152-мм гаубица д-1 образца 1943 года


152-мм пушка-гаубица Д-20
Типбуксируемая пушка-гаубица
СтранаСССР
История службы
На вооружениии ряд других
Войны и конфликтыВойна во Вьетнаме, Шестидневная война (1967), Война Судного дня, Афганская война (1979—1989) и ряд других
История производства
КонструкторОКБ-9
Разработан1947
ПроизводительМотовилихинские заводы
Годы производствас 1953 года
Варианты52-П-546, 52-П-546М, М-390
Характеристики
Масса, кг5650
Тип тягачаАТ-Л, Урал-375Д
Клиренс, мм380
Скорость возки по шоссе, км/чдо 60
Длина, мм8690
Длина ствола, мм5195 (34 клб.) с дульным тормозом
Ширина, мм2317
Высота, мм1925..2520
Экипаж (расчёт), чел.8
Калибр, мм152
ЗатворВертикальный полуавтоматический клиновой затвор
Противооткатное устройствогидравлический буфер и гидропневматический рекуператор
Лафетс раздвижными станинами
Угол возвышенияот −5° до 45°
Угол поворота58°
Скорострельность, выстрелов/мин5-6 (пиковая) 1 (долговременная)
Начальная скорость снаряда, м/сОФС: 511…655 : 600 БКС: 680
Прицельная дальность, м17 410
Максимальная дальность, м24 000 (АРС)
ПрицелПГ-1М и ОП-4М
Медиафайлы на Викискладе

Эта статья — о 152-мм советском буксируемом орудии. О советском двухконтурном турбореактивном двигателе см. Д-20.
152-мм пушка-гаубица Д-20

(Индекс ГРАУ —
52-П-546
) — советская 152-мм буксируемая пушка-гаубица с ручным заряжанием.

На западе впервые стала известна в 1955 году, поэтому в государствах блока NATO — OTAN имеет обозначение M1955

.

История[править | править код]

Вид сзади.
Гаубица-пушка Д-72 разрабатывалась сразу после окончания Второй мировой войны в ОКБ-9 Ф. Ф. Петрова; она должна была заменить довоенную 152-мм гаубицу-пушку МЛ-20 образца 1937 года. Где-то в 1950 — 1952 годах гаубицу переименовали в пушку-гаубицу Д-20 (Д — индекс завода, 20 — замена МЛ-20), поскольку угол возвышения оказался ограничен 45°. Д-20 стала первой 152-мм орудийной системой с полуавтоматическим клиновым затвором с вертикальным перемещением клина. Также, это орудие в модификации Д-22 (индекс ГРАУ — 2А33

) было использовано для САУ 2С3 или «Акация». Производство началось в 1953 году на заводе № 9. В 1955 году оно было перенесено на завод № 221.

Где можно видеть[править]

Ввиду относительно небольшого количества выпущенных орудий и менее частых их захватов противником, гаубицы Д-1 встречаются в экспозиции военных музеев несколько реже, чем другие типы орудий. Гаубицу можно видеть в Москве в Центральном музее Вооружённых Сил, перед главным входом в музей. В Санкт-Петербурге она экспонируется в Музее артиллерии и инженерных войск, в Саратове — в Саратовском государственном музее боевой славы в Парке Победы, в Севастополе — в Музее героической обороны и освобождения Севастополя на Сапун-горе (севастопольский экспонат изготовлен в марте 1946 года, к 29 июня 1959 года гаубица сделала 153 выстрела), в Киеве — в Музее Великой Отечественной войны, в Тольятти — в Техническом музее, в Верхней Пышме (Свердловская область) — в музее «Боевая слава Урала», в Астане- в Музее ВС РК. Мемориальные гаубицы Д-1 также находятся в белорусском Полоцке и Познаньской цитадели в Польше, в Волгограде это орудие входит в экспозицию Музея-панорамы «Сталинградская битва». Ещё одна гаубица установлена на постаменте на Мемориальном комплексе «Курская дуга» в Курске. Также, две гаубицы в отличном состоянии можно посмотреть в с. Хотьково Думиничского района Калужской области. Одна гаубица Д-1 стоит в селе Черепаново Новосибирской области.

Модификации[править | править код]

Д-20 находится на вооружении, по крайней мере в 13 государствах и производилась по лицензии в КНР, как Тип 66

(или модернизированный вариант
Тип 66-1
). САУ на её базе известная, как
Тип 83
, была впервые представлена в середине 1980-х годов. Югославия также изготавливала пушку-гаубицу М84 NORA-A разработанную на базе Д-20, а Сербия спроектировала на основе 155-мм модификации
М84 NORA-A
САУ Nora B-52 на четырёхосном колёсном шасси
FAP-2632
.

Россия[править | править код]

Д-20М

или
«Хитин»
(Индекс ГАУ —
52-П-546М
) — модернизированный вариант, оснащённый автоматическим досылателем, увеличивающим скорострельность до 7—8 выстр./мин. Модернизация выполнена ЦКБ «Титан». Предлагается на экспорт.

КНР[править | править код]

  • Тип 66 (англ.)русск. — китайский вариант Д-20 производимый по лицензии. Модернизированный вариант известен, как тип 66-1
    .[1] Тип 83 — самоходная артиллерийская установка созданная на основе артчасти от гаубицы
    тип 66
    , по конструкции идентична САУ 2С3 «Акация».

Румыния[править | править код]

  • A411
    — гаубица разработана
    Arsenal Armatei
    , в основном подобна Д-20. Данный вариант использует собственные 152-мм боеприпасы, которые (при длине ствола в 20,5 калибров) имеют максимальную дальность в 17,2 км (24 км со снарядом ОФ-550). В румынской армии
    A411
    известна как
    152-мм буксируемая пушка-гаубица M1981
    (рум. Tun/Obuzier calibrul 152-mm tractat M1981).[1]

Также, Румыния изготавливала 130-мм пушку A412

(на базе артчасти 130-мм китайского варианта пушки Д-74
тип 59-1
) известную под обозначением
M1982
(или
M82
) и 152-мм гаубицу
A425
(по китайским технологиям) известную под обозначением
M1985
(или
M85
), в которых применялся лафет от дуплекса Д-74/Д-20.[1]

Описание конструкции[править]

Гаубица Д-1 являлась весьма совершенным для своего времени орудием. Ствол орудия, практически идентичный стволу гаубицы М-10, оснащался двухкамерным дульным тормозом ДТ-3. К основным конструктивным особенностям ствольной группы гаубицы Д-1 относятся переменная длина отката, затвор поршневого типа, гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Заряжание раздельное гильзовое, всего для орудия предусматривалось 8 различных метательных зарядов.

Лафет орудия почти идентичен с лафетом гаубицы М-30. Станины на орудиях первых серий были клёпаными, затем их стали делать сварными. Орудия поздних серий дополнительно оснащались катками для перекатывания вручную. Все гаубицы Д-1 комплектовались стальными колёсами с резиновыми пневматическими шинами, колёсный ход снабжался подрессориванием. Передка орудие не имело, транспортировка осуществлялась исключительно механической тягой. Допустимая скорость перевозки орудия по асфальту или ровной грунтовой дороге составляла до 40 км/ч, по булыжной мостовой — до 30 км/ч, а по бездорожью — до 10 км/ч. Для защиты расчёта от пуль и мелких осколков гаубица Д-1 имела щитовое прикрытие.

Эксплуатанты[править | править код]

Современные операторы[править | править код]

  • Азербайджан — 24 Д-20, по состоянию на 2020 год[9]
  • Ангола — 4 Д-20, по состоянию на 2020 год[10]. поставленны в 1999 году из Болгарии[11]
  • Армения — 34 Д-20, по состоянию на 2020 год[12]. 87 единицы Д-20 по состоянию на 2020 год[13]
  • Болгария — 24 Д-20, по состоянию на 2020 год[14]
  • Венгрия — 18 Д-20, по состоянию на 2020 год[15]
  • Вьетнам — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год[16]
  • Ирак — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год[17]
  • Иран — 30 Д-20, по состоянию на 2020 год[18]
  • Китай — некоторое количество (<2106) Тип 66
    (Д-20), по состоянию на 2020 год[19]
  • Республика Конго — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2018 год[20]
  • Молдавия — 31 Д-20, по состоянию на 2020 год[21]
  • Никарагуа — 30 Д-20 на хранении, по состоянию на 2017 год[22]
  • НКР — 50 Д-20, по состоянию на 2020 год[23]
  • Сирия — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год[24]
  • Туркмения — 72 Д-20, по состоянию на 2020 год[25]
  • Украина — >130 Д-20, по состоянию на 2020 год[26]
  • Шри-Ланка — 46 Тип 66
    (Д-20), по состоянию на 2020 год[27]

Иные операторы[править | править код]

  • Пешмерга — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год[28]

Бывшие операторы[править | править код]

  • Албания — китайские Тип 66
    находились на вооружении по состоянию на 1991-1992 годы[29]
  • Афганистан — Д-20 находились на вооружении по состоянию на 2004-2005 годы[30]
  • Белоруссия — 58 единиц Д-20 по состоянию на 2010 год[31]
  • Босния и Герцеговина — всего 30 орудий, в том числе 13 Д-20 и 17 M84 «NORA-A»
    по состоянию на 2010 год[32]
  • ГДР — см. данные по Финляндии
  • Йемен — 10 единиц Д-20 по состоянию на 2010 год[33]
  • Казахстан — 74 единиц Д-20 находились на вооружении по состоянию на 2007 год[34]
  • КНДР — значительное количество китайских Тип 66
    находились на вооружении по состоянию на 1991—1992 годы[35]
  • Мьянма — 35 единиц поставлено в 2009 году из КНДР
  • НКР — 53 орудий Д-20 находились на вооружении по состоянию на 2004-2005 годы[36]
  • Польша — 166 Д-20 находились на вооружении по состоянию на 1991-1992 годы[37]
  • Румыния — 84 Д-20 находились на вооружении по состоянию на 1991-1992 годы[38], по состоянию на 2010 год румынская армия имела 329 гаубиц M1981
    (245 находились в эксплуатации)[39]
  • Россия — 1075 единиц Д-20 на хранении по состоянию на 2016 год[40]
  • Сербия — всего 68 орудий, в том числе 18 Д-20 и 50 M84 «NORA-A»
    находились на вооружении по состоянию на 2007 год[41]
  • СССР — перешли к бывшим республикам Союза ССР
  • Финляндия — бывшие Восточногерманские орудия, известные в Финляндии, как 152 H 55
    находились на вооружении по состоянию на 2004-2005 годы[42]
  • Хорватия — всего 41 орудие, в том числе 20 Д-20, 18 M84 «NORA-A»
    и 3 M84H по состоянию на 2010 год[43]
  • Югославия — M84 «NORA-A»
    (перешли к странам-преемникам)

Д-1 за рубежом

Гаубица Д-1 продавалась или передавалась в большое количество стран мира. Она до сих пор стоит на вооружении армий некоторых стран СНГ, а также вооружённых сил Китая, Афганистана, Ирака, Венгрии, Мозамбика, Сирии, Вьетнама, Кубы, Албании и ряда других государств. Ещё более широким было распространение этой гаубицы в недавнем прошлом, когда она состояла на вооружении государств-участников организации Варшавского договора, например, Польши. Орудие использовалось в боевых действиях в арабо-израильских войнах, а также в конфликтах на территории бывшего СССР[источник не указан 561 день

].

Примечания[править | править код]

  1. 123
    Janes Armour and Artillery 2003—2004
  2. 1234
    В музее «Мотовилихи» началось пополнение площадки с военной техникой (рус.). ОАО «Мотовилихинские заводы». Дата обращения 10 мая 2012.
  3. Болгария подарила Ираку гаубицы для борьбы с ИГ (неопр.)
    . Lenta.ru (15 января 2015). Дата обращения 7 декабря 2020.
  4. Военная техника в Чечне (1999-2000) (неопр.)
    . Вестник ПВО. Дата обращения 7 декабря 2020.
  5. «Наследники шаха Исмаила». Армии стран бывшего СССР: Азербайджан (неопр.)
    . Lenta.ru (11 января 2014). Дата обращения 15 декабря 2020.
  6. Карабах вспыхнул снова (неопр.)
    . Газета.Ru (2 апреля 2016). Дата обращения 26 апреля 2020.
  7. Отчёт СММ ОБСЕ на Украине за 16 мая 2020 года (неопр.)
    . ОБСЕ (17 мая 2016). Дата обращения 20 мая 2020.
  8. Отчёт СММ ОБСЕ на Украине за 15 мая 2020 года (неопр.)
    . ОБСЕ (16 мая 2016). Дата обращения 20 мая 2020.
  9. The Military Balance 2020. — P. 201.
  10. The Military Balance 2020. — P. 495.
  11. Jane’s Armour and Artillery 2002—2003 / edited by Christopher F. Foss. — 23th edition. — Jane’s Information Group, 2002. — 952 p. — ISBN 978-0710624253.
  12. The Military Balance 2020. — P. 199.
  13. International Institute for Strategic Studies.
    The Military Balance 2020 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2020. — С. 178. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  14. The Military Balance 2020. — P. 97.
  15. The Military Balance 2020. — P. 124.
  16. The Military Balance 2020. — P. 339.
  17. The Military Balance 2020. — P. 381.
  18. The Military Balance 2020. — P. 377.
  19. The Military Balance 2020. — P. 280.
  20. The Military Balance 2020. — P. 455.
  21. The Military Balance 2020. — P. 209.
  22. The Military Balance 2020. — P. 464.
  23. https://vpk-news.ru/articles/29587
  24. The Military Balance 2020. — P. 405.
  25. The Military Balance 2020. — P. 226.
  26. The Military Balance 2020. — P. 228.
  27. The Military Balance 2020. — P. 330.
  28. The Military Balance 2020. — P. 563.
  29. The Military Balance 1991-1992. — P. 83.
  30. The Military Balance 2004-2005. — P. 149.
  31. The Military Balance 2010. — P. 178.
  32. The Military Balance 2010. — P. 179.
  33. The Military Balance 2010. — P. 277.
  34. The Military Balance 2007. — P. 319.
  35. The Military Balance 1991-1992. — P. 168.
  36. The Military Balance 2004-2005. — P. 82.
  37. The Military Balance 1991-1992. — P. 91.
  38. The Military Balance 1991-1992. — P. 92.
  39. The Military Balance 2010. — P. 157.
  40. International Institute for Strategic Studies.
    The Military Balance 2020 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2020. — С. 190. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  41. The Military Balance 2007. — P. 172.
  42. The Military Balance 2004-2005. — P. 87.
  43. The Military Balance 2010. — P. 124.
  44. Рузаев С.В.
    Артиллерийские системы из коллекции музея военной техники УГМК. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2020. — 80 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-85383-687-7.

Гаубица Д-1 – видео

https://youtube.com/watch?v=nbsqfByhLY8

Двухстанинный лафет, щит и противооткатный механизм 122-мм гаубицы М-30 были объединены со стволом 152-мм гаубицы М-10 (образца 1938 года), что позволило использовать семейство боеприпасов М-10 с изменяемой мощностью метательного заряда. В тех местах, где это оказалось необходимым, шасси М-30 было усилено, чтобы выдержать дополнительную нагрузку.

В результате получилась гаубица весьма удачной конструкции, почти на 1000 кг легче излишне тяжелой 152-мм гаубицы М-10, которую Д-1 сменила на нескольких артиллерийских заводах. Более легкая Д-1 проще в обращении, однако она сохранила ту же максимальную дальность выстрела (12 400 метров) и пробивную силу, что и ее прообраз. Более того, Д-1 получилась настолько успешной, что до сих пор состоит на вооружении армий стран СНГ и государств — бывших членов Варшавского пакта, хотя в основном используется преимущественно в учебных целях и находится в резерве, а также широко применяется в других странах, в том числе в Китае (выпускающем практически полностью идентичную модификацию 152-мм Тип 54). Ираке, Кубе и Египте (среди прочих).

Основным типом используемых боеприпасов Д-1 является высокоэффективный осколочно-фугасный снаряд весом 40 кг, содержащий почти 6 кг тротила, хотя на протяжении многих лет были разработаны и другие виды боеприпасов, в том числе дымовые гранаты и химические снаряды, начиненные люизитом (в настоящее время не используются). В числе прочих типов боеприпасов — специальные бетонобойные, используемые для разрушения оборонительных сооружений и во время боевых действий в населенных пунктах городского типа, а также противотанковые кумулятивные, в настоящее время снятые с вооружения повсеместно, кроме Румынии, где до сих пор выпускается кумулятивный снаряд со стабилизирующим оперением собственной разработки.

Боевое применение

Гаубицы Д-1 активно использовались на завершающем этапе войны, в 1944—1945 годах. Орудие использовалось для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, для контрбатарейной борьбы и уничтожения важных объектов во вражеском ближнем тылу. Для поражения танков и самоходок противника при самообороне с успехом использовался бетонобойный снаряд. У артиллеристов Д-1 снискала себе репутацию надёжного и точного при стрельбе орудия.

Оценка проекта

Гаубица Д-1, как минимум, не уступала по своим характеристикам лучшим мировым образцам орудий такого класса. Она вполне удовлетворяла требованиям РККА по мобильности, мощности и дальности стрельбы. Широкое распространение Д-1 по странам мира и её долгая служба в их национальных армиях служат этому достаточным подтверждением.

Для сравнения, наиболее массовая немецкая 15-см тяжёлая полевая гаубица s.F.H.18 имела максимальную дальность стрельбы 13 325 м, превосходя Д-1 почти на километр; но одновременно была почти на 2 тонны тяжелее (походная масса 5510 кг), что сильно ограничивало подвижность. Более совершенную гаубицу s.F.H.36, обладающую отличными характеристиками (дальность стрельбы 12 500 м, масса в походном положении 3500 кг) немцам в крупносерийное производство запустить не удалось. Чешская 150-мм гаубица Škoda K4 (немецкое название s.F.H.37(t)) имела дальность стрельбы 15 750 м и массу 5730 кг, существенно превосходя Д-1 по дальности стрельбы, но при этом сильно уступая в мобильности (это орудие ближе к мощным гаубицам-пушкам). То же самое можно сказать про итальянскую 150-мм гаубицу образца 1937 года (итал. Obice da 149/19 modello 37) (14 250 м, 5500 кг) и американскую 155-мм гаубицу M114 (14 600 м, 5800 кг). Французские 155-мм гаубицы Шнейдера обр. 1917 года (фр. Canon de 155 C modèle 1917 Schneider) уступали Д-1 как по дальности стрельбы (11 200 м), так и по массе (4300 кг), и к началу Второй мировой войны явно устарели, как и британские 6-дюймовые гаубицы Виккерса (англ. BL 6-inch 26 cwt howitzer), созданные в 1915 году.

Литература[править | править код]

  • 152-мм пушка-гаубица Д-20. Руководство службы. — Третье издание. — М.: Военное издательство МО СССР, 1981. — С. 243. — 301 с.
  • Пушка Д-74 и пушка-гаубица Д-20. Руководство службы / инженер-полковник Чернов В. П. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1958. — 356 с.
  • Широкорад, А. Б.
    Энциклопедия отечественной артиллерии / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 2000. — 1156 с. — (Библиотека военной истории). — ISBN 985-433-703-0.

Интересные факты о Д-1

  • Как и у других орудий калибра 152 мм, работа заряжающего и подносчика в расчёте была очень тяжёлой — требовалось в одиночку переносить снаряды массой свыше 40 кг.
  • Снаряды 53-ОФ-530, которые были разработаны в конце 1930-х годов и использовались гаубицей Д-1, пригодны для стрельбы из более современных гаубиц, состоящих на вооружении Российской армии.
  • Метод изготовления бетонобойных снарядов для гаубицы Д-1 влиял на их боевые характеристики: снарядом 53-Г-530Ш можно было стрелять на полном (самом мощном) заряде, а снарядом 53-Г-530 — категорически запрещалось, во избежание его разрыва в канале ствола орудия. Максимально дозволенным для 53-Г-530 зарядом был первый, соответственно начальная скорость и глубина углубления в бетон у него были меньше, чем у 53-Г-530Ш.
  • В отличие от многих других типов орудий, финской армии, по всей видимости, не удалось захватить ни одной исправной гаубицы Д-1 — в богатейшей экспозиции финского артиллерийского музея в Хямеэнлинна гаубицы Д-1 нет.

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1)

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1, Индекс ГАУ — 52-Г-536А) — советская гаубица периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1943 по 1949 гг.

, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.

Принятие на вооружение в 1943 году мобильной и мощной гаубицы Д-1 повысило возможности танковых и моторизованных частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) по прорыву заранее и хорошо укреплённых оборонительных полос и районов противника.

История создания

В 1941 году по ряду причин было прекращено серийное производство 152-мм гаубиц образца 1938 года (М-10). По мнению известного российского историка М. Свирина в их числе были: Дефицит мощных тягачей, способных эффективно осуществлять буксировку М-10; Высокая металлоёмкость и сложность в производстве лафета; Сложность ремонта и обслуживания орудия;

Занятость заводов №№ 9 и 172 мобилизационными заданиями по массовому производству других орудий — гаубиц М-30 и гаубиц-пушек МЛ-20, потеря завода № 352; в результате М-10 стало негде выпускать.

Одной из причин прекращения производства М-10 могло стать также упразднение в 1941 году корпусного звена в РККА (большинство стрелковых корпусов было расформировано в августе-сентябре 1941 года) и, как следствие, корпусной артиллерии.

Однако в том же году в СССР начали вновь формироваться стрелковые корпуса и, соответственно, корпусный уровень организационно-штатной структуры артиллерии был введён повторно. Для корпусной артиллерии превосходная гаубица-пушка МЛ-20 не подходила из-за большой массы (т. е.

низкой мобильности и достаточно высокой стоимости), а дивизионная 122-мм гаубица М-30 — из-за недостаточной огневой мощи.

Поэтому в конце 1942 года КБ известного советского конструктора Ф. Ф. Петрова начало в инициативном порядке проектировать новую 152-мм гаубицу, представляющую собой наложение ствольной группы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-10) на лафет 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30).

Такой подход позволил создать лёгкую, но мощную гаубицу с использованием уже освоенных в производстве комплектующих, что было немаловажно в условиях военного времени. https://www.youtube.com/embed/S1BxNYMVVuI

В начале 1943 года Ф. Ф. Петров известил народного комиссара вооружений Д. Ф. Устинова о новом проекте. 13 апреля 1943 года Д. Ф. Устинов сообщил Ф. Ф. Петрову о решении Государственного Комитета Обороны (ГКО) о поставке 5 экземпляров новой гаубицы к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний.

5 мая две гаубицы поступили на испытания, которые были закончены уже через два дня. 7 мая по результатам испытаний был подписан отчёт, в котором орудие, после устранения ряда несущественных недостатков, рекомендовалось к принятию на вооружение.

Постановлением ГКО от 8 августа 1943 года орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица обр. 1943 г.». Серийное производство было начато через полтора месяца.

ПРОИЗВОДСТВО

Производство Д-1, шт. Год 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 Итого Изготовлено, шт. 84 258 715 1050 240 240 240 2827 Номенклатура боеприпасов Тип Индекс ГАУ Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Начальная скорость, м/с Дальность табличная, м Калиберные бронебойные снаряды Морской полубронебойный обр. 1915/28 г.

51,07 3,2 ? ? Кумулятивные снаряды Кумулятивный 53-БП-540 27,44 ? 560 3000 Бетонобойные снаряды Бетонобойный дальнобойный гаубичный (с индексом Ш — снаряжён тротилом методом шнекования) 53-Г-530 (53-Г-530Ш) 40,0 5,1 508 (полный заряд) 12400 Осколочно-фугасные снаряды Стальная дальнобойная граната 53-ОФ-530 40,0 5,47-6,86 508 (полный заряд) 12400 Сталистого чугуна осколочная дальнобойная граната 53-О-530А 40,0 5,66 508 (полный заряд) 12400 Старая граната 53-Ф-533 40,41 8,0 ? ? Старая граната 53-Ф-533К 40,68 7,3 ? ? Старая граната 53-Ф-533Н 41,0 7,3 ? ? Старая граната 53-Ф-533У 40,8 8,8 ? ? Сталистого чугуна старая французская граната 53-Ф-534Ф 41,1 3,9 ? ? Граната от 152-мм мортиры обр. 1931 г. 53-Ф-521 41,7 7,7 ? ? Стальная английская граната для 152-мм гаубицы Виккерса 53-Ф-531 44,91 5,7 ? ? Шрапнель Шрапнель с трубкой 45 сек. 53-Ш-501 41,16-41,83 0,5 (680—690 пуль) ? ? Шрапнель с трубкой Т-6 53-Ш-501Т 41,16 0,5 (680—690 пуль) ? ? Осветительные снаряды Осветительный парашютный, время горения 40 сек. 3С1 40,2 ? ? ? Химические снаряды Химический гаубичный 53-ХС-530 38,8 ? ? ? Химический гаубичный 53-ХН-530 39,1 ? ? ?

Химический (принят на вооружение после Великой Отечественной войны) 3Х3 ? ? ? ?

203-мм самоходная артиллерийская установка 2С7 «Пион»

1 мая 1957 года на параде в Москве были показаны тяжелые самоходные установки: 406-мм артиллерийское орудие 2АЗ “Конденсатор-2П” (64 тонны) и 420-мм миномет 2Б1 “Ока” (55 тонн). Оба изделия были крайне громоздкими (длина – 20 метров, ширина – примерно 3 метра, высота – около 6 метров) и тяжелыми, но вес и габариты установок фактически задали атомщики, считавшие, что диаметр тактического атомного снаряда должен быть не менее 400 мм. Произвели их всего лишь по 4 экземпляра, но главное, что промышленность получилас опыт создания артсистем, способных стрелять ядерными тактическими боеприпасами на большие расстояния. К 1960 году их доработку прекратили, отдав предпочтение решению задачи доставки ядерного заряда с помощью тактических ракетных комплексов (Например: ). Между тем, тактические ракеты ещё не имели систем самонаведения, поэтому их точность на предельной дальности была неудовлетворительной.

Надо сказать, что за несколько лет до этого первомайского парада, 25 мая 1953 года, США уже испытали систему аналогичного назначения на ядерном полигоне в Неваде, состоявшей из буксируемой 280-мм пушки Т131 (после принятия на вооружение М65, прозвище в войсках “Атомная Анни”) и 280-мм артиллерийского снаряда Atomic Mk.9 (T124) Shell с атомной боеголовкой W9 мощностью 15-20 кТ. Снаряд был запущен из пушки M65 (массой 77 тонн) на заданные 32 км и успешно детонировал. Как и в случае с советской пушкой 2А3, американское орудие было громоздким и малопригодным для боевых действий. Произвели всего 20 орудий, которые недолго служили в Западной Европе. Но уже в 1963 году в США принимается на вооружение 155-мм снаряд для самоходных гаубиц М114, М109 и т.п. Снаряд оснащался ядерным зарядом W48 мощностью 72 тонны в тротиловом эквиваленте (модификация Mod 1) и имел выдающиеся весогабаритные характеристики: длинна 33,3 дюйма, вес 128 фунтов (51,2 кг). Ещё через год, в 1964, для 203-мм самоходной гаубицы M110 был принят на вооружение снаряд с ядерным зарядом W33 мощностью 10 кт, длиной в 4,5 калибра и массой 110 кг.

В 1964 году с поста Генерального секретаря ЦК КПСС ушёл Н.С.Хрущёв с его маниакальной страстью решать все вопросы с помощью ракетных технологий. В это же время в СССР была достигнута технологическая готовность: учёные добились уменьшения критического размера атомных боеприпасов по диаметру. Откровенно говоря, работы которые были заморожены при Хрущёве, предполагали лишь эволюцию САУ, принятых на вооружение в Великую Отечественную войну (например, ИСУ-152 в ИСУ-152К и т.д.). К этому времени стало очевидным существенное отставание СССР от США по самоходной артиллерии и по созданию ядерных зарядов малого калибра для обычных орудий, т.е. в обеспечении армейских подразделений тактическим атомным оружием. Для устранения этого отставания в декабре 1967 года начались опытно-конструкторские работы по созданию тяжелой самоходной артиллерийской установки. Первоначально не был задан ни тип орудия, ни даже его калибр. Определялась лишь дальность стрельбы – 25 км. В результате было принято решение на разработку САУ в открытом исполнении с пушкой повышенной мощности (дальность стрельбы обычным снарядом 32 км, а активно-реактивным снарядом – 45 км). 8 июля 1970 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №427/161 с которого началась разработка самоходной установки, получившей обозначение 2С7 и наименование “Пион”. Головным разработчиком и исполнителем был назначен ленинградский Кировский завод, качающуюся часть изготавливал волгоградский завод “Баррикады” по проекту ЦКБ “Титан”.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]