Основные функции подвески
Устройство подвески
Подвеска любого современного автомобиля призвана выполнять несколько основных функций:
- Соединение мостов и колёс с основной несущей системой – рамой и кузовом.
- Передача крутящего момента от двигателя и основной несущей силы.
- Обеспечение необходимой плавности хода.
- Сглаживание дорожных неровностей.
Все производители работают над повышением эффективности, надёжности и прочности подвески, внедряя более продвинутые решения.
Типы подвесок
Рассмотрим наиболее распространенные типы подвесок автомобиля.
Подвеска зависимого типа
Самая старый тип подвесок, зависимая подвеска применяется и сегодня, а ее главной отличительной особенностью неизменно остается достаточно жесткая связь колесных осей посредством простой балки или картера моста. Изначально в качестве направляющих и упругих элементов применялись рессоры, но в современных автомобилях связующая колеса поперечина фиксируется двумя продольными рычагами и поперечной тягой, которая воспринимает боковые силы. Используется на задней оси переднеприводных бюджетных автомобилей, а также многих внедорожников.
Принято считать, что кроме невысокой стоимости, простоты использования преимуществами зависимая подвеска автомобиля не обладает – это совершенно не так. Ее плюсы – небольшой вес, если разговор идет о ведомой оси, достаточно высокий центр поперечного крена и самое главное – постоянство развала и колеи. Независимо от крена и раскачки на ровной дороге угол наклона колес к дорожной поверхности не изменяется, это значит, что в любых режимах машина имеет наилучшее сцепление с поверхностью. Хотелось бы сказать, что больше ни одна подвеска не может похвастаться подобными свойствами.
К сожалению, ситуация ухудшается на плохом дорожном покрытии – провал колеса в яму способствует изменению развала другого, а это уменьшает сцепные свойства. При движении прямо это не сильно ощутимо, но при повороте может привести к неожиданному заносу.
Также существуют значительные проблемы с управляемостью автомобиля. Разнонаправленный ход колес происходит с поворотом балки моста, что провоцирует плохую поворачиваемость и полное отсутствие стабильности на прямой. Также здесь тяга Панара дергает ось влево-вправо, что ухудшает ситуацию.
К счастью, это поправимо. Для того чтобы поперечина перестала разворачиваться, с каждой стороны вместо одного продольного рычага можно использовать два, расположенных по системе механизма Уатта. Устранить проблему осевых смещений поможет монтаж продольного рычага, удерживающего балку по центру вместо тяги Панара. Но на практике становится ясно, что такое изменение бессмысленно – конструкция заметно усложняется и требует больше места в высоту. А ведь главная область применения подвески зависимого типа – бюджетные автомобили.
Типичным представителем данной конструкции может быть задняя подвеска с винтовыми цилиндрическими пружинами в роли упругих элементов. В качестве примера можно рассмотреть конструкцию задних подвесок классических моделей «Жигули». Здесь с помощью двух винтовых пружин балка заднего моста «подвешивается», а также дополнительно прикрепляется к кузову автомобиля благодаря четырем продольным рычагам. Вдобавок к этому для увеличения плавности хода, повышения управляемости и уменьшения крена кузова при поворотах монтируется реактивная поперечная штанга.
Устройство передней подвески
Все элементы, которые используются при создании подвески, можно разделить на нижеприведенные классы:
- Обеспечивающие упругость.
- Для гашения неровностей дорожного покрытия.
- Для распределения направления воздействия сил.
- Для стабилизации автомобиля, улучшения его показателя устойчивости на дороге.
Можно выделить следующие элементы, которые обеспечивают упругость:
- Пружины используются на всех легковых автомобилях при создании передней подвески. Несмотря на простоту конструкции рассматриваемого элемента, он бывает двух типов: с постоянной и переменной жесткостью. Эти эксплуатационные качества достигаются путем изменения толщины витков. В центре есть отбойник, который необходим для гашения удара, если пружина сжата максимально.
- Пневмогидравлическая или пневматическая система работает за счет сжатого воздуха или специальной жидкости. Подобная система используется довольно редко, однако ее особенности работы позволяют обеспечить комфортное передвижение даже при плохом качестве дорожного покрытия. Также стоит отметить, что рассматриваемая система позволяет проводить настройку параметров подвески: жесткость, клиренс и другие показатели.
- Торсионы представляют собой особую трубу из металла, внутри которой установлен стержень. Перед установкой его накручивают, раскручивание ограничивается рычагами, амортизатором и другими элементами конструкции.
Полезное: Форсунки впрыска топлива. Виды форсунок.
Элементами, которые служат для распределения силы, можно назвать различные типы рычагов. Они определяют правильное расположение колес и определенную передачу усилий от колес на кузов.
Гасящие элементы конструкции предназначены для повышения комфорта водителя и пассажиров во время движения. Они создают силу противодействия пружинам. Зачастую в качестве гасящего устройства используется амортизатор. Он может быть пневматическим или гидравлическим (в качестве рабочей жидкости используется масло).
Независимая подвеска
Имеет независимую связь между колёсами и более сложную конструкцию. Примером служит подвеска на продольных рычагах. Колесо присоединяется к рычагу и крепится шарнирами к кузову. При этом довольно прочный продольный рычаг с широкой опорной базой обуславливает чёткую параллельность колёс. Втулки уменьшают удары, наклоны на поворотах происходят одновременно с кузовом, центр крена располагается вровень с дорогой. Автомобиль стабильно управляем на прямой дороге, но при повороте скорость надо занижать.
Пять признаков того, что пришло время проверить подвеску
Увеличилась жесткость во время езды
Если во время вождения вы начинаете чувствовать, что при каждом небольшом ударе по дороге ощущаются жесткие толчки в кузов, это означает, что с амортизаторами появились проблемы .
Машину «стягивает» на повороте
С подвеской не все в порядке, если вы чувствуете, что автомобиль «стягивает» на поворотах. Это означает, что амортизаторы больше не могут поддерживать стабильность кузова автомобиля во время центробежных нагрузок, образующихся при прохождении виража. Это увеличивает риск потери контроля и опрокидывания.