Стойкость и простота: чем Т-72 удивил канадских танкистов (4 фото)

Основной танк Т-72 спроектирован в КБ Уралвагонзавода (г. Нижний Тагил) под руководством В.Н. Венедиктова в 1967-1973 годах. Опытный образец танка, получивший обозначение «Объект 172М», был изготовлен в конце 1970 года. Танк, получивший обозначение Т-72 «Урал», был принят на вооружение 7 августа 1973 года. За время серийного производства в 1974-1996 годах на Уралвагонзаводе (г. Нижний Тагил, 1974-1996 гг. – 19973 ед.) и Челябинском тракторном заводе (г. Челябинск, 1978-1990 гг. – 1874 ед.) изготовили 21847 танков Т-72 всех модификаций. С 1977 года танк производился по лицензии в Чехословакии (1977-1991 гг. – 815 шт.), Польше (1979-1995 гг. – 759 шт.), Индии (1988-2000 гг. – 500 шт.), Ираке (100 шт.), Иране (1993-2001 гг. 300 шт.).

Описание конструкции танка Т-72 «Урал»

Компоновка танка Т-72 — классическая, с кормовым расположением силового от-деления. Экипаж танка состоит из трёх человек, размещавшихся: командир танка – в башне справа от пушки; механик-водитель – в носовой части корпуса по продольной оси; наводчик орудия – в башне слева от пушки.

Корпус танка представляет собой жесткую коробку, сваренную из катаных броневых листов. Он состоит из носовой части, бортов, кормы, днища, а также вентиляторной, моторной перегородок и крыши над силовым отделением.

Носовая часть корпуса состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных между собой, а также с передним листом крыши, бортами и днищем. Верхний лобовой лист корпуса наклонен под углом 68° к вертикали и представляет собой многослойную комбинированную преграду (сталь-стеклотекстолит-сталь) толщиной 80+105+20=205 мм. Нижний броневой лист, толщиной 85 мм, установлен под углом 600. Борта корпуса — вертикальные броневые листы толщиной 80 мм в передней части и 70 мм в задней. В средней части бортов вварены подбашенные защитные планки для увеличения внутреннего объема корпуса и установки башни. Корма корпуса состоит из кормового броневого листа, листа кормы нижнего и картеров коробок передач. Крыша корпуса состоит из переднего и заднего броневых листов и вставок над подбашенными защитными планками, приваренных к корпусу, а также съёмной части. Днище корпуса имеет корытообразную форму и состоит из трёх штампованных деталей. Для увеличения жесткости и размещения торсионов в днище выполнены продольные и поперечные выштамповки. Для защиты бортов танка от кумулятивных средств поражения предназначены бортовые экраны толщиной 3 мм, выполненные из алюминиевого сплава. Четыре правых и четыре левых бортовых экрана крепятся к надгусеничным полкам и передним откидным щиткам. В боевом положении они разворачиваются вперед под углом 60°.

Башня танк представляет собой фасонную отливку из броневой стали, к верхней части которой приварена крыша, а также правая и левая головки для зашиты базовой трубы прицела-дальномера. Башня имеет монолитную конструкцию с переменной толщиной стенок. Толщина лобовой брони в секторе ±30° от продольной оси танка составляет 400-410 мм при наклоне 10-25°. Толщина бортов колеблется в пределах 395-440 мм при углах наклона 20-25°.

В передней части башни расположена амбразура для установки пушки. Справа от амбразуры пушки в башне имеется амбразура для спаренного пулемёта. Слева от амбразуры пушки приварены кронштейн для осветителя ночного прицела и трубка для подвода электропровода к нему. Башня устанавливается на шариковой опоре, верхний погон которой соединен с донным листом башни, а нижний погон крепится к крыше корпуса. Вращение башни осуществляется с помощью гидравлического и ручного механизмов поворота.

Вооружение танка состоит из одной 125-мм танковой гладкоствольной стабилизированной в двух плоскостях пушки Д-81ТМ, одного 12,7-мм пулемёта НСВ-12,7, установленного на зенитной установке ЗУ-72 (смонтирована на погоне командирской башенки), и 7,62-мм спаренного с пушкой пулемёта ПКТ. Для прицеливания при стрельбе из пушки и спаренного пулемёта используются монокулярный стереоскопический прицел-дальномер с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости ТПД-2-49 и электронно-оптический монокулярный перископический ночной прицел ТПН-1-49-23. Для прицеливания при стрельбе из зенитного пулемёта использовались колиматорный прицел К-10 и рамочный прицел. Стабилизация вооружения танка осуществляется двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором танкового вооружения 2Э28М «Сирень».

Заряжание пушки производится электромеханическим автоматом заряжания безкабинного типа, с ёмкостью 22 лотка с выстрелами. Боекомплект танка состоит из 39 выстрелов раздельного заряжания к пушке, 300 патронов к зенитному пулемёту и 2000 патронов к спаренному пулемёту.

В силовой установке танка используется 12-цилиндровый V-образный четырёхтактный многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-46 мощностью 780 л.с. Трансмиссия танка — механическая, с гидравлическим управлением, состоит из гитары и двух планетарных коробок передач, конструктивно объединенных с бортовыми передачами. Обеспечивающая семь передач переднего хода и одну – заднего хода.

Читать: Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76

Ходовая часть, применительно к одному борту, состоит из шести двухскатных обрезиненных опорных катков, трех односкатных поддерживающих роликов с внутренней амортизацией, одного ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами и одного направляющего колеса с кривошипным механизмом натяжения гусеницы. Подвеска танка — индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами на 1, 2 и 6-м опорных катках. Гусеницы, шириной 580 мм, мелкозвенчатые на 97 траков, цевочного зацепления, с резинометаллическим (РМШ) или открытым (ОМШ) шарниром.

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме (дежурное освещение и откачивающий насос ОПВТ — по двухпроводной). Напряжение — 27 В (для стартерной цепи — 48 В).

Для защиты экипажа танка от ОМП используется система коллективной защиты, состоящая из: прибора радиационной и химической разведки ГО-27, аппаратуры ЗЭЦ11-3 управления исполнительными механизмами герметизации, фильтровентиляционной установки (ФВУ), исполнительных механизмов, клапана вентиляции и лючка вентиляции, подпоромера. Для тушения пожара в забронированном объёме танка используется автоматическая система трёхкратного действия УА ППО «Роса-2». Для тушения незначительных очагов пожаров имеется ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2. Для постановки дымовой завесы используется термодымовая аппаратура.

Оборудование для подводного вождения танка (ОПВТ) используется для преодоления танком по дну водных преград глубиной до 5 м и шириной до 1000 м. Для открытия окопов и укрытий танк оснащен оборудованием для самоокапывания, размещённым снаружи на нижнем носовом листе корпуса. На части танков могут устанавливаться колейные тралы ножевого действия КМТ-6.

Для поддержания внешней связи на танке установлена ультракоротковолновая радиостанция Р-123М, для внутренней связи – танковое переговорное устройство Р-124.

Защитные системы

Несмотря на то что вес танка Т-72 был внушительным, он оснащался дополнительными системами, которые защищали бронемашину от оружия массового поражения. Системы способны защитить танк и его внутреннее оснащение от ударной волны, радиации при ядерном взрыве, обеспечивая безопасность экипажа при воздействии отравляющих веществ или биологического оружия.

Защита от ударной волны выполняется продуманной броней, а также качественной герметизацией. Внутри танка используется специальный надежный материал, при этом боевое отделение и отделения управления надежно герметизируются. Система защиты выступает в качестве световой и звуковой сигнализации, контролирует уровень радиации и избыточность давления внутри танка и наличие отравляющих веществ снаружи него.

Противопожарная система представляет собой три двухлитровых баллона, которые наполнены огнегасящим составом, а также три трубопровода, которые соединяют баллоны и отделения, и девять термодатчиков. Специальная система многократного действия служит надежной защитой от дыма. Она работает на дизельном топливе.

Из дополнительного оборудования танков Т-72 можно отметить систему для подводного вождения, которая позволяет преодолевать водные преграды на глубине 5 м и ширине до 1000 м. В состав этого оборудования входят также спасательные жилеты, противогазы, рассчитанные на всех членов экипажа.

Основные модификации танка Т-72 «Урал»

«Объект 172» — опытный средний танк, спроектированный в Уралвагонзавода под руководством Л.Н. Карцева в 1967-1968 годах. Первый опытный образец танка был изготовлен летом, второй – в сентябре 1968 года. Заводские испытания, проведённые до конца 1968 года, показали недостаточную надёжность ходовой части, что повлекло за собой её доработку на новом опытном танке «Объект 172М». На вооружение и в серийное производство не передавался.

Танк «Объект 172» отличался от Т-64А:

— усиленным бронированием лобовой детали башни без комбинированных броневых преград; — электромеханическим автоматом заряжания типа безкабинного типа с ёмкостью 22 лотка с выстрелами. Боекомплект танка составил 39 выстрелов раздельного заряжания к пушке и 2000 патронов к спаренному пулемёту; — использованием в силовой установке дизельного двигателя В-45К мощностью 730 л.с..

«Объект 173» — опытный средний танк, спроектированный в Уралвагонзавода под руководством Л.Н. Карцева в 1968 году. Два опытных образца танка были изготовлены в 1968 году путём переделки из серийных танков Т-64А. Летом 1969 года проходил сравнительные испытания с танками «Объект 172» и Т-64А. На вооружение и в серийное производство не передавался. От серийного танка Т-64А отличался только силовой установкой и вентиляторной системой охлаждения.

«Объект 172М» — опытный средний танк, спроектированный в Уралвагонзавода под руководством Н.В. Венедиктова в 1969-1970 годах. В конце 1970 года изготовили три опытных образца танка. В ноябре 1970 – апреле 1971 года танки «Объект 172М» успешно прошли заводские испытания. В первой половине 1973 года 15 танков установочной партии успешно про-шли войсковые испытания. В дальнейшем стал основой для серийного танка Т-72. От опытного танка «Объект 172» отличался установкой двигателя В-46 мощностью 780 л.с., конструкцией воздухоочистителя и ходовой части.

«Объект 172М-2М» (тема «Буйвол») — опытный основной танк, спроектированный в КБ Уралвагонзавода под руководством Н.В. Венедиктова в 1973-1974 годах. В первой половине 1974 года был изготовлен опытный образец танка. Проходил заводские испытания в 1974-1975 годах. На вооружение и в серийное производство не передавался. От серийного танка Т-72 отличался:

— Увеличением угла наклона верхней лобовой детали корпуса до 70 градусов и применением в конструкции лобовой детали башни комбинированных броневых преград. — Установкой усовершенствованной 125-мм пушки Д81ТМ, отличавшейся более высокой точностью, лазерного прицела-дальномера ТПД-К1, ночного пассивно-активного прицела «Буран-ПА», стабилизатора танкового вооружения «Жасмин» с электроприводом в горизонтальной плоскости, увеличением до 45 выстрелов боекомплекта пушки. — В силовой установке применили двигатель В-46Ф мощностью 840 л.с. Увеличен запас топлива, что позволило увеличить запас хода на одной заправке до 1000 км. — В силовой передаче использовали усиленные бортовые планетарные коробки передач. — Установлена усовершенствована ходовая с увеличенным динамическим ходом опорных катков.

Читать: Корабли мониторы типа «Железняков»

Т-72 «Урал» («Объект 172М») – серийный вариант танка «Объект 172», изготовленный на Уралвагонзаводе (г. Нижний Тагил) в 1974-1975 годах в количестве 950 единиц. В 1975 году танк получил имя собственное «Урал».

Т-72 «Урал-1» («Объект 172М1») – усовершенствованный вариант серийного танка «Объект 172М», изготовленный на Уралвагонзаводе (г. Нижний Тагил, 1975-1979 гг. – 4727 ед.) и ЧТЗ (г. Челябинск, 1978-1979 гг. – 340 ед.) в 1975-1979 годах в количестве 5067 единиц. От танка Т-72 образца 1973 года он отличался:

— усиленным бронированием корпуса и башни; — с 1977 года устанавливалась литая башня с комбинированной бронёй с наполнителем из песчаных стержней; — пушка оснащена теплозащитным кожухом; — ИК-прожектор Л-2АГ перенесён на правую скулу лобовой деталь башни.

С 1975 по 1980 год выпускался экспортный вариант танка, получивший обозначение Т-72 («Объект 172М-Э»). Он отличался конструкцией броневой защиты лобовой детали башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.

Т-72К «Урал-К» («Объект 172МК») – серийный командирский танк, спроектированный в КБ Уралвагонзавода под руководством Н.В. Венедиктова на основе конструкции серийного танка Т-72 в 1973 году. Серийно выпускался на Уралвагонзаводе (г. Нижний Тагил) в 1974-1980 годах. От линейного танка Т-72 отличался установкой дополнительной коротковолновой радиостанцией Р-130М, навигационной аппаратуры ТНА-3 «Квадрат», агрегата автономного питания АБ-1, сокращением боекомплекта пушки до 31 выстрела.

Т-72А («Объект 176») – серийный основной танк, спроектированный в КБ Уралвагонзавода под руководством Н.В. Венедиктова на основании конструкции танка Т-72 в 1979 году. Танк принят на вооружение 22 июня 1979 года. За время серийного производства на Уралвагонзаводе (г. Нижний Тагил – 7062 ед.) и ЧТЗ (г. Челябинск – 680 ед.) в 1980-1984 годах 7742 танка Т-72А всех вариантов.

От танка Т-72 отличался:

— усиленным бронированием корпуса и башни, в лобовой детали башни, получившей выступы-«скулы», применили комбинированные броневые преграды из песчаных стержней; — установкой 125-мм пушки 2А46, отличавшаяся более плавным откатом при выстреле за счёт компенсатора жидкости в тормозе отката, что повысило точность и дальность выстрела, установка с 1981 года модернизированной пушки 2А46М. Боекомплект пушки был доведён до 44 выстрелов; — установкой лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 и активно-пассивного ночного прицела ТПН-3-49. С 1982 года на танк устанавливался прицельный комплекс 1А40, включающий в себя лазерный прицел-дальномер ТПД-К1; — усовершенствованным V-образным 12-цилиндровым дизелем В-46-6 мощностью 780 л. с., с 1984 году был установлен новый двигатель В-84 мощностью 840 л. с. С 1985 года танк оборудовался более эффективным воздухоочистителем и системой подогрева впускаемого воздуха (ПВВ); — установкой бортовых сплошных резинометаллических противокомулятивных экранов; — с 1980 года устанавливалась система пуск дымовых гранат 902А «Туча» и система защиты от напалма «Сота».

В 1980 году был разработан экспортный вариант танка Т-72, получивший обозначение Т-72М. Он отличался монолитным бронированием корпуса и башни и установкой ПАЗ вместо СКЗ. В 1982 году на основе конструкции танка Т-72М создали его модернизированный вариант – Т-72М1, отличавшийся применением в конструкции лобовых деталей корпуса и башни комбинированных броневых преград, приваркой на верхнюю часть лобовой детали корпуса 16-мм броневого листа. С 1985 года танки Т-72А и Т-72М1, получившие, соответственно, обозначение Т-72АВ и Т-72М2, стали оснащаться комплектом навесной динамической защиты.

Т-72АК («Объект 176К») – серийный командирский танк, спроектированный в КБ Уралвагонзавода под руководством Н.В. Венедиктова на основе конструкции серийного танка Т-72А в 1979 году. Серийно выпускался на Уралвагонзаводе (г. Нижний Тагил) в 1979-1984 годах. От линейного танка Т-72А отличался установкой дополнительной коротковолновой радиостанцией Р-130М, навигационной аппаратуры ТНА-3 «Квадрат», агрегата автономного питания АБ-1, сокращением боекомплекта танка до 36 выстрела к пушке.

Т-72Б («Объект 184») – серийный основной танк, спроектированный в КБ Уралвагонзавода под руководством Н.В. Венедиктова на основании конструкции танка Т-72А в 1981-1984 годах. Танк принят на вооружение 23 января 1985 года. За время серийного производства на Уралвагонзаводе (г. Нижний Тагил, 1985-1996 гг. – 9425 ед.) и ЧТЗ (г. Челябинск 1985-1990 гг. – 850 ед.) в 1985-1996 годах 10275 танка Т-72Б всех вариантов.

От танка Т-72А отличался:

— усилением уровня защищённости (на верхнюю часть лобовой детали корпуса приварен дополнительный 20-мм броневой лист, новая башня с увеличенным пакетом комбинированных броневых преград, комплект навесной динамической защиты «Контакт» (227 контейнеров) (в 1988 году на башню танка устанавливались контейнеры НДЗ в два яруса), система постановки дымовых завес 902Б «Туча», система защиты от напалма «Сода» и быстродействующее противопожарное оборудование 3 ЭЦ 13 «Иней»); — установкой гладкоствольной 125-мм пушки-пусковой установки 2А46М с комплексом управляемого ракетного вооружения 9К120 «Свирь» и двухплоскостным стабилизатором танкового вооружения 2Э42-2 «Жасмин» (стабилизатор вертикального наведения – электрогидравлический, горизонтального наведения – электромашинный), прицельного комплекса 1А40-1 (лазерный прицел-дальномер ТПД-К1 и баллистический поправочник), датчика атмосферных условий ДВЕ-БС с блоком сопряжения (с 1991 г.), прицела-прибора наведения 1К13-49 (мог использоваться как активно-пассивный ночной прицел), увеличенным до 45 выстрелов боекомплектом к пушке; — использованием в силовой установке многотопливного четырехтактного быстроходного дизельного двигателя жидкостного охлаждения В-84-1 мощностью 840 л.с.; — танк оснащен вспомогательной силовой установкой; — использованием комплекса связи «Абзац» (ультракоротковолновая радиостанция Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонных усилителей).

Читать: Боевой вертолет МИ-28Н

Часть танков, получивших обозначение Т-72Б1 («Объект 184-1»), выпускались без комплекса управляемого ракетного вооружение. На эти танки вместо прицела-прибора наведения 1К13-49 устанавливали ночной прицел ТПН-3-49.

С 1987 года начал выпускаться экспортный вариант танка Т-72Б, получивший обозначение Т-72С, отличавшийся установкой комплекта динамической защиты «Контакт» на 155 контейнеров. Вариант танка без комплекса управляемого ракетного вооружения получил обозначение Т-72С1. С 1992 года танки Т-72С стали оснащаться встроенной динамической защитой корпуса и башни.

С 1989 года УВЗ выпускал танки, получившие обозначение Т-72Б образца 1989 года, с встроенной динамической защитой корпуса и башни «Контакт-5».

В 2000 году принят на вооружение танк Т-72БА («Объект 184А»), спроектированный в УКБТМ в рамках программы глубокой модернизации танка Т-72 в 1992-2000 годах. Модернизация танков Т-72 проводится при проведении капитального ремонта на Уралвагонзаводе с 1998 года (в 1994-1997 гг. работы по модернизации танка Т-72 не велись).

От танка Т-72Б отличается:

— автоматизированной системой управления огнём 1А-40-1М или 1А-40-М2, оснащённой цифровым танковым баллистическим вычислителем на микропроцессоре; — в силовой установке используется многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-92С2 мощностью 1000 л.с. и усиленной трансмиссией; — автоматической противопожарной системой ЗЭЦ13 «Иней» двух кратного действия; — ходовая часть унифицирована с таковой у танка Т-90А.

Танки Т-72Б1 проходят такую же модернизацию, получая обозначение Т-72БА1 («Объект 184А1»).

В 2006 году УКБТМ разработал вариант модернизации танков Т-72Б, получивший обозначение Т-72Б2 «Рогатка» («Объект 184М»). Планировалось производство танков с 2012 года ведётся путём модернизации при капитальном ремонте на УВЗ, позже отказались в пользу проекта Т-72Б3.

От танка Т-72БА он отличается:

— установкой на корпусе и башне комплекта встроенной динамической защиты «Реликт» и системы электромагнитной защиты танка от мин с магнитным взрывателем, комплекса оптико-электронной защиты «Штора-1»; — установкой гладкоствольной 125-мм пушки 2А46М-4(М-5) с оптико-электронным устройством для повышения точности стрельбы, многоканального комбинированного прицела «Сосна-У» с каналом наведения управляемой ракеты, блоком поправок баллистических характеристик в СУО (прицел-дальномер ТПД-К1 оставлен как резервный), в состав боекомплектов введены осколочно-шрапнельный и бронебойно-подкалиберный снаряд повышенного могущества с сердечником из сверхплотных однокомпонентных и композиционных материалов; — введением в комплект танка маскировочного комплекта «Накидка» и противокумулятивных решётчатых экранов.

В 2011 году УКБТМ разработало вариант модернизации танка Т-72, получивший обозначение Т-72Б3. С 2012 года танк поступает в Вооружённые силы России (на 2020 год насчитывается 800 танков).

От танка Т-72Б2 отличается:

— в боекомплект пушки введён выстрел с подкалиберно-противотанковым снарядом 3БМ-46 «Свинец» с метательным зарядом 3БМ-48; — установлен прицел командира танка ТКН-3МК с системой «Дубль» и ЭОП 2-го поколения; — в силовой установке используются двигатели В-84-1 мощностью 840 л.с. или В-92С2 мощностью 1000 л.с.; — установлена ультракоротковолновая радиостанция Р-168-25У-2 «Акведук» с двумя приёмо-передатчиками.

Т-72БК («Объект 184К») – серийный командирский танк, спроектированный УКБТМ (г. Нижний Тагил) под руководством Н.В. Венендиктова на основе конструкции танка Т-72Б в 1987 году. Танк принят на вооружение в 1987 году. Серийно выпускался до 1996 года на Уралвагонзаводе (г. Нижний Тагил). От линейного танка Т-72Б отличался установкой дополнительной коротковолновой радиостанцией Р-130М, навигационной аппаратуры ТНА-4, агрегата автономного питания АБ-1, сокращением боекомплекта к пушке.

Немного истории

Летом 1961 года были построены первые два экземпляра танка, причем они тестировались в ускоренном режиме – сначала на заводе, затем на полигоне. Объект отличался модернизированностью, но, несмотря на все его преимущества, заводом не было получено официальное разрешение на производство нового танка. Год за годом в модель вносились определенные изменения:

  1. Сначала был продуман экипаж танка Т-72, который состоял из трех человек – командира, наводчика и механика-водителя.
  2. Танк был оснащен пушкой с автоматом заряжания и броневой защитой на основе схемы НИИ стали.
  3. Ходовая часть модели планировалась весом не больше 40 тонн.

Но эти изменения не принимались, только были оставлены две бортовые коробки перемены передач.

Силовое отделение

Кормовая часть имеет силовое отделение. Двигатель танка Т-72 располагается с левого борта, а между ним и перегородкой для мотора находится система охлаждения, масляный фильтр, клапан расширительного бачка. С правой стороны установлен очиститель воздуха. Корпус имеет кормовой лист, где располагается система охлаждения. Также силовое отделение оснащено дополнительным и основным маслобаками, которые способствуют смазке двигателя. Силовое отделение закрыто крышкой. Расход топлива танка Т-72 на 100 км следующий:

  • при движении на грунте – 260-450 л;
  • на дороге с твердым покрытием – 240 л.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]