Основные признаки неисправности коробки передач (механика)


Коробка передач является одним из наиболее важных узлов транспортного средства. Без нормального функционирования данного элемента езда на автомобиле будет не просто затрудненной, но и может привести к различным непредвиденным ситуациям, которые несут угрозу жизни и здоровью водителя, пассажиров, а также других участников дорожного движения. Именно поэтому важно вовремя выявить неисправность коробки передач.

Об основных признаках износа синхронизаторов в МКПП и остальных поломках узла мы и поговорим сейчас.

Особенности работы механизма

Прежде чем обсуждать признаки неисправности коробки передач, следует понять, как данный узел функционирует вообще. Предназначение КПП сводится к тому, чтобы изменять крутящий момент, а также передавать его от силового агрегата на колеса. С помощью коробки передач можно на неограниченный срок разобщать эти элементы.

В случае механической трансмиссии крутящий момент меняется поступенно (роль ступени играют две взаимодействующие шестерни). При этом для каждой ступени характерен свой показатель передаточного числа. Когда водитель меняет положение рычага, шестерни двигаются по валам, после чего сцепляются друг с другом. Именно это и позволяет осуществлять изменение режимов работы транспортного средства. Неисправности МКПП приводят к тому, что автомобиль становится непригодным для эксплуатации, или же его использование будет затрудненным.

Самостоятельный ремонт МКПП

Необходимость провести ремонт механической коробки передач (своими руками или на СТО) возникает в том случае, когда исключены все перечисленные выше причины, по которым могут возникать сбои в работе агрегата. Простыми словами, если сцепление и уровень масла в норме, а также нет проблем с механизмами выбора и включения передачи, тогда сама коробка передач нуждается в ремонте.

Еще на проблемы именно с КПП указывают определенные признаки (например, передачи не переключаются, не включаются только отдельные передачи, проблемы четко выражены на конкретной одной или двух передачах, передачу «выбивает» на ходу и т.д.).

Такие симптомы могут говорить о том, что изношены шестерни, подшипники, синхронизаторы КПП и т.д. В любом случае, коробку нужно снимать, выполнять разборку, дефектовку и последующий ремонт.

При наличии гаража, инструментов и опыта вполне можно самостоятельно выполнить ремонт МКПП. Желательно также выполнять работы с помощником, так как процесс демонтажа, а также разборки и сборки КПП достаточно сложный и трудоемкий. В общих чертах:

  • Для снятия МКПП с автомобиля нужно отсоединить все элементы, подключенные к агрегату (тросы, планки и т.д.);
  • Затем потребуется слить масло из коробки передач;
  • Далее под колеса ставятся противооткатные упоры, отсоединяются клеммы АКБ;
  • Теперь снимаются все элементы, которые могут мешать при снятии коробки;
  • Далее под ДВС и КПП ставятся подпоры, чтобы тяжелые агрегаты не сорвало под собственным весом при проведении демонтажа;
  • На авто с передним приводом требуется снять колеса и затем шрусы. На заднеприводных машинах снимается карданный вал;
  • Далее коробка снимается с опорных подушек и отсоединяется от мотора;
  • После демонтажа коробку нужно очистить от грязи, затем производится разборка агрегата. Сначала снимается «колокол», откручивается крышка пятой передачи;
  • В рамках проведения дефектовки нужно обратить внимание на вилку передач, так как при заметных признаках износа нужна замена элемента;
  • Также извлекаются валы, шестерни и шлицы осматриваются на предмет выработки и повреждений. Изношенные детали требуют замены;
  • Часто замена деталей в механической коробке передач сопровождается установкой новых шестерней, подшипников, валов и ряда других элементов, так как без явных повреждений визуально их состояние определить трудно. Все детали проверяются на биение;
  • После того, как переборка коробки окончена, осуществляется сборка и установка МКПП на машину. Данные действия выполняются в порядке, обратном снятию. Также нужно помнить, что при сборке в места соединений деталей и элементов наносится герметик (например, перед закрытием крышек, при установке поддона КПП и т.д.).

Статья в тему: Моторесурс дизельного двигателя – считаем время «жизни» автомобиля

Что приводит к поломке узла

Как правило, неисправности КПП возникают в случае:

  • неправильной эксплуатации транспортного средства (некачественное масло, резкое переключение рычага, агрессивная езда);
  • естественного износа;
  • некачественного ремонта (включая и использование неоригинальных комплектующих);
  • механических повреждений.

Все это может привести к тому, что возникнут неисправности механической коробки передач.

Шум в коробке передач

Самый распространенный симптом поломки. Как правило, к неполадке приводит:

  • низкий уровень масла. В результате, смазка не осуществляется должным образом, элементы узла трутся, что и вызывает вой. Если вы услышали шумы через несколько сотен тысяч км пробега, то это естественный процесс, так что просто долейте масла;
  • поломка подшипника (в этом случае звук появляется при нажатии сцепления);
  • износ шестерней. Тут необходимо полностью менять запчасти, ремонту шестерни не подлежат;
  • выработка ресурса дифференциала. Понять об этом можно по вибрации КПП на высоких скоростях.

Стоит также отметить, что некоторые модели ВАЗ выпускаются с дефектом, который приводит к возникновению посторонних звуков в коробке.

Как самостоятельно проверить коробку передач

Думаю, это очевидно, что перед покупкой автомобиля (не важно какого: нового или подержанного), необходимо проверить все основные функции и механизмы.

Если речь идет о механике (механической коробке переключения передач), то тут в общем-то все достаточно просто и понятно. Покупателю достаточно проехать за рулем и поочередно переключить все передачи. При этом необходимо внимательно все слушать и понимать тактильно — все ли работает правильно, нет ли лишних шумов и биений.

Если вы что-то услышали или почувствовали в руку — принимать решение только вам, купить данную машину или нет. Ремонт может потребоваться (а он потребуется, если вы что-то услышали) пустячный, а может придется заменить половину деталей. В любом случае, если вы все-таки решили покупать, выявленные недостатки можно обговорить с владельцем автомобиля в плане снижения фактической цены.

С автоматической коробкой (АКПП) дела обстоят посложнее. Оно и понятно, ведь механизм такого устройства достаточно сложный. Детали все подогнаны очень-очень точно. И если есть сомнения в состоянии АКПП, тут нужно как следует призадуматься. Ведь даже после ремонта такая коробка не станет даже близко похожей по техническому состоянию на новую коробку.

В общем-то АКПП достаточно долговечны и надежны. Но с дуру можно что хочешь поломать. Автоматическая коробка не исключение. Стоит побуксовать в сугробе или луже минут пятнадцать-двадцать — и адью! Коробка будет испорчена.

Поэтому перед покупкой стоит все же произвести проверку АКПП доступными способами. Первым делом стоит уточнить наличие сервисной книжки. Если авто пригнали из Европы, таковая должна быть. Там можно узнать о будущей покупке буквально все: техническое состояние, количество ремонтов, был ли автомобиль в аварии и многое другое.

Следующим этапом будет проверка уровня масла и его состояние. Заведем авто и дадим двигателю поработать. Замерим специальным щупом уровень масла. В идеале — уровень должен быть на золотой средине. Проверим состояние масла. Каплю масла со щупа отправьте себе на ноготь большого пальца руки. Наклоните палец градусов на тридцать. Капля очень медленно должна начать сползать.

Теперь рассмотрите цвет и консистенцию. Хорошее масло должно быть янтарно-красноватого цвета. Если масло серое или черное, если в смазке прослеживаются металлические вкрапления — такой автомобиль лучше всего не приобретать.

Проверьте правильность переключения передач вол время поездки. Убедитесь, что в коробке передач нет пробуксовки.

Покупаем вдумчиво

Нужно понимать, что даже если вам очень сильно приглянулся автомобиль, но в нем имеется какая-то пускай даже одна сомнительная деталь, покупать такое авто все же не стоит. Не поддавайтесь эмоциям и выбирайте скрупулёзно. Потом вы собой будете гордиться.

Проблемы с переключением коробки

Такие признаки неисправности механической коробки передач свидетельствуют о дефектах синхронизатора. В то же время, не стоит спешить с ремонтом узла. Сначала стоит проверить исправность механизма выбора ступеней, а также сцепления. Кроме того, к проблемам с переключением может привести:

  • заедание тросика;
  • плохо отрегулированный механизм выбора скоростей;
  • люфт кулисы рычага.

Также будет интересно: Лучшее средство для промывки инжектора

При обнаружении подобных неисправностей лучше сразу отправиться в сервисный центр. Если продолжать ездить с поломкой, очень скоро это приведет к полной выработке ресурса синхронизаторов.

Кроме того, во время разборки узла следует присмотреться к шестерням, муфтам и вилкам.

Особенности коробки передач

Принято считать, что с «механикой» все просто, а вот автоматическая коробка передач потребует больше усилий. Еще до проверки нужно найти квалифицированного специалиста.

Секрет – в особенностях устройства. Классическая «автоматика» необходима только в максимальном облегчении вождения, соответственно особенностей здесь больше, и их строение сложнее.

К примеру, если пробег не такой существенный, а АКПП не ремонтировалась спустя каждые 50-60 тыс. км., тогда и шансы другие. То есть, возможность установления исправности состояния трансмиссии более чем высокая.

Основное условие – применение оригинальных трансмиссионных составов. Также нужно регулярно заменять фильтр АКПП.

Эти детали легко проверить своими силами, для этого не требуется излишних познаний и усилий, но внимательность со стороны проверяющего все же необходима.

Многие уверены, что могут сами произвести проверку. Это возможно, но если хочется, чтобы результат был высоким, лучше предпринять некие меры. Как вариант, договориться о проверке до покупки. Это объективная просьба, отказ в ней будет подозрительным.

Передачу выбивает

В случае стачивания шлицов муфты и зубцов на шестернях, при отпускании педали акселератора возможно самопроизвольное выключение передачи. При подобной неисправности коробки передач следует проверить:

  • правильность установки подшипника промежуточного вала;
  • шток и вилки переключения скоростей;
  • подушку коробки передач (при износе она будет смещаться);
  • трос;
  • крепление корпуса (возможно, оно ослабилось).

Сборка и установка МКПП на автомобиль

Сборка и установка МКПП проходит в обратной последовательности разборке. Нюансы, на которые стоит обратить внимание:

  1. Когда устанавливается муфта, не стоит забывать про стопор;
  2. Подшипники устанавливаются соответственно пазов и проточки;
  3. Коробку нужно очистить от грязи и промазать края герметиком, перед тем, как закрыть крышку.

Будет полезно: Как натянуть цепь ваз 2107 карбюратор

Ремонт МКПП – процедура достаточно сложная, но нужно помнить, что многие гаражные умельцы перебирают даже АКПП, что существенно труднее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]