Средний танк Т-54 («Объект 137») спроектирован в Отделе-520 КБ завода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством А.А. Морозова в октябре 1944 года. Первый прототип танка, получивший обозначение Т-54 (первый образец), был изготовлен к 30 января 1945 года. На вооружение танк был принят 12 июня 1950 года. За время серийного производства в 1947-1959 годах заводами №183 (1947-1958 гг.). №75 (1948-1959 гг.). №174 (1947-19557 гг.) в СССР было выпущено 16402 танков Т-54 всех модификаций. За время лицензионного производства Т-54А в 1956-1963 годах в Польше изготовили 3000 танков, в 1958-1964 годах в Чехословакии — 2500 танков. За время, организованного с помощью советских специалистов, серийного производства танка Т-54А. получившего обозначение Туре 59. в Китае в 1957-1987 годах было изготовлено около 6000 машин. Суммарный выпуск танков Т-54 всех модификаций в период 1947-1987 годов составил 27902 машины.
Описание конструкции танка Т-54 образца 1951 года
Танк Т-54 имеет классическую схему обшей компоновки с расположением в носовой части корпуса отделения управления, в средней части корпуса и в башне, установленной сверху. — боевого отделения, в кормовой части корпуса — моторно-трансмиссионного отделения. Экипаж танка состоит из четырех человек, размещающихся: командир танка — в башне слева от казённика пушки: механик-водитель — в носовой части корпуса у левого борта: наводчик орудия — в башне слева от пушки: заряжающий — в башне справа от пушки.
Корпус танка представляет собой жесткую коробку, сваренную из броневых листов. Он состоит из носовой части, бортов, кормовой части, днища, крыши и перегородок. Носовая часть корпуса состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, толщиной 100 мм. Бортами корпуса являются вертикальные броневые листы, толщиной 80 мм. сваренные с верхним наклонным листом носовой части, подбашенным листом, днищем и кормовыми листами. Кормовая часть корпуса состоит из трех наклонных броневых листов. К броневым листам и бортам приварены картеры бортовых передач. Днище корпуса в поперечном сечении имеет корытообразную форму и состоит из трех сваренных между собой броневых листов. Крыша корпуса состоит из подбашенного листа, съёмной крыши над двигателем, откидной крыши над радиатором, выходных регулируемых жалюзи и откидных крышек над вентилятором.
Башня танка представляет собой фасонную стальную отливку. В передней её части расположена амбразура для установки пушки. Справа от амбразуры в башне вырезана овальная щель для спаренного пулемета, а слева — щель для прицела. По периметру этих щелей к башне приварены обечайки для крепления защитных чехлов. В передней части и корме башни приварено по два крюка для захвата башни тросами при. монтаже и демонтаже. В верхней части корпуса башни вварена крыша, состоящая из двух сваренных между собой половин. В правой половине крыши сделаны три круглых выреза, в один из которых вварен корпус вентилятора, в другом смонтирован люк заряжающего с турельной установкой, в третьем установлен прибор наблюдения заряжающего. В левой половине крыши сделаны также три выреза, в которых монтируются командирская башенка, прицел ТПН-1 и антенный ввод радиостанции. На корме башни приварен кронштейн для укладки зенитного пулемета. Сзади люка заряжающего имеется стопор крепления зенитного пулемета по походно-боевому. В нижней части башни сделана выточка, к которой приваривается донный лист. В донном листе имеются отверстия для крепления верхнего погона башни. Башня устанавливается на шаровой опоре в кольцевую выточку подбашенного листа корпуса.
Основное вооружение танка состоит из одной 100-мм пушки Д-10Т, двух 7,62-мм пулеметов СГМТ, одного спаренного с пушкой и второго – курсового, расположенного в корпусе танка справа от механика-водителя, и одного 12,7-мм зенитного пулемет ДШКМ, установленный на зенитной турельной установке смонтированную на вращающемся погоне люка заряжающего. Боекомплект танка Т-54 состоит из 34 выстрелов к пушке, 200 патронов к пулемету ДШКМ, 3500 винтовочных патронов к пулеметам СГМТ. Для прицеливания при стрельбе из пушки и спаренного пулемёта используется телескопический шарнирный прицел ТШ2-22. Для прицеливания при стрельбе по воздушным и наземным целям из пулемёта ДШКМ используется коллиматорный прицел К10-Т.
В силовой установке танка используется четырехтактный быстроходный V-образный танковый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-54 мощностью 520 л.с. Силовая передача танка механическая, со ступенчатым изменением передаточных чисел, размещается в кормовой части корпуса танка. Она состоит из: гитары, главного фрикциона, коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач и привода вентилятора системы охлаждения.
Ходовая часть танка состоит, применительно к одному борту, из одного двухскатного направляющего колеса переднего расположения со стальным ободом, пяти двухскатных, оснащённых резиновыми шинами, опорных катков с торсионной подвеской и рычажными гидравлическими амортизаторами на первом и последнем узлах подвески, одного ведущего колеса цевочного зацепления заднего расположения со сменными зубчатыми венцами, мелкозвенчатой металлической гусеницы, состоящей из 90 траков шириной 580 мм, с открытым металлическим шарниром.
Танк оборудован средствами внешней и внутренней связи. Для обеспечения внешней связи в нем устанавливается танковая коротковолновая радиостанция Р-113. а для внутренней связи — танковое переговорное устройство Р-120.
Для тушения возгораний внутри танка применяется противопожарная установка полуавтоматического типа с кнопочным управлением. Она обеспечивает тушение трех раздельных пожаров или двух пожаров, возникших одновременно в разных отделениях, и еще одного пожара в одном из отделений. На кормовом листе корпуса танка справа и слева устанавливаются две большие дымовые шашки БДШ-5.
Для преодоления водных преград по дну танк оснащён съёмным оборудованием для подводного вождения.
Техническое обслуживание
На Т-54 в настоящее время можно найти практически любые запчасти, кроме того, на трактор подходят и запчасти от некоторых белорусских тракторов, аналогичных по весу и устройству ходовой части.
Сроки технического обслуживания для Т-54 такие же, как и для любого гусеничного трактора: необходимо готовить трактор к работе в сезоне весна-лето и зима-осень, заменяя топливо и масло, проверяя работоспособность основных механизмов и подвижных составных частей конструкции трактора. Дизельное топливо для заливки должно отстаиваться 48 часов.
Основные модификации танка Т-54
Т-54 обр. 1945 г. — опытный танк, спроектирован в Отделе-520 КБ завода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством А.А. Морозова на основании проекта среднего танка Т-44В осенью 1944 года. К 30 января 1945 года на заводе №183 изготовили первый опытный образец танка, который был направлен в заводской пробег. После завершения заводского пробега и окончательной сборки эту машину отправили в Москву для показа командованию БТ и MB КА и членам правительства. К концу июля завод изготовил второй опытный образец танка, который отличался от предыдущей машины установкой пятискоростной коробки передач с синхронизаторами и планетарных механизмов поворота. 28 июля этот образец был отправлен без установки пушки на ходовые испытания, которые продолжались до 4 ноября 1945 года.
Танк Т-54 обр. 1945 г. имел классическую схему общей компоновки, с расположением в носовой части корпуса отделения управления, в средней части корпуса, с установленной сверху башней, — боевого отделения, в кормовой части корпуса – моторно-трансмиссионного отделения. Экипаж танка состоял из четырёх человек, размещавшихся: командир танка – в башне слева от казённой части пушки; механик-водитель – в носовой части корпуса у левого борта; наводчик орудия – в башне слева от пушки; заряжающий – в башне справа от пушки.
Броневая защита танка – дифференцированная противоснарядная. Конструкция корпуса была аналогична конструкции корпуса танка Т-44. Применено днище корытообразной формы.
Вращающаяся литая башня с диаметром опоры в свету 1800 мм, выполненная по типу башни танка Т-44, была изготовлена из брони 66 АМС с закалкой на среднюю твердость. Вварная крыша башни изготавливалась из двух катаных броневых листов толщиной 30 мм, сваренных между собой.
Основное вооружение танка состояло из 100-мм опытной танковой пушки Д-10Т-К конструкции завода №99 НКВ и двух 7.62-мм пулеметов ГВТ с ленточным питанием, один из которых был спарен с пушкой, второй – курсовой, устанавливался в отделении управления справа от механика-водителя. При стрельбе из пушки и спаренного с ней пулемёта использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-19
В силовой установке танка применялся V-образный двенадцатицилиндровый четырехтактный дизель В-2-44 мощностью 520 л.с. В состав трансмиссии входили: входной редуктор (гитара), многодисковый главный фрикцион сухого трения; трёхходовая пятиступенчатая коробка коробка передач, два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения; два ленточных (с чугунными накладками) тормоза и две однорядных бортовых передачи.
Читать: Гусеничное десантное судно LVT-4
Подвеска танка состояла из десяти балансиров, десяти торсионных валов с углом закрутки 44°, десяти кронштейнов, десяти опор балансиров, десяти упоров. Балансиры опорных катков, в отличие от штампованных балансиров танка Т-44, были изготовлены литыми, заодно целое с осями балансиров. Гусеничный движитель с кормовым расположением ведущих колес состоял из двух крупнозвенчатых (шаг трака 172 мм) с гребневым зацеплением гусениц, двух ведущих колес, десяти литых сдвоенных опорных катков с наружной амортизацией (диаметр 830 мм) и двух литых сдвоенных направляющих колес (диаметр 500 мм) с механизмами натяжения гусениц.
Т-54 обр. 1946 г. («Объект 137») – опытный танк, спроектированный в Отделе-520 КБ за-вода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством А.А. Морозова на основе конструкции танка Т-54 образца 1945 года весной 1946 года. В июле 1946 г. Изготовили два опытных танка Т-54 (третий опытный образец). В период с 20 июня по 10 августа 1946 г. опытные образцы танка Т-54 были подвергнуты 1000-км межведомственным испытаниям на трассе завода №183. В конце сентября 1946 г. для окончательного вооружения танка была выбрана 100-мм пушка Д-10Т конструкции Ф.Ф. Петрова.
От танка Т-54 обр. 1945 г. новые машины отличались в основном измененной конструкцией башни, установкой курсовых пулеметов, введением зенитного пулемета, монтировавшегося на турели, установленной в стакане, приваренном к крыше башни между люками командира танка и заряжающего, и цевочным зацеплением ведущих колес с гусеницами. Между собой эти танки отличались только установкой основного вооружения: в первом образце танка Т-54 была установлена 100-мм танковая пушка ЛБ-1, а во втором – Д-10Т. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГ-43. Два других пулемета СГ-43 – курсовые, устанавливались в бронированных коробах на левой и правой надгусеничных полках. Внутри ко-роба у каждого пулемета размещались две специальные коробки с лентами по 250 патронов. Стрельбу из курсовых пулеметов вел механик-водитель. Наводка пулеметов в цель осуществлялась механиком-водителем за счет поворота танка.
Т-54 обр. 1947 г. – серийный средний танк, спроектированный в Отделе-520 КБ завода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством А.А. Морозова на основе конструкции танка Т-54 (головной образец) в январе – апреле 1947 года. За время серийного производства заводами №183 (г. Нижний Тагил, 1947-1949 гг.), №75 (г. Харьков, 1948-1949 гг.), №174 (г. Омск, 1948-1949 гг.) с июля 1947 по январь 1949 года выпущено 617 боевых танков Т-54 обр. 1947 г. (производство было остановлено ввиду большого количества рекламаций из войск). В течение I полугодия 1949 года заводы изготовили дополнительно 96 учебных танков данной модификации.
Общую массу танка довели до 36 т путем переработки конструкции его основных механизмов. Усилили диски опорных катков за счет увеличения количества ребер с 10 до 12 с одновременным их утолщением и заменой материала и пересмотрели конструкцию синхронизаторов второй и третьей передач коробки передач, улучшили обзорность с места командира и механика-водителя.
Вооружение танка включало 100-мм нарезную пушку Д-10Т с клиновым горизонтальным полуавтоматическим затвором, спаренный с ней 7,62-мм пулемет СГ-43, два курсовых пулемета СГ-43, размещенных в броневых коробках на надгусеничных полках, и 12,7-мм зенитный пулемет ДШК обр. 1938/46 г. По сравнению с предыдущим образцом танка Т-54 выпуска 1946 г. претерпела некоторые изменения конструкция курсовых пулеметов: ящики для их установки имели неполное бронирование и были выполнены съемными вместо приваривавшихся ранее к бортовым листам.
В системе подрессоривания использовались индивидуальная торсионная. Балансиры каждого борта, за исключением пятого балансира, устанавливались по ходу танка, а пятый балансир – против хода. Гусеничный движитель состоял из двух мелкозвенчатых гусениц цевочного зацепления с ведущими колесами, двух литых ведущих колес со съемными зубчатыми венцами, двух литых направляющих колес с двухчервячными механизмами натяжения гусениц и десяти опорных катков с массивными резиновыми шинами. Опорные катки левого борта были смещены назад на 105 мм по отношению к каткам правого борта. Для улучшения проходимости танка при движении по грунтам с низкой несущей способностью на безгребневые траки гусеницы могли устанавливаться шпоры, для чего в середине этих траков было просверлено отверстие под крепежный болт.
Конструкция танка Т-54 выпуска 1948 года повторяла конструкцию головных машин вы-пуска 1947 года, за исключением выполненных мероприятий, повышавших эксплуатационную надежность машины. Кроме того, в башне танка вместо прицела ТШ-19 стал устанавливаться прицел ТШ-20, а в ходовой части – гидравлические амортизаторы на крайних узлах подвески.
Т-54 обр. 1949 г. – серийный средний танк, спроектированный в Отделе-520 КБ завода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством А.А. Морозова на основе конструкции танка Т-54 обр. 1947 г. в 1948 году. Первый танк с новым корпусом и башней вышел на испытательный пробег 29 августа 1949 года. За время серийного производства заводами №183 (г. Нижний Тагил), №75 (г. Харьков), №174 (г. Омск) с конца 1949 до ноября 1951 года выпущено 2223 танка Т-54 обр. 1949 г. На вооружение Советской Армии танк Т-54 был принят приказом военного министра СССР в 1950 году.
Танк Т-54 обр. 1949 г. представлял собой модернизированный вариант танка Т-54 обр. 1947 г., на котором были проведены мероприятия первого этапа модернизации. В связи с установкой новой башни для обеспечения максимальных углов склонения пушки вперед, без ущемления люка механика-водителя, ось ее цапф была сдвинута назад на 60 мм к оси опоры башни и опущена вниз на 25 мм, с соответствующим понижением крыши и общей высоты башни. Вместо двух курсовых пулеметов, располагавшихся ранее на надгусеничных полках, в отделении управления справа от механика-водителя устанавливался один курсовой 7,62-мм пулемет СГ-43. На вращающемся погоне основания люка заряжающего устанавливалась усовершенствованная конструкция турели зенитного пулемета ДШК.
Максимальная толщина верхнего лобового броневого листа корпуса была уменьшена со 120 до 100 мм с сохранением углов наклона от вертикали. Обратный подворот («заман») башни, без образования ниши, был значительно уменьшен по высоте и сохранен только для обеспечения открывания крышки люка механика-водителя. Вместо существовавшей круглой формы люка механика-водителя была применена форма со срезанным сегментом. В системе воздухоочистки вместо двух воздухоочистителей типа «Мультициклон» устанавливался новый трехступенчатый воздухоочиститель с автоматической очисткой пылесборников от пыли. На танке установили форсуночный подогреватель с дымогарнотрубным котлом конструкции В.М. Голосова. Были изменены конфигурация и количество наружных топливных баков, а также форма верхнего топливного бака в МТО. Ширина дисков направляющих колес была увеличена с 230 до 370 мм. Вместо литых балансиров средних и задних узлов подвески были введены штампованные балансиры и изменена конструкция буферного устройства балансира. В качестве средств связи на танке использовалась коротковолновая приемо-передающая, симплексная, телефонно-телеграфная радиостанция 10РТ с новым монтажным комплектом, который позволил полностью устранить помехи при радиоприеме.
Т-54 обр. 1951 г. («Объект 137») – серийный средний танк, спроектированный в Отделе-520 КБ завода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством А.А. Морозова на основе конструкции танка Т-54 обр. 1949 г. с установкой новой башни в 1950 году. Опытный образец танка, изготовленный в начале 1951 года, с 27 февраля по 7 марта успешно прошёл полигонные испытания. За время серийного производства на заводах №183 (г. Нижний Тагил), №75 (г. Харьков), №174 (г. Омск) с ноября 1951 по май 1955 года было изготовлено 7009 танков Т-54 обр. 1951 г. В 1952 году в связи с вводом в Министерстве транспортного машиностроения единой индексации выпускаемой продукции танку Т-54 присвоили наименование «Объект 137».
Основные отличия от Т-54 обр. 1949 г.:
— установлена литая башня сферической формы с вварной крышей, с толщиной лобового бронирования 200 мм; — вместо прицела ТШ-20 устанавливался телескопический прицел наводчика ТШ2-22 с переменным 3,5- и 7-кратным увеличением поля зрения; — для механика-водителя введён инфракрасный прибор ночного видения ТВН-1, принятый на вооружение в 1951 г.; — вместо пулеметов СГ-43 установили СГМТ; — в 1952 г. была введена тяга стопорения пушки по-походному, изменили конструкцию привода выходных жалюзи, стали устанавливаться специальные уплотнения опоры башни, не-съёмный чехол на маске пушки, съёмные чехлы на отверстия для прицела и спаренного пулемёта, а также на колпак вентилятора. В связи с установкой ОПВТ для монтажа клапанного устройства был приварен специальный фланец выпускного патрубка двигателя; — с 1953 г. в состав боекомплекта был введен выстрел УБР-412Д с бронебойно-трассирующим снарядом улучшенной бронепробиваемости БР-412Д (с бронебойным и баллистическим наконечниками) и взрывателем МД-8 или ДБР-2; — с ноября 1953 г. на танке стали устанавливать жаротрубный кольцевой котёл подогревателя; — с 1954 г. в танке устанавливались: регулируемое по высоте сиденье заряжающего и подножка для наводчика, а на крышке люка командира – два призменных прибора наблюдения вместо трёх. Для улучшения охлаждения двигателя и агрегатов трансмиссии вместо 24-лопастного вентилятора был введен 18-лопастной (дюралюминиевый) вентилятор повышенной производительности. В систему электрооборудования был введен задний фонарь, который устанавливался на корме башни, а на машинах более поздних выпусков на верхнем лобовом листе корпуса – фара со светомаскировочной насадкой и фара с ИК-фильтром для прибора ночного видения механика-водителя. Введён главный фрикцион с 17 дисками трения вместо 15, а также штыревой стопор башни; — с июня 1955 г. на машинах устанавливался двухступенчатый воздухоочиститель ВТИ-4 с автоматическим удалением пыли.
Читать: Танкетки L3 (CV3) — «Карро Велоче»
Т-54А («Объект 137Г») – серийный средний танк, спроектированный в Отделе-520 КБ за-вода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством А.В. Колесникорва, впоследствии – Л.Н. Карцева, в 1952 году. В мае 1952 года изготовили три опытных образца танка, которые успешно прошли 26-30 августа сдаточные испытания. По результатам войсковых испытаний, проводившихся в 1954-1955 годах, 22 марта 1955 года танк Т-54А («Объект 137Г») был принят на вооружение Советской Армии. За время серийного производства в 1955-1957 годах заводами №183 (г. Нижний Тагил, 1 апреля 1955 г. по июнь 1955 г.), №75 (г. Харьков, 1 июня 1955 г. по апрель 1955 г.), №174 (г. Омск, 1 июня 1955 г. по IV квартал 1957 г.) было изготовлено 4602 танка Т-54А. Производство танков Т-54А по лицензии было организовано в Польской Народной Республике с 1956 года, в Чехословацкой Социалистической Республике – с 1958 года. В 1956 году техническая документация на танк Т-54А была передана КНР, в которой на танковом заводе в г. Баотоу с 1957 году выпускался танк Type 59, являвшийся копией советского танка.
Танк Т-54А отличался от Т-54 обр. 1951 г.:
— установкой 100-мм пушки Д-10ТГ со стабилизатором танкового вооружения в вертикальной плоскости СТП-1 «Горизонт» и эжектором пушки; — вместо электропривода поворота башни ЭПБ-4 применён привод ТАЭН-3 «Воздух»; — справа от места командира танка установлено ограждение пуш-ки; — вместо воздухоочистителя «Мультициклон» установили ВТИ-4; — применили рессорный привод генератора; — установили третий наружный топливный бак на правой надгусеничной полке ёмкостью 95 л, все три бака соединили трубопроводами; — установили маслозакачивающий насос МЗН-2 вместо МЗН-1; — в 1956 году зенитный пулемёт ДШК заменили модернизированным ДШКМ; — с октября 1956 года стали применять в ходовой части опорные катки с увеличенным до 142 мм динамическим ходом и коробчатыми дисками; — с января 1957 года на танк начали устанавливать радиостанцию Р-113 и ТПУ Р-120.
Т-54Б («Объект 137Г2») – серийный средний танк, спроектированный в Отделе-520 КБ завода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством Л.Н. Карцева, в 1955-1956 годах. Летом 1954 года завод №183 собрал первый опытный образец танка с макетом стабилизатора танкового вооружения в двух плоскостях «Циклон». К концу 1955 года собрали три опытных танка со штатными стабилизаторами, прошедшие полигонно-войсковые испытания в начале 1956 года. На вооружение танк Т-54Б («Объект 137Г2») был принят 11 сентября 1956 года. За время серийного производства в 1957-1958 годах заводами №183 (г. Нижний Тагил, с сентября 1956 г. по июнь 1958 г.), №75 (г. Харьков, 1 января 1958 г. по март 1959 г.), №174 (г. Омск, III квартал 1957 г.) было изготовлено 1575 танков Т-54Б.
Танк Т-54Б отличался от среднего танка Т-54А:
— с апреля 1958 года танк оснащался оборудованием для подводного вождения ОПВТ-54; — введён прибор ночного видения ТВН-2; — у механика-водителя устанавливался гирополукомпас ГПК-48; — в боевом отделении устанавливался вращающийся полик; — у командира танка стали устанавливать прибор наблюдения ТПКУБ (на части машин выпуска 1957 г. — ТПК-1). С 1959 г. устанавливался прибор ТПКУ-2Б. В ночных условиях на место ТПКУБ (ТПКУ-2Б) монтировался ночной прибор наблюдения ТКН-1, ТКН-1С. — в качестве основного оружия использовалась 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С с двухплоскостным стабилизатором танкового вооружения СТП-2 «Циклон». Для прицеливания при стрельбе из пушки и спаренного пулемёта использовались телескопический прицел ТШ2А-22 (ТШ2Б-22, ТШ2Б-22П), ночной электронно-оптический монокулярный перископический прицел ТПН-1. — в боекомплект пушки введён выстрел с кумулятивным снарядом БК5М.
Т-54К («Объект 137К») – серийный командирский танк, спроектированный в Отделе-520 КБ завода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством А.В. Колесникова, затем Л.Н. Карцева, в 1948-1953 годах. Первый образец танка «Объект 137К» был изготовлен в начале сентября 1950 года на основе конструкции танка Т-54 обр. 1949 г. В 1954 году изготовили два опытных об-разца танка, которые прошли полигонные испытания. Для производства танка Т-54К определи-ли завод №174 (г. Омск), который в 1955 году изготовил 50 танков. На вооружение танк Т-54К был принят в 1958 году.
Командирский танк отличался от линейного Т-54 обр. 1951 г. установкой дополнительной радиостанции РСБ-3Т с бензоэлектрическим зарядным агрегатом «Урал-180», изменением расположения запасного люка в днище корпуса, уменьшением боекомплекта танка до 13 выстрелов для пушки и 2500 патронов для пулемётов СГМТ и 200 патронов для пулемёта ДШК.
Т-54АК («Объект 137ГК) – серийный командирский танк, спроектированный в Отделе-520 КБ завода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством Л.Н. Карцева на основе конструкции танка Т-54А в 1955 году. Два опытных образца танка были изготовлены в первом полугодии 1955 года. В декабре 1956 года завод №183 (г. Нижний Тагил) изготовил серию из 50 танков Т-54АК. Танк был принят на вооружение в 1958 году.
Командирский танк отличался от линейного Т-54А установкой дополнительной радиостанции Р-112 с бензоэлектрическим зарядным агрегатом «Урал-180» и 10-метровой полутелескопической антенной, переносом люка запасного выхода на правую сторону днища корпуса танка, уменьшением боекомплекта танка до 28 выстрелов для пушки и 3500 патронов для пулемётов СГМТ и 200 патронов для пулемёта ДШК.
Т-54БК («Объект 137КЦ») – серийный командирский танк, спроектированный в Отделе-520 КБ завода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством Л.Н. Карцева на основе конструкции танка Т-54Б в 1957 году. Два опытных образца танка были изготовлены осенью 1957 года. В 1957-1958 годах завод №183 (г. Нижний Тагил) изготовил 180 танков Т-54КЦ (Ц-Циклон). Танк был принят на вооружение в 1958 году.
Командирский танк отличался от линейного Т-54Б установкой дополнительной радиостанции Р-112 с бензоэлектрическим зарядным агрегатом «Урал-180» и 10-метровой полутелескопической антенной, переносом люка запасного выхода на правую сторону днища корпуса танка, уменьшением боекомплекта танка до 26 выстрелов для пушки и 3500 патронов для пулемётов СГМТ и 200 патронов для пулемёта ДШК.
«Объект 141» — опытный танк, спроектированный в Отделе-520 КБ завода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством Л.Н. Карцева на основе конструкции танка Т-54 обр. 1951 г. в 1953-1954 годах. В мае-сентябре произвели монтаж в танк Т-54 обр. 1951 г. 100-мм пушки Д-54. До 1959 года танк «Объект 141» применялся для отработки нарезной 100-мм пушки Д-54 и 115-мм гладкоствольной У-5Б. От серийного танка Т-54 обр. 1951 г. танк «Объект 141» отличался только установкой основного вооружения.
Читать: Автомат Никонова АН-94 «Абакан» (СССР-Россия)
Т-54М обр. 1954 г. – опытный танк, спроектирован в Отделе-520 КБ завода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством Л.Н. Карцева на основе конструкции танка Т-54 обр. 1951 г. в 1954 году. Опытный образец танка был изготовлен в ноябре 1954 года. В 1955 году танк Т-54М прошёл заводские и полигонные испытания. Танк в серийное производство и на вооружение не передавался. Большая часть изменений в конструкции танка рекомендовалось внедрить в серийное производство.
Танк Т-54М отличался от серийного Т-54 обр. 1951 г.:
— увеличение до 50 выстрелов боекомплекта к пушке; — применение баков-стеллажей; — установка новой зенитной турели с 14,5-мм пулемётом КПВТ; — в системе ППО применены два баллона; — у механика-водителя введён прибор ночного видения ТВН-1; — установлен дизельный двигатель В-54-6 мощностью 580 л.с.; — до 980 л. увеличена ёмкость топливных баков; — применён новый главный фрикцион на 17 дисков; — использовались опорные катки со штампованными и литыми дисками.
«Объект 139» — опытный танк, спроектированный в Отделе-520 КБ завода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством Л.Н. Карцева на основе конструкции танка Т-54А в 1955-1956 годах. К концу февраля 1955 года было изготовлено три опытных танка. С марта 1955 по апрель 1959 года танки проходили испытания по доводке стабилизатора танкового вооружения и прицелов. Танк на вооружение и в серийное производство не передавался.
От танка Т-54А танк «Объект 139» отличался установкой 100-мм пушки Д-54ТС со щелевым дульным тормозом, эжектором, стабилизатора танкового вооружения в двух плоскостях «Молния» и перископического прицела Т2С «Удар» со стабилизацией головного зеркала в двух плоскостях.
Т-54БМ («Объект 137Г2М») – опытный танк, спроектированный в Отделе-520 КБ завода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством Л.Н. Карцева на основе конструкции танка Т-54Б в 1957 году. В сентябре 1957 года изготовили два опытных образца танка. В течении 1958 года танки проходили испытания, завершившиеся в январе 1959 года. В дальнейшем отработанные технические решения применили в конструкции танка Т-55.
Т-54М «Объект 137М» — серийный средний танк, изготовление которого производилось в ходе капитального ремонта танков Т-54 на танкоремонтных заводах МО СССР в 1977-1981 годах. Техническую документацию по модернизации машины разработало КБ Уралвагонзавода.
На вооружение танк был принят приказом министра обороны СССР №045 от 18 марта 1977 г. Всего на заводах капитального ремонта в результате проведения мероприятий по модернизации выпустили 1562 танка Т-54М.
Модернизированный танк Т-54М («Объект 137М») отличался от базовой машины применением агрегатов, систем и приборов, разработанных для танка Т-55. Боевая масса модернизированной машины возросла до 36,5 т.
В МТО танка поперек корпуса устанавливался двигатель В-55В (или В-55) мощностью 580 л.с. Топливная система подверглась изменениям, связанным с установкой внутренних топливных баков-стеллажей и системы ТДА. В приводе управления топливным насосом НК-10 устанавливался механизм остановки двигателя МОД. В системе смазки двигателя дополнительно ввели масляный центробежный фильтр МЦ-1 и дополнительную масляную магистраль для смазки воздушного компрессора АК-150СВ.
В системе охлаждения и подогрева монтировался форсуночный подогреватель аналогичной конструкции подогревателя танка Т-62. В приводе управления жалюзи устанавливалось устрой-ство, автоматически закрывающее их в момент ядерного взрыва и предохранявшие агрегаты МТО от воздействия ударной волны.
В танке была введена воздушная система, которая обеспечивала пуск двигателя сжатым воздухом, управление гидропневматическим приводом главного фрикциона, эжекционную очистку смотровых приборов механика-водителя от грязи и пыли во время движения и на стоянке, а также очистку узлов танка от пыли путем обдува сжатым воздухом при проведении его технического обслуживания.
В трансмиссии танка устанавливался усиленный главный фрикцион (с 19 дисками трения вместо 17) с гидропневматическим устройством в приводе управления. Введены усиленные ПМП измененной конструкции. Вместо одноступенчатых бортовых редукторов применялись комбинированные бортовые редукторы с цилиндрическими и планетарными рядами.
В гусеничном движителе могли использоваться мелкозвенчатые гусеницы как с открытым металлическим шарниром (ОМШ), так и с резинометаллическим шарниром (РМШ).
Т-54МК («Объект 137МК») — серийный командирский танк, изготовление которого производилось в ходе капитального ремонта танков Т-54 на танкоремонтных заводах МО СССР в 1977-1981 годах. Танк принят на вооружение в 1977 году. Всего было выпущено 62 танка Т-54МК.
В отличии от линейного танка Т-54М танк Т-54МК:
— оснащался дополнительной коротковолновой радиостанцией Р-130, навигационной аппаратурой ТНА-2 и зарядным агрегатом; — боекомплект к пушке сокращён до 37 выстрелов.
Огнемётный танк Т-54 – опытный огнемётный танк, спроектированный в КБ завода №112 (г. Горький) на базе танка Т-54 обр. 1947 г. в 1947-1948 годах. В конце 1948 года завод №112 изготовил опытный образец танка. В начале 1949 года танк проходил испытания, которых не выдержал. В дальнейшем работы по созданию огнемётного танка на базе Т-54 передали на завод №75 (г. Харьков). От серийного танка Т-54 огнемётный танк отличался установкой в башне, вместо спаренного пулемёта, огнемёта АТО-43, уменьшением боекомплекта к пушке до 24 выстрелов, к пулемётам СГ-43 – до 2250 патронов.
ТО-54 («Объект 481») – серийный огнемётный танк, спроектированный в КБ завода №75 (г. Харьков) под руководством А.А. Морозова на базе танка Т-54 в 1950-1953 годах. К маю 1952 года изготовили два первых опытных образца танка, получившего обозначение «Объект 481». На вооружение танк ТО-54 был принят 21 июня 1954 года. Всего за время серийного производства на заводе №75 (г. Харьков) в 1955-1959 годах изготовили 110 огнемётных танков.
Танк ТО-54 отличался от серийного танка Т-54 обр. 1951 г. установкой в башне вместо спаренного 7,62-мм пулемёта СГМТ автоматического порохового танкового огнемёта АТО-49 и дополнительного размещения огнемётного оборудования в отделениях управления и боевом. Боекомплект танка составлял 19 выстрелов к пушке, 1500 патронов к курсовому пулемёту СГМТ, 200 патронов к зенитному пулемёту ДШКМ и 20 пороховых патронов к огнемёту.
«Объект 482» — опытный огнемётный танк, спроектированный в КБ завода им. Малышева (до 1957 года – завод №75) (г. Харьков) под руководством А.А. Морозова на базе танка Т-54Б в 1958 году. Опытный образец танка был изготовлен в декабре 1958 года. Со 2 марта по 15 июля 1959 года танк «Объект 482» прошёл полигонные испытания. В дальнейшем использовался для отработки огнемётного вооружения для танка ТО-55. Танк «Объект 482» отличался от серийного танка Т-54Б отличался установкой автоматического танкового огнемёта АТО-200 и размещением огнемётного оборудования. Зенитный пулемёт на танк не устанавливался. Боекомплект танка составлял 20 выстрелов для пушки, 1500 патронов для курсового пулемёта СГМТ, 12 пороховых патронов, 12 зажигательных патронов и возимый запас огнесмеси на 12 выстрелов для огнемёта.
«Объект 483» — опытный огнемётный танк, спроектированный в СКБ-1 завода им. Малышева (г. Харьков) под руководством А.А. Морозова на базе танка Т-54 в 1959 году. Опытный образец танка, изготовленный в 1959-1960 годах, прошёл полигонные испытания в 1961 году. Из-за конструктивных недостатков и ограниченных боевых возможностей работы по танку «Объект 483 были прекращены. От серийного танка Т-54 обр. 1951 г. огнемётный танк отличался установкой танкового порохового огнемёта большой мощности ОМ-250 в амбразуре башни вместо пушки, исключением из экипажа заряжающего. Ёмкость бака огнесмеси позволяла произвести 14 огневыстрелов.
История
Ранее в качестве огнемётных использовались танки Т-26 (ОТ-26, ОТ-130, ОТ-133), однако слабое бронирование делало их уязвимыми на поле боя.
Работы по оснащению танка началась в ноябре 1941 года на Челябинском тракторном заводе. Конструкторы: А. К. Малинин, Г. А. Манилов и С. В. Федоренко. Они решили разместить огнемёт поршневого типа АТО-41 в башне КВ-1 на месте спаренного пулемёта. Но при основательных габаритах огнемёта его было невозможно установить с сохранением штатной 76,2-мм пушки. По этой причине решили заменить последнюю 45-мм орудием образца 1932/38 года и замаскировать его тонкий ствол ложным кожухом, имитирующим ствол калибра 76,2 мм. Танк получил индекс КВ-8. Испытания на полигоне в Кубинке прошли 29 декабря 1941 года. Выпускался до 1943 года.
КВ-8 в компьютерных и видеоиграх
- «Линия Фронта: Битва за Харьков» («Achtung Panzer: Kharkov 1943»)
- «В тылу Врага 2: Лис Пустыни» (Отечественная модификация «Panzer Mod»)
- В игре «Close Combat III: The Russian Front» (англ.) и её ремейке «Close Combat: Cross of Iron» (англ.)
- Company of Heroes 2 — особая единица, то есть вызывается только с помощью умения командира (напр., «Фронтовая тактика ударных частей»)
- В глобальном моде GZM для стратегии «Blitzkrieg»
- В игре «Красное сражение» в качестве огнемётного танка
Боевое применение
Огнеметные танковые батальоны и полки использовали в основном при атаке укрепленных полос и населенных пунктов для поражения живой силы противника и уничтожения его огневых средств в укрытиях и укрепленных сооружениях, при этом они придавались стрелковым частям. В.И. Чуйков приводит пример действий огнеметного танка в городе при обороне Сталинграда осенью 1942 года: «Вытащили с поля боя три подбитых танка: один огнеметный и два средних. Их отремонтировали, и я решил ошеломить противника, с утра 29 октября пустить в контратаку три танка и 50 стрелков. Направление контратаки — стык между дивизиями Смехотворова и Гурьева по Самаркандской улице, где противник почти вплотную подобрался к Волге. Контратака началась рано утром, перед рассветом. Ее поддерживала артиллерия с левого берега и полк «катюш» полковника Ерохина. Захватить большое пространство не удалось, однако результаты получились внушительные: огнеметный танк сжег три вражеских танка, два средних — подавипи противника в двух траншеях, где тотчас же закрепились наши стрелки».
В ходе контрнаступпения под Сталинградом в конце 1942 года отличились 235-я отдельная огнеметно-танковая бригада и 512-й отдельный огнеметно-танковый батальон. 235-я огнеметная танковая бригада, сформированная летом 1942 года в Люблино под Москвой, в сентябре 1942 года направлена на Сталинградский фронт, где её батальоны участвовали в боях на территории , в боях по уничтожению 6-й армии Паулюса. 12 декабря 1942 года командование Сталинградского фронта направило 235-ю огнеметно-тан-ковую бригаду и 87-ю стрелковую дивизию в помощь 51-й армии под Котельниково для отражения наступления группировок Манштейна и Гота. В ходе Котельниковской операции 14 декабря 1942 года в районе Верхне-Кумского 235-я огнеметно-танковая бригада вместе с 234-м танковым полком уничтожила около 50 танков противника, 30 орудий, другую технику, более 500 вражеских солдат и офицеров. Затем она участвовала в завершении Сталинградской операции. За мужество и отвагу, проявленные личным составом, бригада переименована в 31-ю гвардейскую отдельную огнеметно-танковую бригаду. После переформирования под Москвой и получения новой техники она участвовала в освобождении городов Изюм, Барвенкоео (почетные наименования «Барвенковские» получили тогда 31-я гвардейская отдельная огнеметно-танковая бригада и 517-й отдельный огнеметно-танковый батальон). Павлоград, Днепродзержинск, Запорожье.
В 1943 году в боях под Таганрогом и Мариуполем хорошо показал себя 516-й отдельный огнеметно-танковый батальон, а в боях за Евпаторию в апреле 1944 года — 512-й отдельный огнеметно-танковый батальон (среди прочих частей получил наименование «Евпаторийский»). А после освобождения Новгорода в январе 1944 года почетное наименование «Новгородский» получили 500-й, 501-й, 502-й и 503-й отдельные огнеметно-танковые батальоны.
Для уменьшения потерь среди экипажей огнеметных танков были разработаны специальные огнестойкие костюмы.[4]