Каждый владелец автотранспортных средств должен знать, что такое сайлентблоки, их виды, основные функции, места установки, факторы, влияющие на быстрый износ, а также способы их замены.
|
|
|
|
Что такое сайлентблок?
Сайлентблок представляет собой конструкцию из металлической втулки, которая вставлена и надежно закреплена в резиновое либо полиуретановое изделие, которое имеет внешний вид трубки. Деталь является резинометаллическим шарниром и бывает как во внешней металлической оболочке, так и без нее.
Несмотря на простоту устройства, деталь определяет критерий безопасности автомобиля при его эксплуатации, а также комфорт для водителя и пассажиров. Стоит заметить, что сайлентблоки используются не только в автотранспортных средствах. Они встречаются в некоторых моделях мотоциклов и велосипедов.
Что такое сайлентблок?
Трудности при проведении работ
Несколько слов о возможных трудностях. Заключаются они в том, что внутренней обоймой сайлентблок может прикипеть к оси или болту.
И если с нижним рычагом проблем меньше, поскольку ударные усилия, которые создаем молотком, при выпрессовке позволяют сорвать шарнир с места, то вот с верхним рычагом все сложнее.
Одним из вариантов выхода из такой ситуации является разрезание рычага. «Болгаркой» отрезаем рычаг так, чтобы в месте его крепления к кузову остались только проушины с сайлентблоками.
Рычаг затем демонтируется с авто. Далее той же «болгаркой» разрезаем крепежный болт в местах стыка сайлентблоков с кузовом авто. То есть отрезаются участи с шарнирами.
После этого остатки болта извлекаем из отверстия в кузове. Этот способ – один из самых быстрых в борьбе с прикипевшими шарнирами. Но придется приобретать новый верхний рычаг и крепежный болт.
Чтобы избежать этой проблемы в дальнейшем и необходима смазка нигролом оси и крепежного болта.
Что делают сайлентблоки?
В автомобиле сайлентблок выполняет связывающую функцию узлов его подвески, которая обеспечивает устойчивость от ударов и вибраций на кузов при движении, а также защищает дорогостоящие детали от преждевременного износа. Сайлентблоки поглощают воздействия сил нагрузок, которые образуются при движении автотранспортных средств на кузов и несущие части узлов ходовой подвески.
Что делают сайлентблоки?
Какие бывают и в чем разница?
В зависимости от материала изготовления, сайлентблоки делятся на:
- резиновые;
- полиуретановые.
По своим конструкционным особенностям:
- с одной втулкой;
- с двумя втулками;
- резиновый сайлентблок без металлических элементов.
В зависимости от конструкционных требований к элементам подвески автотранспорта, их можно разделить по жесткости крепления:
- обеспечивающий допустимое движение детали;
- гарантирующий большой диапазон движения.
Главным критерием качества сайлентблоков является их надежность, износоустойчивость и долговечность в эксплуатации. Данные факторы определяет материал изготовления.
При выборе сайлентблока, стоит учитывать характер и интенсивность эксплуатации автотранспорта. Однако, преимущество качества ложится в сторону полиуретановых. Их стоимость, по сравнению с резиновыми, на порядок выше. К основным преимуществам полиуретановых сайлентблоков относится:
- высокое качество материала, обеспечивающее долговечную эксплуатацию;
- невосприимчивость к перепадам температуры;
- устойчивость к воздействию химических веществ, применяемых в период обледенения дорожного покрытия;
- улучшение управляемости транспортным средством, за счет упругих свойств материала;
- улучшенное поглощение ударов и вибраций.
Какие бывают и в чем разница?
Так же устанавливают на рычаги подвески плавающие сайлентблоки. Плавающий сайлентблок – это так же шарнир, но уже шаровой. Вместе с амортизаторами и остальными сайлентблоками он обеспечивает автомобилю все современные скоростные преимущества, а также динамику разгона, торможения и управляемость.
НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ САЙЛЕНТБЛОКА
Есть в конструкции еще одни элементы – сайлентблоки. Эти небольшие по размерам детали с простой конструкцией выполняют достаточно важную роль. Их задача гасить колебания и предотвращать их передачу между составными элементами подвески. Они являются связующими элементами конструкции, соединения ряда деталей выполняются только через сайлентблоки. То есть эти детали принимают непосредственное участие в основной задаче подвески.
Сайлентблок относится к резинотехническим изделиям, использующимся в конструкции автомобиля. При этом он является расходным материалом, который в результате износа просто заменяется, поскольку он ремонту не подлежит.
Конструкция этой детали очень проста и включает она всего две основных составляющих:
- металлические обоймы;
- и резиновая проставка между ними.
За счет использования резины и достигается возможность гасить колебания и вибрации, получаемые от одной составляющей подвески, и отсутствие передачи их на другую.
Внешне он похож на массивную втулку, которая садится в специальное посадочное гнездо в элементе подвески, а по сути это просто упругий шарнир, соединяющий детали в один узел. Благодаря отверстию во внутренней обойме осуществляется крепление элемента, в котором он установлен к другой составляющей подвески или кузову.
Есть и сайлентблоки, у которых в конструкции используется только внутренняя обойма, а роль внешней выполняет само посадочное место в элементе подвески.
Как работает сайлентблок
При движении, автотранспорт подвергается большому количеству негативных воздействий (вибрации, толчки, колебания). На точки крепления деталей подвески действуют множество сил трения, за счет чего эксплуатационный ресурс резко снижается.
Чтобы избежать «побочки», конструкцией автотранспорта предусмотрено соединение деталей ходовой части с использованием сайлентблоков, функция которых заключается в снижении трений между соединениями, а также в поглощении вибраций и колебаний для комфортной езды.
Как работает сайлентблок
Устройство сайлентблоков, как они работают
Устройство типового сайлентблока
Итак, основное устройство сайлентблоков понятно: это резинометаллический шарнир (РМШ), предназначенный для подвижного скрепления двух жестких деталей. Причем резиновая прослойка скреплена с металлическими элементами не только за счет давления (как правило, в подобных шарнирах эластичную часть сжимают перед запрессовкой в металл, но и за счет фиксации специальным клеем или «приваривания» в процессе вулканизации.
Где находятся сайлентблоки
Места установки сайлентблоков определяются конструкцией модели автотранспорта. Чаще всего они устанавливаются:
- в верхних и нижних рычагах передней подвески;
- на поперечных рычагах в месте крепления к кузову;
- на концах стабилизатора при его креплении к поперечному рычагу;
- на амортизационных стойках;
- на концах поперечных рычагов;
- на участках соединения балки с проушинами кузова;
- в соединении рулевого механизма с тягами.
Конструктивные особенности сайлентблоков
Что же представляет собой сайлентблок? Классическое определение этого конструктивного элемента – резинометаллический шарнир, выполненный, как правило, в виде двух металлических втулок, вставленных концентрически одна в другую с резиновым или полиуретановым наполнителем между ними.
По месту установки сайлентблоки разделяются на три группы:
- Передняя подвеска (с преобладанием деформаций кручения): крепление амортизаторов, стабилизаторов, рычагов;
- Задняя подвеска (также преобладают деформации кручения): амортизаторы, стабилизаторы, элементы крепления задней балки;
- Упругие элементы крепления двигателя и коробки передач (преобладание деформаций сжатия и изгиба – использование в качестве виброизоляторов).
Схематично примеры установки сайлентблоков в различных местах автомобиля представлены на следующем рисунке:
Конечно, конкретные размеры и дополнительные элементы конструкции (например, буртики) сайлентблоков, их количество и конкретные места установки определяются конструкцией ходовой системы автомобиля, но принцип работы и основной конструктив одинаковы.
В процессе работы упругий элемент сайлентблока испытывает высокие циклические нагрузки и поэтому требования к материалу также достаточно жёсткие: как правило, это эластомеры на основе натурального каучука. В качестве упругого элемента используются также современные материалы: полиуретан и полиуретан с добавками натурального каучука.
Полиуретановые сайлентблоки несколько жёстче резиновых, но при этом они существенно (в 4 – 5 раз) долговечнее (и дороже).
Признаки неисправности сайлентблоков
Поскольку сайлентблоки относят к расходным материалам ходовой части, для обеспечения безопасности при эксплуатации автотранспорта рекомендуется знать их ресурс и долговечность, которую определяет завод-изготовитель своим регламентом.
Стала ли хуже управляемость вашего автомобиля?
ДаНет
В большинстве случаев, резинометаллический шарнир служит в районе 100 тысяч километров пробега. В странах с повышенными негативными факторами использования (погодные условия, качество дорог), сайлентблоки необходимо диагностировать каждые 60 тысяч километров.
Необходимость в замене детали определяется по ощущениям во время вождения автотранспорта, а именно:
- неустойчивость в управлении (поворот рулевого колеса автомобиля стал замедленным);
- посторонние шумы ударного характера со стороны подвески при движении по грунтовой дороге;
- нестабильность направления движения;
- вибрация рулевого колеса;
- появление скрипов и нехарактерных колебаний;
- неравномерность износа покрышек, при условии отсутствия других влияющих причин;
- развал/схождение колес не соответствует норме.
Признаки неисправности сайлентблоков
Для чего служит сайлентблок рычага подвески?
Данные детали представляют собой две металлические втулки (внутреннюю и внешнюю), а между ними расположена резиновая вставка, которая, чаще всего, сделана из полиуретана, поэтому иногда можно встретить такое понятие, как «полиуретановый сайлентблок». Именно эта вставка и играет важнейшую роль. Сайлентблок рычага подвески соединяет ее элементы, кроме того, такие детали нашли свое широкое применение и для крепления коробки переключения передач, и амортизаторов, и даже двигателя.
Довольно тяжело недооценить их роль в автомобиле, поэтому необходимо следить за их состоянием. Вообще производители обычно дают гарантию на целых сто тысяч километров пробега, однако учитывая «чудесное» состояние наших дорог, не стоит руководствоваться данной цифрой, лучше осуществить визуальный осмотр хотя бы после 50 тысяч. Тем более, что оценить, в каком состоянии находятся задние сайлентблоки передних рычагов, можно и самостоятельно в домашних условиях.
Как проверить сайлентблоки?
Определение технического состояния сайлентблоков производится на специализированных эстакадах, подъемниках, смотровых ямах. Для выполнения работы, необходимо иметь представление о внешнем виде нового сайлентблока и о его размерах. Для диагностики чаще используют монтировку и специализированный инструмент.
Мнение эксперта
Антон
Автомеханик со стажем и большой специалист по ремонту ходовой части автомобиля
Задать вопрос
Я настоятельно рекомендую производить замену сайлентбоков во время. Как только вы почувствуете ухудшение управления или посторонние звуки из ходовой части автомобиля, незамедлительно делайте диагностику.
Во время проверки, смотрят целостность детали, ее конструктивные параметры (исправный сайлентблок не должен иметь трещин, разрывов и не предусмотренных зазоров в соединениях).
Порядок определения состояния сайлентблоков заключается в следующем:
- после установки автотранспорта на эстакаду (подъемник, смотровую яму), выполняется очистка деталей от внешних загрязнений;
- производится визуальный осмотр;
- демонтируются шаровые опоры;
- осуществляется проверка деталей, которые связаны с сайлентблоками. Для этого, путем расшатывания в стороны рычага подвески, требуется удостовериться, что он, отпружинив, возвращается в свое первоначальное положение (свидетельствует об исправности);
- выполняется проверка втулки (она не должна вращаться относительно проушин);
- проверяется сам сайлентблок на наличие стуков внутри детали, а также видимых трещин и повреждений на резиновом и металлическом элементе;
- используя монтировку либо другой специализированный инструмент, производится проверка на наличие люфта в сайлетблоках (в случае его обнаружения, деталь требует срочной замены).
Процедура определения технического состояния не является сложной работой, однако для её выполнения требуются базовые знания в конструкциях автотранспорта.
Поскольку техническое состояние сайлентблоков напрямую влияет на общую безопасность эксплуатации автотранспортных средств, стоит позаботиться о своевременности их замены. Иначе это может привести к потере управляемости автомобиля при движении, поломке переднего рычага подвески, разрушению мест крепления сайлентблоков, асимметричной изношенности шин.
Как проверить сайлентблоки?
Как быстро заменить сайлентблок?
Из-за того, что посадка сайлентблоков на рычагах и других элементах довольно плотная, не каждый владелец автомобиля рискнет самостоятельно менять сайлентблоки. Однако если уже есть навыки ремонта автомобиля и вообще слесарных работ, справиться с задачей вполне сможет и малоопытный водитель. Пример того как можно поменять такие шарниры без специального оборудования. показан на видео, ниже.
Для работы понадобятся гаечные ключи для демонтажа пострадавшего рычага (чаще всего приходится менять их именно на рычагах подвески), а также проставки, большие шайбы и болт для запрессовки нового сайлентблока на посадочное место, тиски для фиксации рычага. Кроме того, в идеале для работы понадобится подъемник, но многие любители обходятся гаражом с ямой и домкратом.
Порядок действий при замене сайлентблока рычага.
- Машину загнать на яму, поднять домкратом так, чтобы вывесились колёса той оси, на которой будет проходить ремонт.
- Демонтировать нужные рычаги (сайлентблоки меняют парой, симметрично с левой и правой стороны, чтобы не нарушать функциональность подвески).
- Старые сайлентблоки извлечь из посадочных мест. Оптимальным вариантом будет выпрессовка, но зачастую их просто выбивают молотком.
- Посадочные отверстия обработать «вэдэшкой», высушить, зачистить, смазать.
- А дальше в дело вступает самодельная запрессовка: оправка подходящего диаметра (четко по размеру втулки), проставки, болт и шайба, которые и сработают вместо пресса. При этом важно сразу установить сайлентблок ровно, без перекосов, и он без проблем войдет на свое место.
- Установить рычаги на место.
- Опустить автомобиль и затянуть крепления рычагов.
Как сайлентблоки влияют на управление автомобилем?
Сайлентблоки – важнейшая часть любого автомобиля. Данные детали представляют собой уплотнённую втулку, которая соединяет детали амортизации. А амортизация – это одна из самых главных составляющих любого автомобиля. Поэтому, исправность сайлентблоков крайне важна.
Как же они влияют на управление?
- Если сайлентблок сделан некачественно, то велик шанс обычной поломки, при которой он перестает выполнять свои функции. В данном случае, водитель может услышать звуки удара колес и дна автомобиля о кочки и другие неровности. Управлять автомобилем станет очень сложно.
А такие «стрессы» могут привести к поломке уже всех деталей автомобиля. А тогда может случиться что угодно.
- Некачественные сайлентблоки, но уже исправные. Обычно, данные детали делают с применением резины. А с использованием, из-за нефтепродуктов и химических средств, резина может слегка раствориться. Это также может привести к неисправностям амортизации.
Автомобиль станет сложнее держать на неровной дороге, что может привести к авариям.
Также, при проблеме и износе сайлентблоков, автомобиль на больших скоростях может терять управление, поэтому, очень важно следить за исправностью этих деталей.
Обычно, сайлентблоки служат долго, но проверять их нужно каждый раз при обслуживании ходовой части автомобиля.
Почему сайлентблоки ломаются
Сайлентблоки, во время эксплуатации автомобиля (даже при постоянном нахождении без движения), регулярно испытывают воздействие физических сил, что ведет к деформации детали. Упругое деформирование не несет серьезных последствий, поскольку, при отсутствии воздействия сил, оно устраняется, а запчасть восстанавливает свой первоначальный вид.
Если сайлентблоки изготовлены из некачественного материала или отработали долгий период, деталь не восстановит свой первоначальный вид после окончания воздействия на неё нагрузок. Поэтому срок эксплуатации взаимосвязан с качеством резины (полиуретана), применяемого заводом-изготовителем при производстве сайлентблоков.
Также на срок эксплуатации негативно влияет воздействие химических веществ, применяемых для устранения гололеда на дорогах. Поэтому в резине образуются визуально неприметные трещины, которые перерастают в разрывы, после чего деталь подлежит замене.
При длительном периоде эксплуатации, резина (полиуретан) подвергается усталости, в результате чего снижаются её технические характеристики и она перестает выполнять функции своего назначения. Чаще, это приводит к продольной деформации сайлентблока, что в дальнейшем влечет за собой замену детали.
Еще одной причиной поломки является неправильная установка. Нагрузка действия сил ложится не по всему периметру детали, а на определенную часть, что служит неправильному выполнению своего назначения и быстрому изнашиванию. Для недопущения такой ситуации, стоит учесть, что утяжка болтов сайлентблока должна выполняться не на весу, а после того, как автотранспорт поставят на колеса.
В случае несвоевременного устранения проблем, сайлентблок стремительно разрушается, что сначала приводит к образованию зазоров, которые приводят к износам на тягах, а потом – разрушению места крепления.
Важно знать, что аккуратное вождение автотранспорта обеспечит снижение резких перепадов нагрузок на сайлентблоки, что увеличит их эксплуатационный срок.
Почему сайлентблоки ломаются
Замена на рычаге ВАЗ-2108
Перейдем к моделям ВАЗ-2108 и выше. У них замена сайлентблоков делается по-другому, хотя инструменты необходимы те же, что и для проведения замены на классических моделях. Единственное, потребуются дополнительно слесарные тиски.
Рассмотрим последовательность работ на примере модели ВАЗ-2108:
- Чтобы произвести замену, лучше с авто полностью снять рычаг.
Для этого ставим машину на смотровую яму, выдомкрачиваем колесо со стороны проведения замены, снимаем его. - Чтобы снять рычаг, необязательно рассупонивать шаровую опору, достаточно открутить болты крепления ее к рычагу.
В дальнейшем она останется в ступице, а рычаг можно будет снять. Также откручиваем гайки крепления распорки, стойки стабилизатора и болта крепления рычага к кронштейну кузова. Чтобы их легче было скрутить, обрабатываем гайки WD-40. - Вытаскиваем болт крепления и аккуратно снимаем рычаг.
- Далее выпрессовываем сайлентблоки. Некоторые их просто выпаливают при помощи газовой или бензиновой горелки.
Но это делать не рекомендуется, поскольку воздействие высоких температур может повлиять на структуру металла (может произойти отпуск) из-за чего прочность снизиться. - Лучше для выпрессовки использовать слесарные тиски. Берем отрезок трубы с внутренним диаметром больше сайлентблока и металлическую наставку, окружность которой соответствует внутренней обойме.
Для этого можно использовать втулку от старого сайлентблока, предварительно выпалив резиновую прослойку. Разводим губки тисков и помещаем все подготовленные элементы между ними. При этом рычаг ставиться по центру, с одной его стороны устанавливается труба, а с другой – наставка. Аккуратно стягиваем тиски, при этом наставка будет давить на шарнир, а труба выступит в качестве упора для рычага. Поскольку диаметр трубы больше, то при сжатии тисков наставка вытолкает сайлентблок. - Перед запрессовкой следует сделать фаску на новом шарнире, срезав небольшой слой резины.
Наставка не требуется, просто смазываем отверстие и сайлентблок мыльным раствором, центрируем шарнир и помещаем между губками тисков вместе с отрезком трубы. Стягивая тиски, резинотехнический элемент будет постепенно садиться на место, важно только проследить, чтобы он ровно стал (резиновые выступы с обеих сторон рычага были одинаковыми).
Так меняется сайлентблок, используемый в месте крепления к кронштейну кузова.
Второй шарнир, посредством которого соединяется рычаг с распоркой извлекать легче, поскольку он составной (состоит из двух частей). В народе этот элемент часто называют «ромашкой».
Извлекается он так:
- Зажимаем рычаг в тисках;
- При помощи мощной отвертки выковыриваем сначала составную часть с одной стороны, а затем с другой. При этом обычно металлические внешние обоймы остаются в рычаге;
- Той же отверткой и молотком сбиваем обоймы;
- Ставим новые элементы сайлентблока в рыча и центрируем их. Помещаем все между губками тисков и стягиваем, пока «ромашки» не сядут.
Так меняются шарниры на нижнем рычаге на всех моделях – от 2108 до 2115.
Теперь немного нюансов замены сайлентблока растяжки. Его менять следует при снятом нижнем рычаге. Просто откручиваем гайку крепления растяжки и извлекаем ее. А далее уже все зависит от конструкции подвески.
Как заменить сайлентблоки?
Во время замены неисправного сайлентблока, особое внимание нужно уделить качеству новой запчасти и наличию необходимого инструмента. Для выполнения работы понадобятся:
- ключи для демонтажа балки и рычагов подвески;
- молоток или кувалда;
- съемники сайлентблоков.
После установки и надежного закрепления на специализированных подъемных устройствах, производится разборка сопутствующих элементов.
Рассмотрим процесс замены сайлентблока задней балки:
- демонтаж балки подвески;
- освобождение от крепления троса ручника;
- снятие скобы крепления шлангов тормозной системы, установленной на кронштейнах;
- демонтаж старого сайлентблока балки;
- очистка места посадки от загрязнений;
- нанесение смазки из графита на посадочное место;
- установка новой запчасти, при этом монтаж выполняется без зазоров и дыр, а запрессовка осуществляется точными ударами молотка;
- монтаж балок в обратном порядке.
После замены сайлентблоков, транспортным средством можно сразу же пользоваться. Во время сборки необходимо контролировать надежность выполненного монтажа каждой запчасти и только после этого начинать устанавливать следующую.
Замена сайлентблоков передней балки осуществляется по тому же принципу:
- старый резиновый комплект снимают 3–4 сильными ударами кувалдой. Они должны быть четко в центр запчасти, не отклоняясь в бок от центра оси;
- загибание края обоймы происходит зубилом для дальнейшего облегчения демонтажа;
- снятие старого сайлентблока передней балки. Для выпрессовки пользуются отрезком трубки, при этом её диаметр должен быть меньше, чем место посадки. Трубку устанавливают до касания к детали и наносят удары молотком. Выполнив несколько ударов, демонтируемая запчасть снимается;
- после снятия сайлентблока передней балки, выполняют проверку места посадки на предмет наличия сколов и трещин. Если они обнаруживаются, деталь подлежит замене.
Если сайлентблок прикручивается болтами, а не запрессовывается, процесс демонтажа выполняется не ударным способом, а откручиванием. Его монтаж, соответственно, будет выполняться при помощи крепления болтами. Утяжка болтов подвески с соединениями через сайлентблок, осуществляется исключительно тогда, когда автомобиль стоит колесами на земле, для создания условий принятия рабочего положения подвески.
При монтаже стоит обратить внимание на правильность положения сайлентблока, так как не все резинометаллические шарниры можно установить произвольно. Если деталь имеет перегородки, у нее строго должно быть обозначено рабочее положение. В случае игнорирования этого факта, нагрузка сил на перегородки будет предельно большая и сайлентблок вскоре окажется в неисправном состоянии.
По своим размерам сайленблоки являются очень компактными деталями. Несмотря на это, они выполняют в транспортном средстве важные функции и являются значимым элементом подвески. Сайленблоки обеспечивают требуемый уровень комфорта и безопасности автомобиля в процессе движения. Поэтому к выбору и замене этих деталей нужно относиться внимательно и ответственно. Автомобилистам рекомендовано обращаться только к проверенным продавцам автозапчастей, чтобы не купить подделку.
Как заменить сайлентблоки
Преимущества и недостатки
Основной недостаток сайлентблоков – короткий срок службы. К тому же, и так недолгая жизнь этой детали сильно сокращается, если автомобиль используется для перевозки грузов, постоянно ездит по плохим дорогам, перемерзает зимой и перегревается летом. При этом даже серьезно «подуставший» сайлентблок не даст о себе знать до тех пор, пока не порвется резиновая вставка. А до этого момента он будет тихонько выполнять свою работу.
А в защиту резинометаллического шарнира можно сказать лишь то, что за всё время с момента их изобретения инженеры не предложили ничего лучше и только совершенствовали конструкцию и материалы.
Еще одно преимущество – эта деталь недорогая, ее можно заменить и этим полностью восстановить характеристики подвески и ходовой. По сути, сайлентблок можно назвать расходным материалом, хоть он и способен прослужить достаточно долго.
Говоря о преимуществах и недостатках, нельзя не упомянуть полиуретановые сайлентблоки. Автолюбители давно поняли, насколько они лучше стандартных резиновых.
Основное преимущество полиуретана перед различными сортами резины – долговечность. Этот материал не боится дорожной химии, морозов и перегрева, он очень долговечный. Резина, даже самая лучшая, служит в несколько раз меньше, к тому же страдает от воздействия агрессивных веществ, а под нагрузкой срабатывает эффект «выдавливания» резиновой прокладки. Полиуретан лишен этих недостатков, но основная его проблема – цена.
Полиуретановые сайлентблоки
Если есть возможность, силы и время, можно постепенно (или одномоментно) заменить резиновые сайлентблоки на полиуретановые и ощутить, насколько комфортней ездить, всего лишь приведя в порядок эти небольшие детальки в подвеске.