У этого термина существуют и другие значения, см. БТР.
БТР-70 | |
БТР-70 в музее военной техники «Боевая слава Урала» | |
БТР-70 | |
Классификация | Бронетранспортёр |
Боевая масса, т | 11,5 |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 8 |
История | |
Производитель | |
Годы производства | с 1972 |
Годы эксплуатации | с 1976 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 7535 |
Ширина, мм | 2800 |
Высота, мм | 2235-2320 |
База, мм | 4400 |
Колея, мм | 2380 |
Клиренс, мм | 475 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 8-10 |
Борт корпуса, мм/град. | 6 |
Корма корпуса, мм/град. | 6 |
Лоб башни, мм/град. | 6 |
Борт башни, мм/град. | 6 |
Корма башни, мм/град. | 6 |
Вооружение | |
Углы ВН, град. | −5 — +30[1] |
Углы ГН, град. | 360 |
Дальность стрельбы, км | 2 (КПВТ) 1,5 (ПКТ) |
Прицелы | ПП-61АМ |
Пулемёты | 1 × 14,5-мм КПВТ 1 × 7,62-мм ПКТ |
Подвижность | |
Тип двигателя | два ЗМЗ-4905 |
Марка: | два ЗМЗ-4905 |
Тип: | спаренные карбюраторные бензиновые |
Объём: | 4 250 см3 |
Максимальная мощность: | 120 л. с., при 3400 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 284,4 Н·м, при 2500 об/мин |
Конфигурация: | |
Цилиндров: | 8 |
Расход топлива при смешанном цикле: | 116 л/100 км |
Расход топлива на трассе: | 72 л/100 км |
Диаметр цилиндра: | 92 мм |
Ход поршня: | 80 мм |
Степень сжатия: | 6,7 |
Тактность (число тактов): | 4 |
Порядок работы цилиндров: | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Максимальные обороты: | 3650 |
Рекомендованное топливо: | Бензин А-76 ГОСТ 2084-67 |
БТР-70
— советский бронетранспортёр — боевая колёсная плавающая бронемашина для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки, в том числе и в условиях применения оружия массового поражения.
Боевая машина БТР-70 представляет собой плавающую, с круговым бронированием, восьмиколёсную с независимой подвеской (со всеми ведущими колёсами) машину, способную следовать за танками, с ходу преодолевать окопы, траншеи и водные преграды. Вооружение состоит из пулемёта КПВТ калибра 14,5 мм, и пулемёта ПКТ калибра 7,62 мм.
Содержание
- 1 История создания
- 2 Серийное производство
- 3 Описание конструкции 3.1 Броневой корпус и башня 3.1.1 Силовое отделение
- 3.1.2 Боевое отделение
- 3.1.3 Отделение управления
- 6.1 Современные
Производство
Эта боевая машина была разработана конструкторским бюро Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) в мае — июле 1942 года в связи с жалобами командиров Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) на низкую подвижность и надёжность исходного варианта тяжёлого танка КВ-1. С целью снижения общей массы танка были несколько уменьшены его габариты и ослаблено бортовое бронирование. В результате этих мер возросли средняя и максимальная скорости движения танка, вместе с введением новой коробки передач удалось несколько повысить общую надёжность машины при её эксплуатации в войсках. По сравнению с КВ-1 вооружение осталось прежним, но эффективность его использования возросла — место командира танка стало оснащаться наблюдательной башенкой, что улучшило обзор поля боя.
Производство танков КВ-1с и КВ-8с на ЧКЗ (по данным Военной приемки)
Год | Модель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Всего |
1942 | КВ-1с | 2* | 34 | 174 | 166** | 125*** | 125 | 626 | ||||||
КВ-8с | 6 | 9 | 10**** | 25***** | ||||||||||
Всего | 2* | 34 | 180 | 175 | 135 | 125 | 651 | |||||||
1943 | КВ-1с | 92 | 72 | 52 | 50 | 75 | 30 | 52 | 39 | 462 | ||||
КВ-8с | 7 | 3 | 10 | |||||||||||
Всего | 99 | 75 | 52 | 50 | 75 | 30 | 52 | 39 | 472 | |||||
Итого | 1123 |
*По отчетным документам проходили как КВ-1, но фактически это были опытные КВ-1с, сданные к 27 июля и имевшие серийные номера 15001 и 15002.
**65 из них имели корпуса КВ-1.
***5 из них имели корпуса КВ-1.
****7 из них имели корпуса КВ-8.
*****все 25 танков имели башни КВ-8.
Всего выпустили
1086 КВ-1с и 35 КВ-8с.
Описание конструкции
2 вида и рисунок БТР-70
Размещение экипажа и десанта внутри защищённого пространства: 1 — командир, 2 — водитель, 3 — пулемётчик, 4 — стрелки
БТР-70 представляет собой плавающую боевую бронированную колёсную машину и предназначен для транспортирования и огневой поддержки мотострелковых подразделений[3].
Броневой корпус и башня
Корпус бронетранспортёра полностью герметичен, состоит из трёх отделений, сделан из стальных броневых листов и является несущей конструкцией, на которой установлены все агрегаты и механизмы машины[3].
Силовое отделение
В корме корпуса расположено отделение силовой установки, в которой установлены два двигателя, сцепление и коробка передач, которые смонтированы на одной раме. От остальных частей корпуса силовое отделение отгорожено перегородкой, в которой имеются люки для доступа к двигателям. Также в силовом отделении располагаются топливные баки, которые изолированы от остальных элементов отделения[4].
Боевое отделение
В средней части корпуса располагается боевое отделение, в котором размещена башенная установка, укладки с боекомплектом, приборы наблюдения и другое оборудование. Кроме того, в боевом отделении установлены два сдвоенных трёхместных и два одноместных сидения для размещения десанта[4].
Отделение управления
В передней части корпуса находится отделение управления, в котором расположены органы управления машиной, приборы наблюдения, лебёдка, радиостанция и рабочие места механика-водителя и командира[4].
Вооружение
В качестве основного вооружения используется 14,5-мм пулемёт КПВТ, наибольшая прицельная дальность стрельбы — 2 км. Возимый боекомплект составляет 500 патронов[5].
Дополнительно в башенной установке установлен спаренный с КПВТ 7,62-мм пулемёт ПКТ, дальность стрельбы которого составляет до 1,5 км. Возимый боекомплект — 2000 патронов[5].
Средства наблюдения и связи
В состав приборов наблюдения командира входят три прибора ТНПО-115 и один ТПКУ-2Б, для наблюдения в ночных условиях имеется ТКН-1С, на щитке которого установлен осветитель ОУ-3ГА-2М. У водителя установлены три ТНПО-115, а также имеется один ТПН-Б, для наблюдениях в ночных условиях установлен прибор ТВНО-2Б. В башенной установке находится прицел ПП-61АМ, а также прибор наблюдения ТНПТ-1. У десанта имеется семь лючков в корпусе для наблюдения, а также два прибора наблюдения ТНП-Б[6].
Для обеспечения внешней связи используется радиостанция Р-123М, которая размещена справа от места командира. Для внутренних переговоров используется переговорное устройство на трёх абонентов Р-124[7].
Двигатель и трансмиссия
В качестве силовой установки используются два бензиновых двигателя ЗМЗ-4905, суммарная мощность которых составляет 240 л. с.[6]
Трансмиссия имеет постояннозамкнутое, демпферное сцепление. Коробка передач — механическая, имеет четыре передних и одну заднюю передачу. На третьей и четвёртой передачах имеются синхронизаторы[8].
Ходовая часть
Ходовая часть колёсная, имеет 8 колёс размером 9—18″ с разъёмными ободами. Шины колёс пневматические модификации К-58, размером 13,00—18″, с возможностью регулирования давления в зависимости от дорожных условий[9].
Подвеска машины независимая рычажно-торсионная, в состав которой входят 8 торсионов, 16 рычагов подвески, а также 12 гидравлических амортизаторов двойного действия[9].
Водомётный движитель
БТР-70 плавающий и на нём установлен реактивный гидравлический водомёт, реактивная тяга которого создается водяным винтом по принципу обычных гребных винтов морских и речных судов. Скорость на плаву 10 — 12 км/час, запас хода на 12 часов.[10]
Бронетранспортеры как вид техники
БТР и БМП представляют собой машины, предназначенные для выполнения двойной задачи: они должны доставлять пехотные подразделения к месту боя и оказывать им огневую поддержку. В некоторых случаях их используют для прикрытия корпусами наступающих солдат, но это возможно лишь тогда, когда обороняющиеся силы не имеют в своем распоряжении мощных средств борьбы с бронетехникой. В противном случае машины, имеющие относительно легкую защиту (как правило, противопульную и противоосколочную), обречены на скорое поражение снарядами, ПТУРами или ручными гранатометами.
У бронетранспортёров, разработанных в СССР и других странах, есть еще один недостаток: они весьма уязвимы для минных заграждений. Машины традиционно стремятся облегчить, обеспечив им максимальную скорость и огневую мощь, а также аэромобильность, а потому днище имеет слабую защиту. При взрыве фугаса или противотанковой мины в момент наезда существует серьезная опасность гибели экипажа и всех остальных военнослужащих, находящихся внутри корпуса, от компрессионного воздействия. Именно по этой причине во время вооруженных конфликтов последних десятилетий (в том числе и Афганской войны) солдаты, как правило, на марше предпочитали находиться на броне, вполне резонно опасаясь вражеских пуль меньше, чем коварных мин, установленных на дороге.
Проектируя новый российский БТР «Бумеранг», конструкторы «Военно-промышленной компании» постарались нивелировать обстоятельства, препятствующие успешному выполнению основных функций этого вида вооружений, и расширить его возможности.
Модификации
Мемориал Великой Отечественной войны на проспекте Гагарина в Нижнем Новгороде
БТР-70 в Музее военной техники «Боевая слава Урала», г. Верхняя Пышма.
БТР-70М 54-й гвардейской ракетной дивизии на финальном этапе конкурса РВСН «Стратегическое многоборье»[11].
- БТР-70КШМ
— командно-штабная машина - БТР-70МС
— машина радиосвязи. Отсутствует башня, установлены дополнительные радиостанции. - БТР-70М
— модернизированный вариант БТР-70. Установлен дизельный двигатель КамАЗ-7403 мощностью 260 л. с., вместо двух бензиновых двигателей, а также агрегаты трансмиссии от БТР-80. - ТАВ-77
— румынская модификация
БТР-70 - БТР-70М
— украинская модификация БТР-70. Модернизация проводилась Харьковским конструкторским бюро машиностроения им. А. А. Морозова в рамках государственного оборонного заказа для оснащения миротворческих подразделений вооружённых сил Украины. Вместо двух бензиновых двигателей установлен многотопливный дизельный двигатель УТД-20 украинского производства. Вооружение — 14,5-мм крупнокалиберный пулемёт КПВТ и 7,62-мм спаренный пулемёт ПКТ. Боковые люки — по типу БТР-80.[12] Выпущено около двадцати[13]. - БТР-70 «Гром»
— украинская модернизация
БТР-70
, производимая Харьковским конструкторским бюро машиностроения имени А. А. Морозова. Установлены дизельный двигатель УТД-20 украинского производства вместо двух бензиновых двигателей и боевой модуль «Гром» (1×30-мм автоматическая пушка, 1×7,62-мм пулемёт, 1×30-мм автоматический гранатомет и ПТРК «Барьер» с боезапасом в 4 ПТУР) вместо штатной башни. Боковые люки — по типу БТР-80. Выпущен один опытный. - БТР-70 КБА-2
— украинская модернизация
БТР-70
, производимая Харьковским конструкторским бюро машиностроения имени А. А. Морозова. Установлены дизельный двигатель УТД-20 украинского производства вместо двух бензиновых двигателей и 30-мм пушка КБА-2 вместо пулемета КПВТ. Боковые люки — по типу БТР-80. Выпущен один.[14] - БТР-70Т
— украинская модернизация БТР-70. Установлены новые боковые люки десанта, как у БТР-80, радиостанция Р-173, два новых дизельных двигателя Д245.30Е2 суммарной мощностью 312 л. с., передние и задние габаритные фонари БТР-80, новые колёса с бескамерными шинами. Выпущено пять[15]. - БТР-70ДИ (БТР-7)
— украинская модернизация БТР-70, производимая Николаевским бронетанковым ремонтным заводом. На машине установлены: комплекс активной защиты «Заслон», телевизионный, комбинированный дневной и ночной прицел с лазерным дальномером и система панорамного обзора «Панорама», автоматическая система пожаротушения, кондиционер, два дизельных двигателя FPT «Iveco» Тектор (ЕВРО-3), механическая шестиступенчатая коробка передач. Усилена противоминная защита, 3А и 3В по классификации НАТО. Модернизировано боевое отделение, установлены 30-мм автоматический гранатомёт АГС-17, ПТРК «Барьер» (4 ПТУР). Может устанавливаться 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-2 и оснащаться беспилотным летательным аппаратом, способным проводить разведку в радиусе около 20 км.[16] Выпущено 13 и 2 КШМ на его базе[17] - БТР-70М-А1
— белорусская модификация. Установлены два дизельных двигателя мощностью 136 л. с., с электронным управлением. Предусмотрена установка боевого модуля БМ-30 вместо стандартной башни и кондиционера мощностью 10 кВт. - БТР-70МБ1
— белорусская модификация разработки ОАО «140-й ремонтный завод». Установлены боковые десантные люки, водомётный движитель, сиденья и элементы трансмиссии от БТР-80, дизельный двигатель мощностью 260 л. с., радиостанция Р-173М[18] - Кобра-К
— модификация, разработанная в 2001—2002 годах белорусскими 140-м ремонтным , и словацкими и «ZTS Dubnica»[20]. Установлен боевой модуль Cobra, оснащённый 30-мм автоматической пушкой 2А42, спаренным пулемётом ПКТ и усовершенствованной СУО. Машина оснащена дымовой системой «Туча», немецкой системой кондиционирования DATO-V. Предусмотрена замена двигателей на один дизельный КамАЗ-7403 мощностью 260 л. с. Экипаж состоит из 3 человек и 8 пехотинцев в десантном отделении. - БТР-70М
— азербайджанская модификация, совместная разработка Бакинского приборостроительного завода, Николаевского ремонтно-механического завода и Южно-Африканской компании EWT. Установлен боевой модуль «Шимшек», оснащённый 23-мм автоматической пушкой ЗУ-23 или 30-мм 2А42. Усилено противоминное и противоосколочное бронирование. - БТР-70МД
— казахстанская модификация
БТР-70
с 2 дизелями Д-235.9Е2 (2 × 135 л. с.), установлен тепловизор ATS-10 турецкой [21]
Что известно о «Бумеранге»
Помимо опубликованных изображений, достоверно известен вес снаряженной машины – он составляет 20 тонн, но предполагается, что в определенных модификациях он может достигать и 25. Компоновка двигателя рациональна: он занимает переднюю и частично среднюю длину бронекорпуса, защищая экипаж и пехотинцев. Внутренний объем десантного отделения увеличен по сравнению с БТР-82 и другими машинами мотопехоты советской разработки. Обусловлено это тем, что в современных условиях военнослужащие обладают более объемным снаряжением, в том числе и бронежилетами. Солдаты могут покинуть просторную машину намного быстрее, чем тесную, таким образом, увеличение габаритов – вопрос не только комфорта, но и безопасности
А ей уделено большое внимание
Машины на базе
- «Отсек»
— советская экспериментальная 120-мм САУ - 2С14 «Жало-С»
— советская экспериментальная 85-мм противотанковая САУ. - 1Л29 «Ртуть-Б»
— станция помех радиовзрывателям СПР-2. - 15Я56М
— Машина боевого поста МБП. - БТР-70Ді-02 «Світязь»
— украинская командно-штабная машина, производимая ГП «Николаевский бронетанковый завод». Выпущено 2[22]. - БММ «Ковчег»
— украинская бронированная медицинская машина, производимая ГП «Николаевский бронетанковый завод». Выпущено 6[23][24]. - БРЭМ-2000 (БРЭМ-7К)
— украинская бронированная ремонтно-эвакуационная, производимая ГП «Николаевский бронетанковый завод».[25] Данных о выпуске нет. Вероятно 1 опытная. - УДС-70
— учебно-действующий стенд, производства ГП «Николаевский бронетанковый завод». - КМ-70 (БТР-МК)
— белорусская командная машина, на базе БТР-70М, производства «Минотор-сервис». Башня демонтирована, установлены две радиостанции Р-130М и Р-123М, навигационная аппаратура. Экипаж 6 человек. - МТП-70 (МТП-К)
— белорусская машина технической помощи, на базе БТР-70М, производства «Минотор-сервис». Вооружена 7,62-мм пулеметом ПКТ. Оснащена тяговой лебедкой, грузоподъемным устройством грузоподъемностью 1,5 тонны, оборудованием электросварки. Экипаж 4 человека.
Оружие
Эта пехотная машина вооружена очень серьезно
Первое, на что обычно обращает внимание по старой привычке любой военный обозреватель, – это башенное орудие. В штатном варианте, анонсированном в прессе, оно скорострельное (2А42), имеет калибр 30 мм и управляется дистанционно
Однако есть сведения и о том, что существуют опытные экземпляры БТР «Бумеранг» с 57-мм автоматической пушкой. Роботизированный боевой модуль, изолированный от экипажа, включает также пулемет ПКТМ калибра 7,62 и две ПУ «Корнет», способные поражать цели на дистанции до 10 км. Вооружения управляются АСУ, осуществляющей поиск целей (в том числе замаскированных) в автоматическом режиме при любой погоде и освещенности.
Существует также вариант, в котором артиллерийское скорострельное орудие заменено 12,7-мм пулеметом, также имеющим компьютеризированное управление.
Операторы
БТР-70 слева-спереди. Казань. 2009
БТР-70 сзади-слева. Казань. 2009
БТР-70 слева в Парке Победы. Казань. 2009
Современные
- Азербайджан Азербайджан: Армия Азербайджана — 132 БТР-70, по состоянию на 2020 год[26]
- Пограничные войска Азербайджана — 19 БТР-60, БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2020 год[27]
- Внутренние войска МВД Азербайджана — 7 БТР-60, БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2020 год[27]
- Армия Армении — 18 БТР-70, по состоянию на 2020 год[28]
Бывшие операторы
- Афганистан Афганистан — некоторое количество БТР-70, по состоянию на 2010 год[48]
- Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина — 3 БТР-70, по состоянию на 2010 год[49]
- Венгрия Венгрия — 309 БТР-70[50][неавторитетный источник?
] - ГДР ГДР — 1266 единиц БТР-70 поставлены из СССР в период с 1983 по 1990 годы, использовались под обозначением SPW-70[51]
- Государство Палестина Государство Палестина — 50 БТР-70 со снятым вооружением поставлено в 2010 году из России в качестве гуманитарной помощи[51]
- Казахстан Казахстан — 190 БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2012 год[52], по другим данным 45 БТР-70[50][неавторитетный источник?
] - Молдавия Молдавия — 20 БТР-70[50][неавторитетный источник?
] - Непал Непал — 135 БТР-70[50][неавторитетный источник?
] - Румыния Румыния — производится по лицензии под обозначением TAB-77, в период с 1978 по 1991 годы произведено 159 единиц, после распада СССР производство продолжено под лицензией [51], по состоянию на 2012 год Румыния имеет 150 TAB-77[53]
- СССР СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам
- Судан Судан — 10 БТР-70М Кобра поставлены в 2007 году из Белоруссии[51][54]
- США США — 7 единиц БТР-70 поставлены из ФРГ (5 БТР-70 в 1991 году, ещё 2 в 1993 году)[51]
- Республика Абхазия Республика Абхазия — 86 БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2007 год[55][неавторитетный источник?
] - Южная Осетия Южная Осетия — 90 БТР-70 и БТР-80 в МЧСиО, по состоянию на 2008 год[56]
Универсальность платформы
С самого начала (разработка началась предположительно в 2010 году) новый БТР России «Бумеранг» создавался не просто как средство доставки пехоты и ее огневой поддержки. Он должен стать основой (платформой), на которой предусмотрена техническая возможность выпуска машин разнообразного назначения, а в случае надобности – еще и иметь потенциал быстрого переоборудования путем смены модулей. На базе ходовой части планируется производство противотанковых мобильных комплексов, эвакуаторов раненых, средств фронтовой разведки, ПВО и радиоэлектронной борьбы. Поэтому и отличаются ставшие достоянием СМИ изображения секретной машины. Новый БТР России «Бумеранг», фото которого иногда демонстрирует отсутствие башни или наличие каких-то устройств неизвестного назначения, может иметь самую разнообразную комплектацию.
Служба и боевое применение
- Афганская война (1979—1989)[57]
- Вооружённый конфликт в Приднестровье — 10 бронетранспортёров БТР-70 молдавской армии были захвачены в качестве трофея Приднестровскими вооружёнными силами в мае 1992 года в боях[58].
- Грузино-абхазский конфликт
- Россия, Чечня — Чеченские войны (1994—1996, 1999—2002)
- Грузино-южноосетинский конфликт[59]
- Югославские войны[60]
- Единственное государство из блока НАТО, которое приобрело и использовало БТР-60ПБ в боевых условиях — Турция. После объединения Германии власти Турции закупили БТР-60ПБ и БТР-70 из арсеналов расформированной ННА ГДР и использовали их в боевых действиях против курдских повстанцев. На основании положительных оценок данных турецкими военными в 1996 году Турция закупила у России большую партию БТР-80.[61]
- Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014 — настоящее время).
Примечания
- Бронетранспортёр БТР-70. Техническое описание, стр. 16
- ↑ 12
Отечественные колёсные бронетранспортёры БТР-60, БТР-70, БТР-80, стр. 38 - ↑ 12
Бронетранспортёр БТР-70. Техническое описание, стр. 5 - ↑ 123
Бронетранспортёр БТР-70. Техническое описание, стр. 7 - ↑ 12
Бронетранспортёр БТР-70. Техническое описание, стр. 15 - ↑ 12
Бронетранспортёр БТР-70. Техническое описание, стр. 16-17 - Бронетранспортёр БТР-70. Техническое описание, стр. 30
- Бронетранспортёр БТР-70. Техническое описание, стр. 20
- ↑ 12
Бронетранспортёр БТР-70. Техническое описание, стр. 22 - Боевой транспорт пехоты. Н. Алешин, В. Сергеев, В. Бровкин. Моделист-конструктор. — 1985 № 10
- В соединениях РВСН стартовал конкурс «Стратегическое многоборье» (англ.). Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации
(16.06.2016). Проверено 9 ноября 2020. - КБ имени Морозова модернизировало бронетранспортер БТР-70
- Моторный голод: Украинский ВПК столкнулся с отсутствием двигателей для техники // «AUTO-Consulting.UA» от 11 марта 2015
- Модернизация бронетранспортеров БТР-70 и БТР-80 (недоступная ссылка) / официальный сайт ХКБМ
- Техімпекс виробництво
- БТР 70 Ді (БТР 7)
- Сергiй Воронков. Уроки виживання від миколаївських ремонтників Архивировано 13 мая 2012 года.
- подполковник запаса Николай Макаревич. Завод, умеющий всё // «Во славу Родины», № 133 от 21 июля 2015
- подполковник запаса Николай Макаревич. Успех приходит к тем, кто умеет работать надежно и качественно // «Во славу Родины», № 81 от 30 апреля 2013
- Валерий Ковалев. В дело вступают «Кобры»… // «Красная звезда» от 25 октября 2001
- Казахстан продемонстрировал модернизированный БТР-70МД / ЦАМТО
- Виктория Тонковид. Николаевский ремонтно-механический: здесь умеют работать // газета «Вечерний Николаев» от 1 июня 2012
- «Першу БММ-70 в липні 2014 р. передали 79-й аеромобільній бригаді. У жовтні другу таку машину отримала 28-ма механізована бригада. Усього ж виготовлено шість БММ-70
«. Е. М. Казан. До питання про забезпечення збройних сил України броньованими медичними машинами // Збірка тез доповідей Міжнародної наукової конференції «Перспективи розвитку озброєння та військової техніки сухопутних військ» (18-20 травня 2020 р.) / Львів, Друкарня Національної Академії сухопутних військ ім. гетьмана Петра Сагайдачного, 2020. стор.32-33 - Вiталiй Андронатiй. Вiйна примусила повернутись обличчям до медичного забезпечення збройних сил. // «Defense Express», № 11, 2014. стор.18-23
- Ремонтно-эвакуационная машина
- The Military Balance 2020. — P. 180.
- ↑ 12
The Military Balance 2020. — P. 181. - ↑ 123
The Military Balance 2020. — P. 178. - The Military Balance 2020. — P. 183.
- The Military Balance 2020. — P. 184.
- The Military Balance 2020. — P. 476.
- The Military Balance 2020. — P. 187.
- The Military Balance 2020. — P. 135.
- The Military Balance 2020. — P. 455.
- The Military Balance 2020. — P. 405.
- The Military Balance 2020. — P. 274.
- The Military Balance 2020. — P. 280.
- The Military Balance 2020. — P. 406.
- The Military Balance 2020. — P. 194.
- The Military Balance 2012. — P. 349.
- The Military Balance 2020. — P. 354.
- The Military Balance 2020. — P. 202.
- The Military Balance 2020. — P. 203.
- The Military Balance 2020. — P. 208.
- The Military Balance 2020,p.206
- The Military Balance 2020. — P. 206.
- The Military Balance 2010. — P. 356.
- The Military Balance 2010. — P. 179.
- ↑ 1234
Army Guide — БТР-70, Бронетранспортер колесный - ↑ 12345
Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database - The Military Balance 2012. — P. 255.
- The Military Balance 2012. — P. 148.
- The Military Balance 2020. — P. 471.
- Сегодня.ру — Почему Грузия проиграет будущую войну
- Осетинское радио и телевидение — Вооруженные силы Южной Осетии
- БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА В АФГАНИСТАНЕ (1979—1989) Архивировано 21 июня 2012 года.
- Виталий Моисеев.
Танки в Приднестровье (рус.). Проверено 16 мая 2012. Архивировано 31 мая 2012 года. - Секрет полишинеля
- Война в Македонии: славяне против албанцев
- Турецкая армия вооружается российской военной техникой
Литература
- Турчин М.А., Мурашкин Е.М., Степнов В.Л., Волхонский Э.С., Лазарев В.Г., Лиокумович Л.Я., Столяров Н.В., Сергеев И.Н., Бровкин Б.Н., Синцов Ю.Л., Тимонин Д.А., Киселёв П.А., Виноградов И.А., Какорин В.Б., Карпунин Н.Ф., Баженов М.Д., Тихомиров В.Н.
Бронетранспортёр БТР-70. Техническое описание и инструкция по эксплуатации / Китаев А.Н.. — Стереотипное. — Москва: Военное издательство, 1988. — 560 с. — (13/4653(б)). - Отечественные колёсные бронетранспортёры БТР-60, БТР-70, БТР-80 // «Бронеколлекция». Приложение к журналу «Моделист-конструктор» : Журнал. — Москва: ЗАО «Редакция журнала «Моделист-конструктор», 2007. — Вып. Специальный выпуск. — № 1. — С. 38.
Сохранившиеся экземпляры
До настоящего времени сохранился только один полностью аутентичный танк КВ-1с, ещё два сохранившихся танка являются опытным и переходным от КВ-1 вариантами «скоростной» модификации.
- В 2006 году в г. Кировск (Ленинградская область) был установлен поднятый со дна болота и отреставрированный по корпусу (но практически без траков правой гусеницы) танк КВ-1с.
- В музее под открытым небом на Поклонной горе (Москва) экспонируется танк с подписью «КВ-1С»
- Ещё один мемориальный танк КВ в пос. Парфино Новгородской области, выпущенный в 1942 году, представляет собой переходный вариант от КВ-1 к КВ-1с: от первого использован бронекорпус, а от последнего — башня и ряд элементов ходовой части.
- Опытный танк КВ-1с (он же «Объект 238»
или
КВ-85Г
), у которого штатная 76-мм пушка была заменена на 85-мм орудие, экспонируется в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.