 12-часо­вых непрерывных испытаний «Варяг» пока­зал средний результат в 23,18 узла. На 24-часовых испытаниях «Ва­ряг» во время пробега экономичной ско­ростью в 10 узлов прошел 240 миль, израс­ходовав 52,8 т угля (то есть 220 кг на милю).

    Но реальная дальность плавания корабля всегда существенно отличается от расчётной, полученной по результатам ис­пытаний. Так, во время дальних переходов «Варяг» на скорости в 10 узлов тратил 68 т. угля в сутки, что соответствует наибольшей дальности плавания в 4288 миль.

    Одним из недостатков «Варяга» являлась ненадёжность энергетической установки. Значи­тельную часть довоенной службы в Порт-Артуре крейсер провёл у причальной стенки в беско­нечных ремонтах. Причина заключалась как в небрежной сборке машин, так и в не­надёжности котлов системы Никлосса.

    Врагу не сдается наш гордый «Варяг»

    Эта известная песня посвящена описанному нами, ставшему самым знаменитым, событию русско-японской войны (1904-1905) – подвигу «Варяга» и «Корейца», которые вступили в неравный бой в бухте Чемульпо с намного превосходившими их силами японской эскадры.

    Текст данной песни был написан в 1904 году австрийским поэтом и писателем Рудольфом Грейнцем, который находился под большим впечатлением от подвига российских моряков. Сначала стихотворение под названием «Варяг» напечатали в одном из журналов, а вскоре после этого было сделано несколько его русских переводов.

    Самым удачным оказался перевод Е. Студентской. Он был положен на музыку Турищевым А.С., военным музыкантом. В первый раз песню исполнили на торжественном приеме в Зимнем дворце, о котором было рассказано выше.

    Существует и еще одна посвященная легендарному крейсеру песня – «Плещут холодные волны». В газете «Русь» через 16 дней после того, как были затоплены «Варяг» и «Кореец», было помещено стихотворение Я. Репнинского, музыку к которому позже написали Беневский В. Д. и Богородицкий Ф. Н. У песни есть и неофициальное название, данное народом – «Кореец».

    Крейсер «Варяг» — рецепт прорыва

    0.00 avg. rating (0% score) — 0 votes

    Под вывеской подвига часто скрывается разгильдяйство и военная некомпетентность. Решение действовать по шаблону породило героический миф, но убило корабль.

    История крейсера «Варяг» — миф, переживший целое столетие. Думаю, не одно столетие он еще переживет. Немногим боям XX века, богатого двумя мировыми войнами, выпала такая честь. Воевали, кровь проливали, а помнится вот это — одинокий корабль, идущий на бой с целой эскадрой, гордо реющий Андреевский флаг, вечные слова песни: «Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает!»

    Врагу не сдается наш гордый «Варяг»!

    Команды русских кораблей той эпохи интернациональны. В кают-компании — множество немецких фамилий. Старшим штурманским офицером «Варяга» был лейтенант Беренс. Старшим минным офицером — лейтенант Роберт Берлинг. Мичманы Шиллинг, Эйлер и Балк — тоже варяговцы. Буквально на первых минутах боя японский снаряд разорвал на куски мичмана Алексея Нирода — от двадцатидвухлетнего графа осталась только кисть руки с кольцом на пальце.

    КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ ОФИЦЕР «ВАРЯГА» — НЕМЕЦ.

    Читая этот список, можно подумать, что речь идет о каком-нибудь германском или британском корабле. Но российский флот начинался при Петре Первом с приглашенных на службу иностранных специалистов. Многие из них обрусели, как в незапамятные времена варяги, давшие название крейсеру. Основали офицерские династии. Так и служили империи на морях из поколения в поколение. С европейскими фамилиями и русскими отчествами, как у того же Берлинга Роберта Ивановича.

    К тому же после присоединения Прибалтики (Лифляндии, Эстляндии и Курляндии) в первой половине XVIII столетия в состав российского дворянства вошло вместе с тощими поместьями многочисленное «остзейское» дворянство. «Ост зее» (Восточное озеро) по-немецки — Балтийское море. Все эти бедные, но благородные роды, вроде знаменитых Врангелей, не мучились лишними сомнениями. Служили шведам до Карла XII. Пришли русские — стали служить им. Впрочем, Романовы не лезли в культурную политику этой категории своих подданных. На каком языке в Риге и Ревеле (ныне — Таллинн) они говорят, какую веру исповедуют — неважно. Лишь бы служили. А служили безденежные немцы действительно хорошо. Такой уж у них был менталитет. Вот и получилось, что РОВНО ТРЕТЬ офицеров-варяговцев, участвовавших в бою, по национальности являлись немцами. Шесть из восемнадцати!

    «АУФ ДЕК, КАМЕРАДЕН!»

    Да и песню, ставшую знаменитым военным гимном, сочинил самый настоящий немец! Природный и чистокровный. Поэт Рудольф Грейнц — подданный германского кайзера Вильгельма. В том же 1904-м. Буквально по горячим следам. И по-немецки, естественно. В оригинале начало звучит так: «Ауф дек, камераден!» («На палубу, товарищи!»). То, что мы знаем в русском переводе, как: «Наверх вы, товарищи!»

    Едва отгремели залпы боя у Чемульпо и мировые информагентства разнесли по газетам всех стран сообщение о героическом поединке «Варяга» с кораблями микадо, Грейнц в восторге бросился за письменный стол. Его распирало сочувствие. Мужская солидарность. В войне с японцами Германия была однозначно на стороне России. Поэтому Грейнц и писал, буквально сливаясь с командой погибшего корабля в местоимении «мы»:

    Из пристани верной мы в битву идем,

    Навстречу грозящей нам смерти,

    За родину в море открытом умрем,

    Где ждут желтолицые черти!

    «Желтолицые черти» меня всегда умиляли. Говорят, из песни слов не выкинешь. Неправда. Эти выкинули. Как «неполиткорректные». Привязка к конкретной войне со временем исчезла. А ведь «Варяг» пели на многих войнах. И не только русские. К примеру, те же немцы, поступавшие после проигранной уже Второй мировой во Французский Иностранный легион, лихо горланили его во Вьетнаме. Напомню, что до американцев, еще в 50-е в этой стране «желтолицых чертей» (прошу редакторов не вычеркивать!) успели повоевать французы.

    ЛОБОДА СРЕДИ ЭЙЛЕРОВ.

    В общем, причудлива судьба военных песен. Тот же автор «Варяга» Рудольф Грейнц дожил, между прочим, до 1942 года. Интересно, что чувствовал он, когда немецкие танки шли на Сталинград? Что пела тогда его душа? Вряд ли когда-нибудь узнаем.

    Но, возвращаясь к офицерам «Варяга», находим среди них и своего земляка — мичмана Александра Лободу. Во время боя ему было всего девятнадцать. Назначение на крейсер он получил ровно за три месяца до прославленного сражения. В Гражданскую войну будет драться против красных на бронепоезде «Адмирал Колчак». Расстрелян в 1920 году в Холмогорах.

    Лейтенант Зарубаев с «Варяга» погиб в Петроградском ЧК в 1921 году вместе с поэтом Николаем Гумилевым.

    Разведет история героев боя в Чемульпо. Лейтенанта Сергея Зарубаева (вот уж лихая фамилия!) расстреляет ЧК в Петрограде в 1921 году — по тому же Таганцевскому делу, что и поэта Николая Гумилева. Капитан II ранга Степанов (старший офицер крейсера) эмигрирует в Югославию после победы Октябрьской революции, которая для него оказалась не победой, а поражением. Тяжким и непереносимым. Мичман Шиллинг умрет в независимой уже Эстонии (бывшей Эстляндии) в 1933 году. Эйлер скончается в Париже в 1943-м. А лейтенант Евгений Беренс умудрится стать одним из первых начальников Морских Сил Советской Республики (я же говорил — немцы могут служить, кому угодно!) и умрет в Москве в 1928-м. Не судите никого из них строго. Страсти, раздиравшие души в начале прошлого века, остыли, сменившись новыми переживаниями. Да, и наши тоже остынут. Потомки точно так же, как мы сегодня, будут с недоумением взирать на нас, задаваясь вопросом: отчего же ОНИ так кипятились? Стоило ли? А память о «Варяге» и песня все равно останутся.

    ВЧИСТУЮ ПРОИГРАННЫЙ БОЙ.

    С детства, с того, самого момента, как, сидя рядом с отцом у телевизора, смотрел я черно-белый художественный фильм «Крейсер «Варяг»», мучил меня вопрос: мог ли он прорваться? Было ли хоть одно решение, которое принесло бы кораблю не только славу, но и победу — свободное море впереди, тающие за кормой очертания японской эскадры и продолжение боевой биографии?

    Бой «Варяга» с японцами 27 января 1904 г. (по ст. ст.) продолжался чуть меньше часа. Ровно в 11:45 броненосный крейсер «Асама» открыл огонь по русскому кораблю, вышедшему в открытое море. А в 12:45, согласно записям в вахтенном журнале, «Варяг» и сопровождавшая его устаревшая канонерская лодка «Кореец» уже вернулись в гавань Чемульпо. Крейсер тащился с явным креном на левый борт. В борту его имелось восемь пробоин. По другим данным, одиннадцать. Потери — 1 убитый офицер и 30 матросов, 6 офицеров и 85 матросов ранеными и контужеными. Еще около ста получили легкие ранения. Это из 570 человек экипажа. Ранение получил и командир корабля капитан I ранга Всеволод Руднев.

    Песня о «Варяге». Немецкий оригинал и русский перевод.

    Офицеры «Варяга». Присмотреться — ничего героического…

    Фактически все, кто находился на верхней палубе у орудий, были ранены или убиты. О продолжении боя не могло быть и речи.

    В тот же день Руднев принял решение о затоплении «Варяга» и взрыве «Корейца». С военной точки зрения — полное поражение. Впрочем, иначе даже не могло быть. На протяжении всего боя «Кореец» сделал только несколько выстрелов по японским миноносцам. Достать крейсера противника устаревшая посудина не могла. Ее орудия стреляли дымным порохом на небольшое расстояние. Боевым значением корабль не обладал вообще.

    БЕГУН ПРОТИВ БОЙЦА.

    В отличие от «Корейца», построенный в США бронепалубный крейсер «Варяг» был новым боевым кораблем с двенадцатью шестидюймовыми орудиями. Однако все они были установлены открыто на палубе и не имели даже противоосколочных щитов. Единственным козырем, корабля являлась высокая скорость. На испытаниях в Америке он показал 24 узла. «Варяг» был быстроходнее любого корабля японской эскадры. Однако старый тихоход «Кореец», едва развивавший 12 узлов, связывал его по рукам и ногам.

    Чтобы расправиться с «Варягом», хватало всего одного корабля японцев — броненосного крейсера «Асама», на котором держал флаг контр-адмирал Уриу. Этот корабль британской постройки, кроме 14 шестидюймовых орудий, обладал еще и четырьмя восьмидюймовыми в башнях. Не только палубу, как у «Варяга», но и борта его надежно прикрывала броня. Иными словами, «Варяг» был «бегун», а «Асама — «боец». «Варяг» предназначался для разведки и рейдерства — охоты за беззащитными транспортами. «Асама» — для эскадренного сражения. А ведь, кроме мощнейшей «Асамы», у японцев при Чемульпо имелись небольшой броненосный крейсер «Чиода», четыре бронепалубных крейсера (из них три новых), посыльное судно и стайка миноносцев в количестве восьми штук. Полное численное превосходство. Целая свора охотников загоняла «дичь»!

    После боя. Отчетливо виден крен на левый борт подбитого крейсера.

    Как поется в другой, несколько менее известной песне («Плещут холодные волны»): «Мы пред врагом не спустили славный Андреевский флаг, сами взорвали «Кореец», нами потоплен «Варяг»!» Звучит, согласитесь, даже несколько издевательски — сами себя взорвали и потопили, чтобы то, что уцелело, не попало в руки врагу. А это, как по мне, слабое утешение. Учитывая, что «Варяг» японцы потом все равно подняли.

    Ни в коем случае не хочу упрекнуть экипаж крейсера и его командира в недостатке личного мужества. Его-то было проявлено даже в избытке! Недаром, кроме русского ордена св. Георгия IV степени, Руднева в 1907 г., уже по окончании войны, наградила еще и Япония. Он получил от микадо орден Восходящего Солнца в знак признания неопровержимой отваги.

    Кавалер ордена Восходящего Солнца капитан Руднев. Японцы, получив «Варяг», оценили подвиг его командира.

    ПЕРЕДОВАЯ АЗИЯ ПРОТИВ ОТСТАЛОЙ ЕВРОПЫ.

    Но любой бой — это еще и математическая задача. Имея пистолет, не стоит связываться с целой толпой противников, вооруженных винтовками. Но если у вас длинные и быстрые ноги, лучше не связываться и попытаться уйти. А вот уйти «Варяг» с его 24 узлами против 21-го у «Асамы» действительно мог! Тащилась бы вся эта до зубов вооруженная кавалькада в «бронежилетах» за ним и только потом обливалась бы. Но достать ни из 8-ми, ни из 6-дюймовок не могла. Правда, для этого нужно было предварительно самим уничтожить «Кореец». Но ведь его и так потом взорвали!

    Существует версия, что из-за ошибок в эксплуатации русские моряки за предыдущие три года якобы запороли паровую машину «Варяга». Держать свою рекордную скорость долго он не мог. Тут мне остается только руками развести. Японцы, поднявшие после боя крейсер, перебрали его машину и добились весьма приличной скорости в 22 узла! «Желтолицые черти»? А, может, просто усердные, аккуратные люди, вроде нынешних китайцев, показавшие чванливым европейцам, что могут на самом деле «отсталые» азиаты? Ну, как и те же русские демонстрировали в свое время под Полтавой Европе способность быстро обучаться всем европейским премудростям. В общем, недаром Ленин о русско-японской войне статью написал — о ПЕРЕДОВОЙ Азии и ОТСТАЛОЙ Европе. Так НА ТОТ момент и было!

    НЕБРОСКОЕ, НО ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ.

    Так и видится мне отрадная картина. Ранним утром 27 января 1904 года безо всяких оркестров и исполнения гимнов при прохождении мимо застывших на рейде иностранных кораблей, где несут они почетную службу стационеров, выскальзывает из гавани узкий длинный корабль в боевой оливковой раскраске и летит, что было сил, мимо ошалевших японцев в Порт-Артур. И на нем — мичман Нирод (уцелевший!) и мичман Лобода, которого никто не расстреляет в 1920-м. И все 570 матросов и офицеров, вплоть до вольнонаемного ресторатора Плахотина и матроса 2-й статьи Михаила Авраменко, с которого начинается список погибших, и матросов Карла Спруге и Николая Нагле (явно — эстонцев!), ближе к концу этого скорбного перечня покоящихся!

    Своих в Порт-Артуре предупредили бы о готовящемся нападении. Война бы иначе сложилась. А на рейде в это время взрывается «Кореец» и команда его переходит на иностранные корабли — единственное возможное решение, чтобы снять путы с быстрых ног «Варяга».

    Всем своим критикам приведу два примера из истории той же войны. 1 августа 1904 года три русских крейсера столкнулись с более мощной японской эскадрой в Корейском проливе. Устаревший крейсер «Рюрик» был подбит и стал терять ход. Но адмирал Карл Иессен отбросил сантименты и принял решение уходить во Владивосток. «Рюрик» погиб. «Россия» и «Громобой» спаслись. Никто не упрекнул Иессена в правильности решения. Оно было единственно верным. По документам, японские крейсера были быстроходнее русских. Однако на практике ни «Россию», ни «Громобой» в тот день они не догнали. Уголь стал кончаться. А возвращаться в Японию было далеко.

    И крейсер «Изумруд» после Цусимского сражения бросился наутек, вместо того, чтобы сдаться, и ни один «желтолицый черт» его не догнал. Сам, правда, сел через несколько дней на камни под Владивостоком. Но зато позора плена ИЗБЕЖАЛ в изначальном смысле этого слова.

    В общем, если ты бегун, БЕГИ! И не связывайся с дуболомами. Героем не станешь. Но жить будешь. Лучше петь песни, чем знать, что про тебя их споют другие.

    Бузина О.А.

    0.00 avg. rating (0% score) — 0 votes

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]