Линейные корабли типа «Бисмарк» | |
ТТХ и идентификационные параметры линкора «Тирпиц», изданные отделом Военно-Морской разведки Военно-морского министерства США | |
Проект | |
Страна |
|
Изготовители |
|
Операторы |
|
Предшествующий тип | «Шарнхорст» |
Последующий тип | тип H |
Годы постройки | 1 июля 1936 |
В строю | выведены из состава флота |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 41 700 стандартное, 50 900 полное («Бисмарк»), 42 900 стандартное, 52 600 полное («Тирпиц») |
Длина | 251 (наибольшая), 241,5 (между перпендикулярами, «Бисмарк»), 253,6 (наибольшая), 241,72 (между перпендикулярами, «Тирпиц») |
Ширина | 36 |
Осадка | 8,6 — 10,6 |
Бронирование | (значения в [1]) • пояс 320—170 • верхний пояс 145 • траверсы 220—145 • продольная переборка 30 — 25 • башни ГК 360—130 • барбеты ГК 340—220 • башни СК 100 — 40 • барбеты СК 80 — 20 • палуба 50 — 80 + 80 — 95 (скосы 110—120) • рубка 350—220 • противоторпедная переборка — 45 |
Двигатели | 3 ТЗА, 12 ПК Вагнера |
Мощность | 138 000 л. с. |
Движитель | 3 винта |
Скорость хода | 29 узлов |
Дальность плавания | 8525 миль («Бисмарк»), 8870 миль («Тирпиц») на 19 узлах[1] |
Экипаж | 2092 — 2608 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 8 (4×2) — 380-мм/47 орудия SK/C-34 12 × 150-мм /55 (6 × 2) |
Зенитная артиллерия | 8 × 2 — 105-мм/65 LC/31 (LC/37 на «Тирпице»)[1], 8×2 — 37-мм/83, 12×1 — 20-мм/66 (16×1 на «Тирпице»)[2] |
Авиационная группа | 2 катапульты, 4 гидросамолета |
Линкоры типа «Бисмарк»
— тип линейных кораблей (нем.
Schlachtschiff
), состоявший на вооружении Кригсмарине в годы Второй мировой войны. Самые мощные линкоры и самые крупные боевые корабли, построенные в Германии[1].
Вооружение
Артиллерия главного калибра была представлена 8 новыми 380-мм 47-калиберными орудиями SK/C-34. Они могли вести огонь 800-кг снарядами на дальность 36,5 км, а на дистанциях до 21 км их снаряды теоретически пробивали 350-мм броню. Сохранилось разделение артиллерии на противоминную (150-мм) и крупнокалиберную зенитную (105-мм). Однако, в отличие от предшественников в лице типа «Шарнхорст», все орудия 150-мм калибра размещались в башнях. Кроме того, линкоры несли значительное число стволов зенитных автоматов 37-мм и 20-мм калибров. Состав зенитного вооружения на «Тирпице» менялся в ходе службы, в июле 1944 г. на линкоре имелось 78 20-мм автоматов[1]. Корабли оборудовались двумя авиационными катапультами, несли до 6 гидросамолетов (из них 2 хранились на катапультах)[1].
Операция «Титул»
Вообще-то план был не первым, попытки осуществлялись и ранее. Например, в самом конце октября 1942 года вступила в завершающую фазу операция «Титул», в ходе которой две управляемых подводными пловцами торпеды должны были поразить вражеский корабль. Буксир, замаскированный под траулер, доставлял эти снаряды на минимальное расстояние, а затем они следовали к цели, ведомые особыми пилотами, рисковавшими жизнью не в меньшей степени, чем японские смертники «кайтэн».
Во фьорд Тронхеймс катер проникнуть смог, но операция прошла неудачно – помешала непогода. Сильная волна сорвала торпеды с троса на дистанции всего десять миль от линкора. Буксир пришлось затопить, немцы его немного позже обнаружили и поняли если не весь план, то, по крайней мере, то, что против «Тирпица» нечто замышляется.
Бронирование
В отличие от американских линкоров типа «Саут Дакота» или «Айова», французских типов «Дюнкерк» и «Ришелье», главный пояс на линкорах типа «Бисмарк» был внешним и не имел наклона. Высота главного пояса равнялась 5,2 м, он простирался на 70 % длины корабля от погребов носовой до погребов кормовой башен ГК. Его толщина составляла 320 , что было несколько меньше, чем аналогичный показатель у кораблей типа «Шарнхорст»[1]. Плиты главного в верхнего поясов были изготовлены из цементированной брони Круппа KCnA и укладывались на тиковую подкладку толщиной 50 мм[3]. Толщина верхнего пояса была, наоборот, существенно увеличена по сравнению с «Шарнхорстами» — с 45 до 145 . С обеих концов цитадель замыкалась траверсами, имевшими толщину 145, 220 и 180 мм на батарейной, главной и нижней палубах соответственно.
Верхняя броневая палуба имела толщину 50-мм (80-мм над погребами), главная броневая палуба — 80-мм + 110-мм скосы (над погребами 95-мм + 120-мм скосы)[1]. Палубная броня изготовлялась из закаленной броневой стали «Wh». Скосы усиливали защиту против летящих по настильной траектории снарядов, пробивших броневой пояс, но ослабляли таковую против летящих по навесной траектории снарядов на больших дистанциях, так как угол скоса добавлялся к углу падения снаряда. Немцы были единственными, кто все ещё применял скосы толстой броневой палубы для усиления горизонтальной защиты; это было связано с дистанциями ведения боя, которые предполагались Кригсмарине.
Барбеты башен главного калибра бронировались только выше броневой палубы и по высоте до верхней палубы имели толщину 220 мм (дополнительную защиту им обеспечивала бортовая броня). Над верхней палубой толщина плит барбетов увеличивалась до 340 мм. Башни ГК в лобовой части защищались плитами толщиной 360 мм, боковые части башен — 150—220 мм, тыльная сторона — 320 мм. Броня для артиллерийских башен изготовлялась из цементированной брони Круппа «KCnA»[3]. Более подробно о толщине броневых плит на разных участках — в таблице ТТХ справа. Общий вес брони составлял 18 700 т (44 % водоизмещения).
Мы не нуждаемся в войне
Германия превратилась в империю, переиграв на военных и дипломатических полях Данию, Австрию и Францию, однако Бисмарк понимал, что его страна все еще не имеет возможности доминировать Европе. Идея объединения всех немцев в одном государстве так и не была воплощена в жизнь, этому серьезно противилась империя Габсбургов. Опасался «железный канцлер» и реванша со стороны Франции.
Учитывая центральное положение Германии в Европе и, как следствие, реальную угрозу вовлечения в войну на два фронта, Бисмарк выработал правило, которому следовал в течение всей своей политической карьеры: «Сильная Германия стремится жить мирно и мирно развиваться».
Энергетическая установка
ЭУ линкоров типа «Бисмарк» — трехвальная, состояла из 12 котлов Вагнера (58 атм, 450°С) и 3 турбозубчатых агрегатов («Blohm und Voss» на «Bismarck» и «Brown-Boweri» на «Tirpitz»). Отличалась низкой надежностью и малой экономичностью. Реальный расход топлива превышал расчетный (на 10 % на полном ходу и на 19 % на экономическом на ЛК «Тирпиц»). На ходовых испытаниях «Бисмарк» развил 30,12 уз. (при 150 070 л.с.), «Тирпиц» — 30,8 уз. (при 163 026 л.с.)[1], расход топлива составлял на полном ходу 0,325 кг/ л.с. в час, на экономическом ходу 0,500 кг/ л.с. в час [2].
Создан править волнами семи морей
Инди: НемецкийБисмарк» был крупнейшим линкором из построенных когда-либо. Но быть самым большим — значит, быть большой мишенью.
Пэр: И он был самой популярной темой, на которую вы, фанаты, просили нас спеть. И мы спели.
Инди: К песне мы скоро вернёмся, а пока — историяБисмарка».
Инди: Когда Германия начала постройку двух линкоров классаБисмарк» в 1936 году, Британию это не обеспокоило. Согласно договору, после Первой мировой Германия не могла иметь боевых кораблей, способных тягаться с английскими и французскими. В 1935 году Гитлер даже вызвался добровольно ограничить суммарный тоннаж кригсмарине(немецких ВМС) до 35% от ВМС Британии.
Постройка линкора классаБисмарк»
Однако спуск первого из этих линкоров на воду в феврале 1939 года показал, что Гитлер нарушил договор и построил нечто, невиданное миром доселе. Внучка Отто фон Бисмарка, первого канцлера Германии, окрестила корабль в честь деда. Второй называлсяТирпиц».
Бисмарк» был 251 м в длину и 35 м в ширину — больше любого английского или французского корабля. Восемь 380-мм орудий, расположенные попарно в четырёх башнях, были самыми мощными пушками в истории немецкого флота. Вооружение дополняла противоминная и зенитная артиллерия, дальномеры были новейшими.
Корабль был силён не только в нападении. Чтобы соперничать с французскими линкорами, которые в 1936 году казались самым ожидаемым противником, он должен был иметь хорошую защиту. Главный бронепояс имел толщину 32 см и был сделан из сверхпрочной стали. Двойные стенки корпуса поглощали и распределяли удар от взрыва торпеды. Поперечные переборки толщиной 11-22 см делили корпус на 22 отсека, каждый из которых мог быть изолирован при затоплении. Артиллерийские погреба и 12 котлов высокого давления были защищены дополнительной бронёй толщиной 8-12 см. Всего броня составляла 44% водоизмещения линкора, что должно было сделать его практически непотопляемым.
Служба и гибель
Основные статьи: Bismarck (1939)
,
Tirpitz (1939)
Корабли типа «Бисмарк» принимали активное участие в боевых действиях на море в ходе Второй мировой войны. В мае 1941 «Бисмарк» совместно с тяжелым крейсером «Принц Ойген» участвовал в операции «Rheinübung» («Учения на Рейне») — планировавшейся атаке британского торгового судоходства в Атлантике. В ходе сражения в Датском проливе 24 мая 1941 потопил артиллерийским огнём британский линейный крейсер «Худ», однако сам был повреждён попаданиями снарядов с линейного корабля «Принс оф Уэлс». В ходе преследования британскими кораблями, после попадания авиаторпед с торпедоносцев, вылетевших с борта авианосца «Арк Ройял» 27 мая 1941 погиб в бою с британскими линейными кораблями «Rodney» и «King George V» и тяжелым крейсером «Dorsetshire» в 400 милях от Бреста[1].
«Тирпиц» известен своими операциями из баз в Норвегии, где корабль находился в составе Боевой Группы Кригсмарине. На протяжении нахождения корабля в Норвегии на него несколько раз организовывались атаки авиации флота и КВВС. 12 ноября 1944 потоплен бомбардировщиками «Ланкастер» при помощи сверхтяжелых бомб «Толлбой» в Тромсё-фьорде — в результате двух прямых попаданий и трех близких разрывов перевернулся и затонул[1].
Обстановка в Атлантике
Весной 1941 года немецкое командование прилагало огромные усилия (небезуспешные) к морской блокаде Британских островов. День 24 мая стал черной датой в истории Королевских ВМС. Линкор «Бисмарк» метким огнем (возможно, случайно) сумел уничтожить крейсер «Худ» – гордость английского флота. В бою и немецкий рейдер получил повреждения, ухудшившие его ходовые характеристики, в результате чего был настигнут британской эскадрой, обстрелян, атакован торпедами и потоплен. Успех сопутствовал англичанам, но после осознания опасности, которую представляли немецкие линкоры, они стали относиться к ним опасливо, избегая прямых столкновений, но непрерывно стараясь их уничтожить.
Немцы, потеряв «Бисмарк», тоже испытали некий ступор. Из опасения потерять последний дредноут они берегли линкор «Тирпиц», пряча его в норвежских фьордах. Но оружие создано для войны, и развязка неизбежно должна была наступить, рано или поздно.
Список кораблей типа[4]
Название | Название в период постройки | Верфь-строитель | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступления в состав флота | Дата вывода из состава флота/гибели | Судьба |
Бисмарк («Bismarck» ) | Schlachtschiffe «F», «Ersatz Hannover»[3] | Blohm + Voss, Гамбург | 1.7.1936 | 14.2.1939 | 24.8.1940 | 27.5.1941 | Погиб в бою с британскими «Rodney» и «King George V» и КРТ «Dorsetshire» в 400 милях от Бреста |
Тирпиц («Tirpitz» ) | Schlachtschiffe «G», «Ersatz Schleswig Holstein»[5] | [en.wikipedia.org/wiki/Kriegsmarinewerft_Wilhelmshaven Kriegsmarinewerft Wilhelmshaven] | 2.11.1936 | 1.4.1939 | 25.2.1941 | 12.11.1944 | Потоплен британскими бомбардировщиками «Ланкастер» с использованием сверхтяжелых бомб «Tallboy» в Тромсё-фьорде |
Потопление
27 мая около 9 часов утра с расстояния 22 км немецкий линкор подвергся атаке тяжелых кораблей из соединения адмирала Тови, линкоров «Король Георг Пятый» и «Родни», а также двух крейсеров — «Норфолк» и «Дорсетшир». «Бисмарк» отвечал огнем, но напор британцев был слишком массивным. Спустя полчаса орудийные башни корабля были сильно повреждены, а надстройки разрушены. Он имел сильный крен, но держался на воде. В 9:31 из строя была выведена последняя башня, после чего, как свидетельствуют выжившие члены команды, капитан Линдеман отдал приказ затопить судно. Так как «Бисмарк», несмотря на то, что его судьба была предрешена, не спускал флаг, линкор «Родни» приблизился к нему на расстояние в несколько километров и начал вести огонь прямой наводкой. Из-за того, что у британских линкоров заканчивалось горючее, адмирал Тови, понимая что «Бисмарку» не уйти, приказал им возвращаться на базу. Примерно в 10:30 крейсер «Дорсетшир» выпустил по германскому судну три торпеды, каждая из которых попала точно в цель. 27 мая 1941 года, в 10:39 линкор «Бисмарк» лег на борт и начал тонуть.
Отвечая на вопрос о том, кто потопил линкор «Бисмарк», многие вспоминают о трех решающих попаданиях крейсера «Дорсетшир». На самом же деле судьбу судна предрешило попадание торпедоносца, которое лишило его возможности маневрирования.
Корабли «Дорсетшир» и «Маори» подобрали 110 человек из команды затонувшего судна. Когда прозвучала тревога о приближении немецких подводных лодок, они поспешили покинуть место потопления. Вечером после отхода судов на безопасную дистанцию подводная лодка U-74 спасла еще трех человек. На следующий день гидрометеорологическое судно Заксенвальд подобрало еще двух моряков. Остальные 2100 человек погибли. Силы английского флота, которые на последнем этапе боя имели явное превосходство, при гибели линкора «Бисмарк» осознанно не стали спасать его экипаж. Таким образом они отомстили за погибших при потоплении корабля «Худ».
Примечания
- ↑ 123456789101112
С. В. Патянин. Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии. Часть 1. — М.: «Морская коллекция», № 8, 2005, глава «Линейные корабли» - ↑ 12Gröner
. Band 1. — P.58 - ↑ 123
Печуконис Н. И., Давыдов Ю. В. Линейный корабль «Бисмарк» История корабля 1934—1941 - С. В. Патянин. Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии. Часть 1. — М.: «Морская коллекция», № 8, 2005
- Gröner, p. 33
О названии
Корабль назвали в честь Альфреда фон Тирпица – выдающегося деятеля германской политики и видного флотского руководителя. Дворянский титул будущий контр-адмирал получил в 1900 году, в 50-летнем возрасте, как награду за многие труды на благо родной державы. Он проявил себя видным теоретиком и геополитиком, разработав план реконструкции германских ВМС, не предполагавший, однако, его чрезмерного наращивания. На момент начала Первой мировой войны силы кригсмарине, помимо других кораблей, располагали семью дредноутами, двадцатью пятью крейсерами, двадцатью линкорами и четырьмя десятками подводных лодок (примерно в 2,5 раза меньше, чем у Британского флота, но достаточно, чтобы ему активно противостоять). Именно на субмарины автор плана возлагал особые надежды, но убедить тогдашнее руководство Германии в своей правоте так и не смог. По иронии судьбы линкор «Тирпиц» также не соответствовал представлению покойного контр-адмирала о будущем морских сил и характере грядущих сражений. Следует также отметить тот факт, что во всех смыслах незаурядный деятель умер в 1930 году, до прихода к власти национал-социалистов. Фашистом, несмотря на милитаристские убеждения (для военного человека вполне естественные), фон Тирпиц не был.
Литература
- С. В. Патянин. Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии. Часть 1. — М.: «Морская коллекция», № 8, 2005
- Печуконис Н. И., Давыдов Ю. В. Линейный корабль «Бисмарк» История корабля 1934—1941
- А. В. Платонов, Ю. В. Апальков. Боевые корабли Германии 1939—1945. — СПб.: «Корабли и сражения», 1995
- Gröner, Erich.
Die deutschen Kriegsschiffe 1815-1945 Band 1: Panzerschiffe, Linienschiffe, Schlachschiffe, Flugzeugträger, Kreuzer, Kanonenboote. — Bernard & Graefe Verlag, 1982. — 180 p. — ISBN 978-3763748006.
Цитаты[править]
У каждого человека бывает так, что ему везёт, и счастье пролетает совсем близко от него
Важно вовремя увидеть его и суметь ухватиться за край одежды пролетающей мимо него фортуны. — «История дипломатии (1940)»
См. также: «100 великих дипломатов».
Великие вопросы времени решаются не речами и резолюциями большинства, a железом и кровью! — «Grundkurs deutsche Militärgeschichte. Die Zeit bis 1914.» Im Auftrag des Militärgeschichtlichen Forschungsamtes, hrsg. von Karl-Volker Neugebauer. Oldenbourg Wissensch.Vlg 2006; ISBN 978-3-486-57853-9, С. 331 |
Nicht durch Reden oder Majoritätsbeschlüsse werden die großen Fragen der Zeit entschieden – das ist der große Fehler von 1848 und 1849 gewesen – sondern durch Eisen und Blut. |
— Выступление 30 сентября 1862 г. в нижней палате ландтага |
Политика есть искусство возможного. — позднее перепечаталось в «Fürst Bismarck: neue Tischgespräche und Interviews» (том 1, с. 248) |
Die Politik ist die Lehre vom Möglichen. |
— Интервью 11 августа 1867 г. Мейеру фон Вальдеку для газеты «St. Petersburgische Zeitung» |
Превентивная война — самоубийство из-за страха смерти. — Цитируется Германом Каном как высказывание Бисмарка в «Thinking About the Unthinkable in the 1980s» (1984 г., с. 136), которое прозвучало в рейхстаге 9 февраля 1876 г.. Ссылаясь на март 1875 года, когда Национальное собрание Франции решило увеличить численность своей армии, Бисмарк попросил депутатов вспомнить, как он говорил им за год до этого, что войну нужно вести, чтобы не быть униженным или уничтоженным. |
Würden Sie da nicht sehr geneigt gewesen sein, zunächst nach dem Arzte zu schicken (Heiterkeit), um untersuchen zu lassen, wie ich dazu käme, dass ich nach meiner langen politischen Erfahrung die kolossale Dummheit begehen könnte, so vor Sie zu treten und zu sagen: Es ist möglich, dass wir in einigen Jahren einmal angegriffen werden, damit wir dem nun zuvorkommen, fallen wir rasch über unsere Nachbarn her und hauen sie zusammen, ehe sie sich vollständig erholen – gewissermaßen Selbstmord aus Besorgniß vor dem Tode . |
Стоит только посадить Германию в седло, а уж поскакать она сумеет. — «Крылатые слова: Сборник цитат немецкого народа.» ( Geflugelte Worte: der zitatenschatz des deutschen Volkes), ISBN 3-550-08521-4, с. 375. |
Setzen wir Deutschland, so zu sagen, in den Sattel. Reiten wird es schon können. |
— цитирует Георг Бюхман – 11 марта 1867 г. из речи в Рейхстаге |
Даже самый благополучный исход войны никогда не приведёт к распаду России, которая держится на миллионах верующих русских греческой конфессии. Эти последние, даже если они впоследствии международных договоров будут разъединены, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как находят этот путь друг к другу разъединённые капельки ртути. Это неразрушимое Государство русской нации, сильно своим климатом, своими пространствами и своей неприхотливостью, как и через осознание необходимости постоянной защиты своих границ. Это Государство, даже после полного поражения, будет оставаться нашим порождением, стремящимся к реваншу противником, как это мы и имеем в случае с сегодняшней Францией на Западе. — Ответ Бисмарка на письмо принца Генриха VII Рёйсса. Письмо № 349. Доверительно (секретно) Берлин 03.05.1888 год |
Ein derartiges Ergebnis liegt aber auch nach den glänzendsten Siegen außerhalb aller Wahrscheinlichkeit. Selbst der günstigste Ausgang des Krieges würde niemals die Zersetzung der Hauptmacht Rußlands zur Folge haben, welche auf den Millionen eigentlicher Russen griechischer Konfession beruht. Diese würden, auch wenn durch Verträge getrennt, immer sich ebenso schnell wieder zusammenfinden wie die Teile eines zerschnittenen Quecksilberkörpers. Dieses unzerstörbare Reich russischer Nation, stark durch sein Klima, seine Wüsten und seine Bedürfnislosigkeit, wie durch den Vorteil, nur eine schutzbedürftige Grenze zu haben, würde nach seiner Niederlage unser geborener und revanchebedürftiger Gegner bleiben, genau wie das heutige Frankreich es im Westen ist. |
Мне самой природой было суждено стать дипломатом: я родился первого апреля. — Цитата на польском приведена в книге Jerzy Michałowski «Noty i anegdoty dyplomatyczne» под редакцией Maria Błaszczykowa (1977), с. 35 |
С джентльменом я всегда буду наполовину бóльшим джентльменом, с мошенником — наполовину бóльшим мошенником. — из разговора с графом Дьюла Андраши 18 сентября 1877 г. |
…avec un gentleman se suis toujours gentleman et demi, et que quand j’ai affaire à un corsaire, je tâche d’etre corsaire et demi |
Ссылки
тип «Остфрисланд
»«Остфрисланд» · «Гельголанд» · «Тюринген» · «Ольденбург» тип «Кайзер
»«Кайзер» · «Фридрих дер Гроссе» · «Кайзерин» · «Кёниг Альберт» · «Принц-регент Луитпольд» тип «Кёниг
»«Кёниг» · «Гроссер Курфюрст» · «Маркграф» · «Кронпринц» тип «Байерн
»«Байерн» · «Баден» · «Саксен» ·
«Вюртемберг»тип «L-20
»Кригсмарине (нем. Kriegsmarine
)тип «Шарнхорст
»«Шарнхорст» · «Гнейзенау» тип «Бисмарк
»«Бисмарк» · «Тирпиц» тип «» «H-39»/«Н » · «
H-40»/«J
» · «
H-41»/«K
» · «
H-42»/«L
» · «
H-43»/«M
» · «
H-44»/«N
»Список линейных кораблей ВМС Германии курсивом выделены недостроенные Крупные надводные корабли Линкоры Тип «Бисмарк»: «Бисмарк» • «Тирпиц» Тип «Шарнхорст»: «Шарнхорст» • «Гнейзенау» Тип «Дойчланд» (броненосцы): «Шлезиен» • «Шлезвиг-Гольштейн» Авианосцы Тип «Граф Цеппелин»: «Граф Цеппелин» • «Авианосец Б» «Де Грасс» • «Зейдлиц» (из крейсера) Тяжёлые крейсера Тип «Дойчланд» (карманные линкоры): «Дойчланд» («Лютцов») • «Адмирал граф Шпее» • «Адмирал Шеер» Тип «Адмирал Хиппер»: «Адмирал Хиппер» • «Блюхер» • «Принц Ойген» • «Зейдлиц» • «Лютцов» Лёгкие крейсера Тип «Эмден»: «Эмден» Тип «К»: «Кёнигсберг» • «Карлсруэ» • «Кёльн» Тип «Лейпциг»: «Лейпциг» • «Нюрнберг» Вспомогательные крейсера «Орион» • «Атлантис» • «Виддер» • «Тор» • «Пингвин» • «Штир» • «Комет» • «Корморан» • «Михель» • «Коронель» • «Ганза» Эсминцы Типы: 1934 • 1934A • 1936 • 1936А • 1936A(Mob) • 1936B Флотилии: • • • • • • Миноносцы Типы: 1923/Raubvogel • 1924/Raubtier • 1935 • 1937 • 1939/Elbing • 1941/«Аусланд» Флотилии: • • • • • • • • Торпедные катера Типы S 26 • S 30 • S 38/S 38b • S 100 • S 151 • Typ 700 Флотилии: • • • • • • • • • • • • • • 1 (учебная) • 2 (учебная) • 3 (учебная) Учебно-артиллерийские «Бремзе» • «Бруммер» Подводные лодки (список) Проекты Тип I • Тип II • Тип VII • Тип IX • Тип X • Тип XIV • Тип XVII • Тип XXI • Тип XXIII | Незавершённые проекты Флотилии Боевые: • • • • • • • • • • • • • • • Учебные: • • • • • • • • • • • • • •
Сражение в Датском проливе
Суда «Принц Уэльский» и «Худ» установили визуальный контакт с кораблями врага уже утром 24 мая. Примерно в шесть часов они с расстояния 22 километра начали атаковать немецкую флотилию. Вице-адмирал Холланд, возглавивший британскую группу, дал приказ вести огонь по первому судну, так как не знал, что «Бисмарк» поменялся местами с «Принцем Ойгеном». Некоторое время германская сторона не отвечала, так как ей был дан приказ вступать в сражение только после входа противника в конвой. После нескольких британских обстрелов капитан Линдеманн, заявив, что не позволит безнаказанно атаковать свой корабль, приказал открыть ответный огонь. Попав под обстрел двух немецких судов, Холланд понял, что допустил ошибку, приказав атаковать первое из них.
Шестой выстрел «Принца Уэльского» дал результат: снаряд попал в топливные цистерны «Бисмарка», что вызвало обильную утечку горючего из резервуаров и их заполнение водой. Вскоре оба немецких корабля поразили крейсер «Худ», в результате чего на его борту начались сильные пожары. Через несколько минут два залпа настигли линкор «Бисмарк». К тому моменту суда неприятелей находились на расстоянии порядка 16-17 км друг от друга. После очередного попадания по кораблю «Худ» на нем раздался сильный взрыв, буквально разорвавший судно на две половины. За считанные минуты оно оказалось под водой. Из 1417 человек экипажа спастись удалось всего троим. «Принц Уэльский» продолжил сражение, но неудачно: дабы избежать столкновения с тонущим кораблем, ему пришлось сблизиться с врагом. Получив семь попаданий, линкор вышел из боя, применив дымовую завесу.
Капитан Линдеманн предложил отправиться в погоню за «Принцем Уэльским» и потопить его, однако адмирал Лютьенс ввиду сильных повреждений «Бисмарка» решил продолжить поход до французского порта Сен-Назер, где можно было починить судно и беспрепятственно вывести его в Атлантику. Предполагалось, что позже к нему присоединятся корабли «Шарнхорст» и «Гнайзенау». «Принцу Ойгену» было приказано продолжить обстрел британского конвоя самостоятельно.
Отрывок, характеризующий Линейные корабли типа «Бисмарк»
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг. Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу: – Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы. – Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг. Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное. – Урруру! – вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара. Человек во фризовой шинели, подняв кверху руку, кричал: – Важно! пошла драть! Ребята, важно!.. – Это сам хозяин, – послышались голоса. – Так, так, – сказал князь Андрей, обращаясь к Алпатычу, – все передай, как я тебе говорил. – И, ни слова не отвечая Бергу, замолкшему подле него, тронул лошадь и поехал в переулок. От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи. Князь Андрей командовал полком, и устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его. Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать свое горе. Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили. Но добр и кроток он был только с своими полковыми, с Тимохиным и т. п., с людьми совершенно новыми и в чужой среде, с людьми, которые не могли знать и понимать его прошедшего; но как только он сталкивался с кем нибудь из своих прежних, из штабных, он тотчас опять ощетинивался; делался злобен, насмешлив и презрителен. Все, что связывало его воспоминание с прошедшим, отталкивало его, и потому он старался в отношениях этого прежнего мира только не быть несправедливым и исполнять свой долг. Правда, все в темном, мрачном свете представлялось князю Андрею – особенно после того, как оставили Смоленск (который, по его понятиям, можно и должно было защищать) 6 го августа, и после того, как отец, больной, должен был бежать в Москву и бросить на расхищение столь любимые, обстроенные и им населенные Лысые Горы; но, несмотря на то, благодаря полку князь Андрей мог думать о другом, совершенно независимом от общих вопросов предмете – о своем полку. 10 го августа колонна, в которой был его полк, поравнялась с Лысыми Горами. Князь Андрей два дня тому назад получил известие, что его отец, сын и сестра уехали в Москву. Хотя князю Андрею и нечего было делать в Лысых Горах, он, с свойственным ему желанием растравить свое горе, решил, что он должен заехать в Лысые Горы. Он велел оседлать себе лошадь и с перехода поехал верхом в отцовскую деревню, в которой он родился и провел свое детство. Проезжая мимо пруда, на котором всегда десятки баб, переговариваясь, били вальками и полоскали свое белье, князь Андрей заметил, что на пруде никого не было, и оторванный плотик, до половины залитый водой, боком плавал посредине пруда. Князь Андрей подъехал к сторожке. У каменных ворот въезда никого не было, и дверь была отперта. Дорожки сада уже заросли, и телята и лошади ходили по английскому парку. Князь Андрей подъехал к оранжерее; стекла были разбиты, и деревья в кадках некоторые повалены, некоторые засохли. Он окликнул Тараса садовника. Никто не откликнулся. Обогнув оранжерею на выставку, он увидал, что тесовый резной забор весь изломан и фрукты сливы обдерганы с ветками. Старый мужик (князь Андрей видал его у ворот в детстве) сидел и плел лапоть на зеленой скамеечке. Он был глух и не слыхал подъезда князя Андрея. Он сидел на лавке, на которой любил сиживать старый князь, и около него было развешено лычко на сучках обломанной и засохшей магнолии. Князь Андрей подъехал к дому. Несколько лип в старом саду были срублены, одна пегая с жеребенком лошадь ходила перед самым домом между розанами. Дом был заколочен ставнями. Одно окно внизу было открыто. Дворовый мальчик, увидав князя Андрея, вбежал в дом. Алпатыч, услав семью, один оставался в Лысых Горах; он сидел дома и читал Жития. Узнав о приезде князя Андрея, он, с очками на носу, застегиваясь, вышел из дома, поспешно подошел к князю и, ничего не говоря, заплакал, целуя князя Андрея в коленку. Потом он отвернулся с сердцем на свою слабость и стал докладывать ему о положении дел. Все ценное и дорогое было отвезено в Богучарово. Хлеб, до ста четвертей, тоже был вывезен; сено и яровой, необыкновенный, как говорил Алпатыч, урожай нынешнего года зеленым взят и скошен – войсками. Мужики разорены, некоторый ушли тоже в Богучарово, малая часть остается. Князь Андрей, не дослушав его, спросил, когда уехали отец и сестра, разумея, когда уехали в Москву. Алпатыч отвечал, полагая, что спрашивают об отъезде в Богучарово, что уехали седьмого, и опять распространился о долах хозяйства, спрашивая распоряжении. – Прикажете ли отпускать под расписку командам овес? У нас еще шестьсот четвертей осталось, – спрашивал Алпатыч. «Что отвечать ему? – думал князь Андрей, глядя на лоснеющуюся на солнце плешивую голову старика и в выражении лица его читая сознание того, что он сам понимает несвоевременность этих вопросов, но спрашивает только так, чтобы заглушить и свое горе. – Да, отпускай, – сказал он. – Ежели изволили заметить беспорядки в саду, – говорил Алпатыч, – то невозмежио было предотвратить: три полка проходили и ночевали, в особенности драгуны. Я выписал чин и звание командира для подачи прошения. – Ну, что ж ты будешь делать? Останешься, ежели неприятель займет? – спросил его князь Андрей. Алпатыч, повернув свое лицо к князю Андрею, посмотрел на него; и вдруг торжественным жестом поднял руку кверху. – Он мой покровитель, да будет воля его! – проговорил он. Толпа мужиков и дворовых шла по лугу, с открытыми головами, приближаясь к князю Андрею. – Ну прощай! – сказал князь Андрей, нагибаясь к Алпатычу. – Уезжай сам, увози, что можешь, и народу вели уходить в Рязанскую или в Подмосковную. – Алпатыч прижался к его ноге и зарыдал. Князь Андрей осторожно отодвинул его и, тронув лошадь, галопом поехал вниз по аллее. На выставке все так же безучастно, как муха на лице дорогого мертвеца, сидел старик и стукал по колодке лаптя, и две девочки со сливами в подолах, которые они нарвали с оранжерейных деревьев, бежали оттуда и наткнулись на князя Андрея. Увидав молодого барина, старшая девочка, с выразившимся на лице испугом, схватила за руку свою меньшую товарку и с ней вместе спряталась за березу, не успев подобрать рассыпавшиеся зеленые сливы. Князь Андрей испуганно поспешно отвернулся от них, боясь дать заметить им, что он их видел. Ему жалко стало эту хорошенькую испуганную девочку. Он боялся взглянуть на нее, по вместе с тем ему этого непреодолимо хотелось. Новое, отрадное и успокоительное чувство охватило его, когда он, глядя на этих девочек, понял существование других, совершенно чуждых ему и столь же законных человеческих интересов, как и те, которые занимали его. Эти девочки, очевидно, страстно желали одного – унести и доесть эти зеленые сливы и не быть пойманными, и князь Андрей желал с ними вместе успеха их предприятию. Он не мог удержаться, чтобы не взглянуть на них еще раз. Полагая себя уже в безопасности, они выскочили из засады и, что то пища тоненькими голосками, придерживая подолы, весело и быстро бежали по траве луга своими загорелыми босыми ножонками. Князь Андрей освежился немного, выехав из района пыли большой дороги, по которой двигались войска. Но недалеко за Лысыми Горами он въехал опять на дорогу и догнал свой полк на привале, у плотины небольшого пруда. Был второй час после полдня. Солнце, красный шар в пыли, невыносимо пекло и жгло спину сквозь черный сюртук. Пыль, все такая же, неподвижно стояла над говором гудевшими, остановившимися войсками. Ветру не было, В проезд по плотине на князя Андрея пахнуло тиной и свежестью пруда. Ему захотелось в воду – какая бы грязная она ни была. Он оглянулся на пруд, с которого неслись крики и хохот. Небольшой мутный с зеленью пруд, видимо, поднялся четверти на две, заливая плотину, потому что он был полон человеческими, солдатскими, голыми барахтавшимися в нем белыми телами, с кирпично красными руками, лицами и шеями. Все это голое, белое человеческое мясо с хохотом и гиком барахталось в этой грязной луже, как караси, набитые в лейку. Весельем отзывалось это барахтанье, и оттого оно особенно было грустно.
Спорные[править]
Когда хочешь одурачить весь мир — говори правду. |
Жизнь научила меня много прощать, но еще больше — искать прощения. |
Берегитесь всегда строить воздушные замки, эти постройки легче всех других возводятся, но тяжелее всего разрушаются. |
Глупость — дар Божий, но не следует им злоупотреблять. |
Дружба между мужчиной и женщиной очень слабеет при наступлении ночи. |
Сельдь могла бы стать деликатесом, если бы не была такой обыденной. |
Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить. |
Политикаправить
Отношение государства к учителю — это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости. |
За всякое порученное дело должен отвечать один и только один человек. |
Политика есть искусство приспособляться к обстоятельствам и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит. |
Фраза: «В принципе я согласен» — означает, что вы отнюдь не намерены этого допустить. |
Все мы — народ, и правительство — тоже. |
Правительство не должно колебаться. Раз выбрав дорогу, оно должно, не оглядываясь направо и налево, идти до конца. |
Даже победоносная война — это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народов. |
Горе тому государственному деятелю, который не позаботится найти такое основание для войны, которое и после войны еще сохранит свое значение. |
Сильный всегда прав. |
Германияправить
С плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной. Но если чиновники плохи, не помогут и самые лучшие законы. |
Поздравьте меня — комедия кончилась… — во время ухода с поста канцлера |
Вы не знаете этой публики! Наконец, еврей Ротшильд… это, я вам скажу, бесподобная скотина. Ради спекуляций на бирже он готов похоронить всю Европу, а виноват… я? |
Россияправить
Никогда не верьте русским, ибо русские не верят даже самим себе. — Сказано перед началом Берлинского конгресса 1878 года |