Убийца «Стелса»: главные факты о новейшем истребителе Су-35 за 90 секунд

Су-35
Су-35 на МАКС-2009
Типмногоцелевой истребитель
РазработчикОКБ Сухого
ПроизводительКнААЗ имени Ю. А. Гагарина
Первый полёт19 февраля 2008 года
Начало эксплуатации12 февраля 2014 года
Статуспроизводится, эксплуатируется
Основные эксплуатантыВКС России
Годы производствас 2008 года
Единиц произведено48 (на 2020 год) [1]
Стоимость единицыоколо 2 млрд рублей [2]
Базовая модельСу-27
Изображения на Викискладе

Су-35Су-35
Су-35

(по кодификации НАТО:
Flanker-Е+
[3]) — российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель поколения 4++, без ПГО, с двигателями управляемого вектора тяги (УВТ). Разработан в ОКБ Сухого. Серийный истребитель для ВКС России носит название
Су-35С
.

Ранее на международных авиасалонах под индексом «Су-35» экспонировался самолёт Су-27М.

«Поколение 4++» является условным и лишь указывает, что по совокупности характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам истребителя пятого поколения. За исключением технологии малой заметности и АФАР, он удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения[4].

Содержание

  • 1 История
  • 2 Конструкция 2.1 Планер
  • 2.2 Двигатели
  • 2.3 Авионика
  • 3 Модификации
  • 4 Тактико-технические характеристики
      4.1 Технические характеристики
  • 5 Лётные характеристики
  • 6 Вооружение
  • 7 Авионика
  • 8 Производство
  • 9 Экспорт
  • 10 На вооружении
  • 11 Боевое применение
  • 12 Аварии и происшествия
  • 13 Галерея
  • 14 Оценка истребителя
  • 15 Именные самолёты
  • 16 См. также
  • 17 Литература
  • 18 Примечания
  • 19 Ссылки
  • История

    Су-35 является глубокой модернизацией платформы Т-10С (первоначально программа модернизации самолёта Су-27 называлась «Су-35БМ» — большая модернизация)[8].

    Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.

    Первый полёт опытного Су-35 с двигателями «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ им. Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.

    В 2009 г. был заключён первый контракт на поставку ВВС России 48 истребителей Су-35С[9] на общую сумму 66 млрд руб. в 2012—2015 годах. К концу 2020 года изготовлено 48 истребителей[3]. В декабре 2015 года подписан второй контракт на поставку 50 единиц в ВКС РФ до 2020 года на сумму 100 млрд руб.

    В ноябре 2020 правительство Индонезии утвердило закупку 12 многофункциональных истребителей Су-35. В 2020 подписан договор на поставку 24 многофункциональных истребителей Су-35 в Китай; в 2016 году переданы[уточнить

    ] первые 4 машины.

    Создание модели

    Над созданием первой пробной модели российские конструкторы начали работать в 2006 году. По ранее утвержденному плану, испытание пробного образца должно было начаться в конце 2007 года, однако срок пришлось перенести практически на целый год.

    ТТХ Су-35 приятно удивили всех присутствующих на месте первого пробного полета. И на следующий день военная техника была представлена для ознакомления В. В. Путину. И на втором пробном испытании воздушный транспорт смог подтвердить свои неимоверные технические способности.

    Учитывая очевидные преимущества нового истребителя, было решено заключить сделку о приобретении крупной партии военных истребителей, которые в дальнейшем смогут пополнить ВВС Российской Федерации. Изначально была оговорена стоимость Су-35, между авиа и военными российскими ведомствами. Найдя компромисс относительно стоимости военной техники, деловые партнеры подписали внушительный по размеру контракт на создание более 47 единиц воздушной техники на протяжении 3-х лет начиная с 2012 года, заканчивая 2020.

    Автопромышленное предприятие «Сухой» успешно справлялось с поставленной перед ним задачей – в 2020 году на вооружении Российской армии насчитывалось более 64 единиц Су-35С.

    Кабина Су-35

    Конструкция

    Российские Су-35 (внизу) и Су-57 (вверху) — истребитель пятого поколения в полёте
    Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27. Он имеет в значительной степени новый усиленный планер[4][5][6]; в отличие от старого Су-27М, не имеет переднего горизонтального оперения (ПГО) и тормозного щитка (торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления от продольной оси).

    Согласно заявлению КБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 (кроме двигателей) — 6000 лётных часов или 30 лет. Заявленный назначенный ресурс двигателей — 4000 часов.

    Планер

    См. планер Су-27
    Планер Су-35: кромки планера покрываются материалами, снижающими эффективную площадь рассеяния. Фонарь кабины имеет токопроводящее напыление.

    Двигатели

    Двигатели «изделие 117С» с УВТ
    На Су-35 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-41Ф1С разработки ОКБ им. А. Люльки — филиала ПАО «ОДК-УМПО» с форсажной камерой, плазменной системой зажигания и всеракурсно управляемым вектором тяги (УВТ)[5][6].

    Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом АЛ-41Ф1 — двигателя первого этапа истребителя пятого поколения. От него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14 500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс. С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности оси поворота отклоняемых сопел наклонены, что хорошо видно на фотографии (сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу).

    • Ресурс 4000 часов, межремонтный 1000 часов[10].

    РЛС Н035 Ирбис с ПФАР Су-35С ВВС России в окраске, принятой с 2010 по 2013 год
    ВГТД ТА14-130-35

    — вспомогательный (ВСУ) газотурбинный двигатель с эквивалентной мощностью 105 кВт. Обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолёта и электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей[11].

    Авионика

    Су-35С обладает информационно-управляющей системой ИУС-35.[12]

    Установлена РЛС с фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», которая имеет дальность обнаружения целей с ЭПР 0.01 м² до 100 км; ЭПР 0.1 м² до 160 км; ЭПР 1 м² до 270 км; ЭПР 3 м² до 400 км антенная система L-диапазона, которая имеет дальность обнаружения целей с ЭПР 0.01 м² до 130 км[13]. В дополнение к радиолокационным средствам используется оптико-локационная станция и ОЭИС.

    Вместо традиционных штанг ПВД использованы невыступающие в поток датчики системы СИ ВСП-35, что позволило избавиться от непрозрачного для радиоволн «пятачка» на носовом обтекателе и выровнять диаграмму чувствительности РЛС.

    Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.

    Кабина пилота оборудована тремя дисплеями с возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическом индикаторе на лобовом стекле.

    Самолёт оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).

    Оборудован системой оптической передачи данных для связи между самолётами группы при полёте в режиме радиомолчания. Приёмники/передатчики этой системы в виде коротких полос по бокам кабины, на килях и законцовках крыльев являются одним из наиболее заметных внешне отличий от предыдущих модификаций.

    Отрывок, характеризующий Су-35

    Старый человек, столь же опытный в придворном деле, как и в военном, тот Кутузов, который в августе того же года был выбран главнокомандующим против воли государя, тот, который удалил наследника и великого князя из армии, тот, который своей властью, в противность воле государя, предписал оставление Москвы, этот Кутузов теперь тотчас же понял, что время его кончено, что роль его сыграна и что этой мнимой власти у него уже нет больше. И не по одним придворным отношениям он понял это. С одной стороны, он видел, что военное дело, то, в котором он играл свою роль, – кончено, и чувствовал, что его призвание исполнено. С другой стороны, он в то же самое время стал чувствовать физическую усталость в своем старом теле и необходимость физического отдыха. 29 ноября Кутузов въехал в Вильно – в свою добрую Вильну, как он говорил. Два раза в свою службу Кутузов был в Вильне губернатором. В богатой уцелевшей Вильне, кроме удобств жизни, которых так давно уже он был лишен, Кутузов нашел старых друзей и воспоминания. И он, вдруг отвернувшись от всех военных и государственных забот, погрузился в ровную, привычную жизнь настолько, насколько ему давали покоя страсти, кипевшие вокруг него, как будто все, что совершалось теперь и имело совершиться в историческом мире, нисколько его не касалось. Чичагов, один из самых страстных отрезывателей и опрокидывателей, Чичагов, который хотел сначала сделать диверсию в Грецию, а потом в Варшаву, но никак не хотел идти туда, куда ему было велено, Чичагов, известный своею смелостью речи с государем, Чичагов, считавший Кутузова собою облагодетельствованным, потому что, когда он был послан в 11 м году для заключения мира с Турцией помимо Кутузова, он, убедившись, что мир уже заключен, признал перед государем, что заслуга заключения мира принадлежит Кутузову; этот то Чичагов первый встретил Кутузова в Вильне у замка, в котором должен был остановиться Кутузов. Чичагов в флотском вицмундире, с кортиком, держа фуражку под мышкой, подал Кутузову строевой рапорт и ключи от города. То презрительно почтительное отношение молодежи к выжившему из ума старику выражалось в высшей степени во всем обращении Чичагова, знавшего уже обвинения, взводимые на Кутузова. Разговаривая с Чичаговым, Кутузов, между прочим, сказал ему, что отбитые у него в Борисове экипажи с посудою целы и будут возвращены ему. – C’est pour me dire que je n’ai pas sur quoi manger… Je puis au contraire vous fournir de tout dans le cas meme ou vous voudriez donner des diners, [Вы хотите мне сказать, что мне не на чем есть. Напротив, могу вам служить всем, даже если бы вы захотели давать обеды.] – вспыхнув, проговорил Чичагов, каждым словом своим желавший доказать свою правоту и потому предполагавший, что и Кутузов был озабочен этим самым. Кутузов улыбнулся своей тонкой, проницательной улыбкой и, пожав плечами, отвечал: – Ce n’est que pour vous dire ce que je vous dis. [Я хочу сказать только то, что говорю.] В Вильне Кутузов, в противность воле государя, остановил большую часть войск. Кутузов, как говорили его приближенные, необыкновенно опустился и физически ослабел в это свое пребывание в Вильне. Он неохотно занимался делами по армии, предоставляя все своим генералам и, ожидая государя, предавался рассеянной жизни. Выехав с своей свитой – графом Толстым, князем Волконским, Аракчеевым и другими, 7 го декабря из Петербурга, государь 11 го декабря приехал в Вильну и в дорожных санях прямо подъехал к замку. У замка, несмотря на сильный мороз, стояло человек сто генералов и штабных офицеров в полной парадной форме и почетный караул Семеновского полка. Курьер, подскакавший к замку на потной тройке, впереди государя, прокричал: «Едет!» Коновницын бросился в сени доложить Кутузову, дожидавшемуся в маленькой швейцарской комнатке. Через минуту толстая большая фигура старика, в полной парадной форме, со всеми регалиями, покрывавшими грудь, и подтянутым шарфом брюхом, перекачиваясь, вышла на крыльцо. Кутузов надел шляпу по фронту, взял в руки перчатки и бочком, с трудом переступая вниз ступеней, сошел с них и взял в руку приготовленный для подачи государю рапорт. Беготня, шепот, еще отчаянно пролетевшая тройка, и все глаза устремились на подскакивающие сани, в которых уже видны были фигуры государя и Волконского. Все это по пятидесятилетней привычке физически тревожно подействовало на старого генерала; он озабоченно торопливо ощупал себя, поправил шляпу и враз, в ту минуту как государь, выйдя из саней, поднял к нему глаза, подбодрившись и вытянувшись, подал рапорт и стал говорить своим мерным, заискивающим голосом. Государь быстрым взглядом окинул Кутузова с головы до ног, на мгновенье нахмурился, но тотчас же, преодолев себя, подошел и, расставив руки, обнял старого генерала. Опять по старому, привычному впечатлению и по отношению к задушевной мысли его, объятие это, как и обыкновенно, подействовало на Кутузова: он всхлипнул. Государь поздоровался с офицерами, с Семеновским караулом и, пожав еще раз за руку старика, пошел с ним в замок. Оставшись наедине с фельдмаршалом, государь высказал ему свое неудовольствие за медленность преследования, за ошибки в Красном и на Березине и сообщил свои соображения о будущем походе за границу. Кутузов не делал ни возражений, ни замечаний. То самое покорное и бессмысленное выражение, с которым он, семь лет тому назад, выслушивал приказания государя на Аустерлицком поле, установилось теперь на его лице. Когда Кутузов вышел из кабинета и своей тяжелой, ныряющей походкой, опустив голову, пошел по зале, чей то голос остановил его. – Ваша светлость, – сказал кто то. Кутузов поднял голову и долго смотрел в глаза графу Толстому, который, с какой то маленькою вещицей на серебряном блюде, стоял перед ним. Кутузов, казалось, не понимал, чего от него хотели. Вдруг он как будто вспомнил: чуть заметная улыбка мелькнула на его пухлом лице, и он, низко, почтительно наклонившись, взял предмет, лежавший на блюде. Это был Георгий 1 й степени. На другой день были у фельдмаршала обед и бал, которые государь удостоил своим присутствием. Кутузову пожалован Георгий 1 й степени; государь оказывал ему высочайшие почести; но неудовольствие государя против фельдмаршала было известно каждому. Соблюдалось приличие, и государь показывал первый пример этого; но все знали, что старик виноват и никуда не годится. Когда на бале Кутузов, по старой екатерининской привычке, при входе государя в бальную залу велел к ногам его повергнуть взятые знамена, государь неприятно поморщился и проговорил слова, в которых некоторые слышали: «старый комедиант». Неудовольствие государя против Кутузова усилилось в Вильне в особенности потому, что Кутузов, очевидно, не хотел или не мог понимать значение предстоящей кампании. Когда на другой день утром государь сказал собравшимся у него офицерам: «Вы спасли не одну Россию; вы спасли Европу», – все уже тогда поняли, что война не кончена. Один Кутузов не хотел понимать этого и открыто говорил свое мнение о том, что новая война не может улучшить положение и увеличить славу России, а только может ухудшить ее положение и уменьшить ту высшую степень славы, на которой, по его мнению, теперь стояла Россия. Он старался доказать государю невозможность набрания новых войск; говорил о тяжелом положении населений, о возможности неудач и т. п. При таком настроении фельдмаршал, естественно, представлялся только помехой и тормозом предстоящей войны. Для избежания столкновений со стариком сам собою нашелся выход, состоящий в том, чтобы, как в Аустерлице и как в начале кампании при Барклае, вынуть из под главнокомандующего, не тревожа его, не объявляя ему о том, ту почву власти, на которой он стоял, и перенести ее к самому государю. С этою целью понемногу переформировался штаб, и вся существенная сила штаба Кутузова была уничтожена и перенесена к государю. Толь, Коновницын, Ермолов – получили другие назначения. Все громко говорили, что фельдмаршал стал очень слаб и расстроен здоровьем. Ему надо было быть слабым здоровьем, для того чтобы передать свое место тому, кто заступал его. И действительно, здоровье его было слабо. Как естественно, и просто, и постепенно явился Кутузов из Турции в казенную палату Петербурга собирать ополчение и потом в армию, именно тогда, когда он был необходим, точно так же естественно, постепенно и просто теперь, когда роль Кутузова была сыграна, на место его явился новый, требовавшийся деятель. Война 1812 го года, кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое – европейское. За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями. Александр Первый для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов был так же необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России. Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер. Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел. Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним. Во время своего выздоровления Пьер только понемногу отвыкал от сделавшихся привычными ему впечатлений последних месяцев и привыкал к тому, что его никто никуда не погонит завтра, что теплую постель его никто не отнимет и что у него наверное будет обед, и чай, и ужин. Но во сне он еще долго видел себя все в тех же условиях плена. Так же понемногу Пьер понимал те новости, которые он узнал после своего выхода из плена: смерть князя Андрея, смерть жены, уничтожение французов. Радостное чувство свободы – той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале, при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления. Он удивлялся тому, что эта внутренняя свобода, независимая от внешних обстоятельств, теперь как будто с излишком, с роскошью обставлялась и внешней свободой. Он был один в чужом городе, без знакомых. Никто от него ничего не требовал; никуда его не посылали. Все, что ему хотелось, было у него; вечно мучившей его прежде мысли о жене больше не было, так как и ее уже не было. – Ах, как хорошо! Как славно! – говорил он себе, когда ему подвигали чисто накрытый стол с душистым бульоном, или когда он на ночь ложился на мягкую чистую постель, или когда ему вспоминалось, что жены и французов нет больше. – Ах, как хорошо, как славно! – И по старой привычке он делал себе вопрос: ну, а потом что? что я буду делать? И тотчас же он отвечал себе: ничего. Буду жить. Ах, как славно! То самое, чем он прежде мучился, чего он искал постоянно, цели жизни, теперь для него не существовало. Эта искомая цель жизни теперь не случайно не существовала для него только в настоящую минуту, но он чувствовал, что ее нет и не может быть. И это то отсутствие цели давало ему то полное, радостное сознание свободы, которое в это время составляло его счастие. Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру, – не веру в какие нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого бога. Прежде он искал его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было только искание бога; и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что бог вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной. Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя. Он всю жизнь свою смотрел туда куда то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой. Он не умел видеть прежде великого, непостижимого и бесконечного ни в чем. Он только чувствовал, что оно должно быть где то, и искал его. Во всем близком, понятном он видел одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное. Он вооружался умственной зрительной трубой и смотрел в даль, туда, где это мелкое, житейское, скрываясь в тумане дали, казалось ему великим и бесконечным оттого только, что оно было неясно видимо. Таким ему представлялась европейская жизнь, политика, масонство, философия, филантропия. Но и тогда, в те минуты, которые он считал своей слабостью, ум его проникал и в эту даль, и там он видел то же мелкое, житейское, бессмысленное. Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив. Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос – зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека. Пьер почти не изменился в своих внешних приемах. На вид он был точно таким же, каким он был прежде. Так же, как и прежде, он был рассеян и казался занятым не тем, что было перед глазами, а чем то своим, особенным. Разница между прежним и теперешним его состоянием состояла в том, что прежде, когда он забывал то, что было перед ним, то, что ему говорили, он, страдальчески сморщивши лоб, как будто пытался и не мог разглядеть чего то, далеко отстоящего от него. Теперь он так же забывал то, что ему говорили, и то, что было перед ним; но теперь с чуть заметной, как будто насмешливой, улыбкой он всматривался в то самое, что было перед ним, вслушивался в то, что ему говорили, хотя очевидно видел и слышал что то совсем другое. Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям – вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии.

    Модификации

    Су-35БМ

    — первоначальное название программы модернизации самолёта Су-27 — «большая модернизация». В дальнейшем пошёл в серию как Су-35.

    Су-35C

    — глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения «4++»[4][5][6]. В нём использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса[5]. Отличительными особенностями самолёта являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования, новая радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решёткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, новые двигатели с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги[4][5][6]. Су-35С совершил первый полёт в феврале 2008 года.

    Предыстория разработки

    В начале 1980-х, в то время как Су-27 еще только осваивался советскими ВВС, его генеральный конструктор Павел Сухой уже задумал разработку модернизированного варианта. Первоначально обозначенный как Су-27М, он был оснащен значительно улучшенной авионикой, что давало основание считать его лучшим истребителем тех лет. Он был оснащен также и более разнообразным комплексом вооружения, что позволяло Су-27М (см. на фото ниже) выполнять задачи поражения и наземных целей.

    Модернизированный вариант характеризовался множеством изменений в аэродинамике, авионике, конструкции силовых установок, а также имел повышенную грузоподъемность. Высокопрочные композитные материалы и алюминиево-литиевые сплавы были использованы для снижения веса и увеличения запаса топлива.

    Самолет Су-27М был оснащен турбореактивным двигателем с тягой 125 кН, более мощным, чем на Су-27. Сама программа модернизации Су-27 обозначалась «Су-35БМ», где литеры означали «большая модернизация». Многое из сделанного в тот период вобрал в себя и современный самолет Су-35, технические характеристики которого значительно превышают его первоначальный прототип Су-27М.

    Тактико-технические характеристики

    Источники:

    [14][15][16][17][18].
    Су-35С на праздновании столетия ВВС России

    Технические характеристики

    • Экипаж:
      1 человек
    • Длина:
      21,9 м
    • Размах крыла:
      14,75 м
    • Высота:
      5,9 м
    • Площадь крыла:
      62,04 м²
    • Угол стреловидности по передней кромке:
      42°
    • Шасси:
      трёхопорное, с передней стойкой, убирающейся против полёта
    • Масса:пустого:
      19 000 кг[
      источник не указан 2576 дней
      ]
    • нормальная взлётная масса (2 x Р77 + 2 x Р-73Э):
      25 300 кг
    • максимальная взлётная масса:
      34 500 кг
    • масса топлива:
      11 500 кг
  • Двигатель:
      тип двигателя:
      турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (ТРДДФ с ОВТ)
  • модель:
    «АЛ-41Ф1С»
  • тяга:максимальная:
    2 × 8800 кгс
  • на форсаже:
    2 × 14 500 кгс[19]
  • управление вектором тяги:
      углы отклонения вектора тяги:
      ±15° в плоскости
  • скорость отклонения вектора тяги:
    60 °/с
  • масса двигателя:
    1520 кг
  • ЭПР:
    0,7—2 м² (без подвесок оружия)[18][
    неавторитетный источник?
    ]
  • Изображения

    Су-35

    на авиасалоне МАКС-2009:

    • Su-35 (1).jpg
    • Su-35 (2).jpg
    • Su-35 (3).jpg
    • Su-35 (4).jpg

    Су-35С

    на праздновании столетия ВВС России:

    • Su-35S 100th Anniversary of Russian Air Force (1).jpg
    • Su-35S 100th Anniversary of Russian Air Force (2).jpg
    • Su-35S 100th Anniversary of Russian Air Force (3).jpg
    • Su-35S 100th Anniversary of Russian Air Force (4).jpg
    • Su-35S 100th Anniversary of Russian Air Force (5).jpg

    Лётные характеристики

    Су-35С на МАКС-2013.
    Источник: КнААЗ[20]

    • Максимальная скорость:у земли:
      1400 км/ч
    • на высоте:
      М=2,25, H=11 000 метров
    • бесфорсажная:
      М=1,1[21]
    • Разгонные характеристики
      [22]:

    Время разгона на высоте 1000 м, при остатке топлива 50 % от нормальной заправки, секунд

    от 600 км/ч до 1100 км/ч13,8
    от 1100 км/ч до 1300 км/ч8
    • Дальность полёта:у земли(высота — 200 м, скорость — =0,7):
      1580 км
    • на высоте:без ПТБ:
      3600 км
    • с 2 ПТБ-2000 л:
      4500 км
  • Практический потолок:
    20 000 м
  • Скороподъёмность:
    280 м/с
  • Длина:
      разбега (полный форсаж):
      450 м
  • пробега (с нормальной взлётной массой, тормозным парашютом, использованием тормозов):
    650 м
  • Тяговооружённость (у земли, при н. у.):
      при нормальной взлётной массе:
      1,1
  • при максимальной взлётной массе:
    0,811
  • Нагрузка на крыло:
      при нормальной взлётной массе:
      410 кг/м²
  • при максимальной взлётной массе:
    611 кг/м²
  • Вооружение

    Су-35С Липецкого авиацентра 16 января 2020 г.
    источник

    [23][24]

    • Пушечное:
      30 мм авиационная пушка ГШ-30-1 150 снарядов
    • Боевая нагрузка:
      8000 кг
    • Узлов подвески вооружения
      : 12
    • Вооружение:Воздух-воздух:средней дальности:
      до 12 х Р-77-1;
    • до 2 х Р-27ЭТ;
  • малой дальности:
      6 × Р-73(РВВ-МД)
  • Воздух-земля:
      Противокорабельные ракеты:
      6 × Х-31, Х-35У или 2 × Х-59М
  • Ракета воздух-земля большой дальности
  • Высокоточные боеприпасы:
      6 × Х-29Т или Х-38Мхх;
  • 5 х Х-59МК;
  • 8 × КАБ-500КР(ОД);
  • 3 x КАБ-1500КР(ЛГ);
  • Неуправляемые боеприпасы:
      6 С-25 (НАР)
  • 6 С-8
  • Авионика

    На истребителях Су-35С используется радиолокационная станция с фазированной антенной решёткой Н035 Ирбис.

    Характеристики РЛС:

    • Диапазон частот:
      X (8—12 ГГц)
    • Диаметр ФАР:
      900 мм
    • Углы обзора:
      ±60° (электронное), ±120° (с гидроприводом)
    • Средняя мощность:
      5000 Вт
    • Пиковая мощность:
      20 000
    • Дальность обнаружения целей:с ЭПР 0,01м²:
      до 90 км[25]
    • с ЭПР 0,01 м² на встречных ракурсах 100 км;
      [13]
    • с ЭПР 0,1 м² на встречных ракурсах 160 км;
      [13]
    • с ЭПР 1 м² на встречных ракурсах 270 км;
      [13]
    • с ЭПР 3 м²:на встречных курсах:
      350—400 км (в зоне 100 кв. градусов, на фоне неба)
    • на догонных:
      150 км[26]
  • Цели:
      Обнаружение и целеуказание:
      4 наземные или 30 воздушных
  • Одновременный обстрел:
    ракетами с
    полуактивной
    головкой самонаведения (Р-27Р, Р-27ЭР) — не более
    2
    целей; ракетами с
    активной
    головкой самонаведения (Р-77, РВВ-АЕ, РВВ-СД, Р-37) — не более
    8
    .
  • ОЛС позволяет сопровождать 4
    воздушные цели на дальности до 80 км. Су-35 имеет систему предупреждения о ракетном нападении (датчики ИК-диапазона).
  • В самолёте возможно применение подвесных контейнеров РЭБ.
  • Назначение

    По сути, истребитель Су-30СМ является практически полной копией модели Су-30МКИ, системы которого просто адаптировали под использование военно-воздушными силами РФ. Полученная машина является многоцелевым самолетом. Она может вести воздушный бой, поражая современные истребители противника, завоевывать господство в воздухе, и наносить удары по стационарным или же мобильным вражеским целям. Кроме того, характеристики Су-30См позволяют ему сопровождать и прикрывать ударные группировки военной авиации, давать самолетам своей группы целеуказание и противодействовать системам РЛ борьбы противника. Этот самолет также можно использовать для морских сражений, так как он способен обнаруживать и ликвидировать надводные вражеские суда, как самостоятельно, так и в составе ударной группы.

    Производство

    В 2009 году «Сухой» заключил соглашение с Министерством обороны на поставку 48 истребителей Су-35С, срок поставки — к концу 2015 года в ВВС России должны были поступить 48 таких истребителей.

    В декабре 2020 года подписан второй контракт на поставку в ВКС РФ 50 единиц, до 2020 года[27].

    Точная себестоимость производства одного Су-35 неизвестна. Однако, по словам бывшего главкома ВКС РФ, генерал-полковника Виктора Бондарева[28], стоимость одного Су-35 превышает 1 млрд рублей.

    По состоянию на февраль 2020 года разработка и государственные испытания Су-35С завершены и в войсковой эксплуатации находится более 60 машин[29]. Первый гособоронзаказ на 48 единиц выполнен в 2015 г.[30] Второй гособоронзаказ на 50 Су-35С выполнен на 80 % — 40 ед.(ноябрь 2020 г.)[31]. «Русские витязи» — 4 единицы на ноябрь 2019 года.

    Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

    Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

    РЛС и система прицеливания

    В этой части характеристика Су-35 включает наличие радара «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой, который составляет важный компонент системы управления огнем самолета. Радар способен обнаруживать воздушную цель площадью 3 кв. м на расстоянии 400 км и может дать целеуказания для 30 воздушных целей, причем вести восемь из них.

    Радар способен воспроизвести также карту земли, используя различные режимы, в том числе режим синтеза апертуры. РЛС «Ирбис» дополняется оптико-электронной системой прицеливания, которая использует функциональные возможности лазерного дальномера, ТВ, инфракрасного обнаружителя целей.

    Экспорт

    В ноябре 2020 года подписан контракт на поставку 24 истребителей Су-35 в Китай[32][33]; стоимость контракта — около 2,5 млрд долл.[34] Последние машины были переданы заказчику в ноябре 2018 года[35].

    В феврале 2020 года подписан контракт на поставку 11 истребителей в Индонезию; стоимость контракта — 1,1 млрд долл.[36]. В октябре газета «Коммерсантъ» сообщила, что отправка Су-35 в Индонезию откладывается в связи с давлением на Джакарту со стороны США; по данным газеты, первые самолёты должны были прийти в Индонезию уже к октябрю, однако этого не произошло[37]. Позже ТАСС сообщило, что поставки Су-35 из РФ в Индонезию не намечались на октябрь[38]. Глава военного ведомства республики Риамизард Риачуду сообщил, что реализация контракта продолжится несмотря на санкции в отношении РФ[39]. Индонезийский посол в РФ Мохамад Вахид Суприяди сообщил, что соглашение подписано и поставки истребителей Су-35 в Индонезию могут начаться в 2020 году[40]. 12 марта 2020 года агентство Bloomberg сообщило, что Индонезия отказалась от покупки Су-35 из-за давления США[41][42].

    В марте 2020 года газета «Коммерсантъ» сообщила, что подписан контракт на поставку более 20 истребителей в Египет; стоимость контракта — 2 млрд долл.[43] Позже сообщение было опровергнуто «Рособоронэкспортом»[44].

    Малайзия и Индия также могут приобрести самолёты Су-35 (последняя в настоящее время проводит тендер на приобретение 114 многофункциональных истребителей; основным соперником выступает F-15EX[45]), потенциальные заказчики активизировались после успешного применения этой техники Воздушно-космическими силами России в Сирии[46].

    На вооружении

    Страны эксплуатанты Су-35.

    • ВКС России 90 единиц на 2020 год[47]
    • Тверская область (Хотилово), 790 ИАП — 12 единиц на ноябрь 2019 года.
    • Республика Карелия (Бесовец), 159 Гв. ИАП — 24 единицы.
    • Хабаровский край (Дзёмги), 23 ИАП — 30 единиц.
    • Приморский край (Центральная Угловая), 22 Гв. ИАП — 12 единиц[48].
    • ВВС НОАК — 24 единицы на ноябрь 2020 года, 26 ноября 2020 года было объявлено о выполнении контракта на поставку 24 единиц Су-35[49][50].
    • Провинция Гуандун (Суцзи), 6-я бригада ВВС — 24 единицы[51][52].

    Оценка истребителя

    National Interest назвал Су-35 первым в списке самого опасного вооружения России при гипотетическом конфликте с США, по мнению экспертов издания, Су-35 — «экстремально опасный» для любого самолёта НАТО. Эксперты отметили, что опасность Су-35 связана с очень большой загрузкой ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманёвренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы[57].

    National Interest называет Су-35 чрезвычайно опасным противником для любого американского истребителя, за исключением F-22 Raptor[58].

    После непосредственного контакта Су-35 с американскими F-22 над Аляской 11 сентября 2020 года[59] военный обозреватель издания Business Insider обратил внимание на преимущества Су-35 перед американским истребителем 5-го поколения. Алекс Локи отметил большее количество ракет и лучшую манёвренность[60].

    Обновление горизонтального оперения

    Характеристика Су-35 в части конструкции его планера включает многочисленные отличия от Су-27М, хотя внешне самолет сохраняет сильное внешнее сходство со своим предшественником.

    Одной из отличительных особенностей конструкции планера Су-27М была аэродинамическая схема построения органов управления типа «утка», которая позволяет самолету летать на максимальных углах атаки до 120°. При такой схеме горизонтальное оперение самолета – стабилизаторы с рулями высоты – расположено впереди его крыльев.

    Однако при таком расположении горизонтального оперения отраженный от поверхности самолета сигнал радиолокатора получается большим, чем при традиционной схеме позади крыльев. Это облегчает обнаружение летательного аппарата. Поэтому современные малозаметные для радиолокаторов самолеты (F-22 Raptor, ПАК ФА, а также Су-35) имеют традиционное расположение горизонтального оперения – позади крыльев. Чтобы сохранить преимущества использования переднего горизонтального оперения, они наряду с основным оперением позади крыльев имеют еще и поворотные участки наплывов на крыльях.

    Что же нового было привнесено этими изменениями в облик самолета Су-35? Характеристики (фото ниже показывает отличия его внешнего вида от Су-27М) истребителя оказались максимально приближенными к самолетам 5-го поколения, за исключением все же большей его радиолокационной заметности и отсутствия активного бортового радара.

    Примечания

    1. произвела и передала ВКС России сотый серийный Су-35С
    2. В полтора раза подорожали Су-35 для ВВС России
    3. 12
      Появление Су-35БМ требует от США создать палубный F/A-22N Sea Raptor (ПЕРЕВОДНЫЙ)
    4. 1234
      Су-35
      (неопр.)
      . .
    5. 123456
      Су-35
      (неопр.)
      . КнААЗ им. Гагарина.
    6. 12345Sebastien Roblin.
      Russia’s Su-35 Fighter: The Only Thing You Need to Know
      (неопр.)
      . National Interest (21 июля 2017).
    7. Число построенных новейших истребителей Су-35 достигло сотни (рус.). РИА Новости (11 декабря 2018). Дата обращения 9 февраля 2019.
    8. Упоминаемый иногда является вымышленным и никогда не существовал.
    9. Планируется новый контракт на 48 истребителей Су-35С для ВВС России (неопр.)
      . ВПК.name. Дата обращения 20 января 2020.
    10. [1] Архивная копия от 12 июня 2020 на Wayback Machine // ОАО «Компания „Сухой“»
    11. [2] // aerosila.ru
    12. Информирует, управляет: разработка ОКБ Сухого по достоинству оценена российским правительством (неопр.)
      . Defence.ru. Дата обращения 4 мая 2020.
    13. 1234
      Результаты испытаний Су-35 в Китае
      (неопр.)
      . lt.cjdby.net. Дата обращения 19 декабря 2020.
    14. РосБизнесКонсалтинг — Новости дня — «Сухой» завершает предварительные испытания многофункционального истребителя Су-35 (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения 20 июля 2010. Архивировано 22 июля 2010 года.
    15. Основные данные самолёта Су-35
    16. Новые подробности об РЛСУ «Ирбис» для истребителя Су-35 (недоступная ссылка) — niip.ru
    17. Ирбис — в воздухе! (недоступная ссылка)
    18. 12
      Assessing Sukhoi PAK FA
    19. Научно-производственное объединение САТУРН > 117С
    20. https://www.knaapo.ru/media/rus/about/production/military/su-35/su-35_buklet_rus.pdf
    21. В интересах ГПВ — 2020. Испытания нового российского истребителя идут успешно
    22. [3] // КНААПО
    23. ОАК :: Су-35
    24. iz.ru :: Су-35C
    25. https://www.niip.ru/downloads/public_art/2006/2006_2.pdf (недоступная ссылка)
    26. Радиолокационная система управления «ИРБИС-Э» для истребителя Су-35
    27. Никольский, Алексей
      . Министерство обороны России закупило 50 истребителей Су-35 на сумму свыше 60 млрд рублей, Ведомости (10 января 2016). Дата обращения 14 января 2020.
    28. Стоимость новейших боевых самолётов России составила более 1 млрд руб (рус.). РИА Новости (20140812T1148+0400Z). Дата обращения 11 февраля 2020.
    29. Алексей Савёлов.
      Стало известно, сколько новейших истребителей Су-35С поступило в войска (рус.). Телеканал «Звезда». Дата обращения 12 февраля 2019.
    30. Министерство обороны России закупило 50 истребителей Су-35 на сумму свыше 60 млрд рублей. 10 января 2016
    31. В Минобороны заявили, что завод в Комсомольске-на-Амуре выполнил гособоронзаказ на Су-35С. 09.11.2019
    32. Иван Сафронов.
      Китай продолжит династию «Су» // Газета «Коммерсантъ». — 2020. — 19 ноября (вып. 213). — С. 1.
    33. Источник: РФ поставит Китаю первые четыре Су-35 до конца 2016 года (неопр.)
      . ТАСС (19 февраля 2016). Дата обращения 27 февраля 2020.
    34. Истребители Су-35С будут приняты на вооружение в этом году (неопр.)
      . Ростех (31 мая 2017). Дата обращения 29 ноября 2020.
    35. Россия поставила все купленные Китаем истребители Су-35 (неопр.)
      . Интерфакс (26 ноября 2018). Дата обращения 29 ноября 2020.
    36. СМИ узнали о подписании контракта на поставку Индонезии российских Су-35 (неопр.)
      . РБК (15 февраля 2018). Дата обращения 29 ноября 2020.
    37. Иван Сафронов, Александра Джорджевич.
      Санкции в «Сухом» остатке
      (неопр.)
      . «Коммерсантъ» (5 октября 2018).
    38. Источник: поставки Су-35 из РФ в Индонезию не намечались на октябрь (неопр.)
      . ТАСС (5 октября 2018).
    39. Индонезия не отменит сделку по приобретению российских истребителей Су-35 (неопр.)
      . ТАСС (20 октября 2018).
    40. Посол в РФ: поставки истребителей Су-35 в Индонезию могут начаться в этом году (неопр.)
      . ТАСС (25 марта 2019).
    41. Bloomberg сообщил об отказе Индонезии от российских истребителей (рус.). РИА Новости (20200312T2100+0300). Дата обращения 12 марта 2020.
    42. Bloomberg — Are you a robot? (неопр.)
      . www.bloomberg.com. Дата обращения 12 марта 2020.
    43. Су-35 укрепят египетскую силу (неопр.)
      (недоступная ссылка). «Коммерсантъ» (18 марта 2019). Дата обращения 18 марта 2020. Архивировано 18 марта 2020 года.
    44. «Рособоронэкспорт» отрицает наличие контракта на поставку Су-35 Египту (неопр.)
      . «Интерфакс» (26 марта 2019).
    45. Кто лучше: F-15 и Cу-35 сразятся за Индию // Газета.ру, Кто лучше: F-15 и Cу-35 сразятся за Индию
    46. Индонезия может в январе заключить контракт на поставку российских Су-35 (неопр.)
      . Дата обращения 20 марта 2020.
    47. The Military Balance 2020,p.201
    48. Подробнее : Министерство обороны Российской Федерации (неопр.)
      . function.mil.ru. Дата обращения 1 марта 2020.
    49. Россия завершила контрактные поставки истребителей Су-35 в Китай
    50. Россия поставила все купленные Китаем истребители Су-35
    51. Bán Su-35 cho Trung Quốc, Nga giáng đòn vào Mỹ?
    52. Российским истребителям устроили пышную встречу в Китае
    53. СМИ узнали о переброске в Сирию новейших российских истребителей Су-35C (неопр.)
      . РБК. Дата обращения 1 февраля 2020.
    54. В России из-за отказа тормозной системы разбился новейший истребитель Су-35
    55. Истребитель Су-35 разбился в Комсомольске-на-Амуре // aviaport.ru, 2009
    56. Заявление пресс-службы в связи с аварией третьего лётного образца истребителя Су-35 // aviaport.ru, 2009
    57. TNI Staff.
      These are the 10 Killer Weapons Russia and America Would Use in a War
      (неопр.)
      . National Interest (8 октября 2016). — «the Su-35 an extremely dangerous foe to any U.S. fighter».
    58. Dave Majumdar.
      Killer in the Sky: Russia’s Deadly Su-35 Fighter (англ.). The National Interest (6 December 2014). Дата обращения 28 апреля 2019.
    59. Встреча Су-35 и F-22: российский истребитель оказался лучше американского (неопр.)
      . Вести.ру. Дата обращения 11 февраля 2020.
    60. Alex Lockie.
      US F-22s came face-to-face with Russia’s top fighter near Alaska and were at a major disadvantage
      (неопр.)
      . Business Insider (13 сентября 2018). — «The Russian Su-35 holds more missiles than the F-22. What’s more, the Russian Su-35 can maneuver better than the F-22.».
    61. komсity.ru • новости (неопр.)
      . www.komcity.ru. Дата обращения 13 августа 2020.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]