Сторожевые корабли типа «Бдительный» (проекты 1135, 1135М, 1135.1) | |
«Задорный» 1 июня 1988 в Средиземном море. | |
Проект | |
Страна |
|
Изготовители |
|
Операторы |
|
Предшествующий тип | БПК проектов 1134-А и 1134-Б |
Последующий тип | БПК проекта 1155 |
Годы постройки | с 1968 |
Годы в строю | с 1970 |
Построено | 48 |
Строится | 4 |
В строю | 14 |
В консервации | 1 |
Отменено | 2 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 2835 (стандартное), 3190 т (полное) |
Длина | 113,0 м (по КВЛ), 123,0 м (наибольшая) |
Ширина | 13,2 м (по КВЛ), 14,2 м (наибольшая) |
Осадка | 4,51 м (средняя) |
Двигатели | 2 форсажных ГТД ДК59 (36 000 л. с.) или ДТ59 (45 400 л. с.), 2 маршевых ГТД М-62 (10 000 л. с.), или ДС71 (18 000 л. с.) |
Мощность | 45 000—63 000 л. с. |
Движитель | 2 гребных винта |
Скорость хода | 32 узла (полная), 14 узлов (экономическая) |
Дальность плавания | 3950 миль 14-узловым ходом |
Автономность плавания | 30 суток (по запасам провизии) |
Экипаж | 191 человек (в том числе 22 офицера) |
Вооружение | |
Радиолокационное вооружение | РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Ангара-А» (МР-310А), РЛС управления огнём МР-105 «Турель», ГАС кругового обзора «Титан-2», буксируемая ГАС «Вега» |
Радиоэлектронное вооружение | БИУС «Требование-М» системы РЭП: 4 × 82-мм ПК-16 или 2 × ПК-16 и 8 × ПК-10 |
Артиллерия | 2 × 2 — 76-мм АК-726 (1600 выстрелов), на кораблях проекта 1135М: 2 × 1 — 100-мм АК-100 (400 выстрелов) |
Ракетное вооружение | 1 × ПЛУРК «Раструб-Б» (с 1986)[3], на кораблях проекта 11352 вместо РБУ-6000 установлен ПКРК «Уран», 2 × «Оса-М» (40 ЗУР) |
Противолодочное вооружение | 2 × 213-мм РБУ-6000 (96 РГБ-60) |
Минно-торпедное вооружение | 2 × 4-трубных 533-мм ЧТА-53-1135 (8 торпед 53-65К или СЭТ-65) |
Авиационная группа | на кораблях проектов 11351, 11356 и 11356Р/М (11357) : 1 × вертолёт Ка-27/27ПС или Ка-28, или Ка-31 |
Изображения на Викискладе |
Сторожевые корабли проекта 1135
(шифр «Буревестник», по кодификации НАТО —
Krivak I, II, III
) — тип сторожевых кораблей (СКР), с 1970 года состоящий на вооружении Военно-морского флота СССР и с 1991 года — на вооружении Военно-морского флота Российской Федерации и Военно-морских сил Украины.
Головной корабль серии — «Бдительный». До 1977 года классифицировались как большие противолодочные корабли (БПК).
Ракетный крейсер Варяг — видео
https://youtube.com/watch?v=TpXChLPhOEs
В этот период успешно проводились стрельбы ПКРК «Вулкан» и ЗРК «Форт» (при стрельбе последним, например, одновременно тремя ЗУР были сбиты три низколетящие цели). В 1993-1994 гг. из-за отсутствия финансирования корабль в море не выходил. В 1995 г. «Варяг» возобновил боевую подготовку. С 3-го по 19.02.1997 г. крейсер предпринял поход к берегам Кореи и с дружественным визитом посетил порт Инчхон (б. Чемульпо, Южная Корея), с 29.09 по 6.10.1999 г. совместно с ЭМ Бурный (пр. 956) -порт Шанхай (КНР), с 1-го по 24.10.2002 г. — порт Йокосука (Япония), а с 10-го по 15.02.2004 г. совместно с ВПК Адмирал Трибун(пр. 1155) и МПК Кореец (пр. 1124М) -порт Инчхон. В 2005 г. на СРЗ «Дальзавод» (Владивосток) корабль был поставлен в средний ремонт и модернизацию, связанную с заменой ЗРК «Форт» комплексом «Форт-М» и штатной СУО на РЛК «Форум», вместо ЗРК «Оса-МА» должны установить ЗРК «Гюрза», а вместо 30-мм АУ АК-630М — три боевых модуля ЗРАК «Кортик».
История строительства[править | править код]
Строительство кораблей серии велось на трёх судостроительных заводах (ССЗ имени А. А. Жданова (Ленинград); ССЗ «Янтарь» (Калининград); ССЗ «Залив» (Керчь) в трёх основных модификациях — проекты 1135 (21 ед., 1968—1981), 1135М (11 ед., 1973—1981) и 11351 (в варианте пограничного сторожевого корабля, 7 ед., 1981—1990), отличающихся водоизмещением и вооружением.
Всего было построено 32 корабля: по проекту 1135 до 1981 года был построен 21 корабль и ещё один планировался, но не был заложен; с 1975 года параллельно с базовым проектом строились корабли модернизированного проекта 1135М, было построено 11 корпусов. Кроме этого, проект 1135 стал основой для проектирования пограничного сторожевого корабля проекта 11351 шифр «Нерей».
В 1999—2013 годах по проекту 11356 были построены и сданы шесть фрегатов типа «Тальвар» проекта 11356 для ВМС Индии, с 2010 года реализуется программа по строительству шести фрегатов обновлённого проекта 11356Р для ВМФ России. Основными отличиями фрегатов проекта 11356Р от экспортного аналога является вооружение, выполненное в отечественном исполнении, и обновлённые элементы технологии малозаметности.
Модификации[править | править код]
Запрос «Сторожевые корабли проекта 11351» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.
В 1983—1984 годах сторожевой корабль «Жаркий» был модернизирован по проекту 11353 на заводе им. А. А. Жданова с размещением нового ГАК «Звезда-МГ» для отработки. При этом его стандартное водоизмещение увеличилось более чем на 350 тонн.
В 1983 году был разработан проект 11352 с размещением на кораблях ПКРК «Уран». Однако реализация его из-за срывов сроков создания нового поколения тактических ПКР затянулась до начала 1990-х годов. До развала СССР и обвального сокращения ВМФ удалось провести модернизацию только двух кораблей: «Ленинградский комсомолец» и «Пылкий». На них вместо снятых РБУ-6000 были установлены по две счетверённые ПУ ПКР «Уран», вместо РЛС «Ангара» установлена «Фрегат-МА», вместо ГАС «Титан-2» — ГАК «Звезда-МГ». Правда прошедшие модернизацию корабли плавали без ПКР из-за их неготовности (на западе они именовались: англ. Modified Krivak-I class).
- 1135
(
Krivak-I class
) — базовый проект «Буревестник» - 1135М
(
Krivak-II class
) — модернизация проекта 1135 с водоизмещением 3000 тонн. Вместо АК-726 установлены 100 мм АК-100 с РЛС управления «Лев», заменена ГАС на «Титан-2Т» - 11351
(
Krivak-III class
) — пограничный сторожевой корабль проект «Нерей». Вместо комплекса ПЛУР размещена одна 100 мм АУ АК-100, вместо всего кормового комплекса вооружения была размещена ВПП с ангаром для вертолёта и 30-мм автоматы АК-630 с РЛС управления «Вымпел». Также была размещена новая подкильная ГАС «Платина-С» и буксируемая ГАС «Бронза». - 11352
(
Modified Krivak-I class
) — модернизация проекта 1135. Заменены РБУ-6000 на ПКРК «Уран», РЛС «Ангара» на «Фрегат-МА», ГАС «Титан-2» на ГАС «Титан-2Т». - 11353
(
Modified Krivak-I class
) — модернизация проекта 11352 с водоизмещением 3150 т. Заменены ГАК на «Звезда-МГ». - 11356
— экспортный проект фрегата для ВМС Индии типа «Тальвар» на базе 1135. - 11356Р
[5][6] — проект фрегата для ВМФ России на базе экспортного проекта фрегата для ВМС Индии проекта 11356 типа «Тальвар».
Оценка проекта 1135 «Буревестник»[править | править код]
Сторожевые корабли проекта 1135 в ВМФ СССР были наиболее удачными и стали воистину основными противолодочными кораблями флотов и основными надводными кораблями боевой службы. Эти корабли сочетали в себе высокую мореходность и автономность плавания, высокий уровень условий обитаемости экипажем, мощное противолодочное вооружение и хорошую для своего класса противовоздушную оборону. При этом они имели ряд серьёзных недостатков, основными из которых являлись: отсутствие корабельного вертолёта постоянного базирования, отсутствие малой зенитной артиллерии для самообороны от крылатых ракет, малая дальность стрельбы по надводным целям ракетами 85РУ, отсутствие ЗРК средней дальности. По сравнению с зарубежными аналогами своего времени сторожевые корабли проекта 1135 были лучшими в мире, превосходя фрегаты ВМС США типа «Нокс» и «Оливер Хазард Перри». Последние модификации данного проекта, фрегаты 11356Р исправили все недостатки этого во истину исторического проекта для ВМФ СССР и России, и заложили базу для создания современных многоцелевых фрегатов проекта 22350.
Представители проекта 1135 «Буревестник»[править | править код]
Наименование | б/н | Изготовитель | Зав. № | Заложен | Спущен | В строю | Флот | Списан | Прим. |
«Бдительный» | ССЗ «Янтарь» (Калининград) | 151 | 21.07.1968 | 28.03.1970 | 31.12.1970 | 31.07.1996 | |||
«Бодрый» | ССЗ «Янтарь» | 152 | 15.01.1969 | 28.04.1971 | 31.12.1971 | 17.07.1997 | |||
«Достойный» | ССЗ «Залив» (Керчь) | 11 | 11.08.1969 | 08.05.1971 | 31.12.1971 | 30.06.1993 | |||
«Свирепый» | ССЗ «Янтарь» | 153 | 15.06.1970 | 27.01.1971 | 29.12.1972 | 30.06.1993 | |||
«Сильный» | 754 | ССЗ «Янтарь» | 154 | 15.03.1971 | 29.08.1972 | 30.06.1973 | 30.06.1994 | ||
«Доблестный» | ССЗ «Залив» | 12 | 30.11.1970 | 22.02.1973 | 28.12.1973 | 03.06.1993 | |||
«Сторожевой» | ССЗ «Янтарь» | 155 | 20.06.1972 | 21.03.1973 | 30.12.1973 | , ТОФ | 10.04.2002 | ||
«Разумный» | ССЗ «Янтарь» | 156 | 26.06.1972 | 20.07.1973 | 30.09.1974 | ТОФ | 16.03.1998 | ||
«Разящий» | ССЗ «Янтарь» | 157 | 28.09.1972 | 22.07.1974 | 30.12.1974 | ТОФ | 29.10.1992 | ||
«Дружный» | 754 | ССЗ «Янтарь» | 158 | 12.10.1973 | 22.01.1975 | 30.09.1975 | 10.10.2002 | Разобран в 2020 году | |
«Деятельный» | ССЗ «Залив» | 13 | 21.06.1972 | 05.04.1975 | 25.12.1975 | 10.07.1995 | |||
«Ретивый» | ССЗ имени А. А. Жданова (Ленинград) | 712 | 12.06.1974 | 14.08.1976 | 28.12.1976 | ТОФ | 04.08.1995 | ||
«Беззаветный» | ССЗ «Залив» | 14 | 28.05.1976 | 07.05.1977 | 30.12.1977 | 29.11.2000 | «Дніпропетровськ» в ВМС Украины | ||
«Задорный» | ССЗ имени А. А. Жданова | 716 | 10.11.1977 | 23.03.1979 | 31.08.1979 | 03.12.2005 | |||
«Безукоризненный» | ССЗ «Залив» | 15 | 12.07.1978 | 03.06.1979 | 29.12.1979 | 29.11.2000 | «Миколаїв» в ВМС Украины | ||
«Ладный» | 861 | ССЗ «Залив» | 16 | 25.05.1979 | 07.05.1980 | 29.12.1980 | В ремонте | ||
«Порывистый» | ССЗ «Залив» | 17 | 21.05.1980 | 16.05.1981 | 29.12.1981 | ТОФ | 05.07.1994 | Выгорел при пожаре в СРЗ-178 в бухте Золотой Рог |
Представители проекта 1135М «Буревестник»[править | править код]
Наименование | б/н | Изготовитель | Зав. № | Заложен | Спущен | В строю | Флот | Списан | Прим. |
«Резвый» | ССЗ «Янтарь» (Калининград) | 159 | 10.12.1973 | 30.05.1975 | 30.12.1975 | 03.05.2001 | |||
«Резкий» | ССЗ «Янтарь» | 160 | 28.07.1974 | 17.02.1976 | 30.09.1976 | ТОФ | 04.08.1995 | ||
«Разительный» | ССЗ «Янтарь» | 161 | 11.02.1975 | 01.07.1976 | 31.12.1976 | 30.11.2004 | «Севастополь» в ВМС Украины | ||
«Грозящий» | ССЗ «Янтарь» | 162 | 04.05.1975 | 07.02.1977 | 30.09.1977 | ТОФ | 13.02.1995 | ||
«Неукротимый» | ССЗ «Янтарь» | 163 | 22.01.1976 | 07.09.1977 | 30.12.1977 | 01.07.2009 | Выгорел в 2008 году. Затонул 5.11.12 в Балтийске, утилизирован | ||
«Громкий» | ССЗ «Янтарь» | 164 | 23.06.1976 | 11.04.1978 | 30.09.1978 | 16.03.1998 | |||
«Бессменный» | ССЗ «Янтарь» | 165 | 11.01.1977 | 09.08.1978 | 26.12.1978 | 16.03.1998 | |||
«Горделивый» | ССЗ «Янтарь» | 166 | 26.07.1977 | 03.05.1979 | 20.09.1979 | ТОФ | 05.06.1994 | ||
«Рьяный» | ССЗ «Янтарь» | 167 | 01.03.1978 | 01.09.1979 | 31.12.1979 | ТОФ | 17.07.1997 | ||
«Ревностный» | ССЗ «Янтарь» | 168 | 01.03.1978 | 01.09.1979 | 31.12.1979 | ТОФ | 24.07.2003 | ||
«Пытливый» | 868 | ССЗ «Янтарь» | 169 | 27.06.1979 | 16.04.1981 | 30.11.1981 | В строю |
Представители проекта 11351 «Нерей»[править | править код]
Наименование | б/н | Изготовитель | Зав. № | Заложен | Спущен | В строю | Флот | Списан | Прим. |
«Менжинский» | 056, 130 | ССЗ «Залив» (Керчь) | 201 | 14.08.1981 | 31.12.1982 | 29.12.1983 | ПС ФСБ России | 30.09.1998 | |
«Дзержинский» | 054, 158 | ССЗ «Залив» | 202 | 20.01.1983 | 02.03.1984 | 29.12.1984 | ПС ФСБ России | ||
«Орёл» | 060, 156 | ССЗ «Залив» | 203 | 26.09.1983 | 02.11.1985 | 01.11.1986 | ПС ФСБ России | До 17.01.1992 — «Имени XXVII съезда КПСС» | |
«Псков» | 100 | ССЗ «Залив» | 204 | 26.12.1985 | 18.02.1987 | 29.12.1987 | ПС ФСБ России | 23.03.2002 | До 17.01.1992 — «Имени 70-летия ВЧК—КГБ» |
«Имени 70-летия Погранвойск» | 070,148 | ССЗ «Залив» | 205 | 02.04.1987 | 28.03.1988 | 30.12.1988 | ПС ФСБ России | 23.03.2002 | |
«Кедров» | 103, 110 | ССЗ «Залив» | 206 | 04.04.1988 | 30.04.1989 | 28.12.1989 | ПС ФСБ России | 23.03.2002 | |
«Воровский» | 059, 160 | ССЗ «Залив» | 207 | 15.05.1989 | 28.07.1990 | 29.12.1990 | ПС ФСБ России | 19.09.2017 | |
«Гетман Сагайдачный» | 201, U130 | ССЗ «Залив» | 208 | 05.10.1990 | 29.03.1992 | 02.04.1993 | ВМС Украины | При закладке «Киров». Флагман ВМС Украины | |
«Красный вымпел» | ССЗ «Залив» | 209 | 27.12.1992 | — | — | — | Разобран в 1995 году |
- Пограничный сторожевой корабль Береговой охраны ФСБ России «Воровский» (проекта 11351)
в Порт-Анджелесе[en] округа Клэллам — по пути в Сиэтл для участия в Северо-Тихоокеанском форуме органов береговой охраны[en] (2009 год).
Представители проекта 11352 «Буревестник»[править | править код]
Наименование | б/н | Изготовитель | Зав. № | Заложен | Спущен | В строю | Флот | Списан | Прим. |
«Ленинградский комсомолец» | 257, 950, 991, 930 | ССЗ имени А. А. Жданова (Ленинград) | 713 | 22.04.1974 | 01.04.1977 | 29.09.1977 | 24.06.2003 | «Лёгкий» с 15.02.1992 | |
«Летучий» | ССЗ имени А. А. Жданова | 714 | 09.03.1977 | 19.03.1978 | 10.08.1978 | ТОФ | 22.06.2005 | ||
«Пылкий» | 702 | ССЗ имени А. А. Жданова | 715 | 06.05.1977 | 20.08.1978 | 28.12.1978 | 12.10.2012 | Утилизирован в 2019 |
Представители проекта 11353 «Буревестник»[править | править код]
Наименование | б/н | Изготовитель | Зав. № | Заложен | Спущен | В строю | Флот | Списан | Прим. |
«Жаркий» | ССЗ имени А. А. Жданова (Ленинград) | 711 | 16.04.1974 | 03.11.1975 | 29.06.1976 | 10.10.2002 |
Представители проекта 11356 типа «Тальвар»[править | править код]
Основная статья: Фрегаты типа «Тальвар»
Наименование | б/н | Изготовитель | Зав. № | Заложен | Спущен | В строю | Флот | Списан | Прим. |
INS Talwar | F40 | Балтийский завод (Санкт-Петербург) | 301 | 10.03.1999 | 12.05.2000 | 03.2002 (Россия), 18.06.2003 (Индия) | ВМС Индии | В строю | «Дозорный» в ВМФ России |
INS Trishul | F43 | Балтийский завод | 302 | 24.09.1999 | 24.10.2000 | 08.2002 (Россия), 25.06.2003 (Индия) | ВМС Индии | В строю | «Ударный» в ВМФ России |
INS Tabar | F44 | Балтийский завод | 303 | 26.05.2000 | 25.05.2001 | 01.2004 (Россия), 19.04.2004 (Индия) | ВМС Индии | В строю | СКР-23 в ВМФ России |
INS Teg | F45 | ССЗ «Янтарь» (Калининград) | 01354 | 28.07.2007 | 27.10.2009 | 02.2004 (Россия), 27.04.2012 (Индия) | ВМС Индии | В строю[7] | |
INS Tarkash | F46 | ССЗ «Янтарь» | 01355 | 27.11.2007 | 23.06.2010 | 10.2012 (Россия), 09.11.2012 (Индия)[8] | ВМС Индии | В строю | |
INS Trikand | F50 | ССЗ «Янтарь» | 01356 | 12.06.2008 | 25.05.2011 | 04.2013 (Россия), 29.06.2013 (Индия)[9] | ВМС Индии | В строю |
Представители проекта 11356Р «Буревестник»
Основная статья: Фрегаты проекта 11356
Планируется строительство 6-и единиц[5].
Наименование | б/н | Изготовитель | Зав. № | Заложен | Спущен | В строю | Флот | Прим. |
«Адмирал Григорович» | 494 | ССЗ «Янтарь» (Калининград) | 01357 | 18.12.2010[10] | 14.03.2014[11] | 11.03.2016 | В строю[12] | |
«Адмирал Эссен» | 490 | ССЗ «Янтарь» | 01358 | 08.07.2011[13] | 07.11.2014[14] | 07.06.2016 | В строю[15] | |
«Адмирал Макаров» | 499 | ССЗ «Янтарь» | 01359 | 29.02.2012[16] | 02.09.2015[17] | 27.12.2017 | В строю[18] | |
«Адмирал Бутаков» | ССЗ «Янтарь» | 01360/ 01457 | 12.07.2013[19] | 02.03.2016[20] | 12.2023 | ВМС Индии[21] | Строительство возобновлено в 2020 году[21] | |
«Адмирал Истомин» | ССЗ «Янтарь» | 01361/ 01458 | 15.11.2013 | 11.2017[22] | 06.2024 | ВМС Индии[21] | Строительство возобновлено в 2020 году[21] | |
«Адмирал Корнилов» | ССЗ «Янтарь»/ Goa Shipyard Limited (GSL) | 01362 | 12.2013 | 11.2017[22] | 2024 | ВМС Индии[21] | Достраивается на верфи Goa Shipyard Limited (GSL) в Индии[21] |
Киев и Минск — тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143 и 1143.2
Иногда получались довольно причудливые гибриды. Таким гибридом был и заложенный в 1970 г. головной корабль проекта 1143 «Кречет», под названием «Киев». Первоначально корабль классифицировался как «противолодочный крейсер с авиационным вооружением», но с июля 1975 г. значился уже как «тяжелый авианесущий крейсер».
Сама идея «тяжелого авианесущего крейсера» была прекрасной — обладая мощным противолодочным и артиллерийским вооружением, корабль мог бы эффективно бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а располагая собственным авиакрылом из самолетов с вертикальным взлетом-посадкой, не менее эффективно, мог обеспечивать воздушное прикрытие группировки советских кораблей в любой точке океана.
Однако прекрасную идею подвела техника. Доступные флоту самолеты вертикального взлета — Як-38, были очень ограничены в боевых возможностях. Небольшая скорость, скромное вооружение, отсутствие РЛС — всё это не позволяло использовать их как полноценные истребители. А в качестве легкого штурмовика атаковать в современном морском бою надводный корабль, означало бы гарантированную потерю самолета. Вся надежда была на перспективу — на полноценные истребители вертикального взлета Як-141, однако перспектива эта была отнюдь не близкой — в середине 1970-х от Як-141 было готово только название.При этом, использовать тот же «Киев» в качестве противолодочного корабля, было бы слишком расточительно — те же упомянутые выше БПК проекта 1134Б несли практически такой же комплект вооружения, но при этом уступали водоизмещением «Кречетам» почти в пять раз.
ТАКР «Минск» — заложен 28.12.1972 на Черноморском ССЗ в Николаеве, спущен 30.09.1975 г., в строю с 27.09.1978 г.. списан 30.06.1993 г.
Рисунок тяжелого авианесущего крейсера «Киев»
Таким образом, первые «Кречеты» проекта 1143 представляли собой довольно странные боевые корабли: несущие слишком мало летательных аппаратов для своего водоизмещения, они, тем не менее, были излишне перегруженные другими боевыми системами. Всё это было бы вполне терпимо, если бы не другие недостатки:
Размеры надстройки затрудняли полеты летательных аппаратов, высокое расположение погребов боезапаса и цистерн с авиационным топливом снижало боевую живучесть корабля, угловая палуба при сильном волнении заливалась водой. Но главной проблемой была не рациональная система обогрева помещений, из-за чего постоянно образующийся конденсат разрушал внутренние конструкции корабля. Чтобы как-то бороться с этой напастью силовая установка тяжелого авианесущего крейсера «Киев» вынуждена была «молотить» круглосуточно, что естественно серьезно снижало её ресурс.
ТАКР «Новороссийск» — заложен 30.09.1975 г. на Черноморском ССЗ в Николаеве, спущен 26.12.1978 г., в строю с 14.08.1982 г., списан 30.06.1993 г.
Сторожевые корабли (СКР) проекта 1135 «Буревестник»
Появление кораблей проекта 1135 (кодовое наименование «Буревестник») для отечественного флота стало настоящим прорывом в будущее. Проект, разработанный советскими конструкторами почти полвека назад, оказался настолько удачным, что его модификации строятся по сей день.
На протяжении нескольких десятилетий советские сторожевые корабли (СКР) фактически являлись миноносцами — ударными боевыми единицами ближней морской зоны. Однако появление у США атомных субмарин с баллистическими ракетами заставило СССР пересмотреть приоритеты. Теперь перед советским ВМФ ставилась задача не подпустить потенциального противника к своим берегам на дальность ракетного залпа. Большие противолодочные корабли (ВПК) из-за своей малочисленности выполнить эту задачу не могли. Возникла необходимость в новом корабле — достаточно мореходном для самостоятельных действий в океане, но при этом относительно недорогом и пригодном для крупносерийной постройки.
ПРОЕКТ
Техзадание на разработку СКР проекта 1135 было выдано в 1964 году. Конструкторам предстояло создать поистине новаторский корабль. Новая технология постройки, широкое использование нетрадиционных конструкционных материалов (титана и модных тогда алюминиево-магниевых сплавов), совершенные системы автоматики и радиоэлектронной борьбы — вот только некоторые из примененных в проекте новшеств. Головной корабль, получивший имя «Бдительный», заложили на в Калининграде в июне 1968 года. 31 декабря (дата, очень характерная для эпохи плановой экономики) 1970-го он официально вошел в строй, хотя испытания и сдача различных систем продолжались еще в течение нескольких месяцев. Примечательно, что по своим характеристикам головной «Буревестник» настолько отличался от предшественников — СКР проектов 50,35 и 159, что его поначалу отнесли к классу ВПК. Лишь в 1977 году корабли проекта 1135 вновь переклассифицировали в СКР, каковыми они и значились в процессе их разработки.
Читать: Противолодочные крейсера проекта 1123
ОПИСАНИЕ
Цельносварной корпус корабля проекта 1135 имел удлиненный полубак и принципиально новые обводы, обеспечивавшие хорошую мореходность. Внутри корпус разделялся на 14 главных водонепроницаемых отсеков. Весьма оригинальной была энергетическая установка — две пары газовых турбин, маршевых и форсажных, работавших на валы через редукторы и шинно-пневматические муфты. Все механизмы имели вибродемпфирующие покрытия и специальные амортизаторы. Кроме того, акустическое поле корабля снижала система подводной пузырьковой маскировки. В результате «Буревестники» на то время стали самыми малошумными кораблями советского ВМФ. Для выполнения главной задачи — борьбы с подводными лодками — использовались ракетоторпеды «Метель» и очень мощные гидроакустические станции (ГАС): подкильная «Титан» и буксируемая «Вега». По сравнению с прототипом — американской системой АСРОК — противолодочный комплекс «Метель» обладал существенно лучшими характеристиками. Управляемая ракета 85-Р имела дальность стрельбы до 50 км (АСРОК — около 10 км).
В качестве боевой части использовалась торпеда АТ-2У. Она сбрасывалась в заданной точке на парашюте и, попав в воду, двигалась по спирали, постепенно погружаясь все глубже и глубже. Система активного самонаведения все это время вела непрерывный поиск подводной лодки; как только аппаратура захватывала цель, торпеда немедленно направлялась на нее и увеличивала скорость до 40 узлов. Позднее ракеты 85-Р были заменены новыми ракетами 85-РУ «Раструб», которые могли применяться и против надводных целей.
Читать: Танкодесантные корабли Великобритании — «рыцари Круглого стола»
Артиллерийское вооружение первоначально состояло из двух спаренных 76-мм артустановок АК-726. Позже, начиная с 22-го корпуса, их заменили двумя более мощными 100-мм универсальными орудиями АК-100 с новой системой управления МР-145 «Лев». Проект корабля с усиленным артиллерийским вооружением получил обозначение 1135М.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Корабли этого типа с 1968 по 1981 год серийно строились на трех заводах: в Калининграде, Ленинграде и Керчи. Всего в состав советского ВМФ вступили 32 единицы, в том числе 11 проекта 1135М. Показательно, что служившие на «Буревестниках» моряки единодушно оценивают их исключительно с положительной стороны, отмечая высокую надежность механизмов, отличные мореходные и маневренные качества, мощное вооружение и совершенную электронику. Однако в ходе эксплуатации кораблей выявились и их недостатки, главнейший из которых — несоответствие дальности действия противолодочного ракетного комплекса «Метель» и гидроакустических средств обнаружения. Сколь ни совершенны были ГАС «Титан» и «Вега», все равно им обычно удавалось установить надежный контакт с подводной лодкой потенциального противника на расстоянии 10-15 км, то есть в несколько раз меньшем, чем дальность полета ракетоторпеды. Эту проблему мог бы решить вертолет с соответствующей поисковой аппаратурой, но разместить его на борту корабля без радикальной переделки проекта было невозможно.
Читать: Винтовки Мосина
МОДЕРНИЗАЦИИ
В конце 1980-х годов планировалось провести глубокую модернизацию СКР: обе ГАС заменить гидроакустическим комплексом нового поколения «Звезда-М1», установить РЛС «Фрегат-МА», а вместо реактивных бомбометов — две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет «Уран». До распада СССР успели провести работы только на трех кораблях, да и то на одном из них («Жарком») — лишь частично, без замены РЛС и демонтажа РБУ. «Буревестник» стал прародителем семейства пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 и многоцелевых фрегатов проекта 11356. Последние строились для ВМС Индии, а ныне серийная постройка их модифицированного варианта ведется для российского флота. Впрочем, эти корабли заслуживают отдельного рассказа.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. СКР «БДИТЕЛЬНЫЙ» (ПРОЕКТ 1135)
- Водоизмещение/ т: — стандартное: 2835 — полное: 3200
- Размеренна, м: — длина максимальная: 122,9 — ширина максимальная: 14,2 — осадка средняя: 7,2
- ГЭУ: газотурбинная общей мощностью 52 000 л. с.
- Скорость максимальная, узлы: 32 (59 км/ч)
- Дальность плавания, миль: 4000 (на скорости 14 узлов)
- Вооружение: 4 ПУ ПЛРК «Метель», 2 ПУ ЗРК «Оса» (40 ЗУР), 2 х 76-мм артустановки АК-726,2 х 533-мм торпедных аппарата, 2 РБУ-6000
- Экипаж, чел.: 192 (включая 22 офицера)
Возможно вам будет интересно:
- Сторожевые корабли проектов 159 и 35
- Большие противолодочные корабли проекта 61
- Корабли проекта 1159 — сторожевики для экспорта
- Противолодочные крейсера проекта 1123
- Патрульные корабли проекта 062 (класс «Шанхай»)
- Большой десантный корабль (БДК) проекта 775
Подписывайтесь на
наш канал в Яндекс.Дзен
Примечания
- Данный объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной, в пределах признанных международным сообществом границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
- ↑
- ↑
- Судостроительная отрасль Крыма — перспективы возрождения
- Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст
- Zaliv shipyard will purchase the shipbuilding assets from Bergen Group ASA (Norway) // JSC Shipyard Zaliv website
- . Дата обращения 20 февраля 2020.
- . Дата обращения 20 февраля 2020.
- (недоступная ссылка). crimea vector
. Дата обращения 20 февраля 2020.
- Елена Лесина.
. КерчьИНФО: новости Керчи и Крыма. Дата обращения 26 апреля 2016.
- ↑
- ↑ (недоступная ссылка). fleetphoto.ru. Дата обращения 25 июня 2017.
Мощности завода
Судостроительный обладает всем необходимым оснащением и техническими возможностями, позволяющими выполнять комплекс судостроительных и судоремонтных работ на всех стадиях производственного цикла.
Сухой док: длина — 360 м ширина — 60 м высота- 13,2 м. Док оборудован двумя кранами типа GOLIATH («Голиаф») грузоподъемностью 320 т каждый, что дает возможность формировать блоки массой более 600 т и пятью портальными кранами грузоподъемностью 80 т каждый, которые обеспечивают производственный процесс.Сухой док можно разделить на две части, что позволяет использовать его как однокамерный для крупнотоннажных судов, либо как двухкамерный, обеспечивающий постройку (ремонт) судов на двух независимых позициях. Длина каждой камеры дока может быть изменена путем перестановки съемного промежуточного затвора в любой из четырех предусмотренных для этого специальных пазов.
- Два горизонтальных стапеля длиной 400 м с кранами: два по 80 т, три по 32 т и четыре по 16 т. Обе линии имеют общее спусковое устройство — поперечный слип, который обеспечивает спуск судов массой до 2500 т., где можно производить сборку судов DWT до 10.000 т. с ограничениями по ширине судна.
- Корпусообрабатывающее производство, включает в себя участки предварительной обработки и тепловой резки листового металла, а также участком гибки деталей. На заводе работает автоматизированная линия по предварительной обработке прокатного листа и профиля с нанесением предварительного защитного слоя. Резка металла осуществляется в автоматизированном режиме машинами термической плазменной резки «Suprarex» SXE-P2 5500 (скорость резки до 24 м/мин (0,4 м/с).) и плазменными машинами «Кристалл» и «Гранат». Производительная мощность корпусообрабатывающего цеха — 60 тыс. т стали в год.
- Судостроительный завод Залив, гавань, вид с севера. Слева — Камыш-Бурунская (Аршинцевская) коса
Сборочно-сварочное-производство оборудовано крановым оборудованием грузоподъемностью до 200 т, а также линией сборки и сварки секций и блоков TTS (Норвегия). Линия обеспечивает производство панелей 12×18 м весом до 100 т, блоков корпуса 18×24 м весом до 300 т. Сборочно-сварочный цех завода имеет производительность 60 тыс. т металлоконструкций в год.
- Трубообрабатывающее производство: имеет все необходимое оборудование для выполнения всех основных операций по изготовлению судовых трубопроводных систем (окрасочно-сушильную камеру, трубогибочный комплекс «Schwarze-Robitec» для гибки труб от 42 до 220 мм Ø, трубогибочную машину ТГСВ-1/2, оборудование для промывки труб и гидравлических систем, а также для проверки труб и арматуры гидравлики, а также участок гальваники, позволяющий производить горячее цинкование труб и других деталей погружением с производительностью до 1200 т/год
- Машиностроительное производство «Залива» представлено механосборочным и ремонтно-механическим цехами. Мощности этих цехов позволяют обеспечить изготовление единичных изделий, деталей насыщения корпуса, узлов и деталей судового машиностроения, дельных вещей, инструмента и специальной технологической оснастки для судостроительных производств завода, оборудования помещений и пр.
- Окрасочное производство включает полный комплект технологического оборудования, обеспечивающего выполнение требований к защите от коррозии на всех стадиях постройки судна на уровне мировых стандартов, применяя современные лакокрасочные материалы.Общая производительная мощность цеха составляет 41.000 м2 окрашенных поверхностей стандартных судовых конструкций
- Достройка судов после спуска на воду производится на двух глубоководных причалах, оснащенных крановым оборудованием: два — по 32 т, один — 50 т и один — 80 т. Завод обладает необходимым оборудованием и профессиональными навыками для выполнения комплекса достроечных работ (монтаж оборудования, электрооборудования и электротрасс, судовых устройств и дельных вещей, выполнение изоляции и обшивки труб и корпуса, проведение контрольных испытаний отсеков и помещений на непроницаемость и герметичность, проведения швартовных и ходовых испытаний и др.)
Тактико-технические характеристики ракетного крейсера Варяг
Водоизмещение……………………11 490 т
Габаритные размеры крейсера Варяг
Длина……………………186,4 мШирина……………………20,8 мВысота……………………42,5 м (по миделю)Осадка……………………8,4 м
Двигатели крейсера Варяг
Мощность……………………4 × 22 500 л. с.Скорость хода……………………32 узла, экономная 16 узловДальность плавания……………………7500 морских мильАвтономность плавания……………………30 сутокЭкипаж……………………480 человек
Вооружение крейсера Варяг
Артиллерия……………………1 × 2 АК-130Зенитная артиллерия……………………6 ЗУ АК-630Ракетное вооружение……………………16 ПУ ПКРК (П-1000 «Вулкан»), 64 ПУ ЗРК С-300Ф «Риф», 2 × 2 ЗРК «Оса-МА»Противолодочное вооружение……………………2 РБУ-6000Минно-торпедное вооружение……………………2 пятитрубных 533-мм торпедных аппаратаАвиационная группа……………………1 вертолёт Ка-27
История проектирования[править | править код]
Навал «Беззаветного» на крейсер США Йорктаун
Пограничный СКР «Имени XXVII съезда КПСС» (затем «Орел»), морские части погранвойск, 1 марта 1987 года
Проект 1135 был разработан в 1964—1966 годах в Северном проектно-конструкторском бюро. В соответствии с техзаданием, руководство ВМФ ВС СССР планировало получить большой противолодочный корабль II ранга — океанский корабль на базе проектов 1134-А и 1134-Б, но с существенно уменьшенным водоизмещением. Новый проект должен был решать широкий круг задач по противолодочной и противовоздушной обороне соединений кораблей, быть способным проводить конвои через районы локальных боевых действий.
Уменьшение водоизмещения привело к отказу от вертолёта, гидроакустическое оснащение было идентичным проекту 1134-Б, но недостаточным для стрельбы ракетами главного калибра на полную дальность, поэтому предполагалось действие кораблей поисково-ударными парами.
Первоначально основным вооружением корабля был ракето-торпедный комплекс «Метель», предназначенный для уничтожения подводных лодок. При модернизациях он заменялся на «Раструб-Б», способный поражать также и надводные цели.
Примечания[править | править код]
- Апальков, 2005, с. 89.
- Bishop, 1999, p. 37.
- По одним данным, первоначально противолодочное вооружение БПК состояло из ПЛРК «Метель», заменённые на ПЛРК «Раструб-Б» в процессе модернизации[1], по другим данным с 1970 по 1981 года контейнеры ПЛУР пустовали, корабли ходили без основного оружия. Этот факт, однако, удавалось скрыть от разведок НАТО[2].
- Новый облик ВМФ России: курс на унификацию и стандартизацию
- ↑ 12
27.10.11 Увеличение закупок фрегатов 1135.7 до 6 единиц связано с необходимостью дальнейшей отработки концепции фрегата 22350 - Британского «феникса» не пустят на борт российского фрегата
- Военно-морским силам Индии передан построенный в России фрегат «Сабля» (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2012. Архивировано 9 марта 2020 года. - Командование Балтийским флотом приняло участие в торжественной церемонии передачи корабля ВМС Индии
- Завершен контракт на строительство трех фрегатов для ВМС Индии | РИА Новости
- Фрегаты для Черноморского флота все же будут заложены еще в этом году (неопр.)
. www.flot.com (14 декабря 2010). Дата обращения 12 декабря 2010. - Сторожевой корабль «Адмирал Григорович» спущен на воду в Калининграде. 14.3.2014
- На новом сторожевом корабле «Адмирал Григорович» поднят Андреевский флаг
- На началось строительство корабля для ВМФ России (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения 8 июля 2011. Архивировано 28 января 2012 года. - Фрегат «Адмирал Эссен» выдвигается на предспусковую позицию. 15.4.2014
- Новейший фрегат «Адмирал Эссен» передали ВМФ России
- Флоту — новый фрегат
- Новейший фрегат «Адмирал Макаров» для ЧФ спущен на воду в Калининграде | РИА Новости
- Вадим Колесников. Новейший фрегат «Адмирал Макаров» передан Минобороны России.
- Новейший фрегат для ВМФ России заложат в Калининграде в конце марта (неопр.)
. Дата обращения 5 марта 2013. - Спущен на воду фрегат «Адмирал Бутаков»
- ↑ 123456
Достройку фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии начнут в первые месяцы 2020 года
(неопр.)
. www.militarynews.ru. Дата обращения 13 декабря 2020. - ↑ 122017-11-14 21:48:00 Kaliningradblog Kaliningradblog 2017-11-14 21:48:00 Kaliningradblogwrote.
ОИС «Евгений Горигледжан» и другие коробки на «Янтаре» (англ.). kaliningradblog.livejournal.com. Дата обращения 13 декабря 2018.
Литература
- Апальков Ю. В.
Корабли ВМФ СССР : Справочник : в 4 т. — СПб. : Галея Принт, 2005. — Т. 3 : Противолодочные корабли, Ч. 1 : Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли. — 120, с., л. ил. : цв. ил. — ISBN 5-8172-0094-5. - Апальков Ю. В.
Противолодочные корабли : . — М. : Моркнига, 2010. — С. 147. — 307, с., л. ил. : цв. ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903080-99-1. - Васильев А. М. и др.
СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — ISBN 5-903152-01-5. - Firepower : Sea Warfare : / Horace Beck ; Chris Bishop (ed.). — Orbis Publishing Ltd. — 1999. — ISBN 0-7858-1087-0. — ISBN 978-0785810872.
История службы
Корабли проекта 1135 оставили свой след в истории:
- На СКР «Сторожевой» в 1975 году состоялся антисоветский бунт
- СКР «Беззаветный» в 1988 году производил навал на американский крейсер «Йорктаун», вытесняя его из территориальных вод СССР.
На 2012 год в составе ВМФ РФ оставались несколько кораблей проектов 1135 и 1135М. Дальнейшей эволюцией сторожевых кораблей проекта 1135 стал проект фрегатов типа «Тальвар» (или проект 11356), построенных для ВМС Индии на Северной верфи. На сегодняшний день (2013 год) идёт реализация программы по строительству 3 кораблей проекта 11357 (усовершенствованная версия экспортного 1135.6 для Индийских ВМС) для Черноморского флота РФ, так же есть планы по строительству дополнительных 2 единиц для Балтийского флота РФ. Фрегаты проекта 11357 должны быть унифицированы с фрегатами проекта 22350 по оборудованию и основным комплексам вооружения, что сведёт различия между ними к минимуму.