Т-84 | |
Т-84У на международном состязании Strong Europe Tank Challenge 2020. | |
Т-84 | |
Классификация | основной боевой танк |
Боевая масса, т | 47,5 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 3 |
История | |
Разработчик | Харьковское конструкторское бюро машиностроения |
Производитель | Харьковское конструкторское бюро машиностроения ЗТМ им. Малышева |
Количество выпущенных, шт. | 10[1] |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 7705 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 9664 |
Ширина, мм | 3775 |
Высота, мм | 2215 |
Клиренс, мм | 515 |
Бронирование | |
Тип брони | многослойная (комбинированная) |
Активная защита | КОЭП «Варта» |
Динамическая защита | встроенная, ДЗ «Нож» |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-1 |
Тип пушки | гладкоствольная |
Длина ствола, калибров | 48 |
Боекомплект пушки | 40 снарядов (из них 28 в автомате заряжания МЗ) |
Прицелы | дневной прицел наводчика 1Г46М, прицельно-наблюдательный комплекс ПНК-4CR (возможна установка ПНК-5 или ПНК-6), тепловизор Буран-Кетрин-Э, прицел зенитной установки ПЗУ-7 |
Пулемёты | 12,7-мм зенитный пулемёт КТ-12,7; 7,62-мм спаренный пулемёт КТ-7,62 |
Другое вооружение | управляемые ракеты |
Подвижность | |
Тип двигателя | 6ТД-2 |
Мощность двигателя, л. с. | 1200 |
Скорость по шоссе, км/ч | 65—70 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 45—50 |
Запас хода по шоссе, км | 450 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 350 |
Удельная мощность, л. с./т | 26,08 |
Тип подвески | торсионная |
Ширина гусеницы, мм | 580 |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,93 |
Преодолеваемый подъём, град. | 32 град |
Преодолеваемая стенка, м | 1 |
Преодолеваемый ров, м | 2,85 |
Преодолеваемый брод, м | 1,8 (5 с ОПВТ) |
Медиафайлы на Викискладе |
Т-84
— украинский основной боевой танк, дальнейшее развитие Т-80УД[2].
История
Работы над модернизацией танка Т-80УД были начаты в 1992 году[2].
Первый опытный образец Т-84 был создан в конце 1994 года (всего было изготовлено два[3] или несколько опытных образцов)[4].
В апреле 1995 года демонстрационный образец танка Т-84 был представлен на выставке вооружений IDEX-95[5].
В 2000 году Т-84 был официально принят на вооружение украинской армии[2].
В дальнейшем, в 2000 году работы над Т-84 были прекращены, поскольку министерство обороны Украины принято решение о начале работ над новым типом основного танка, результатом которых стал танк «Оплот-М» (28 мая 2009 года принятый на вооружение украинской армии под наименованием БМ «Оплот»)[2].
В 2002 году состоялись государственные испытания маскировочной конструкции «Контраст» (разработчиками которой являлись Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина, Институт автоматизированных систем и севастопольское предприятие «Современные волоконные технологии»). Единицей бронетехники, на которую в ходе испытаний был установлен комплект «Контраст», являлся танк Т-84[6].
В августе 2013 года Кабинет министров Украины разрешил снять с баланса вооружённых сил Украины оба танка Т-84 (один Т-84 «объект 478ДУ2» на базе Т-80УД 1992 года выпуска и один Т-84 «объект 478ДУ4» 1999 года выпуска) и предназначил к продаже по 399 тыс. гривен (дешевле, чем Т-64Б1)[7].
Система забора и очистки воздуха
Воздухозаборное отверстие необходимо для постоянного поступления воздуха и формирования топливно-воздушной смеси, которая необходима для бесперебойной работы двигателя. Помимо этого, современные машины этого типа (танки «Оплот» и Т-90) благодаря этой же системе могут преодолевать водоемы глубиной до 1,8 метров без проведения предварительной подготовки.
Устройство для очистки подаваемого воздуха состоит из двух основных компонентов: фильтры грубой очистки центробежного типа, а также непосредственно кассеты воздухоочистителей. Производитель сообщает, что машина может пройти до тысячи километров в условиях запыленной местности или радиоактивного заражения без необходимости замены фильтров.
Модификации
- Т-84
(объект 478ДУ2) — базовый вариант, разработанный в первой половине 1990-х годов[8]. - Т-84У
(объект 478БЭ) — модернизация Т-84 с новой бронированной боковой юбкой, новой сварной башней, динамической защитой башни Контакт-5, вспомогательной силовой установкой (ВСУ), тепловизионным прицелом, спутниковой навигацией, лазерным дальномером для командира и другими улучшениями; - Т-84У «Оплот»
(объект 478ДУ9) — танк получил новую сварно-катанную башню с цельноштампованной крышей, изготовленную из электрошлаковой переплавки, благодаря чему, имеет более высокую прочность и «живучесть». С учётом более простой формы башни, в ней удалось удачно разместить многослойную броню. Также был увеличен её внутренний объём. В лобовой проекции башни была размещена новая динамическая защита 3-го поколения украинского производства «Нож». Оснащён динамической и активной защиты украинского производства, приборов прицеливания зарубежного производства, увеличенными бортовыми экранами. Прошел испытания и был принят на вооружение армии Украины, изготовлено не менее пяти машин в 2001 году.
БМ «Оплот» («Оплот-М»)
(объект 478ДУ9-1) — последняя модернизированная модификация Т-84 с улучшенными качествами мобильности и защищенности. Серийно не выпускался, единственный экземпляр машины переделан из 478ДУ9.
БМ «Оплот-T» («Оплот-T»)
(объект 478ДУ9-Т) — серийный «Оплот-Т» для Таиланда, отличается от 478ДУ9-1 установкой кондиционера и ВСУ.
(объект 478Н) — вариант Т-84У «Оплот» для участия в турецком тендере 2000 года, с измененной башней, в которой установлена 120-мм пушка под боеприпасы стандарта НАТО с автоматом заряжания в кормовой нише.
«Детские болезни» и «утечка мозгов»
25 июня, комментируя последнее место команды ВСУ, начальник управления боевой подготовки Сухопутных войск ВС РФ генерал-майор Роман Бинюков объяснил неудачу 14-й бригады «низким качеством производства и неудовлетворительными боевыми возможностями украинских танков, а также недостаточным уровнем подготовки танковых экипажей».
По словам военачальника, отказы системы управления огнём, механизмов стабилизации и заряжания пушки и другие «детские болезни» Т-84 «вызвали только чувство разочарования за знаменитую когда-то харьковскую школу танкостроения».
- Танк Т-84У «Оплот» Вооружённых сил Украины
В беседе с RT военный обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко констатировал, что отправленные в Германию Т-84 не прошли необходимую проверку на исправность оборудования и комплексов вооружения.
«Натовский биатлон намного проще российского. Мне кажется, что зарубежные гости не смогли бы дойти до финиша, выступая по нашим правилам. Однако даже на таком турнире Украина провалилась. Тем не менее я не берусь судить об уровне подготовки экипажа. На мой взгляд, налицо системные проблемы армии и оборонного комплекса», — пояснил Дрозденко.
«Главная проблема здесь — это утечка мозгов из оборонки и ВСУ. Принято считать, что наибольшие трудности Украина испытывает при проектировке и создании нового вооружения. Но на примере соревнований в ФРГ можно судить о том, что деградация промышленности уже не позволяет проводить ремонт боевых машин. И вряд ли Киев преодолеет такие проблемы в обозримой перспективе», — заключил Дрозденко.
Тактико-технические характеристики
Показатели | T-84У «Оплот» (1999 г.) | Т-84-120 «Ятаган» (2000 г.) | БМ «Оплот» (2009 г.) |
Боевая масса, тонн | 48 | 51 | |
Экипаж, человек | 3 | ||
Удельная мощность, л. с./т | 26,1 | 24,7 | |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,93 | 0,97 | |
Диапазон рабочих температур | от −20 до +50 °C | от −20 до +55 °C | |
Скорость движения: | |||
максимальная (зависит от типа трансмиссии) | 65—75 км/ч | 65 км/ч | 70 км/ч |
средняя | 45 км/ч | 45-50 км/ч | 40-45 км/ч |
задним ходом | 5 км/ч | 32 км/ч | |
Запас хода | |||
по дорогам | 540 км | 400 — 500 км | |
по местности | 350—400 км | 350-450 км | |
Двигатель | |||
Тип | двухтактный, оппозитный, многотопливный, 6-цилиндровый дизельный двигатель модели 6ТД-2 с жидкостным охлаждением, впрыском топлива | двухтактный, оппозитный, многотопливный, 6-цилиндровый дизельный двигатель модели 6ТД-2Е с жидкостным охлаждением, впрыском топлива | |
Марка | 6ТД-2 | 6ТД-2Е | |
Мощность | 1200 л. с. при 2600 об./мин. | ||
Трансмиссия | механическая, планетарная, 7 передних и 1 задняя передача | автоматическая, планетарная, 7 передних и 5 задних передач | |
Подвеска | торсионная | ||
Вооружение | |||
основное | 125-мм гладкоствольная пушка КБА3 | 120-мм гладкоствольная пушка КБМ2 | 125-мм гладкоствольная пушка КБА3 |
спаренное | 7,62-мм пулемет КТ-7,62 | ||
зенитное | 12,7-мм пулемет КТ-12,7 | ||
Боекомплект | |||
для основного вооружения | 40 выстрелов (28 в автомате заряжания) | 40 выстрелов (22 в автомате заряжания) | 40 выстрелов (28 в автомате заряжания) |
для спаренного пулемета | 1250 патронов | 4000 патронов | 1250 патронов |
для зенитного пулемета | 450 патронов | ||
Преодолеваемые препятствия | |||
угол подъёма | 32° | ||
угол крена | 36° | 25° | |
вертикальная стенка | 1 м | ||
ширина рва | 2,85 м | ||
Глубина водной преграды | |||
без предварительной подготовки | 1,8 м | ||
с предварительной подготовкой (ОПВТ) | 5 м |
«Подвела система управления»
Провал ВСУ на Strong Europe Tank Challenge вызвал большой резонанс из-за появившихся в YouTube видеозаписей, которые сделали танкисты 14-й Волынской механизированной бригады. Военнослужащие, используя нецензурную лексику, продемонстрировали интернет-аудитории все дефекты механики «Оплотов».
Позже командир танковой роты капитан Роман Багаев пояснил журналистам, что на соревнованиях военнослужащих подвели заклинивающий механизм заряжания, «трясущаяся» после выстрела пушка и «искрящаяся» проводка. В связи с этим команде не удалось поразить множество мишеней.
Также по теме
«Пока остаётся фантазией»: почему Украина не способна создать новое ракетное оружие
Оборонная промышленность Украины не сможет создать ракетный комплекс нового поколения, сообщили источники RT в военном ведомстве…
По словам офицера, во время этапа «Танковый взвод в наступлении» из четырёх пушек выстрелила только одна. При этом «удачливое» орудие смогло выпустить 16 из 40 снарядов, составлявших боекомплект танка. Но больше всего Багаева удивило поведение пушки — она ходила ходуном из-за неисправной системы стабилизации.
«У нас в трёх танках пушки были на углу заряжания, потому что не до конца сработали датчики. Также в двух танках подвела система управления огнём — не было стабилизации пушки, после каждого выстрела она двигалась. Пульт управления не трогаешь, а она трясётся. Как с этим попадать на 1,5 км?» — задал риторический вопрос Багаев в интервью украинскому порталу «Новая армия».
На видеозаписях можно заметить, что помимо перечисленных неисправностей украинские танкисты испытывали трудности с управлением машинами из-за проблем с топливной системой. Приборы Т-84 отказывались показывать количество масла, а датчик тахометра находился в нерабочем состоянии.
Капитан уверен, что последнее место на соревнованиях — следствие ошибок коллектива харьковского завода им. Малышева, который производит и ремонтирует танки. Приехавшие с военнослужащими работники госпредприятия не смогли починить датчики заряжания и устранить на месте другие недочёты.
- Работники завода им. Малышева на праздновании Дня вышиванки
Как выяснили украинские СМИ, национальная команда на соревнованиях в Германии выступала на четырёх танках, изготовленных ещё в 2001 году. В начале марта 2020 года харьковский завод после капитального ремонта и частичной модернизации передал 14-й бригаде шесть Т-84. Четыре из этих машин были отправлены на соревнования в Германию.
Однако танкисты не успели отточить мастерство на «Оплотах».
Вооружение
- 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-1 (со стабилизатором 2Э42)
- боекомплект: всего — 43, в МЗ — 28.
- 7,62-мм спаренный пулемёт ПКТ или его украинская копия КТ-7,62:
- боекомплект — 1250.
- Зенитная установка ПЗУ-7:
- 12,7-мм пулемет НСВТ или его украинская копия КТ-12,7[9];
- боекомплект — 450 (три ленты по 150 патронов);
- дистанционное управление;
- вертикальная стабилизация.
Система управления огнем, прицельные приспособления
Как и все современные ОБТ, танк «Оплот», характеристики которого рассматриваются в статье, имеет на борту качественную СУО, которая позволяет с высокой вероятностью поражения цели первым выстрелом вести огонь как по неподвижным, так и по движущимся объектам. В качестве прицела наводчика используется 1Г46М, имеется прицел «Буран-Катрин-Э» с тепловизором, командирский наблюдательно-прицельный комплекс ПНК-5, а также зенитный прицел ПЗУ-7. Для дистанционного управления зенитными системами используется комплекс 1ЭЦ29М.
Кроме того, украинский танк Т-84У «Оплот» оснащается баллистическим вычислителем ЛИО-В, а также стабилизатором орудия 2Е42М. Все эти устройства в сумме своей образуют чрезвычайно эффективную систему, которая дает возможность эффективного поражения целей в любых погодных и климатических условиях, а также в любое время суток.
Танки других стран
Сравнительные ТТХ современных основных танков
Т-90А «Владимир» | БМ «Оплот» | M1A2 SEP Абрамс | Леопард 2A6M | AMX-56 Леклерк | Челленджер 2 | C1 Ариете | PT-91 Тварды |
Внешний вид | ||||||||
Год принятия на вооружение | 2005[10] | 2009[11] | 2000[12] | 2004[13] | 1992[14] | 2002[15] | 1995[16][17] | 2010 [18] |
Боевая масса, т | 46,5 | 51,0 | 63,0 | 68,5 | 54,6 | 62,5 | 54,0 | 45,5 |
Экипаж | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 |
Калибр пушки, мм | 125 | 125 | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 | 125 |
Панорамный прицел | нет | ПНК-6 | есть | PERI-R-12 | SFIM VS-580 | SFIM VS-580 | ATTILA | нет |
Управляемое вооружение | Рефлекс-М | Комбат | нет | нет | нет | нет | нет | нет |
Боекомплект, выстрелов | 43 | 46 | 42 | 42 | 40 | 52 | 42 | 40 |
Скорострельность, выстр/мин | 7 | 8 | н/д | н/д | 10—12 | н/д | н/д | 7 |
Динамическая защита | Контакт-5 | Дуплет | TUSK ARAT | есть | нет | ROMOR | PSO/WAR | ERAWA |
Активная защита | Штора-1 | Варта | AN/VLQ-6 MCD / Трофи | MUSS | н/д | н/д | н/д | OBRA-3 |
Мощность двигателя, л. с. | 1000 | 1200 | 1500 | 1500 | 1500 | 1200 | 1300 | 1000 |
Удельная мощность, л. с./т | 21,5 | 23,5 | 23,8 | 24,0 | 27,5 | 19,2 | 24,1 | 22,0 |
Максимальная скорость, км/ч | 60…70 | 70 | 67 | 72 | 72 | 56 | 65 | 65 |
Запас хода по шоссе, км | 550…700 | 500 | 425 | 550 | 550 | 400 | 550 | 480 |
Меркава Mk.4М | Арджун Mk.I | Аль-Халид | Каррар | Сонгун-915 | К2 «Чёрная пантера» | ZTZ-99А2 | Тип 10 |
Внешний вид | ||||||||
Год принятия на вооружение | 2009[19] | 2011[20] | 2001[21] | 2017[22][23] | 2009[24] | 2014[25][26] | 2011[27] | 2012[28] |
Боевая масса, т | 65,0 | 58,5 | 48,0 | 51,0 | 44 | 55,0 | 58,0 | 44,0 |
Экипаж | 4 | 4 | 3 | 3 | н/д | 3 | 3 | 3 |
Калибр пушки, мм | 120 | 120 | 125 | 125 | 125 | 120 | 125 | 120 |
Панорамный прицел | есть | нет | есть | н/д | нет | есть | есть | есть |
Управляемое вооружение | LAHAT | LAHAT | нет | н/д | Bulsae-3 | KSTAM | Рефлекс | нет |
Боекомплект, выстрелов | 48 | 39 | 39 | н/д | н/д | н/д | 41 | н/д |
Скорострельность, выстр/мин | н/д | 6—8 | 8 | н/д | н/д | 10 | 7 | н/д |
Динамическая защита | есть | нет | есть | есть | есть | есть | есть | нет |
Активная защита | Трофи | нет | Варта | ERA | нет | есть | JD-3 | н/д |
Мощность двигателя, л. с. | 1500 | 1400 | 1200 | н/д | 1200 | 1500 | 1500 | 1200 |
Удельная мощность, л. с./т | 23,5 | 23,9 | 25,0 | н/д | 27,3 | 27,3 | 25,9 | 27,3 |
Максимальная скорость, км/ч | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 |
Запас хода по шоссе, км | 500 | 450 | 500 | 550 | н/д | 450 | 450 | н/д |
Примечания
- The Military Balance 2020,p.210
- ↑ 1234
colonel R. Bashynskyi, chief of the Central Armoured Directorate Forces Support Command (Ukrainian Armed Forces). Armoured Equipment. Development perspectives. // «Defense Bulletin», № 2, 2010 pages 34-40 - Распоряжение Кабинета министров Украины от 14 августа 2013 г. № 687-р. «Об утверждении дополнительного перечня военного имущества Вооруженных Сил, которое может быть отчуждено»
- Основной боевой танк Т-84 Архивная копия от 7 января 2020 на Wayback Machine // официальный сайт Харьковского Конструкторского Бюро по Машиностроению им. А. А. Морозова
- Ольга Ваулина. Мирные люди экономят на обороноспособности?.. // «Зеркало недели» от 21 апреля 1995
- А. Тарасенко. Комплексная защита бронетанковой техники. Украинский подход // «Техника и вооружение», № 2, 2007. стр.10-16
- Розпорядження Кабінету міністрів України № 687-р від 14.08.2013 р. «Про затвердження додаткового переліку військового майна Збройних Сил, яке може бути відчужено» (Распоряжение Кабинета министров Украины от 14 августа 2013 г. № 687-р. «Об утверждении дополнительного перечня военного имущества Вооруженных Сил, которое может быть отчуждено»)
- Александр Башаров. Наследники «объекта 478Б». Последний танк Великой Империи // «Военно-промышленный курьер», № 36 (453) от 12 сентября 2012
- «„аналоговая“ эпопея началась вовсе не сегодня. Еще в 2005 году также решением министра обороны Украины танковые пулеметы НСВТ и ПКТ стали заменяться аналогичными украинскими — КТ-12,7 и КТ-7,62. Речь шла о замене оружия, которое „исчерпало граничные сроки и технический ресурс эксплуатации“
» Борис Такаев. Как бы не плагиат украинской «оборонки» - Танк Т-90С (неопр.)
. Уралвагонзавод. - Основной боевой танк Оплот (неопр.)
. ХКБМ. - Abrams M1A2 на сайте производителя (недоступная ссылка)
- Leopard 2A6M (неопр.)
.
Army Guide
. - Танк «Леклерк»
- Challenger 2 main battle tank (неопр.)
.
British Army Website
. - на сайте производителя (недоступная ссылка)
- C1 Ariete Main Battle Tank (неопр.)
.
Army Technology
. - PT-91M Pendekar MBT
- Основной боевой танк «Меркава» (неопр.)
.
Броне-сайт Чобитка Василия
. Дата обращения 3 апреля 2007. Архивировано 15 февраля 2012 года. - Dissimilar Combat: Arjun MBT Vs T-90S specs (недоступная ссылка)
- Основной боевой танк «Аль Халид» (Al Khalid)
- Zulfiqar Main Battle Tank (неопр.)
.
Army Technology
. - Iran Displays New Generation of Zolfaqar Tanks in Thursday Parades (недоступная ссылка)
- https://www.militaryfactory.com/armor/detail.asp?armor_id=391
- K2 MBT
- K2 Black Panther Main Battle Tank, South Korea
- ZTZ99 Main Battle Tank (неопр.)
.
Army Technology
. - TK-X Main Battle Tank (неопр.)
.
Military-Today
.
Фраза.юа — авторский взгляд на жизнь
Позывной Феррум — в 2014-16 годах танкист механизированной бригады, два высших образования, в том числе военное. Он сейчас на службе, и поскольку на любую критику у нас смотрят как на измену, то расшифровывать его не станем. Скажу лишь свое мнение — это один из наиболее интеллектуальных украинских воинов, с кем мне доводилось общаться за время войны.
Большая честь для нас, что Феррум написал важнейшую аналитическую статью для Цензор.НЕТ. Его впечатляющий рассказ ярко демонстрирует проблемы, которые выявлены в ходе эксплуатации старого советского Т-64, основного боевого танка украинской армии. Танкист написал эту статью после многолетних активных попыток повлиять всеми силами на ускорение модернизации украинских танков и принятия на вооружение концептуально новых боевых танков. Его рассказ — это полемика с разработчиками танка Т-64 в Харьковском бюро по машиностроению (ХКБМ), а также с теми, кто планирует и финансирует модернизацию старых танков и производство новых танков «Оплот», который собираются сейчас закупать для армии как альтернативу Т-64. Этот рассказ танкиста необходимо вдумчиво прочитать прежде всего тем, кто планирует политику оборонной промышленности Украины.
«Навеяно диалогами с хозяевами «Оплотов». Лучше с умным потерять, чем с дураком найти. Зимой 2014 года я верил, что «им» нужно дать время, время, чтобы освоиться и оценить свое детище. За время нужно было платить. Я садился в танк, обвешанный двумя радиостанциями, одна «моторолла» и один «баофенг». И «моторолла» и «баофенг» имели внутриушные динамики, поверх которых я надевал стандартный тряпчаный шлемофон. Я не скажу, что это была вынужденная мера — это было следствием моей некомпетентности. Так как я тогда не знал ни характеристик «мотороллы» ни «баофенга». Ничего не знал, а просто верил. Да, в 2014 году я верил, верил почти всему, что говорят. Верил, что события 2014-го года кому-то нужны, а не только мне и будущему моих детей. Верил, что «моторолла» не сопоставима с «баофенгом». Поэтому я цеплял в каждое ухо ракушку внутриушных динамиков, и запихивал за пазуху две радиостанции. При этом люк всегда держал открытым, что бы усики-антенки радиостанций были выше уровня люков. Обе они торчали у меня из-за шиворота. Я был зимой в летнем комбинезоне, так как в проем люка, что командира, что наводчика пролезть в зимнем очень трудно. А с радиостанцией за пазухой просто невозможно. Поэтому, как пингвин, я запихивал в люк сначала свое пузо, в легком комбезе. Затем на уровне головы опускал вниз в люк две радиостанции и только затем опускался сам. Соответственно из люка, без предварительного «стриптиза», я мог выставлять только голову.
НСВТ (12,7 мм пулемет на башне Т-64. — Ю.Б.) я никогда даже не заряжал, так как никогда не видел смысла в этом горе-пулемете с наведением через спонтанный редуктор и с управлением от бестолково торчащей ручки, взявшись за которую обязательно потеряешь локоть от отдачи пушки. Ездить с защитным экраном можно было только если ты на 90% уверен в МЗ (механизм заряжания танка — Ю.Б.) и при этом тебе не надо лезть к взрывателю (имеется в виду, что защитный экран в башне, защищающий от отдачи, не позволит в таком случае осуществить перезарядку орудия в механизме заряжания вручную в случае необходимости — Ю.Б.).
С двумя радиостанциями за пазухой было очень трудно снаряжать ПКТ (второй танковый пулемет, спаренный с стволом орудия — Ю.Б.). Так как… Так как танк ваш дерьмовый.
Но все эти муки были оправданными, потому что у меня была связь. И с пехотой и с командиром. Тогда даже один танк со связью был на вес золота.
Сверху на голову я одевал шлемофон, для связи с экипажем. Так что большую часть времени я просто хлопал себя по туловищу, ища тангенту для связи (переговорное устройство через которое идет общение — Ю.Б.). Выручало, конечно, что танк был один. Остальные отказывались садиться в этот гроб. Или садились, но потом терялись. Да и не было столько «моторолл». Нам вообще волонтеры купили.
И конечно уже тогда я ездил с планшетом! Даже с двумя. Естественно я выставлял его наружу, чтобы определить свое местоположение, и грел собственным телом, потому что экран жидкокристаллический замерзает (т.е. навигация шла через обычные спутники. — Ю.Б.). И еще на холоде быстрее разряжаются литиевые батареи.
Мне говорили — «Потерпи. Потерпи, Таиланд нам поможет» (новые танки «Оплот» поставлялись в Таиланд, танкисты рассчитывали также получить новые машины из этой поставки. — Ю.Б.). И четыре танка Т-84 в боксах, — они «внештатные» их трогать нельзя (Т-84 — вариант для Пакистана танка «Оплот», был принят на вооружение, несколько танков до сих пор стоят на заводе. — Ю.Б.). Они заводские. А ты, мол, потерпи. И я терпел. Волонтеры дали нам автомобиль легковой. Который всегда сопровождал танк. Мы никогда в активной фазе (во время активных боевых действий. — Ю.Б.) не оставляли танк в одном и том же месте. А расстояние до ночлега нам всегда сокращал волонтерский «джипик».
Я тогда верил. Все еще верил.
Зимой 2015-2016 года я узнал, что на Т-64 будут устанавливать современные радиостанции. Волнующий момент. Но … И к весне я уже не верил. Но все еще надеялся. Надеялся, что завод все же прислушается к просьбам и мольбам. Но оказалось, что «мотороллы» я должен устанавливать сам. Сам!!! Прикручивать саморезами радиостанцию к внутренней обшивке танка. Дальше — больше. Оказалось, что связь будет только с командиром танка, и что командиру танка нужно будет выбирать, с кем ему связываться — с экипажем или с командиром. Потому что канал внутренней связи занимала бессменная Р-123 (старая советская аналоговая станция — Ю.Б.), которую никто с танка снимать не собирался. Завод ХКБМ не давал документацию и не давал внести изменения в конструкцию танка. Оказалось, что умники с завода рекомендуют запитывать цифровую радиостанцию Моторолла от плафона освещения внутри танка. Оказалось, что на установку «моторолл» завод разрешения не дает. Именно поэтому «мотороллки» устанавливались на штатные антенны от Р-123. Завод не давал разрешения без предварительной оплаты прикрутить «мотороллу» к внутренней обшивке танка. И я как дурак пытался работать одновременно на двух радиостанциях. Что, разумеется, невозможно.
Представьте, каково мое было удивление, когда я не слышал собственного голоса в шлемофоне при передаче. То есть голос- то свой я слышал, но это вовсе не означало, что «моторолла» остается включенной. Любой перепад напряжения, даже такой как поворот командирской башенки, приводил к молчаливому отключению «мотороллы». И потерей связи с окружающими. Это было так подло, ведь ты не знал и не знаешь, работает рация или нет.
А еще я тушил танки. Горит ДЗ (динамическая защита танка, взрывчатое вещество, которое подрывается при попадании снарядов и своим взрывом гасит энергию снаряда противника. — Ю.Б.) Да, ДЗ «Контакт», которая стоит кучу денег, загорается от попаданий осколков и пуль. Особенно летом. Горит гексоген ярким белым пламенем. Горит потому что гексоген — это еще и ракетное топливо. В состав пластификатора в пластинах (динамическая защита в пластинах устанавливается. — Ю.Б.) ввели смолу, обычную углеводородную смолу. Она сразу начинала течь из-под пластин, текла с башни как раз в канавку вокруг погона башни и достаточно быстро поджигала другие пластины ДЗ. Уже через 10 минут танк загорался изнутри. Горели прежде всего наружные алюминиевые баки с остатками топлива и масла. Если не потушить ДЗ в первые пять минут, то танк сгорает. Танк теряется от простого обстрела с пулемета, из-за загорания ДЗ.
Да, в 2020 году я уже не верил, и говорил генералам, что это ваша армия, а не моя. Но все еще надеялся. Надеялся, что контракт с Таиландом, к выполнению которого я, как никто другой в Счастье (автор в то время находился на фронте в районе города Счастье — Ю.Б,) приложил ногу и душу, выполнение этого контракта, ДЕНЬГИ, часть малюсенькая, пойдут на доработку танков украинской армии, и в танк установят радиостанцию заводчики. Я просил только радиостанцию. Только радиостанцию.
Весной 2020 года, я уже и не верил и не надеялся. Но я тогда думал. Да, я думал, что опыт, который мы получили за два года, может быть востребован. Тактика, а главное логистика. Боеприпасы, оптика, люки. Все то, что невозможно выявить на полигоне. И что реально стоит денег.
Да, я был на встрече по развитию БТ (бронетехники. — Ю.Б.). Я даже возил в ГШ (Генеральный штаб ВСУ — Ю.Б.) японский бинокль со стабилизацией. Понимаете, я, стреляя с танка на расстояние свыше трех километров, вылазил из танка и наблюдал результаты через оптику класса БАК4 и класса БАК7. Потому что не то что в командирский прибор наблюдения, а даже в этот уродливый 1Г42 я ни черта на такой дальности не видел. В него ничего не видно.
Я вообще не пользовался НСВТ, а выходы планировал только на 250 патронов к ПКТ. Так как после установки «мотороллы», заменить короб с лентами очень сложно (пулемет НСВТ на крыше башни танка установлен открыто, патроны подаются из коробов, делать это очень неудобно — Ю.Б.). И терять обзорность на 5 минут в бою…. Да лучше я без пулемета буду.
Я им говорил, что для лучшей стрельбы я отключаю СУО (система управления огнем. — Ю.Б.). Так как стабилизатор не в состоянии справиться с неуравновешенной башней (башня Т-64 не уравновешена конструкционно, так как 2/3 веса приходится на фронтальную часть башни. Концепция малого заброневого пространства. — Ю.Б.). И снаряды, которых катастрофически мало в МЗ, при включенном СУО летят куда попало, если конечно не стреляешь на 1000 метров.
Я намного чаще стрелял без СУО и стрелял дублером. Так как нужно было менять положение взрывателя в зависимости от ситуации.
Да, тогда я думал, что огромный опыт поможет если не мне, то поможет им, заводчикам, заработать деньги. Потому что они смогут продать танк, как законченный продукт, уже с опытом применения в бою.
Я с улыбкой наблюдал, как они пытались установить в танк дорогущий тепловизор вместо ночника с ЭОП первого поколения. Но при этом совершенно не хотели снимать с танка фару «Луна». Да это такая огромная хрень во фронтальной плоскости башни, которая имеет смысл только с ночником первого поколения. Которых уже просто в природе нет. Тепловизор с фарой «Луной».
В феврале 2020 года я совершал марши в Марьинку, окраины Донецка. Тогда почему-то было очень холодно. Ночью едешь по полю исключительно по планшету. Едешь сверху, высунув туловище из люка. Поэтому обморожены пальцы, и после трех выездов я простудился, свалился с температурой под 40. Так как марши по 50 км за ночь и дежурство в поле в обнимку с этим танком для хоббитов. Но всегда, когда мы катались, всегда, противоположная сторона вела себя очень тихо. Так что делать это было нужно.
Из-за отвратительной обзорности я сбил высоковольтную опору при совершении ночного марша. Танк чудом не взорвался, танк искрил как рождественая елка. Меня придавило мачтой опоры ЛЭП, сломало ребро, и было обидно сдохнуть под мачтой в ночном поле.
А аналоговая ТПУ, если тряпчаный шлемофон намокает, начинает биться током. Это очень больно неприятно, когда твой шлемофон бьет тебя током по затылку.
Обзорность ночью нулевая. Связь так же теряется, так как кустарно установленные блоки ИП-1 (прибор посредник между ТПУ и мотороллой) отказывают при минус 10 градусах, а антенна от Р-123 имеет слишком большое сопротивление волны, что бы можно было использовать больше 10 Ватт передающей мощности из 40 Ватт, которые гарантирует прекрасная «Моторолла».
В 2017-м ХКБМ напомнил о своем существовании. Таким себе комплексом «меншовартости». Был танковый биатлон в Европе. И туда послали 4 танка. И конечно на эти танки в течении двух недель (!!!) установили и радиостанции и новое ТПУ, цифровое. Даже планшет навигации установили. Все это они проделали за неделю. За неделю для показухи они установили все то, о чем их просили в течении трех последних лет.
Скажите мне, почему я должен отдать маразматикам 5 млн долларов за ОДИН танк Оплот, если на эти деньги я могу восстановить 10 таких же точно танков и плюс к этому еще и взвод обеспечения нанять с техникой. Полностью.
Ладно тайцев они обманули, хрен с ним. Но как они собираются обманывать меня? Ведь я и есть потребитель их техники. Я потребитель. И я не вижу ни какой разницы между «Оплотом» и Т-64!
А какая может быть разница?
1 Вооружение одинаковое
2 СУО одинаковая
3 Энерговооруженность одинаковая
4 Защита? Да, защита «Оплота» лучше. Но это только против НАТОвских боеприпасов. Защита «Оплота» лучше только против бронебойно-подкалиберных длинных снарядов. Но ни у нас, ни у русских их нет. Нет таких боеприпасов ни у нас, ни у «сепаров». Мы все стреляем ОФ. Осколочно-фугасными. А для этого типа снарядов ДЗ роли не играет. Даже наоборот. ДЗ «Контакт», пластины которой имеют массу гексогена в одной пластине меньше чем 400 грамм не могут сдетонировать от теплового расширения. А вот если гекса будет больше в одном куске, то тушить такую ДЗ станет невозможно. Он будет детонировать. И, конечно, убьет пожарника.
А чем «Оплот» лучше Т-64?? Ничем он не лучше.
А чем «Оплот» лучше 100 (ста танков) Т-64БВ, восстановленных за те же деньги (это средний бюджет дефектовки и восстановления)?
Если мы говорим о модернизации танков и танков для АТО то первое, что страна должна сделать:
1. Это отобрать авторские права на танк Т-64. Реквизировать. Потому что нынешнее руководство ХКБМ Малышева ни какого отношения к тому танку не имеет. Если вы, в данном случае я говорю об руководстве страны, смогли в 2014 году реквизировать школьные автобусы для нужд АТО, забирали у детей. То что вам, руководству страны, мешает забрать танк у людей, умственные способности которых уже давно вернулись в дошкольный возраст. Заберите, реквизируйте авторские права на документацию танка Т-64. Заберите у этих маразматиков документацию
2. И дайте компаниям с различным видом собственности возможность модернизации парка танков Украины. У вас как минимум два танкоремонтных завода. И полно ателье, которые могут и хотят работать с бронесталями.
Что надо изменить в Т-64:
1. Связь и обзорность. Связь и Обзорность. Связь и обзорность.
2. Затем нужно поменять люки. Это простые модули, которые не имеют военной тайны.
3. Следующий шаг — это новая башня. Та что есть — она никуда не годится. Башня должна быть:
— сварной из конструкционной бронестали. Башня должна иметь возможность навешивать тяжелое бронирование с программируемым разрушением.
— Башня должна быть уравновешенная. Цапфы пушки должны быть за погоном башни.
— Башня должна иметь вышибные панели
Посмотрите, как раскачивается неуравновешенная башня и какие углы увода пушки от линии прицеливания даже на такой скорости и дальности смотрите, и учтите, на «Оплоте» башня еще более тяжелая и все так же неуравновешенная, а система стабилизации и орудия и линии прицеливания абсолютно аналогичная танку Т-64. Абсолютно!!! СУО (система управления огнем — Ю.Б.) у них одинаковые.
На танках т-64 и их последышей, сделать уравновешенную башню не позволяет концепция- будет перегреваться двигатель банально не хватит электричества от слабого генератора.
Для этого не нужна секретность. Не нужна. Но и ХКБМ для этого тем более не нужен. ХКБМ, в том виде что есть, только вредит.
Прошло три года. Я уже и забыл об ХКБМ. Но за это время китайцы сделали приличный танк. И вытеснили маразматиков с рынков третьих стран. Навсегда. Вот они и вспомнили обо мне. И теперь хотят продать мне свой менталитет задорого.
Да вы мне нахрен не нужны. От слова вообще. И «Оплот» ваш себе заберите.
Потому что «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти».
Читайте Фразу в Google News (нажать «Подписаться»)