Крейсерский танк challenger (а30)

Заменить танки «Чифтен» был призван перспективный англо-западногерманский танк MBT-80/Kpz-80, работы по которому велись с 1972 года. Программа была аннулирована в 1977 году из-за разногласий между танкостроителями и военными обеих государств. Вопрос о британском основном боевом танке 80-х годов остался открытым. В 1978—1979 гг. велась разработка национального танка МВТ-80 с использованием задела, наработанного в рамках англо-германской программы. Окончательно же проблема разрешилась самым неожиданным образом в 1979 году. когда отказ нового правительства Ирана от заказа танков «Шир-2» добавил англичанам головной боли. В проект FV 4030/3 было вкачено большое количество денег, потрачено время, построено семь опытных танков.

После значительных колебаний англичане приняли компромиссное решение: продолжить эволюционное развитие проекта FV 4030, взяв за основу танк «Шир-2», но заменять новыми танками только «Чифтены», состоящие на вооружении Британской Рейнской армии. В 1980 году был подписан контракт на поставку 225 танков. Для отработки новых решений и их испытаний были переоборудованы семь прототипов «Шир-2», получивших новое обозначение FV 4030/4 и собственное имя «Челленджер» («Бросающий вызов»). Проектированием машины занимались конструкторы Технического управления военных машин и техники (MVEE) и специалисты Государственного танкового завода. Как и при проектировании «Чифтена». одной из наиболее критических стала проблема массы. Спецификация генерального штаба ограничивала массу перспективного танка значением в 54,8 т (масса танка «Чифтен» Mk.5), однако еще в ходе проработок проекта МВТ-80 английские специалисты пришли к выводу о невозможности усиления бронезащиты при условии сохранения массы нового танка на уровне массы «Чифтена» Mk.5.

Массу необходимо было увеличить до 60—62 тонн, в этом случае появлялась возможность усилить бронирование лобовой части корпуса и башни, а также бортов. Инженеры MVEE в качестве обоснования возможности увеличения массы выдвинули тезис о незначительной разнице между 50- и 60-тонными танками. Так, при равных удельной мощности и давлении на грунт подвижность, средняя скорость движения, приемистость и проходимость будут примерно одинаковыми. Одним из критериев, ограничивающих массу танка, является грузоподъемность дорожных мостов. Англичане провели анализ распределения на Европейском ТВД инженерных сооружений, ограничивающих подвижность танков; оказалось, что большинство мостов рассчитано на нагрузку в 20 тонн, то есть они с одинаковым успехом провалятся и под 50-тонным танком, и под танком массой 60 тонн, а мосты грузоподъемностью 50 и 60 тонн «размазаны» по территории Европы примерно равномерно. В результате подобного рода исследований и анализов удалось убедить военных поднять планку верхнего ограничения по массе до требуемых 60— 62 тонн. Испытания танков проходили в Бовингтоне; в ходе них семь машин наездили более 100 тыс. км. Проверялась их ремонтопригодность и надежность, электромагнитная совместимость радиоаппаратуры. На заключительном этапе в октябре 1982 года имитировалось участие машин в четырехсуточных непрерывных боевых действиях. Военные были удовлетворены, и в декабре 1982 года менеджер программы танка «Челленджер» со стороны британской армии полковник Мюррей-Браун подписал акт о завершении испытаний.

Серийное производство началось в 1983 году, первым новые танки получил Королевский гусарский полк. До 1988 года было построено 420 танков «Челленджер». поступавших на вооружение только британской армии. Танк спроектирован по классической схеме. Корпус танка полностью сварной, изготовлен из комбинированной брони «чобхэм». В нем отсутсутствуют литые детали, имевшиеся в конструкции корпуса танка «Чифтен». Днище корпуса имеет V-образную форму для ослабления воздействия детонации противотанковых мин. В передней части корпуса находится отделение управления. Сиденье механика-водителя расположено по оси танка: так же, как и на «Чифтене», в боевом положении механик-водитель занимает положение полулежа. Управление поворотом осуществляется с помощью штурвала. Для наблюдения за местностью используется широугольный перископический прибор, который легко заменяется инфракрасным бесподсветочным прибором ночного видения. Боевое отделение и башня занимают среднюю часть танка. В сварной башне установлена 120-мм нарезная пушка L11A5.

По сравнению с аналогичным орудием танка «Чифтен», пушка «Челленджера» имеет более короткий ствол. Более короткий ствол облегчает стабилизацию орудия при движении. Применение в конструкции модернизированной пушки новой стали, полученной методом электрошлакового переплава, максимальное давление в канале ствола с 610 до 630 МПа (6200 — 6400 кгс/ см2) и, несмотря на уменьшенную длину ствола, начальная скорость снаряда осталась прежней. Изменениям подвергся затвор орудия с целью улучшения обтюрации. Боекомплект из 64 выстрелов раздельного заряжания размещается в отделении управления и в боевом отделении. Типовым считается вариант из 34 бронебойных подкалиберных снарядов, 15 бронебойно-фугасных и пяти дымовых. Боекомплект хранится в бронированных укладках-контейнерах, окруженных рубашкой со специальной жидкостью, что снижает вероятность возгорания и детонации боеприпасов. Все пороховые заряды находятся ниже погона башни. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости—от-10°до +20°.

Приводы наведения пушки в вертикальной плоскости и разворота башни электрические, аварийные приводы — механические. Скорость разворота башни изменяется в пределах от 0.01 до 24 град./с, скорость наведения пушки в вертикальной плоскости — в пределах от 0, 01 до 6 град./с. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. Слева от орудия установлен 7,62MM пулемет L8A2, спаренный с пушкой; боекомплект к пулемету — 4000 патронов. Справа от орудия находятся рабочие места командира и наводчика, слева — заряжающего. Система управления огнем претерпела незначительные изменения по сравнению с СУО танка «Шир-1». В нее входят прицел наводчика с интегрированным в него лазерным дальномером, электронный баллистический вычислитель и стабилизатор орудия. Баллистический вычислитель вырабатывает данные для стрельбы с учетом дальности до цели, угловой скорости движения цели, угле крена цапф орудия танка, скорости ветра, атмосферного давления и температуры воздуха. В качестве основного прицела наводчик использует перископический прицел с десятикратным увеличением Барр энд Струд TLS № 10 Mk. 1, в который встроен лазерный дальномер. В лазерном излучателе дальномера используется итриевоалюминиевый гранат вместо рубина, применявшегося в дальномере танка «Чифтен». Вспомогательный прицел — телескопический, фирмы Виккерс Инструменте, AFV № 80 Mk. l с семикратным увеличением.

Юстировка прицела осуществляется с помощью коллиматора и отражающего зеркала, установленного на стволе пушки вблизи дульного среза. Для ведения боевых действий ночью используется тепловизионный прицел Барр энд Струд TOGS (Termal Observation and Gunnery Sistem — тепловая система наблюдения и стрельбы). У командира установлен перископический прицел Авимо AFV № 37 Mk.5, имеющий 1- и 10-кратное увеличение. Линия визирования прицела стабилизирована. По периметру командирского люка расположены восемь перископических наблюдательных приборов Хелио Миррор AFV № 40 Mk.2, дающих суммарное круговое поле обзора. Прицел командира оптическим каналом связан с прицелом наводчика и видеоконтрольным устройством системы TOGS, что позволяет командиру вести огонь, используя лазерный дальномер и тепловизор. У заряжающего имеется один вращающийся перископический наблюдательный прибор. Все оптические приборы танка имеют противообледенительные устройства и системы очистки от грязи. На командирской башенке смонтирован дистанционно-управляемый 7,62-мм пулемет L-37A2 с углами наведения в вертикальной плоскости от -10° до +75°. Огонь из зенитного пулемета ведет командир танка. Стрельбу из пушки и спаренного с ней пулемета могут вести и наводчик, и командир. В передней части башни по бортам установлено по пять дымовых гранатометов. Кормовую часть корпуса занимает моторно-трансмиссионное отделение. Моторно-трансмиссионная установка выполнена в виде единого блока и расположена продольно оси танка.

Масса блока 5,49 т, для его замены в полевых условиях требуется 45 минут. В качестве основного двигателя используется 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель 12 V-1200 «Кондор» мощностью 1200 л. с. фирмы Перкинс. Дизель имеет турбонаддув. Слева от основного двигателя установлен вспомогательный дизель Н30 фирмы Ковентри Клаймекс мощностью 37 л. с., служащий для привода электрогенератора. запуска основного дизеля, подзарядки и прогрева аккумуляторных батарей. Оба двигателя имеют общую жидкостную систему охлаждения, обеспечивающую надежную работу моторов при температуре окружающего воздуха +52°С. В танке «Челленджер» впервые в английском танкостроении применена автоматическая гидромеханическая трансмиссия TN-37 с гидрообъемной передачей в приводе механизма поворота. Трансмиссия разработана фирмой Дэвид Браун. Планетарная коробка передач обеспечивает четыре передачи переднего хода и три — заднего. Гидрообъемная передача позволяет плавно регулировать радиус поворота во всем диапазоне, что улучшило управляемость по сравнение с «Чифтеном», на котором механику-водителю приходилось периодически воздействовать на фрикционные элементы, что приводило к резкому изменению угла поворота танка и его угловой скорости. Предполагалось на серийные танки «Челленджер» устанавливать более мощные дизели 12V-1500 (мощностью 1500 л. с.), но эти планы не были осуществлены. По сторонам от моторно-трансмиссионного блока установлены протектированные топливные баки из синтетической резины с толщиной стенок 11.5 мм. Суммарная емкость баков 1592 л.

Для питания электро — и радиооборудования используются два электрогенератора (с приводом от основного и вспомогательного дизеля) и четыре аккумуляторных батареи емкостью 100 А. ч. Ходовая часть танка «Челленджер» резко отличается от подвески танка «Чифтен». Вместо пружинно-балансирной подвески используется нерегулируемая поршневая гидропневматическая подвеска, разработанная специалистами MVEE и частных фирм Данлоп и Лазер Инженериен. Подвеска обеспечивает динамический ход катка 340 мм (у танка «Чифтен» — 159 мм, у танка «Шир-I» — 250 мм). С каждого борта установлено по шесть опорных и четыре поддерживающих катка. Опорные катки обрезиненные, с алюминиевыми дисками и стальными ступицами. Гусеница с открытыми металлическими шарнирами, траки имеют съемные резиновые подушки. Ходовая часть прикрыта четырехсекционными экранами, установленными с каждого борта. На танке установлена симплексная телефонная радиостанция VK/ VRC -353 УКВ диапазона. Имеется система защиты от оружия массового поражения, расположенная в изолированном отсеке кормовой части башни. Установлена автоматическая система пожаротушения.

Модификации танка «Челленджер»

  • «ЧЕЛЛЕНДЖЕР-2»
  • «ДЕСЕРТ ЧЕЛЛЕНДЖЕР»
  • БРЭМ НА БАЗЕ ТАНКА «ЧЕЛЛЕНДЖЕР-1»
  • УЧЕБНЫЙ ТАНК «ЧЕЛЛЕНДЖЕР-1»
  • УЧЕБНЫЙ ТАНК «ЧЕЛЛЕНДЖЕР-2»

Содержание

  • 1 История создания и производства
  • 2 Описание конструкции 2.1 Вооружение
  • 2.2 Броневая защита
  • 2.3 Ходовая часть
  • 3 Боевое применение
  • 4 Модификации
      4.1 Машины на базе танка
  • 5 На вооружении
  • 6 Оценка проекта
  • 7 В массовой культуре
      7.1 Стендовый моделизм
  • 7.2 Видеоигры
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература и источники
  • 11 Ссылки
  • О компании

    В конце 19 века американские изобретатели рискнули создать трактор на паровой тяге. Это творение грузло в земле, было очень тяжелым и неуклюжим.

    После многочисленных экспериментов появился гусеничный трактор с бензиновым двигателем под именем торговой марки Caterpillar (англ. гусеница). Caterpillar Tractor Company успешно развивалась до конца восьмидесятых годов прошлого столетия.

    Новая знаменательная страница в истории открылась с появлением высокоскоростного трактора Caterpillar Challenger – «соперника, бросающего вызов гусенице».

    Ориентированность на потребителя, инновационные подходы к проектированию и производству машин позволили всемирно известной компании Challenger создать удивительно эффективные и экономичные машины с огромным рабочим потенциалом.

    Большое семейство техники Челленджер представлено колесными и гусеничными тракторами, культиваторами, самоходными опрыскивателями, комбайнами, кормозаготовительной техникой, широким ассортиментом прицепных орудий.

    В настоящее время компания Challenger входит в состав концерна AGCO. Небольшие аграрные фермы и крупные сельхозпредприятия имеют возможность рационального выбора в линейке умных тракторов Челленджер.

    История создания и производства[ | ]

    Основной боевой танк «Челленджер 2» выпускается британской (ныне являющейся частью компании BAE Systems). Он является третьим танком, носящим имя «Челленджер». Первым был «Челленджер А30» — вариант танка «Кромвель», оснащённый 76,2-мм пушкой. Вторым был «Челленджер» — основной боевой танк Великобритании начала 1980-х — середины 1990-х годов, принимавший участие в войне в Персидском заливе. Хотя «Челленджер 2» был разработан на основе «Челленджера», новый танк отличается от более ранней модели новым оборудованием и комплектующими: всего 5 %[5] деталей являются общими для обеих моделей. На данный момент «Челленджер 2» заменил предыдущую модель на вооружении британской армии.

    начала разработку преемника танка «Челленджер» по собственной инициативе в 1986 году. В свете требований Генерального штаба о танке нового поколения, компания открыто заявила Министерству обороны о ведущихся разработках. В 1988 году был заключён контракт в 90 миллионов фунтов на производство девяти опытных машин к 1989 году[6]. В июне 1991 года, после длительного сравнения с образцами других производителей (среди возможных кандидатов были «Абрамс» М1А2, «Леклерк» и «Леопард 2»), Министерство обороны приняло танк «Челленджер 2» на вооружение.

    Сборка началась в 1993 году на двух основных заводах: в Ньюкасле и Лидсе. Всего в проекте участвовало около 250 фирм. Первые машины начали поступать в июле 1994 года.

    В 1994 году танк «Челленджер 2» успешно прошёл испытания на надёжность; три машины проверялись в течение 285 дней испытаний, на которых симулировались боевые условия. Каждый из этих дней включал в себя:

    • 27 км езды по дороге
    • 33 км езды вне дороги
    • 34 выстрела из основного орудия
    • 1000 выстрелов из пулемёта калибра 7,62-мм
    • 10 ч простоя двигателя
    • 3,5 ч работы двигателя

    На испытаниях было доказано, что новый танк полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым военными.

    С началом эксплуатации выявились проблемы, в результате которых несколько лет производимые танки не поступали на вооружение, а хранились на заводе по экономическим соображениям[7].

    В 2008 году началась программа по модернизации 250 из 358 танков «Челленджер-2», находившихся на вооружении армии Великобритании: на танки должны были установить комплект дополнительного навесного бронирования, новую 120-мм нарезную пушку, новый двигатель мощностью 1100 кВт, новую автоматическую трансмиссию, новую систему управления огнём и кондиционер[8].

    В июне 2014 года в Великобритании был начат первый этап новой программы модернизации CR2 LEP, которая предусматривает продление срока службы танков «Челленджер-2» до 2035 года[9]. Модернизировать до уровня «Челленджер-2LEP» предполагается только часть танков «Челленджер-2», которые состоят на вооружении вооружённых сил Великобритании[10]

    Примечания

    1. Танки стран НАТО «Центурион» · «Чифтен» · «Виккерс» · «Челленджер» · «Леопард» · «Леопард 2» · OF-40 · M46 «Паттон» · M47 «Паттон II» · M48 «Паттон III» · M60 · M1 «Абрамс» · AMX-30
      Танки третьих стран TAM · «Меркава» · «Виджаянта» · Тип 88 K1 · Pz.61 · Pz.68 · Strv 103 · Тип 61 · Тип 74
      Модернизированные варианты M51 · Шот · Магах · M4/FL10 · Strv 74 · «Олифант»
      Тяжёлые танки Конкэрор
      Средние и основные боевые танки Центурион · Виккерс · Чифтен · Челленджер · Челленджер 2 · COMRES 75

      ·
      MBT-80
      ·
      MBT-90/95

      Бронеавтомобили Феррет · Саладин · Фокс · Снэтч · CavCat

      · Оцелот

      Боевые машины ПТРК FV438 · FV102 Страйкер
      Истребители танков Чариотир
      Самоходные гаубицы Эббот · AS-90
      Бронетранспортёры Сарацин · Пиг · FV420

      · FV432 · Спартан · Штормер · Саксон · BvS 10

      Боевые машины пехоты Уорриор · ACAVP

      · Ajax

      БРЭМ FV222 · FV106
      Танковые мостоукладчики Титан
      Инженерные машины FV180 · Троян · Терьер · JSFU
      Курсивом

      выделены опытные и не пошедшие в серийное производство образцы

    Описание конструкции[ | ]

    Вооружение[ | ]

    «Челленджер 2» оснащён 120-мм нарезной пушкой L30A1 — преемницей пушек, стоящих на танках «Чифтен» и «Челленджер». Эта пушка, отлитая из стали, полученной методом электрошлакового переплава, является единственной нарезной пушкой этого калибра, стоящей на вооружении в НАТО. Канал пушки хромирован, орудие покрыто термоизоляционным кожухом. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, приводы её наведения полностью электрические. Боекомплект пушки составляет 52 выстрела.

    Эффективная дальность стрельбы HESH-снарядом составляет 8 км.[11]

    Слева от основного орудия установлен спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт L94A1. Возле командирского люка на башне установлен дистанционно управляемый 7,62-мм пулемёт L37A2, служащий, в основном, для противовоздушной обороны. Боезапас пулемета — 4000 патронов калибра 7,62-мм.

    Цифровая система управления огнём, разработанная , включает в себя 32-битный процессор и шину данных Mil Std 1553, впервые установленную на английской бронированной машине.

    Максимальная скорость поворота орудия 22°[12]/24°[13] в секунду по горизонтали.

    Орудие установлено на увеличенных в размерах цапфах и гнезд под них для уменьшения колебаний ствола по азимуту и углу места и, как следствие, для увеличения кучности стрельбы[12].

    БОПС L23 с бронебойным сердечником из вольфрамового сплава (среднее бронепробитие на дистанции 2 км составляет 450 мм[источник не указан 188 дней

    ]) был разработан в 1984 году для 120-мм нарезной пушки, однако данные о защите новых советских танков стимулировали переход на обедненный уран для активной части снаряда. Были приняты новые образцы БОПС: «L26 CHARM 1» с бронепробитием до 580 мм, а с 1997 года БОПС «L27 CHARM 3» с бронепробитием до 700 мм[3]. Для сравнения Т-80У образца 1985 года по западным оценкам характеризуется уровнем бронирования лобовой проекции башня/корпус 780 мм, что очевидно, больше или на пределе возможностей БОПС L27 при стрельбе практически в упор без отклонения по горизонтали[14].

    На тендере в Греции в 2002 году при стрельбе с места поразил 10 из 10 целей, но в режиме «охотник-стрелок» (англ

    . Hunter-Killer) поразил всего 8 из 20 целей, скорострельность составила 9 выстрелов в минуту, стрельбы производил греческий экипаж[3][15][16]. Сами британцы объясняют такую ситуацию тем, что в тендере использовались устаревшие учебные боеприпасы орудия танка «Челленджер 1»[16], со своей стороны, так американская команда, представлявшая танк «Абрамс», отказалась проводить стрельбы учебными боеприпасами[15]. В последующем на большинстве танков была заменена СУО[3]. Всего за время сравнительных испытаний точность составила Leopard 2A5 — 78,65%; M1A2 Abrams — 72,21% Леклерк — 72,03%; и Челленджер2 — 69,19%[17]

    Оригинальный танк имел только один тепловизор с двумя каналами выдачи информации, наводчику и командиру.[17] С 2007 стало доступно два тепловизора[17], второй для командира от французского ОБТ Леклерк как и весь прицел командира.

    Углы наведения орудия в вертикальной плоскости от −10° до +20°[18].

    Цикл прицеливание — поражение 8 секунд. Хорошо подготовленный экипаж способен поразить в минуту около 7 целей[19]. В ходе учений и испытаний отдельные экипажи поражали восемь целей за 42 секунды[3].

    В боекомплекте 120-мм пушки имеются бронебойные оперённые подкалиберные снаряды и безосколочные фугасные, а также дымовые и учебные выстрелы.[17]

    Броневая защита[ | ]

    «Челленджер 2» является одним из наиболее тяжелых западных танков: лобовые проекции корпуса и башни содержат блоки многослойной комбинированной брони «Дорчестер», все сведения о которой засекречены. Конструкция позволяет установку модулей динамической защиты ROMOR по бортам корпуса и (в версии «Челленджер-Писфайтер») башни в сочетании с решетчатыми экранами. Комплекс коллективной радиологической, химической и биологической защиты экипажа (система рециркуляции воздуха в обитаемой части внутреннего пространства танка при полной герметизации корпуса) находится внутри башни. Спереди, по обеим сторонам башни находятся по пять перезаряжаемых установок, выстреливающих дымовые гранаты. «Челленджер 2» также оснащён устройством постановки дымовой завесы, впрыскивающим солярку в выхлопные отверстия. Боекомплект хранится в бронированных укладках-контейнерах, окруженных рубашкой со специальной жидкостью, что снижает вероятность возгорания и детонации боеприпасов. Все пороховые заряды находятся ниже погона башни.[20] Танк имеет уязвимое место во фронтальной проекции в виде НЛД (нижней лобовой детали) танка, которое не имеет комбинированного бронирования, то есть является листом броневой стали толщиной порядка 80-100 мм. Однако в бою на типичных дистанциях НЛД труднопоражаема благодаря экрану местности; кроме того, предусмотрена установка противокумулятивной динамической защиты ROMOR, что во многом компенсирует её низкие броневые качества. Комментарий английского танкиста после случая с пробитием нижней лобовой детали, которая была защищена динамической защитой ROMOR:

    Для улучшения этой статьи желательно:
    • Перевести текст с иностранного языка на русский.

    Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

    «couple of points, I thought the report said that ERA failed in that it did not explode, secondly the round has not penetrated Dorchester armour on the lower glacis as implied, that is armour normal plate and not very thick either Dorchester is deployed on key areas and lower glacis was not deemed one, as when designed the thought of being involved in this type of ops was probably not considered»

    По российским данным, уровень стойкости лба башни составляет 800 мм от БОПС и 1200 от КС.[3] Для сравнения аналогичный показатель Леопард 2А5 равен 800 и 1300.[21] При проектировании башни были приняты меры к понижению её заметности для РЛС.[22]

    Полная масса танка последних модификаций, принятых на вооружение после его первого боевого применения (после 2003 года) достигает 74,95 тонн с учётом противокумулятивных решёток, фальшбортов и помещённых к ним в дополнение пластин нереактивной ДЗ (тип NERA).[17]

    • Ослабленная зона во фронтальной проекции
    • «Челленджер 2» с навесной ДЗ
    • «Челленджер 2»: лобовая броня и башня
    • «Челленджер 2» на пересеченной местности

    Ходовая часть[ | ]

    Подвеска танка гидропневматическая. В связи с ростом массы после дополнения брони с 2010 намечено постепенно заменить подвеску[17]

    Двигатель Перкинс 12V заменили немецким дизелем МТ-883 Ка-500 мощностью 1500 л. с., а трансмссию TN-54 — немецкой же трансмиссией Ренк HWSL-295TM. Были доработаны система охлаждения и воздушные фильтры, установлена цифровая система управления двигательной установки.

    Модельный ряд тракторов

    Солидная мощность тракторов Челленджер обеспечивается двигателями особой конструкции с турбокомпрессором.

    Наличие уникальной подвески Opti-Ride в гусеничных тракторах Challenger дает возможность плавного перемещения по любым поверхностям, позволяя траку рационально копировать рельеф.

    Производятся колесные тракторы – серии МТ500, МТ600, МТ900 и на гусеничном ходу МТ700, МТ800.

    • Оснащение интегрированной системой Auto-guide автоматического вождения, обеспечивающей экономию средств на 1 га. не меньше 4%.
    • Доступная интеграция с эффективной системой управления хозяйством GTA.
    • Оснащение высокотехнологичными телеметрическими системами AgCommand с установлением связи каждой единицы техники с центральным сервером.
    • Возможность управления внесением материалов с помощью терминала C3000 – жидкие удобрения, различные химикаты.
    • Пониженное давление на почву благодаря уникальной системе Mobil Тrас и специфических резиноармированных гусениц.
    • Высочайший уровень производительности техники.

    Тракторы Челленджер, как космический корабль, оснащены специальным центром — терминал TMC (Tractor Management Centre), который позволяет управлять машиной и оптимально выполнять различные функции: регулировка параметров трансмиссии и двигателя, подключение камеры для улучшения внешнего обзора, документация работы, импортирование данных на центральный сервер, управление навесным оборудованием.

    Уникальная система One-Touch (одно прикосновение) сберегает в памяти 35 различных опций, которые реализуются одним нажатием оператора, и позволяют безошибочно выполнять развороты, управлять 8 навесными приспособлениями.

    Трехточечный механизм навески

    Благодаря интеграции стандарта ISOBUS возможен контроль и управление любыми навесными механизмами.

    МТ900

    Самые тяжелые колесные тракторы в мире отличает великолепная маневренность, большая колесная база, высокая производительность.

    Версии МТ900С оснащены шарнирно-сочлененной рамой.

    Трактор Челленджер МТ945 имеет мощность 430 л.с., скорость 50 км/ч, грузоподъемность 10 т, топливный бак – 1500 л, передачи 16вперед/4назад.

    https://youtube.com/watch?v=nAYqFPEXd8o

    МТ800С

    Модернизированные гусеничные агрегаты приспособлены для работы в экстремальных условиях, имеют технические характеристики, идентичные колесным собратьям тракторам Challenger МТ900, отличаются меньшим топливным баком.

    Разработана неординарная серия МТ800Е с мощностью двигателя 450-637 л.с., грузоподъемностью 14 т.

    Машины имеют трансмиссию Powershift с возможностью переключения передач без сцепления, оснащены интеллектуальной системой Intellitronics Network.

    Прицепные орудия представляют единую систему с трактором, опционно доступны различные версии.

    МТ700

    Выпускаются модификации МТ700Е, МТ700С, МТ700D.

    Модели MT765Е и MT775Е наиболее эффективно приспособлены при выполнении работ, где требуется большое тяговое усилие, с применением таких навесных механизмов, как дисковые бороны, пневматические сеялки, широкозахватные культиваторы (12 м.), различные прицепы, мощные рыхлители.

    https://youtube.com/watch?v=PkuSFjdZ9fQ

    Технические характеристики МТ700

    МТ600С

    Самые мощные колесные тракторы Challenger.

    Прогрессивная модификация МТ685С обладает грузоподъемностью 12 т при мощности двигателя 370 л.с. – воплощение новейших разработок, экономичная, с минимальным содержанием токсичных веществ в отработанных газах.

    https://youtube.com/watch?v=287HeJZEGWo

    МТ500D

    Экономичные колесные тракторы Челленджер, имеют топливные баки увеличенного объема, разработано 5 моделей.

    Модель МТ525D с мощностью двигателя 140 л.с. имеет бак вместимостью 475 л., комфортную кабину с инновационной системой управления ТМС, кондиционером.

    Боевое применение[ | ]

    Танки «Челленджер 2» использовались в миротворческих миссиях ещё до своего первого боевого применения во время вторжения в Ирак в марте 2003 года. На то время 7-я танковая бригада, входящая в состав 1-й танковой дивизии, имела на вооружении 120 танков «Челленджер 2». Танки активно применялись во время Битвы за Басру, где они оказывали огневую поддержку британским силам.

    Во время иракской войны зафиксировано два инцидента, во время которых поражались танки «Челленджер 2»:

    • Один танк был полностью уничтожен «дружественным огнём», когда один танк по ошибке поразил другой, двое членов экипажа погибли, поражение произошло бронебойно-фугасными боеприпасами (HESH) в корму и люк командира.[17]
    • В 2007 году выстрелом из ручного противотанкового гранатомёта была пробита нижняя лобовая деталь корпуса челленджера, водителю-механику оторвало три пальца ноги, ранения получили также и два других члена экипажа танка[23][24].

    Зафиксирован случай, когда в ходе боёв один из челленджеров получил 15 попаданий из противотанковых гранатомётов без пробития брони[25]. При штурме Басры зафиксировано около 70 попаданий из РПГ по танкам «Челленджер» без пробития брони[26].

    26 марта 2003 года челленджеры приняли участие в танковом бою, когда колонна иракских танков попыталась атаковать британские позиции. В ходе боя было уничтожено 15 иракских Т-55, британцы потерь не понесли[27].

    Проходимость танка оказалась замечательной. Проблемы, которые обнаружились на прошедших за 18 месяцев до войны пустынных учениях «Саиф Сариа 2», были решены с помощью создания запасов фильтров против пыли, для учащения их замены в танках. Высказывалось мнение по результату практики о слабой пригодности танка для боёв в пустыне.[28]

    В российской прессе высказывались утверждения о небоеспособности подвески этого танка в не самые сильные морозы.[29]

    Отрывок, характеризующий Челленджер (танк)

    – Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных! – Потушат небось. – Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера. Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.) Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома. – Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой. – Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня. – Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва. И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение. – Да ты не видела? – Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она. И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи. Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее. – Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она. – Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа. С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее. – Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.) – Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней. – Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же. – Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери. – Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня. – Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку. Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта. Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей. – Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся. Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.

    Оценка проекта[ | ]

    Сравнительные ТТХ современных основных танков

    Т-90А «Владимир»БМ «Оплот»M1A2 SEP АбрамсЛеопард 2A6MAMX-56 ЛеклеркЧелленджер 2C1 АриетеPT-91 Тварды
    Внешний вид
    Год принятия на вооружение2005[32]2009[33]2000[34]2004[35]1992[36]2002[37]1995[38][39]2010
    [40]
    Боевая масса, т46,551,063,068,554,662,554,045,5
    Экипаж33443443
    Калибр пушки, мм125125120120120120120125
    Панорамный прицелнетПНК-6естьPERI-R-12SFIM VS-580SFIM VS-580ATTILAнет
    Управляемое вооружениеРефлекс-МКомбатнетнетнетнетнетнет
    Боекомплект, выстрелов4346424240524240
    Скорострельность, выстр/мин78н/дн/д10—12н/дн/д7
    Динамическая защитаКонтакт-5ДуплетTUSK ARATестьнетROMORPSO/WARERAWA
    Активная защитаШтора-1ВартаAN/VLQ-6 MCD / ТрофиMUSSн/дн/дн/дOBRA-3
    Мощность двигателя, л. с.10001200150015001500120013001000
    Удельная мощность, л. с./т21,523,523,824,027,519,224,122,0
    Максимальная скорость, км/ч60…7070677272566565
    Запас хода по шоссе, км550…700500425550550400550480
    Меркава Mk.4МАрджун Mk.IАль-ХалидКаррарСонгун-915К2 «Чёрная пантера»ZTZ-99А2Тип 10
    Внешний вид
    Год принятия на вооружение2009[41]2011[42]2001[43]2017[44][45]2009[46]2014[47][48]2011[49]2012[50]
    Боевая масса, т65,058,548,051,04455,058,044,0
    Экипаж4433н/д333
    Калибр пушки, мм120120125125125120125120
    Панорамный прицелестьнетестьн/днетестьестьесть
    Управляемое вооружениеLAHATLAHATнетн/дBulsae-3KSTAMРефлекснет
    Боекомплект, выстрелов483939н/дн/дн/д41н/д
    Скорострельность, выстр/минн/д6—88н/дн/д107н/д
    Динамическая защитаестьнетестьестьестьестьестьнет
    Активная защитаТрофинетВартаERAнетестьJD-3н/д
    Мощность двигателя, л. с.150014001200н/д1200150015001200
    Удельная мощность, л. с./т23,523,925,0н/д27,327,325,927,3
    Максимальная скорость, км/ч7070707070707070
    Запас хода по шоссе, км500450500550н/д450450н/д

    В массовой культуре[ | ]

    Стендовый моделизм[ | ]

    Сборные пластиковые модели-копии танка Челленджер различных модификаций в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Тамия (Япония), Трумпетер (Китай) в двух модификациях — пустынный вариант и вариант для Европы. В масштабе 1:72 данный танк выпускает фирма Dragon (Китай) в двух вариациях, среди которых присутствует вариант с ковшом для расчистки препятствий.

    Видеоигры[ | ]

    В игре Saints Row: The Third был использован прототип танка с одноименным названием (Челленджер).

    Присутствует в играх Wargame:Red Dragon и Armored Warfare: Проект Армата[51]. Добавлен для исследования в War Thunder в обновлении 1.87.

    Танк Челленджер 2 представлен в многопользовательском ,танковом ,аркадном шутере Tanktastic, выпущенном для платформ Android и IOS

    Танк Challenger 2 смоделирован в качестве обитаемого и полностью управляемого игроком в симуляторе современной наземной техники Steel Beasts Pro. Также танк присутствует в танковом симуляторе для Android Wild Tanks Online

    Примечания[ | ]

    1. В кн.: Защита танков. Под редакцией В.А. Григоряна. М.: Издат-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007, с. 285 ISBN 978-5-7038-3017-8
    2. Российский танк Т-14 «Армата» может быть чрезвычайно опасным на поле боя (недоступная ссылка)
    3. 123456
      Танк «Челленджер-2» (Великобритания)
    4. lenta.ru Великобритания отказывается от производства танков.
    5. Основной боевой танк Челленджер I, II
    6. С. Акимов. Планы производства танков «Челленджер-2» Mk.2 в Великобритании // «Зарубежное военное обозрение», № 11, 1989. стр.72-74
    7. Основной боевой танк Челленджер 2
    8. Е. Викторов. Великобритания модернизирует ОБТ «Челленджер-2» // «Зарубежное военное обозрение», № 5 (734), 2008. стр.80
    9. «Челленджерам» продлят жизнь // «Красная звезда», № 105 (26565) от 19 июня 2014. стр.3
    10. «Челленджеров» будет меньше // «Красная звезда», № 113 (26573) от 1 июля 2014. стр.3
    11. Kaplan, Philip.
      Rolling Thunder: A Century of tank Warfare (англ.). — Pen and Sword (англ.)русск., 2013. — P. 161.
    12. 12
      Основной боевой танк «Челленджер»
    13. «Челленджер», Великобритания | Энциклопедия оружия
    14. Zaloga., Steven J. (17 February 2009). T-80 Standard Tank. Osprey Publishing. p. 24. ISBN 978-1-84603-244-8.Author Mentions that Russian sources claim Kontakt-5 and the new turret armor provided an unprecedented amount of protection for the T-80U, equivalent to 780mm against APFSDS and 1,320mm against HEAT in the turret front.
    15. 12
      Мищенко Ю. (ред.) Отчет об участии Т-80У в тендере на поставку основного танка для вооруженных сил Греции
    16. 12
      the british tank
    17. 1234567
      https://tanknutdave.com/the-british-challenger-2-main-battle-tank/
    18. «Челленджер»
    19. Танк Челленджер 2 | Журнал «Оружейный мир» (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения 9 марта 2014. Архивировано 9 марта 2014 года.
    20. «Челленджер», Великобритания (неопр.)
      .
      https://war-arms.info/
      .
    21. танк «Леопард-2» А5 и А6
    22. «Челленджер»
    23. Sean Rayment
      . MoD kept failure of best tank quiet, ‘
      Sunday Telegraph’
      (12 мая 2007).
    24. Defence chiefs knew ‘invincible’ tank armour could be breached | the Daily Mail
    25. John Gordon IV, Bruce R. Pirnie. «Everybody Wanted Tanks»: Heavy Forces in Operation Iraqi Freedom
    26. Tanks and artillery ‘face MoD axe’
    27. Spencer C. Tucker. The Encyclopedia of Middle East Wars. ABC-CLIO, 2010, с. 199.
    28. Technowars #3-4 / 2020 (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения 2 июля 2020. Архивировано 2 июля 2020 года.
    29. Ошибка в сносках: Неверный тег ; для сносок autogenerated9 не указан текст
    30. The Military Balance 2020. — P. 162.
    31. The Military Balance 2020. — P. 354.
    32. Танк Т-90С (неопр.)
      . Уралвагонзавод.
    33. Основной боевой танк Оплот (неопр.)
      . ХКБМ.
    34. Abrams M1A2 на сайте производителя (недоступная ссылка)
    35. Leopard 2A6M (неопр.)
      .
      Army Guide
      .
    36. Танк «Леклерк»
    37. Challenger 2 main battle tank (неопр.)
      .
      British Army Website
      .
    38. на сайте производителя (недоступная ссылка)
    39. C1 Ariete Main Battle Tank (неопр.)
      .
      Army Technology
      .
    40. PT-91M Pendekar MBT
    41. Основной боевой танк «Меркава» (неопр.)
      .
      Броне-сайт Чобитка Василия
      . Дата обращения 3 апреля 2007. Архивировано 15 февраля 2012 года.
    42. Dissimilar Combat: Arjun MBT Vs T-90S specs (недоступная ссылка)
    43. Основной боевой танк «Аль Халид» (Al Khalid)
    44. Zulfiqar Main Battle Tank (неопр.)
      .
      Army Technology
      .
    45. Iran Displays New Generation of Zolfaqar Tanks in Thursday Parades (недоступная ссылка)
    46. https://www.militaryfactory.com/armor/detail.asp?armor_id=391
    47. K2 MBT
    48. K2 Black Panther Main Battle Tank, South Korea
    49. ZTZ99 Main Battle Tank (неопр.)
      .
      Army Technology
      .
    50. TK-X Main Battle Tank (неопр.)
      .
      Military-Today
      .
    51. Прогрессия техники в Armored Warfare (неопр.)
      . Официальный сайт издателя Armored Warfare (15 августа 2014).
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]