Адсорбер. Что это такое в машине, для чего нужен, на что влияет и какие основные признаки неисправности

Современная автомобильная промышленность предлагает миру автолюбителей большое разнообразие транспортных средств, позволяющих осуществить любые задачи, связанные с транспортировкой. Причем автомобили отличаются друг от друга не только внешне. У каждого автомобилиста свое представление того, какой должна быть самая лучшая машина. И чаще всего ключевое значение имеет именно техническая часть транспорта.

Под капотом современный автомобиль получает двигатель внутреннего сгорания, работающий от бензина или на дизтопливе. С повышением экологических стандартов производители не только делают силовые агрегаты с более чистым выхлопом, но также разрабатывают разные варианты электромобилей и гибридов. Однако это тема для другого обзора. Сейчас сделаем акцент на одной особенности эксплуатации авто, силовой агрегат которого работает на бензине.

Большинству автомобилистов известно, что бензин очень быстро испаряется. Даже если топливо находится в закрытой емкости, как только она открывается, его пары выходят в атмосферу. По этой причине даже если машина крайне редко ездит, полный бак постепенно пустеет.

Чтобы топливо оставалось в бензобаке, и в атмосферу не попадало большое количество паров бензина, в резервуаре устанавливается система EVAP, или адсорбер. Рассмотрим, зачем она нужна в машине, если в старых авто ее не было. Также обсудим принцип работы, как происходит очистка и как распознать неисправности системы.

Что такое адсорбер и система EVAP

Вначале разберемся в терминологии. Адсорбер, или система EVAP, это своего рода автомобильный сепаратор, который очищает воздух, выходящий из бензобака, от паров бензина. Это устройство предотвращает непосредственный контакт воздуха в баке с атмосферой. В самом простом исполнении это обычный угольный фильтр, который входит в систему улавливания бензиновых паров (EVAP).

Данная система является обязательной для любого современного автомобиля. Некоторые автомобилисты ошибочно называют ее абсорбер. Хотя принцип этих систем и схож, все же для автомобилей используются именно адсорберы. Причина заключается в тонкостях процесса очистки поступающих в систему газов.

Абсорбер поглощает неприятные запахи, содержащиеся в потоке, путем фильтрации через жидкое вещество, сквозь которое пропускается газ, нуждающийся в очистке. Такое устройство также оснащается отстойником и системой очистки жидкости для дальнейшей работы системы. Особенность такой установки заключается в том, что чистка происходит за счет поглощения потока всем объемом фильтра. Сложность конструкции и всего процесса очищения не дает возможность использовать абсорберы в автомобилях. В основном их применяют на производственных мощностях, работа которых связана с массивными выбросами грязного воздуха в атмосферу.

Адсорбер тоже удаляет из воздуха загрязнитель, только делает это на основе поверхностного поглощения. Это значит, что вся жидкая составляющая паров бензина конденсируется на поверхности сепаратора, и возвращается в бензобак. Воздух очищается путем подачи во впускной коллектор для удаления в цилиндре вместе со сгорающей воздушно-топливной смесью. По сути, это небольшой самоочищающийся сепаратор с фильтром-отстойником.

Как отключить или удалить адсорбер на машине и нужно ли перепрошивать ЭБУ?

Нужно понимать, что при удалении адсорбера отключается электромагнитный клапан, который напрямую связан с контролером и управляется последним.

Это приведет к появлению ошибки p0443, про которую мы уже упоминали выше. Также глушатся трубки, в частности та, которая идет к впускному коллектору.

В чем недостаток такого отключения?

Дело в том, что через трубку, которая идет к впускному коллектору, воздух подсасывается постоянно, даже в режиме холостого хода происходит, так называемая, малая продувка адсорбера. На высоких оборотах от 1500 – 2000 и выше — большая продувка.

В прошивке ЭБУ постоянный подсос воздуха и поступление паров топлива учтены при формировании топливовоздушной смеси несмотря на то, что все это идет мимо датчика массового расхода воздуха, про причины неисправности которого можно узнать перейдя по ссылке.

Если заглушить патрубок, что многие и делают, определенное количество воздуха не будет поступать во впускной коллектор минуя ЭБУ, но последний их все равно учитывает.

Т.е., контролер учитывает один объем воздуха, а реально заходит другой (меньший). В результате количество топлива формируется ЭБУ исходя из большего количества воздуха, чем поступает. Приводит это к переобогащению топливовоздушной смеси.

В итоге двигатель работает некорректно, потому что смесь постоянно переобогащается там, где это нужно и не нужно, повышается расход топлива.

Также стоит поговорить и про переходной режим работы мотора, который может проявить себя при подъезде к перекрестку, светофору, лежащему полицейскому, в момент, когда сбрасывается газ.

В этот момент может произойти провал — снижение оборотов ниже холостых. Мотор как бы захлебывается, ему не хватает воздуха, причина — переобогащенная смесь. Через несколько секунд ситуация решается за счет электроники.

Поэтому правильным будет отключить адсорбер следующими способами:

  1. После удаления устройства в трубку, которая идет напрямую мимо ДМРВ установить жиклер диаметром 1 мм. Это хоть частично, но решит проблему, так как поступать будет дозированно только воздух без паров бензина.

  2. Перепрошивается ЭБУ (сложно). При невозможности убрать ошибку Check может понадобиться чип-тюнинг двигателя, а это дорого.
  3. Демонтаж всей системы кроме электромагнитного клапана, который работает в холостую.
  4. Установкой резистора (эмуляция клапана) в электрическую цепь на 200 – 250 Ом и 2 ватта. Для этого сгибаем ножки резистора и вставляем в фишку клапана. Закрепляем все изолентой. Но не всегда это помогает.

Как отключить адсорбер на ВАЗ 2110, 2112, 2114

Учитывая рекомендации выше делаем следящее:

  1. Отключите разъем питания от клапана.
  2. Отсоедините все патрубки от адсорбера и демонтируйте последний вместе с креплением.
  3. Закрепляем клапан в месте, куда достанет штекер с проводами и патрубки.
  4. На нижний штуцер подключите шланг с топливным фильтром (смотрите фото ниже).
  5. К торцевому верхнему штуцеру – подключаем патрубок, идущий к впускному коллектору.
  6. На патрубок, идущий в бак, одеваем еще один фильтр, аналогичный первому.

При такой схеме, когда клапан открывается в систему заходит чистый воздух, правда без паров бензина.

Исключаем клапан

Этот способ еще проще. Все демонтируем, включая и клапан. На патрубок, идущий из бензобака, одеваем топливный фильтр, а патрубок, идущий к впускному коллектору, глушим болтом с хомутом.

Последствия такого способа описаны выше, но этот способ тоже имеет право на жизнь.

Что касается Приоры, Гранты, Лада Ларгус, Газели и других автомобилей, то отключается absorber у них аналогичными способами, которые описаны выше.

Toyota Chaser

Стоит рассмотреть одну из иномарок, к примеру, Toyota Chaser.

Принцип отключения схожий с предыдущими:

  1. Найдите клапан адсорбера. Он находится возле датчика массового расхода воздуха на корпусе воздушного фильтра.
  2. Отключите от него фишку с проводами и все патрубки (может загореться Check на панели приборов).
  3. Найдите адсорбер, отсоедините от него патрубки и заглушите.
  4. Отсоедините от дроссельного узла патрубок, идущий к клапану, и заглушите его болтом с хомутом.
  5. На патрубок, идущий к баку, оденьте топливный фильтр от карбюраторного ВАЗа.

В чем подвох перепрошивки с Евро 4 на Евро 2

Многие перепрашивают ЭБУ с Euro-4 на Euro-2, как правило делают это при удалении катализатора и установки обманки. В этот момент может произойти (специально или случайно) отключение клапана адсорбера и ЭБУ не управляет последним и никак его не контролирует.

В итоге при неисправности клапана двигатель будет работать с перебоями, а ошибка не высветится на панели приборов. Чтобы в этом убедиться отключите клапан и понаблюдайте за работой мотора.

Если версия подтвердилась, заглушите патрубки адсорбера и отключите клапан, контролер все равно им не управляет.

Зачем нужен адсорбер?

Первая разработка автомобильного адсорбера появилась, как дополнительная система, которая повышала экологичность машины. Благодаря этому устройству и модернизации силового агрегата авто могло соответствовать экостандарту Евро2. Сама по себе данная система не нужна для лучшей работы мотора. Если правильно настроить впрыск бензина, выставить зажигание и оснастить автомобиль катализатором, то транспортное средство будет соответствовать более жестким экологическим нормам.

В карбюраторных моторах данная система не использовалась. По этой причине возле старой машины постоянно стоит запах бензина. Если транспорт хранится на улице, то это мало заметно. А вот уже в гараже рядом с таким авто долго находиться уже невозможно без признаков отравления парами бензина.

С появлением инжекторных ДВС адсорбер – неотъемлемый элемент любого автомобиля. Дело в том, что окружающую среду загрязняет не только удаление отработанных газов через выхлопную трубу. Пары бензина тоже попадают в воздух, и даже самый качественный мотор с современной системой очистки выхлопных газов без данной системы очистки паров, образующихся в бензобаке, не будет соответствовать высоким требованиям экологических протоколов.

С одной стороны, можно было бы закрыть бензобак герметично, и проблема решена – испарения не попадают в окружающую среду. Однако это не означало бы, что бензин прекратит испаряться. Как результат, в герметичном резервуаре (особенно в жаркий период года) будет повышаться давление. Для топливной системы этот процесс нежелателен. По этой причине в резервуаре обязательно должна быть вентиляция.

Получается замкнутый круг: бак нельзя закрывать герметично, чтобы испарения бензина не повышали в нем давление, но если обеспечить в нем вентиляцию, эти же пары неизбежно попадают в атмосферу. Как раз и назначение адсорбера в том, чтобы давление в баке поддерживалось на уровне атмосферного, но при этом окружающая среда не загрязнялась вредными испарениями.

Помимо беспокойств о чистоте окружающей среды автопроизводители повысили безопасность самих автомобилей. Дело в том, что когда машина хранится в гараже, без адсорбера воздух возле нее будет пропитан токсичными парами. Неизбежно этот воздух попадает и в салон транспортного средства. Даже при открытых окнах во время езды потребуется время, чтобы эти летучие вещества выветрились. Из-за этого водитель, а также все пассажиры частично вдыхают загрязненный воздух, и травятся.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]