ЗИЛ-157 — грузовой автомобиль повышенной проходимости, разработан конструкторским бюро имени Лихачёва как шасси для боевых установок, доставки грузов военного назначения и военнослужащих к местам выполнения учебно-боевых задач.
Смотрите также статью Военный КамАЗ-55111 и его технические характеристики
ЗИЛ-157 — платформа для СЗО
История[ | ]
С 1958 по 1961 год выпускался ЗИЛ-157, с 1961 по 1978 год — ЗИЛ-157К (в этой модели изменилось распределение нагрузки по осям, применена новая коробка передач, однодисковое сцепление, телескопические амортизаторы), в 1978 году производство было перенесено на УАМЗ (Уральский автомоторный завод), в то время один из филиалов (ПО АвтоЗИЛ) под индексом ЗИЛ-157КД. Там производился до 1991 года. Массово использовался в колхозах и леспромхозах по причине высокой проходимости, неприхотливости и объёма кузова. Особую любовь ЗИЛ-157 получил за свою простоту и надёжность в Советской Армии, для которой по сути и создавался. Это в основном и объясняет столь его долгое серийное производство, причем на протяжении четверти века одновременно со своим потомком ЗИЛ-131.
Новый двигатель
Базовая модель 1978 года «157КД» оснащалась двигателем, унифицированным с мотором автомобиля «ЗИЛ 130». Была повышена степень сжатия с 6,2 до 6,5. Поршневую группу — гильзы цилиндров, поршни, комплект компрессионых колец, пальцы шатунные полностью позаимствовали у двигателя «130». Систему смазки кардинально изменили, масло теперь очищалось в центробежном фильтре.
Мощность водяного насоса была значительно повышена, установлен принципиально новый генератор переменного тока, малогабаритный, эффективный агрегат. Штатный стартер заменили на высокооборотистый, повышенной мощности. Обычный трамблер уступил место контактно-транзисторной системе зажигания. Обновленный двигатель устанавливался на «ЗИЛ 157КД» в Уральском филиале ЗИЛа.
Особенности эксплуатации[ | ]
Автомобиль ЗИЛ-157, как и его предшественник ЗИС-151, имел сложную трансмиссию с пятью карданными валами: промежуточный (между раздаточной коробкой и КПП); на передний мост; на средний мост; к заднему мосту подходили два карданных вала с промежуточным подшипниковым узлом на среднем мосту. На ЗИЛ-157 применялись колёса и шины размером 12,00-18. Впервые в советском автомобилестроении на грузовом автомобиле была применена система централизованного регулирования давления в автомобильных шинах. Водитель со своего места мог регулировать давление в шинах (во всех или по выбору).
Автомобильный компрессор позволял продолжать движение при небольших пробоинах в шинах. При движении по снежной целине или заболоченной местности была возможность кратковременно снижать давление до 0,7 кг/см2. При этом скорость движения автомобиля не должна была превышать 10 км/час. Ресурс шин при такой езде не превышал 150 км (при эксплуатации с нормальным давлением 2,8 кг/см2 гарантийный пробег шин составляет 10 тыс. км).
В зимнее время машина требует тщательного присмотра за системой охлаждения, при необходимости применяются кожухи-утеплители на радиатор.
Серьёзным недостатком для столь тяжёлого грузовика является отсутствие гидравлического усилителя рулевого управления.
История создания ЗИЛ-157
Созданию первой серийной модели полноприводного грузового автомобиля с колесной формулой 6Х6 предшествовал период совершенствования первых вариантов отечественных грузовиков, который прошёл следующие этапы:
Дата | Событие |
1938 | Разработан автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-31, где привод осуществлялся комбинированным расположением задних мостов с каучуковыми гусеницами. На Московском автозаводе имени Сталина выпущена ограниченная партия ЗИС-32 с двумя ведущими мостами |
1939 | Проведены первые испытания опытного образца ГАЗ-33 и ГАЗ-63. На ЗИС проводятся изыскания по созданию автомобиля с колёсной формулой 6Х6 («Студебеккер») на базе ЗИС-150. Во время ВОВ ЗИС-150 был основным грузовым транспортом, в том числе использовался для доставки системы СЗО «Катюша» |
1946 | Создан первый прообраз трехосного ЗИЛ-157. Но принято решение за основу серийного автомобиля – внедорожника использовать ЗИС-151 на базе «Студебеккера». Как выяснилось позже – это было ошибкой |
1948 | ЗИС-151 начал поставляться в СА и народное хозяйство. Эксплуатация показала, что технические характеристики и проходимость в сложных условиях несколько снизилась и стала ниже даже в сравнении с ЗИСом-150. Изыскательские работы продолжились |
1948-1968 | Доработанные модели полноприводного ГАЗ-63 выпускались серийно и широко использовались в народном хозяйстве и военных целях |
1950-1962 | Осуществлялось производство бронированной машины с повышенной проходимостью ЗИС-152 (БТР-152) на базе ЗИС-151 |
1958 | Новый автомобиль ЗИЛ-157 и его технические характеристики представлены на выставке в Брюсселе |
1964 | В серийное производство запущен ЗИЛ-157К |
1978 | Модифицированный ЗИЛ-157КД начал производиться на Уральском автомоторном заводе |
1994 | Серийный выпуск ЗИЛ-157 и его модификаций официально прекращён |
Смотрите также статью Бортовой УРАЛ-4320 его технические характеристики
История создания ЗиЛ-157 продолжалась почти 60 лет. И до настоящего времени автомобиль используется во многих странах постсоветского пространства. Отечественные сельхозпроизводители также не отказались от возможностей применения грузового автомобиля с уникальной проходимостью — ЗИЛ-157 для решения задач в трудных полевых условиях.
60 лет
столько длилась история создания ЗиЛ-157
Хорошим примером может служить ЗиЛ-157 лесовоз. Машина до сих пор эксплуатируется на лесозаготовках в Сибири и на Дальнем Востоке.
ЗИЛ-157 лесовоз (фото)
ЗиЛ-157 самосвал (фото)
Технические характеристики[ | ]
- Снаряженная масса, кг 5 540[3]
- нагрузка на переднюю ось, кг 2 400
- нагрузка на заднюю тележку, кг 3 140
- Полная масса автомобиля, кг 10 190
- нагрузка на переднюю ось, кг 2 770
- нагрузка на заднюю тележку, кг 7 420
- Дорожный просвет, мм 310[1]
- Высота, мм 2 360 (с тентом 2 915)
- Длина, мм 6 684
- База, мм 4 225
- Ширина, мм 2 315
- Максимальная мощность, кВт (л. с.) 80,2 (109)
- Максимальная частота вращения коленчатого вала, об/мин 2 800
- Максимальная скорость, км/ч 60
- Передаточные числа коробки передач: 1 передача 7,44
- 2 передача 4,10
- 3 передача 2,29
- 4 передача 1,47
- 5 передача 1,00
- Заднего хода 7,09
- 1 передача 2,27
Для ЗИЛ-157 выпуска с 1958 по 1961 годы:
- а) Номинальная мощность 76,5 кВт (104 л.с.).
- б) Максимальная скорость 65 км/ч.
- в) Передаточные числа коробки передач были другими, как на ЗИС-150 и ЗИС-151: 1-я передача 6,24; 2-я передача 3,32; 3-я передача 1,898; 4-я передача 1,00; 5-я передача 0,81; З. Х. 6,70.
- г) Передаточные числа раздаточной коробки были другими, как на ЗИС-151: 1-я передача 2,44; 2-я передача 1,24.
Мосты
Автомобиль «ЗИЛ 157», независимо от модификации, оснащается тремя однотипными ходовыми агрегатами. Это планетарные, полуосевые мосты, с дифференциалами. Передаточные числа шестерен идентичные для всех трех балок. Кронштейны крепления рассчитаны на элиптические рессоры, хотя подвеска может быть и маятниковой с пружинами и гидравлическими амортизаторами.
Достаточно жесткие условия эксплуатации «ЗИЛ 157», мосты которого испытывают основную нагрузку, заставили конструкторов искать решения, повышаюшие надежность подвесок автомобиля. Была разработана схема, достаточно простая и надежная, которая предусматривала установку гидравлических амортизаторов.
Все полуоси автомобиля стыкуются с чугунными барабанами, которые являются частью достаточно эффективной тормозной системы «157». Колодки из универсального материала «фередо» работали безупречно. Машина практически никогда не оставляла следы от протектора на дороге, остановка была плавной и без рывков, которые обычно сопровождают торможение большегрузных автомобилей.
Модификации[ | ]
- ЗИЛ-157 — базовая модель
- ЗИЛ-157К — базовая модель с 1961 года, в конструкции использовались детали ЗИЛ-130[4]
- ЗИЛ-157В — седельный тягач
- ЗИЛ-157КВ — седельный тягач с 1961 года
- ЗИЛ-157Ю — тропическое исполнение
- ЗИЛ-157Г — с экранированным оборудованием
- ЗИЛ-157КГ — с экранированным оборудованием с 1961 года
- ЗИЛ-157Э — экспортный вариант
- ЗИЛ-157Е — специальное шасси с двумя бензобаками (по 150 л)
- ЗИЛ-157КД — базовая модель с 1978 года. Оснащён карбюратором К-88АЖ, часть деталей унифицирована с ЗИЛ-130[5]
- ЗИЛ-157КДВ — седельный тягач с 1978 года
- ЗИЛ-157 с кузовом КУНГ-1М — армейский автофургон
- «Прогресс» — бескапотный автобус на шасси ЗиЛ-157
- ПМЗ-27 и ПМЗ-56А — пожарные машины на базе ЗИЛ-157
- КММ
— колейный механизированный мост на шасси ЗИЛ-157, разработанный в 1959 году на Калининградском для замены моста обр. 1957 года на шасси ЗИС-151 и после завершения испытаний принятый на вооружение вооруженных сил СССР[6] - ЗИЛ-4311
— опытный образец, разрабатывавшийся для замены ЗИЛ-157
Из армии в народное хозяйство
Автомобиль «ЗИЛ 157КД» выпускался до 1991 года, при этом характеристики автомобиля не менялись, все технические параметры полностью отвечали требованиям эксплуатации. А поскольку в 1966 году на заводе имени Лихачева началось производство армейского вездехода «ЗИЛ 131», то поставки «ЗИЛ 157КД» в Вооруженные силы СССР частично прекратились. Машина все больше использовалась в гражданском строительстве, в колхозах, совхозах и лесном хозяйстве. Надежный, неприхотливый автомобиль повышенной проходимости стал незаменимым помощником в самых различных сферах.
Модель «ЗИЛ 157В», седельный тягач без кузова, был особенно удобным транспортом на лесозаготовках. Мощные тяговые характеристики позволяли использовать машину для перевозки длинномерных бревен.
Разное[ | ]
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 25 августа 2014 года . |
В советском фольклоре этот автомобиль получил прозвища «Захар»[7], «Колун», «Бэнц», «Полтергейст», «Трумэн», «Бабай», «Семечка», «Ступа», «Кроил», «Мормон»[7] (название «Мормон» или «Ма́рмон» было связано с американской автокомпанией Marmon-Herrington, с прототипа грузовика которой, поставлявшегося в СССР в военные годы по ленд-лизу и использовавшегося в качестве носителя для «Катюши», якобы
был скопирован ЗИЛ-157, хотя конструктивно две машины не связаны[8]); в Болгарии — «Джуган», в Литве — «Шяшякойис кроилас» («Шестиногий кроил»), на Украине — «Кабанчик». В советское время на Чукотке, Магаданской области, Камчатке и Якутии этот автомобиль называли «Краб» или «Зурс». В районах северо-запада имеет прозвище «Утюг», полученное за внешний вид кабины. Другое широко распространенное прозвище — «Поларис». В бригадах охотников Центрального федерального округа, а в частности Рязанщины, автомобиль с кунгом в исполнении ПАРМ-1 получил прозвище «Зензюбель».
Ремонт автомобиля
Несмотря на простоту конструкции и высокий ресурс, «король бездорожья» иногда ломается. Однако нынешним владельцам вездехода волноваться не стоит, запчасти «ЗИЛ 157″есть в продаже в достаточном количестве. В советский период, параллельно с производством автомобилей, особенно грузовых, работали заводы по выпуску ремонтных комплектов. И, как правило, запасные части производились в огромных количествах, намного превышающих потребность. Это были издержки планового хозяйства, но именно благодаря им сегодня можно купить практически все, что нужно для ремонта автомобиля.
Примечания[ | ]
- ↑ 12Гоголев Л. Д.
Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей. — М.: Патриот, 1990. — 191 с. — 100 экз. — ISBN 5-7030-0226-5. - ЗИЛ марки 157 — характеристики и преимущества в работе (неопр.)
.
https://naperevoz.ru
. - Краткий автомобильный справочник НИИАТ. — издание десятое, переработанное и дополненное. — Москва: Транспорт, 1985. — С. 70. — 220 с. — 350 000 экз.
- В. Васильев. Место в истории. // журнал «Автомобильный транспорт», № 2, 2020. стр.74-80
- подполковник-инженер В. Перлин. Автомобиль ЗИЛ-157КД // «Техника и вооружение», № 6. 1982. стр.9
- К. Янбеков. Колесные мостоукладчики ЛКМ и КММ // журнал «Техника и вооружение», № 7, июль 2020. стр.16-21
- ↑ 12
Автообозрение
(неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения 10 декабря 2009. Архивировано 18 апреля 2010 года. - По сведениям от редакторов Журнал «4х4 Club»
Устройство кабины
Первоначальна кабина ЗИЛ-157 была некомфортной ни 2-м пассажирам, ни водителю. Со временем, благодаря телескопическим амортизаторам, конструкторы облегчили рулевое управление, и шофер стал меньше прилагать физических усилий при вождении. Введя дополнительный радиатор с вентилятором-крыльчаткой, появилась возможность отапливать кабину и переднее стекло.
Салон ЗИЛ-157
Оснащение салона приборной панелью позволило контролировать системы автомобиля: передачи моста, выключение фар, манометры смазки и тормозного пневмопривода, ножной запуск, рычаги лебедки и т. п.