Стратегический ракетный комплекс «Тополь-М»
• Комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (код РС-12М2, по классификации НАТО — SS-27 Sickle «Серп») — российский ракетный комплекс стратегического назначения с межконтинентальной баллистической ракетой, разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь».
• Первая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная в России после распада СССР. Принята на вооружение в 1997 году. Головным разработчиком ракетного комплекса является Московский институт теплотехники (МИТ).
• Ракета комплекса «Тополь-М» является твёрдотопливной, трёхступенчатой. Предельная дальность — 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. Базируется ракета как в шахтных пусковых установках (ШПУ), так и на мобильных пусковых установках. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году.
• Стационарный комплекс «Тополь-М» включает в себя 10 межконтинентальных баллистических ракет, смонтированных в шахтных пусковых установках, а также командный пункт. Основные характеристики:
Количество ступеней — 3 Длина (с ГЧ) — 22,55 м Длина (без ГЧ) — 17,5 м Диаметр — 1,81 м Стартовая масса — 46,5 т Забрасываемый вес 1,2 т Вид топлива — твёрдое смесевое Максимальная дальность — 11000 км Тип головной части — моноблочная, ядерная, отделяемая Количество боевых блоков — 1 + около 20 муляжей Мощность заряда — 550 Кт Система управления — автономная, инерциальная на базе БЦВК Способ базирования — шахтный и мобильный
• Мобильный комплекс «Тополь-М» представляет собой одну ракету, помещённую в высокопрочный стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер (ТПК), смонтированный на восьмиосном шасси МЗКТ-79221 высокой проходимости и конструктивно практически не отличается от шахтного варианта. Вес пусковой установки — 120 тонн. Шесть пар колес из восьми являются поворотными, что обеспечивает радиус поворота 18 метров.
• Давление на грунт установки в два раза меньше, чем обычного грузового автомобиля. Двигатель V-образный 12-ти цилиндровый дизель с турбонаддувом ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л.c. Глубина преодолеваемого брода до 1,1 метра.
Арбопривязь Тополь-М ТМ КРОК
Страховочная ременная система «Тополь-М» — универсальная страховочная привязь для арбористики повышенной комфортности с возможностью установки двух бриджей и продвинутой системой развески снаряжения. Будучи максимально универсальной и настраиваемой, система отлично подходит как для SRT, так и для DdRT техники.
Привязь «Тополь-М» комплектуется широким поясным корсетом и ножными охватами из прочной полиамидной ткани с ПВХ пропиткой, придающей корсету жёсткость и повышенную износостойкость. Силовой каркас привязи выполнен из разнесённых полиамидных лент шириной 30 мм, равномерно распределяющих нагрузку по всей поверхности корсета и ног. Для максимального комфорта при длительной работе на дереве система оснащена мягкой подкладкой из пеноматериала толщиной 15 мм. Исполнение прилегающей стороны подкладки из объёмной сетки, в сочетании с вентиляционными каналами в мягкой подкладке, обеспечивает вентиляцию.
Плечевые ремни с мягким полужилетом, надёжно удерживают привязь на талии арбориста и эффективно распределяют вес подвешиваемого к привязи снаряжения (бензоинструмента). Х-образное расположение плечевых ремней даёт максимальную свободу при наклонах корпуса и максимально снимает вес с керитулов установленных в усиленные слоты.
Используемые вместо Д-рингов двойные дюралюминиевые кольца всегда оптимально перераспределяют векторы нагрузок в системе ленточных строп арбопривязи и предотвращают возникновение их опасных перегибов, приводящих к потёртостям и преждевременному разрушению текстиля. Размер и ориентация колец делают попадание в них карабином охватки исключительно удобным. Минимальная прочность большого кольца на разрыв — 22 кН.
Кольца бриджа также выполнены из дюралюминия с минимальной прочностью в 22 кН. А наличие в них дополнительных отверстий значительно расширяет функционал системы. Возможна установка одного либо двух верёвочных бриджей, присоединение к кольцам бриджа охватки либо кроля.
Положение колец бриджа относительно тела арбориста полностью настраивается. Наличие регулируемых консолей к поясу и ножных траверс позволяет выставить кольца выше или ниже, расположить их ближе или дальше от корпуса работника. Траверсы дополнительно увеличивают подвижность при поворотах корпуса, за счёт скольжения через специальные пазы в кольцах. При этом ножной охват дополнительно фиксируется на ноге фастексом.
Вариант крепления охватки к кольцам бриджа распределяет нагрузку между поясом и ножными охватами, что повышает комфорт работы в арбопривязи «Тополь-М», и что более важно, уменьшает вероятность получения травмы поясницы при срыве на низкорасположенную охватку.
Использование в качестве бриджа верёвки диаметром 10–12 мм даёт возможность быстро заменить изношенный или повреждённый бридж даже в полевых условиях и дополнительно снижает затраты на эксплуатацию системы. Кроме того, верёвочный бридж может быть легко отрегулирован до желаемой длины с помощью рифового узла.
В дополнительную пару отверстий на кольцах бриджа может быть установлен «Кроль». При этом не требуется наличие карабинов специальной формы, таких как «Омни», для присоединения зажима подходит любой овал с муфтой. Кроль при этом расположен практически на том же уровне, что и в спелеосистемах, и позволяет организовать быстрый и эффективный подъём в рабочую зону с земли.
Пояс и ножные охваты системы «Тополь-М» оснащены быстроразъёмными пряжками «Кобра» второго поколения. Это позволяет комфортно снимать и одевать систему всего за несколько секунд. Также новые пряжки не плывут при переменной нагрузке.
Корсет «Тополь-М» имеет четыре разгрузочных петли в защитной оболочке и мягкую вспомогательную петлю, также служащую ручкой для удобной транспортировки системы с навешенным снаряжением. Пояс оборудован двумя усиленными слотами для развесочных карабинов CARITOOL для подвески бензоинструмента, и четырьмя дополнительными слотами, позволяющими удобно организовать снаряжение.
Дополнительно на плечевых охватах имеется стропа для крепления рации на клипсу и мягкая часть «велкро» под шеврон, кровоостанавливающий жгут или быстросъёмное крепление дополнительного снаряжения. Металлические кольца на плечевых охватах служат для крепления ленточной растяжки кроля, а при отсутствии последнего могут быть использованы в качестве дополнительных грузовых полочек.
Также дополнительные слоты и металлические кольца расположены на ножных охватах.
Система «Тополь-М» выпускается в двух размерах. Под заказ возможно изготовление привязи иного размера.
Маркировка | Объём талии, см | Объём бедра, см |
S-ML | 70–100 | 45–70 |
L-XL | 95–125 | 55–80 |
Межконтинентальная баллистическая ракета Тополь (РС-12М)
Ракета выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой ступенями. Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей, а корпуса верхних ступеней впервые были выполнены непрерывной намоткой из органопластика по схеме «кокон». Сложнейшей технической задачей оказалось размещение на переднем днище корпуса верхней ступени узла отсечки тяги с восемью реверсивными раструбами и «окнами», прорубаемые ДУЗ’ами (ДУЗ — детонирующий удлиненный заряд) в органопластиковой силовой конструкции.
Первая ступень ракеты состоит из маршевого РДТТ и хвостового отсека, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы. Маршевый двигатель имеет одно неподвижное сопло.Вторая ступень конструктивно состоит из соединительного отсека и маршевого РДТТ. Третья ступень имеет почти такую же конструкцию, но в ее состав дополнительно входит переходной отсек, к которому крепится головная часть.
Автономная, инерциальная система управления разработана в НПО автоматики и приборостроения под руководством Владимира Лапыгина. Система прицеливания разработана под руководством главного конструктора Киевского Серафима Парнякова. Инерциальная система управления имеет свою БЦВМ, что позволило добиться высокой точности стрельбы. По отечественным источникам круговое вероятное отклонение (КВО) при стрельбе на максимальную дальность составляет 400м, по западным источникам — 150-200м. Система управление обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты без разворота пусковой установки. Все операции предстартовой подготовки и проведения пуска полностью автоматизированы.
«Тополь» оснащен комплексом средств преодоления ПРО. Управление полетом ракеты осуществляется за счет поворотных газоструйных и решетчатых аэродинамических рулей. Созданы новые сопловые аппараты твердотопливных двигателей. Для обеспечения скрытности разработаны камуфляж, ложные комплексы, средства маскировки. Как и прежние мобильные комплексы Московского института теплотехники, «Тополь» может стартовать как с маршрута боевого патрулирования, так и во время стоянки в гаражных укрытиях с раздвигающейся крышей. Для этого пусковая установка вывешивается на домкратах. Боеготовность с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут. Для новых комплексов были разработаны подвижной и стационарный командные пункты.Подвижной командный пункт боевого управления МБР «Тополь» размещен на базе четырехосного автомобиля МАЗ-543М. Для управления огнём применялись и передвижные командные пункты «Барьер» и «Гранит», оснащённые ракетой, с передатчиком вместо боевой нагрузки, который после запуска ракеты осуществлял дублирование команды на старт для ПУ находящихся в позиционных районах.
В процессе эксплуатации ракета находится в транспортно-пусковом контейнере, установленного на мобильной пусковой установке. Она смонтирована на базе семиосного шасси большегрузного автомобиля МАЗ. Старт ракеты производится из вертикального положения с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере.
Пусковая установка (см.
) разработана в Волгоградском ЦКБ «Титан» под руководством Валериана Соболева и Виктора Шурыгина. Пусковая установка смонтирована на шасси семиосного тягача МАЗ-7912 (позже — МАЗ-7917 колесной формулы 14х12. Эта машина 80-х годов оснащена дизелем мощностью 710 л.с. ) Минского автозавода с двигателем Ярославского моторного завода. Главный конструктор ракетовоза Владимир Цвялев. Твердотопливные заряды двигателей разработаны в Люберецком НПО «Союз» под руководством Бориса Жукова (позже объединение возглавил Зиновий Пак). Композиционные материалы и контейнер разработаны и изготовлены в ЦНИИ специального машиностроения под руководством Виктора Протасова. Рулевые гидроприводы ракеты и гидроприводы самоходной пусковой установки разработаны в Московском ЦНИИ автоматики и гидравлики. Ядерный боезаряд создан во Всесоюзном НИИ экспериментальной физики под руководством главного конструктора Самвела Кочарянца.
Первоначально был установлен гарантийный срок эксплуатации ракеты 10 лет. Позже гарантийный срок продлен до 15 лет. Подвижный командный пункт боевого управления МБР «Тополь» размещался на шасси четырехосного автомобиля МАЗ-543М. Для управления огнём применялись и передвижные командные пункты «Барьер» и «Гранит», оснащённые ракетой, с передатчиком вместо боевой нагрузки, который после запуска ракеты осуществлял дублирование команды на старт для ПУ находящихся в позиционных районах.
LiveInternetLiveInternet
РС-12М «Тополь» 15Ж58 РТ-2ПМ SS-25 «Sickle»
Одним из самых удачных российских совеременных комплексов считается мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» (SS-25 «Sickle» по NATO-вской классификации) с ракетой РС-12М.
Разработка межконтинентальной баллистической трёхступенчатой ракеты РТ-2ПМ на твёрдом смесевом топливе массой 45 т с моноблочной ядерной боеголовкой (масса 1 т) велась Московским институтом теплотехники под руководством главного конструктора Надирадзе (после его смерти разработку продолжил Лагутин) и является дальнейшей модернизацией ракеты РТ-2П.
Первое лётное испытание ракеты было проведено на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 г., а в 1985 г. ракета РТ-2ПМ поступила на вооружение РВСН. Ракета РТ-2ПМ производится в Воткинске, ее ПУ — семиосная машина типа МАЗ-7310 (поздние модификации на МАЗ-7917) — на в Волгограде. Весь срок эксплуатации ракета РТ-2ПМ проводит в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22 м и диаметром 2 м. ПУ при весе около 100т. и весьма солидных размерах обладает хорошей подвижностью и проходимостью.
В отличие от РСД-10 и Темп-2С ракету комплекса «Тополь» можно пускать из любой точки маршрута боевого патрулирования. При необходимости, пуск РС-12М можно произвести прямо из ангара 15У135 «Крона» во время стоянки, через раздвижную крышу. Для пуска с необорудованной позиции, ПУ вывешивается на домкратах и горизонтируется. Время подготовки к старту около 2 минут. Тип старта — миномётный: после установки «пенала» в вертикальное положение и отстрела его верхнего колпака пороховые аккумуляторы давления выталкивают из него ракету на высоту нескольких метров, после чего производится запуск маршевого двигателя первой ступени.
Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. В ракете было применено новое, более совершенное смесевое топливо, разработанное в Люберецком ЛНПО «Союз». На всех трёх ступенях установлены РДТТ с одним неподвижным соплом. На корпусе первой ступени размещались раскладные поворотные решётчатые аэродинамические рули (4 шт), используемые для упраления полётом совместно с газоструйными рулями и 4 решётчатых аэродинамических стабилизатора. Корпуса верхних ступеней изготовливались методом непрерывной намотки из органопластика по схеме «кокон». Третья ступень оснащалась переходным отсеком для крепления боевой части. Управление дальностью стрельбы производилось отсечкой маршевого двигателя третьей ступени, с помощью узла отсечки тяги, с восемью реверсивными раструбами и «окнами», прорубаемыми детонирующими зарядами в органопластиковой силовой конструкции корпуса.
Система наведения автономная, инерциальная с БЦВМ. Головная часть моноблочная, ядерная весом около 1 т. Ракета оснащалась комплексом средств преодоления ПРО вероятного противника. Комплексная система управления позволяла полностью автоматизировать управление ракетой в полёте, подготовку к старту и проведение контрольно-регламентных работ.
После модернизации ракета могла использоваться в ШПУ.
Управление стартовыми батареями осуществляется ПКП «Зенит» (дивизионное звено) и «Гранит» (полковое звено). Подвижной командный пункт боевого управления МБР «Тополь» размещался на шасси четырехосного автомобиля МАЗ-543М. Для управления огнём применялись и подвижные командные пункты «Барьер», оснащённые ракетой, с передатчиком вместо боевой нагрузки, который после запуска ракеты осуществлял дублирование команды на старт для ПУ находящихся в позиционных районах.
В 1984 году началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов «Тополь» в позиционных районах снимаемых с дежурства МБР РТ-2П и УР-100, размещавшихся в ШПУ ОС. Позже была произведено обустройство позиционных районов снимаемых с вооружения по договору РСМД комплексов средней дальности.
На вооружение комплекс «Тополь» начал поступать в 1985 году. Первый ракетный полк заступил на боевое дежурство под Йошкар-Олой 23 июля 1985. Ракетные дивизии «Тополей» были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии — под городами Лида, Мозырь и Поставы. После распада СССР часть «Тополей» остались на территории Белоруссии и были выведены из неё к 27 ноября 1996 года.
Согласно договора по СНВ-2 360 единиц ракетного комплекса «Тополь» до 2007 года будут сокращены.
В 1986 году на базе второй и третьей ступени ракеты РТ-2ПМ был разработан мобильный грунтовый комплекс среднего радиуса действия «Скорость».
На базе МБР «Тополь» разработана конверсионная космическая ракета-носитель «Старт». Пуски ракет «Старт» осуществляются с космодромов Плесецк и Свободный.
Интересным фактом является то, что комплекс «Тополь» — первый советский стратегический ракетный комплекс, название которого было рассекречено в советской прессе, в статье, опровергающей обвинения американской стороны в том, что Россия якобы проводит испытания нового ракетного комплекса в нарушение действующего договора о сокращении вооружений.
Тактико-технические характеристики комплекса «Тополь» | |
Дальность стрельбы, км | 10000 |
Количество ступеней | 3 |
Стартовая масса, т | 46 |
Длина, м | 18,5 |
Диаметр корпуса, м | 1,8 |
Головная часть | моноблочная отделяемая |
Вес головной части,кг | 1000 |
Мощность ядерного заряда | 0,55 |
Точность стрельбы (КВО),м | 900/200* |
Система управления | инерциальная, БЦВМ |
Пусковая установка | 7-осное шасси МАЗ-7310 |
Время подготовки к пуску,мин | 2 |
* — по данным российских/зарубежных источников |
Твердотопливный котел ZOTA Тополь-М 80
Серия твердотопливных котлов Тополь-М представлена моделями мощностью от 14 до 80 кВт, что делает данные компактные котлы подходящими не только для домов и коттеджей, но и для производственный помещений.
Корпус Тополь — М выполнен так, чтобы максимально повысить теплоотдачу, продлить время горения при одной загрузке до 12 часов и снизить теплопотери при работе котла:
- •Повышенная газоплотность;
- •Под обшивкой скрыт теплоизолирирующий слой базальтового картона;
- •Закрывающаяся на замок горизонтальная топочная дверца;
- •Точная регулировка подачи кислорода (при установка тягорегулятора);
- •Дополнительный горизонтальный теплообменник;
В верхней части котла имеется термометр, для контроля параметров температуры, а съемная заслонка и прочистной люк позволяют без струда удалить сажу и прочистить теплообменник и газоход. Также в котле имеется отдельная зольная дверца, которая позволяет удалить сажу даже во время топки котла.
В качестве топлива котлы Тополь-М используют уголь и дрова, однако также, все модели могут быть оснащены блоком ТЭНа и газовой горелкой, что позволяет использовать в качестве альтернативного топлива газ или электричество. В корпусе котла уже предусмотрены отделения для установки ТЭНов и датчика температуры.
Особенность серии Тополь-М
- •Удобная загрузочная камера. Фронтальная камера сгорания рассчитана под эффективное горение достаточного количества угля и дров.
- •Возможность работы на любом топливе. В стандартном исполнении все котлы работают на дровах и угле, однако, каждый котел может быть оборудован блоком ТЭНа, с помощью которого котел будет работать, используя электричество. Также возможно использовать в виде топлива газ при установке газовой горелки.
- •Высокий КПД. Модели данной серии обладают самым высоким КПД среди бюджетных моделей благодаря своей конструкции.
Преимущества твердотопливных котлов серии ZOTA «Тополь-М»
- •корпус котла стал теплоизолированным и более газоплотным. Водяная рубашка котла под декоративной обшивкой теперь покрыта базальтовым картоном, что существенно снизило теплопотери. Топочная дверца открывается в горизонтальной, а не в вертикальной плоскости и закрывается на замок. Дверца зольника оборудована поддувальной заслонкой, которая регулируется с помощью винта в ручном режиме или управляется механическим тягорегулятором, который устанавливается в качестве опции. Таким образом, увеличившаяся газоплотность котла позволяет точнее регулировать подачу кислорода и продлить цикл горения топлива на одной загрузке до 10-12 часов.
- •претерпела изменения камера сгорания: дополнительный горизонтально расположенный теплообменник в комбинации со съемной заслонкой делают газоход трехходовым. Таким образом увеличивается площадь теплообмена и повышается эффективность теплоотдачи. Заслонка сделана съемной специально для чистки теплообменника. Кроме того на газоходе расположен прочистной люк, который позволяет легко удалить сажу.
- •на верхней панели котла установлен термометр, измеряющий температуру подачи воды.
- •«Тополь М» использует в качестве топлива уголь и дрова. В качестве альтернативы возможно электроотопление, которое обеспечивает встраиваемый блок-ТЭН с внешним пультом управления (устанавливается по желанию и является опцией). Также возможна установка газовой горелки на место шуровочной дверцы. Кроме того, наличие шуровочной дверцы создает дополнительные удобства для загрузки в топку дров. Глубина топки составляет от 38 до 58 см. Отдельная зольная дверца позволяет удалять золу в любой момент топки котла. Для удобства пользователя на все три дверцы установлены новые эргономичные ручки.
- •благодаря особенностям конструкции камеры сгорания топлива, повышенной газоплотности и качеству исполнения серия котлов «Тополь М» обладает наиболее высоким КПД среди бюджетных моделей твердотопливных и комбинированных котлов.
- •возможность дополнительной установки Комплект «ТЭНБ 2″».
Котел отопительный твердотопливный «Тополь М» это модификация котла «Тополь». Он предназначен для работы в автономных отопительных системах с рабочим давлением до 3 атмосфер и может использоваться для отопления жилых и производственных помещений.