Ми-6 – тяжелый многоцелевой советский вертолет. По классификации НАТО получил кодовое название «Крюк» (Hook).
В конце 50-х годов на вооружение в СССР поступили ракетные комплексы «Луна», для перевозки которых возникла необходимость в тяжелом вертолете с большой грузоподъемностью.
Ми-6 – первый в своем роде серийный вертолет, на котором установлены два турбовальных двигателя со свободной турбиной. Схема его конструкции взята за классику при производстве последующих моделей тяжелых вертолетов большой грузоподъемности. На время своего создания вертолет Ми-6 был самым грузоподъемным в мире.
Впервые вертолет подняли в воздух 5.06.1957 г. Летные испытания Ми-6 велись в 1959−1963 гг. В 1959 производился в Ростове в гражданском и военном вариантах.
В 1964−1978 гг. тяжелый вертолет Ми-6 направляли на экспорт.
Назначение и модификации Ми-6
Ми-6 является вертолетом второго поколения. Относительно летно-технических характеристик вертолет превзошел многих своих отечественных и зарубежных аналогов, совершив небывалый прыжок в сфере вертолетостроения на то время. Компоновка Ми-6 была взята за базу для производства многих советских и зарубежных вертолетов.
Транспортно-десантный Ми-6 имел предназначение в переброске войск и военной техники. Транспортная кабина Ми-6 может вместить в себя до 150 человек, бронетранспортер БТР-152 или 2 самоходные машины АСУ-57, различные виды оружия: пушки, гаубицы и т.п.
«Летающий кран» как вариант Ми-6 широко использовался при выполнении краново-установочных работ, транспортировке буровых установок, иного оборудования для разведки полезных ископаемых.
Санитарный вариант вертолета предназначен для эвакуации и перевозки больных и раненых. Грузовая кабина оборудована местом для двух медработников и 40 носилок.
Пассажирский вариант Ми-6 имеет отличную теплоизоляцию. Из удобств на вертолете есть туалет и гардероб. Комфортабельный салон вмещает до 70-80 пассажиров.
Модификация Ми-6ПС предназначена для поиска и эвакуации экипажей космических кораблей. В состав его оборудования входят: спускаемый модуль, стрелы-лебедки, контейнеры со спасательными плотами и лодками. Также имеет комфортабельный салон для отдыха космонавтов.
Противопожарный вариант Ми-6ПЖ предназначен для локализации лесных пожаров. В состав конструкции входит бак с центральной сливной горловиной, который может поместить в себе до 12 т воды, шесть подвесных баков, емкостью по 1,5 т, пенообразователь, насосы и опускаемые штанги, противопожарное и спасательное оборудование.
Также выпущена серия вертолетов Ми-6 военного предназначения с установленным вооружением.
Ми-6ПРТБВ предназначен для перевозки и приведения в действие ракетно-силовых установок, боеголовок баллистических или тактических ракет стратегического значения.
Данная модификация хорошо оснащена маскировочными элементами.
Ми-6 противоразведочный предназначен для противодействия радиоразведке противника. На нем установлены станции РЭП и система АФУ снаружи на фюзеляже. Осуществляет радиоэлектронную борьбу и защиту навигационно-локационных систем ПВО страны от рассекречивания ее противником.
Ми-6ТЗ – топливозаправщик сухопутной и авиационной техники.
Ми-6ВКП предназначен для командного пункта, с которого ведется управление сухопутными и авиационными войсками. В нем присутствует аппаратура узла связи и салон для связистов. Часть АФУ располагается снаружи фюзеляжа вертолета, а другая размещается на земле для создания командного пункта.
Ми-6-ретранслятор оборудован мощной радиолокационной аппаратурой.
Ми-6АЯ − командный центр для управления войсками без связи с землей.
Ми-6А – усовершенствованная модификация, имеющая увеличенный ресурс основных узлов и новое приборное оборудование.
Характеристики
Ниже представлены характеристики Ми-4.
Модификация | Ми-4А |
Диаметр главного винта, м | 21 |
Длина, м | 26 |
Высота, м | 4,4 |
Ширина, м | 2 |
Масса, кг | |
Пустого | 5100 |
нормальная взлетная | 7150 |
максимальная взлетная | 7550 |
Двигатель | АШ-82В |
Мощность, кВт | 1 х 1250 |
Макс. скорость, км/ч | 185 |
Крейсерская скорость, км/ч | 140 |
Дальность действия, км | |
при номинальном топливе | 410 |
с максимальным запасом топлива | 500 |
с 1 ПТБ | 660 |
Макс. скороподъемность, м/мин | 336 |
Практический потолок, м | 5500 |
Статический потолок, м | 2000 |
Экипаж, чел. | 1-2 |
Полезная нагрузка: | 12-16 солдат или 1200 кг груза (с перегрузом |
— 1600 кг) |
https://youtube.com/watch?v=hZkiNeaKx24
https://youtube.com/watch?v=0vKz6we5uDA
Автор статьи:
Егоров Дмитрий
Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.
Конструкция Ми-6
Вертолет составлен по одновинтовой схеме с крылом и рулевым винтом. В носовой части размещена кабина пилота. Грузопассажирская кабина располагается под топливным и двигательным отсеками. Благодаря усиленному полу со швартовочными узлами появилась возможность транспортировать тяжелые грузы, в том числе военную технику. Внешняя подвеска может демонтироваться, это служит для перевозки крупногабаритных грузов весом до 8 т.
Вспомогательная гидравлическая система обеспечивает управление створками, стеклоочистителями и трапами. Лопасти ходового винта изготовлены из цельной металлической трубы. Во избежание обледенения лопасти рулевого винта оснащены спиртовой противообледенительной системой, а лопасти несущего винта – электротепловой. На Ми-6 установлено неубирающееся трехопорное шасси, колеса спереди сдвоенные и самоориентирующиеся.
Создатель
В 1945 г. Миль М.Л. защищает докторскую диссертацию «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и ее приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера», в которой излагался опыт по исследованию устройства винтокрылых машин. Вскоре он начинает разработку опытного вертолета ЭГ-1 (экспериментальный геликоптер).
Миль М.Л.
Осенью 1947 г. государственной комиссии был представлен полноразмерный макет вертолета. А 12 декабря вышло постановление о создании ОКБ-4, которое возглавлялось Милем М.Л.
Готовый образец машины получил наименование ГМ-1 (геликоптер Миля). 20 сентября 1948 г. вертолет впервые поднялся в воздух. В ходе испытаний ГМ-1 показал удовлетворительные летные характеристики. Однако в ходе испытательных полетов две машины разбились. Причиной аварий были технические недоработки. Только благодаря настойчивости и энтузиазму Миля работы над проектом не были прекращены.
Боевое применение.
Вертолет пошел в серийное производство под обозначением Ми-1. Первый государственный заказ ограничивался 15-ю машинами. Первоначально в высших кругах довольно скептически относились к идее массового использования вертолетов. Ситуация изменилась во время войны в Корее, после того как поступили сведения об успешном их применении американцами. Ми-1 и его возможности продемонстрировали Сталину. После этого началось крупносерийное производство вертолета. Конкуренты Ми-1, Як-100 и Б-11, в серию не пошли. С 1954 по 1960 гг. было выпущено 2680 машин.
Судно Б-11.
Судно Як-100.
По своей конструкции Ми-1 – вертолет, выполненный по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом на хвостовой балке. Фюзеляж полумонококовый с алюминиевой обшивкой. Кабина состоит из места летчика и размещенного за ним сидения для двух пассажиров. Шасси трехопорное неубирающееся. Несущий винт трехлопастной. На первых серийных машинах применялись лопасти составной конструкции со стальными, деревянными и полотняными элементами. На поздних модификациях устанавливались цельнометаллические лопасти из алюминиевого сплава. Рулевой винт трехлопастной с деревянными лопастями. Силовая установка состоит из поршневого двигателя АИ-26ГРФ (429 кВт).
Характеристики Ми-1
Ми-1 – многоцелевой вертолет, которых использовался как в ВВС, так и в гражданской авиации стран Варшавского договора. В медицинском варианте машина оснащена двумя подвесными гондолами для перевозки больных. Имеется возможность установки пулеметного и ракетного вооружения.
Максимальная взлетная масса 2330 кг. Максимальная скорость 185 км/ч. Практическая дальность полета 430 км. Практический потолок 3500 м. Полезная нагрузка состоит из двух пассажиров или 255 кг груза.
Полный список характеристик:
Ми-1 видео
Вертолет Ми-1. Галерея.
Рекорды Ми-6
В ходе государственных летных испытаний Ми-6, которые проходили в 1959−1963 гг., были установлены 16 мировых рекордов.
Самые значимые рекорды:
- подъем груза общей массой 5 тонн на высоту 5600 м;
- поднятие груза весом свыше 20 т на более чем 2000 м высоты;
- набор скорости в 300 км/час при перемещении груза 5 т на 1000 км;
- развитие скорости 320 км/час по замкнутому кругу на 500 км;
- достижение показателя скорости в 340 км/час на расстоянии 100 км – этот рекорд не превзойден до нынешнего времени.
Рекорды сделали Ми-6 самым грузоподъемным и скоростным вертолетом в мире.
За достижение абсолютного рекорда скорости 320 км/час на Ми-6 конструкторское бюро им. М.Л. Миля получило награду – Международный приз им. Сикорского И.И. «за выдающиеся достижения в развитии сферы вертолетостроения».
Характеристики
Модификация | Ми-6 |
Длина, м | 33,18 |
Высота, м | 9,86 |
Масса, кг | |
пустого | 26500 |
нормальная взлетная | 39700 |
максимальная взлетная | 41700 |
Тип двигателя | 2 ГТД Д-25В |
Мощность, кВт | 2 х 4100 |
Макс. скорость, км/ч | 250 |
Крейсерская скорость, км/ч | 200 |
Практическая дальность, км | 500 |
Практический потолок, м | 4500 |
Экипаж, чел | 5 |
Полезная нагрузка: | 6 тыс. кг в кабине (до 12 тыс. кг) или 8000 кг |
на внешней подвеске |
https://youtube.com/watch?v=CvugvNlq75k
https://youtube.com/watch?v=CvugvNlq75k
Автор статьи:
Егоров Дмитрий
Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.
История создания Ми-6
Начало проектирования припало на конец 1952 г. Макет вертолета уже был готов в декабре 1953 г. Первый полет совершен 5.05.1957. Серийно производить Ми-6 начали в конце 1959 г на вертолетном заводе в г. Ростов, также наладили серийный выпуск в Москве на заводе имени Хруничева. В сумме выпустили 860 вертолетов Ми-6 , исполненных в гражданских и военных модификациях.
Многие из произведенных вертолетов были поставлены на вооружение в ВВС Советского Союза, часть направлена на экспорт в Индию, Вьетнам, Египет, Польщу, Сирию, Перу, Китай, Ирак и Эфиопию. Гражданские вертолеты Ми-6 стали неотъемлемой частью гражданской авиации СССР и других стран мира. Снят с серийного производства в 1980 г. Эксплуатировать Ми-6 в России прекратили в 2002 г.
Многоцелевые вертолеты
Многоцелевые (или общего назначения) вертолеты предназначены для решения самых разных задач, как военных, так и гражданских. В зависимости от поставленной задачи многоцелевой вертолет может поливать землю как водой, так и огнем.
Sikorsky UH-60 Black Hawk
Буквы UH в аббревиатуре «Черного Ястреба» означают Utility Helicopter. Переводчик Яндекса это словосочетание переводит просто как «вертолет». Таков, на самом деле, точный перевод. Это универсальная рабочая лошадка для военных и гражданских применений. Для перевозки пассажиров и грузов. Как хорошо известный в России Ми-8.
Эта модель Сикорского была разработана и поставлена на производство в рамках решения задачи авиа-транспортного обеспечения тактических задач армии Соединенных Штатов. Транспортное средство должно было обеспечить доставку 10 вооруженных и экипированных солдат на расстояние в несколько сот километров. При этом высота полета должна была обеспечивать недостижимость для обстрелов со стороны противника.
На конкурс подали заявки Боинг, Сикорски, Локхид Белл Хеликоптер. Сикорски предложил традиционный одновинтовой аппарат с двумя турбовальными двигателями (ТВД) от Дженерал Электрик. И победил. Аппарат был принят на вооружение сначала в сухопутных войсках США, а затем и в военно-морских, и в военно-воздушных силах. Всего с 1977 года было выпущено боле 4 000 машин, и выпуск продолжается.
Ми-8
Ми-8, и ничего добавлять не надо. Ни разработчика, ни производителя, никаких индексов упоминать не нужно. И так все понятно – Ми-8 есть Ми-8. Это самый легендарный вертолет в мире. Подлинный шедевр, созданный в 1961 году под руководством великого советского авиаконструктора Михаила Леонтьевича Миля — Героя Соцтруда, лауреата Ленинской и Государственной премии СССР.
В конструкторском бюро Миля в подмосковных Люберцах было создано несколько шедевров, включая Ми-12, который установил не побитый до сих пор мировой рекорд грузоподъемности – 40 тонн на высоту 2200 метров. Но Ми-8 – самый легендарный. Ми-8, как и Блэк Хок, это подлинный трудяга, безотказный работник на гражданской и ратной службе.
За все время производства выпущено больше 12 000 Ми-8. Тоже мировой рекорд среди двухмоторных вертолетов. Великий вертолет!
Разработка КБ Миля. Классическая модель Ми-8 – самый распространенный в мире двухмоторный вертолет
Интересно, что в период массовой приватизации в девяностые годы прошлого века почти 9 % акционерного общества «Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля» купил не кто-нибудь, а глобальный стратегический конкурент Миля как разработчика вертолетной техники «Корпорация Сикорский Интернэшнл Оперейшнз, Инк». В определенном смысле это можно трактовать как возвращение на родину выходца из России Игоря Сикорского. Еще в десятых годах XX века Игорь Сикорский сконструировал первую модель своего вертолета, а после эмиграции в Соединенные Штаты стал одним из пионеров американского вертолетостроения. И вот теперь его детище владеет десятой частью знаменитой российской вертолетной компании.
Bell UH-1 Iroquois
Ирокез – это тот самый вертолет, на смену которому пришел UH-60 от Сикорского. Но великий рекорд Ирокеза Сикорский не побил. Белл UH-1 Ирокез разошелся по миру невиданным тиражом в 16 000 экземпляров, во всяком случае, если учитывать все 60 очень различных одномоторных и двухмоторных модификаций. Для своего времени машина была отличная, разошлась по всему миру, много раз принимала участие в боевых действиях и зарекомендовала себя очень хорошо.
Многие сотни экземпляров последних модификаций Ирокеза стоят на вооружении в армиях десятков стран в Европе, на Ближнем Востоке, в Америке.
Интересные факты
- Во время создания конструкции тяжелого вертолета Ми-6 с общей взлетной массой более 40 т даже тяжелые зарубежные аналоги того времени имели граничную взлетную массу до 15 т.
- На Ми-6 впервые в Советском Союзе предусматривалась перевозка груза с внешней стороны фюзеляжа.
- Ми-6 стал первым в СССР вертолетом с газотурбинным двигателем.
- В общей сложности Ми-6 побил 16 мировых рекордов.
- Данной модели удалось в 1961 г преодолеть порог скорости в 300 км/час, который считался недоступным для вертолетов того времени.
- Принимал участие в ходе ликвидации катастрофы на ЧАЭС в 1986 г., где его часто путали с Ми-26, который тоже участвовал в операции. В нынешнее время много экземпляров находится в разрушенном виде на площадках радиоактивной техники, поскольку дальнейшая их эксплуатация небезопасна. Одна из таких находится в районе села Рассоха (Киевская обл.).
- 12.10.2012 в музее авиации г. Москва, на Ходынском поле, группою вандалов был распилен вертолет Ми-6 на маленькие части.
Характеристики
Ниже представлены характеристики Ми-2:
- диаметр несущего винта — 4,5 м;
- диаметр рулевого винта — 2,7 м;
- длина фюзеляжа — 11,4 м;
- ширина фюзеляжа — 3,25 м;
- нормальный взлётный вес – 3500 кг;
- макс. взлетный вес – 3550 кг;
- двигатель — 2 × ГТД-350;
- мощность — 2 × 400 л. с.;
- экипаж – 1 чел.;
- количество пассажиров – 10 чел.;
- макс. скорость – 210 км/ч;
- дальность – 580 км;
- потолок – 4000 м.
Автор статьи:
Егоров Дмитрий
Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.
Аварии и катастрофы
3.01.1984 – катастрофа Ми-6 в Новоаганске. Вертолет совершал перевозку груза и пассажиров в ходе нефтеразведочной экспедиции. При взлете не смог набрать достаточную высоту и врезался в землю, после чего перевернулся на левый бок и сгорел. З8 из 75 пассажиров погибли, экипажу в числе 5 человек удалось выжить. Наиболее вероятной причиной катастрофы считают перебор груза. Данная модификация при полной наполненности грузом может взять на борт не более 60 пассажиров, а их было 75.
11.12.1990 – авиакатастрофа под городом Корбин ( Брестская обл., респ. Беларусь). Выполняя посадку в тяжелых метеоусловиях, экипаж не справился с управлением, в результате чего был достигнут критический угол тангажа. Вертолет упал на землю и загорелся. Командир экипажа и его помощник скончались на месте катастрофы. Штурман и бортовой механик, получив огромные площади телесных ожогов, были перевезены в Корбинскую горбольницу, где спустя пару дней тоже скончались.
Вертолет Ми-6. Галерея.
Вертолеты
ТОП-3 самых мощных боевых вертолетов в мире
Боевые или ударные вертолеты предназначены для поражения наземных целей, включая танки, и воздушных целей, включая вертолеты. Действуют самостоятельно или сопровождают транспортные или десантные вертолеты.
Hughes AH-64 Apache
Латинские буквы «AH» в названии модели означают Attack Helicopter – ударный вертолет.
За время существования модели AH-64 компания Хьюз была дважды продана:
- В 1984 году ее купил Макдоналд-Дуглас;
- В 1997 году – Боинг.
Модель AH-64 является развитием сыгравшей важную роль во Вьетнаме первой модели ударного вертолета AH-1 Кобра производства компании Белл. Но довольно серьезно от нее отличается. Кобра была предназначена, прежде всего, для борьбы с вьетнамскими партизанами, в то время как Апач разработали в первую очередь для сражений с советскими танками. Апач близок к Кобре по характеристикам: размеру и мощности, но несет существенно больше оружия и электроники.
Восьмитонная машина с винтом диаметром 14, 6 метра предусматривает рассадку двух пилотов по тандемной схеме: первый позади второго. При этом для обеспечения надлежащего обзора первый пилот сидит на 40 см выше второго. Апач летает со скоростью 270 км/ч на расстояние до 690 км. Для выполнения боевых задач он не только оснащен 30 мм пушкой и подвесными креплениями для установки управляемых или неуправляемых ракет, но также на нем установлена всепогодная оружейная система AAWWS (Лонгбоу) с радаром миллиметрового диапазона.
Сегодня AH-64 Апач – самая распространенная в мире модель ударного вертолета. Выпущено более 2 000 штук.
CAIC WZ-10
CAIC WZ-10 — китайский ударный вертолет. Неплохая модель, недаром в ее разработке принимало участие легендарное Российское конструкторское бюро Камова. Камовцы разработали по заказу Китайской Народной республики эскизный проект. Дальше китайцы действовали сами. И прокололись в типично китайском стиле. Разгорелся небывалый скандал. Дело в том, что на протяжении многих лет поставляла двигатели для китайских гражданских вертолетов. На военный WZ-10 китайцы тоже, как ни в чем не бывало, установили двигатель Пратт энд Уитни. Они его только чуть-чуть модернизировали: загрузили новую версию программного обеспечения. На этом основании китайцы решили, что Пратт может не просить экспортного разрешения у правительства США. Но в суде было установлено – Китай скрывал, что двигатель предназначен для ударного вертолета. Компания CIAC выдавала программу за гражданский проект. Пратт получил многомиллионный штраф и был вынужден прекратить поставку двигателей в Китай. Сейчас на WZ-10 ставится менее мощный двигатель китайского производства.
Камов KA-52 «Аллигатор»
Первоначально хотели использовать вертолет КА-60 «Касатка», но в лихие девяностые его разработка практически была остановлена. Камовцы пересмотрели концепцию и возложили целеуказание на двухместный КА-52, который должен был одновременно выполнять две роли:
- командирской машины;
- самостоятельного ударного вертолета.
Так появился КА-52 Аллигатор. Опытный экземпляр взлетел в 1997 году, регулярная эксплуатация началась в 2008 году.
В отличие от китайского и американского ударных вертолетов, в нашем КА-52 члены экипажа сидят рядом. Каждый из них может как управлять полетом, так и применять оружие. Характерный для вертолетов Камова абрис Черной Акулы с «двухэтажной» колонкой несущих винтов сохранился у Аллигатора: начиная с 18-го шпангоута, корпуса моделей идентичны.
Такая двухэтажная колонка говорит о том, что вертолет построен по «соосной» схеме, когда два винта вращаются на одной оси, но в разные стороны. При этом отпадает необходимость в хвостовом вертикальном винте. Такая схема отличает Ка-52 от всех других моделей в этом обзоре. Она имеет свои преимущества и недостатки. Специалисты отмечают, что соосная схема облегчает управление вертолетом и улучшает его маневренность. Но это делает машину сложнее и дороже.
Летно-технические характеристики
Летно-технические характеристики (ЛТХ) ударных вертолетов
ЛТХ | Hughes AH-64 | CAIC WZ-10 | КА-52 |
Экипаж, чел. | 2 | 2 | 2 |
Длина изделия, м | 17,7 | 14,5 | 16,0 |
Диаметр винта, м | 14,6 | 13 | 14,5 |
Взлетная масса, кг | 8 000 | 8 000 | 10 800 |
Энергоустановка | 2 ТВД «Дженерал Электрик» по 1560 л.с. | 2 ТВД Zhuzhou WZ-9 по 1285 л. с. | 2 ТВД АО «Климов» по 1750 л.с. |
Скорость, км/ч | 270 | 270 | 260 |
Дальность, км | 690 | 700 | 460 |
Потолок, м | 6 100 | 6 400 | 5 500 |
Калибр пушки, мм | 30 | 23 | 30 |
Внешняя подвеска, шт. | 4 | 4 | 6 |
ТВД – турбовальный двигатель.
ЛТХ многоцелевых вертолетов
ЛТХ | Sikorsky UH-60 | Ми-8 | Bell UH-1 |
Экипаж, чел. | 3 | 3 | 2 |
Длина изделия, м | 19,7 | 25,3 | 12,8 |
Диаметр винта, м | 16,3 | 21,3 | 14,6 |
Взлетная масса, кг | 7 907 | 11 500 | 4 310 |
Пассажиров, чел | 11 | 18 | 14 |
Мощность, л.с. | 2 х 1880 | 2 х 1500 | 1 х 1400 |
Скорость, км/ч | 296 | 225 | 204 |
Дальность, км | 584 | 520 | 511 |
Потолок, м | 5 835 | 5 000 | 5 910 |
Грузоподъемность, кг | 4 082 | 4 000 | 1 950 |
ЛТХ транспортных вертолетов
ЛТХ | Sikorsky CH-53E | Ми-24 | Boeing CH-47 | Ми-26 |
Экипаж, чел. | 3 | 2 | 2 | 5 |
Длина изделия, м | 26,9 | 17,5 | 30,1 | 40,0 |
Диаметр винта, м | 22,0 | 17,3 | 18,3 | 32 |
Взлетная масса, кг | 16 644 | 10 500 | 22 680 | 49 500 |
Мощность, л.с. | 2 х 3 925 | 2 х 2 500 | 2 х 4 168 | 2 х 1140 |
Дальность, км | 253 | 450 | 1870 | 800 |
Потолок, м | 4 220 | 4 950 | 3 090 | 4 600 |
Пассажиров, чел | 38 | 8 | 44 | 85 |
Грузоподъемность, кг | 3 629 | 2 400 | 12 284 | 20 000 |