БМП или БТР? Противоречивые тенденции развития гусеничных боевых машин пехоты

БМП-1 (от Боевая Машина Пехоты) — первая советская серийная боевая бронированная плавающая гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя и совместных действий с танками в бою. Была разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро 2) на Челябинском тракторном заводе им. В. И. Ленина для замены БТР-50П.

Описание конструкции

Экипаж машины состоит из трёх человек — механика-водителя, оператора-наводчика и командира. Также в машине перевозится десант из 7 человек, которые могут вести огонь через специальные амбразуры из личного оружия.

Броневой корпус и башня

Корпус и башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Лоб башни толщиной 23 мм.

В левой передней части машины располагается отделение управления, в котором находится место механика-водителя с органами управления движением машины, приборами наблюдения и средством связи. За механиком-водителем находится место стрелка, оборудованное амбразурой для стрельбы из личного оружия, а также приборами наблюдения и средствами связи.

Моторно-трансмиссионное отделение располагается в правой передней части машины, по длине машины совмещено с отделением управления и разделено с ним теплозвукоизоляционной перегородкой. Для доступа к агрегатам МТО в перегородке имеются люки.

В средней части машины находится боевое отделение, которое занимает башню и подбашенное пространство корпуса. В боевом отделении расположены рабочие места оператора-наводчика и командира, а также основное и вспомогательное вооружение. В подбашенном пространстве находится вращающийся пол, в котором смонтированы коробки с патронами для пулемёта, а также система ленточного питания пушки бронебойно-трассирующими и осколочными выстрелами. В правом борту корпуса находятся три укладки с выстрелами ПТУР, ещё одна находится в подбашенном пространстве.

Боевое отделение расположено в средней части машины. Оно занимает башню и подбашенное пространство в корпусе. В нем размещены основное и вспомогательное вооружение и его системы, а также рабочие места командира (справа) и оператора-наводчика (слева). На вращающемся полу смонтированы магазины с патронами для пулемета и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными выстрелами. Укладки ПТУР установлены в подбашенном пространстве (одна) и на правом борту корпуса (три).

В десантном отделении, находящемся в кормовой части машины, находятся 6 рабочих мест для стрелков. Каждое имеет амбразуру для стрельбы из личного оружия. В корме имеются две двери для выхода десанта. В левой двери имеется амбразура для стрельбы из автомата. Также для спешивания десанта при движении на плаву или аварийной эвакуации над сидениями в крыше корпуса имеются два люка. Десантное отделение разделяет средний топливный бак и контейнер электрооборудования, в котором находятся аккумуляторы, отопитель и другие электроагрегаты.

Вооружение

Основным отличием БМП-2 от БМП-1 является новый комплекс вооружения. Причиной замены являлся опыт использования вооружения БМП-1, которое с трудом справлялось с задачей поражения типичных пехотных целей, особенно с залёгшей или укрытой живой силой противника. Проблемной была борьба с низколетящими воздушными целями, лёгкими БТР, а вследствие низкого могущества боеприпасов, низкой точности и малой дальности пушки2А28, борьба против танковых целей была не эффективна.

В качестве основного вооружения БМП-2 используется 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом в 500 выстрелов. С пушкой спарен 7,62 пулемёт ПКТ, имеющий в боекомплекте 2000 патронов. Кроме того, для борьбы с танками БМП-2 имеет ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К113 «Конкурс» с 4 выстрелами к нему.

Также на машине были установлены 6 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.

Средства наблюдения и связи

Место механика-водителя оснащено приборами наблюдения и аппаратом А-3 танкового переговорного устройства. Находящееся за ним место стрелка оборудовано приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А. Для связи имеется аппарат А-3 ТПУ.

В ночное время механиком-водителем осуществляется осмотр прибором ТВН-2(для водителя) который устанавливается непосредственно перед выездом, вместо переднего триплекса. Дальность и углы обзора не большие (при полной темноте) следовательно, что находится по бокам от машины механик-водитель не может видеть, это уже входит в обязанность командира и оператора-наводчика с докладом по внутренней связи. Оборудование идет в комплекте с техникой, но чаще всего хранится отдельно от машины.

Рабочие места командира и оператора имеют приборы наблюдения и прицеливания. Место командира оборудовано радиостанцией Р-123М и аппаратом А-1 ТПУ. У оператора имеется аппарат А-2 ТПУ для внутренней связи.

Рабочие места стрелков в десантном отделении и кормовые двери для спешивания снабжены приборами ТНПО-170А для наблюдения за местностью. Для связи внутренней связи в десантном отделении используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В правой двери имеется радиостанция Р-126.

Для прицеливания оператор-наводчик использует комбинированный прицел (в зависимости от модификации либо БПК-1-42, либо БПК-2-42) с 5,6-кратным увеличением днём и 5-кратным ночью. Для работы в активном режиме, на машину установлен осветитель ОУ-5. Кроме прицела, у наводчика имеется 3 перископических прибора ТНПО-170А с электрообогревом, а также 1 прибор заднего наблюдения ТНПТ-1. Для командира машины установлены два прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1, бинокулярный смотровой прибор ТКН-3Б и дневной прицел 1ПЗ-3 для поиска воздушных и наземных целей и наведения на них оружия.

Двигатель и трансмиссия

В машине имеется два блока. Первый блок силовой и объединяет в себе двигатель, планетарные механизмы поворота и коробку передач. Второй — блок охлаждения и очистки, в нём объединены радиаторы системы охлаждения, смазки двигателя, эжектор, воздухоочиститель и масляная система трансмиссии.

Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель – в блок охлаждения и воздухоочистки. Последний крепится к балкам крыши корпуса.

Двигатель 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-20С1 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Максимальная мощность составляет 210…221 кВт. Общая масса сухого двигателя около 700 кг.

Силовой агрегат находится условно в первом блоке (он же отсек), в самой ее передней части машины под «ребристым». В него входят трансмиссия включающаяся в себя коробку передач, узлы рулевого управления, сцепление. Все это в той или иной степени может быть отремонтировано в полевых условиях, так как имеется прямой доступ. Двигатель же находящийся условно во втором блоке (отсеке), справа от механика-водителя полностью закрыт и без специального оборудования доступ к нему практически невозможен. Единственный путь к двигателю преграждается бронированной плитой вместе с эжектором, прямо над ним и без серьезного подъемного оборудования не стоит даже и пытаться производить ремонт. Впрочем, конструкторами эта ситуация явно была продумана, если что-то случается с двигателем значит машина не боеспособна и следовательно требует капитального ремонта, а он должным образом может быть проведен только на специализированном месте.

Через лючки перегородки ремонт двигателя невозможен в принципе, и доступ осуществляется только для планового его обслуживания. Но вот особо ими пользуются в холодное время года, когда двигатель уже прогрелся, а температура в салоне еще не выше чем снаружи, хотя команда «по машинам!» уже поступила. Тут они и спасают, первую порцию тепла получает механик-водитель и сзади за ним сидящий, затем сидящие в башне и уже только потом десантное отделение, с условием, что долго едут и кормовые двери не часто открываются. Следует заметить, в целом это отделение не сильно успевает прогреться, так как лючки закрываются при достижение комфортной температуры для механика-водителя. После этого нагрев происходит за счет перегородок и нагнетаемого подогретого воздуха в салон.

Ходовая часть

В качестве базы используется шасси с шестиопорной ходовой частью, конструкция и характеристики аналогичны БМП-1.

Несмотря на гусеничный ход машина довольно быстрая и скорость в 65 км/ч по шоссе явно занижена из расчета на устойчивое управление, а на предельно высокой скорости машина становится просто неуправляемой, гусеничные траки и асфальт в этот момент становятся аналогично конькам и льду.

По пересеченной местности или грунтовой дороге (если не аналогично асфальтовой) более 40 км/ч невозможно разогнаться, только из-за особенностей конструкции машины, вся тяжесть двигателя и трансмиссии приходится на нос, следовательно на неровностях машина начинает клевать, что само по себе замедляет движение. Езда змейкой, единственный способ не потерять набранную скорость, это когда только одна гусеница попадает в неровность, а другая еще нет, как бы объезжая ее.

В машинах серий БМП используется уникальное рулевое управление, что-то среднее между рулем в БТР и рычагами в танках, это так называемый «штурвал» (между собой экипажи зовут его рулем), состоящий только из двух горизонтальных рукояток. С такой же свободой вращения, что и у руля, это позволяет управлять машиной словно колесной техникой, с той лишь разницей, что угол отклонения его имеет свои ограничения. При повороте его в сторону, происходит плавно-равномерное перераспределение тяг на гусеницы, именно это позволяет не дергать машину при повороте, как это обычно происходит с машинами на гусеничном ходу, что в конечном счете для них, пагубно сказывается на катках и траках. После отпускания его, «штурвал» сам возвращается в исходное состояние. Следовательно, усилие необходимо прикладывать только при повороте, а горизонтальное положение в этот момент показывает, что машина движется по прямой. Благодаря такой конструкции, управление машиной сильно облегчается и такие маневры, вроде змейки на скорости, получаются более плавными.

БМП-1 — видео

Боевая машина принята на вооружение Советской Армии ВС СССР в 1966 году. Серийно выпускалась с 1966 по 1979 год.

Впоследствии чертежи и прочая документация были переданы на Курганский машиностроительный завод, где впоследствии выпускалась и БМП-2.

Конструкция

Для успешного преодолевания водных преград в БМП-1 были установлены полые металлические катки, увеличивающие плавучесть. Машина не имела водомёта, поэтому для увеличения скорости на плаву на задних крыльях, над гусеницами, установили специальные решётки, перенаправляющие поток воды с гусениц не вверх, а назад. А спереди формой корпуса поток воды направлялся вниз, что приподнимало нос машины над водой.

БМП-1 получила принципиально новую конструкцию гусениц, в которой движущиеся части не перекрывали друг друга, как в танковой, что увеличило ресурс металла и резиновых уплотнителей до 8000 км.

Двигательная установка была создана на базе очень удачного 12-цилиндрового дизеля В-2, являвшегося базовым агрегатом для многих гражданских и военных изделий ЧТЗ и ГСКБ-2. Начальником КБ моторных установок и автором многих изобретений для двигателя БМП-1 был В. Д. Чудаков. Главным конструктором являлся П. П. Исаков.

Раскладка боекомплекта БМП-1

Устройство

Вооружение БМП-1 включает 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром», спаренный пулемёт 7,62-мм ПКТ и ПТУР 9М14М «Малютка», также в десантном отделении крепится и перевозится зенитно-ракетный комплекс 9К32 «Стрела-2».

Бронекорпус БМП-1 сварной, выполнен из стальной катаной брони высокой твёрдости. В верхней лобовой части расположен большой люк, закрывающийся откидывающимся ребристым бронелистом из алюминиевого сплава, обеспечивающий доступ к двигателю. Башня конической формы. Для защиты от проникающего излучения ядерного взрыва используется противорадиационный подбой.

Из-за малого угла подъёма ствола, экипажи машин в Афганистане сами укрепляли на башне АГС-17 «Пламя», что улучшало боевые свойства машины в горных условиях.

Защита

Требованиями ТТЗ предусматривалось обеспечение защиты машины от 23-мм бронебойных снарядов с передних направлений обстрела на дальности 500 метров, и защита кругом от 7,62-мм бронебойных пуль на дальности 75 метров. Расположенные под большими углами наклона листы лобовой брони корпуса БМП-1 выдерживают поражение осколками снарядов полевой артиллерии, бронебойными пулями стрелкового оружия и крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов, последние в секторе обстрела 60 градусов с нулевой дальности. В большинстве случаев лобовая броня не пробивается боеприпасами 20-мм автоматической пушки «Эрликон KAD» (ранее Hispano-Suiza HS-820) на дальностях более 100 метров. Бортовая, кормовая броня и крыша корпуса и башни обеспечивают защиту машины от 7,62-мм пуль стрелкового оружия с нулевой дальности и от лёгких осколков артиллерийских снарядов, но не защищают от огня 12,7-мм пулемёта с близкой дистанции, и от тяжёлых снарядных осколков. Полигонные испытания, тем не менее, показали, что кормовые двери, топливные баки которых заполнены песком, выдерживают обстрел штатными 12,7-мм пулями. В ходе боевых действий в Афганистане и Чечне при стрельбе из пулемётов общего назначения (ПКТ, M60) на малых дальностях порядка 30—50 м 7,62-мм бронебойные пули в некоторых случаях пробивали кормовые двери и крышки люков БМП-1.

БМП-1 в Сирии боковые решетки и круговая решетка вокруг башни выполнены по «стандартной» схеме

БМП-1 в Сирии с 2 дополнительными пулеметами установленными в самодельной открытой броне кабине

БМП-1 в Сирии с одним дополнительным пулеметом установленным в самодельной открытой броне кабине, плюс сверху приварены экраны из сетки скорей всего для условий боя в городе, хотя эффективность их против РПГ сомнительна

Зенитная установка на базе БМП-1 в Сирии с бортовыми экранами

Сирийский БМП-1 с привязанными по бокам скатами и мешками с песком, как говорится за не имением лучшего

БМП-1 в Сирии с бортовыми экранами, достаточно аккуратно и грамотно сделано

Критика

На протяжении длительного периода эксплуатации БМП-1 и БМП-2 неоднократно появлялись новые «угрозы» защите машины. Так в конце 1970-х годов, после принятия на вооружение НАТО новых боеприпасов 20×139 мм к пушкам «Испано-Сюиза» HS 820, «Рейнметалл» RH 202 и M 693 (F2) с бронебойными подкалиберными снарядами типа APDS — DM 63 (ФРГ) и OPTSOC (Франция) у сухопутных войск этих государств появилась возможность поражать БМП-1 в лобовой проекции с дальностей 800—1000 м. Боеприпасы к пушке M242 «Бушмастер» основной БМП США M2 «Брэдли», принятой в 1982 году, проектировались из расчёта поражения бронезащиты БМП-1, с обеспечением бронепробития 28 мм/60°/1500 м.

Опыт арабо-израильской войны 1973 года и войны СССР в Афганистане показал, что бронекорпус БМП-1 не выдерживает попаданий 12,7-мм пуль в бортовую проекцию машины, а попадание противотанковой гранаты РПГ, как правило, вызывало воспламенение машины с последующим взрывом боекомплекта. Во время первой войны в Персидском заливе броневая защита машин БМП-1 и БМП-2 оказалась уязвимой к бронебойным подкалиберным снарядам 25-мм автоматических пушек. Согласно данным испытаний, проведённых в США, броня БМП-1 и БМП-2 поражается бронебойным подкалиберным снарядом (БПС с отделением) M791 25-мм пушки M242 «Бушмастер» на дальностях 1500—2000 м. Вместе с тем какой-либо масштабной модернизации обоих машин (БМП-1 и БМП-2) в планах повышения их защищённости за прошедшие десятилетия так и не последовало.

Уничтоженные иракские БМП-1, операция «Буря в пустыне»

Модификации

Советские

БМП-2 с АГС-17 «Пламя»

Модификация БМП-2, отличается от базовой машины наличием гранатомёта АГ-17 «Пламя». Гранатомёт смонтирован в задней части башни. Наведение осуществляется дистанционно оператором-наводчиком или командиром. Боекомплект находится в коробке с лентой на 250 выстрелов. Производилась в СССР небольшой серией.

БМП-2К

Создана для управления мотострелковыми подразделениями. В машине имеется дополнительная коротковолновая радиостанция, для дальней связи предусмотрена установка мачтовой антенны. Остальные характеристики аналогичны базовой машине.

БМП-2Д

Разработана в 1981 году специально для боёв в Афганистане. Основные отличия: усилена броня, установлены стальные экраны на корпусе и броневая плита под командиром и механиком-водителем. Из-за чего возросла масса машины, и она утратила возможность плавать. Максимальный преодолеваемый брод составляет 1,2 м.

Российские

БМП-2 с БМ «Бахча-У»

Опытная модификация БМП-2. Разработана в 1999-2000 году. Модернизация сделана с целью повышения боевого могущества БМП-2 до уровня БМП-3. Однако из-за большого объёма возимого оборудования десант сокращён до 5 человек, а из-за возросшей массы утрачена возможность плавать. Фактически машина превратилась в неплавающую БРМ.

БМП-2М «Бережок»

Российская модификация БМП-2. Установлен дополнительный панорамный прицел. Изменено расположение АГС-17, установлены 4 ПУ ПТУР «Корнет». В 2005 году был заключён контракт с Алжиром на модификацию 300 машин до уровня БМП-2М.

Зарубежные модификации

BVP-2 — БМП-2, производившиеся по лицензии в 1984—1987 в Чехословакии на в Детве. Произведено 344 экземпляра.

«Sarath» — БМП-2, производившиеся по лицензии в Индии

BMP-2 — модификация БМП-2 для армии Финляндии

Фото БМП-1

Выгрузка БМП-1 с колёсного транспортёра

Бывшие шведские БМП-1 (в свою очередь, бывшие армии ГДР), подготовленные чешской компанией Excalibur Army к поставке в Ирак.

Греческие солдаты у БМП-1

Российские военнослужащие на БМП-1 во время конфликта в Южной Осетии. 2008 год.

Внутри БМП-1

БМП-1 Афганской Национальной Армии

Источник
2 761

Служба и боевое применение

  • Афганская война (1979—1989) — первые машины поступили в 1982 году, где был получен положительный опыт применения БМП-2 против живой силы противника.
  • Война в Персидском заливе — применялись иракскими войсками во время нападения на Кувейт и при обороне против американской армии.
  • Разгон Верховного Совета России — использовались в 1993 году во время октябрьского путча. Вели стрельбу очередями по окнам Белого дома.
  • Первая Чеченская война — основные потери российской бронетехники пришлись на боевые машины пехоты.
  • Эфиопо-эритрейский конфликт
  • Вторая Чеченская война
  • Иракская война — применялись армией Саддама Хусейна. По информации российского автора Сергея Суворова, были зафиксированы случаи уничтожения танков M1A2 23-й механизированной дивизии США (по другим данным, среди участвовавших во вторжении американских войск отсутствовала дивизия с таким номером). Причиной являлся пожар в моторно-трансмиссионном отделении, возникавший при попадании очереди бронебойно-трассирующих снарядов из пушки 2А42 в кормовую броню танка. Согласно американским данным, три танка «Абрамс» Армии США были поражены огнём 30-мм пушек БМП-2 без какого-либо существенного ущерба.
  • Война в Южной Осетии (2008)

Тактико-технические характеристики БМП-1

Экипаж, чел.: 3 Десант, чел.: 8 Разработчик: ГСКБ-2 Годы производства: 1966—1988 Количество выпущенных, шт.: более 20 000 Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое посередине, десантное сзади

Вес БМП-1

— 13,0 тонн

Размеры БМП-1

— Длина корпуса, мм: 6735 — Ширина корпуса, мм: 2940 — Высота, мм: 2068 (по броневому колпаку), 1924 (по крыше башни) — База, мм: 3660 — Колея, мм: 2550 — Клиренс, мм: 370

Броня БМП-1

— Тип брони: стальная катаная броня — Лоб корпуса (верх), мм/град.: 7 / 80° — Лоб корпуса (низ), мм/град.: 19 / 57° — Борт корпуса (верх), мм/град.: 16 / 14° — Борт корпуса (низ), мм/град.: 18 / 0° — Корма корпуса (верх), мм/град.: 16 / 19° — Крыша корпуса, мм: 6 — Лоб башни, мм/град.: 23 / 42° — Маска орудия, мм/град.: 26—33 — Борт башни, мм/град.: 19 / 36° — Корма башни, мм/град.: 13 / 30° — Крыша башни, мм: 6

Вооружение БМП-1

— Калибр и марка пушки: 73-мм 2А28 «Гром» — Тип пушки: гладкоствольное орудие — Длина ствола, калибров: 29 — Боекомплект пушки: 40 — Дальность стрельбы, км: до 1,3 (прицельная) — Прицелы: перископический дневной / пассивный ночной 1ПН22М1 — Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ — Другое вооружение: ПУ ПТУР 9М14М «Малютка»

Двигатель БМП-1

— Тип двигателя: УТД-20 — Мощность двигателя, л. с.: 300

Скорость БМП-1

— Скорость по шоссе, км/ч: 65 — Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40—45 по грунтовой дороге, 7 на плаву — Запас хода по шоссе, км: 550—600 — Удельная мощность, л. с./т: 21,5—23,1 — Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического двустороннего действия — Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,602—0,614 — Преодолеваемый подъём, град.: 35° — Преодолеваемая стенка, м: 0,7 — Преодолеваемый ров, м: 2,5 — Преодолеваемый брод, м: плавает

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]