Схема проводки ИЖ Планета 5: особенности головного света, генератора и контрольных приборов


В 1980 году на Ижевском машиностроительном заводе был запущен для серийного производства дорожный мотоцикл ИЖ Юпитер 4. Четвертое поколение сменило на конвейере своего предшественника Иж Юпитер 3 и выпускалось до 1986 года.

Юпитер 4 мог уверенно передвигаться по дорогам с любым покрытием, а ключевой его особенностью была возможность совместной эксплуатации с пассажирским боковым прицепом, что позволяло сразу перевозить двух пассажиров или использовать прицеп для транспортировки небольших грузов.

Именно увеличенная пассажировместимость стала важной составляющей популярности мотоциклов. Кроме того, он обладал следующими достоинствами:

  • хорошие динамические характеристики;
  • простота в ремонте;
  • высокая проходимость;
  • доступная цена;
  • высокая надежность;
  • низкая восприимчивость к качеству топлива.

К существовавшим недостаткам ИЖ Юпитер 4, по отзывам владельцев, следует отнести:

  • низкое качество сборки на заводе (не затянуты соединения, плохие контакты, протечки масла);
  • нарушение синхронизации в работе цилиндров мотора;
  • неудачная схема электропроводки;
  • частые перегревы мотора при полной загрузке в теплое время.

Но за счет соответствующих достоинств мотоцикл пользовался наибольшей популярностью у сельских жителей, как универсальное транспортное средство.

Особенности мотоцикла

Мотоцикл ИЖ Планте 5 имеет оригинальное название ИЖ 7.107. Также как и ИЖ 6, он относится к среднему классу мототехники, предназначен для передвижения по дорогам с любым покрытием. Главной особенностью является использование масляного насоса, при заправке нет необходимости добавлять масло в бак, а также бесконтактная система зажигания, которая работает независимо от АКБ.

Появилась возможность заводить мотоцикл с толкача. Для этого нужно включить зажигание, вторую скорость и, при толкании байка вперед, заводится двигатель. Правда, без аккумулятора эксплуатация возможна лишь в светлое время суток.

Пятая Планета может дополняться грузовым прицепом и пассажирской коляской. Для снижения усилий выключения сцепления байк имеет муфту сцепления из 7 пар дисков. На ребрах цилиндра установлены виброгасители. Важная особенность этой серии – наличие гидропневматической подвески с дисковыми тормозами, которые способствовали плавности хода. Мощность составляет 22 лошадиных сил, максимально возможная скорость – 120 км/ч. Объем двухтактного одноцилиндрового двигателя — 346 см3. Силовой агрегат имеет хорошую тягу на малых оборотах.

Технические показатели мотоцикла

Несмотря на отдельные недоработки в электросхеме мотоцикла, его конструкция, достоинства и технические характеристики являлись основными факторами популярности ИЖ Юпитер 4. Среди ключевых характеристик и параметров необходимо выделить:

  1. Пассажировместимость – 3 чел.
  2. Двигатель: тип – бензиновый двухтактный,
  3. топливо – смесь бензина с маслом (1/33),
  4. тип смазки – смешанный,
  5. способ охлаждения – воздушный,
  6. количество цилиндров – 2,
  7. объем – 0,35 л,
  8. мощность – 28,0 л. с.
  • Размеры с коляской:
      длина – 2,17 м,
  • ширина – 1,70 м
  • высота – 1,17 м,
  • колесная база – 1,45 м,
  • клиренс – 0,135 м.
  • Коробка передач:
      тип – механический,
  • количество передач: передние – 4,
  • задняя – 1,
  • механизм включения передачи – ножная педаль.
  • Общие данные (в скобках для варианта с прицепом):
      вес – 0,17 т (0,26 т),
  • максимальная скорость – 125,0 км/ч (95,0 км/ч),
  • расход топлива (норма) – 6,3 л на 100 км (7,6 л/100 км),
  • размер колес – 3,50?18″.
  • Электрооборудование ИЖ Планета 5

    На мотоциклах ИЖ 3, 4, 5 и 6 установлено 12-ти вольтовое электрообоорудование. Проводка ИЖ Планета 3 и 5 состоит из стандартных ламп накаливания номиналом 12 Вольт, набора приборов и выключателей.

    Электропроводка однопроводная, минусового провода нет, его роль выполняет рама байка. Планета 4 аналогична схеме электрооборудования Планета 5.

    Электросхема включает в себя такие основные компоненты:

    • генератор;
    • повороты и габаритное освещение;
    • головной свет;
    • бесконтактную систему зажигания.

    Источником питания на мотоциклах ИЖ как 5, так и шестерки является аккумуляторная батарея и 3-х фазный генератор переменного тока. В генераторе переменный электроток с обмоток подается на выпрямитель, и преобразуется в постоянный ток. Через замок зажигания электропитание поступает всем потребителям (автор видео — altevaa TV).

    Цепь головного света мотоцикла ИЖ Планета 5 состоит из: лампочки головного света фары, синей контрольная лампочки включения, лампочки стояночного света, лампочки заднего стоп-сигнала.

    На байке стоят следующие контрольные приборы:

    • тахометр, на котором находятся контрольные лампочки головного света и поворотов;
    • спидометр, показывающий общий и суточный километраж;
    • указатель температуры силового двигателя;
    • вольтметр.

    Двигатель ИЖ Юпитер

    В 1961 году выпущен Ижевский мотоцикл под названием Юпитер. Появилось новое семейство ИЖ Юпитер. Конструкция схожа с мотоциклом ИЖ-56 выпускаемым ранее. Существенным отличием его является установка двухцилиндрового двигателя. Кроме того, внесены некоторые изменения в муфту сцепления, устройство переключения передач и электрооборудование. В передней части картера находятся две кривошипные камеры, а в задней размещена коробка передач. Кривошипные камеры закрыты крышками и в каждой из них установлены коленчатые валы на шарикоподшипниках, которые предохранены от осевого смещения стопорными кольцами. Полуоси коленчатых валов уплотнены сальниками. Под левой крышкой картера установленной на прокладке, размещаются передняя цепная передача, сцепление и пусковой механизм. Коленчатые валы соединены между собой выносным маховиком. На конусе полуоси правого коленчатого вала устанавливаются ротор генератора и кулачок прерывателя. Корпус генератора установлен на картере. Поршни двигателя соединены с шатунами коленчатых валов с помощью поршневых пальцев, которые предохранены от осевого смещения стопорными кольцами. Цилиндры двигателя имеют алюминиевые рубашки и чугунные гильзы. Головки цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава и крепятся вместе с цилиндрами к картеру шпильками.

    Моторная часть ИЖ Юпитер

    Моторная часть двигателя состоит из цилиндро-поршневой группы, кривошипного механизма и картерной группы.

    Моторная часть ИЖ Юпитер: 1 – крышка генератора; 2 – крышка картера правая; 3 – генератор; 4 – уплотнение правое с крышкой; 5 – вал коленчатый правый; 6 – половина картера правая; 7 – маховик; 8 – уплотнение коленчатого вала; 9 – крышка кривошипной камеры; 10 – вал коленчатый левый; 11 – уплотнение левое; 12 – половина картера левая; 13 – звездочка коленчатого вала; 14 – крышка картера левая; 15 – цилиндр; 16 – головка цилиндра; 17 – поршень; 18 – свеча зажигания; 19 – шатун; 20 – шпилька.

    Детали двигателя ИЖ Юпитер

    Детали двигателя: 1 – патрубок цилиндра; 2 – прокладка цилиндра; 3 – цилиндр левый; 4 – шпилька; 5 – головка цилиндра левая; 6, 12 – шайбы; 7 – гайки; 8 – кольцо стопорное; 9 – поршень; 10 – кольцо поршневое; 11 – щека левая коленчатого вала; 13 – шатун; 14 – щека правая коленчатого вала; 15 – маховик; 16 – втулка; 17 – палец поршня; 18 – вал коленчатый; 33 – болт крепления маховика; 34 – палец кривошипа; 35 – подшипник игольчатый.

    Муфта сцепления ИЖ Юпитер

    Находится с левой стороны двигателя в масляной ванне. Закрыта крышкой с прокладкой от вытекания масла. Основное что можно сказать при сборке муфты. Нужно выдержать некоторые условия. Первое гайки сжимающие пружины должны выступать над колпачками на 3.5 — 4,0 мм. Этим мы избавим диски от перекоса. Второе регулировочный винт затянуть до упора. Затем ослабить на 1/4…1/2 оборота. По сути это регулировка сцепления.

    Детали муфты сцепления иж юпитер: 19 – кронштейн с рычагом; 20 – барабан наружный муфты сцепления; 21 – толкатель; 22 – шарик; 23 – стержень упорный; 24 – барабан внутренний муфты сцепления; 25 – диск ведущий муфты сцепления; 26 – диск ведомый; 27 – диск нажимной; 28 — колпачок; 29 – пружина; 30 – гайка фасонная; 31 – винт регулировочный; 32 – гайка.

    Схема муфты сцепления ИЖ Юпитер

    Муфта сцепления мотоцикла ИЖ-Юпитер отличается от муфты сцепления мотоцикла ИЖ-56 установкой шарикоподшипника и регулировочного винта 31 с контргайкой 32.

    Пусковой механизм ИЖ Юпитер

    Пусковой механизм предназначен для запуска двигателя. Регулировок не имеет. Детали просто собираются в нужном положении и все. В процессе эксплуатации изношенные детали заменяются новыми. Из строя выходят в первую очередь зубчатка и сектор — осмотреть зубья.

    Механизм пусковой мотоцикла ИЖ Юпитер: 1 — шайба; 2 — педаль пускового механизма; 3 — валик; 4 — ось педали; 5 — шарик; 6 — пружина фиксатора; 7 — хомутик; 8 — болт; 9 — отражатель; 10 — манжета; 11 — вал кикстартера; 12 — сектор; 13 — пружина; 14 — шайба; 15 — кольцо; 16 — шайба; 17 — пружина; 18 — зубчатка.

    Механизм переключения передач ИЖ Юпитер

    Находится внутри коробки передач, а рычаг управления с левой стороны двигателя. В нем изменено устройство привода сектора переключения и вилок, которые работают непосредственно на червячном валике. При не четкой работе переключателя. Разобрать двигатель и все детали переключения промыть и проверить на износ и сколы. Неисправные заменить.

    Механизм переключения передач ИЖ Юпитер: 4 – педаль переключения; 25 – пружина механизма переключения передач; 26 – сектор переключения передач; 27 – поводок механизма; 28 – вал; 32 – вал червячный; 33 – вилка переключения второй и четвертой передач; 34 – вилка переключения первой и третьей передач; 36 – пружина фиксатора; 37 – стойка контакта нейтрали; 38 – флажок контакта нейтрали; 39 – анкер переключения.

    Коробка передач ИЖ-Юпитер

    Коробка передач мотоцикла ИЖ-Юпитер на мотоцикле ИЖ-Ю такая же, как и на мотоцикле ИЖ-56 и отличается только конструкцией механизма переключения. Основной уход — проверка масла и своевременная замена.

    Схема коробки передач ИЖ Юпитер: 1 – первичный вал; 2 – вторичный вал; 3 – промежуточный вал; 4 – опорные шариковые подшипники валов; 5 – роликовый подшипник вторичного вала; 6 – шестерни коробки передач; 7 – сальник вторичного вала; 8 – звездочка.

    Схема двигателя ИЖ Юпитер

    Схема блок двигателя с коробкой передач, сцеплением и генератором: 1 – свеча; 2 – головка цилиндра; 3 – цилиндр; 5 – поршень; 6 – поршневое кольцо; 7 – перепускной канал; 8 – поршневой палец; 9 – втулка верхней головки шатуна; 10 – шатун; 11 – крышка кривошипной камеры левая; 12 – ведущая звездочка; 13 – шарикоподшипник; 14 – сальник; 15 – полуось коленчатого вала левая; 16 – роликоподшипник нижней головки шатуна; 17 – палец кривошипа; 18 – пружина сцепления; 19 – крышка люка; 20 – регулировочный винт сцепления; 21 – нажимной диск сцепления; 22 – внутренний барабан; 23 – педаль переключения передач; 24 – педаль пускового механизма; 25 – левая крышка картера; 26 – диски сцепления; 27 – наружный барабан сцепления; 28 – сектор пускового механизма; 29 – пружина; 30 – шестерня пускового механизма; 31 – шарикоподшипник; 32 – левая половина картера; 33 – вилка переключения передач; 34 – валик переключения передач; 35 – сектор переключения передач; 36 – валик механизма переключения передач; 37 – шпилька крепления; 38 – правая половина картера; 39 – головка цилиндра правая; 40 – цилиндр правый; 41 – маховик; 42 – крышка кривошипной камеры правая; 43 – прокладка цилиндра; 44 – сальник правый; 45 – генератор; 46 – ось коленчатого вала правая; 47 – крышка картера правая; 48 – крышка генератора; 59 – кулачок прерывателя; 50 – центральный болт крепления якоря; 51 – звездочка; 52 – сальник; 53 – роликоподшипник; 54 – вторичный вал; 55 – сальник; 56 – первичный вал; 57 – шток выжима сцепления; 58 – рычаг выжима сцепления; 59 – гайка крепления звездочки; 60 и 61 – шестерни коробки передач; 62 – кулачок троса сцепления; 63 – кулачок автомата сцепления; 64 – пружина.

    Техническое обслуживание

    Кто любит свой байк, регулярно следит за его техническим состоянием. Во время эксплуатации иногда необходимо отрегулировать зазор между контактами прерывателя. Для проведения данной операции нужна электрическая схема мотоцикла ИЖ 5, на которой показано подключение приборов, и соответствующие инструменты.

    Процедура состоит из следующих действий:

    1. Мотоцикл следует установить на подножку и включить нейтралку.
    2. Далее нужно выкрутить свечи зажигания.
    3. Затем снимаем крышку с картера.
    4. На следующем этапе нужно добиться, чтобы контакты были максимально разомкнутыми. Для этого необходимо проворачиваем коленвал.
    5. Далее нужно ослабить с помощью отвертки стопорный винт.
    6. Используя щуп, следует выставить зазор 0,35-0,45 мм. Фиксируем зазор с помощью винта.
    7. Сборку делаем в обратной последовательности.

    При правильно выставленном зазоре двигатель стабильно работает на холостом ходу.

    Электрическая схема ИЖ 3, 4, 5 и 6 довольно проста и с ней может разобраться любой водитель, чтобы отремонтировать в случае необходимости своими руками.

    Такая необходимость может возникнуть в случаях:

    • эксплуатации байка в сырую погоду (окисляются контакты);
    • передвижения по местности, заросшей растительностью (механическое повреждение проводки);
    • поездок в зимнее время (налипание грязи, что может повредить проводку).

    На байках ИЖ как 5, так и 6 возможны проблемы со звуковым сигналом, он может звучать слабее. Для его регулирования нужно ослабить контргайку, включить зажигание и с помощью отвертки отрегулировать тональность. После того, как будет достигнута нужная тональность, необходимо затянуть контргайку.

    Дорожная версия мотоцикла ИЖ Планета 5 выгодно отличалась от других отечественных аналогов применением масляного насоса, что позволило отказаться от схемы предварительного смешивания топлива с маслом.

    Кроме того, последующие модификации отличались своей бесконтактной системой зажигания, независимой от аккумуляторной батареи и измененной кинематикой.

    Это позволяло:

    1. Приводить в движение мотоцикл «с толкача» — включив зажигание, владелец включал вторую передачу и собственными усилиями, толкая вперед мотоцикл, запускал двигатель;
    2. Эксплуатация без АКБ была возможной в светлое время суток (для работы габаритных огней и света фары все же требовался аккумулятор).

    Технические характеристики

    • Масса – от 160-250 кг;
    • Габариты– 1540-1550х2200-2400 мм;
    • Мощность двигателя – 15 000 Вт, 20 л.с.;
    • Максимальная нагрузка – 300-320 кг;
    • Синхронизация со смартфоном – отсутствует;
    • Амортизация – присутствует;
    • Проходимость на одном заряде – от 50-250 километров;
    • Защитная рама – есть.

    Особенности мотоцикла

    Согласно отраслевой нормали, мотоцикл имел буквенно-цифровой индекс:

    1. ИЖ 7.107-010 – базовая модель;
    2. ИЖ 7.107-020 уже оснащался новой системой смазки и улучшенной подвеской передней оси. Кроме того, схема электропроводки мотоцикла ИЖ Планета 5 имела бесконтактную систему зажигания, независимую от аккумуляторной батареи;
    3. ИЖ 7.107-030 оснащался пружинно-гидравлическим амортизатором и переработанным тормозным приводом заднего колеса;
    4. ИЖ 7.107-040 выпускался с измененной кинематикой и доработанным передним колесным тормозом. Схема электропроводки на ИЖ Планета 5 вплоть до 2008 года оставалась бесконтактной.

    Кроме того, к мотоциклу можно были прицеплять боковой прицеп (коляску) или универсальную грузовую платформу (без посадочного места).

    Записи

    О мотоцикле

    Cafe-racer на базе ИЖ-П5. Строится в мастерской FCF (Froloff Custom Forged). Имя BlackSmith обрел после покраски. Эксклюзивная покраска в винтажном стиле-черный матовый, некоторые элементы в золото, патина. Рама изначально от Ю3. Никогда не видела стандарта (когда-то была перелелана до меня-были установлены конические подшипники в вилку и удлиннен маятник с переводом на роликовые подшипники, на этой раме с двигателем К11 человек принимал участие в мотокроссе). Удалено все лишнее, рама проварена аргоном (включая заводские швы), термообработана. Моноаммортизатор с двойной пружиной переменной жесткости custom FCF, голая цепь, слайдеры цепи, привод и задние тормоза custom FCF. Ход заднего колеса 240-200 мм (в зависимости от регулировок), клиренс 31 см по глушителю. Вилка на базе ИЖ-усилены пружины, клапана и направляющие custom FCF, пружины отбоя, сальниковый узел custom FCF, полированые ломы вилки. Двигатель-форсировка из разряда «чтоб валило долго и счастливо»))): портинг впуска и выпуска, фрезерованая голова, небольшое изменение формы камеры сгорания, СЖ 11,6 (АИ-95 only), поршень кованый под заказ измененной геометрии, НГШ перепрессована на игольчатый SNR, облегчение и центровка КВ, облегченный шатун измененной формы. Кольца хром. Мотор собран на подшипниках SNR, SKF, ино сальники. КПП П5 сток, притерты пары зацепления. Экспериментальное сцепление by custom FCF на базе усиленной моторной передачи ИЖ-П5 с компонентами CZ, Honda (подробности раскрою после полноценных испытаний). Выхлоп custom FCF (четвертьволновой резонатор, рассчет по Блэйру, система глушения по типу четвертьволновых резонаторов LeoVinci). Рассчетная мощность 38 л/с. Карб временно К68И «пекар». ГТЖ 350. В ожидании Keihin))) Бак от П5, топливный датчик на баке, переварен для более низкой посадки. Горб на основе бака Jawa 634 custom FCF, седло custom FCF, перетяжка в ателье черной экокожей, обьёмная клетка. Крылья custom FCF на основе задних крыльев от Jawa 634. Спрятанная электрика, и многое другое… Проект в процессе постройки! Проект строится не для «вваливания», а для души и удовольствия. Строится не как «шоу-стоппер», а как мот для постоянной эксплуатации. Проект обещается быть интересным. Подписывайтесь, следите. Подробности в БЖ. Скучно не будет!

    Паспортные данные

    Объем От 251 до 600 см³ Макс. мощность 36 л.с. Год выпуска 2020 Год покупки 2020

    Электрооборудование ИЖ Планета 5

    На мотоцикле применяется 12-ти вольтовое электрооборудование. Электропроводка мотоцикла ИЖ Планета 5 однопроводная, роль минусового провода выполняет металлическая рама.

    Среди основных компонентов можно выделить:

    1. Источники питания;
    2. Систему зажигания;
    3. Головной свет;
    4. Габаритное освещение и повороты.

    Справочно: как принято в авто и мото строении, модификация узлов и агрегатов позволяет уменьшить себестоимость изделий. Для потребителей плюс в том, что цена невысока и ряд деталей взаимозаменяемы.

    Генератор

    На мотоцикле устанавливается трехфазный генератор переменного тока, имеющий схему электромагнитного возбуждения.

    Принцип его работы заключается в следующем:

    1. Электрический ток с обмоток, расположенных на статоре, подается на выпрямитель;
    2. Тот преобразует его в постоянный ток;
    3. И подает через замок зажигания потребителям.

    На представленной инструкции указаны следующие элементы:

    1. Регулятор напряжения с выпрямителем БПВ-14-10;
    2. Ротор генератора;
    3. Статор генератора с обмотками;
    4. Щетки токоснимателя;
    5. Кулачок системы зажигания (батарейной);
    6. Контактный узел системы зажигания

    Справочно: на трехфазных генераторах мотоцикла ИЖ Планета 5 обмотки соединяются по схеме «звезда» либо «треугольник». Выпрямитель устанавливается в виде отдельного блока, и уже к нему подключается электропроводка ИЖ Планета 5.

    Головной свет

    Справочно: с подобным генератором ИЖ Планета 5 не нуждался во внешнем источнике тока при запуске двигателя. Поэтому, в состав электрооборудования аккумуляторная батарея не входила.

    В цепь головного света входит:

    1. лампа головного света фары (35Вт);
    2. контрольная лампа синего цвета включения (2Вт);
    3. лампа стояночного света фары (4Вт);
    4. лампа заднего стоп-сигнала (15Вт).

    Контрольные приборы

    На мотоцикле установлены следующие контрольные приборы:

    1. спидометр со счетчиками суточного и общего пробегов;
    2. тахометр с контрольными лампами указателей поворотов и головного света;
    3. указатель температуры двигателя;
    4. вольтметр.

    Проходимость

    Официальный источник заявлял, что подобный электромотоцикл будет представлен для всего общества, так как он способен перемещаться по различным ландшафтам, а мы прекрасно знаем, какие условия, дороги могут быть в России. Использовать его можно будет как в целях перемещения, так и для какой-либо профессиональной деятельности – строительные объекты, ремонтные локации и так далее.

    Рекомендуем:

    • Электромотоцикл Kawasaki: обзор, его характеристики, возможности и стоимость
    • Электромотоцикл Z1000: характеристика, плюсы и минусы, цена
    • Электромотоцикл Soco: обзор на электромотоцикл, характеристика и стоимость

    Особенности технического обслуживания

    Нередко в процессе эксплуатации требуется правильно выставить зазор между контактами прерывателя. Для этого необходимы инструменты и схема, чтобы видеть какие элементы требуется демонтировать.

    Алгоритм действий следующий:

    1. устанавливаем мотоцикл на подножку;
    2. включаем нейтраль;
    3. выкручиваем свечу зажигания из цилиндра;
    4. снимаем крышку картера двигателя;
    1. проворачиваем коленвал до тех пор, пока контакты не окажутся максимально разомкнутыми;
    2. с помощью отвертки ослабляем затяжку стопорного винта;
    3. используя специальный щуп, выставляем зазор 0,35-0,45 мм и фиксируем его винтом;
    4. собираем все обратной последовательности;
    1. включаем зажигание и запускаем двигатель. Его устойчивая работа на холостом ходу свидетельствует о правильно выполненной регулировке.

    Вообще вся проводка ИЖ Планета 5 своими руками перебирается очень легко.

    Необходимость в такой работе часто возникает при эксплуатации мотоцикла:

    1. в сырую погоду двигаясь под дождем длительное время (окисление или отсыревание электрических контактов);
    2. при поездках по пересеченной местности, изобилующей растительностью и кустарниками (механические повреждения проводки);
    3. при эксплуатации в зимнее время (снег и слякоть налипают на провода и могут их повредить).

    Нередко при эксплуатации страдает и звуковой сигнал. Его неисправности проявляются сами в виде ухудшения качества звучания.

    Чтобы восстановить его работоспособность необходимо выполнить следующую процедуру:

    1. ослабляем с помощью рожкового ключа контргайку;
    2. включаем зажигание;
    3. нажимаем на кнопку включения звукового сигнала;
    4. с помощью отвертки регулируем тональность;
    5. повторяем процедуру до тех пор, пока не получим чистого и громкого звучания;
    6. затягиваем контрольную гайку.

    Выводы: выражаем уверенность, что данная статья поможет вам в обслуживании мотоциклов семейства ИЖ (см. также статью о ). И прилагаемые схемы, и описание позволят не совершить ошибок по время работы.

    Легко устраняя поломки механической части, мотолюбители испытывают затруднения, если отказала электрика. Совершенно зря, схема проводки планета Иж 5 несложная, разобраться просто.

    Для ремонта нет необходимости иметь специальные стенды и оборудование. Достаточно минимальных знаний электротехники и простейшего авометра (тестера), даже часто можно обойтись только контрольной лампой.

    Расскажем подробнее об основных узлах электропроводки и возможных неисправностях. Найти оборванный провод или повреждение изоляции легко (например, плохой контакт всегда греется).

    Но обратите особое внимание на то, что схема электрооборудования рассчитана не только на 12 вольт, есть еще высоковольтный кабель (соединяющий катушку и свечу) обычным омметром его не проверишь.

    В этом случае смотрим — если искра у вывода катушки и на выходе у контакта свечи. Сейчас подробно о главных узлах проводки Иж планета.

    Паспорт охотничьего ружья ИЖ-27

    1.1. Приступая к эксплуатации ружья, внимательно изучите паспорт. Настоящий паспорт кратко знакомит с основными техническими характеристиками, устройством и правилами эксплуатации ружья. 1.2. Обозначения деталей и сборочных единиц приведены на рисунках и в соответствующих таблицах. 1.3. При покупке ружья требуйте заполнения паспорта: название и адрес торговой организации, продавшей ружье, дату продажи, штамп магазина и подпись продавца — иначе претензии предприятием не принимаются. 1.4. Замечания по качеству и пожелания направляйте по адресу: 426063, г. Ижевск, ул. Промышленная, 8, ГП «Ижевский механический завод». 2. НАЗНАЧЕНИЕ 2.1. Ружья охотничьи двуствольные ИЖ-27М, ИЖ-27ЕМ, их исполнения с односпусковым механизмом (маркировка: ИЖ-27М-1С, ИЖ-27ЕМ-1С) с патронником 76,2 мм (маркировка: ИЖ-27М-М, ИЖ-27ЕМ-М, ИЖ-27М-1С-М, ИЖ-27ЕМ-1С-М) предназначены для различных видов охоты патронами охотничьими с длиной гильзы до 70 мм. Ружья с патронником 76,2 мм предназначены также для стрельбы патронами охотничьими с длиной гильзы до 76 мм.Примечание. Ружье ИЖ-27ЕМ отличается от ИЖ-27М наличием механизма автоматического выбрасывания гильз.

    3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 3.1. Основные параметры и их значения приведены в табл. 1. 3.1.1. Ружья 12 калибра могут поставляться со сменными дульными насадками. Номинальное значение сужения дульных насадков, мм: 1,25; 1,0; 0,75; 0,5; 0,25; 0,0. 3.2. Ружье испытано на кучность стрельбы и соответствует техническим условиям. Примечание. Кучность стрельбы оценивается по мишени диаметром 750 мм патронами с твердой дробью диаметром 2,5 мм (c 7). Показатели кучности стрельбы патронами с длиной гильзы до 70 мм из стволов с патронником 70 мм и 76,2 мм должны соответствовать таблице 1а. У штучных ружей кучность стрельбы из каждого ствола выше на 5%. У ружей с длиной патронника 76,2 мм кучность стрельбы патронами охотничьими с длиной гильзы 76 мм должна быть не менее 40%. Из каждого ствола производится не более трех выстрелов и, если один из них дал указанный результат, бой ствола считается удовлетворительным. Таблица 1

    Наименование параметра Значение параметра
    Калибр 12 16 20 28 32 12 20 .410
    «Магнум»
    Длина, номинальное значение, мм патронника 70 76,2
    ствола 675, 725, 750 725 675 725 675
    Диаметр канала ствола, номинальное значение, мм 18,4 17 15,7 14 12,5 18,4 15,7 10,3
    Дульное сужение, номинальное значение, мм* верхнего ствола F (чок) 1,0 0,6 1,0 0.5
    нижнего ствола М (получок) 0,5 0,3 0,5 0,25
    Среднее значение максимального давления газов, развиваемого патронами при эксплуатации оружия, МПа (кгс/см2), нс более 65 (663) 68 (694) 72 (734) 90 (918)
    Масса ружья, кг, нс более 3,4 3,2 3,1 3,6 3,3 3,1

    Примечание- *Возможно изготовление ружей с другими сочетаниями дульных сужений. Вид сужений и их номинальные значения указаны на стволах.

    Таблица 1а

    Обозначение маркировки на стволе ДР С М F Т
    Дистанция стрельбы, м 20 20 35 35 35 35 35
    Кучность, %, не менее 65 65 40 50 55 60 65

    3.3. Ружье пригодно для стрельбы дымными и бездымными порохами. Гильзы могут применяться бумажные, металлические и пластмассовые. 3.4. Ружья могут поставляться в рядовом, штучном и экспортном исполнениях.

    СВЕДЕНИЯ О СОДЕРЖАНИИ ДРАГОЦЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ В РУЖЬЯХ ШТУЧНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

    Наименование Обознач. Сборочные единицы, комплексы, комплекты Масса в 1 шт. Масса в изделии Номер акта Прим.
    обознач. кол-во кол-во в изделии
    Серебро
    Химическое гравирование
    Коробка Личинка ИЖ-273-1 ИЖ-27 Сб 1 1 0,866 г
    Ручное гравирование ИЖ-12 3-37 ИЖ-27 Сб 1 1 0,253 г 1,119 г
    Коробка ИЖ-273-1 ИЖ-27 Сб 1 1 1,012 г
    Личинка ИЖ-273-1 ИЖ-27 Сб 1 1 0,306 г 1,318 г

    4. СОСТАВ ИЗДЕЛИЯ И КОМПЛЕКТНОСТЬ

    Рис. 1. Детали ружья ИЖ-27М.

    4.1. Перечень сборочных единиц и деталей ружья ИЖ-27 М приведен в табл. 2.

    Таблица 2

    Обозначение на рис. 1 Наименование Количество на изделие
    1 2 3
    1 Стволы собранные 1
    2 Выбрасыватель 1
    3 Винт 1
    4 Мушка 1
    5 Кольцо антабки 2
    6 ‘ Ось 2
    7 Шарнир собранный 1
    8 Цевье 1
    9 Винт 1
    10 Втулка цевья 1
    11 Корпус защелки 1
    12 Защелка цевья 1
    13 Штифт 1
    14 Пружина 1
    15 Коробка 1
    16 Рычаг запора 1
    17 Винт 1
    18 Ось рычага запора 1
    19 Планка запорная 1
    20 Пружина возвратная 1
    21 Боек верхний 1
    22 Боек нижний 1
    23 Пружина бойка 2
    24 Курок правый собранный 1
    25 Курок левый собранный 1
    26 Ось 1
    27 Стержень пружины боевой 2
    28 Пружина боевая 2
    29 Шептало правое 1
    30 Шептало левое 1
    31 Ось 3
    32 Пружина 2
    33 Толкатель правый 1
    34 Толкатель левый 1
    35 Кнопка предохранителя 1
    36 Основание предохранителя 1
    37 Предохранитель 2
    38 Ось 3
    39 Пружина 2
    40 Пружина 1
    41 Серьга 1
    42 Штифт 1
    43 Движок 1
    44 Перехватывател ь 2
    46 Пружина 2
    47 Винт 1
    48 Перемычка 1
    49 Личинка 1
    50 Винт 1
    51 Задержка запорной планки 1
    52 Пружина 1
    53 Ось 1
    54 Крючок спусковой правый 1
    55 Крючок спусковой левый 1
    56 Ось 2
    57 Тяга крючка спускового 2
    58 Взводитель 2
    59 Ось 2
    60 Скоба предохранительная 1
    61 Шуруп 1
    62 Приклад 1
    63 Винт 1
    64 Шайба 1
    66 Затылок приклада 1
    67 Шуруп 1
    68 Шуруп 1
    69 Основание антабки 1
    70 Винт 1
    71 Винт 1
    72 Шайба 2

    4.2. Перечень сборочных единиц и деталей ружья ИЖ-27ЕМ приведен в табл. 3.

    Таблица 3

    Обозначение на рис. 2 Наименование Количество на изделие
    1 Стволы собранные 1
    2 Выбрасыватель правый 1
    3 Выбрасыватель левый 1
    4 Пружина выбрасывателя 2
    5 Гнеток 2
    6 Шарнир собранный 1
    7 Цевье 1
    8 Шептало выбрасывателя правое 1
    9 Шептало выбрасывателя левое 1
    10 Ось шептала выбрасывателя 2
    11 Пружина 2
    12 Коробка 1
    13 Толкатель правый 1
    14 Толкатель левый 1
    15 Разобщитель 2
    16 Фиксатор разобщителя 2
    17 Пружина 2

    Примечание. Остальные детали не отличаются от деталей ружья ИЖ-27М.

    Рис. 2. Детали ружья ИЖ-27ЕМ.

    4.3. Перечень сборочных единиц и деталей ружей ИЖ-27М-1С, ИЖ-27ЕМ-1С приведен в табл. 4.

    Таблица 4

    Обозначение на рис. 3 Наименование Количество на изделие
    1 Поводок 1
    2 Планка запорная 1
    3 Шептало правое 1
    4 Шептало левое 1
    5 Разобщитель инерционный 1
    6 Перехватыватель 1
    7 Личинка 1
    8 Крючок спусковой 1
    9 Переводчик 1
    10 Пружина переводчика 1
    11 Ось переводчика 1
    12 Тяга крючка спускового 1
    13 Пружина разобщитсля 1
    14 Пружина тяги крючка спускового 1
    15 Ось разобщителя 1
    16 Ось тяги крючка спускового 1
    17 Пружина крючка спускового 1
    18 Винт пружины 1
    19 Пружина перехватывателя 1

    Примечания: 1. Остальные детали ИЖ-27М-1С не отличаются от деталей ружья ИЖ-27М. 2. Остальные детали ИЖ-27ЕМ-1С не отличаются от деталей ружья ИЖ-27ЕМ

    Рис. 3. Детали ружей ИЖ-27М-1С и ИЖ 27ЕМ-1С.

    4.4. Комплектность согласно табл. 5.

    Таблица 5

    Наименование Количество
    Ружье 1
    Коробка 1
    упаковочная Паспорт 1

    В ружьях со сменными дульными насадками в комплектность, кроме указанной в табл. 5, входят: — сменные дульные насадки — 5 шт.; — ключ — 1 шт.;

    5. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ

    Рис.4. Схема выбрасывающего механизма ружья ИЖ-27М.

    1 — выбрасыватель; 2 — боек верхний; 3 — ось рычага запора; 4 — рычаг запора; 5 — боек нижний; 6 — коробка; 7 — движок; 8 — курок; 9 — шептало; 10 — основание предохранителя; 11 — пружина предохранителя; 12 — предохранитель; 13 — кнопка предохранителя; 14-цевье; 15- шарнир; 16 — взводитель; 17 -ось шарнира; 18—толкатель; 19-задержка запорной планки; 20-личинка; 21 -пружина возвратная; 22-планка запорная; 23 — пружина перехватывателя; 24 — перехватыватель; 25 — крючок спусковой правый; 26 — стержень боевой пружины ; 27 — тяга; 28 — крючок спусковой левый; 29 — пружина боевая; 30 — скоба предохранительная.

    Рис. 5. Схема выбрасывающего механизма ружья ИЖ-27ЕМ: 31 — шептало выбрасывателя; 32 — разобщнтсль; 33 — выбрасыватель левый; 34 — выбрасыватель правый; 35 — пружина шептала выбрасывателя; 36 — фиксатор разобщитсля; 37 — пружина фиксатора.

    Рис. 6. Схема односпускового механизма ружей ИЖ-27М-1С, ИЖ-27ЕМ-1С: 38 — перехватыватель; 39 — шептало; 40 — ось тяги спуска; 41 — переводчик; 42 — ось разобщитсля; 43 — разобщитель инерци онный; 44 — личинка; 45 — планка запорная; 46 — пружина перехватывателя; 47 -крючок спусковой; 48-поводок; 49-тяга крючка спускового; 50 — пружина тяги крючка спускового; 51- пружина разобщителя; 52— пружина крючка спускового; 53 -винт пружины. 5.1. Съемные стволы расположены в вертикальной плоскости, соединены с помощью муфты и межствольных планок. Дульные сужения обеспечивают стабильную кучность стрельбы. Стволы ружья надежно запирает в коробке запорная планка. Управление узлом запирания осуществляется с помощью рычага, расположенного сверху коробки. При открытых стволах рычаг запора удерживается задержкой планки запорной, автоматически освобождающей рычаг при закрывании стволов. 5.2. Съемное цевье закрепляется защелкой рычажного типа. 5.3. В ружье ИЖ-27М гильзы из патронников выдвигаются выбрасывателем при открывании стволов. Ружье ИЖ-27ЕМ имеет выбрасывающий механизм, автоматически выбрасывающий стреляную гильзу. Гильза выбрасывается из того ствола, из которого сделан выстрел. Если выстрела не было, то патрон выдвигается плавно. При необходимости выбрасывающий механизм можно легко отключить, повернув разобщитель 32 (рис. 5) на 90°, в этом случае гильзы будут выдвигаться плавно. 5.8. Ударно-спусковой механизм имеет дополнительное предохранительное устройство (ин-терсепторы-перехватывателн курков) для предотвращения выстрела при случайном срыве курков с боевых взводов без нажатия на спусковые крючки. 5.9. Ружья ИЖ-27М-1С и ИЖ-27ЕМ-1С (рис. 6) в отличие от ружей ИЖ-27М и ИЖ-27ЕМ имеют один спусковой крючок для стрельбы в последовательности: нижний ствол — верхний ствол. Если необходимо изменить последовательность выстрелов, отожмите спусковой крючок вперед до щелчка: изменится очередность только двух выстрелов. Последующее открывание рычага запора восстановит первоначальную последовательность: нижний ствол — верхний ствол. 5.10. В связи с постоянной работой по совершенствованию ружья, повышающей его надежность и улучшающей эксплуатационные свойства, в конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем паспорте.

    6. УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ 6.1. Любое огнестрельное оружие, несмотря на наличие в нем различных предохранительных устройств, представляет известную опасность для жизни и здоровья людей при легкомысленном обращении с ним. Поэтому, даже при наличии в ружье перехватывателей курков, принимайте все меры предосторожности и помните, что пренебрежение правилами безопасности может привести к трагическим последствиям. 6.2. Всегда считайте ружье заряженным и готовым к выстрелу. 6.3. Перед любыми действиями с ружьем (плавным спуском, чисткой, разборкой и ввинчиванием и вывинчиванием дульных насадков и т.д.) ОБЯЗАТЕЛЬНО убедитесь, что ружье разряжено. 6.4. Для ружей со сменными дульными насадками выполняйте следующие рекомендации: — окончательное ввинчивание насадка производите специальным ключом, прикладываемым к ружью. Правильно установленный насадок должен расположиться заподлицо или немного утопать относительно дульного среза ствола; — осмотрите канал ствола. При этом должно быть видно кольцо в месте, где поверхность канала ствола выступает над поверхностью насадка. Нарушение целостности кольца свидетельствует о механическом повреждении насадка (побитость, изгиб кромок) или посадочного места в стволе. В этом случае при стрельбе возможно повреждение насадка или ружья; — помните, что насадки и посадочные места под них требуют осторожного обращения с целью предотвращения случайной деформации тонкостенных сечений. Без необходимости не оставляйте стволы без ввернутых насадков. 6.5. Не стреляйте из ружья патронами с зарядами большими, чем рекомендуемые на фабричной упаковке пороха, а также смесью дымного пороха с бездымным. 6.6. Не стреляйте патронами и порохом, хранившпмися более 4 лет. 6.7. Категорически запрещается применение любых неохотничьих порохов, так как это может привести к раздутиям или разрывам стволов. 6.8. Запрещается спрессовывать заряд из бездымного охотничьего пороха. 6.9. Не стреляйте пулей, диаметр тела которой больше диаметра канала ствола в зоне дульного сужения. Диаметр круглой пули должен быть на 0,2-0,3 мм меньше диаметра дульного сужения. Диаметр пули с наружными ребрами должен быть на 0,1-0,2 мм меньше диаметра канала ствола, а диаметр тела такой пули — на 0,8-1,0 мм меньше диаметра канала у вылета (дульного сужения). 6.10. Не прилагайте больших усилий на спусковой крючок во избежание поломок, а снова взведите курки полным открывавшем стволов, если в результате падения ружья взведенный курок задержался на перехватывателе. 6.11. Осмотрите стволы ружья перед заряжанием: не забиты ли они снегом, грязью, лесным сором. Стрельба из ружья с засоренными каналами может вызвать раздутие и даже разрыв стволов. 6-12. Следите за качеством снаряжения патронов, чтобы избежать получения местных, так называемых «горохообразных» раздутии. Закрепляйте тщательно картонную прокладку дробового снаряда при применении металлических гильз, используйте бумажные гильзы только один раз, не перезаряжайте готовые патроны, чтобы не размягчить концы гильз. Рекомендуется после выстрела из нижнего ствола (если выстрел из верхнего не производился) патрон, находившийся в верхнем стволе, поместить в нижний ствол, а очередной патрон — в верхний ствол.

    7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 7.1. Правильное обращение и своевременное техническое обслуживание повышает срок службы и гарантирует его надежную работу. Не следует, если в этом нет необходимости, производить полную разборку ружья. 7.2. Для обеспечения необходимого ухода (чистка, смазка, осмотр) производится неполная разборка ружья: отделяются стволы, цевье с шарниром и коробка с прикладом. 7.3. При полной разборке и сборке ружья необходимо строго выполнять указания настоящего паспорта. 7.4. Порядок разборки: 7.4.1. Для отделения приклада необходимо: 1) отвернуть шурупы и снять затылок приклада; 2) отвернуть шуруп, крепящий предохранительную скобу к прикладу, и, поворачивая скобу против часовой стрелки, отделить ее от личинки; 3) вывернуть винт, проходящий через приклад к затылку приклада, легкими ударами коробкой о деревянный предмет слегка расшатать соединение приклада с коробкой и затем аккуратно снять приклад. После отделения приклада механизмы становятся доступными для осмотра, чистки и смазки. В ружьях с накладными декоративными досками приклад отделить от коробки после снятия досок, для чего необходимо вывернуть винты, крепящие доски к коробке и прикладу. 7.4.2. Для разборки ударно-спускового механизма необходимо: 1) взвести курки, вставить в отверстие на каждом стержне боевой пружины кусочки проволоки или гвозди диаметром 1-1,5 мм (отверстие на стержне при взведенных курках совмещается с выемкой на перемычке, соединяющей хвостовики коробки и личинки), спустить курки и снять стержни боевых пружин с пружинами; 2) выбить с помощью выколотки оси курков и шептал, снять курки и шептала; 3) снять детали предохранителя, для чего выбить штифт, поддерживающий пружину; 4) отвернуть нижний винт личинки и задний хвостовой винт, снять перемычку. Отделить личинку легкими ударами молотка по латунному или медному стержню, вставленному в отверстие для предохранительной скобы, при этом личинку нужно смещать назад. 7.4.3. Для разборки запирающего механизма необходимо: 1) выбить штифты бойков, достать бойки с пружинами и отвернуть винт, соединяющий рычаг запирания с осью; 2) ударами молотка с помощью медного или латунного стержня выбить вниз ось рычага запирания с возвратной пружиной и извлечь запорную планку. 7.4.4. Для разборки выбрасывающего механизма необходимо: 1) выбить оси взводителей и снять взводители, извлечь разобщитель, для чего установить их шлицами углом 45° к оси ружья, ввести в отверстие под толкатель отвертку или выколотку и вытолкнуть разобщитель вверх; извлечь фиксатор с пружиной. При необходимости разобщитель можно снять и без разборки коробки. Для этого установить шлиц разобщителя под углом 45° к оси ружья, взвести, а затем спустить курок, при этом толкатель выдвинет разобщитель из коробки; 2) отделить выбрасыватель, отжав передний конец его от стволов, после чего он под действием пружины выйдет из паза. Для предотвращения утери выбрасывателя его необходимо придерживать. 7.5. Дальнейшая разборка механизмов проста и не требует особого пояснения. При разборке нельзя перепутывать детали правой и левой стороны. 7.6. Сборка ружья производится в обратном порядке: 7.6.1. Соединение приклада с коробкой должно быть прочным, без малейшей качки. Для обеспечения правильной посадки приклада рекомендуется, предварительно затянув винт, легкими ударами черенка отвертки по боковым поверхностям головки приклада произвести их осадку к соответствующим поверхностям коробки и затем затянуть винт до отказа. 7.6.2. Перед постановкой цевья рекомендуется опустить оба взводителя вниз (если они оказались приподнятыми), затем, удерживая ружье левой рукой за стволы, правой рукой одеть цевье на нижний ствол и довести до полного соприкосновения цилиндрической части шарнира к соответствующей поверхности коробки. В новом ружье защелка цевья под действием пружины может не доходить до исходного положения, доведите ее рукой.

    8. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И УХОД ЗА РУЖЬЕМ 8.1. Продолжительность службы и безотказность работы ружья в значительной степени зависят от умелого и заботливого обращения с ним. 8.2. Ружье всегда должно быть вычищено и слегка смазано. Особое внимание следует обратить на чистоту и смазку стволов, места соединения шарнира с коробкой, оси шарнира и соответствующего гнезда на муфте стволов, трущихся мест ствола и коробки, деталей ударно-спускового механизма. 8.3. Хромированные каналы и патронники стволов значительно облегчают уход за ними, но это не исключает регулярную и тщательную чистку. 8.4. Применяйте для чистки мягкую чистую ветошь, паклю, льняные очесы, хлопчатобумажные концы. 8.5. Протирочный материал не должен содер жать песка и пыли. Производите чистку сразу после стрельбы, а в зимнее время перед чисткой ружье несколько часов должно находиться в помещении. При чистке ружье разберите, снимите стволы, каналы стволов протирайте со стороны патронника. 8.6. Отделите стволы от коробки и спустите курки во избежание подсадки пружин выбрасывателей и боевых пружин. Храните ружье в сухом месте. 8.7. Не стреляйте из ружья одними капсюлями без пороха, так как продукты сгорания взрывчатой смеси капсюлей портят каналы стволов. 8.8. Не применяйте патронов, туго входящих в патронники: они требуют больших усилий при закрывании и открывании ружья. 8.9. Открывайте и закрывайте ружье обеими руками плавно. Резкое открывание и закрывание стволов может привести к преждевременному расшатыванию стволов с коробкой. 8.10. Не производите холостых спусков курков, это снижает живучесть бойков, их пружин и штифтов, которыми крепятся бойки, а также деталей выбрасывающего механизма. В случае необходимости имитировать выстрел, вставляйте в патронники гильзы с использованными капсюлями. 8.11. Не допускайте ударов по стволам ружья — это может привести к появлению вмятин. 8.12. Если при последних тугих протирках замечаются блестки свинца, значит в стволе есть освинцовка. Удалить ее можно при помощи щетки из мягкой стальной или медной проволоки, навинченнои на шомпол и густо смазанной ружейной смазкой. 8.13. Винт, крепящий приклад к коробке в процессе стрельбы, особенно в начальный период эксплуатации ружья, периодически подтягивайте, чтобы не было качки приклада. 8.14. Отделение цевья в ружьях с выбрасывающим механизмом, во избежание деформации шептал выбрасывателей, производить плавно, поворачивая его вокруг прилегающей к шарниру радиусной части коробки. 9. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ Ружье охотничье двуствольное ИЖ-27М c_______________ калибра соответствует ТУ 3-3.663-80, ГОСТ Р 50529-93, методике ЭКЦ МВД России, криминалистическим требованиям МВД России и признано годным для эксплуатации. Ружье охотничье двуствольное ИЖ-27М сертифицировано на соответствие требованиям безопасности.

    Генератор

    Сердцем является генератор (иногда его называют магнето, но на Иж Планета они никогда не использовались). Три обмотки вырабатывают переменный ток. Для возбуждения используется вместо постоянного магнита дополнительная катушка. Поэтому невозможно завести мотоцикл с «раскачки» при полностью посаженном или отсутствующем аккумуляторе.

    На генератор Иж Планета 5 монтируют диодной мост для выпрямления тока и регулятор напряжения собранные одним блоком (в руководствах по схемам электропроводки Иж Планета их даже не выделяют).

    Возможные поломки в данном узле:

    1. Проверяется замером их сопротивления токоведущих жил и изоляции. При повреждении генератора он будет ощутимо греться.
    2. — на выходе напряжение будет значительно отличаться от номинального уровня или отсутствовать.
    3. Хотя электро-схема включает защиту от короткого замыкания, случается, что автоматика не срабатывает и чаще всего выгорает выходной транзистор.

    Аккумулятор

    Аккумулятор в мотоцикле маломощный. У мотоцикла отсутствует стартер, поэтому его задача только подать напряжение на систему зажигания и обмотку возбуждения генератора во время пуска. Благодаря аккумулятору, рассчитанному на 12 вольт, обеспечивается стабильный пуск пятой Планеты, до третей модели проводка была 6-ти вольтовой, а зажигание не всегда четким.

    Возможные неисправности батареи:

    1. — корпуса, пластин, вытекание электролита.
    2. — определяется замером с помощи ареометра.
    3. — выявляется замером сопротивления.
    4. минус не на корпус (раму) мотоцикла — не будет работать вся электроника.

    Система зажигания

    Прерыватель зажигания служит для зажигания искры в определенной точке хода поршня. В ранних модификациях электропроводки Иж Планета 5 монтировался контактный, позже электронный.

    Основные неисправности данного узла:

    1. Обгорание контактов прерывателя — определяется визуально.
    2. Выход из строя датчика или элементов коммутатора — для обнаружения проще всего применить метод установки заведомо исправного блока. Таким же методом проверяется и клапан-датчик системы смазки.
    3. Неправильно выставленный угол опережения зажигания виден по нечеткой работе мотора. Устраняется регулировкой с помощью специальных щупов.

    Катушка зажигания повышает напряжение до нескольких киловольт, чтобы разряд мог зажечь искру на электродах свечи. Вторичная обмотка делается из довольно тонкого провода, чаще всего сгорает он. Хотя возможен и пробой между витками или на корпус. Эти же неприятности могут (но реже) произойти и с первичным контуром. Выявляется все с помощью замеров сопротивления.

    Диагностика и ремонт двигателя

    Найти причину поломки порой невозможно после одного визуального осмотра. В некоторых случаях необходима полная разборка двигателя ИЖ Юпитер 5. Но если вы выяснили причину, то можете самостоятельно быстро решить проблему. Вот примеры основных неисправностей и рекомендации по ремонту:

    1. Если у вас проворачивается кикстартер на коленчатом валу, необходимо:
    • Сильнее затянуть крепления, а при сильных повреждениях заменить вал и рычаг кикстартера. Обычно такое происходит после того, как была произведена форсировка двигателя ИЖ Юпитер 5.
    • При неправильном подборе масла, особенно если залито очень вязкое зимой, необходимо подобрать более правильный температурный режим.
    • Если ослабла пружина пускового механизма, необходимо произвести ее замену.
    • В случае, когда в карбюратор не попадает горючее, следует произвести его чистку в растворителе, а также продуть каналы и шланг подачи топлива воздухом под давлением.
    • При отсутствии искры в камере сгорания замените свечу или произведите ее отчистку.
    • Когда заедает дроссельная заслонка, необходимо отрегулировать ее привод и произвести чистку карбюратора.
  • Если двигатель работает неустойчиво или запускается не с первого раза, стоит проверить:
    • Систему подачи топлива. Возможно, топливная смесь перенасыщена воздухом. Решением такой проблемы станет замена воздушных фильтров и установка новых прокладок.
    • Исправен ли конденсатор. Если между контактами происходит сильное искрение, конденсатор подлежит замене.
    • Сильный износ или обгорание свечи. В большинстве случаем именно свечи являются причиной плохого запуска и неровной работы мотора.

    [sc:ads3]

  • В случаях, когда мотор глохнет после небольшого периода работы:
    • Следует произвести чистку дренажного отверстия топливного бочка.
    • Бывают случаи выпадения иглы карбюратора. Ее необходимо вставить на место и отрегулировать.
  • При неустойчивой работе под нагрузкой, производится:
    • Очистка и продувка каналов и жиклеров карбюратора.
    • Регулировка карбюратора на подачу бензина для горючей смеси. При большом количестве происходят хлопки в глушителе, т.к. смесь попадает на горячие металлические стенки и там догорает.
    • Если заедает привод топливного коллектора, необходимо вернуть иглу в стандартное положение.
    • В случае низкой компрессии цилиндра, требуется удалить весь нагар с поршня и произвести чистку поршневых колец. А при сильных повреждениях и вовсе заменить поршень вместе с цилиндром. Чтобы предотвратить неисправность следует использовать только качественное топливо и масло от проверенных производителей.
    • Регулировка зажигания. При раннем зажигании слышно стук движка, а при позднем хлопки в выхлопной трубе.
  • Перегрев мотора и потеря мощности происходят по следующим причинам:
  • Движение в жару на низких ступенях КПП во время длительной поездке. Стоит периодически останавливаться и дать двигателю остыть.
  • Недостаточное количество масла в топливной смеси.
  • Сильный нагар на стенках цилиндра и поршня. Как и говорилось ранее, для профилактики стоит производить чистку двигателя как можно чаще.
  • Это основные проблемы, которые могут встретиться при эксплуатации. Как разобрать двигатель ИЖ Юпитер 5 подробно написано в книге технического обслуживания, выданной при покупке. Все изложенное в ней написано понятным текстом, со схемами и детальным руководством. Не только ремонт советского агрегата под силу любому владельцу.

    Существует много вопросов о том, как собрать двигатель ИЖ Юпитер 5 самостоятельно, производя его доработку. Например, установка более надежного карбюратора или более стильного и громкого глушителя производится достаточно быстро без значительных финансовых вложений.

    Тюнинг двигателя ИЖ Юпитер своими руками возможен, если вы располагаете достаточным количеством времени и обладаете энтузиазмом. Достаточно лишь проявить упорство.

    Мотоцикл имеет выгодное соотношение стоимости, качества сборки и требованиям к обслуживанию. Идеальный вариант для людей с небольшим бюджетом, и тех, кто хочет получить универсальную технику. Однако частые поломки будут отнимать много времени. К этому стоит быть готовым, поскольку некоторым байкам может быть 40-50 лет.

    [sc:ads5]

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]