Неизвестные истребители ОКБ Микояна. И-210. МиГ-9 (первый).

Главная » Книги по истории авиации » Неизвестные истребители ОКБ Микояна. И-210. МиГ-9 (первый).

Книги по истории авиацииМалоизвестные и нереализованные проекты самолётов и другой летающей техники

boroda 17.05.2020 1126

17

в Избранноев Избранномиз Избранного 2

В одной из предыдущих статей мы рассмотрели малоизвестный дальний истребитель МиГ-5

. Сегодня же мы поговорим о неизвестном истребителе
МиГ-9 (первый)
, который на этапе своего создания был конкурентом легендарного самолета
Лавочкина Ла-5. Насколько всем известно серийными одноместными истребителями Советских ВВС с двигателем воздушного охлаждения стали машины ОКБ Семена Лавочкина. Именно Ла-5
и
Ла-7
громили немецкие орды в боях
Второй мировой войны. Однако история могла принять совершенно другой оборот.

Истребитель МиГ-9 (И-210).

Началось все в 1941 году. Тогда в мае, в соответствии с приказом НКАП

начался серийный выпуск нового авиационного двигателя
М-82
. После этого ведущим конструкторским бюро было выдано задание проработать возможность установки этого мотора на своих самолетах.
ОКБ-155 Артема Микояна
также входило в их число.

Для Справки. АШ-82 (М-82) – поршневой авиационный двигатель внутреннего сгорания, разработанный под руководством конструктора А.Д. Швецова. Построен по схеме звезда с воздушным охлаждением. Стал одним из самых массовых советских авиационных двигателях. Использовался на различных типах самолетов- от истребителей, до пассажирских лайнеров.

История и общие сведения[ | ]

Предварительные работы по созданию тяжёлого истребителя пятого поколения для ВВС и ПВО начались в конце 1979 года в рамках программы И-90 («истребитель 1990-х годов»). В 1981 году ЦАГИ были выданы рекомендации по самолёту, выполненному по схеме «утка» с треугольным адаптивным крылом и большим количеством отклоняемых поверхностей, обеспечивающих высокие значения аэродинамического качества как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых режимах, а также полет на закритических углах атаки.

Разработка нового истребителя началась в ОКБ имени А. И. Микояна. В 1983 году была утверждена «Комплексная целевая программа» работ по самолёту, силовой установке, БРЭО и вооружению, а также тактико-техническое задание ВВС и ПВО. В 1987 году состоялась защита аванпроекта, а в 1991 году — эскизного проекта и макета самолёта, получившего индекс «МФИ» — многофункциональный фронтовой истребитель. Основными его особенностями должны были стать:

  • сверхманёвренность;
  • способность к сверхзвуковому полёту на бесфорсажном режиме;
  • малая радиолокационная и тепловая заметность;
  • улучшенные взлётно-посадочные характеристики;
  • значительное сокращение стоимости лётного часа, количества технического состава, объёма и веса нестандартного оборудования, требующегося для обслуживания самолёта;
  • новая архитектура комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, структура информационно-управляющего поля кабины, высокая степень интеграции;
  • будет оснащён радаром N014, с диапазоном 420 км и способностью обнаруживать объект площадью 1 м² на расстоянии 250 км; сопровождение 40 целей и огонь по 20 одновременно; Пассивная антенная решётка с электронным сканированием.

Параллельно с работами над многофункциональным фронтовым истребителем на основе базовой конструкции прорабатывались варианты самолёта-разведчика, истребителя корабельного базирования и другие модификации.

Разразившийся кризис в 1991 году поставил крест на дальнейшей судьбе самолёта. МАПО-МИГ так и не смогло в новых условиях организовать финансирование проекта. 25 сентября 1997 года поднялся в воздух прототип фронтового истребителя С-37 (ОКБ Сухого) — МиГ 1.44 к этому моменту так и не взлетел.

Работы над МФИ продолжались и 29 февраля 2000 года первый прототип МиГ 1.42 всё же поднялся в воздух. Но череда финансовых скандалов, сотрясавших МАПО-МИГ, поставили точку в этом проекте. В итоге в 2002 году вышло постановление правительства о создании Су-57, окончательно похоронившее и МФИ, и С-37.

На 2013 год единственный лётный экземпляр находится в ЛИИ имени М. М. Громова в Жуковском, брошенный под открытым небом (координаты-55°34′27″ с. ш. 38°08′32″ в. д.HGЯOL). Было принято решение об окончательной консервации экземпляра в ангаре.

Среди ряда экспертов существует мнение, что некоторые технологии и общие виды самолёта были переданы Китаю, хотя, скорее всего, китайцы при создании своего J-20 использовали чертежи Проекта 1.46, купленные у РСК «МиГ».

В июне 2020 года российская авиакорпорация «МиГ» объявила о возобновлении работ по лёгкому перспективному истребителю[3]. Авиационные эксперты предполагают, что в их основу будут положены наработки по проекту 1.44.

Модификации[ | ]

Самолёт с шифром 1.42

является опытным образцом, на котором отрабатывались технологии КБ «МиГ» по проекту И-90. Построен 1 прототип (1994), который использовался для статических испытаний.

Самолёт с шифром 1.44

является доработанным 1.42. Он должен был пойти на серийное производство и поступить в войска. Построен 1 экземпляр (1999), ещё 4 находились на в разной степени готовности на момент закрытия проекта.

Самолёт с шифром 1.46

является глубокой модернизацией 1.44, значительно превосходящей его по ТТХ. На момент закрытия проекта шла подготовка к постройке опытного экземпляра.

Технические характеристики[ | ]

МиГ-МФИ в четырёх проекциях МиГ-МФИ в четырёх проекциях

  • Экипаж:
    1 человек
  • Длина:
    17,3 м
  • Размах крыла:
    11,99 м
  • Высота:
    4,73 м
  • Масса:пустого:
    18000 кг
  • максимальная взлётная масса:
    23500 кг
  • Двигатель:
      Тип двигателя:
      турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги
  • Модель:
    «АЛ-41Ф»
  • Тяга:на форсаже:
    2 × 18000 кгс
  • Лётные характеристики[ | ]

    • Предельная скорость на высоте:
      3210 км/ч
    • Максимальная скорость у земли:
      1500 км/ч
    • Практическая дальность:
      4000 км
    • Практический потолок:
      20000 м
    • ЭПР:
      менее 0,3 м²

    Вооружение[ | ]

    • Пушечное:
      30-мм встроенная пушка ГШ-30-1
    • Боевая нагрузка:
      до 16000 кг
      для воздушного боя, в отсеках вооружения:
      12 × Р-77 или Р-73
    • против наземных целей, в отсеках вооружения:
      2 × Х-55, Х-61, Х-41, или 8 × Х-29, Х-31, или 12 × КАБ-500, ОДАБ-500
  • Точки подвески:
      внутренние:
      12
  • внешние:
    8
  • Рождение первого в Советском Союзе самолета с новой аэродинамической схемой

    Опытный истребитель-перехватчик Е-8 разработали как глубокую модернизацию серийного истребителя МиГ-21. «Балалайки» регулярно модернизировались с 1959 по 1972 год. Изменения в основном заключались в установке более мощных двигателей, оснащении новым вооружением и оборудованием, а также увеличении запаса топлива. Но в случае с Е-8 нововведений в конструкции было так много, что самолету присвоили самостоятельный индекс МиГ-23. Главными внешними отличиями Е-8 являлись воздухозаборник, который находился под фюзеляжем, и переднее плавающее горизонтальное оперение (ПГО). На дозвуковых скоростях полета ПГО отслеживало направление воздушного потока и не создавало подъемную силу. Но когда самолет достигал скорости звука, оно фиксировалось в нейтральном положении относительно продольной оси самолета. В результате вперед смещался аэродинамический фокус, сохраняя требуемые запасы продольной устойчивости при полете на сверхзвуковых скоростях.

    На опытном МиГ-21Ф-13 проверили эффективность такого оперения. Фиксация происходила плавно и не усложняла пилотирование. В связи с этим удалось расширить диапазон перегрузок с 2,5 единицы до 5, что позволило улучшить маневренные свойства истребителя.

    Предполагалось, что основным оружием Е-8 будут ракеты К-13М с радиолокационным наведением. Увеличение веса самолета и лобового сопротивления должно было компенсироваться установкой более мощного двигателя Р21-300. Но РЛС «Базальт» так и не появилась, и самолет пришлось приспосабливать под «Сапфир».

    В массовой культуре[ | ]

    МиГ-МФИ присутствует в видеоиграх Jetfighter V: Homeland Protector, Jetfighter 2020 , Ace Combat 5: The Unsung War, Ace Combat X: Skies of Deception, Command & Conquer: Generals, Command & Conquer: Generals Zero Hour, Ace Combat X2: Joint Assault, Tom Clancy’s H.A.W.X. 2, Ace Combat: Assault Horizon Legacy, Ace Combat: Infinity. Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик авиационной техники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх часто далеко от реальности.

    Российской также выпускается сборная модель истребителя в масштабе 1/72.

    Конструкция МиГ-9

    МиГ-9 – это одноместный истребитель, имеющий цельнометаллическую конструкцию и силовую установку в составе двух турбореактивных двигателей. Схематично представляет собой моноплан с убирающимся трехопорным шасси и среднерасположенным крылом.

    Фюзеляж выполнен по типу полумонокока и имеет работающую гладкую обшивку. В составе силового каркаса носовой части находятся 15 шпангоутов и 4 лонжерона переменного сечения, набор стрингеров и по две балки для крепления передней стойки шасси и оружейной установки. В составе силового каркаса хвостовой части находятся 20 шпангоутов, 4 лонжерона, 2 нервюры для фиксации основных стоек шасси и набор стрингеров. Стыковку носовой части фюзеляжа с хвостовой осуществляли за счет восьми фитингов.

    Носовая часть имеет два туннеля, которые подводят воздух к компрессорам моторов от лобового воздухозаборника. Каналы имели эллиптическое сечение и проходили по бокам обшивки фюзеляжа.

    В состав силового каркаса носовой части входили воздушные туннели.

    Между шпангоутами № 6 и № 11 разместили кабину пилота. Фонарь кабины имел обтекаемую форму и состоял из подвижной части, которая смещалась по трем направлениям, и козырька.

    Крыло имело трапециевидную форму и относительную толщину 9% по всему размаху. В составе силового каркаса крыла находились 2 лонжерона, 21 нервюра и набор стрингеров. Профиль крыла был комбинированным: между нервюрами №1-№3 – малонесущий ЦАГИ 1-А-10, между №3-№6 – переходной, а №6-№21 – несущий ЦАГИ 1-В-10. Благодаря применению такой комбинации сводился к минимуму риск возникновения штопора во время полета на большом угле атаки. Крыло комплектовался элеронами типа «Фрайз» и закрылками от ЦАГИ. Углы отклонения элеронов – 22,5° вверх и 14,5° вниз, углы отклонения закрылок на взлете – 22,5°, на посадке – 50°.

    Хвостовое оперение цельнометаллической конструкции свободнонесущее, имеет высокорасположенный стабилизатор.

    Конструкция шасси трехопорная с передней стойкой. Основные стойки шасси имеют качающуюся полувилку и выносные амортизаторы. Передняя опора комплектуется гидравлическим демпфером и качающейся вилкой. Шасси имеет масляно-гидравлическую амортизацию. На основных стойках установлены однотормозные колеса, размер которых – 660 х 160, носовая стойка имела нетормозное колесо (480 х 200). Система выпуска и уборки шасси пневматическая.

    В составе силовой установки находились два турбореактивных мотора РД-20, имеющие тягу по 800 кг каждый. Изначально истребители МиГ-9 комплектовали двигателями А-1 с ресурсом 10 часов, которые были получены как трофеи и представлены переработанными в СССР двигателями BMW-003. Позже силовую установку заменили моторами РД-20 с ресурсом по 25 и 50 часов, выпущенными на казанском заводе № 16 , а далее РД-20Б, имеющими ресурс 75 часов.

    Расположение двигатели получили параллельное относительно нижней части фюзеляжа. Пуск силовой установки происходил за счет пусковых моторов «Ридель». Поскольку генератор фиксировался на левом двигателе, пуск рекомендовали проводить без него. Как пусковое топливо применялся бензин Б-78 или Б-70, общий запас которого составлял 12 л. Бензобак пусковых двигателей имел емкость 2 л и размещался на правом моторе.

    Конусы сопел двигателей можно было разместить в четырех положениях: «запуск», «взлет», «полет» и «скоростной полет». Система управления конусом электродистанционная.

    Фюзеляж был защищен от горячих газов путем применения защитного экрана. Он имел гребень, который разделял газовые потоки. Начало гребня находилось на шпангоуте №19, а к шпангоуту №34 он заканчивался, представляя со шпангоута №29 защитный экран. Внутренняя обшивка защитного устройства была изготовлена из листового дюраля 0,5 мм толщиной, а внешняя – из жароупорной стали 1,2 мм. В области защитного экрана между внешней и внутренней обшивкой оставлен зазор 15 мм, служащий для прохождения охлаждаемого воздуха.

    В состав топливной системы входили четыре фюзеляжных и шесть крыльевых баков, общая емкость которых достигала 1595 л. Все резервуары, кроме бака № 4, имели мягкую конструкцию. Двигатели питались керосином, который поступал из бака № 2.

    Топливные резервуары соединялись таким образом, чтобы равномерно распределять топливо с обеих сторон, обеспечивая центровку самолета во время полета.

    Оборудование МиГ-25

    Изначально на самолете была установлена РЛС РП-25 «Смерч-А», которую создавали для истребителей-перехватчиков Ту-128. Сразу после случая угона самолета в Японию МиГ-25 стали оснащать новой радиолокационной станцией «Сапфир С-25» и новой системой вооружения.

    Также советский самолет был оборудован:

    • системой автоматического управления САУ-155Р1,или САУ-155П1;
    • навигационной системой САУ-155Р1;
    • теплогенератором 26Ш-1;
    • радиокомандной системой наведения «Лазурь» (перехватчик);
    • радиокомпасом АРК-10;
    • радиовысотомером больших высот РВ-184;
    • системой противовоздушной обороны Л006 «Берёза» или «Сирена-3М»;
    • системой ближней радионавигации РСБН-6С «Коралл»;
    • переговорным устройством СПУ-7;
    • ответчиком СО-63Б;
    • системой воздушных сигналов СВС-ПН-5;
    • речевым информатором РИ-65;
    • речевым самописцем МС-61 и т.д.

    Все перехватчики получили в составе оборудования систему «Полет-1И». В нее входила радиотехническая системы навигации, курсовертикали, автопилотирования и воздушных сигналов. Разведчики комплектовались фотоаппаратурой А-70 или А-72, станцией радиотехнической разведки «Куб-3М», «Вираж» или «Тангаж», РЛС «Сабля», отвечающей за боковой обзор.

    МиГ-25 фото

    Описание

    МиГ-3 – это одномоторный свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом. Истребитель имел закрытую кабину и убирающееся трехстоечное шасси.

    Носовая часть фюзеляжа МиГ-3 и моторама были изготовлены из хромансилевых труб, которые сверху покрывались дюралевыми листами, укрепленными на замках. Центроплан самолета был полностью цельнометаллическим, хвостовая часть фюзеляжа и консоли крыла – деревянные. Хвостовая часть представляла собой конструкцию типа «монокок» со стрингерами и шпангоутами, обшитыми сверху несколькими слоями фанеры. Горизонтальное оперение, элероны и руль поворота изготавливались из дюралюминия.

    Фонарь кабины пилота состоял из трех частей: неподвижного козырька, подвижной центральной части, которая сдвигалась назад и задней неподвижной части. При аварийном покидании кабины задняя часть фонаря сбрасывалась с помощью специального пружинного механизма, увлекая за собою и центральную часть фонаря. На поздних сериях самолета козырек изготавливался из бронестекла.

    Из-за использования мощного крупногабаритного двигателя кабина пилота была расположена в задней части фюзеляжа.

    Два топливных бака с общей емкостью в 640 литров располагались в центроплане и фюзеляже самолета. Под крыльями можно было подвесить два дополнительных топливных бака.

    Цельнодеревянные консоли крыла имели каркас из лонжерона, стрингеров и неврюр, сверху крыло было обшито несколькими слоями бакелитовой фанеры.

    Деревянный киль составлял единое целое с хвостовой частью фюзеляжа, стабилизаторы и руль направления имел дюралюминиевую конструкцию, обшитую полотном.

    МиГ-3 имел трехстоечное шасси с хвостовым колесом. Механизм его выпуска – пневматический. Главные стойки шасси закреплялись на торцевой неврюре центроплана, они убирались в сторону фюзеляжа и заходили в специальные ниши. В убранном состоянии шасси закрывались щитками. Для определения положения основных стоек шасси использовалась электрическая сигнализация с механическим дублированием. Заднее колесо костыльного типа имело масляно-воздушную амортизацию, в убранном состоянии закрывалось щитком.

    Вооружение МиГ-3 включало 12,7-мм пулемет БС и два 7,62-мм пулемета ШКАС. Они были установлены над двигателем.

    Некоторые самолеты дополнительно были вооружены двумя 12,7-мм пулеметами Березина, которые подвешивались в специальных гондолах под крыльями.

    На истребителе МиГ-3 впервые было установлено кислородное оборудование, оно состояло из самого прибора, кислородного баллона и маски со шлангом.

    Содержание

    • 1 Использование обозначения в других проектах
    • 2 История
    • 3 Особенности
    • 4 Производство
    • 5 Основные отличия МиГ-35 от МиГ-29
    • 6 Экземпляры МиГ-35
    • 7 Лётно-технические характеристики 7.1 Технические характеристики
    • 7.2 Лётные характеристики
    • 7.3 Вооружение
    • 7.4 Авионика
  • 8 Участие МиГ-35 в индийском тендере MMRCA
  • 9 См. также
  • 10 Изображения
  • 11 Источники
  • 12 Ссылки
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]