Бронетранспортер БТР-40 (объект 141)


29.04.2019

Советский легкий бронетранспортер БТР-40 представляет собой первый колесный бронированный автомобиль, используемый для транспортировки войсковых подразделений на поле боя в условиях непосредственного огневого контакта с противником. Машина создавалась в качестве средства усиления и повышения мобильности действий стрелковых подразделений во время боевого разворачивания соединений на поле боя.

Разработка и серийное производство

После окончания Второй мировой войны в советских вооруженных силах четко осознавали необходимость иметь в составе стрелковых частей бронированный транспортер. Опыт применения на заключительном этапе войны американских бронированных машин, проставляемых в СССР по ленд-лизу, показал насколько сразу увеличивается мобильность и огневая мощь стрелковых подразделений.

К разработке аналогичной машины советские конструкторы приступили в 1947 году. В качестве колесной базы было решено использовать шасси советского грузовика ГАЗ-63. Основные конструктивные элементы для первого отечественного бронетранспортера решили взять от американской машины М3. Разработкой занималось ОКБ Горьковского автомобильного завода. Опытный экземпляр вышел на ходовые испытания в 1949 году.

Десантирование подразделения мотострелков с борта легкого бронетранспортера БТР-40. Август 1952 год
Созданная машина получилась универсальной и могла использоваться в качестве транспортера личного состава мотострелковых частей, разведывательной машины и как артиллерийский тягач. Серийный выпуск первого отечественного бронетранспортера БТР-40 осуществлялся с 1950 по 1960 год. В войска советская промышленность поставила около 8,5 тыс. машин в двух модификациях.

Операторы

Карта операторов БТР-40

Современные

  • Бурунди — 20 БТР-40, по состоянию на 2020 год
  • Вьетнам — до 100 БТР-40, по состоянию на 2020 год
  • Гвинея — 16 БТР-40, по состоянию на 2020 год
  • Гвинея-Бисау — 35 БТР-40, по состоянию на 2020 год
  • Египет — 230 единиц БТР-40, по состоянию на 2020 год
  • Индонезия — 40 БТР-40, по состоянию на 2020 год
  • Йемен — некоторое количество БТР-40, по состоянию на 2016 год
  • КНДР — некоторое количество БТР-40, по состоянию на 2016 год
  • Куба — до 100 БТР-40, по состоянию на 2020 год
  • Лаос — 30 БТР-40 и БТР-60, по состоянию на 2020 год
  • Монголия — до 200 БТР-40, по состоянию на 2020 год
  • Никарагуа — до 20 БТР-40, по состоянию на 2020 год
  • Танзания — около 10 БТР-40 и БТР-152, по состоянию на 2016 год

Бывшие

  • Алжир — 100 единиц БТР-40 поставлены из СССР в период с по 1967 год
  • Ангола — 32 единицы БТР-40 поставлены из СССР в 1975 году
  • Афганистан — некоторое количество БТР-40, по состоянию на 2010 год
  • Болгария — 150 единиц БТР-40 поставлены из СССР в период с по 1957 год
  • Венгрия — 200 единиц БТР-40 поставлены из СССР в 1953 году
  • ГДР — 300 единиц БТР-40 поставлены из СССР в период с по 1957 год
  • Израиль — 6 БТР-40, по состоянию на 2010 год
  • Китай — 100 единиц БТР-40 поставлены из СССР в период с по 1960 год, затем производились в Китае под обозначением «Тип 55»
  • Мали — 30 БТР-40, по состоянию на 2010 год
  • Польша — 400 единиц БТР-40 поставлены из СССР в период с по 1955 год
  • Северный Йемен — 70 единиц БТР-40 поставлены из СССР в 1961 году
  • Сербия и Черногория — 40 единиц БТР-40 поставлены из СССР в 1962 году
  • Сирия — некоторое количество БТР-40, по состоянию на 2010 год
  • Сомали — 60 единиц БТР-40 поставлены из СССР в 1965 году
  • Уганда — 10 единиц БТР-40 поставлены из СССР в период с по 1970 год, 50 единиц БТР-40 поставлены из СССР в период с по 1975 год
  • Эфиопия — 100 единиц БТР-40 поставлены из СССР в период с по 1978 год
  • Южный Йемен — 60 единиц БТР-40 поставлены из СССР в 1973 году

Основные тактико-технические характеристики бронетранспортера БТР-40

  • Экипаж — 2 человека, десант — 8 человек.
  • Боевая масса — 5,3 т.
  • Длина — 5 м, ширина — 1,9 м, высота — 1,83 м, клиренс — 276 мм.
  • Вооружение: 7,62-мм пулемет СГМБ (боекомплект — 1250 патронов).
  • Толщина брони: 4-15 мм.
  • Двигатель карбюраторный, мощность — 78 л.с.

Советский бронетранспортер БТР-40 состоял на вооружении мотострелковых подразделений Советской Армии до середины 60-х годов. Последние машины были сняты с вооружения российской армии только в 1993 году. Советский БТР-40 состоял на вооружении армий Варшавского договора. Поставлялась машина в страны Ближнего Востока, Азии и Африки, где и принимала участие в многочисленных вооруженных конфликтах второй половины XX века.

Фото БТР-40

Видео о машине

Тягач ВТ-55А ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Тягач ВТ-55А выполнен на базе танка Т-55А и предназначен для вытаскивания застрявшей и затонувшей бронетанковой техники с требуемым усилием до 75 тс, буксирования поврежденных и неисправных танков Т-54, Т-55, Т-62 и машин на их базе.

Оборудование тягача позволяет выполнять демонтажно-монтажные и электрогазосварочные работы при ремонте бронетанковой техники в полевых условиях, транспортирование грузов на грузовой платформе, а также подъем и опускание грузов массой до 1,5. т.Тягач укомплектован приспособлением для буксирования БТР и слесарным верстаком с тисками.Тягач вооружен пулеметом ПК, установка которого в боевом положении на крышке люка командира позволяет ведение огня по наземным и воздушным целям.

Примечания

  1. Jane’s Armour and Artillery 2005—2006.
  2. (англ.). Army Guide

    .

  3. (недоступная ссылка). Дата обращения 9 ноября 2020.
  4. J. Kinnear.
    Russian Armored Cars 1930—2000. — P. 189.
  5. J. Kinnear.
    Russian Armored Cars 1930—2000. — P. 191.
  6. The Military Balance 2010 / International Institute for Strategic Studies. — Abingdon: Routledge, 2010. — 492 p. — ISBN 978-1857435573.
  7. .
  8. The Military Balance 2020. — P. 433.
  9. The Military Balance 2020. — P. 297.
  10. The Military Balance 2020. — P. 449.
  11. The Military Balance 2020. — P. 450.
  12. The Military Balance 2020. — P. 257.
  13. The Military Balance 2020. — P. 360.
  14. The Military Balance 2020. — P. 265.
  15. The Military Balance 2020. — P. 271.
  16. The Military Balance 2020. — P. 473.
  17. The Military Balance 2010. — P. 356.
  18. The Military Balance 2010. — P. 255.
  19. The Military Balance 2010. — P. 316.
  20. (англ.). GlobalSecurity.org

    .

Где можно увидеть

БТР-40А в Бронетанковом музее в Кубинке.

  • Россия: Верхняя Пышма (Свердловская область) — Музейный комплекс УГМК;
  • Красногорский район (Московская область) — БТР-40ЖД
    в Музее техники Вадима Задорожного;
  • Кубинка — БТР-40А
    в Бронетанковом музее;
  • Брянск — Мемориальный комплекс «Партизанская поляна»;
  • Краснодар — БТР-40Б
    в Музее военной техники в Парке культуры и отдыха имени 30-летия Победы;
  • Темрюк — музей Военная горка;
  • Падиково — Музей отечественной военной истории в Истринском районе Московской области.
  • Владивосток — историко-технический музей при военно-патриотическом клубе «Техника XX века в Приморском крае» (Садгород).
  • Израиль:
      Латрун — Музей Израильских танковых войск;
  • Тель-Авив — Музей Армии обороны Израиля;
  • Молдавия
    Кишинёв — Музей военной истории Молдавии;

    :

  • Польша
    Варшава — Музей польской военной техники.

    :

  • США
    Портола-Вэлли (англ.)русск. — Музей бронетехники Жака Литтлфилда (англ.)русск..

    :

  • Литература

    • М. Б. Барятинский.
      Советская бронетанковая техника 1945—1995 (часть 1). — М.: Моделист-конструктор, 2000. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 (30) / 2000). — 4000 экз.
    • J. Kinnear.
      Russian Armored Cars 1930—2000. — Darlington, MD: Darlington Productions, 2000. — 336 p. — ISBN 1-89284-805-8.
    • Конкин В. Ф., Пуденко Л. Я., Савельев С. В., Одноуров А. Н., Колотушкин А. И., Лашенчук С. Н., Апокин В. С., Голосов М. Д., Федотов Г. Я., Семечкина В. А.
      Руководство по материальной части и эксплуатации бронетранспортёров БТР-40 и БТР-40Б / Голощапов И. М.. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1966. — 348 с. — (5/8631).

    Описание БТР-80

    Бронетранспортер БТР-80 предназначен для транспортировки личного состава и поддержке его огнем на поле боя. Хотя, функция огневой поддержки больше относится к боевой машине пехоты.

    Корпус машины создан из броневых катаных листов. Корпус машины имеет обтекаемую форму, это необходимо для придания ей плавучести и для повышения ее защиты. Толщина брони не превышает 10 миллиметров.

    БТР-80 разделен на несколько отделений. Впереди находится отделение управления, в котором расположено место водителя-механика и командира машины. Также здесь установлены приборы наблюдения (включая ночные), контрольно-измерительные приборы, радиостанция и переговорное устройство.

    За отделением управления находится боевой отсек. В нем расположено место оператора-наводчика и места для десантников (семь человек). Один пехотинец сидит рядом с наводчиком лицом по ходу движения, а остальные расположены лицом к бортам машины, по три человека на каждой стороне. В отделении есть амбразуры для использования личного оружия. Для ведения огня из пулемета, наводчик занимает специальное подвесное кресло.

    Также в боевом отделении расположен большой люк для десантирования. Он состоял из двух створок: верхняя часть открывалась вбок, а нижняя опускалась и служила удобной подножкой при выходе из машины.

    Силовое отделение находится в корме машины. Там установлен дизельный двигатель с трансмиссией, радиаторы, топливные баки и резервуары для масла, генераторы и другое оборудование.

    Вооружение БТР-80 состоит из пулемета КПВТ и пулемета ПКТ, которые размещены в башне машины. Пулемет КПВТ имеет калибр 14,5 мм и может бороться с живой силой противника, с легкой бронетехникой и низколетящими воздушными целями. В башне также расположен прицел 1П3-2 и приборы наблюдения.

    БТР-80 выполнен по колесной формуле 8×8, управляемыми являются две передние пары колес. Подвеска машины независимая, торсионная. Колеса – бескамерные, пулестойкие. Есть система, которая обеспечивает контроль давления в колесах. БТР-80 будет продолжать двигаться, даже если из строя выйдут два колеса.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]