203-мм гаубица большой мощности (б-4), образца 1931 г


203-мм гаубица-пушка образца 1931 года (Б-4)
Общая информация
СтранаСССР
Годы выпуска1937-1941
Выпущено, шт.889
Массогабаритные характеристики
Калибр, мм203, 4
Длина ствола, клб5087/25
Масса в боевом положении, кг17700
Масса в походном положении, кг19000
Углы обстрела
Возвышения (макс.), °60
Снижения (мин.), °0
Горизонтальный, °8
Огневые возможности
Макс. дальность стрельбы, км17, 890
Скорострельность, выстр./мин1 выстрел в 2 минуты

Б-4
(Индекс ГАУ —
52-Г-625
) — это советская гаубица большой мощности калибра 203, 4 (8 дюймов). Полное официальное название орудия — 203- гаубица образца 1931 года. Во время Советско-финской войны это орудие использовалось для разрушения ДОТов и ДЗОТов Линии Маннергейма. Оно активно и успешно использовалось в Великой Отечественной войне, благодаря мощности, превосходной баллистике 1-12 переменных зарядов и углу возвышения 60° обеспечивался выбор оптимальной траектории для поражения разнообразных целей. 203-мм гаубица обр. 1931 г. оправдала все возлагавшиеся на нее надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укрепленных полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах, а после её окончания долго состояло на вооружении Советской Армии как в буксируемом варианте, так и на самоходном лафете
.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Производство
  • 3 Организационно-штатная структура
  • 4 Боевое применение
  • 5 Бригады, полки, дивизионы вооруженные Б-4 5.1 Полки
  • 5.2 Бригады
  • 5.3 Отдельные дивизионы
  • 6 Характеристики и свойства боеприпасов
  • 7 Тактико-технические характеристики 203-мм гаубицы Б-4 большой мощности
      7.1 Ствол
  • 7.2 Лафет
  • 7.3 Массовая сводка
  • 7.4 Орудийная повозка Бр-10 7.4.1 Орудийная повозка с колёсами тракторного типа
  • 7.4.2 Орудийная повозка Б-29 (на гусеничном ходу)
  • 7.4.3 Эксплуатационные данные
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Источники
  • 203-мм корпусная гаубица У-3. СССР

    Главная » Нереализованные и малоизвестные образцы вооружений » 203-мм корпусная гаубица У-3. СССР

    Нереализованные и малоизвестные образцы вооружений

    boroda 31.10.2014 246

    0

    в Избранноев Избранномиз Избранного 1

    В комментариях к статье — СУперразрушители. Альт СУ-14, были упомянуты, довольно малоизвестные образцы отечественной артиллерийской техники. Об одном из них я и решил выложить статью.

    История создания.

    1 февраля 1938 г. Артиллерийское управление РККА (с 13 июля 1940 г. Главное артиллерийское управление (ГАУ) Красной Армии) утвердило тактико-технические требования (ТТТ) на 203-мм корпусную гаубицу и 19 февраля отправил их в г. Свердловск на Уральский завод тяжёлого машиностроения им. С.Орджоникидзе (УЗ) с предложением о начале проектирования гаубицы. Проект 203-мм гаубицы был разработан в артиллерийском КБ-2 под руководством заместителя главного конструктора В.Н.Сидоренко и получил заводской индекс У-3 (индекс «У» означал Уралмашзавод). По оригинальности решения и технологичности У-3 существенно отличалась от орудий такого класса в лучшую сторону.

    Проект У-3 рассматривался Арткомитетом Артуправления РККА в октябре 1938 г. вместе с 203-мм корпусной гаубицей М-40 (индекс «М» означал Мотовилиха) артиллерийского КБ завода № 172 им. В.М.Молотова (г. Молотов, Мотовилиха), которая разрабатывалась по тем же ТТТ. По результатам рассмотрения Арткомитет предложил переработать проект У-3, в частности, было предложено: заменить свободную трубу лейнером, принять двухтактный затвор 203-мм гаубицы образца 1931 года (Б-4) без изменений, увеличить диаметр колес с 920 до 1060 мм и ввести двойные колеса с целью увеличения проходимости. 13 января 1939 г. Артуправление предложило Уралмашу изготовить опытный образец гаубицы У-3 с указанными изменениями. Гаубица У-3 стреляла с поддона, который позволял иметь два боевых положения — верхнее с высотой линии огня 1680 мм и нижнее с высотой линии огня 1415 мм. Это было сделано, чтобы стрелять под углом возвышения свыше 50° в верхнем положении. В нижнем же положении под этими углами можно было стрелять лишь подрыв грунт под казенником на 150 мм. Зато в нижнем положении гаубица была более устойчива при стрельбе при углах возвышения, близких к 0°. Ствол состоял из свободного лейнера, кожуха и казенника. Поршневой затвор помещался в казеннике. Двухтактный затвор был взят от Б-4 без всяких изменений. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник гидропневматический. Откат переменный. Подъемный механизм секторный, а поворотный механизм винтовой. Уравновешивающий механизм пружинный. Для подъема снарядов на лафете был установлен кран. Станины станка коробчатые. Колеса троллейбусные, рессоры пластинчатые. Передок почти целиком взят от от 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20). Возка нераздельная. В походном положении ствол оттянут. Заводские испытания опытного образца начались на УЗТМ в октябре 1939 г. В ходе испытаний гаубица прошла 200 км. В качестве тягача использовался 5-тонный автомобиль, который тянул гаубицу с большим трудом. Гаубица успешно выдержала заводские испытания и 29 апреля 1940 г. была направлена на АНИОП для проведения полигонных испытаний, которые прошли с 5 по 17 июля 1940 г. Кучность у гаубицы У-3 на полном заряде оказалась лучше, чем у гаубицы М-40 на полном заряде и у гаубицы Б-4 на пятом заряде (446 м/с). Отмечался резкий накат ствола после выстрела и конструктивные недостатки подъемного механизма. Гидравлическое устройство для установки гаубицы на поддон работало неудовлетворительно. Вести огонь с колес без поддона было нельзя. Неудовлетворительно работал тормоз отката. Всего на полигонных испытаниях У-3 сделала 695 выстрелов и прошла 516 км обкатки. Подвижность системы удовлетворительная, на походе гаубица устойчива. Но согласно заключению комиссии АНИОПа гаубица У-3 полигонные испытания не выдержала, однако главный конструктор УЗТМ В.Н.Сидоренко высказал особое мнение, заявив, что гаубица выдержала испытания. После полигонных испытаний гаубица У-3 была отправлена на УЗТМ на доработку, которая была закончена в декабре 1941 г. После заводских испытаний У-3 отправили на Уральский полигон НКБ для дальнейших испытаний. В апреле 1942 г. У-3 с новым стволом с крутизной нарезки 25 клб была доставлена на НИЗАП, где с 5 мая по 15 июня 1942 г. были проведены сравнительные полигонно-войсковые испытания 203-мм корпусных гаубиц У-3 и БЛ-39. Из У-3 был сделан 381 выстрел. Производилась возка за трактором «Ворошиловец» со скоростью 20—40 км/час. Выводы комиссии по результатам испытаний:

    203-мм гаубица У-3 полигонно-войсковых испытаний не выдержала, основные недостатки системы: 1) Неудовлетворительная работа тормоза отката при угле возвышения +45°. Откат удлиненный 1340 мм вместо 880±40 мм по расчетным данным. В результате возможен удар казенной части о грунт. 2) Недостаточная прочность подъемного механизма. Тем не менее, комиссия отметила: 1) У-3 по конструкции проще гаубицы БЛ-39 и представлена на испытания в значительно более доработанном виде. 2) У-3 по огневым и тактическим характеристикам имеет преимущество перед БЛ-39. Комиссия рекомендовала доработать У-3. Тем не менее, на вооружение У-3 не поступила.

    Источник — https://vk.com/page-50957736_47452808

    История создания

    В ноябре 1920 года при Артиллерийском комитете (Арткоме), который возглавлял Р. А. Дурляхов, было создано Артиллерийское конструкторское бюро под руководством Ф. Ф. Лендера. Ему-то в январе 1926 года и поручили разработку проекта «203-мм гаубицы большой досягаемости». После смерти Ф. Ф. Лендера проект передали на . 11 декабря 1926 года на заседании Арткома вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…» Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 г. АК предписал КБ «Арткома» составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК. Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 г. в двух вариантах: с дульным тормозом и без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза. Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ «Арткома», а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу КБ . Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на в начале 1931 г. В июле-августе 1931 г. на НИАПе проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 г. гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением 203-мм гаубица обр. 1931 г

    .

    Оценка проекта

    122-мм гаубица обр. 1909/37 гг. являлась не очень значительной модернизацией орудия периода Первой мировой войны и в целом сохранила большую часть недостатков, присущих орудиям того периода. Главными недостатками орудия являлись:

    • неподрессоренный колёсный ход, сильно ограничивающий подвижность орудия;
    • устаревшая конструкция однобрусного лафета, сильно ограничивающая углы наводки (особенно горизонтальной).

    Короткий ствол обуславливал невысокую дальность стрельбы, по которой это орудие существенно уступало своему главному противнику — немецкой лёгкой гаубице 10,5 cm le.F.H.16 (8,9 км против 10,7 км). Против танков противника 122-мм гаубицы обр. 1909/37 гг. были малоэффективны. К началу Второй мировой войны это орудие стало устаревшим.

    В то же время гаубица отличалась простотой, прочностью и надёжностью. Орудие было лёгким (боевая масса на тонну меньше, чем у М-30, и на 500 кг меньше, чем 10,5 cm le.F.H.16). По совокупности боевых качеств она незначительно уступала близкой по характеристикам 122-мм гаубице обр. 1910/30 гг., в основном из-за меньшей скорострельности.

    Взятый военным руководством СССР курс на модернизацию старых орудий следует признать правильным. В то время СССР ещё не был способен производить новые современные орудия. Так, 122-мм гаубица обр. 1934 г. «Лубок», созданная под руководством немецких специалистов, не пошла в массовое производство. Хорошую современную 122-мм гаубицу советским инженерам удалось создать лишь в 1938 году.

    Производство

    Производство было организовано одновременно на двух и «Баррикады»). Наибольшие сложности возникли на . В 1933 году этот завод предъявил к сдаче лишь одну гаубицу, но и её не смогли сдать до конца года. Первые две гаубицы Б-4 сдал в 1-м полугодии 1934 года. Рабочие чертежи гаубицы изменяли на каждом заводе, приспосабливаясь к технологическим возможностям. В результате на вооружение стали поступать практически две различные гаубицы. В 1937 году отработали единые чертежи не изменением конструкции, а компоновкой отдельных деталей и узлов, уже проверенных в производстве и эксплуатации. Единственное новшество состояло в постановке на гусеничный ход, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без специальных платформ. Но полной унификации гаубиц производства и «Баррикады» добиться не удалось. Кроме того, в 1938 году к производству Б-4 присоединился третий завод — Новокраматорский. К 6 марта 1933 года в войсках имелось 7 гаубиц Б-4. К 1 января 1937 г. было изготовлено 119 гаубиц

    .

    Отрывок, характеризующий 203-мм гаубица образца 1929 года

    – Чог’т меня дег’нул пойти к этой кг’ысе (прозвище офицера), – растирая себе обеими руками лоб и лицо, говорил он. – Можешь себе пг’едставить, ни одной каг’ты, ни одной, ни одной каг’ты не дал. Денисов взял подаваемую ему закуренную трубку, сжал в кулак, и, рассыпая огонь, ударил ею по полу, продолжая кричать. – Семпель даст, паг’оль бьет; семпель даст, паг’оль бьет. Он рассыпал огонь, разбил трубку и бросил ее. Денисов помолчал и вдруг своими блестящими черными глазами весело взглянул на Ростова. – Хоть бы женщины были. А то тут, кг’оме как пить, делать нечего. Хоть бы дг’аться ског’ей. – Эй, кто там? – обратился он к двери, заслышав остановившиеся шаги толстых сапог с бряцанием шпор и почтительное покашливанье. – Вахмистр! – сказал Лаврушка. Денисов сморщился еще больше. – Сквег’но, – проговорил он, бросая кошелек с несколькими золотыми. – Г`остов, сочти, голубчик, сколько там осталось, да сунь кошелек под подушку, – сказал он и вышел к вахмистру. Ростов взял деньги и, машинально, откладывая и ровняя кучками старые и новые золотые, стал считать их. – А! Телянин! Здог’ово! Вздули меня вчег’а! – послышался голос Денисова из другой комнаты. – У кого? У Быкова, у крысы?… Я знал, – сказал другой тоненький голос, и вслед за тем в комнату вошел поручик Телянин, маленький офицер того же эскадрона. Ростов кинул под подушку кошелек и пожал протянутую ему маленькую влажную руку. Телянин был перед походом за что то переведен из гвардии. Он держал себя очень хорошо в полку; но его не любили, и в особенности Ростов не мог ни преодолеть, ни скрывать своего беспричинного отвращения к этому офицеру. – Ну, что, молодой кавалерист, как вам мой Грачик служит? – спросил он. (Грачик была верховая лошадь, подъездок, проданная Теляниным Ростову.) Поручик никогда не смотрел в глаза человеку, с кем говорил; глаза его постоянно перебегали с одного предмета на другой. – Я видел, вы нынче проехали… – Да ничего, конь добрый, – отвечал Ростов, несмотря на то, что лошадь эта, купленная им за 700 рублей, не стоила и половины этой цены. – Припадать стала на левую переднюю… – прибавил он. – Треснуло копыто! Это ничего. Я вас научу, покажу, заклепку какую положить. – Да, покажите пожалуйста, – сказал Ростов. – Покажу, покажу, это не секрет. А за лошадь благодарить будете. – Так я велю привести лошадь, – сказал Ростов, желая избавиться от Телянина, и вышел, чтобы велеть привести лошадь. В сенях Денисов, с трубкой, скорчившись на пороге, сидел перед вахмистром, который что то докладывал. Увидав Ростова, Денисов сморщился и, указывая через плечо большим пальцем в комнату, в которой сидел Телянин, поморщился и с отвращением тряхнулся. – Ох, не люблю молодца, – сказал он, не стесняясь присутствием вахмистра. Ростов пожал плечами, как будто говоря: «И я тоже, да что же делать!» и, распорядившись, вернулся к Телянину. Телянин сидел всё в той же ленивой позе, в которой его оставил Ростов, потирая маленькие белые руки. «Бывают же такие противные лица», подумал Ростов, входя в комнату. – Что же, велели привести лошадь? – сказал Телянин, вставая и небрежно оглядываясь. – Велел. – Да пойдемте сами. Я ведь зашел только спросить Денисова о вчерашнем приказе. Получили, Денисов? – Нет еще. А вы куда? – Вот хочу молодого человека научить, как ковать лошадь, – сказал Телянин. Они вышли на крыльцо и в конюшню. Поручик показал, как делать заклепку, и ушел к себе. Когда Ростов вернулся, на столе стояла бутылка с водкой и лежала колбаса. Денисов сидел перед столом и трещал пером по бумаге. Он мрачно посмотрел в лицо Ростову. – Ей пишу, – сказал он. Он облокотился на стол с пером в руке, и, очевидно обрадованный случаю быстрее сказать словом всё, что он хотел написать, высказывал свое письмо Ростову. – Ты видишь ли, дг’уг, – сказал он. – Мы спим, пока не любим. Мы дети пг`axa… а полюбил – и ты Бог, ты чист, как в пег’вый день создания… Это еще кто? Гони его к чог’ту. Некогда! – крикнул он на Лаврушку, который, нисколько не робея, подошел к нему. – Да кому ж быть? Сами велели. Вахмистр за деньгами пришел. Денисов сморщился, хотел что то крикнуть и замолчал. – Сквег’но дело, – проговорил он про себя. – Сколько там денег в кошельке осталось? – спросил он у Ростова. – Семь новых и три старых. – Ах,сквег’но! Ну, что стоишь, чучела, пошли вахмистг’а, – крикнул Денисов на Лаврушку. – Пожалуйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у меня есть, – сказал Ростов краснея. – Не люблю у своих занимать, не люблю, – проворчал Денисов. – А ежели ты у меня не возьмешь деньги по товарищески, ты меня обидишь. Право, у меня есть, – повторял Ростов. – Да нет же. И Денисов подошел к кровати, чтобы достать из под подушки кошелек. – Ты куда положил, Ростов? – Под нижнюю подушку. – Да нету. Денисов скинул обе подушки на пол. Кошелька не было. – Вот чудо то! – Постой, ты не уронил ли? – сказал Ростов, по одной поднимая подушки и вытрясая их. Он скинул и отряхнул одеяло. Кошелька не было. – Уж не забыл ли я? Нет, я еще подумал, что ты точно клад под голову кладешь, – сказал Ростов. – Я тут положил кошелек. Где он? – обратился он к Лаврушке. – Я не входил. Где положили, там и должен быть. – Да нет… – Вы всё так, бросите куда, да и забудете. В карманах то посмотрите. – Нет, коли бы я не подумал про клад, – сказал Ростов, – а то я помню, что положил. Лаврушка перерыл всю постель, заглянул под нее, под стол, перерыл всю комнату и остановился посреди комнаты. Денисов молча следил за движениями Лаврушки и, когда Лаврушка удивленно развел руками, говоря, что нигде нет, он оглянулся на Ростова. – Г’остов, ты не школьнич… Ростов почувствовал на себе взгляд Денисова, поднял глаза и в то же мгновение опустил их. Вся кровь его, бывшая запертою где то ниже горла, хлынула ему в лицо и глаза. Он не мог перевести дыхание. – И в комнате то никого не было, окромя поручика да вас самих. Тут где нибудь, – сказал Лаврушка. – Ну, ты, чог’това кукла, повог`ачивайся, ищи, – вдруг закричал Денисов, побагровев и с угрожающим жестом бросаясь на лакея. – Чтоб был кошелек, а то запог’ю. Всех запог’ю! Ростов, обходя взглядом Денисова, стал застегивать куртку, подстегнул саблю и надел фуражку. – Я тебе говог’ю, чтоб был кошелек, – кричал Денисов, тряся за плечи денщика и толкая его об стену. – Денисов, оставь его; я знаю кто взял, – сказал Ростов, подходя к двери и не поднимая глаз. Денисов остановился, подумал и, видимо поняв то, на что намекал Ростов, схватил его за руку.

    Организационно-штатная структура

    Согласно утверждённому в августе 1939 года мобилизационному плану предполагалось иметь в Артиллерии Резерва Главного Командования 17 гаубичных артиллерийских полков большой мощности (гап б/м) по 36 гаубиц калибра 203 мм с численностью личного состава в каждом 1 374 человека. Из них 13 полков должны были иметь двойное развёртывание. Распределение полков по округам на 04.04.1940 выглядело так:

    • ЛВО — 2 гап б/м
    • БОВО — 1 гап б/м
    • КОВО — 4 гап б/м
    • ОдВО — 4 гап б/м
    • МВО — 1 гап б/м
    • СКВО — 1 гап б/м
    • ЗакВО — 2 гап б/м
    • СибВО — 1 гап б/м
    • ЗабВО — 1 гап б/м
    • 1 ОКА — 2 гап б/м
    • 2 ОКА — 2 гап б/м

    Общая потребность в орудиях (612 единиц) покрывалась полностью (на 22 июня 1941 года в РККА имелось 849 гаубицы Б-4), для покрытия потребности военного времени планировалось произвести ещё 571 гаубицу

    .

    Боевое применение

    Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне. На 1 марта 1940 года на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя 4 гаубицы Б-4. Советские солдаты окрестили её «карельским скульптором» (при стрельбе по финским ДОТам снаряды Б-4 превращали эти сооружения в причудливую мешанину кусков бетона и железной арматуры

    )

    К началу Великой Отечественной войны гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК

    .

    С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4, в то же время от промышленности поступило 105 гаубиц. После начала Великой Отечественной войны гаубичные артиллерийские полки большой мощности РВГК были отведены в глубокий тыл. В боевые действия они вступили в конце 1942 года, когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной Армии. В Красной Армии гаубицы Б-4 до конца войны состояли только в артиллерии РВГК

    .

    В ходе ожесточённых боёв несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20, 3-см Н.503(r). К марту 1944 года на Восточном фронте у немцев имелось 8 гаубиц 20, 3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов

    .

    Стрельба прямой наводкой из гаубиц Б-4 никакими правилами стрельбы не предусмотрена. Но именно за такую стрельбу командиру батареи 203-мм гаубиц гвардии капитану И. Ведмеденко присвоили звание Героя Советского Союза. В ночь на 9 июня 1944 года на одном из участков Ленинградского фронта под шум перестрелки, заглушавшей рокот моторов, тягачи потащили к переднему краю два огромных массивных орудия на гусеничном ходу. Когда все стихло, лишь 1200 м отделяли замаскированные орудия от цели — гигантского дота двухорудийного полукапонира Карельского укреплённого района. Железобетонные стены двухметровой толщины; три этажа, уходящие под землю; бронированный купол; подступы, прикрываемые огнём фланговых дзотов, — это сооружение недаром считалось главным узлом сопротивления врага. И как только забрезжил рассвет, гаубицы Ведмеденко открыли огонь. В течение двух часов стокилограммовые бетонобойные снаряды крушили двухметровые стены, пока наконец вражеская крепость не перестала существовать

    .

    Б-4 — гаубица особой мощности образца 1931 года калибр 203-мм

    203-мм гаубицы Б-4 образца 1931 года составляли основу советской артиллерии большой и особой мощности РВГК. По мнению многих военных специалистов, в том числе и германских, эта гаубица представляла собой необычное, но весьма эффективное артиллерийское орудие. Разработка орудия была начата конструкторским бюро Арткома ГАУ в 1927 г. в соответствии с решением Реввоенсовета СССР о перевооружении артиллерии большой и особой мощности на новую отечественную материальную часть.

    Тяжелая 203-мм гаубица Б-4 — видео

    Первоначально работу по ее созданию возглавлял конструктор Ф.Ф. Лендер, а после его смерти к работе были подключены конструкторы серийных заводов. После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 году гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением «203-мм гаубица образца 1931 года». Гаубица предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей. Особенностью гаубицы является лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности. Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности.

    Верхний станок лафета гаубицы Б-4 представлял собой клепаную стальную конструкцию. Штыревым гнездом верхний станок надевался на боевой штырь нижнего станка и поворачивался на нем при действии поворотным механизмом. Обеспечивавшийся при этом сектор обстрела был невелик и составлял всего ±4°. Для наведения орудия в горизонтальной плоскости на больший угол необходимо было повернуть в соответствующую сторону все орудие. Подъемный механизм имел один зубчатый сектор. прикрепленный к люльке. С его помощью орудие можно было наводить в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +60°. Для быстрого приведения ствола к углу заряжания орудие имело специальный механизм. Система противооткатных устройств включала гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Все противооткатные устройства при накате оставались неподвижными. Устойчивость орудия при стрельбе обеспечивалась также сошником, закрепленным на хоботовой части нижнего станка. В лобовой части нижнего станка были закреплены литые башмаки, в которые вставлялась боевая ось. На конус боевой оси надевались гусеницы.

    Гаубицы Б-4 имели стволы двух типов: скрепленные без лейнера и с лейнером, а также стволы-моноблоки с лейнером. Замена лейнера могла производиться в полевых условиях. Вне зависимости от типа ствола длина его составляла 25 калибров, длина нарезной части — 19,6 калибров. В канале ствола были выполнены 64 нареза постоянной крутизны. Затвор был поршневым, использовались как двухтактные, так и трехтактные затворы. Масса ствола с затвором составляла 5200 кг. Гаубица могла стрелять различными фугасными и бетонобойными снарядами, включая снаряды, поставлявшиеся из Великобритании в Россию в годы Первой мировой войны. Предусматривалось использование полного и 11 переменных зарядов. При этом масса полного заряда составляла 15,0—15,5 кг пороха, а 11-го — 3,24 кг. При стрельбе полным зарядом снаряды Ф-625Д, Г-620 и Г-620Ш имели начальную скорость 607 м/с и обеспечивали поражение целей, удаленных на расстояние до 17 890 м. Благодаря большому углу возвышения (до 60°) и переменным зарядам, дающим 12 разных начальных скоростей снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей. Заряжание производилось с помощью крана с ручным приводом. Темп стрельбы составлял 1 выстрел в 2 минуты.

    Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и соединенный с передком гусеничный лафет — лафетную повозку. На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в неразобранном виде. (Этот способ транспортировки иногда использовался в ходе боевых действий для выдвижения гаубиц для стрельбы прямой наводкой по железобетонным оборонительным сооружениям противника.) Для транспортировки использовались гусеничные тягачи типа «Коммунар», наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч. Гаубицы образца 1931 года выпускались серийно на 3 артиллерийских , «Баррикады» и Новокраматорский завод. В связи с тем, что технологи каждого завода приспосабливали конструкцию гаубицы к производственным возможностям своего завода, поступившие на вооружение РККА гаубицы существенно отличались друг от друга. Не устранила это и проведенная в 1937 г. работа по выпуску единых для всех заводов чертежей.

    Всего к 1941 г. было произведено 977 гаубиц образца 1931 года (Б-4) стандартной модификации БМ (большой мощности) и 31 гаубица модификации ММ (малой мощности). отличавшейся стволом с уменьшенной на 3 калибра длиной. Здесь следует также упомянуть о 203-мм самоходной гаубице С-74, разработанной в 1943 г. конструкторами бюро под руководством В Г. Грабина. Она представляла собой шасси танка КВ-1с, на котором открыто была смонтирована вращающаяся часть гаубицы Б-4. Установка прошла испытания в начале 1944 г., но на вооружение РККА ее не приняли. Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне 1939—1940 годов. На 1.03.1940 г. на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя 4 гаубицы Б-4 (одна в декабре 1939 года и три в январе—феврале 1940 года). К 22 июня 1941 года в РККА имелось 849 гаубиц Б-4, из которых 41 гаубица нуждалась в капитальном ремонте.

    К началу войны гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК. По штату полка (от 19.02.1941 г.) в нем имелось четыре дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло 2 гаубицы, соответственно одна гаубица считалась взводом. Всего в полку имелось 24 гаубицы. 112 тракторов, 242 автомобиля. 12 мотоциклов и 2304 человек личного состава (из них 174 офицера). К 22.06.1941 г. в составе РВГК имелось 33 полка с гаубицами Б-4. то есть всего по штату 792 гаубицы, а фактически в полках состояло 727 гаубиц. С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4. а от промышленности получено в ходе войны 105 гаубиц. В начале войны несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Так. в г. Дубно был захвачен немцами 529-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности. Из-за отсутствия тягачей нашими войсками были брошены в исправном состоянии 27 203-мм гаубиц Б-4. Трофейные гаубицы получили германское обозначение 20,3 см HaubiUe 503 (г). Они состояли на вооружении нескольких тяжелых артиллерийских дивизионов РКГ Вермахта. Что касается советских гаубичных артиллерийских полков большой мощности, то большая часть из них с началом войны была отведена в тыл. Их начали активно использовать в боевых действиях с конца 1942 г., когда стратегическая инициатива оказалась в руках Красной Армии. К 1 мая 1945 г. в 30 бригадах и 4 отдельных полках артиллерии большой мощности РВГК имелось 760 203-мм гаубиц образца 1931 года.

    Тактико-технические характеристики гаубицы Б-4

    Калибр, мм…………………………………………………………..—203,4 Длина ствола калибров…………………………………………………25 Наибольший угол возвышения, град……………………………….+60 Угол склонения, град ………………………………………………………..0 Угол горизонтального обстрела, град………………………………….8 Масса в боевом положении, кг…………………………………..17 700 Масса в походном положении, кг……………………………..19 000 Масса фугасного снаряда, кг………………………………………….100 Начальная скорость снаряда, м/с……………………………………607 Наибольшая дальность стрельбы, м …………………………..17 890

    Фото гаубицы Б-4

    Источник
    1 088

    Бригады, полки, дивизионы вооруженные Б-4

    Полки

    1. 330 гап ОМ РГВК (46штук Б-4 на 22.06.41)

    Бригады

    1. 44 бригада ОМ РГВК (ком.: )
    2. 104 гв.бригада большой мощности 12 АДП РГК
    3. 124 бригада ОМ РГВК (ком.: полковник Григорий Львович Гутин) ]
    4. 163 бригада ОМ РГВК (ком.: полковник Ранович, начштаба: майор Пономарчук Илья Афанасьевич)
    5. 211 бригада ОМ РГВК ком. Подполковник Семенов Курская область в бригаде было 13 гаубиц

    Отдельные дивизионы

    1. 34 отдельный арт. дивизион ОМ РГВК (бои за Берлин)

    Характеристики и свойства боеприпасов

    • Заряжание: раздельное картузное, предусматривалось использовать полный и 11 переменных зарядов. При этом масса полного заряда составляла 15, 0-15, 5 кг пороха, а 11-го — 3, 24 кг.
    • Номенклатура боеприпасов : Фугасный снаряд Ф-625Д
    • Фугасный снаряд Ф-625 (с привинтной головкой)
    • Бетонобойный снаряд Г-620
    • Бетонобойный снаряд Г-620Т
    • Cнаряд с ядерным зарядом. Вес 150 кг. Дальность стрельбы 18 км. До сих пор на вооружении.
  • Дульная скорость снаряда, м/с
      Фугасного Ф-625(Д): от 288 до 607
  • Бетонобойного: 607
  • Масса фугасного снаряда Ф-625(Т), кг: 100
  • Масса бетонобойного снаряда Г-625(Т), кг: 100—146
  • Тактико-технические характеристики 203-мм гаубицы Б-4 большой мощности

    Ствол

    • Калибр, мм 203, 2
    • Длина ствола, мм/клб 5087/25
    • Длина канала, мм 4894
    • Длина нарезной части, мм 3981
    • Длина хода нарезов, клб 20
    • Число нарезов 64
    • Глубина нареза, мм 2, 0
    • Ширина нареза, мм 6, 0
    • Ширина поля, мм 3, 97
    • Масса ствола с затвором, кг 5200

    Лафет

    • Угол ВН, град 0—60°
    • Угол ГН, град ±4°
    • Длина отката переменная, мм … 850—1400
    • Высота линии огня, мм 1920
    • Ширина хода(на середине траков), мм 1910
    • Длина системы в боевом положении, мм 9365
    • Ширина системы в боевом положении, мм 2490
    • Ширина трака, мм 460

    Массовая сводка

    • Откатные части со стволом 5440 кг
    • Качающаяся часть 7900 кг
    • Лафет 12 500 кг
    • Система в боевом положении 17 700 кг
    • Масса лафетной повозки с передком 13 800 кг

    Орудийная повозка Бр-10

    • Масса пустой повозки, кг около 5400
    • Масса повозки Бр-10 со стволом, кг около 10 600

    Орудийная повозка с колёсами тракторного типа

    • Масса повозки со стволом, кг 9590

    Орудийная повозка Б-29 (на гусеничном ходу)

    • Масса повозки без ствола, кг.: около 7700
    • Масса повозки со стволом, кг.: около 12 900


    СУ-14 с 203-мм гаубицей Б-4

    Эксплуатационные данные

    • Расчёт, чел: 15
    • Скорострельность, выстр/мин: 0, 5
    • Скорость передвижения по дорогам, км/ч: 5—15
    • Время перехода из походного положения в боевое в зависимости от грунта и времени года: от 45 минут до 2 часов.

    Гаубица Б-4

    В 1940-е годы 203-мм гаубица Б-4 стала символом отечественной артиллерии большой мощности Резерва Верховного Главнокомандования.

    Входе Первой мировой войны тяжелые крупнокалиберные орудия осадной артиллерии «вышли» в полевую войну. Усиление полевых защитных сооружений и необходимость борьбы с укрытыми целями в глубине боевых порядков противника определили развитие артиллерии большой мощности в межвоенный период.

    ГАУБИЦА АРГК

    Создание орудий большой мощности для артиллерии Резерва Главного Командования стало одной из первых задач КБ Артиллерийского Комитета, образованного в начале 1927 года. Разработка «203-мм гаубицы большой досягаемости» велась здесь под руководством Ф. Ф. Лендера, после его смерти — А. Г. Гаврилова. Разработку лафета вел . Впоследствии все работы перенесли на завод, где ими руководили А. Г. Гаврилов и Н. Н. Магдесиев. 203-мм гаубица получила заводской индекс Б-4. Первый опытный образец изготовили в начале 1931 года.

    В 1932 году для увеличения дальности стрельбы увеличили длину ствола — так появилась гаубица Б-4 БМ («большой мощности»), эта модификация и стала основной. Официально 203-мм гаубица обр. 1931 г. была принята на вооружение только в 1934 году. Она предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных, броневых, деревоземляных сооружений, борьбы с крупнокалиберной или укрытой в прочных сооружениях артиллерией противника, подавления дальних целей.

    Производство Б-4 организовали на в Ленинграде и «Баррикады» в Сталинграде. Налаживание ее серийного выпуска потребовало немало времени. В 1938-м к производству привлекли и Новокраматорский завод им. Сталина.

    Читать: Огнемет ЛПО-50

    УСТРОЙСТВО ОРУДИЯ

    Б-4 имела скрепленный ствол либо ствол-моноблок — и тот и другой со сменным лейнером. Замена лейнера могла производиться в полевых условиях. Затвор — поршневой, с четырьмя нарезными секторами и обтюратором типа Банжа. Лафет включал люльку ствола с противооткатными приспособлениями, верхний станок с лебедкой вооружения, механизмы наведения и нижний станок.

    Тормоз отката — гидравлический, накатник — гидропневматический, длина отката — переменная от 880 до 1400 мм. Верхний станок надевался на штырь однобрусного нижнего станка, снабженного откидным сошником, боевым ходом, двумя сидениями для размещения номеров расчета по-походному. Гусеничный боевой ход увеличивал не только проходимость орудия, но и его устойчивость при стрельбе, не требуя оборудования специальных платформ.

    Кроме поворотного и подъемного механизмов секторного типа имелся механизм приведения ствола к углу заряжания. Заряжание производилось с помощью подъемного крана с лебедкой, снаряд и заряд подавались к казеннику на особой тележке-кокоре и досылались вручную прибойником. Орудие должно было буксироваться с использованием передка тягачом «Ворошиловец» или «Коминтерн», но чаще использовались народнохозяйственные тракторы С-65 «Сталинец». Ствол на походе возился на отдельной ствольной повозке.

    БОЕКОМПЛЕКТ

    Гаубица вела огонь выстрелами раздельно-картузного заряжания с фугасными и бетонобойными снарядами. Бетонобойный 203-мм снаряд пробивал железобетонное перекрытие толщиной до 1-1,25 м.

    Читать: 7,7 мм винтовка «Арисака»

    Метательный пороховой заряд размещался в нескольких матерчатых картузах. Переменный заряд позволял получать 10 значений начальной скорости снаряда. Средством воспламенения служила ударная трубка, вставлявшаяся в затвор после запирания канала ствола.

    БОЕВАЯ БИОГРАФИЯ

    Боевую службу 203-мм гаубицы обр. 1931 г. начали в ходе советско-финской войны 1939-1940 годов и сразу заслужили доверие войск.

    К началу Великой Отечественной войны в РККА имелось 849 гаубиц Б-4. Ими вооружались гаубичные полки большой мощности РВГК. Полк состоял из трех дивизионов по три двухорудийные батареи в каждом. Несмотря на тяжелую обстановку отступления первого периода войны, многие орудия большой мощности удалось сохранить и оттянуть в тыл, хотя часть их и попала в руки противника. Сохранение орудий и кадрового состава артиллерии большой мощности сыграли важную роль с развитием наступательных операций Красной армии во втором и третьем периодах войны. «При организации прорывов в общем грохоте артиллерийской канонады зазвучали «прекрасные голоса» 203-мм гаубиц и 280-мм мортир…» — вспоминал Маршал артиллерии Н. Д. Яковлев. Дивизионы 203-мм гаубиц сводились теперь в гаубичные бригады большой мощности РВГК. К концу войны в войсках имелось 760 таких гаубиц.

    Огонь 203-мм гаубицы вели в основном по навесным траекториям — благо они допускали выбор наивыгоднейшей траектории. Но еще в ходе советско-финской войны Б-4 порой вели огонь по ДОТам прямой наводкой. Этот опыт пригодился в завершающем периоде Великой Отечественной — например, при штурме Кенигсберга и Берлина. Иногда для обрушения дома, обороняемого противником, достаточно было ударной волны от выстрела гаубицы вдоль стены.

    Читать: ПТРК «Вихрь» — внезапный и сильный

    МОДЕРНИЗАЦИЯ

    Модернизация 203-мм гаубицы началась сразу после войны с задачей, прежде всего, увеличить ее подвижность. В 1955 году принят боевой ход, разработанный в СКБ-221 под руководством Г. И. Сергеева. Он включал четыре колеса с резиновыми шинами и торсионной балансирной подвеской. Такая гаубица получила индекс Б-4М. Для буксировки использовался тягач АТТ. Скорость буксировки по грунтовым дорогам возросла до 20 км/ч, по шоссе — до 30 км/ч. Гаубица теперь возилась нераздельно — ствол на лафете просто оттягивался назад по-походному.

    Нижний станок снабжен домкратом — с его помощью гаубица перед стрельбой опиралась на поддоны, и колесный ход разгружался. Механизм разворота в хоботовой части орудия позволял увеличить сектор обстрела до ±10°. Масса Б-4М в боевом положении составила 19 700 кг. В 1960-е годы в боекомплект ввели специальный (ядерный) снаряд ЗБВ2.

    Возможно вам будет интересно:

    • Пушка обр. 1910 г. — 42 линии мощности
    • 122-мм гаубица Д-30 (2А18) — 55 лет безупречной службы
    • Буксируемая артиллерия до Второй мировой войны
    • Гаубица BL 9,2 дюйма
    • 105-мм легкая гаубица L118
    • 105-мм гаубица M 102

    Подписывайтесь на
    наш канал в Яндекс.Дзен

    Примечания

    1. В составе бригады было четыре дивизиона. Каждый дивизион трехбатарейного состава. Всего в бригаде было 24 пушки калибра 203 мм. Боевой путь: Тбилиси (формирование)-Новороссийск-Днепропетровск-Ковель (1БФ)- Кюстрин-Варшава-Берлин

    После введения правительством СССР буквенных индексов для машиностроительных производств, изделия разработанные на этих предприятиях получили эти индексы в наименованиях. (г. Ленинград) был присвоен индекс «Б», а изделия разработанные на этом заводе названы Б-4, Б-10 и т.д.]

    Где можно увидеть

    В Музее военной техники УГМК в г. Верхняя Пышма Свердловской области две единицы обр. 1932 г.: производства завода № 221 “Баррикады” и завода № 232 “Большевик”.
    В Чите в парке Дома офицеров на выставке «Аллея Славы».

    В Краснодаре, в парке 40-летия победы.

    Также имеется одна единица в Центральном музее артиллерии и ракетных войск в г. Санкт-Петербург.

    На Украине имеются единицы на территории Музея Второй мировой войны в Киеве и бывшего Сумского высшего военного артиллерийского училища, а также в Одессе в Мемориале 411-й береговой батареи.

    В городе Коломна МО в Мемориальном парке.

    В Забайкальском крае, в краевом центре г. Чита, на территории Дома офицеров.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]