Убойные миллиметры: БМП и БТР вооружат мощными пушками-пулеметами


Для термина «Мардер» см. также другие значения.

У этого термина существуют и другие значения, см. Marder.

Мардер
«Мардер» 1A3
Marder
Классификациябоевая машина пехоты
Боевая масса, т 28,5 Marder 1

33,5 Marder 1A3

Экипаж, чел.3
Десант, чел.7
История
РазработчикRheinmetall
Годы производствас 1969 по 1975
Годы эксплуатациис 1970 по наст. время
Количество выпущенных, шт.3000
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм6790
Ширина, мм3240
Высота, мм2950
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град.Marder 1 20 мм/75° от 20-мм БПС DM43 с Д=0 м, от 25-мм БПС с Д=200 м Мардер 1A3: лоб корпуса от 30-мм БПС 30×165 мм с D=400 м[1]
Борт корпуса, мм/град.от 14,5-мм пуль Б-32 (Marder 1)
Корма корпуса, мм/град.от 14,5-мм пуль
Вооружение
Калибр и марка пушки1 × 20-мм Rh 202
Тип пушкинарезная автоматическая
Прицелытепловизорный, с дневным и ночным каналами
Пулемёты1 × 7,62-мм MG3
Другое вооружениеПТУР MILAN
Подвижность
Тип двигателяV-образный 6-цилиндровый дизель
Мощность двигателя, л. с.600
Мощность двигателя, кВт447
Скорость по шоссе, км/ч75
Запас хода по шоссе, км520
Тип подвескииндивидуальная торсионная
Преодолеваемый ров, м2,5
Преодолеваемый брод, м1,5
Медиафайлы на Викискладе

Прототип Marder 1 (1969 год). По бортам заметны шаровые амбразуры, устранённые на модификации Marder 1A3 в результате постановки бортовых экранов.

Marder 1A3 вид со стороны кормы. Разнесённое бронирование надгусеничных ниш, откидной аппарели и крыши корпуса.
«Marder»

— германская боевая машина пехоты (БМП). Создана в 1966—1969 годах немецкой фирмой Rheinmetall AG по заказу бундесвера.

Первый прототип Marder (с нем. — «Куница») был собран в конце 1969 года, производство продолжалось до 1975 года. Всего было построено около 3000 машин.

На время принятия на вооружение БМП Marder по параметрам защищённости превосходила известные машины и обладала высокой скоростью движения по пересечённой местности, что позволяло ей действовать совместно с танками «Леопард» в качестве составной части ударной группы. С 2010 на смену Мардеру на вооружение бундесвера постепенно вводится новая БМП Puma[2]

История создания и производства

В 1963 году на вооружение бундесвера был принят основной боевой танк «Леопард». В 1964 году появилась мотопехота на плавающих американских БТР М113, предназначенная для ведения боевых действий в высоком темпе, с форсированием водных преград с ходу. Уже к началу 1967 года 14 танковых батальонов перевели с танков М47 на «Леопард». БТР HS-30 уже не мог решать задачи взаимодействия с танками «Леопард», имевшими скорость движения до 70 км/ч, а его вместимость была меньше численности мотопехотного отделения — 10 человек.

Параллельно с танком «Леопард» велась разработка боевой машины пехоты проекта Neu — «новый» для совместных действий. Причём согласовывались не только боевые свойства танка и БМП, но и вопросы материально-технического обслуживания. БМП проектировали те же фирмы, что создавали «Леопард» — Rheinmetall и Henschel-Werke. Разработка БМП заняла 9 лет. Первые образцы были показаны в 1960—1961 гг. Окончательный вариант был выбран в 1966 году, а в начале мая 1969-го БМП представили на полигоне Мюнстер военному руководству. Машина получила название «Мардер». На производство ассигновали 1,8 млрд. марок. Генеральным подрядчиком была выбрана Rheinmetall — в Касселе, второй в Киле. Производство началось в конце 1969 года и велось на двух сборочных линиях со средним темпом 55 единиц в месяц. До 1975 года фирмы выпустили соответственно 1759 и 977 БМП.

Кто на войну, а кто в музей

Советская БМП-1, едва пройдя испытания, туту же была проверена в настоящих боевых операциях. В 1968 году она хорошо себя зарекомендовала в операции «Дунай» (ввод союзных войск в ЧССР). В дальнейшем эта машина принимала участие практически во всех конфликтах второй половины XX века. Даже сегодня она стоит на вооружении более чем тридцати стран.

Что же касается ее заклятой подруги «Мардер», то эта фешенебельная красавица на войну не ходила, а мирно позировала на выставках, спала в музеях и отдыхала в гаражах мотопехотных частей и подразделений Германии, Индонезии и Чили. Правда, ее модернизированная последовательница побывала в боевой командировке с 2009 по 2010 гг. в Афганистане. Кстати, и по продолжительности жизни советская пехотная «доярка» оказалась куда живучей немецкой конкурентки – БМП-1 серийно выпускали без малого 13 лет, а первая «Мардер» протянула всего шесть.

И все же обе машины не канули в лету, а стали началом серии модификаций, которые существенно улучшили боевые и защитные возможности БМП, сохранив тем самым немало простых пехотных жизней.

Модификации

  • SPz NEU
    — десять предсерийных образцов, выпущенных в период с октября 1968 по март 1969 года. Оснащены шестицилиндровым многотопливным двигателем «Даймлер-Бенц» MB833Ea (600 л.с.).
  • «Marder»
    (после 1985 года название изменено на «
    Marder-1
    ») — первая серийная модель, производилась с 1970 по 1975 год (всего выпущено 2136 машин). Боекомплект изначально составлял 1250 20-мм патронов и 2500 патронов к пулемётам.
  • «Marder»
    с установленной на башне пусковой установкой ПТУР «Милан». Модификация разработана в 1975 году, в период с 1977 по 1979 годы ПТУР были установлены на все 2136 машин. В боекомплект включены шесть ПТУР «Милан».
  • Marder 1 A1
    — модернизированный вариант, разработанный в 1979—1980 годы и поставленный в производство в 1981—1982 годы. Электромеханический механизм поворота башни был заменен на более мощный. 20-мм пушка была снабжена механизмом селективного питания, позволяющим переходить от ведения огня осколочно-фугасными снарядами к стрельбе бронебойными снарядами. В боекомплект к пушке был введен выстрел с бронебойным подкалиберным снарядом DM63, кроме того, боекомплект был увеличен до 1284 выстрелов (из них 317 бронебойных). Около 1000 машин планировалось оснастить пассивным инфракрасным прицелом с тепловизионным индикатором[3], однако фактически он был установлен на 674 машины.
  • Marder 1 A1A3
    — Marder 1 A1 с новой радиостанцией SEM 80/90.
  • Marder 1 A2
    — вариант модернизации, проведенной в 1984—1991 годы.
  • Marder 1 A2A1
    — Marder 1 A2 с новой радиостанцией SEM 80/90.
  • Marder 1 A3
    — модификация 1989 года.[4] Масса бронирования увеличена на 1600 кг с целью:

— непоражаемости машины в переднем секторе обстрела БПС снарядами 30-мм пушки БМП-2; — для усиления защита горизонтальных поверхностей (крыши корпуса и башни) от поражения кумулятивными боевыми элементами кассетных боеприпасов за счёт использования разнесенной брони.

  • Marder 1 A4
    — вариант Marder 1 A3 с новой криптографической радиостанцией SEM 93.
  • Marder 1 A5
    — модернизированный вариант Marder 1 A3, разработанный в 2003–2004 гг. Установлена дополнительная противоминная защита, полностью изменён интерьер с целью уменьшения повреждений экипажа и десанта в случае подрыва на мине. В ходе модернизации было обновлено 74 машины Marder 1 A3.
  • Marder 1 A5А1
    — модернизированный вариант Marder 1 A5, разработанный в 2010–2011 гг. Установлена система кондиционирования воздуха, мультиспектральное камуфлирование корпуса и системы РЭБ. Модернизации подверглось около 35 едииниц.

Также, на базе «Marder»

были созданы и приняты на вооружение бундесвера:

  • самоходный ЗРК Roland с двумя ракетами в положении готовности и восемью в резерве
  • машина наблюдения с радаром на гидравлически управляемом основании.

Боевая служба

Marder развертывается с немецкими миротворцами в Косово, 1999.

С первого блока выступил летом 1971 года Marder IFV остался непроверенным в бою в течение 38 лет , до июля 2009 года , когда они защищали немецкий боевой форпост против талибов в Чахар Дара районе Афганистана провинции Кундуз , погибли и были ранены десятки боевиков. С тех пор, Marders принимал участие в тяжелых боях несколько раз. Транспортные средства оказались чрезвычайно полезными и были высоко оценены как большой тактическим актив немецких войск. Тем не менее, экипажи были подвержены большим физическим нагрузкам , как ни один из автомобилей не оснащены кондиционирования воздуха системами. Два Marders были повреждены самодельных взрывных устройств в ходе под руководством Германии наступление на талибов в Quatliam, 31 октября 2010 Позже в бою, под кодовым названием Коалиционной « Операция Halmazag », то Marders отбивать талибов пытаются обойти позиции , которые были немецкими десантниками. В июне 2011 года немецкий Marder был разрушен около Кундуза от времени 200 кг (440.91 фунтов.) СВУ, убив одного солдата и ранив пять других.

Мардер был также развернут во время войны в Косово в составе германских миротворческих сил , посланных. Они не видели бой , однако.

Конструкция

Броневой корпус и башня

Броневой корпус сварен из стальных листов толщиной до 30 мм и полностью герметизирован (личный состав может находиться внутри машины в течение 24 часов). Башня сварной конструкции, изготовлена из стальной брони, при этом уровень защиты может быть усилен. В кормовом листе предусмотрена дверца, позволяющая осуществить быструю посадку и высадку десанта при движении машины.

В 1988 году была начата программа модернизации машины до уровня A3, в рамках которой компания Тиссен-Хеншель получила контракт сроком на 10 лет на модернизацию 2100 машин серий Marder 1 A1/A2 до уровня A3 с темпом 220 машин в год. Первая партия Marder 1 A3 поступила на вооружение сухопутных войск 17 ноября 1989 года. Целевое назначение программы — обеспечение непоражаемости БМП в переднем секторе обстрела от бронебойных подкалиберных снарядов 30-мм пушки 2А42 – основного вооружения советской БМП-2. Модернизация БМП включала: доработку корпуса и башни с установкой дополнительной пассивной защиты общей массой 1600 кг (при этом общая масса машины увеличилась на 5,5 тонн), в частности 10-мм стального листа-экрана на ВЛД с образованием разнесённой преграды, конформных навесных броненакладок по всем сторонам башни, продольных коробчатых бронеконструкций трапециевидного сечения по обеим сторонам корпуса, и дополнительной брони крыши для защиты от боевых элементов кассетных боеприпасов.

Вместимость машины — 10 человек, в том числе три члена экипажа, двое из которых (командир и наводчик) находятся в башне, а механик-водитель впереди корпуса справа. Боевое отделение находится в средней части корпуса.

Вооружение

БМП вооружена 20-мм автоматической пушкой RH 202 и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом MG3, установленным на лафете сверху двухместной башни. Пушка Rh 202 заряжается патронами 20×139 мм. Ещё один 7,62-мм пулемёт MG3A1 расположен на крыше десантного отделения и имеет дистанционное управление. В 1979 г. прошла испытания опытная Marder с башней, стабилизированной в трёх плоскостях.

Для двухместной башни Marder 2 фирма Rheinmetall AG разработала пушку Rh 503 со сменным стволом калибра 35 и 50 мм и элементами механизма питания. Пушка имеет электромеханические приводы системы перезаряжания, переменный темп стрельбы 150 и 400 выстр/мин и двустороннее беззвеньевое питание. 35-мм ствол предполагалось использовать для учебно-тренировочных, а 50-мм — для боевых целей. С пушкой спарен 7,62-мм пулемёт. Также слева на башне может крепиться гранатомёт «Panzerfaust 3» с дальностью стрельбы до 1000 м, однако стрельба из него требует остановки, выхода гранатомётчика из машины и снятия РПГ с крепления. Поэтому используется очень редко.

Средства наблюдения и связи

По германской традиции «Мардер» обильно снабжён приборами наблюдения. Механик-водитель кроме трёх призменных блоков имеет съёмный подсветочный ПНВ, работающий на расстоянии до 50 м. На марше он использует два складных зеркала заднего обзора. По периметру башенки командира установлено 8 смотровых блоков. В распоряжении наводчика три призменных блока, установленных на левом борту башни у стыка с её крышей. У каждого стрелка — свой призменный смотровой блок. С левой стороны лафета на особой штанге укреплён прожектор инфракрасного и белого света, действующий соответственно на расстоянии до 800 и до 1000 м. Две фары установлены впереди на лобовом листе. На корме укреплены светоотражатели и габаритные огни. Последние расположены так, чтобы по степени их различимости водитель идущей сзади машины мог определить дистанцию на марше ночью или в тумане. В систему управления огнём БМП входит новый дневной/ночной прицел командира со встроенным тепловизором и лазерным дальномером, прицел наводчика и электронный баллистический вычислитель.

Двигатель и трансмиссия

В моторно-трансмиссионном отделении установлен четырёхтактный шестицилиндровый V-образный многотопливный дизель МВ833 Еа-500 с турбонаддувом. Мощность 600 л.с. при 2200 об/мин, степень сжатия — 19,5. В боевом и десантном отделениях установлены три топливных бака общей ёмкостью 652 л. Этого хватает на 520 км движения по шоссе, а по хорошим дорогам Германии — до 600 км. Система смазки — с сухим картером. Гидромеханическая трансмиссия HSWL-194 «Ренк», установленная перед двигателем, включает гидродинамический трансформатор и гидростатический редуктор, смонтированные в едином блоке. Коробка передач-планетарная, с гидротрансформатором на входе и механизмом реверса. Наличие гидротрансформатора снижает нагрузки на детали и узлы трансмиссии, но при этом он обладает невысоким КПД, даёт дополнительное тепловыделение и снижает запас хода, поэтому он включается только для трогания с места, в тяжёлых дорожных условиях и при переключении передач, а в остальных режимах блокируется. КПП обеспечивает 4 передачи вперёд и назад, переключение производится электрогидравлическим приводом.

Ходовая часть

Гусеницы с резино-металлическими шарнирами, подвеска торсионная с гидроамортизаторами. При создании ходовой части использовались элементы шасси танка Leopard 2[источник не указан 2035 дней

]. Управление — рулевым колесом автомобильного типа. Бесступенчатый механизм поворота позволяет достаточно плавно изменять радиус поворота машины. Гидротрансформатор, планетарные механизмы поворота и сервоприводы значительно облегчают работу механика-водителя.

Мардер укомплектован кондиционером и противопожарным оборудованием с двумя баллонами двукратного тушения — первое включается по сигналу термодатчиков, второе от ручного выключателя на щитке управления. Питание электросети машины — от генератора мощностью 9 кВт и шести аккумуляторных батарей общей ёмкостью 300 Ач, напряжение бортовой сети — 24 В. На нижнем лобовом листе и корме имеются буксирные крюки с замками, над кормовой дверью — скоба-поручень для облегчения посадки.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks

  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на Marder II

В сети Интернет
Marder II (англ.) // Википедия

Техника Германии

Лёгкие танкиI
Leichttraktor •
II
Pz.Kpfw. II Ausf. D •
II
MKA •
II
Pz.Kpfw. 38H 735 (f) •
II
Pz.Kpfw. 35 (t) •
II
Pz.Kpfw. I •
II
Pz.Kpfw. II •
III
43 M. Toldi III •
III
Pz.Kpfw. 38 (t) •
III
Pz.Kpfw. III Ausf. E •
III
Pz.Kpfw. II Ausf. J •
III
Pz.Kpfw. I Ausf. C •
III
Pz.Kpfw. II Ausf. G •
III
Pz.Kpfw. T 15 •
IV
Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. •
IV
Pz.Kpfw. II Luchs •
V
VK 16.02 Leopard •
VI
VK 28.01 •
VII
Aufklärungspanzer Panther •
VII
Spähpanzer SP I C •
VIII
leKpz M 41 90 mm •
VIII
leKpz M 41 90 mm GF •
VIII
HWK 12 •
VIII
HWK 30 •
IX
Spähpanzer Ru 251 •
X
Rheinmetall Panzerwagen
Средние танкиIII
Großtraktor – Krupp •
III
Pz.Kpfw. IV Ausf. A •
III
Pz.Kpfw. S35 739 (f) •
IV
Pz.Kpfw. III Ausf. J •
IV
Pz.Kpfw. IV Ausf. D •
IV
VK 20.01 (D) •
V
Pz.Kpfw. III Ausf. K •
V
Turán III prototípus •
V
Pz.Kpfw. III/IV •
V
Pz.Kpfw. IV hydrostat. •
V
Pz.Kpfw. V/IV •
V
Pz.Kpfw. V/IV Alpha •
V
Pz.Kpfw. IV Ausf. H •
V
Pz.Kpfw. T 25 •
V
VK 30.01 (H) •
VI
Pz.Kpfw. IV Schmalturm •
VI
VK 30.01 (D) •
VI
VK 30.02 (M) •
VII
Panther/M10 •
VII
Panther •
VII
VK 30.02 (D) •
VIII
Panther mit 8,8 cm L/71 •
VIII
Schwarzpanzer 58 •
VIII
Panzer 58 Mutz •
VIII
M48A2 Räumpanzer •
VIII
Indien-Panzer •
VIII
Panther II •
IX
E 50 •
IX
T 55A •
IX
Kampfpanzer 50 t •
IX
Leopard Prototyp A •
X
E 50 Ausf. M •
X
Leopard 1
Тяжёлые танкиIV
Pz.Kpfw. B2 740 (f) •
IV
Durchbruchswagen 2 •
VI
Tiger 131 •
VI
VK 30.01 (P) •
VI
VK 36.01 (H) •
VII
VK 45.03 •
VII
Tiger I •
VII
Tiger (P) •
VIII
VK 100.01 (P) •
VIII
VK 168.01 (P) •
VIII
VK 168.01 Mauerbrecher •
VIII
VK 75.01 (K) •
VIII
E 75 TS •
VIII
Löwe •
VIII
Tiger II •
VIII
VK 45.02 (P) Ausf. A •
IX
E 75 •
IX
Mäuschen •
IX
VK 45.02 (P) Ausf. B •
X
E 100 •
X
Pz.Kpfw. VII •
X
Maus •
X
VK 72.01 (K)
ПТ-САУII
Panzerjäger I •
III
Marder II •
IV
StuG III Ausf. B •
IV
Jagdpanzer 38(t) Hetzer •
IV
Marder 38T •
V
StuG IV •
V
Pz.Sfl. IVc •
V
StuG III Ausf. G •
VI
Dicker Max •
VI
Jagdpanzer IV •
VI
Nashorn •
VII
E 25 •
VII
Krupp-Steyr Waffenträger •
VII
Jagdpanther •
VII
Sturer Emil •
VIII
Ferdinand •
VIII
Kanonenjagdpanzer 105 •
VIII
Rheinmetall Skorpion G •
VIII
Rheinmetall Skorpion •
VIII
Jagdpanther II •
VIII
8,8 cm Pak 43 Jagdtiger •
VIII
Rhm.-Borsig Waffenträger •
IX
Jagdtiger •
IX
Waffenträger auf Pz. IV •
X
Grille 15 •
X
Jagdpanzer E 100 •
X
Waffenträger auf E 100
САУII
G.Pz. Mk. VI (e) •
III
Sturmpanzer I Bison •
III
Wespe •
IV
Pz.Sfl. IVb •
IV
Sturmpanzer II •
V
Grille •
VI
Hummel •
VII
G.W. Panther •
VIII
G.W. Tiger (P) •
IX
G.W. Tiger •
X
G.W. E 100

Противотанковые САУ

Техника СССРII
АТ-1 •
III
СУ-76И •
IV
СУ-85А •
IV
СУ-76М •
V
СУ-85 •
V
СУ-85И •
VI
СУ-100 •
VI
СУ-100Y •
VII
ИСУ-122С •
VII
СУ-152 •
VII
СУ-100М1 •
VII
СУ-122-44 •
VIII
ИСУ-152 •
VIII
ИСУ-130 •
VIII
Т-103 •
VIII
СУ-130ПМ •
VIII
СУ-101 •
IX
Объект 704 •
IX
Объект 263 •
X
Объект 268 •
X
Объект 268 Вариант 4
Техника ГерманииII
Panzerjäger I •
III
Marder II •
IV
StuG III Ausf. B •
IV
Jagdpanzer 38(t) Hetzer •
IV
Marder 38T •
V
StuG IV •
V
Pz.Sfl. IVc •
V
StuG III Ausf. G •
VI
Dicker Max •
VI
Jagdpanzer IV •
VI
Nashorn •
VII
E 25 •
VII
Krupp-Steyr Waffenträger •
VII
Jagdpanther •
VII
Sturer Emil •
VIII
Ferdinand •
VIII
Kanonenjagdpanzer 105 •
VIII
Rheinmetall Skorpion G •
VIII
Rheinmetall Skorpion •
VIII
Jagdpanther II •
VIII
8,8 cm Pak 43 Jagdtiger •
VIII
Rhm.-Borsig Waffenträger •
IX
Jagdtiger •
IX
Waffenträger auf Pz. IV •
X
Grille 15 •
X
Jagdpanzer E 100 •
X
Waffenträger auf E 100
Техника СШАII
T3 HMC •
III
T56 GMC •
IV
M8A1 •
IV
T40 •
V
M10 Wolverine •
V
T67 •
VI
T78 •
VI
M18 Hellcat •
VI
M36 Jackson •
VII
M56 Scorpion •
VII
T28 Concept •
VII
Super Hellcat •
VII
T25/2 •
VII
T25 AT •
VIII
TS-5 •
VIII
T28 •
VIII
T28 Prototype •
IX
T30 •
IX
T95 •
X
T110E3 •
X
T110E4
Техника ФранцииII
Renault FT AC •
III
FCM 36 Pak 40 •
III
Renault UE 57 •
IV
Somua SAu 40 •
V
M10 RBFM •
V
S35 CA •
VI
ARL V39 •
VII
AMX AC mle. 46 •
VIII
AMX AC mle. 48 •
VIII
AMX Canon d’assaut 105 •
IX
AMX 50 Foch •
X
AMX 50 Foch (155) •
X
AMX 50 Foch B
Техника ВеликобританииII
Universal Carrier 2-pdr •
IV
Valentine AT •
IV
Alecto •
V
Archer •
V
AT 2 •
VI
Churchill Gun Carrier •
VI
Achilles •
VI
AT 8 •
VI
Excalibur •
VII
Challenger •
VII
AT 15A •
VII
AT 7 •
VIII
AT 15 •
VIII
Charioteer •
VIII
Turtle Mk. I •
IX
Tortoise •
IX
FV4004 Conway •
X
FV215b (183) •
X
FV4005 Stage II •
X
FV217 Badger
Техника КитаяII
T-26G FT •
III
M3G FT •
IV
SU-76G FT •
V
60G FT •
VI
WZ-131G FT •
VII
T-34-2G FT •
VIII
WZ-111-1G FT •
VIII
WZ-120-1G FT •
IX
WZ-111G FT •
X
WZ-113G FT
Техника ШвецииII
Pvlvv fm/42 •
III
Ikv 72 •
IV
Sav m/43 •
V
Ikv 103 •
VI
Ikv 65 Alt II •
VII
Ikv 90 Typ B •
VIII
UDES 03 •
VIII
Strv S1 •
IX
Strv 103-0 •
X
Strv 103B

Источники

  1. Below The Turret Ring. Marders to Jordan. December 22, 2016
  2. 12
    The Military Balance 2020,p.108
  3. Н. Мишин. Модернизация БМП «Мардер» // «Зарубежное военное обозрение», № 2, 1981, стр.88
  4. Marder 1 Infantry Combat Vehicle
  5. The Military Balance 2020,p.267
  6. The Military Balance 2020,p.343
  7. The Military Balance 2020,p.394
  • Главный редактор — Крис Бишоп. «Современная боевая техника». стр 46
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]